Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель по очереди называет
по три слова каждой команде. Участники игры должны быстро назвать первые
буквы этих слов. Выигрывает тот, кто правильно выполнил задание.
4. Испорченная пишущая машинка. Цель: формирование орфографического
навыка.
Ход игры: преподаватель распределяет все буквы алфавита между обучаемыми.
Затем он предлагает каждому ударить свою «клавишу», то есть назвать свою
букву. После того как обучаемые научатся автоматически реагировать на
услышанный звук или написанную букву, им предлагается «напечатать» слова,
сначала предъявляемые преподавателем на карточках, а затем произносимые
вслух.. Побеждает тот, кто сделает меньше ошибок.
5. Где буква? Цель: формирование навыка дифференциации звукобуквенных
соответствий.
Ход игры: преподаватель пишет на доске несколько слов и предлагает
обучаемым найти среди них три, в которых буква … читается как… . Выигрывает
тот, кто это сделает.
Лексические игры.
1. Цифры. Цель: повторение количественных числительных.
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается
вразброску одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за
другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную
цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с
заданием.
2. Числительные. Цель: закрепление количественных и порядковых
числительных.
Ход игры: образуются две команды. Преподаватель называет порядковое или
количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее
число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное
числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает
команда, получившая меньшее количество штрафных очков.
3. Запретное числительное. Цель: закрепление количественных и порядковых
Ход игры: преподаватель называет «запретное» числительное. Обучаемые хором
считают (сначала называются количественные, затем порядковые числительные).
«Запретное» числительное называть нельзя. Тот, кто ошибается и произносит
его, приносит своей команде штрафное очко. Выигрывает команда, получившая
меньшее количество штрафных очков.
4. Пять слов. Цель: закрепление лексики по теме или по одному из пройденных
уроков.
Ход игры: пока обучаемый из одной команды считает до пяти, представитель
второй команды должен назвать пять слов по данной теме. Участник, не
справившийся с заданием, выбывает из игры.
5. Цвета. Цель: закрепление лексики по пройденным темам.
Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает
команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного
цвета.
6. Больше слов. Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно
больше слов на заданную ей букву. Выигрывает команда, назвавшая большее
количество слов.
Игру можно проводить и в письменной форме. Представители команд
записывают слова на доске. В этом случае при подведении итогов учитывается
не только количество слов, но и правильность их написания.
7. Угадай название. Цель: активизация лексики по изученной теме.
Ход игры: каждый обучаемый получает тематический рисунок. Он должен
рассмотреть его и рассказать, что на нем изображено. Тот, кто первым
угадает название рисунка, получает следующий и выполняет то же задание.
Выигрывает тот, кто угадает больше названий.
8. Озвучивание картинки. Цель: активизация лексики по изученной теме,
развитие навыков диалогической речи.
Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым
прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо
озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и
правильно его воспроизведет.
9.Найди цифру. Цель: развитие лексического навыка.
Ход игры: один из играющих называет любое слово, пришедшее ему в голову,
желательно короткое. Второй участник должен назвать слово, рифмующееся с
первым, третий – добавить еще слово в рифму и т.д. Тот, кто не может
назвать слово в рифму, получает минус. Когда у кого-нибудь из играющих
наберется три минуса, он выходит из игры. Выигрывает оставшийся последним.
Можно выбирать только существительные в именительном падеже
единственного числа или любые другие слова.
Грамматические игры.
1. Изображение действия. Цель: автоматизация употребления глаголов в устной
речи.
Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие
(мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его,
употребляя изученные глаголы.
2. Игра в мяч. Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает
предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды
и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет
предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из
первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д. За
каждую ошибку начисляется штрафное очка. Побеждает команда, набравшая
наименьшее количество штрафных очков.
3. Кубики. Цель: автоматизация употребления конструкции в устной речи.
Ход игры: для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены
картинки с изображением предметов или животных. Обучаемые делятся на две
команды. Участники по очереди выходят к столу, подбрасывают кубик и
называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету
картинки на одной из граней кубика. За каждое правильно придуманное
предложение команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее
количество очков.
4. Подарки. Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления
изученных глаголов в будущем времени в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов: 1)
наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать,
используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками,
полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному
предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием и
составит предложения без ошибок.
Среди различных видов игр особое место занимает ролевая игра.
Ролевая игра. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет
мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к
тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.
Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения,
удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и
разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов
обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более
стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности
учащихся.
Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где
классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и
учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где
учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в
обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для
обучения. И обучаемые должны вносить значительные вклад в этот процесс.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование
ролевых игр. Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе
активных способов обучения практическому владению иностранным языком.
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками
реальной практической деятельности людей, создает условия реального
общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом
мотивации, повышением интереса к предмету.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются
в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить,
выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.
Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как
средство общения.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем,
создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный
барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем
самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-
лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают
отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным
партнером в речевом общении.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать
беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с
его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать
собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению
иностранного языка. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше
пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать
(интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту
информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те
лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.
Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику,
при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как
он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией,
определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно
отреагировать на реплику.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов
школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они
содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность;
воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают,
помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь
управляет учебной деятельностью.
Основные требования к ролевым играм:
1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника
интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить
на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как
содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы
учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или
иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и
убедительной.
3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.
4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой
атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения,
радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре,
тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится
чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять
разные роли.
5. Игра организуется таким образом, что-бы учащиеся могли в
активном речевом общении с максимальной эффективностью
использовать отрабатываемый языковой материал.
6. Учитель непременно мам верит в ролевую игру, в ее эффективность.
Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.
7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт
с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы
на занятии – очень важный фактор, значение которого трудно
переоценить.
В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-нибудь роль,
однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работ
под его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог
бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.
Обычно учитель берет себе роли лишь вначале, когда школьники еще не
освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадет.
В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же
управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику,
который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.
В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для
учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее
типичные.
Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения,
так и на продвинутом.
Психологические исследования показывают, что в период с четвертого по
десятый класс, когда осуществляется изучение иностранного языка, развитие
школьников проходит несколько возрастных стадий. Отмечается также, что
главнейшие изменения в психических особенностях личности на данной стадии
ее развития обусловлены ведущей деятельностью, характерной для этой стадии.
Младшему школьному возрасту, в котором начинается изучение иностранного
языка, предшествует не просто более ранний, дошкольный возрастной период,
но также более ранняя форма ведущей деятельности. Этой ранней формой
ведущей деятельности является ролевая игра. В младшем школьном возрасте,
т.е. в семь - одиннадцать лет, ведущей деятельностью становится учение.
Переход от одной ведущей деятельности к другой происходит в форме
взаимодействия старых и новых способов в поведении. Ранее сформированные
особенности личности сохраняются в тот период, когда появляются и активно
формируются новые личностные свойства, а в период наиболее полного развития
последних создаются предпосылки для зарождения качеств личности,
соответствующих переходу к новой ведущей деятельности и следующему
возрастному этапу. Игра как одна из форм отражения ведущей деятельности
может соответствовать достигнутому возрасту, возвращаться к более ранним
формам поведения, опережать соответствующую возрастную стадию и
способствовать подготовке к новой ведущей деятельности. Эти и некоторые
другие теоретические положения пока еще недостаточно используются для
правильной организации учебной ролевой игры на уроках иностранного языка.
В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях
партнеров, например официальные/неофициальные. В разделе роли содержится
список ролей. Описание роли дается в ролевой карточке, при этом информация
может быть представлена детально: даны сведения о человеке (добрый,
честный, ленивый и т.д.), о его жизненном и речевом опыте, о привычках,
увлечениях и т.п. Однако информация не должна излагаться слишком подробно,
ибо в этом случае участник игры лишается возможности проявить творчество.
Описание может быть кратким, чтобы ученик мог домыслить образ персонажа,
роль которого он будет исполнять.
Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль.
Каждый участник ролевой игры совершает речевые действия,
обусловленные ситуацией общения, но за каждым из них остается определенная
свобода действий, речевых поступков.
Роли распределяет учитель, их могут выбрать и сами учащиеся. Это
зависит от особенностей группы и личностных характеристик учащихся, а также
от степени владения ими иностранным языком.
Обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю
следует проявить такт особенно при оценке результатов первой ролевой игры.
Отрицательная оценка деятельности ее участников неизбежно приведет к
снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с
удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам.
Если есть такая возможность, нужно записать ход игры на магнитную
ленту, а затем вместе с учащимися прослушать фонограмму либо всей игры,
либо отдельных ее фрагментов. При анализе игры можно записать необходимую
информацию с магнитофона на доску.
Фономатериалы игры дают учителю четкое представление о том, что не
получилось в игре, какие языковые формы были использованы не адекватно
ситуации, что выпало из поля зрения во время подготовки игры. Все это дает
учителю возможность учесть недостатки при проведении последующих ролевых
игр.
В организации учебного игрового общения важным является создание
условий для такого выполнения игрового задания, в котором достигалось бы не
присоединение реплики, а взаимодействие партнеров, поскольку общение есть
именно взаимодействие участников. Решение этой задачи связано с изучением
закономерностей возникновения общения в совместной осуществляемой
деятельности, выявление особенностей речевого взаимодействия партнеров,
учетом ограничений, накладываемых иноязычным говорением на форму содержание
речевого общения, поиском путей преодоления таких ограничений и повышения
самостоятельности высказывания учащихся.
Существует предположение, что ролевая игра может эффективно
использоваться на уроках иностранного языка учетом основных положений
теории ведущей деятельности и содержания возрастных периодов развития
школьников, исследований проблем общения и речевой деятельности.
Рассмотрим один из уроков четвероклассников, им был предложен сюжет:
Страницы: 1, 2, 3