Рефераты. Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языку






Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языку

Оренбургский педагогический колледж № 3

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Учебное сотрудничество, как средство

Оптимизации процесса обучения

Иностранному языку.

Мироновой Марины Александровны

Студентки 3 В курса

Специальность 0303

Научный руководитель:

Гуцалова О.Е.

2002г.

ПЛАН

1. Введение.

2. Теоретическая часть.

1) Гуманизация образования и отношение сотрудничества в педагогике.

2) О взаимодействии учителя и учащихся.

3) Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного

языка.

4) Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого.

3. Заключение.

4. Литература.

5. Приложение.

Введение.

Актуальность. Современное состояние оборудования характеризуется

тенденцией гуманизации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в

установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не

как объект для педагогического воздействия, а как субъект со своим

внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными способностями. Таким

образом, общение между учеником и учителем, мы рассматриваем не только как

взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.

Актуальность данной темы также обусловлена

востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика

в имеющейся системе образования. На современном этапе развития

педагогической теории и практики возникла противоречие между объективными

потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления

его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими

подходами в организации этого процесса. Это отражает потребность в новом

типе связей и отношений между людьми, характеризуется не господством,

подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а

сотрудничеством, открытостью, доверием.

Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер

взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на

оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы

преподавания дисциплин.

Цель исследования – рассмотреть варианты, типы учебного

сотрудничества и выявить условия его эффективного функционирования.

Объект – процесс учебного сотрудничества в учебной

деятельности.

Предмет – способы организации учебного сотрудничества в

учебной деятельности.

Гипотеза – учитель организует учебное сотрудничество, если:

-сумеет создать атмосферу общения на занятиях;

-владеет практикой взаимодействия;

-добьётся согласованности в действиях с учеником на каждом этапе

урока.

-ориентируется не на функции ребёнка как ученика, а на его личность

и перспективы её развития.

Задачи -1. Изучить литературу по теме.

2.Разработать психолого-педагогические

рекомендации.

II. Теоретическая часть.

§1. Гуманизация образования и отношения сотрудничества в педагогике.

Одной из основных причин неудач и неэффективности труда учителей, а

иногда и разочарования в педагогической профессии становится неумение

строить педагогически целесообразные отношения с учащимися. Данное

положение обосновано в работах Е.Н. Ильина, Я.Л. Коломенского, Т.Н.

Мальковской, Н.П. Шульца и др.

Удовлетворение же отношениями с учителями наоборот вызывает бодрое

настроение учащихся, жизнерадостность и способствует развитию творческой

активности, продуктивности познавательной деятельности. Об этом

свидетельствуют практические исследования состояния отношений в школе,

проведённые Ю.П. Азаровым, Л.И. Божович, М.В. Богусловским, С.В.

Кондратьевой, Т.Н. Мальковской и другими. Перевод учебного процесса на

уровень личностного взаимодействия означает превращение его в

сотрудничество учителя и учащихся.

Особую значимость отношений сотрудничества взаимодействия учителя и

ученика в учебной деятельности определили Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин,

А.А. Бодалёв, И.Л. Волков, А.С. Высотский, Е.Н. Ильин, Я.Л. Коломинский,

Л.А Леонтьев, А.В. Мудрик, В.Ф. Шаталов.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что именно

отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся

как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции

воспитанников в целом, поскольку категория “сотрудничество” являет собой

сложное единство:

а) формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании,

взаимопереживании;

б) способы организации совместной деятельности, то есть “на равных”,

предусматривающего проявления самостоятельности, активности и

организованности;

в) формы взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на

взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как

между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности

действий.

Сотрудничество (по мнению Дьяченко) - наивысший уровень

согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки

организация субъект- субъектных отношений в совместной деятельности.

Основными признаками сотрудничества выделяют:

- целенаправленность (стремление к общей цели);

- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной

деятельности);

- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

- структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей,

ответственности);

- согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий

уровень конфликтности);

- организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и

самоуправлению);

- результативность (способность достигать результата).

Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы

ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной

активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом

коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально. Его

важнейшими признаками являются:

- осознание общей цели, которое мобилизует учителя и учащихся; стремление к

её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная

мотивация деятельности;

- высокая организация совместного учебного труда участников учебного

процесса, их общие усилия; взаимная ответственность за результаты

деятельности;

- активно- положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и

взрослых (педагогов, работников внешкольных учреждений) при решении

учебных задач; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при

затруднениях и учебных неудачах. Этот стиль несовместим с авторитарным

отчуждением между учащимися и взрослыми, преобладанием прав у взрослых и

обязанностей - у детей (школьников);

- методика обучения, стимулирующая интерес учащихся, их cамостоятель-ность,

практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. Она исключает

принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний,

пассивное восприятие учащимися готовой информации;

- взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная

ответственность за результат общего труда (3).

Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь

ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий

педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд

школьников, выполнения заданий, требующих постоянных или временных

контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь

идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и

доверия. Если ученик хоть на какой- то момент становится соратником учителя

или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего

дела, позиция его меняется. Волей- неволей ему приходится проявлять

инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогически ценным является

поведение, побуждающее сотрудничество, которое стимулирует эти качества

ученика в школе и за её пределами. Категория сотрудничества в

педагогическом сознании соединена с категорией гуманизации образования.

Начиная с 60-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога,

сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки

зрения, уважения личности. Переориентация современной педагогики на

человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются

важнейшими задачами, поставленными самой жизнью.

В гуманистической педагогике человек рассматривается как высшая

ценность общества и самоцель общественного развития.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания.

Оно должно включать не только новейшую научно- техническую информацию, но и

гуманитарные личностно- развивающие знания и умения, опыт творческой

деятельности, эмоционально ценностное отношение к миру и человеку в нём, а

также систему нравственно- этических чувств, определяющих его поведение в

многообразных жизненных ситуациях.

Смена парадигмы современного образования - гуманизации всех сфер

жизнедеятельности человека - делает актуальной проблему развития личности.

Эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения

окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой,

собственным положительным опытом общественных отношений. Это возможно

только через активную деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В.

Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. ).

Деятельность - это специфическая человеческая форма активного

отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное

изменение и преобразование этого мира, на основе освоения и развития

наличных форм культуры (12).

Таким образом, в понятии деятельности мы можем выделить три

составляющих элемента- человек (субъект деятельности), действительность

(объект деятельности), процесс взаимодействия между ними.

Психолог А.Н. Леонтьев в качестве главного признака деятельности

называет её предметность. Он пишет, что деятельность всегда направлена на

преобразование того или иного предмета (части) окружающей действительности

(13).

В качестве предмета деятельности выступает какая-либо часть окружающей

действительности (элемент, явление, процесс и т.п.). Взаимодействие

человека с предметом деятельности обеспечивает удовлетворение его

потребностей. Предмет деятельности – это тот вещественный или идеальный

продукт, ради которого осуществляется деятельность, побуждающий субъекта к

деятельности. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс

объекта, происходят процессы ”опредмечивания” (субъект воплощает свои

замыслы) и “распредмечивания” (субъект овладевает качествами объекта

деятельности) (16,472).

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления,

утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным

смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это

означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен

был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу -

способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка, что видно из

приведённой таблицы (16,508):

|Традиционная парадигма |Гуманистическая парадигма |

|Всегда знай, как ребёнок должен |Нет ответов правильных и |

|себя вести. Система требований- |неправильных. Не проверяй ребёнка, |

|главное в твоей работе. |а вместе с ним ищи. |

|Умело управляй коллективом- это |Доверяй ребёнку больше, чем себе, |

|твоё оружие. Всегда знай правильный|начальству, написанным правилам. |

|ответ на свой вопрос. |Откажись от подозрений, если |

|Ты- хранитель знаний, хранитель |ребёнок нарушит правило- у него |

|правильных ответов. Не позволяй |была причина это сделать. |

|ученику усомниться в твоей правоте.|Право ребёнка на ошибку связано с |

| |риском. Свобода ребёнка связана с |

|Учёба- главное в жизни ребёнка, его|риском. Познать суверенитет ребёнка|

|работа, его долг. Хороший ученик- |рискованнее, чем контролировать |

|хороший ребёнок, плохой ученик- |каждый его шаг. |

|плохой ребёнок. |Не враги родители ребёнку, не |

|На уроке все должны быть |заставляй их доносить. Спеши |

|внимательными, все должны слушать |признать незнание свое. Откажись от|

|тебя и только тебя. Кто |определений- простое сведение не |

|отвлекается- нарушитель, накажи |заменит знания. Не требуй |

|его. За неправильный ответ- накажи.|заучивания правил- знание не в них,|

|За подсказку - накажи, за |а в способности открывать и |

|опоздание- накажи. За крик, бег, |воспользоваться. Не сравнивай |

|нарушение формы- накажи. Не |одного с другим, все хороши по- |

|оставляй нераскрытым ни одно |разному. Сравни его сегодняшнего, с|

|нарушение. Найди виновного, а если |ним завтрашним. Не следуй строго |

|не удаётся- накажи всех. Родители- |плану - он принадлежит только тебе.|

|твои союзники. Добейся от них | |

|контроля за ребенком и информации о|Гораздо важнее то, как мы открыли, |

|его поведении дома. Пусть он знает,|чем то, что мы открыли. Знание |

|что ты и родители- одна сила. |приходит, когда я понимаю, как я |

|Хорошо учиться- это значит хорошо |понял. |

|выполнять твои задания. Ты- |Не сторож ты ученику, не |

|образец, твоё решение задачи- |следователь, не судья. |

|образец, твоя грамотность, твои |Не дано тебе право судить, прав он |

|навыки- образец. Если ты потеряешь |или нет в ответах своих и своих |

|лидерство- ты больше не учитель. |поступках. |

| |Не ошибается он, а ищет свой путь. |

Гуманизация требует изменения отношений в системе “учитель- ученик” –

установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой

изменение методов и приёмов работы учителя. Но это ещё не всё.

Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя

и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на

уроке.

Гуманизация отношений педагогов, по их мнению, решают следующие

взаимосвязанные задачи:

- создание отношений доверия между учителем и учащимися;

- обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-

воспитательного процесса;

- актуализация мотивационных ресурсов учения;

- развитие у учителя личностных установок, наиболее адекватных

гуманистическому обучению;

- помощь учителям и учащимся в личностном развитии.

В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные

установки учителя. В качестве основных К. Роджерсом выделяются следующие:

- “открытость” учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а

также способность открыто выражать их в межличностном общении с

учащимися;

- выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях

каждого учащегося; во многом эта установка совпадёт с тем, что принято

называть “педагогическим оптимизмом”, “опорой на дополнительные качества

воспитанника”;

- видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий,

поступков с точки зрения самого учащегося; это- так называемое

“эмпатическое понимание”, которое во время общения с учащимися позволяет

учителю, говоря словами американского ученого- педагога К. Роджерса,

“постоять в чужих туфлях”, посмотреть на всё вокруг и на себя в том

числе, глазами детей (2).

Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает

внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со

своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он

создает все необходимые условия для гуманистического общения.

§2. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка.

Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется

умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому

методологические аспекты педагогического общения являются объектом

тщательного изучения, которое проводят многие психологи и педагоги

(Ш.А.Амонашвили, И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев и др.). В

психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы

учебного сотрудничества в процессе обучения. и.л. (М.А.Ариян, И.Л.Бим,

А.С.Карпова, Г.А.Китайгородский, Е.И.Пассова, Г.В.Роговой, А.А.Тюкова и

др.). Учёными и учителями накоплен богатый теоретический и практический

опыт оптимальной организации учебного процесса.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.