выделяются:
• знания (лингвистические, т.е. знания основ фонетики,
грамматики, лексики) и экстралингвистические (знания о традициях,
истории, культуре страны изучаемого языка);
• навыки (речевые фонетические, лексические,
грамматические, орфографические, каллиграфические и учебные - база для
развития умений);
• умения (аудирования, говорения, чтения, письма);
• мотивы и отношение к деятельности (воспитание интереса
к предмету, воспитание отношения к учителю как речевому
партнеру, воспитание коммуникативной мотивации).
На данном уроке происходит формирование лексических и грамматических
навыков, учащиеся приобретают лингвистические знания. Тема способствует
воспитанию интереса к предмету.
.
5. Как реализованы на уроке общедидактические и методические принципы.
Под принципами обучения Г.В. Рогова понимает "исходные положения,
которые определяют содержание, методы, организацию обучения и проявляются
во взаимосвязи и взаимообусловленности”. Существуют общед-идактические и
частно-методические принципы. Сначала раскроем соблюдение дидактических
принципов на данном уроке английского языка.
1. Принцип воспитывающего обучения. Этот принцип
предполагает единство всех целей обучения - практической,
развивающей, образовательной, воспитательной, ведущих к воспитанию
гармоничной личности и реализованных через задачи конкретного урока. Это и
имело место на данном уроке, так как на уроке были поставлены
практическая, воспитательная, образовательная и развивающая задачи.
2. Принцип научности заключается в том, что обучение
должно строиться на последних достижениях науки. На данном уроке научность
организации процесса усвоения реализовывалась через обучение в рамках
господствующего и общепризнанного сейчас в российской науке - современной
методике иностранных языков - коммуникативного подхода.
3. Принцип систематичности в дидактике проявляется в определенной
последовательности усваиваемых явлений, в установлении связей
между уже усвоенным и новым. В обучении иностранным языкам этот принцип
проявляется в организации цикла урока, которая базируется на
психологических законах речевой деятельности: от формирования к
совершенствованию навыков и развитию речевых умений. Данный урок- третий в
серии уроков и направлен на совершенствование навыков говорения.
4. Принцип доступности и посильности. Посильность проявляется
в определении объема учебного материала исходя из реальных возможностей
учащихся, доступность - в организации речевого и языкового материала.
На данном этапе обучения предложенный учебный материал не только был очень
интересен учащимся, но и доступен в восприятии, осмыслении и работе с ним.
5. Принцип сознательности, согласно Г.В. Роговой и И.Н.
Верещагиной, "должен реализовываться в целенаправленном
восприятии и осмыслении изучаемых явлений, их творческой
переработке и применении учащимися в ходе выполнения речевых действий,
т.е. при уяснении функции данного явления в речевом общении", что было
продемонстрировано на данном уроке.
6. Принцип наглядности и прочности. "Наглядность, - пишут Т.И. Рогова и
И.Н. Верещагина, - можно определить как специально организованный показ
языкового материала и его употребление в речи с целью помочь учащемуся
в его понимании, усвоении и использовании". На этом уроке
использовались картинки с изображением известных личностей,
достопримечательностей, городов, карточки с разными коммуникативными
заданиями для каждой пары.
7. Принцип активности. Речевая активность во многом
обуславливается интеллектуальной и эмоциональной активностью. Также она
связана с формированием у учащихся умения комбинировать
речевые единицы по - новому в связи с меняющимися ситуациями и
речевыми задачами. Данный принцип был реализован на моем уроке, т.к.
учащимся предлагались разные коммуникативные задания, что способствовало
активизации умственной и речевой деятельностей.
В современной методике преподавания иностранных языков существует два
основных подхода к классификации принципов. Согласно первому, более
распространенному, все принципы.обучения подразделяются на
общедидактические и частнометодические. Согласно второму, менее
распространенному подходу, все методические принципы
это те же общедидактичесикие принципы, но функционирующие с
учетом специфики предмета.
Методическим содержанием коммуникативного метода, являющимся важным
достижением методической мысли нашего времени и получившего широкое
распространение на практике, Е. И. Пассов выделяет 5 принципов:
1. Индивидуализация.Существуют три аспекта индивидуализации: индивидная,
субъектная и личностная. Наиболее важной является личностная
индивидуализация, личностные качества теснее, чем индивидные и
субъектные связаны с речевой деятельностью через ее социальную функцию.
На данном уроке при проведении речевой подготовки были учтены интересы,
предпочтения, увлечения учащихся, и, в соответствии с ними были заданы
вопросы.
2. Принцип речевой направленности реализуется через
практическую речевую деятельность на уроке, что предполагает такую
организацию обучения, при которой учащийся постоянно вовлечен в
процесс общения на языке. Также речевая направленность
означает речевой характер всех упражнений и мотивированность
высказывания. На данном уроке речевая направленность
проявляется при решении коммуникативных задач при тренировки нового
грамматического и лексического материала.
3.Ситуативность. По Пассову, ситуация - это система
взаимоотношений собеседников... И чем шире и глубже эти
отношения, тем легче нам общаться, ибо за нашей речью стоит большой
контекст — контекст нашей совместной деятельности. Все поставленные
коммуникативные задачи говорения на данном уроке были ситуативны:
присутствовали все необходимые компоненты ситуации:
взаимоотношения собеседников, предмет обсуждения.
4. Функциональность, предполагающая выдвижение на первый план функции, а
не формы речевой единицы. Данный урок – урок формирования грамматических
навыков и этот принцип нашел свою реализацию в объяснении грамматического
материала.
5. Новизна как явление может касаться
а) формы речевого высказывания;
б) содержания высказывания;
в) приемов обучения;
г) условий обучения;
д) содержания обучения (материала). На уроке новизна
проявлялась за счет новой грамматики и способа выражения мечты, нереального
события, фантазии учащихся.
6.Принцип научности в методике обучения ИЯ функционирует в трех сферах:
1) в организации учебного процесса;
2) в организации процесса усвоения:
3) в организации учебного материала.
Организация процесса усвоения и закрепления на уроке базируется на
принципе коммуникативной направленности учебного процесса, который
моделируется как процесс реального общения. На данном уроке речевая
направленность реализуется при помощи КЗ. Решаются разные типы КЗ -
познавательные, регулятивные и ценностно - ориентационные. Функциональность
выражается в том, что учащиеся используют иностранный язык для решения
задач общения. Новизна выражается в .новой парной форме работы, интересного
нового для учащихся тематического содержания урока, смены ситуаций общения,
коммуникативных задач.
6. Какие методы обучения использованы на уроке. Как соотносятся методы
обучения иностранным языкам с общедидактическими методами обучения.
Педагоги дают различные определения понятию "метод". Н.А. Сорокин
определяет метод, как "способ совместной деятельности учителя и учащихся в
процессе обучения, с помощью которого достигается выполнение поставленных
задач". Ю.К. Бабанский пишет, что метод — это ''способупорядочивания
взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности,
направленной на образование, воспитание и развитие в процессе обучения "
(Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. -М., 1981).
Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают
естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них.
При целостном подходе Ю.К. Бабанский считает необходимым выделить три
большие группы методов обучения:
1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности.
В основу классификации методов в методике обучения ИЯ взята точка зрения
И.Л. Бим, которая определяет метод как "способ деятельности, в наибольшей
степени обеспечивающий достижение цели". (Бим И.Л. Теория и практика
обучения немецкому языку в средней школе. - М: Просвещение, 1988). Целью
деятельности учителя в каждый данный момент обучения И.Л. Бим называет
уровень обученности ученика. Именно это положение берется в качестве
исходного пункта - критерия для выделения методов обучения.
По Бим, выделяются две большие группы методов:
1. методы преподавания/обучения (показ, объяснение, организация
тренировки, применения, контроль);
2. методы учения (ознакомление, осмысление, тренировка, применение,
самоконтроль).
На данном уроке со стороны учащихся имели место метод тренировки нового
материала по данной теме и самоконтроля (при порождении реакции на реплику
собеседника). Следует заметить, что при работе на уроке присутствовал
взаимоконтроль учащихся. Со стороны учителя на данном уроке присутствовали
методы объяснения, организации применения материала и контроля в скрытой
форме.
7. Как учитель активизирует познавательную деятельность учащихся. Какие
типы коммуникативно-познавательных задач чтения и говорения были предложены
учащимся.
В методической литературе отмечаются следующие условия активизации
познавательной деятельности учащихся:
1. Создание потребности общения (вводная беседа,
анкетирование, с помощью которых у учащихся создается дефицит информации);
2. Создание проблемной ситуации;
3. Четкая постановка коммуникативное задачи или ее
формулирование самими учащимися;
4. Достаточно автоматизированные лексические и
грамматические навыки;
5. Наличие опор как условий решения задачи, постепенное из убывание;
6. Коммуникативные задачи должны апеллировать к сложным мыслительным
процессам;
7. Учет интересов учащихся, их возрастных, индивидуальных, групповых
особенностей, жизненного опыта.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке происходит
за счет постановки коммуникативно-познавательных задач и их решения
учащимися. Исходя из четырех основных функций общения (коммуникативно-
познавательная, коммуникативно-регулятивная, аффективно - коммуникативная
или ценностно-ориентационная, конвенциональная), И.Л. Бим выделяет четыре
основных, обобщенных типа коммуникативных задач и по несколько
конкретизированных типов КЗ внутри каждого из них.
|Основные цели(функции) |Основные |Конкретизированные тины|
|иноязычного общения |обобщенные тины КЗ |КЗ |
|Познавательная |Информирование |• Запросить информацию |
| | |• Сообщить информацию |
| | |• Подтвердить |
| | |• Возразить |
| | |• Описать явление, |
| | |процесс |
| | | |
|Регулятивная |Побуждение |• Выразить просьбу |
| | |• Советовать не... |
| | |• Запрещать |
| | |• Объяснять |
|Ценностно - | Выражение мнения |• Выражать |
|ориентационная |(оценки) |чувства: радость, |
| | |желание, огорчение |
| | |• Рассказать |
| | |• Одобрять |
| | |• Хвалить |
| | |• Критиковать |
| | |• Убеждать |
|Конвенциональная |Установление контакта |• Делать обращение. |
|(речевой этикет) | |• Приветствовать |
| | |• Поздравлять |
На данном уроке учащимся предложены следующие типы коммуникативно-
познавательных задач говорения:
• Информирование (сообщить информацию): a)”…tell us about your dreams.”
Ценностно-ориентационные (выражение мнения, оценка): Agree, disagree
with me.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся, повышения
мотивации изучения ИЯ решается в рамках коммуникативного и личностно-
деятельностного подходов, признанных в методике ИЯ и основывающихся на
работах Леонтьева А.Н. и Зимней И.А. На данном уроке познавательная
деятельность учащихся активизировалась с помощью решения коммуникативных
задач.
8. Аргументируйте адекватность упражнений для формирования и
совершенствования навыков и развития речевого умения поставленным задачам
урока. Охарактеризуйте их с точки зрения коммуникативной, направленности и
ситуативности.
В дидактике дается следующее определение "Упражнение -это
сознательное, многократное выполнение учащимися
заданий для закрепления знаний и навыков в учебной 'работе ".
И.Л. Ким определяет упражнение в методике преподавания ИЯ как
"основное непосредственно материальное средство организации деятельности
учащихся и учителя, учащихся друг с другом или ученика и учебника при
самостоятельной работе".
Упражнения являются единицей деятельности, и структура упражнений
должна отвечать структуре деятельности. Таким образом, упражнения состоят
из трех частей:
1) установка (задание, КЗ);
2) языковой материал, подлежащий усвоению;
3) указание на осуществление контроля или самоконтроля и их формы.
Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой
деятельности, который развивается на данном уроке.
Упражнения классифицируются в методической литературе на речевые
(коммуникативные) - УРУ и РУ - и языковые. (Пассов Е.И. Коммуникативный
метод обучения иноязычному говорению. - М., 1985)'
. Данный урок посвящен формированию лексических и грамматических навыков.
Важнейшим видом работы на уроках I типа являются УРУ и УРУ1.
1. наличие речевой стратегии и тактики говорящего. При решении КЗ
высказывания на уровне предложения ученики имели определенную
задачу – согласиться с партнером и выразить свое мнение.
2. актуализирование взаимоотношений учащихся. Ученикам легче общаться
на уроке, если их связывают определенные отношения, развитие
речевой активности и самостоятельности говорящего, что не
означает отказ от использования опор, а их постепенное изживание как
способ воспитания самостоятельности: сначала можно использовать
содержательные, затем смысловые и, наконец, отсутствие опор. Смысловые
опоры на данном уроке поры были представлены в написанном виде на
карточках, которые использовались учащимися при выполнении УРУ.
4. Речевое упражнение – это всегда новая ситуация, благодаря чему
обеспечивается вербальное и структурное разнообразие высказывания, его
новизна. На данном уроке присутствовали коммуникативные задачи на слушание
речи учителя, своих одноклассников; КЗ на чтение заданий в учебнике и на
карточках; КЗ в говорении для отработки материала.
9. Аргументируйте целесообразность содержательных и смысловых опор, исходя
из поставленных задач урока и факторов учебной ситуации.
Учителя иностранных языков широко применяют опоры в обучении. В
дидактическом плане опоры способствуют реализации принципов посильности и
доступности, речевой активности, и ндивидуализации обучения. С точки зрения
психологии речи, опоры принимают участие в формировании самостоятельности
-одной из основных характеристик речевого умения.
В методической литературе опора рассматривается как речевая поддержка, она
задает движение мысли и способствует ее развертыванию. Однако необходимо,
подчеркивает Е.Ф. Иванова, учитывать "временный характер опоры, ее функцию
промежуточного рабочего средства в процессе развития речевого умения, на
последней стадии которого опора, интериоризуясь, исчезает." (Иванова Е.Ф.
Методика разработки и использования опор для монологической речи. - Улан-
Удэ: Издательство Бурятского пединститута, 1994).
Согласно И.Л. Бим и Е.И. Пассову при разработке и использовании опор
следует учитывать:
1. адекватность опоры определенной стадии формирования речевого
умения;
2. методическое единство опоры и установки в речевом
упражнении;
3. рациональную последовательность опор с постепенной их интериоризацией и
исчезновением.
Вообще же опоры делятся на вербально - иллюстративные и смысловые.
Первый тип -это картинки, фильмы, диафильмы и т. д., а второй тип - слова,
как опорные вехи, схемы - иллюстрации.
На рассматриваемом уроке в качестве опор были использованы карточки с КЗ
для класса. Я полагаю, на данном уроке такие смысловые опоры были уместны,
так как материал для них является новым и на данном этапе учащиеся ещё
Страницы: 1, 2, 3