Рефераты. Зимний Петергоф






Зимний Петергоф

Содержание.

Вступление

2

Глава I. С наступлением холодов.

3

а) В чертежных мастерских.

3

б) Творчество Леблона.

3

в) "Зимние" Указы.

4

г) Отделка помещений

5

д) Заготовка материалов. 6

е) Работы в парке 6

ж) Возведение Ропшинского канала 7

Глава 2. Зимние визиты. 7

a) Хождение Петра I по работам. 7

б) Проездом из Ораниенбаума в "Фаворит" 8

в) Охота Петра II 9

г) Елизавета Петровна в Петергофе 10

д) Королева Луиза и король Фридрих-Вильгельм III в Стрельне 10

Глава 3. Две зимы петергофской трагедии 12

а) В первую оккупационную зиму 1941/1942 г.г. 12

б) Освобождение Петергофа (январь 1944 года) 14

Заключение. 16

Список использованных материалов 18

Список приложений 19

Вступление

Забавно слышать в автобусе, подъезжая к своей гимназии зимой, название

остановки - "Фонтаны". Всем известно, что гордость нашего города - фонтаны

развлечение сезонное и они прекращают работать с первыми заморозками. Вода

превращается в лед и могут не выдержать трубы. Петергоф как летняя парадная

резиденция был рассчитан на приемы именитых гостей с конца мая- начала

июня, когда двор приезжал сюда из Санкт- Петербурга. Интересно что же здесь

было зимой?

Путеводители о Петергофе мало указывают на месяцы посещений

резиденции. Исключение - книга Н. Архипова и А. Раскина "Петродворец" (Л.,

1961 года), где много дат всех сезонов XVIII- XIX вв. Не только это

исследование (самое полное об истории строительства Петергофа), но и

неопубликованные рукописи из архива ГМЗ Петергоф позволили сделать

заключение, что многие петергофские проекты появлялись зимой, когда, если

это было возможно, продолжались работы. В чем же оригинальность этой

сезонной деятельности?

Вышеупомянутое издание фиксирует посещение Петром I Петергофа в январе

1724 года. Единственным ли был этот "визит" Его Величества сюда зимой? Кто

еще приезжал в парадную резиденцию с наступлением холодов? Хорошо, что при

Петре I, хотя и не регулярно, велись походные "юрналы", из которых можно

дополнить информацию о зимних приездах Его Величества в Петергоф. Дневник

неизвестного поляка из свиты Яна-Казимира Сапеги, опубликованный в издании

Ю. Беспятых "Петербург Петра I в иностранных описаниях", книга С. Н.

Шубинского "Исторические очерки и рассказы" и другие содержат краткие

сведения о посещениях Петергофа в 1726- 1728 годах.

Камер- фурьерские журналы середины XVIII века свидетельствуют о

нескольких приездах в Петергоф Ее Величества- Елизаветы Петровны, а автор

первого путеводителя о нашем городе А.Н. Гейрот описал ежегодное появление

в Петергофе на Великий пост (в марте- апреле) Александра I.

Какое же значение и смысл было побывать здесь зимой? Отвечая на этот

вопрос, я обратилась к исторической литературе, при этом, стремясь прочесть

новые издания и редкие книги: "Придворная охота" (материалы выставки 2001

года); "История Петергофа и его жителей. Часть I" В.А. Гущина (2002 года);

"Пять принцесс" А. Даниловой (2001года) и дореволюционный труд Н. Татищева

"Николай I и иностранные дворы", а также непереведенную на русский язык

книгу "Konigen Luise von Preussen" (Berlin, 1995 года). Для получения

необходимых сведений я попросила перевести с. 465-475 сотрудника ГМЗ

Петергоф Е.А. Ганцеву.

Этой работой я пыталась ответить и на вопрос: зябли ли те, кто

появлялся в Петергофе? Ночлеги и приемы, пышные обеды и балы несовместимы

со стужей. Отапливались ли дворцы? Какие? Как? И всегда ли?

В петергофскую историю вписаны и две зимы трагедии - начало оккупации

1941/1942ггода и омраченное варварским разрушением освобождение в январе

1944года. Каким был Петергоф, до этого величавый и прекрасный? Но если о

периоде с начала 1944 года есть несколько изданий (Шурыгин Я.И. "Летопись

восстановления"; Тихомирова М.И. "Памятники. Люди. События."; Азаров В. и

Зиначев А., "Живые, пойте о нас"), то о первой зиме пребывания гитлеровцев

могли рассказать только они сами. Здесь меня ждала удача: в архиве ГМЗ

Петергоф хранятся эксклюзивные материалы: акты, донесения, справки

служебных лиц немецкой кунсткоманды. Эти документы написаны по-немецки,

переведенные сотрудником ГМЗ Петергоф Еленой Анатольевной Ганцевой, которую

я хочу искренне поблагодарить. Ответить на многие мои, зачастую

дилетантские вопросы, а также сориентировать на поиск информации мне

помогли научные сотрудники ГМЗ Петергоф: А.А Белов, Н.Б. Буланая, Ю.В.

Зелянская, О.С. Кислицина, В.Я. Юмангулов и работники научной библиотеки

музея, без участия которых моя работа не могла быть написана.

Глава I. С наступлением холодов.

а) В чертежных мастерских.

В зимние месяцы появлялись проекты множества грандиозных петергофских

сооружений. По подготовленным чертежам весной приступали к строительству. В

начале 1714 года, в соответствии с самыми новыми и высшими достижениями был

составлен "текен" (чертеж) ровесника Петергофа- дворца Монплезир. Замысел

постройки принадлежит Петру I. Он наметил местоположение дворца, внутреннюю

планировку, некоторые элементы и принципы отделки, для чего использовал

новейшие альбомы французских архитекторов. Не исключено участие в создании

проекта Монплезира архитектора Андреаса Шлютера, прожившего в России и

скончавшегося в 1714 года. К началу лета 1719 года был готов другой проект

для Монплезира - Лаковой каморы (арх. И.Ф. Браунштейн), заявившей о

возможности россиян творить "под Китай".

Строительство самого "ослепительного" петергофского шедевра-Большого

Каскада с Гротом началось весной 1715 года Эта дата указывает на работу над

этим проектом в зимний период.

Стал претворяться в действие Указ Петра I от 24 января 1715 года "О

строении в будущее лето". Один из пунктов этого документа гласил: "В

Петергофе палатки сделать, также канал до моря выкопать"1, кроме канала и

дворца планировалось возведение грота с террасами. Помимо чертежей

строителям была дана еще и модель центральной части Нижнего парка.

б) Творчество Леблона.

На зимний период- 1716/1717года приходится наиболее интенсивная

деятельность архитектора Жана-Батиста Александра Леблона, прибывшего в

Петергоф в сентябре 1716 года. К 1 ноября он оперативно составил план

переделки Верхних палат. По нему было предусмотрено сооружение подземного

акведука, отводившего от здания грунтовые воды; укрепление фундамента (на

стенах к этому времени появились трещины), изменение внутренней планировки

и художественного убранства интерьеров, увеличение размеров окон и дверей.

Доношения Леблона конца 1716- начала 1717года содержат множество

предложений. По мысли архитектора на каждом фасаде балкон итальянского

салона (Центрального зала) удлинялся на всю ширину среднего ризалита, что

«пристойнее для лучшего вида, нежели балкон, на котором можно стоять

четырем персонам».(

Полы в вестибюлях выстилались мрамором. Лестничные ступени,

вытесанные из местного камня, так же предполагалось облицовывать этим

материалом. В декабре 1716 года Меншиков писал о том, что Леблон намерен

окна и двери переломать; хотя переплеты и двери створки уже делались в

Гданьске. Очевидно, на это замечание Меншикова Петр I распорядился в письме

от 1 января 1717 года ограничить действия архитектора, согласившись лишь с

исправлениями в центре Верхних палат. В начале февраля 1717 года Петр I

разрешил все же Меншикову заказ в Гданьске увеличить на 19 двойных дверей.

В январе 1717 года Петр I приказал сделать дамбу, используя землю после

рытья Сампсониевского канала.

В феврале 1717года Леблон представил на рассмотрение и утверждение

Петром I "Водяного плана", а также программу декорировки Верхнего сада и

Нижнего парка. Из этого почти ничего принято не было: "насосный" вариант

водоснабжения фонтанов не устроил Петра I, а Верхний сад оставался без

фонтанов до 30-х годов XVIII в.

В конце января 1718 года Петр I согласился интерьеры Монплезира и

Верхних палат "убрать дубом" либо использовать панели и штофные обои. После

смерти Леблона в 1719 года многое поручалось Браунштейну. В январе 1721

года был утвержден представленный им проект павильона Эрмитаж.

в) "Зимние" Указы.

Вот лишь некоторые "зимние" коррективы 1722 года: Указ Петра I

предусматривал устройство шлюза в Большом каскаде для подъема в нем уровня

воды и проведения от него каналов к Монплезиру и Эрмитажу; одновременно

повелевалось начать строительство "Ранжереи", лабиринта и фонтанов на

террасах.

В 1724 года не смогли приступить к сооружению новых фонтанов из-за

оползня склона. В конце этого года Петр I распорядился сделать у подножия

террас "стенку з быками и з сводом, снаружи - белым камнем".(

Со смертью Петра I руководство по работам в Петергофе взяла на себя

Екатерина I. Ее Указ от 7 января 1726 года гласил: "немедленно делать

Еввину фантану, також фантану против Ранжереи(. Это предписывалось

выполнить архитектору Усову.

При Анне Ионовне в ноябре 1737 года дано указание разработать новый

проект оформления Руинного каскада. За зимний период архитекторы Земцов и

Бланк выполнили несколько вариантов, один из которых за подписью Бланка был

утвержден 9 апреля 1738 года. Сливы были решены в виде четырех наклонных

скатов, покрытых кусками туфа, между которыми бурлила вода. Январь 1739

года добавил каскаду фигуры драконов. В начале апреля 1738 года приступили

к возведению Римских фонтанов. Эта дата косвенно подтверждает работу над

проектом в зимний период. Пройдут десятилетия, и зимой 1797 года Римским

фонтанам предпишут "одежды" из свердобольского и тивдийского мраморов.

5 декабря 1745 года Елизавета Петровна повелела Дерастрелию (Ф.Б.

Растрелли) "сочинить" чертежи Большого дворца. Начался длившийся до 1755

года период кропотливой основательной перестройки здания в монументальный,

но вместе с тем легкий и изящный Большой дворец, с анфиладой парадных залов

и личных апартаментов.

г) Отделка помещений

Зимние периоды приостанавливали возведение стен зданий и сооружений

фонтанов. Работы внутри помещений почти не прерывались с приходом холодов.

Декабрь 1718 года дал старт двухгодичному периоду резьбы дубовых панно для

Кабинета Верхних палат. Резные "штуки" обязались сделать резчики Фоле,

Руст, Фордр и Таконе по эскизам Николя Пино, соотечественника Леблона.

Февраль 1722 года. Десять саней и двое дровней доставили в Петергоф

девяносто четыре лаковых деревянных панно. Они украсят стены своеобразной

"шкатулки" - Лаковой каморы дворца Монплезир. Санным путем воспользовались

не случайно: торопились к летнему сезону не только поместить панно, но и

закончить резьбу, украшавшую стены.

Всю осень и зиму 1723 года под наблюдением Браунштейна велась

внутренняя отделка "другого Монплезира" - павильона Эрмитаж. Настилались

дощатые сосновые полы. Устанавливалась дубовая лестница. Мастер Кардасье

занимался обустройством плиты на кухне и камина в Зале на втором этаже.

Столяр Наум Яковлев делал окна и двери.

7 декабря 1747 года был утвержден проект переделки Кухни (Поварни) в

парадный Ассамблейный зал. Так как капитальной перестройки не предстояло,

петербургский купец Козлин обязался за зиму выполнить запланированное и

выполнить работу к апрелю 1748 года. Из Поварни были удалены печи и плиты.

Увеличилось количество оконных проемов. Был устроен новый вход с

Монплезирского сада.

К маю 1750 года живописец Лоренцо Вернер написал для Аванзала (позже

переименованного в Чесменский) Большого дворца плафон "Церера вручающая

колосья первому землепашцу Триптолему". Эта работа длилась четыре месяца, с

18 января.

д) Заготовка материалов.

За зиму торопились заготовить материалы к весне, когда можно было

начинать работы в парке. 30 декабря 1718 года Леблон затребовал плитный

камень, а в январе 1719 года - листовой свинец для отделки Большого каскада

и Грота. В январе 1722 года на архитектора Браунштейна была возложена

заготовка камня для возведения Марлинского (ныне "Золотая гора") каскада. В

Пудость было направлено двадцать каменщиков для ломки и тески ста

пятидесяти плит и ступеней. Добывали плитные "одежды" и в Путиловском и

Шелдихинском карьерах.

Не менее заботливо приобретали произведения скульптуры. В феврале

1717 года из Амстердама прибыло шестьдесят больших и двадцать малых

свинцовых позолоченных статуй. 31 января 1720 года Канцелярия городовых дел

постановила дополнительно заказать "свинцовые фигуры за морем и поставить

их в Петербург в 1720 году или следующем"(. 15 февраля за отливку взялся

английский купец Гиль Томас Эвенс. Но аванс ему задержали и он приостановил

работу. Эту деятельность Эвенс возобновил в начале 1721 года. Статуи

отправили в августе - сентябре. 21 января 1722 года на учет их принял

петергофский комиссар С. Павлов. Дополнительная партия скульптур прибыла в

Россию из Гааги в январе 1723 года. В декабре 1725 года, уже после смерти

Петра I, привезли пятьдесят восемь ящиков с "марморовыми фигурами".

е) Работы в парке

Зима прерывала работы в парке, но где это было возможно, они все же

велись. Перед возведением в мае 1714 года дворца Монплезир, с зимы по

распоряжению Петра I повысили прибрежную территорию. Для укрепления

земляной насыпи сделали кирпичную стену, защитив ее мощным откосом из

камня. В ноябре 1720 года Канцелярия городовых дел по Указу Петра I дала

публикацию о торгах "на зделанье под горою пруда"(. Этот водоем станет

Большим Марлинским прудом. В феврале 1720 года солдаты Нарвского полка и

работные люди приступили к выемке земли, которую использовали для

сооружения вала. Мерзлую почву, должно быть, копать было трудно. Можно

предположить, что работы зимой не была такой интенсивной, как стала весной.

А может быть, февральская оттепель позволила взяться за лопаты так рано.

В 1858 - 1860 годы потребовалась существенная реставрация Большого

каскада. Создавая новую более прочную конструкцию сводов и стен по проекту

и под наблюдением архитектора Н.Л. Бенуа, решили не прекращать работы зимой

1859 года. Соорудили "балаган" наподобие теплицы, где трудились сто

пятьдесят каменщиков и гранитчиков. Их рабочий день длился двенадцать

часов, с семи утра. Утром и вечером для них зажигали керосиновые лампы.

ж) Возведение Ропшинского канала

Невероятным кажется начало прокладки в январе 1721 года Ропшинского

канала для снабжения фонтанов Петергофа водой. Трасса в основном проходила

по топкой болотистой местности. Ложе канала выкладывали булыжником. Для

того, чтобы вода весной и летом не размыла берега, их укрепляли забитыми

вплотную друг к другу паженными сваями (бревнами с пазами - глубокими

выемками). О грандиозности этой стройки красноречиво говорит количество

работающих: ежедневно здесь трудились более двух тысяч человек. Это были

солдаты Нарвского, Выборгского, Псковского и Петербургского гарнизонов.

Очевидно, зимний период для начала этого сооружения был выбран не случайно.

Болото зимой замерзало и было относительно безопасно.

По долгу службы строители оставались в Петергофе зимой. Иногда

количество "зимних" работников было внушительным. Выше уже приводилось

цифра две тысячи человек, а в письме от 7 июля 1717 года, в котором А.Д.

Меншиков устроил разнос архитектору Леблону, можно прочесть: "Зимой [1716 -

1717 годах] требовали к каналу пятьсот человек, а дано было слишком -

тысяча пятьсот человек; и обещали в кратком времени отделать, но и по сие

время в совершенство не приведено"(.

До января 1725 года в Петергофе круглый год трудились армейские

полки, освобожденные от строительной повинности со смертью Петра I. Иногда

в Петергоф и его окрестности зимой прибывали именитые особы.

Глава 2. Зимние визиты.

а) Хождение Петра I по работам.

В первый период строительства Петергоф особенно нуждался в

оперативных планах и директивах. Требовались и частые приезды - осмотры на

месте. Эту задачу взял на себя Петр I, появляясь в летней резиденции не

только тогда, когда погода благоприятствовала, но и зимой. Походный "юрнал"

Петра I 1720 года отметил, что 25 января, отобедав и побывав в Петергофе,

император отбыл ночевать в Аранибом (Ораниенбаум). Через год, 9 января,

осмотрев Монплезир после обеда, он отправился в Ораниенбаум, а оттуда - в

Кронштадт. Возвращался Петр I из этой "командировки" в Санкт - Петербург,

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.