Рефераты. Искусство эпохи Возрождения






какао, кукуруза, картофель. С неодинаковой быстротой они распространялись в

разных районах и социальных слоях.

Пресную пищу в большом количестве приправляли чесноком и луком. В

качестве приправы широко использовались сельдерей, укроп, порей, кориандр.

Из жиров на юге Европы были больше распространены растительные, на

севере —животного происхождения. Растительное масло выделывалось из оливок,

фисташек, миндаля, грецкого и кедрового ореха, каштанов, льна, конопли,

горчицы.

Баланс мясной и растительной пищи зависел не только от географических,

хозяйственных и социальных, но и от религиозных условий общества. В общей

сложности около половины года составляли постные дни, связанные с четырьмя

основными и еженедельными (среда, пятница, суббота) постами. В эти дни с

большей или меньшей строгостью запрещалось есть мясо и мясомолочные

продукты. Исключения делались для тяжело больных, рожениц, евреев.

В Средиземноморской Европе потребляли мяса меньше, чем в Северной.

Дело не только в жарком климате Средиземноморья. Из-за традиционного

недостатка кормов, выпасов и т.п. там разводили меньше скота. В то же время

в Венгрии, богатой пастбищами и славившейся мясными породами крупного

рогатого скота, потребление мяса было самым высоким в Европе: в среднем

около 80 кг на человека в год (против около 50 кг во Флоренции и 30 кг в

Сьене в XV в.). В Центральной и Восточной Европе ели больше говядины и

свинины; в Англии, Испании, Южной Франции и Италии — баранины. Правда, в

XVI—XVII вв. города Северной Италии (особенно Венеция) охотно и в большом

количестве закупали на убой рогатый скот из Венгрии. Мясной рацион

пополнялся за счет дичи, домашней птицы. Специально для еды разводили

голубей. В крупных городах потребление мяса было в целом выше, чем в

мелких; горожане ели мяса больше, чем крестьяне.

Трудно переоценить значение рыбы в питании того времени. Свежая, но

особенно соленая, копченая, сушеная рыба заметно дополняла и разнообразила

стол, в первую очередь в дни многочисленных долгих постов. Для жителей

побережья морей рыба и дары моря составляли едва ли не основные продукты

питания. Балтика и Северное море кормили сельдью, Атлантика—треской и

макрелью, Средиземноморье —тунцом и сардинами. Но и в дали от моря чистые

воды больших и малых рек и озер служили источником богатых рыбных ресурсов.

В некоторых местах Европы, например, в Чехии, рыбу (карпа) разводили в

искусственных прудах. Рыба в меньшей степени, чем мясо была привилегией

богатых. Но если пищей бедняков была дешевая местная рыба, то богатые могли

позволить себе полакомиться «благородной» рыбой, привозимой издалека.

Долгое время Европа была ограничена в сладком, так как сахар появился

здесь лишь с арабами и вплоть до XVI в. считался роскошью. Его получали из

сахарного тростника, производство было дорогим и трудоемким. Поэтому сахар

был доступен лишь состоятельным слоям общества. Из напитков первое место

традиционно занимало виноградное вино —и не только потому, что европейцы с

удовольствием предавались утехам Бахуса. К потреблению вина вынуждало

плохое качество воды. Так что вино давали даже детям. Если основная часть

населения прибегала к местному вину, чаще плохого качества, то высшие слои

общества, гурманы заказывали себе тонкие вина из дальних стран. Высокой

репутацией пользовались кипрские, рейнские, мозельские, токайские вина,

мальвазия, позже — портвейн, мадера, херес, малага. На юге предпочитали

натуральные вина, на севере Европы, в более прохладном климате — крепленые;

а со временем пристрастились к водке и спирту, которые долгое время

относились к лекарствам. В конце XV в. это «лекарство» пришлось по вкусу

такому количеству горожан, что власти Нюрнберга были вынуждены запретить

продажу спиртного в праздничные дни. Но настоящим бичом спиртное стало с

XVII в. Истинно народным напитком, особенно к северу от Альп, было пиво,

хотя от хорошего пива не отказывались также богачи и знать. Лучшее пиво

варили из проросшего ячменя (солода) с добавлением хмеля и какого-нибудь

злака. В Северной Франции конкуренцию пиву составлял сидр, особенно широко

вошедший в употребление здесь с конца XV в. Сидр пользовался успехом

преимущественно у простонародья.

Из новых напитков, распространившихся в эпоху Ренессанса, следует упомянуть

в первую очередь о шоколаде. Кофе и чай проникают в Европу лишь в первой

половине XVII в. Шоколад же нашел приверженцев в высших слоях, например,

испанского общества уже во второй половине XVI в. Ему приписывали целебные

свойства, как средству против дизентерии, холеры, бессоницы, ревматизма.

Однако и побаивались. Во Франции в XVII в. распространились слухи, что от

шоколада на свет появляются чернокожие дети.

В средние века, когда угроза голода всегда подстерегала человека,

главным достоинством еды и стола были сытность и изобилие. В праздник нужно

было обязательно наесться так, чтобы потом в голодные дни было что

вспомнить. Поэтому на свадьбу в деревне семья закалывала последнюю скотину

и вычищала погреб до основания. В будни же кусок сала с хлебом считался у

простолюдина-англичанина «королевской» едой, а какой-нибудь тосканский

испольщик довольствовался той же краюхой хлеба с сыром и луковицей. В целом

же, как пишет Ф.Бродель, до потребности современного человека, определяемой

в 3,5—5 тыс. калорий в день, «дотягивали» лишь верхи общества. Средняя

масса ограничивалась 2 тыс. калорий.

Хотя состоятельным людям не приходилось опасаться голода, их стол не

отличался изысканностью. Современники, оставившие нам свидетельства о пирах

известных людей, обращали внимание в основном на количество съеденной пищи

и выпитого вина. На свадьбе одного баварского феодала в конце XV в. съели

300 бычьих туш, 62 тыс. кур, 5 тыс. гусей, 75 кабаньих туш, 750 тыс. раков,

выпили 440 бочек вина. При обилии мяса знаменитые застолья не имели

богатого выбора овощей, фруктов, сладостей, выпечки.

Эпоха Ренессанса внесла заметные изменения в европейскую кухню. На

смену необузданному обжорству приходит изысканно, тонко представленное

изобилие. Забота не только о духовном, но и о телесном приводит к тому, что

еда, напитки и их приготовление привлекают все большее внимание, и его не

стыдятся. В моду входят стихи, восславляющие застолье, появляются

гастрономические книги. Их авторами иногда были гуманисты. Образованные

люди в обществе обсуждают старые — античные и современные рецепты.

Достоинства садов и огородов не только воспевались в поэмах гуманистов и

описывались в агрономических трактатах. Они стали неотъемлемой

принадлежностью пригородного пейзажа. Знать и нувориши разбивали у себя в

имениях сады и огороды, посылали друг другу семена редких растений,

обменивались советами по их выращиванию. Именно в это время Европа вернула

себе многие из забытых в эпоху варварства растений.

К мясным блюдам, как и прежде, приготовлялись самые разнообразные

соусы со всевозможными приправами. Для них по-прежнему не жалели дорогих

восточных специй: мускатного ореха, корицы, имбиря, гвоздики, перца,

европейского шафрана и др. В ходе географических открытий приток восточных

и заокеанских пряностей в Европу возрос, цены на них снизились. Европейцы

могли полнее удовлетворить свое пристрастие к специям. Их широкое

употребление можно объяснить не только гастрономическими вкусами эпохи. Это

было и престижно. Кроме того, пряности использовали, чтобы разнообразить

блюда и по возможности скрыть скверный запах мяса, рыбы, птицы, которые

трудно было хранить свежими в тогдашних условиях. Тем не менее к XVII в.

наметилась тенденция постепенного угасания интереса к пряностям.

Западноевропейские гурманы, попадая на застолья к коронованным особам в

Центральной и Восточной Европе, с неудовольствием отмечали злоупотребление

не только чесноком, но и пряностями.

Появляются новые рецепты. Одни напрямую указывают на связь с

географическими открытиями (например, индейский рецепт супа из кабачков,

попавший в Испанию в XVI в.). В других слышны отголоски современных событий

(например, блюдо под названием «Голова турка», известное в той же Испании в

XVI в.).

Вместе с рецептами растет число перемен блюд. В 1488 г. венецианский

гуманист Эрмолао Барбаро описывал в письме к своему приятелю свадебное

застолье в Милане, в котором он принял участие: «У меня не было аппетита,

поэтому я больше смотрел по сторонам, чем ел. Сначала принесли розовую воду

для мытья рук. Потом предложили пастилки из кедровых орешков и засахаренный

миндаль, называемый здесь марципаном. На второе были гренки со спаржей.

Третье блюдо: отварная сепия, гарнированная мелко нарубленной жареной

печенью. На четвертое: жаркое из газели, пятое блюдо: отварная телячья

голова. Шестое: ассорти из каплуна, откормленных голубей, кур, говяжьего

языка и ветчины. Седьмое блюдо: жаркое из козлятины. Восьмое: куропатки,

фазаны и другая птица, а к ним — оливки. Девятое блюдо — жареный петух в

медовом соусе. Десятое блюдо: жареная свинина в соусе. Одиннадцатое блюдо:

жареный павлин в соусе с фисташками. Двенадцатое: сладости, сделанные из

яиц, молока, сахара, шалфея. Тринадцатое: артишоки с сосновыми орешками.

Четырнадцатое: засахаренная айва. Пятнадцатое: финики, фрукты, сладкие вина

и прочий десерт».

В XV в. в Италии кондитерские изделия приготовляли еще аптекари. В их

заведениях можно было найти в ассортименте торты, бисквиты, пирожные,

всевозможные лепешки, засахаренные цветы и фрукты, карамель. Изделия из

марципана представляли собой статуэтки, триумфальные арки, а также целые

сцены —буколические и мифологические.

С XVI в. центр кулинарного искусства постепенно перемещался из Италии

во Францию. Богатством и изысканностью французской кухни восхищались даже

искушенные в гастрономии венецианцы. Вкусно поесть можно было не только в

избранном обществе, но и в парижском трактире, где, по словам одного

иностранца, «за 25 экю вам подадут похлебку из манны небесной или жаркое из

феникса».

Важным стало не только чем накормить гостей, но и как подать

приготовленное блюдо. Большое распространение получили так называемые

«показные блюда». Из различных, зачастую несъедобных материалов,

изготовлялись фигуры реальных и фантастических животных и птиц, замки,

башни, пирамиды, которые служили вместилищем различных кушаний, особенно

паштетов. Нюрнбергский кондитер Ганс Шнейдер в конце XVI в. изобрел

огромный паштет, во внутрь которого прятали кроликов, зайцев, белок, мелких

птиц. В торжественный момент паштет открывался и вся живность к потехе

гостей разбегалась и разлеталась из него в разные стороны. Однако в целом в

XVI в. скорее прослеживается тенденция к замене «показных» блюд настоящими.

Приложение В.

Искусство застолья эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения еще большее, чем прежде, значение приобретали не

только кухня, но и само застолье: сервировка стола, порядок подачи блюд,

правила поведения за столом, манеры, застольные развлечения, общение.

Застольный этикет — своего рода игра, в которой в ритуализованной форме

выражалось стремление к упорядоченности человеческого общежития.

Ренессансная же среда особенно способствовала поддержанию игровой позиции в

жизни как стремления к совершенству. Конечно, преувеличением было бы

приписывать все изменения в этой сфере духу Ренессанса, но он обострил те

тенденции к красоте и комфорту, которые развивались до него.

Столовая посуда обогатилась новыми предметами и стала значительно

изящнее. Разнообразные судки объединялись под общим названием «нефы», так

как по форме четко повторяли корабли. Встречались судки в форме сундуков,

башен, зданий. Они предназначались для пряностей, вин, столовых приборов.

Генрих III Французский в один из таких нефов клал перчатки и веер. Сосуды

для вина назывались «фонтаном», имели различную форму и обязательно краны

внизу. Подставками для блюд служили треножники. Почетное место на столах

занимали солонки и конфетницы из драгоценных металлов, камня, хрусталя,

стекла, фаянса. В Венском художественно-историческом музее хранится

знаменитая солонка, выполненная для Франциска I БенвенутоЧеллини. Она

изготовлена из золота и украшена эмалью и драгоценными камнями. Солонка

исполнена в форме чаши, которую с двух сторон поддерживают полулежащие

фигуры Посейдона и Амфитриды. Появились салатницы: большие эмалированные

подносы с многочисленными углублениями для разных видов салата. Столы

украшали также различные скульптурные группы и фигуры.

Тарелки, блюда и сосуды для питья делались металлическими: у королей и

знати — из серебра, позолоченного серебра, а иногда из золота. Испанский

аристократ считал ниже своего достоинства иметь в доме менее 200 серебряных

тарелок. С XVI в. увеличился спрос на оловянную посуду, которую научились

обрабатывать и украшать не хуже золотой и серебряной. Но особенно важным

изменением можно считать распространение с XV в. фаянсовой посуды, секрет

изготовления которой открыли в итальянском городе Фаэнце. Больше стало

посуды из стекла — одноцветного и цветного. Лучшие образцы были

декорированы эмалью, металлом и даже хрусталем. Наиболее распространенной

формой сосудов были кубки и бокалы. Но появляются стаканы и кружки.

Нередко сосудам придавали форму животных, людей, птиц, обуви и т.д.

Отдельные не обремененные нравственностью персоны заказывали для своих

веселых компаний весьма фривольные и даже эротические по форме сосуды.

Фантазия мастеров-удальцов была неисчерпаема: изобретались кубки, которые с

помощью механизмов передвигались по столу или увеличивались в объеме, кубки

с часами и т.д. В народной среде пользовались грубой простой деревянной и

глиняной посудой.

Европа издавна познакомилась с ложкой; ранние сведения о вилке

восходят к XI—XII вв. Но как пользовались всем этим обилием столовых

приборов? Нож по-прежнему оставался главным орудием за столом. Большими

ножами нарезали мясо на общих блюдах, с которых каждый брал для себя кусок

своим ножом или руками. Известно, что Анна Австрийская руками брала мясное

рагу. И хотя в лучших домах подавали салфетки и почти после каждого блюда

гостей и хозяев обносили посудой с ароматизированной водой для мытья рук,

скатерти приходилось менять не один раз в течение обеда. Почтенная публика

не стеснялась вытирать о них руки.

Столовой ложкой стремились обеспечить уже каждого из сидящих за

столом. Но случались дома, в которых ложек не хватало на всех — и гости или

приносили ложку с собой, или как в старину твердую пищу брали руками, а в

соус или похлебку погружали свой кусок хлеба. Вилка прижилась раньше всего

у итальянцев. Вилки с четырьмя зубцами появились впервые в XV в. во

Флоренции. Но эти вилки и их предки — двухзубцовые вилки — еще долго не

могли завоевать симпатии европейцев. Пользование вилками несколькими

гостями при дворе французского короля Генриха II послужило предметом

грубого высмеивания. Не лучше обстояло дело с бокалами и тарелками. Все еще

бытовал обычай ставить одну тарелку для двух гостей. Но случалось, что суп

продолжали черпать своей ложкой из супницы. Индивидуальные кубки и бокалы —

тоже не безусловное правило даже в высшем свете. И не только в далекой от

Италии Трансильвании, где в середине XVII в. на свадьбе у князя Дьердя II

Ракоци гостям приходилось вставать и подходить за вином к поставцу, чтобы

получить из рук слуги бокал с вином и, выпив, вернуть его. Видимо, и во

Франции в конце XVI в. пользование индивидуальными приборами не укоренилось

в обществе, если Монтень, путешествуя по Швейцарии, отмечал, что здесь даже

в трактирах у каждого посетителя есть свои ложка, нож, тарелка и сосуд для

питья.

В застольях эпохи Возрождения оживали греческая и римская традиции.

Сотрапезники наслаждались в приятном обществе отменной едой, вкусно

приготовленной и красиво поданной, музыкой, театральными зрелищами,

беседой. Важную роль играл антураж праздничных встреч. Большинство из них

проходило в домашней обстановке, в залах. Но в теплое время года, в летнюю

жару гостей могли принимать и вне дома: во внутреннем дворике, в саду, в

лоджии дома-палаццо. Выход с гостями за пределы дома приобрел в эпоху

Ренессанса особое звучание: в нем можно усмотреть стремление воссоздать

античную, аркадийную обстановку, приблизиться к сельскому пейзажу. Гости

располагались на богато украшенных скамьях, в тени деревьев, около фонтана.

Их взору представали прекрасные скульптуры и расхаживавшие по дорожкам

павлины, цесарки и другие экзотические птицы, слух услаждали певчие птицы и

музыка. На столах были расставлены вазы с плодами и сосуды с вином. Ученые

беседы перемежались с танцами под аккомпанемент лютни, декламацией стихов,

чтением новелл, музыкой, выступлениями артистов. Такие встречи предстают из

описания Антонио Альберта и Боккаччо еще в XTV в.

Банкеты в помещениях выглядели несколько иначе. Интерьер по этому

случаю специально оформлялся. Стены зала или лоджии увешивались тканями и

гобеленами, богатым шитьем, цветами и лавровыми гирляндами, увитыми

лентами. Гирляндами украшали стены и обрамляли семейные гербы. У главной

стены помещался поставец с «парадной» посудой из драгоценных металлов,

камня, стекла, хрусталя и фаянса.

В зале ставили три стола в форме буквы «П», оставляя в середине

пространство как для разносчиков блюд, так и для увеселений. Столы

покрывались красивыми, богато вышитыми скатертями в несколько слоев. В

подготовке стола к празднику порой принимали участие скульпторы и

архитекторы, разрабатывавшие идею главного украшения стола — уже

упоминавшегося декоративного блюда, принимавшего форму замка, корабля и

т.д., иногда вмещавшего внутри себя по нескольку человек музыкантов или

танцоров. Подобные настольные «конструкции» были распространены не только в

Италии, но и в других европейских странах. Особенно впечатляли в этом

отношении богатство и фантазия двора бургундских герцогов во второй

половине XV в. Даже европейскую периферию, в частности, Трансильванию, не

обошла эта мода, хотя здесь она утвердилась значительно позже.

Гости рассаживались с внешней стороны стола — иногда попарно дамы с

кавалерами, иногда отдельно. За главным столом располагались хозяин дома и

высокие гости. В ожидании трапезы присутствовавшие пили легкое вино,

закусывали его сухими фруктами, слушали музыку. За этим следовало первое

блюдо. Лакеи разносили его так, чтобы поразить гостей. Главной фигурой в

это время становился дворецкий, в обязанности которого входило по правилам

нарезать кушанье и раскладывать его на обычных блюдах, расставлявшихся

потом по столам. В случае удачи дворецкий принимал поздравления за

прекрасную презентацию блюда. Перерыв между двумя переменами блюд

использовали для того, чтобы убрать со стола, сменить скатерти. В это время

гости развлекались зрелищами, танцами, музыкой, театральными

представлениями. Среди последних в моду вошли балеты и музыкальные

спектакли, предшественники оперы.

Главная идея, которую преследовали устроители пышных застолий,

—показать великолепие, богатство семьи, ее власть. От банкета могла

зависеть судьба предстоящего брака, имеющего цель объединить процветающие

семьи, или судьба делового соглашения и т.п. Богатство и могущество

демонстрировались не только перед равными себе, но и перед простолюдинами.

Для этого было как раз удобно устраивать пышные пиры в лоджии. Мелкий люд

мог не только поглазеть на великолепие власть имущих, но и приобщиться к

нему. Можно было послушать веселую музыку, потанцевать, принять участие в

театральной постановке. Но самое главное — «на дармовщинку» выпить и

закусить, ибо было принято раздавать бедным оставшуюся еду.

Времяпрепровождение за столом в компании становилось обычаем, широко

распространившимся во всех слоях общества. Таверны, трактиры, постоялые

дворы отвлекали посетителей от монотонности домашней жизни. Там можно было

приятно провести время: пообщаться с приятелями, послушать новости, сыграть

в карты, кости, найти подружку, выпить, вкусно поесть. Во Флоренции

посещение мужчинами таверн имело в XV в. такие масштабы, что женщины

потребовали от властей принять постановление, запрещающее подавать в

тавернах слишком тонкие блюда. В Германии и к востоку от нее сеть трактиров

была менее развита. Еще в начале XVII в. депутаты сословных собраний,

отправляясь к месту съезда, не могли найти в дороге подходящих заведений,

где можно было бы поесть и переночевать.

Названные формы общения, как бы они не отличались друг от друга,

свидетельствуют о том, что общество преодолевало былую относительную

замкнутость и становилось более открытым и коммуникативным.

Доклад по реферату "Искусство эпохи Возрождения".

Эпоха Возрождения – это эпоха Великих географических открытий, эпоха

бурного развития науки, эпоха расцвета искусств и становления высших

общечеловеческих идеалов. Она охватывает период с 14 по 16 век и

представляет собой переход от средневековой культуры, для которой

характерен аскетизм с его пренебрежением ко всему земному и телесному, к

культуре нового времени.

Возрождение, или Ренессанс (от французского слова Renaissance) возникло и

ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13 – 14 веков его

провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и другие. Собственно

первотолчком Возрождения послужили открытия древних античных статуй,

случайно раскопанных на полях крестьянами. Сформировавшееся в то время

стремление светской знати к роскоши подстегнуло художников к копированию и

стилизации древних образцов искусство. Первоначально деятели Возрождения

видели свою основную задачу в возрождении идеалов античности (отсюда,

собственно и произошло название – Возрождение, впервые этот термин

встречается у итальянского живописца и историка искусства Вазари в середине

16 века). Но очень скоро идейной основой Возрождения стал гуманизм –

учение, основанное на признании "ценности человека как личности, его права

на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага

человека, как критерия оценки общественных отношений". С этого момента

начался отсчет нового времени – эпохи Возрождения Европы. Церковный

аскетизм зашатался под напором новых моральных ценностей, обращенных к

радостям мирской жизни. Вершиной ценностного Олимпа стали семья, уважение

сограждан, слава в памяти потомков.

Доминантой ренессансного гуманизма стала идея Человека, чье высокое

достоинство определялось не знатностью происхождения, не званиями или

богатством, но только личной доблестью, благородством в делах и

помышлениях.

Ранние гуманисты: поэт Ф. Петрарка (1304(1374), писатель Дж. Боккаччо

(1313(1375) ( хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от

предрассудков средневековья, и поэтому, прежде всего, пытались изменить

систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на

изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не

ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были

объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей.

Языческая жизненность и христианское смирение дополняли друг друга в

культуре Возрождения, их сочетание рождало идеалы гармонии и равновесия.

Иллюстрацией к этому могут служить строки одного из величайших деятелей

Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519):

Любовь возвышенна, когда в союзе двух

Пред высотой души она благоговеет.

Любовь низка, когда ничтожен дух,

И низок мир того, кто избран ею.

Дарят покой и прогоняют страх

Часы любви. Но ты отмечен, если

Природа мудро держит на весах

Любовь и дух в прекрасном равновесье.

Изменилось само пространство вокруг человека. В архитектуре стали

преобладать светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские

дома. Используя ордерное (колоннадное) членение стен, арочные галереи,

колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Делорм и

другие) придавали своим постройкам величественность в сочетании с

легкостью, гармоничностью и соразмерностью человеку (в отличие от готики,

которая человека подавляла).

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, изображения средневекового

искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству, в

котором причудливая дымка света играет с невесомой прозрачностью тени.

Донателло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль,

Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто, Ян ван Эйк, Питер Брейгель,

Иероним Босх, Дюрер, Хольбейн, Гужон, Клуэ.… В своих картинах они подарили

человечеству мир во всем богатстве действительности – мир объема,

пространства, света, человеческой фигуры (в том числе обнаженной) и

реальной среды – интерьера, пейзажа, всего, что окружало человека и

составляло часть его бытия. Они воспевали своим творчеством совершенную

личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в

соответствии с требованиями античной эстетики. Но в их творчестве, как в

правдивом зеркале, отражался окружающий мир. А ведь эпоха Возрождения –

это еще и эпоха войн, моровых эпидемий (чума, оспа), все еще стойкого

церковного мракобесия, когда на кострах инквизиции заживо сжигали людей, а

народ, распаленный страстными призывами монаха-доминиканца Савонарола к

уничтожению произведений гуманистов, сжигал на аналогичных кострах творения

Петрарки, Леонардо да Винчи и многих, многих других. На костре сожгли

Джордано Бруно, Галилея заставили отречься от своих убеждений.… Вот почему

так мрачны краски на полотнах Хольбейна. Вот почему с полотен

нидерландского художника Иеронима Босха на нас смотрят фантастические

чудовища. Вот почему так трагически страшен Дюрер, изобразивший гибель

человечества в серии гравюр "Апокалипсис". Наибольшую известность приобрела

его гравюра "Четыре всадника", символизирующая страшные бедствия людей:

войну, голод, неправедный суд и смерть. Их кони топчут всех на своем пути,

даже короля и священника.

Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе.

Запретная прежде тема плотской любви, ее натуралистические описания

получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного.

Писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их

уравновесить. Непознанный мир человеческой души – вот что в первую очередь

интересовало писателей Возрождения. Французский поэт XV в. Франсуа Вийон

так выражал мысль о неведении человеком себя самого:

Я знаю, как на мед садятся мухи.

Я знаю смерть, что рыщет все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как

"Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле, драмы Шекспира, роман "Дон Кихот"

Сервантеса и многие другие, органично соединившие в себе интерес к

античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом

бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Бокаччо, героические поэмы Ариосто, Тассо,

сатирический трактат Эразма Роттердамского "Похвала глупости"… Написанные

разными авторами, окрашенные многоцветьем национального колорита, каждое в

своей форме и по-своему – они воплощали в себе идеалы и идеи

возрожденческого гуманизма.

Музыкальное искусство также оказалось захвачено животворным потоком

преобразований. В музыке эпохи Возрождения, проникнутой гуманистическим

мироощущением, развиваются вокальная и инструментальная полифония

(многоголосье), появляются новые жанры светской вокальной и

инструментальной музыки. Эпоха завершается появлением новых музыкальных

жанров – сольной песни, кантаты, оратории и оперы.

Ренессанс поставил в центр человеческую личность, энергичную, устремленную

на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Рисуя идеал

человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу,

героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир.

Открытием эпохи Возрождения был пристальный взгляд назад, в глубь веков, во

время уже прожитое людьми, населявшими когда-то Рим Древний и Великий

город. Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными

христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они

соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средневековье.

Таким образом, Возрождение задает неизвестное ранее временное единство -

духовную историю человечества. Европа впервые ощутила и осознала себя в

едином, непрерывном, животворящем и всесвязующем временном потоке, в

который и поспешила с радостью окунуться. К закату Возрождения это ощущение

утратится, и Гамлет произнесет роковые слова: "Распалась связь времен...".

[1] Фротолла и виллантела в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии,

мадригал.

Литература.

[i]. Денис Чернобаев. Сто дорог. Очерк. См. приложение А.

[ii]. Советский энциклопедический словарь. Советская

энциклопедия. М., 1979 г.

3. Философская энциклопедия. Государственное научное издательство

"Советская энциклопедия". М., 1960 г.

4. Драч Г. В. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных

заведений – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.

5 История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения (Под. ред.

Брагиной Л.М.). - М.: Высшая школа, 1999.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.