Рефераты. Искусство Греции






Содержание “Одиссеи” также отличается цельностью. Основная тема ее -

возвращение на родину хитроумного и многострадального героя. Все действие

приурочено к последним сорока дням его странствий, а полное представление

обо всех испытанных им раньше страданиях дается в виде рассказа самого

Одиссея на пиру у царя Алкиноя (IX-XII). Этот художественный прием

свидетельствует о высоком развитии древнегреческого поэтического

мастерства. Обособленной является начальная часть поэмы (I-IV), в которой

только постоянно упоминается имя Одиссея, а главным действующим лицом

оказывается его сын Телемах. Совершенство плана и целостность поэмы

нарушаются в V песни, где рассказ о собрании богов в общем повторяет

начальную сцену первой песни. В остальном содержании поэмы выделяются две

части: 1) отплытие Одиссея с острова с острова нимфы Калипсо, прибытие к

феакийцам и пребывание у них (V-XII), 2) возвращение на остров Итаку и

месть женихам (XII-XXIII). Как бы дополнением выступает XXIV песнь,

рассказывающая о свидании Одиссея с отцом и восстании родичей убитых

женихов.

Таким образом, рассмотрение обеих поэм приводит к двойственному

заключению. Некоторые эпизоды уводят в сторону от основной нити рассказа.

Это обстоятельство вызывает различные соображения о происхождении поэм -

принадлежат ли они единому творцу или были внесены в поэму разными авторами

в различные времена?

Обе поэмы в ярких реалистических чертах воспроизводят явления

действительной жизни и быт греческих племен. В “Илиаде” отразился по

преимуществу быт военного времени, в “Одиссее” даны картины мирной жизни.

Война - основная стихия героев “Илиады”, причем битва изображается чаще

не в виде столкновения народных масс, а как выступление отдельных героев.

Такие герои легко побивают целы толпы простых воинов. В “Илиаде” поэт редко

отвлекается от военных сцен и военных советов к картинам мирного быта.

“Одиссея”, наоборот, переносит нас преимущественно в обстановку мирного

повседневного быта, хотя и эта мирная жизнь нередко прерывается кровавыми

событиями. И тут весьма часто мы находим описание пиров. Но при этом

“Одиссея” дает и много подробностей хозяйственной жизни, как, например,

описание сада Алкинол (VII, 112-132), свиных хлевов Эвмея.

Мастерство поэта с особенной силой выступает в отдельных сценах, из

которых слагается весь рассказ. Некоторые сцены с давних пор уже

расцениваются как имеющие мировое значение по художественной силе.

Во всех этих сценах и во всех подробностях описаний, не смотря на

идеализацию далекого прошлого, которое хочет нам показать поэт, выступает

правда жизни его времени. А на фоне их, как обобщение воспроизводимой

жизни, выступают со своими типичными чертами люди той эпохи - ее герои.

3. Главные образы поэм.

Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных

типических образов.

Центральной фигурой “Илиады” является Ахилл, юный фессалийский герой, сын

Пелея и морской богини Фетиды. Ахилл - цельная и благородная натура,

олицетворяющая собой ту военную доблесть в понимании древних героев,

которая служит идеологической основой всей поэмы. Он чужд хитрости и

двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Гнев

его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он

становится похож на какого-то демона-истребителя.

Такое же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора (XXII, 395-

401), и в том, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянских

пленников. Еще ему даны черты певца-поэта (IX, 186). Наконец, он

смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему

за телом убитого им сына.

Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского

воителя Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это - представитель

враждебного народа, к которому нельзя относиться как к соплеменнику. Гектор

является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В

трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности.

Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью.

Он остается один на поле битвы, в то время как остальные прячутся в городе.

Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг чести в нем

превыше всего. Ярче всего Гектор показан в сцене свидания с Андромахой (VI,

392-502), где мы видим его как мужа и отца.

Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем житейской

мудрости представляется Одиссей - герой “хитроумный” и “многострадальный”.

В “Илиаде” он выступает и как воин, и как мудрый советник, но также и как

человек, готовый на всяческий обман (X, 383; III, 202). Само взятие Трои

при помощи деревянного коня было делом его хитрости. Всегда настороженный,

он имеет наготове целый запас вымышленных историй.

“В хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что на прозаическом языке

называется “надувательством”. И между тем в глазах младенческого народа эта

хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости”(.

В обеих поэмах кроме главных героев выведено еще много второстепенных.

Некоторые из них обрисованы также очень яркими красками. В “Илиаде” таких

лиц больше чем в “Одиссее”.

Микенский царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем

всего похода и называется “владыкой мужей” или “пастырем народов”. Менелай

- спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заинтересованное

в войне лицо. Однако поэт изображает их обоих далеко не привлекательными

чертами.

Обаятельными чертами наделен образ Нестора - вечный тип старца, который

любит вспоминать годы юности и давать свои наставления. Совершая подвиги,

он увлекается мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора (XVI, 817-857).

Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными

чертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей.

По старости он уступил право военачальника старшему сыну Гектору. Он

отличается мягкостью и обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой

всеми Елене он относится очень сердечно.

В “Одиссее” живо обрисована личность Телемаха. Поэма изображает

постепенный рост этого юноши. В начале поэмы он представлен еще совсем юным

и несамостоятельным, в чем он сам признается матери (XVIII, 227-232). В

конце же поэмы он деятельно помогает отцу в расправе его с женихами. В этом

образе греки могли видеть тип идеального юноши - “эфеба”.

В поэмах встречаются и женские образы. Особенно выразительны образы

Андромахи и Пенелопы.

Андромаха - верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной

тревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя

в боях, “убит себя своей доблестью”. Судьба Андромахи глубоко трагична. При

разорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья,

а мать вскоре после этого умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в ее

любимом супруге. В конце поэмы она оплакивает своего мужа при погребении

(XXIV, 723-745). Этот трогательный образ не раз привлекал внимание поэтов и

в позднейшие времена.

Образцом семейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в “Одиссее”.

В течении двадцати лет, пока отсутствует Одиссей, она не изменила к нему

своих чувств и упорно верит в его возвращение. Положение ее крайне трудное,

так как она окружена недоброжелательными людьми, которые считают ее вдовой

и добиваются ее руки, надеясь таким образом получить и царскую власть.

Противоположностью Пенелопе является в “Илиаде” Елена. Однако

преступление ее уже в прошлом; опьянение страстью, заставившее ее некогда

покинуть дом Менелая, сменилось горьким сожалением, и она, сознавая свою

ошибку, кается в этом перед Приамом (III, 173-176). Елена исполнена

презрения к Парису, но богиня Афродита снова властно бросает ее в объятия

этого человека (III, 390-420).

Таковы главные образы гомеровских поэм. Все они отличаются цельностью,

простотой, во многих случаях даже наивностью, которая характерна для эпохи

“детства человеческого общества”. Они обрисованы с замечательной силой и

жизненностью и отмечены глубочайшей человеческой правдой.

4. Значение поэм Гомера.

Поэмы Гомера были настоящей сокровищницей мудрости греческого народа -

“книгою откровения”, по выражению В.Г.Белинского(. Они не остались

принадлежностью только ионийского племени, среди которого создались, а

стали общим достоянием всего греческого народа и прожили с ним всю его

историю. Предание говорит, что Пикург ввел исполнение песен Гомера в

Спарте, Солон - в Афинах. Впоследствии во всех греческих государствах они

стали основой школьного образования. Ученики разучивали наизусть отдельные

части поэм, и было немало людей, которые знали наизусть обе поэмы целиком.

Для государства считалось за честь называться родиной Гомера. Гомер был

любимым поэтом даже в самых отдаленных уголках греческого мира.

IV. Формы лирической поэзии.

1. Греческая лирика и ее формы.

Название “лирика” - греческое, происходит от названия струнного

инструмента “лира” и предполагает исполнение песен под аккомпанемент лиры,

как это и видно в песнях Алкея, Сапфо, Анакреонта и др. Но это название

утвердилось лишь в эпоху эллинизма, обычно же лирическая песня у греков

называлась “мелос”, и это слово распространилось на весь жанр. Поэт должен

был в себе совмещать и автора слов, и композитора, и хормейстера.

Связь с музыкой постепенно в зависимости от характера песен становилась

менее тесной и даже совсем порывалась. Эпическая поэзия, которая

первоначально исполнялась аэдами в пении, в дальнейшем только

декламировалась рапсодами. Равным образом и некоторые виды лирики, как ямб

и элегия, рано оторвались от музыкального аккомпанемента и превратились в

чисто литературные жанры. Зато другие формы греческой лирики эту связь с

музыкой сохраняли по крайней мере до эпохи эллинизма(. Эти формы называются

специальным словом “мелос”, т.е. песня, или “мелика” - мелическая поэзия. В

зависимости от того, как поется песня, различают лирику одноголосную -

“монодийную” и хоровую. Монодийная лирика выражала чисто индивидуальные

настроения и отличалась простотой, хоровая приурочивалась к событиям

общественной жизни и получала вследствие этого особенно торжественный

характер. Простейшими формами лирики являются элегия и ямб, рано

оторвавшиеся от музыки и ставшие чисто литературными жанрами.

2. Элегия и ямб.

Термином “элегия” в современном литературоведении называется

стихотворение грустного характера, написанное любым размером. В древности

же под этим названием разумелось стихотворение, написанное независимо от

содержания в форме так называемых “элегических двустиший”, состоящих из

соединения гексаметра с пентаметром. Гексаметр - шестистопный дактилический

стих, такой же, как и в эпических поэмах. Пентаметр - пятистопный стих.

Грустный характер элегия приобрела лишь в поздней литературе, особенно у

римских поэтов Тибулла, Проперция (I в. до н.э.) и др. Древнейшие же

элегии, наоборот, проникнуты чувством бодрости и нередко содержали военные

призывы, политические наставления, политическую агитацию и т.п. Жанр элегии

во многих отношениях близок к гомеровскому эпосу. Она пользуется тем же

ионийским диалектом, теми же формулами и образами. Сами греки долгое время

не отличали ее от эпоса.

Одновременно с элегией появилась и другая лирическая форма - “ямб”.

Первоначально ямбический стих служил для выражения насмешки и шутки. Само

слово “ямб” связывали с мифом о богине Деметре. Когда она в глубокой печали

об исчезновении своей дочери Персефоны пришла ко двору элевсинского царя

Келея, только грубая шутка служанки Ямбы заставила ее рассмеяться. Название

ямба было перенесено на соответствующий сатирический жанр. Но впоследствии

ямбический стих, наиболее близкий к ритму обыкновенной разговорной речи,

стал применяться и в стихотворениях иного содержания, особенно же в

диалогических частях драмы.

3. Эпиграммы.

Эпиграмма близка к жанру элегии. Название это буквально означает

“надпись” и первоначально имело в виду объяснительную подпись под каким-

нибудь предметом-изображением, статуей, на могильном памятнике, на

посвятительном приношении богу и т.п. Такая надпись, естественно, должна

была быть сжатой и вместе с тем выразительной, чтобы в немногих словах

высказать многое существенное. Для эпиграмм предпочтительно пользовались

элегическими двустишиями.

В создании литературного жанра эпиграмм большая заслуга принадлежит поэту

конца VI и начала V в. до н.э. Симониду с острова Кеоса.

4. Основные жанры прозаической литературы.

Прозаические жанры античной литературы далеко не совпадают с нашими

представлениями. Жанры, которые мы в настоящее время рассматриваем как

чисто научные, в древности культивировались по преимуществу с

художественными целями. Сюда относятся история, философия и ораторское

искусство. В.Г.Белинский справедливо замечал: “У греков была даже

художественная история, где с критическим анализом событий соединялось и

художественное изложение”(. Древние считали историю по преимуществу

ораторским жанром(. Ораторское искусство по сущности рассчитывает на то,

чтобы художественными средствами захватить слушателя, очаровать его своей

формой. Поэтому с тех пор, как выступления ораторов начали записывать и

публиковать, они становились в полном смысле слова произведениями

художественной литературы. При таких условиях произведения этого рода

отражают свойства греческой культуры и составляют важную сторону

литературной истории.

V. Литература эллинизма.

1. Общая характеристика эпохи эллинизма.

Эпоха эллинизма занимает последние три столетия до н.э.

Завоевание Востока Александром и его преемниками привело туда большое

количество греков. Его преемники продолжали начатое им дело, все возникшие

города сделались рассадниками греческой культуры.

С расширением сети дорог и торговых связей распространение греческой

культуры получило еще большие возможности. Греческие города после восточных

походов наполнялись толпами рабов из завоеванных стран.

Громадные богатства, захваченные в странах Востока, сосредоточились в

руках правителей, которые по восточному обычаю приняли титулы царей. Они

вели бесконечные войны для захвата новых стран и часто воевали между собой.

Наплыв рабов из завоеванных стран и торговля ими достигли в это время

невероятных размеров: остров Делос сделался одним из крупнейших

невольничьих рынков. К III - II в. до н.э. относится наибольшее количество

восстаний рабов. Эти восстания становились тем более опасными, что к ним

обычно присоединялась вся эксплуатируемая беднота.

Широкое распространение греческой культуры отражалось в том, что на

поприще греческой литературы стали все чаще выступать представители и

других народов - египтяне, вавилоняне, евреи, сирийцы и др.

2. Эллинистическая образованность.

В эллинистической литературе преобладала проза. Многие произведения под

поэтической формой скрывали чисто прозаическое содержание.

Философия сосредоточивалась по-прежнему в Афинах. Академическая школа

продолжала развивать учение Платона.

Широкое развитие получили в эпоху эллинизма три философские школы -

эпикурейцев, киников и стоиков. Все три носили индивидуалистический

характер, обещали человеку счастье не во внешнем мире, а внутри его самого.

Школа киников (циников), основанная Антисфеном, учеником Сократа,

держалась того взгляда, что для блаженства нужна только добродетель,

которая приобретается жизнью в природе. Учения этой школы ближе всего

отражают идеологию простых людей и широких народных масс, включая рабов.

Большим авторитетом пользовалось учение школы стоиков. Основателем ее был

Зенон из Кития с острова Кипра. Учение этой школы развилось из учения

киников. Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственной

свободы, освобождения от страстей. Они протестовали против рабства и идеал

свой находили в твердом и неуклонном осуществлении добродетели.

К эллинистической поре относится зарождение и первые образцы греческого

романа. Таковы “Милетские рассказы” Аристида - нечто вроде ряда любовных

историй. Этот сборник был переведен на латинский язык, и им зачитывались

офицеры во время похода против парфян. Однако других сведений об этом

произведении нет.

Характерной чертой лирики этого времени стало то, что стихотворение

порвало обязательную связь с музыкальным аккомпанементом и стало

предназначаться не для пения, а для чтения.

3. Реализм и натурализм.

Изысканная утонченность эллинистической поэзии уживалась рядом с

реалистическими и натуралистическими тенденциями. Представителем этого

направления был Сотад (начало III в. до н.э.), который в тяжеловесных

стилях описывал современную жизнь, осмеливался нападать на самих

властителей, подверг осмеянию Птолемея II Филадельфа за его

кровосмесительный брак с сестрой Арсиноей и за это был зашит в мешок и

брошен в море.

Это направление отразилось и в области драмы, веселой трагедии,- нечто

вроде фарса. Ее родоначальником является Ринфон. Он использовал остроумие и

шутки местного населения, создав на их основе комические сценки и пародии.

Сохранилось немного отрывков из “Мелиямбов” Керкида. Он выступил на

защиту прав беднейшей части населения и как последовательный сторонник

кинической школы, придал своей поэзии простонародный характер.

Такое же направление нашло выражение “холиямбов”, т.е. хромых ямбов.

Сохранилось несколько отрывков из сатирических произведений Феникса

Колофонского, в которых он бичует алчность богачей. В духе народных песен

написано стихотворение “Вороны”, где представлен нищий, который бродит по

улицам с “вещей” вороной и выпрашивает подарочки.

Мелкий комический жанр этого времени лучше всего известен по так

называемым “Мимиямбам” Геронда (III в. до н.э.). Мимиямбы - маленькие

бытовые сцены с двумя-тремя действующими лицами. Геронд продолжает то

направление, которое было намечено мимами Софрона (V в. до н.э.).

Содержание пьесок Геронда составляет изображение мелкой обыденной

действительности. Во многих случаях эти пьесы напоминают некоторые сценки

Феокрита, но у Геронда гораздо сильнее уклоны в сторону натурализма, и он

иногда не стесняется самыми рискованными положениями. Язык Геронда -

простая разговорная речь, иногда грубоватая в устах соответствующих

персонажей. Диалект - ионийский с сильной примесью языка аттической драмы.

VI. Конец античной греческой

литературы и ранняя

христианская литература.

1. Последние греческие поэты.

Время разложения античного общества характеризуется творческим бессилием,

вследствие которого греки были уже неспособны создавать что-нибудь новое и

оригинальное. Поэзия ограничивалась переработкой старых мотивов. Таковы,

например, попытки возродить эпический жанр, сделанные поэтами:

Квинтом Смирнским,

Нонном Панопольским,

Шиллером,

Анакреоном,

Григорием Богословским,

Палладом и др.

2. Греческая литература на рубеже с византийской.

Большинство монархов, чтобы прославиться приближали к себе представителей

культуры: литераторов, музыкантов, поэтов, философов, и отпускали на

развитие культуры огромные средства.

VII. Значение греческой литературы

для мировой цивилизации.

Развитие древней греческой литературы на протяжении почти полутора тысяч

лет: ее зарождение из чисто народных основ, пышный рассвет ее в условиях

рабовладельческого общества, длительное постепенное угасание и наконец,

перерождение в новые формы византийской литературы. Творческие силы

греческого народа нашли яркое выражение в созданиях искусства и литературы,

запечатлевших характерные черты жизни и воплотившие лучшие идеалы народа.

Греческая культура обогатила римскую и, слившись с ней, легла в основу всей

европейской культуры. Европейская литература до сих пор продолжает

пользоваться наследием Греции и перерабатывать это наследие. Замечательные

поэты Греции - Гомер, Алкей, Сапфо. В Греции же возникли и первые формы

романа. Греческие философы, историки, математики, врачи, механики, инженеры

и т.д. создали науку, из которой выросла современная наука, и многие их

труды не потеряли своего значения и для нас.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.