Рефераты. Научно-педагогическое обоснование урока английского языка в 8“б” классе Лингвистической гимназии №3






выделяются:

• знания (лингвистические, т.е. знания основ фонетики,

грамматики, лексики) и экстралингвистические (знания о традициях,

истории, культуре страны изучаемого языка);

• навыки (речевые фонетические, лексические,

грамматические, орфографические, каллиграфические и учебные - база для

развития умений);

• умения (аудирования, говорения, чтения, письма);

• мотивы и отношение к деятельности (воспитание интереса

к предмету, воспитание отношения к учителю как речевому

партнеру, воспитание коммуникативной мотивации).

На данном уроке происходит формирование лексических и грамматических

навыков, учащиеся приобретают лингвистические знания. Тема способствует

воспитанию интереса к предмету.

.

5. Как реализованы на уроке общедидактические и методические принципы.

Под принципами обучения Г.В. Рогова понимает "исходные положения,

которые определяют содержание, методы, организацию обучения и проявляются

во взаимосвязи и взаимообусловленности”. Существуют общед-идактические и

частно-методические принципы. Сначала раскроем соблюдение дидактических

принципов на данном уроке английского языка.

1. Принцип воспитывающего обучения. Этот принцип

предполагает единство всех целей обучения - практической,

развивающей, образовательной, воспитательной, ведущих к воспитанию

гармоничной личности и реализованных через задачи конкретного урока. Это и

имело место на данном уроке, так как на уроке были поставлены

практическая, воспитательная, образовательная и развивающая задачи.

2. Принцип научности заключается в том, что обучение

должно строиться на последних достижениях науки. На данном уроке научность

организации процесса усвоения реализовывалась через обучение в рамках

господствующего и общепризнанного сейчас в российской науке - современной

методике иностранных языков - коммуникативного подхода.

3. Принцип систематичности в дидактике проявляется в определенной

последовательности усваиваемых явлений, в установлении связей

между уже усвоенным и новым. В обучении иностранным языкам этот принцип

проявляется в организации цикла урока, которая базируется на

психологических законах речевой деятельности: от формирования к

совершенствованию навыков и развитию речевых умений. Данный урок- третий в

серии уроков и направлен на совершенствование навыков говорения.

4. Принцип доступности и посильности. Посильность проявляется

в определении объема учебного материала исходя из реальных возможностей

учащихся, доступность - в организации речевого и языкового материала.

На данном этапе обучения предложенный учебный материал не только был очень

интересен учащимся, но и доступен в восприятии, осмыслении и работе с ним.

.

5. Принцип сознательности, согласно Г.В. Роговой и И.Н.

Верещагиной, "должен реализовываться в целенаправленном

восприятии и осмыслении изучаемых явлений, их творческой

переработке и применении учащимися в ходе выполнения речевых действий,

т.е. при уяснении функции данного явления в речевом общении", что было

продемонстрировано на данном уроке.

6. Принцип наглядности и прочности. "Наглядность, - пишут Т.И. Рогова и

И.Н. Верещагина, - можно определить как специально организованный показ

языкового материала и его употребление в речи с целью помочь учащемуся

в его понимании, усвоении и использовании". На этом уроке

использовались картинки с изображением известных личностей,

достопримечательностей, городов, карточки с разными коммуникативными

заданиями для каждой пары.

.

7. Принцип активности. Речевая активность во многом

обуславливается интеллектуальной и эмоциональной активностью. Также она

связана с формированием у учащихся умения комбинировать

речевые единицы по - новому в связи с меняющимися ситуациями и

речевыми задачами. Данный принцип был реализован на моем уроке, т.к.

учащимся предлагались разные коммуникативные задания, что способствовало

активизации умственной и речевой деятельностей.

В современной методике преподавания иностранных языков существует два

основных подхода к классификации принципов. Согласно первому, более

распространенному, все принципы.обучения подразделяются на

общедидактические и частнометодические. Согласно второму, менее

распространенному подходу, все методические принципы

это те же общедидактичесикие принципы, но функционирующие с

учетом специфики предмета.

Методическим содержанием коммуникативного метода, являющимся важным

достижением методической мысли нашего времени и получившего широкое

распространение на практике, Е. И. Пассов выделяет 5 принципов:

1. Индивидуализация.Существуют три аспекта индивидуализации: индивидная,

субъектная и личностная. Наиболее важной является личностная

индивидуализация, личностные качества теснее, чем индивидные и

субъектные связаны с речевой деятельностью через ее социальную функцию.

На данном уроке при проведении речевой подготовки были учтены интересы,

предпочтения, увлечения учащихся, и, в соответствии с ними были заданы

вопросы.

2. Принцип речевой направленности реализуется через

практическую речевую деятельность на уроке, что предполагает такую

организацию обучения, при которой учащийся постоянно вовлечен в

процесс общения на языке. Также речевая направленность

означает речевой характер всех упражнений и мотивированность

высказывания. На данном уроке речевая направленность

проявляется при решении коммуникативных задач при тренировки нового

грамматического и лексического материала.

3.Ситуативность. По Пассову, ситуация - это система

взаимоотношений собеседников... И чем шире и глубже эти

отношения, тем легче нам общаться, ибо за нашей речью стоит большой

контекст — контекст нашей совместной деятельности. Все поставленные

коммуникативные задачи говорения на данном уроке были ситуативны:

присутствовали все необходимые компоненты ситуации:

взаимоотношения собеседников, предмет обсуждения.

4. Функциональность, предполагающая выдвижение на первый план функции, а

не формы речевой единицы. Данный урок – урок формирования грамматических

навыков и этот принцип нашел свою реализацию в объяснении грамматического

материала.

5. Новизна как явление может касаться

а) формы речевого высказывания;

б) содержания высказывания;

в) приемов обучения;

г) условий обучения;

д) содержания обучения (материала). На уроке новизна

проявлялась за счет новой грамматики и способа выражения мечты, нереального

события, фантазии учащихся.

6.Принцип научности в методике обучения ИЯ функционирует в трех сферах:

1) в организации учебного процесса;

2) в организации процесса усвоения:

3) в организации учебного материала.

Организация процесса усвоения и закрепления на уроке базируется на

принципе коммуникативной направленности учебного процесса, который

моделируется как процесс реального общения. На данном уроке речевая

направленность реализуется при помощи КЗ. Решаются разные типы КЗ -

познавательные, регулятивные и ценностно - ориентационные. Функциональность

выражается в том, что учащиеся используют иностранный язык для решения

задач общения. Новизна выражается в .новой парной форме работы, интересного

нового для учащихся тематического содержания урока, смены ситуаций общения,

коммуникативных задач.

6. Какие методы обучения использованы на уроке. Как соотносятся методы

обучения иностранным языкам с общедидактическими методами обучения.

Педагоги дают различные определения понятию "метод". Н.А. Сорокин

определяет метод, как "способ совместной деятельности учителя и учащихся в

процессе обучения, с помощью которого достигается выполнение поставленных

задач". Ю.К. Бабанский пишет, что метод — это ''способупорядочивания

взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности,

направленной на образование, воспитание и развитие в процессе обучения "

(Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. -М., 1981).

Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают

естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них.

При целостном подходе Ю.К. Бабанский считает необходимым выделить три

большие группы методов обучения:

1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной

деятельности.

В основу классификации методов в методике обучения ИЯ взята точка зрения

И.Л. Бим, которая определяет метод как "способ деятельности, в наибольшей

степени обеспечивающий достижение цели". (Бим И.Л. Теория и практика

обучения немецкому языку в средней школе. - М: Просвещение, 1988). Целью

деятельности учителя в каждый данный момент обучения И.Л. Бим называет

уровень обученности ученика. Именно это положение берется в качестве

исходного пункта - критерия для выделения методов обучения.

По Бим, выделяются две большие группы методов:

1. методы преподавания/обучения (показ, объяснение, организация

тренировки, применения, контроль);

2. методы учения (ознакомление, осмысление, тренировка, применение,

самоконтроль).

На данном уроке со стороны учащихся имели место метод тренировки нового

материала по данной теме и самоконтроля (при порождении реакции на реплику

собеседника). Следует заметить, что при работе на уроке присутствовал

взаимоконтроль учащихся. Со стороны учителя на данном уроке присутствовали

методы объяснения, организации применения материала и контроля в скрытой

форме.

7. Как учитель активизирует познавательную деятельность учащихся. Какие

типы коммуникативно-познавательных задач чтения и говорения были предложены

учащимся.

В методической литературе отмечаются следующие условия активизации

познавательной деятельности учащихся:

1. Создание потребности общения (вводная беседа,

анкетирование, с помощью которых у учащихся создается дефицит информации);

2. Создание проблемной ситуации;

3. Четкая постановка коммуникативное задачи или ее

формулирование самими учащимися;

4. Достаточно автоматизированные лексические и

грамматические навыки;

5. Наличие опор как условий решения задачи, постепенное из убывание;

6. Коммуникативные задачи должны апеллировать к сложным мыслительным

процессам;

7. Учет интересов учащихся, их возрастных, индивидуальных, групповых

особенностей, жизненного опыта.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке происходит

за счет постановки коммуникативно-познавательных задач и их решения

учащимися. Исходя из четырех основных функций общения (коммуникативно-

познавательная, коммуникативно-регулятивная, аффективно - коммуникативная

или ценностно-ориентационная, конвенциональная), И.Л. Бим выделяет четыре

основных, обобщенных типа коммуникативных задач и по несколько

конкретизированных типов КЗ внутри каждого из них.

|Основные цели(функции) |Основные |Конкретизированные тины|

|иноязычного общения |обобщенные тины КЗ |КЗ |

|Познавательная |Информирование |• Запросить информацию |

| | |• Сообщить информацию |

| | |• Подтвердить |

| | |• Возразить |

| | |• Описать явление, |

| | |процесс |

| | | |

|Регулятивная |Побуждение |• Выразить просьбу |

| | |• Советовать не... |

| | |• Запрещать |

| | |• Объяснять |

|Ценностно - | Выражение мнения |• Выражать |

|ориентационная |(оценки) |чувства: радость, |

| | |желание, огорчение |

| | |• Рассказать |

| | |• Одобрять |

| | |• Хвалить |

| | |• Критиковать |

| | |• Убеждать |

|Конвенциональная |Установление контакта |• Делать обращение. |

|(речевой этикет) | |• Приветствовать |

| | |• Поздравлять |

.

На данном уроке учащимся предложены следующие типы коммуникативно-

познавательных задач говорения:

• Информирование (сообщить информацию): a)”…tell us about your dreams.”

Ценностно-ориентационные (выражение мнения, оценка): Agree, disagree

with me.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся, повышения

мотивации изучения ИЯ решается в рамках коммуникативного и личностно-

деятельностного подходов, признанных в методике ИЯ и основывающихся на

работах Леонтьева А.Н. и Зимней И.А. На данном уроке познавательная

деятельность учащихся активизировалась с помощью решения коммуникативных

задач.

8. Аргументируйте адекватность упражнений для формирования и

совершенствования навыков и развития речевого умения поставленным задачам

урока. Охарактеризуйте их с точки зрения коммуникативной, направленности и

ситуативности.

В дидактике дается следующее определение "Упражнение -это

сознательное, многократное выполнение учащимися

заданий для закрепления знаний и навыков в учебной 'работе ".

И.Л. Ким определяет упражнение в методике преподавания ИЯ как

"основное непосредственно материальное средство организации деятельности

учащихся и учителя, учащихся друг с другом или ученика и учебника при

самостоятельной работе".

Упражнения являются единицей деятельности, и структура упражнений

должна отвечать структуре деятельности. Таким образом, упражнения состоят

из трех частей:

1) установка (задание, КЗ);

2) языковой материал, подлежащий усвоению;

3) указание на осуществление контроля или самоконтроля и их формы.

Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой

деятельности, который развивается на данном уроке.

Упражнения классифицируются в методической литературе на речевые

(коммуникативные) - УРУ и РУ - и языковые. (Пассов Е.И. Коммуникативный

метод обучения иноязычному говорению. - М., 1985)'

. Данный урок посвящен формированию лексических и грамматических навыков.

Важнейшим видом работы на уроках I типа являются УРУ и УРУ1.

1. наличие речевой стратегии и тактики говорящего. При решении КЗ

высказывания на уровне предложения ученики имели определенную

задачу – согласиться с партнером и выразить свое мнение.

2. актуализирование взаимоотношений учащихся. Ученикам легче общаться

на уроке, если их связывают определенные отношения, развитие

речевой активности и самостоятельности говорящего, что не

означает отказ от использования опор, а их постепенное изживание как

способ воспитания самостоятельности: сначала можно использовать

содержательные, затем смысловые и, наконец, отсутствие опор. Смысловые

опоры на данном уроке поры были представлены в написанном виде на

карточках, которые использовались учащимися при выполнении УРУ.

4. Речевое упражнение – это всегда новая ситуация, благодаря чему

обеспечивается вербальное и структурное разнообразие высказывания, его

новизна. На данном уроке присутствовали коммуникативные задачи на слушание

речи учителя, своих одноклассников; КЗ на чтение заданий в учебнике и на

карточках; КЗ в говорении для отработки материала.

.

9. Аргументируйте целесообразность содержательных и смысловых опор, исходя

из поставленных задач урока и факторов учебной ситуации.

Учителя иностранных языков широко применяют опоры в обучении. В

дидактическом плане опоры способствуют реализации принципов посильности и

доступности, речевой активности, и ндивидуализации обучения. С точки зрения

психологии речи, опоры принимают участие в формировании самостоятельности

-одной из основных характеристик речевого умения.

В методической литературе опора рассматривается как речевая поддержка, она

задает движение мысли и способствует ее развертыванию. Однако необходимо,

подчеркивает Е.Ф. Иванова, учитывать "временный характер опоры, ее функцию

промежуточного рабочего средства в процессе развития речевого умения, на

последней стадии которого опора, интериоризуясь, исчезает." (Иванова Е.Ф.

Методика разработки и использования опор для монологической речи. - Улан-

Удэ: Издательство Бурятского пединститута, 1994).

Согласно И.Л. Бим и Е.И. Пассову при разработке и использовании опор

следует учитывать:

1. адекватность опоры определенной стадии формирования речевого

умения;

2. методическое единство опоры и установки в речевом

упражнении;

3. рациональную последовательность опор с постепенной их интериоризацией и

исчезновением.

Вообще же опоры делятся на вербально - иллюстративные и смысловые.

Первый тип -это картинки, фильмы, диафильмы и т. д., а второй тип - слова,

как опорные вехи, схемы - иллюстрации.

На рассматриваемом уроке в качестве опор были использованы карточки с КЗ

для класса. Я полагаю, на данном уроке такие смысловые опоры были уместны,

так как материал для них является новым и на данном этапе учащиеся ещё

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.