Рефераты. Икона Сошествие во ад из Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника






композиционно уравновешенными по вертикали выглядят две из них: из

псковского музея заповедника и из собрания Воробьева. В наиболее ранней

иконе из ГРМ центр композиции смещен вниз: наиболее активное

действие начинается в нижней половине, основные активные массы

также расположены в нижней части. Основной вектор движения Христа

встречает таким образом противодействие аморфной среды, но это не

ведет к ослаблению импульса его прорыва вверх, а наоборот даже

усиливается его мощь и весомость. В этой иконе поставлен особый акцент

на неизмеримости глубины падения человека и снисхождении Бога. Этот момент

подчеркнут и в позах сознающих всю тяжесть адского положения Адама

и Евы.

В иконе из г. Острова а также в иконе из ГТГ центры масс и точки

начала движения смещены вверх относительно центра основного регистра

икон. Эта близость точки рождения движения верхнему полю сообщает

всему изображению принципиально новую пространственную концепцию.

Трудность восхождения из ада, отраженная в предыдущей иконе здесь

заменяется обратным: расстояние до верха - до неба слишком близко,

движение воспринимается легким и бесприпятственным, восхождение - уже

почти совершившимся, в то время, как царство ада, теперь занимающее

так много места в изображении, оказывается связанным с основным действием

почти исключительно жестами персонажей внизу.

Сбалансированность по вертикали иконы из Псковского музея и иконы из

собрания Воробьева достигается разными путями. В псковской иконе это во-

первых то, что фигура Христа размещена почти на центре вертикальной

оси изображения, весомости ада в ней противопоставлено ангельское

воинство и ряд избранных святых. Даже если здесь движение Христа

предполагает выход вверх за границы изображения, это отклонение

незначительно. В иконе из собрания Воробьева аду отведено весьма

значительное место, но небольшим вертикальным ракурсным сокращением фигуры

Христа и усложнением основного направления его движения движением

небольших масс мелких деталей, мастер добивается напряженного

равновесия.

Колористический строй иконы.

Неоднократно отмечалась уникальность цветового ряда, применявшегося

псковскими мастерами^1.

Лазарев, называет псковский колорит «пронзительным»^2, В. Алпатов

очень точно определяет отличительные признаки псковской иконописи:

«Новгородские мастера предпочитали тонким рисунком ограничивать силу

цвета....зачастую пробела в новгородской иконе превращали все краски в

полутона... Этот прием был чужд художникам Пскова, стремившимся к

цветовым акцентам. так, в композициях «Cошествие во ад» псковского

письма красный цвет одежд Евы, не ослабляемый холодными тонами бликов,

начинает буквально пламенеть»^3 «Создается впечатление интенсивного не

природного, не солнечного сияния»^4. Каждый цвет использован с

максимальной интенсивностью, технологически это может быть объяснено

высочайшим профессионализмом мастеров, досконально изучивших

особенности каждого пигмента. Для достижения этого знаменитого эффекта

«свечения» псковские иконописцы не только использовали определенный набор

пигментов, но и умело варьировали величину частиц каждого пигмента и их

количественной соотношение.

Поверхность левкаса - иконного грунта псковские иконописцы никогда

выравнивали слишком гладко - характерный прием, обогащавший живописную

структуру произведений.

Из этого можно сделать вывод, что они обладали в высшей степени

обостренным чувством материала, только этой причиной можно объяснить

столь феноменальные результаты.

«Глуховатый оттенок»^5 , следует, по-видимому, трактовать как результат

старения живописи от химических изменений и многократных поновлений,

которым подвергалась икона в течении нескольких веков.

^1 В.Н. Лазарев. История русского искусства. М. 1954 т. II. с. 362.

Н.Г. Порфиридов. Указ. Соч. с. 112. О.С. Попова. Указ. соч. с. 17-18. М.В.

Алпатов. Указ. Соч. с. 12.; М.А. Реформатская. О группе произведений

псковской станковой живописи второй половины XIV века. Сборник Д.Р.И. М.

1968. с. 121

^2 В.Н. Лазарев. История русского искусства. 1954 .т. II с. 362

^3 М.В. Алпатов. Указ. Соч. с. 12.

^4 О.С. Попова. Указ Соч. с. 18.

^5 О.С. Попова. Указ. Соч. с.18.

Псковичи далее других современных им иконописных школ продвинулись в

изучении структурных качеств пигментов. Использование этого опыта

позволяло им достигать таких характерных бездонных, светящихся изнутри

цветов. Решающую роль здесь, безусловно, сыграло искусное

использование в качестве основных пигментов минералов с кристаллической

структурой, очень хорошо отражающих свет*****.

В ряду обычных пигментов псковской школы одно из первых мест

принадлежало обычно аурипигменту, применявшемуся здесь почти в чистом

виде. на рассматриваемой иконе этот минерал применен лишь на ассисте,

адском пламени вокруг бездны и на крыле архангела Михаила в ряду

избранных святых^1, но известны многочисленные случаи применения его

даже в качестве фона^2,.

Одним из самых характерных цветов псковской иконы -XIV - -XVI

столетий является холодный темно-зеленый. использовавшаяся для него

медная зелень^3. была очень любима псковичами. написанные ей массивные

пятна горок подчеркивают в иконе идею обитаемой благоустроенности ада.

Уже в первом приближении заметен принципиально различный химический

состав красок мафория Евы, приближенного по тону к хитону Христа, и

гиматия Христа. Матовое свечение кристаллов киновари с

аурипигментом противопоставлено доминирующей в гематии аморфной

красной охре с гематитом^4.

Одежда Адама и некоторые другие детали написаны зеленой землей -

глауканитом, с примесью кристаллических медной зелени и азурита^5.

Белила - «яд живописи» псковичи использовали особым образом. для

того, чтобы белила не делали цвета белесыми, их использовали либо в

чистом виде для самых необходимых небольших по площади ярких бликов -

светов, либо добавляя в небольших количествах к основным пигментам,

^1 А.Н. Овчинников. « Опыт реконструкции....» с. 205.

^2 «Собор Богоматери» кон. XIV в. (ГТГ), «Параскева, Варвара и Ульяна»

XIV в. ГТГ, «Воскресение - Сошествие во ад» XIV-XVI в. (из собр. Лихачева,

ГРМ), «Покров Богоматери» XV в., «Рождество Христово» втор. Пол. XV в.

(ПИХАМЗ), «Деисус с Параскевой и Варварой» XIV в. НГМ, «Богоматерь

Любятовская» нач. XV в. (ГТГ), три иконы деисуса XV в. : «Вседержитель»,

«Богоматерь», «Иоанн Предтеча». (ГТГ), две иконы из деисусного чина

«Богоматерь» и «Иоанн Предтеча» (ПИХАМЗ), «Архангел Гавриил» (ГРМ) и

другие.

^3 А.Н. Овчинников. «Опыт реконструкции...» с. 205.

^4 А.Н. Овчинников. «Опыт реконструкции...» с. 205.

^5 А.Н. Овчинников. «Опыт реконструкции...» с. 205.

в последнем случае поверхность освещалась мерцающими то здесь, то там

их кристаллическими частицами. Палитра иконы в целом достаточно

уравновешена. Если мы представим рассматриваемую икону в полутемном

храме Пскова, в контексте стенных декораций и утвари этого храма, она

будет выглядеть совсем иначе, чем то, как мы ее видим сейчас.

Судя по ней, росписи в храме не должны были быть слишком светлыми, но

либо в них превалировала поверхностная - декоративность, либо они под стать

иконе были написаны мощными цветовыми пятнами.

Свойственные Византийскому искусству ясность и монументальность

композиции, строгость и упорядоченность раскладки локальных пятен, мы

находим и в лучших произведениях псковской школы. Здесь дольше, чем в

других русских школах сохраняется монументализм и целостность в иконописи.

Даже написанные в XVI веке псковские иконы (в то время, когда во многих

других городах иконописцы все больше ориентируются на «камерность») как

правило монументальны и хорошо читаются с больших расстояний^1 и даже если

мы видим псковскую икону издалека, едва мы начинаем различать ее рисунок

«пятном», мы сразу прочитываем ее сюжет и экспрессию.

На этом примере можно детально объяснить принцип ступенчатого масштаба,

состоящий в том, что реальный или изображенный предмет может восприниматься

в нескольких кратных системах координат - он имеет несколько макро-

размеров, в которых он может быть неискаженно воспринят. Первое -

это его общая, законченная в окружающей среде, макроформа, далее -

макро-составляющие этой формы, подразделяющиеся последовательно на все

более малоразмерные слагаемые, постепенно доходя до орнаментов и фактуры

материала. Если мы смотрим на икону издалека, мы сначала видим лишь ее

силуэт, потом различаем формы пятен - сюжет, потом динамику и характеры,

потом пробела и перетекания форм.

Цвет и свет.

Характерным качеством именно псковской школы является особое отношение к

разработке системы пробелов - светов. Здесь почти нет тех полутоновых

нежных высветлений, какие мы находим в Московской школе, нет здесь и

праздничной яркости Новгорода. Пробела в Псковской иконописи можно скорее

назвать аскетичными.

Особое внимание псковичи уделяли решению проблемы соотнесения цвета и

света. Логически следуя собственной, не похожей на другие,

колористической концепции они добивались исключительных результатов.

Общий колорит живописи «всегда напряженный, обязательно очень строгий,

не допускающий ни малейшего нарядного развлекающего оттенка»^1 требовал

особого подхода. В свете приведенного выше детального анализа

колористических принципов псковичей это совсем не кажется

удивительным. Если им так была важна чистота, звучность и глубина

цвета,

^ 1 Это говорит о сохранении у псковских мастеров даже в эту позднюю для

русской иконописи эпоху целостности восприятия мира.

более чем очевидно, что они не хотели его заглушать белилами. Следуя

этому принципу света накладывали очень экономно и продуманно. Свет

вспыхивает на иконе очень небольшими по площади но ослепительно белыми

вспышками, не смешиваясь с материей, но создавая впечатление

моментальности, молниеносности происходящего. Пробела мало похожи на

земной свет. Их наличие соответствует скорее некоторой «печати

Божественного» на земной материи. Большие локальные пятна в иконе не

дробятся светом, но помечаются его мимолетными вспышками. Большие формы не

разрушаются, но оказываются составленными из определенного числа маленьких.

Псковская школа и столичное искусство.

Мастер отлично владеет формой, он вполне способен разложить свет по

поверхности согласно оптическим законам реальности, но ему не нужна статика

и успокоенность, ему нужна выразительность и напряженность. Он прекрасно

знаком с анатомией человеческой фигуры, но подчиняет реалистическую

анатомию, для него не имеющую самоценности, условной анатомии иконы, ему

важнее выразительность и одухотворенность образа.

Псковский метод при сравнении с классическими византийскими образцами,

обнаруживает характерную многим провинциальным памятникам преувеличенную

экспрессивность. Псковские мастера, живя и работая в стране, далекой от

Византии, естественно ориентировались на мастеров Константинополя, но не

копировали их, а шли своим путем.

В исследовании о иконе Спас Ярое Око Из московского Кремля О.С. Поповой,

мы встречаем замечание такого характера: «Стремление подражать пластической

лепке и вместе с тем явное не владение этим классическим приемом...»^2.

Но характерность псковского искусства как раз в том, что мастер и не

стремился к копированию технологии пластической лепки, но наоборот,

сознательно пренебрегал ею для достижения большей выразительности и

экспрессии образа. Псковским мастерам, впрочем как и их согражданам,

гораздо ближе было искусство крайностей, представлявшее святость в

напряжении и силе. Столичный интеллектуализм и рафинированность иконописи

не смогли бы быть оценены по достоинству во Пскове, здесь исторический

и культурный контекст общества требовали другого искусства. Художники

древнего Пскова были последовательными и глубокими знатоками технологии

иконописи. Именно это знание было

^1 О. С Попова. Указ. Соч. с. 18.

^2 О.С. Попова. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века и

его связи с Византией. М. 1980. С. 129.

основой для плодотворной работы. От владения мастером техникой письма в

иконописи очень во многом зависит конечный результат работы, потому что

творчество могло полноценно реализоваться только в теснейшем

сотрудничестве мастера и материала. «Вся система письма строго

последовательна, точна и выверена, но именно эта дисциплина дает художнику

возможность свести в единое целое множество индивидуальных образов,

позволяет приобщить сущность каждого происходящему событию, раскрыть в

состоянии этих образов сложный философский смысл сюжета. Художник не

связан каноном, скорее наоборот, благодаря ему он не только

воссоздает индивидуальность того или иного лица, но и привносит в него

черты свои представления о чистоте и силе духа, способности к жертве и

подвигу»^1.

* * *

Анализ иконы «Сошествие во ад» из ПИХАМЗ позволяет сделать некоторые

выводы, касающиеся не только данного произведения, но относящиеся так же к

целому ряду памятников псковской школы иконописи.

Очевидным представляется прежде всего то, что икона, как часть храмовой

декорации, не может рассматриваться вне контекста всего того, что в

христианстве связано с храмом. Понятие христианского храма комплексно и

каждое из его составляющих, таких как архитектура, стенные декорации,

иконы, утварь, пение и т.д. очень важно не только само по себе но и из-за

теснейшей связи с прочими компонентами. Принимая во внимание целостность

мира древних псковичей мы имеем право заключить, что изучение какого-либо

из вышеперечисленных слагаемых храма не может производиться в отрыве от

других, но должно вестись комплексно по всем направлениям.

Принципиальную роль играет определение первоначального места расположения

иконы в интерьере храма, для которого она была написана, а также

составляющих этого интерьера - иконостаса, прочих икон, настенных

декораций, утвари и т.д. Этот аспект помог бы пролить немного света на

причины такой популярности икон «Сошествие во ад» псковского извода и

выяснить многое, о чем можно сейчас только строить догадки.

^1 А.Н. Овчинников. «Опыт реконструкции...» с. 203-204.

Пока не известно, по какому признаку отбирались «избранные святые», чем

вызвана такая конкретность и детальность в изображении адской бездны.

В рамках настоящей работы к сожалению недостаточно места для детального

рассмотрения процесса формирования извода и того, какими путями мог попасть

протограф во Псков. На настоящий момент нет источников, которые могли бы

осветить нам подробнее эти моменты.

Несмотря на эти белые пятна оригинальность и самобытность псковской школы

заслуживают с течением времени все более серьезного отношения к себе со

стороны специалистов по средневековому искусству, и если не так давно

Псков рассматривали как одну из далеких и неразвитых провинций

Византийского искусства, то сейчас творчество псковских средневековых

художников получает все большее признание.

Примечания.

* ГРМ, инв. ДРЖ 2120. XIV- нач. XV - XVI в. 81.5 X 66 X 2.7. Доска

сосновая из двух частей, шпонки врезные, сквозные (поздние), ковчег,

паволока. Широкая датировка обусловлена состоянием памятника, наличием

нескольких слоев записей и поновлений, сделанных в процессе трех

антикварных реставраций. Авторский красочный слой с многочисленными

утратами и потертостями. Реставрированы до поступления в музей и повторно

в 1935 г. Н.И. Тюлиным. Происхождение неизвестно, в ГРМ поступила в 1913

году из коллекции Н.П. Лихачева. См. Из коллекции Лихачева. Каталог

выставки. СПб.,1993, с.135, кат 341 ( там же библиография); Псковская

икона XIII - XVI веков. Альбом. Авторы вступит. ст. М.В. Алпатов и И.С.

Родникова.Л.1990, кат.14, с 294, цв. ил. 14.

** Псковский историко-архитектурный и художественный музей -заповедник,

инв. №2731. Кон. XV века. 120 X 99. Доска сосновая из трех частей, две

накладные шпонки, ковчег, паволока. Происхождение неизвестно. В музей

поступила до 1940-х гг. Во время войны была вывезена оккупантами в

Германию и возвращена в 1945 году. Раскрыта в ГЦХРМ им. Грабаря В.А.

Зборовским в 1967 - 1970 гг. Особенно пострадала живопись верхнего ряда

святых. См. Живопись Древнего Пскова. Каталог 1970, б/п; Овчинников А.Н.

Опыт описания произведений древнерусской станковой живописи. Техника и

стиль. Вып.1. Псковская школа XIII - XVI веков. М. 1971. С.53 - 56. №20;

А. Овчинников, Кишилов Н. Живопись древнего Пскова. М. 1971с. 17 кат. 20;

Древнерусская живопись. Сост. С. Ямщиков // А.Н. Овчинников. Из опыта

реконструкции древних икон. // Музей и современность. Т. 36. Вып.2. М.

1976. ков. М., 1973, с. 20, илл. 21 - 24; А.Н. Овчинников. Из опыта

конструкции древних икон. // Музей и современность. Т. 36. Вып.2. М. 1976.

сс. 197- 206; Попов Г.В. Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство

Твери XIV - XVI веков. М. 1979. с.199 ; Овчинников А.Н. Икона середины XVI

века «Воскресение» (псковский извод) // Древний Псков. История,

искусство, археология. Новые исследования. М. 1988. с. 133 - 154; Псковская

икона XIII - XVI веков, кат. 30, с. 298, ил. 30.

*** ГРМ, инв. ДРЖ 3140. Сер. XVI века. 156.2 X 92.3 X 4. Доска сосновая,

из двух частей, две врезные сквозные шпонки, ковчег, паволока.

Происхождение неизвестно. Обнаружена и вывезена экспедицией ГРМ в 1958 году

из Троицкого собора г. Острова Псковской обл. (1790). Инв. № на обратной

стороне иконы, сделан зеленой краской: «508 - 35 г.». В 1941-1944 гг. Икона

в числе других была вывезена немцами из Псковского музея - заповедника во

время оккупации в действовавший собор г. Острова. Сохранность хорошая,

незначительные выпадения красочного слоя и вставки левкаса с поздней

живописью на одеждах. Раскрыта в ГРМ в 1958 -1960-х гг. Н.В. Перцевым и

И.В. Ярыгиной. См. Порфиридов Н.Г. К истории псковской станковой живописи.

Икона «Сошествие во ад» из города Острова. ///ДРИ Художественная культура

Пскова. М. 1968. с. 109 - 113; Э.С. Смирнова. Живопись древней Руси:

находки и открытия. Л. 1970. Табл. 17-19. А.Н. Овчинников. Н. Кишилов.

Живопись древнего Пскова. с. 17. Табл. 46; Овчинников А.Н. Опыт описания.

с. 60-63. № 23; Алпатов. В.И. Древнерусская живопись. М. 1978. Табл. 132 (

деталь) с. 313; Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI

века.. Псковская школа М. 1983. с.79 кат. 82 на с. 325., табл. 82;

Псковская икона XIII - XVШ веков. 1990, с. 306, цв. ил. 72.

**** ГРМ, инв. 243336. 54 X 45. Доска сосновая, одна сквозная врезная

шпонка (новая), ковчег, паволока. Происхождение неизвестно. Была в

собрании реставраторов братьев Г.О. и М.О. Чириковых, затем П.С.

Рябушинского. В ГТГ поступила в 1930 г. из ГИМа. См.: Антонова В.И., Мнева

Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII века. Опыт историко

-художественной классификации. Т.2. М. , 1963. с. 40 - 41, кат. 385.;

Овчинников. А.Н. Икона середины XVI века « Воскресение», с. 134,

примечание 17; Псковская икона XIII - XVI веков с. 315, кат. 146, ил. 146.

**** Доска сосновая, две сквозные врезные шпонки, паволока. 81 X 65.

Происхождение неизвестно. Реставратор К.В. Шейкман.. См.: Логинова А.

Древнерусская живопись. Новые открытия. Из частных собраний. Каталог

выставки. М., 1975, № 44; Овчинников А.Н. Опыт описания, с. 75-77»

Овчинников А., Кишилов Н. Живопись древнего Пскова. с.17. кат. 27. Ил. 50.

Попов Г.В. Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV - XVI

веков. М. 1979. с.199 ; Овчинников. А.Н. Икона середины XVI века «

Воскресение», с. 134, примечание 17; Псковская икона XIII - XVI веков с.

316, кат. 144, ил. 144.

***** «... Существенные сведения о сущности художественных

принципов псковской школы дает технологический разбор живописи...»

«Псковской школе удалось ближе других русских живописных школ подойти к

пониманию роли кристаллических пигментов и связать с их оптическими

свойствами кристаллическую структуру пробелов и ритмы композиционных

элементов в единое целое. вся эта многосложная, созданная долгим

созерцательным опытом художественная система позволяла вызывать у

зрителя невиданные по широте охвата идеи и глубочайшие

ассоциации.» - А.Н. Овчинников. Опыт реконструкции. с. 204 и 210.

Библиография

1. В.И. Алпатов. Древнерусская живопись. М. 1978.

2. А.В. Бакушинский. Исследования и статьи. М. 1981.

3. В.Н. Лазарев. Византийское и древнерусское искусство. М. 1978.

4. В.Н. Лазарев. История русского искусства. М. 1954 т. II.

5. Л.И. Лившиц. О стиле росписи Снетогорского монастыря. М. Сборник ДРИ

1980.

6. Статья А.Н. Овчинникова «Икона середины XV века «Воскресение». Псковский

извод. Сборник «Древний Псков» под ред. С.В. Ямщикова. сс. 133-154. Изд-

во «Изобразительное искусство», 1988.

7. А.Н. Овчинников Н. Кишилов . Живопись древнего Пскова XIII - XVI

веков. Л. 1971.

8. А.Н. Овчинников. Из опыта конструкции древних икон. Икона Сошествие во

ад середины XV века из Псковского историко - архитектурного музея -

заповедника (инв. № 2731) // Музей и современность. Т. 36. Вып.2. М. 1976.

9. О.С. Попова. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века и его

связи с Византией. М. 1980.

10. О.С. Попова. Особенности искусства Пскова. Из кн. Отблески

христианского востока на Руси. La Casa di Matriona. 1993.

11. Порфиридов Н.Г. К истории псковской станковой живописи. Икона

«Сошествие во ад» из города Острова. ///ДРИ Художественная культура Пскова.

М. 1968. с. 109 - 113;

12. М.А. Реформатская. О группе произведений псковской станковой живописи

второй половины XIV века. Сборник Д.Р.И. М. 1968.

12. Л.А. Успенский. Богословие иконы православной церкви. Переславль, 1996.

12. И.А. Шалина. Псковские иконы Сошествие во ад; о литургической

интерпретации иконографических особенностей. Сборник «Восточно-

христианский храм. Литургия и искусство. СП б. 1994.

14. И.К. Языкова. Богословие иконы. М.1995 .

Список иллюстраций

1. Икона «Сошествие во ад» из собрания Н.П. Лихачева. XIV-XVI в. ГРМ.

2,2а. Калька-реконструкция иконы «Сошествие во ад» XIV-XVI в. Из ГРМ.

3. Икона «Сошествие во ад». Вторая половина XV в. Псковский музей.

4. Калька-реконструкция иконы «Сошествие во ад» конца XV в. из Псковского

музея.

5. Четырехчастная икона из собрания Воробьева. XVI в.

6. Калька-реконструкция четырехчастной иконы XVI в. из собрания Воробьева.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.