Рефераты. Использование библейских сюжетов в проектной деятельности учащихся старших классов средней школы (на примере немецкого языка)






внешней оценки со стороны учителя зависит от типа проекта и его темы; а

также от условий проведения. Исследовательский проект включает этапность

проведения, причем успех всего проекта зависит от правильно организованной

работы на этапах.

Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая

шаг за шагом. При этом не обязательно оценивать деятельность учащихся

отметками, можно использовать разнообразные формы поощрения, включая самое

обычное: « Все правильно» или «надо бы еще подумать». (“Alles ist richtig”,

“Interessant”, “Du solltest dir vielleicht anders ьberlegen”). В ролево-

игровых проектах, предполагающих соревновательный характер, учитель при

оценке результатов может использовать балльную систему. В творческих

проектах трудно оценить промежуточные результаты. Тем не менее учителю

необходимо отслеживать работу, чтобы вовремя придти на помощь, если она

потребуется. Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а

не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на

учение. [20,25]

Основной отличительный момент в роли учителя в проектной методике от

традиционных уроков заключается в том, что хотя учитель очень тщательно

подготавливается к применению проекта в обучении, в ходе выполнения

учащимися заданий проекта, он выступает в роли наблюдателя и координатора.

Тогда как на традиционных уроках учитель в большей степени чем учащиеся

задействован в учебном процессе.

5. Роль ученика в проектной деятельности.

В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в

активный творческий познавательный процесс на основе методики

сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а

вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по

предмету, в рамках которого и проводится проект.

В ходе выполнения проектных заданий, каждый из учеников является

участником одной из творческих групп. Группы формируются с учетом интересов

и потребностей учащихся.

Группа выбирает одно задание, но при его выполнении возможно

распределение ролей. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к

выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый

ученик включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это

огромный стимул к активному усвоению знаний.

Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается

творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать

возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные

им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся

работать в команде, ответственно относится к выполнению своего участка

работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. [4]

И более того, в процессе совместного выполнения заданий, учащийся

видит, что по каждой существует не одна (собственно его), а несколько точек

зрения и совсем необязательно, что его вариант решения проблемы единственно

правильный и лучший. Ребенок учится самостоятельно анализировать,

сравнивать и оспаривать другие точки зрения, доказывать свое видение

решения данной проблемы. Ученик готов спорить со своими товарищами, т.к.

положение сверстников одинаковое. В результате спора он осознает, что есть

и другие способы решения поставленной задачи, что его товарищи тоже могут

быть правы. Со временем школьник начинает контролировать самого себя,

искать другие варианты действия.

Умение сопоставлять, анализировать и прогнозировать влияет на

формирование самостоятельности и овладение способами самообразования.

В ходе выполнения проектных заданий учащиеся успешно усваивают учебный

материал, а также развиваются в интеллектуальном плане. У учеников

формируются такие качества личности, как самостоятельность,

доброжелательность по отношению к учителю и друг другу. [6,13]

1.2. Специфика методов проектов в преподавании иностранного языка.

Специфика использования проектной методики на уроках иностранного языка

вытекает из специфики самого предмета и из целей и задач, стоящих перед

учителем.

Как известно, огромное влияние на развитие языка какого-либо народа

оказывает его культура. Поэтому, выбирая темы для школьных учебников и для

проектной деятельности, авторы учебников и учителя школ отдают предпочтение

тем темам, которые содержат интересный и ценный для учащихся культурный,

исторический материал о стране изучаемого языка.

В школьной практике при проведении проектной деятельности на уроках

иностранного языка также часто выбирают темы, содержащие общечеловеческие

фундаментальные проблемы. Эти темы дают школьникам возможность задуматься о

явлениях и событиях, имеющих отношение к многим народам, позволяют

приблизить учащихся к другим культурам, воспитывают в духе толерантности.

Еще одной отличительной чертой проекта по иностранному языку является

активное использование средств изучаемого иностранного языка. Это

выражается в том, что учащиеся знакомятся с текстами и выполняют задания на

иностранном языке, попутно повторяя уже пройденный и усваивая новый

лексический и грамматический материал. Конечный продукт проектной

деятельности представлен также на изучаемом иностранном языке.

1.2.1. Цели и задачи проекта в обучении иностранного языка.

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному

языку является возможность в овладении учащимися: коммуникативной

компетенцией, т.е. практическому овладению иностранным языком. Выполняя

задания проекта , школьники знакомятся с особенностями культуры изучаемого

языка, с особенностями функционирования языка в рамках определенной

культуры и тем самым реализуют еще одну немаловажную цель в обучении

иностранному языку – формирование страноведческой компетенции.

Учитывая то, что при выборе темы проекта и составлении упражнений

отбирается специальный материал, представляющий ценность в страноведческом,

лексическом, грамматическом плане, можно судить о задачах, реализуемых

учащимися в ходе выполнения заданий проекта. Прежде всего это изучение

нового лексического и грамматического материала, повторение уже

пройденного.

Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически

применить знания по иностранному языку. Школьники сами находят недостающую,

на их взгляд, информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический,

грамматический материал, используя для этих целей не только материал

учебника, но и другие источники информации.

1.2.2. Преимущества метода проектов над традиционными способами

обучения иностранному языку.

По сравнению с традиционными методами обучения иностранному языку

проект имеет ряд преимуществ.

Проектная деятельность активную учетную практику для каждого ученика.

Это способствует формированию у школьников необходимых умений и навыков в

том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистической компетенции

на уровне, определенном программой и стандартом.

Задания проекта предоставляют учащимся возможность мыслить, решать

какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными

путями решения этих проблем.

В этом случае учащиеся акцентируют свое внимание на содержании

высказывания. В центре внимания находится мысль, а я зык выступает в своей

прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.

Таким образом, у школьников формируется коммуникативная компетенция вне

языкового окружения.

Проект в большей степени, по сравнению со стандартными методами

обучения, знакомит школьников со страноведческой тематикой, предоставляет

огромную возможность включения учащихся в активный диалог культур, чтобы

они на практике могли познать особенности функционирования языка в новой

для них культуре.

Таким образом, выполняя проектные задания, переносится акцент с

различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся,

требующую для своего оформления владения определенными языковыми

средствами. Метод проектов позволяет творчески применить языковой материал

и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский

клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и

доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по

возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Выполняя проектные задания, учащиеся овладевают определенными

интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно

отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль,

вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать

информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным

справочным материалом. К творческим умениям относятся умения генерировать

идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить не одно,

а много вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того

или иного решения.

К коммуникативным умениям относятся умения вести дискуссию, слушать и

слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную

аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично

излагать свою мысль.

Обучение иностранному языку, применяя метод проектов, способствует

общему развитию школьников.

Легко заметить, что метод проектов – суть развивающего, личностно-

ориентированного характера обучения. [20,21]

Глава 2. Проектная деятельность в обучении и воспитании

старшеклассников средствами немецкого языка на основе сюжетов из Библии.

2.1. Соотношение тематики учебника с содержанием факультатива

«Библейские сюжеты в проектах»

Факультатив «Библейские сюжеты в проектах» включает в себя четыре

рассказа, составленные на основе библейских притч. Данные тексты в

тематическом, лексическом и грамматическом плане соответствуют разделам

учебника «Немецкий язык, контакты» для учащихся 10-11 классов авторов Г.И.

Ворониной и И.В. Карелиной.

Данный учебник состоит из четырех основных разделов, каждый из которых

подразделяется на несколько глав.

Первый раздел учебника “Jugendliche, wie geh?s?” посвящен различным

молодежным проблемам. В частности взаимоотношению родителей и детей.

Второй раздел учебника “Bundeslдnder, was Neues?” – представителям

различных национальностей: свойственным им чертам характера, способам

поведения, их взаимоотношениям.

Третий раздел учебника “Kreativ Kultur erleben” – творческим аспектам

жизни, таким как литература, музыка, изобразительное искусство, кино, а

также известным представителям этих областей.

Четвертый раздел учебника “Im Trend der Zeit” – различным видам

деятельности молодежи. Таким, как учеба в средних и высших учебных

заведениях, временная и постоянная работа.

В ходе изучения тем вышеперечисленных разделов учебника учащиеся

получают возможность задуматься над вечными общечеловеческими проблемами,

такими, как взаимоотношение поколений; национальные особенности различных

народностей, проживающих на Земле; особенности творческого мира;

возможности выбора будущего выбора деятельности.

Бесспорно эти вопросы интересны учащимся, поскольку они актуальны для

старшеклассников и во многом пересекаются с их жизненными проблемами.

Для лучшего усвоения материала учебника разработан факультатив

«Библейские сюжеты в проектах». Обращение к Библии, одной из самых древних

и самых мудрых книг, не случайно, поскольку в ней содержатся ответы на

вопросы, поиском которых люди занимались всегда. Старшеклассникам

предлагается ознакомиться с библейскими сюжетами, схожими в тематическом

плане с главами учебника.

Соответствие тем учебника и библейских сюжетов представлено в следующей

таблице:

|Название раздела |Рассказ факультатива |Притча, на основе которой|

|учебника |«Библейские сюжеты в |составлен рассказ |

| |проектах» | |

|I. Jugendliche, wie |Geschichte ьber den | Притча о блудном сыне |

|geh?s? |verlorenen Sohn | |

|II. Bundeslдnder, was |Geschichte ьber den |Вавилонская башня |

|Neues? |Babilonturm | |

|III. Kreativ Kultur |Geschichte ьber Talente |Притча о талантах |

|erleben | | |

|IV. Im Trend der Zeit |Geschichte ьber Sдmann |Притча о сеятеле |

Помимо тематического соответствия, рассказы факультатива содержат

активный лексический и грамматический материал в соответствии с разделами

учебника.

2.2. Этапы работы над проектом.

Работа над каждым проектом состоит из 6 этапов.

I. 1 этап. Предтекстовая работа

Учитель с помощью вопросов, рассказов пытается сфокусировать сознание

учащихся на проблеме, направить их мыслительную деятельность в нужном

направлении.

2 этап. Работа с текстом.

Школьникам предлагается на прочтение и понимание содержания текст.

После этого они выполняют задания к тексту, направленные на усвоения нового

лексического и грамматического материала, узучаемого на основных уроках

немецкого языка по данной теме, закрепление уже пройденного, а также

размышление над содержанием текста.

II. 3 этап. Целеполагание.

На данном этапе учитель знакомит обучаемых с темами для творческих

работ в минигруппах. Учащиеся выбирают группы по своему желанию. В

заключительных случаях учитель помогает им сделать выбор.

4 этап. Планирование.

На этом этапе происходит распределение заданий между членами группы,

работа над планом групповой части проекта.

5 этап. Выполнение.

Учащиеся заняты поиском необходимой информации, используя для этих

целей не только материал учебника, но и другие источники; синтезированием и

анализированием найденной информации, выдвигаемых идей и гипотез;

оформлением проектных заданий.

6 этап. Защита проекта.

Участники каждой творческой группы представляют выполненную часть

проекта. Если основное задание творческой группы не предполагало

монологического или диалогического высказывания на немецком языке

(например, при сооружении здания или при представлении рассказа в

рисунках), то во время презентации учащиеся поясняют результаты работы на

немецком языке. На презентацию творческих работ желательно пригласить

гостей, оформить помещение для создания творческой атмосферы. Гости могут

задавать вопросы участниках творческих групп по выполненному группой

заданию.

В конце учитель вместе с ребятами подводит итоги, делает выводы. Гости

также могут высказать свои мнения и пожелания в отношении выполненной

творческой работы.

2.3. Тематическое планирование факультатива.

Выполнение каждого проекта рассчитано на восемь факультативных уроков,

проходящих один раз в неделю.

На первых двух уроках планируется выполнение предтекстовой работы и

работы с текстом.

На третьем факультативном занятии учащиеся выбирают темы для творческих

работ в минигруппах. Происходит формирование групп и обсуждение группой

плана выполнения задания.

Следующие три факультативных урока. Каждая минигруппа выполняет свою

часть проекта.

Последние два занятия планируется посвятить презентации школьниками

выполненных творческих заданий.

2.3.1. Geschichte ьber den verlorenen Sohn.

В основу рассказа о блудном сыне положена библейская притча о блудном

сыне, в которой сказано, что младший сын одного господина, забрав свою

часть наследства, уходит из дома в другую страну, где вскоре растрачивает

все имевшиеся у него деньги. После долгих раздумий он все-таки решает

вернуться домой и попросить прощения у отца. Последний, вопреки ожиданиям

младшего сына, встречает его с радостью и устраивает пир в честь

возвращения сына.

См. таблицу 1.

2.3.2. Geschichte ьber den Babylonturm.

Рассказ о Вавилонской башне основан на библейской истории о том, как

когда-то люди, перед расселение по всей Земле, решили оставить о себе

память, построив город, а в нем башню, которая доставала бы верхушкой небо.

Бог, увидев это строительство, наделяет людей разными языками, чтобы они не

могли общаться друг с другом и продолжить начатое. Затем Бог сам расселяет

людей по всей Земле.

См. таблицу 2.

2.3.3 Geschichte ьber Talente

Рассказ о талантах основан на библейской притче о талантах, в которой

говорится о том, как один господин перед отъездом в другую страну раздал

своим слугам таланты: одному дал пять талантов, другому два, третьему один.

Двое первых слуг смогли воспользоваться талантами так, что удвоили их

количество, а третий слуга закопал свой талант в землю.

См. таблицу 3

2.3.4 Geschichte ьber Sдmann

Рассказ составлен с использование смысла притчи о сеятеле: семена,

разбрасываемые сеятелем, попадая на разную почву, имели разную судьбу.

См. таблицу 4.

Заключение.

Использование проектной деятельности в обучении в современной школе

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.