Рефераты. Искусство Древней Руси






искусства на-чинает распадаться на ряд самостоятельных областных течений.

Од-нако эпоха феодальной раздробленности не была временем упадка. Это был

период нового подъема экономики и культуры в различных областях Русской

земли.

В борьбе за свою независимость каждый город стремился выразить свою

силу и значение в памятниках архитектуры и живописи. Своеобра-зие областных

культур в эпоху феодальной раздробленности заключа-ется в том, что они

сочетают общую основу – киевские художествен-ные традиции с местными

особенностями.

В ХII веке получает распространение тип небольшого храма,кото-рый

приходит на смену монументальным княжеским сооружениям, изменяется

строительный материал и художественные приемы. Сравнение архитектурных

сооружений и произведений живописи Новгорода и Владимира ярко показывает

общие черты и своеобразные особенности местных художественных школ.

Новгород, входивший в состав Киевского государства, упорно борол-ся за

свою независимость; с 30 – х годов ХII века он окончательно осво-бодился от

подчинения киевскому князю и превратился в вечевую республику

аристократического типа.

В первой четверти ХII века новгородские князья переселяются из Кремля

и пытаются противопоставить потерянному ими Софийскому собору новые

монументальные сооружения. В начале ХII века новгород-ский князь Мстислав

построил на Торговой стороне храм Николы на Ярославском дворище ( 1113

г.). Этот собор повторял план киевских со-боров конца ХI - начала ХII

веков и представлял шестистолпное соору-жение с пятью главами ( сейчас он

имеет одну главу ). Его внешний облик отличается простотой, строгие фасады,

расчлененные лопатка-ми, украшены плоскими двухступенчатыми нишами. Внутри

Николо – Дворищенский собор имел хоры в форме буквы «П» и был выстроен из

плиты и кирпича.

В 1117 – 1119 гг. был выстроен более своеобразный собор Антони –ева

монастыря, сильно искаженный впоследствии пристройками и пере-делками (

ровые большие окна, увеличение размеров глав, уничтожение позакомарного

покрытия и т. д.).Этот собор имел много общего с Ни-коло – Дворищенским

собором. Его особенностью является цилиндрическая лестничная башня у

северо– западного угла и живопис-ная ассиметричная группа из трех глав,

из которых одна расположена в центре, вторая – башней, а третья над

противоположным юго-запад-ным углом собора.

В начале ХII века в Новгороде был основан Юрьев монастырь. В 1119 году в

нем был заложен Георгиевский собор, но размером и худо-

жественным качеством занявший значительное место в Новгороде.

Строил его, по сведениям новгородской летописи, русский мастер Петр,

которому приписывают постройку и предыдущих соборов (Ни-

коло –Дворищенского и Антониева монастыря). Этот собор был также

шестистолпный, с позакомарным покрытием и хорами в западной час-

ти. Квадратная башня с западной стороны органически слита с массив-

ной главной частью собора, завершенного тремя главами. Фасады его

расчленены мощными лопатками, выражающими внутреннюю струк-

туру сооружения. Три могучие апсиды заверщают здание с востока. Стены

собора были украшены поясом двухступенчатых ниш, чередую-

щихся с поясами окон. Георгиевский собор представляет мощное моно-

литное сооружение, отличаещееся большой художественной вырази-

тельностью, лаконизмом форм и строгостью пропорций. В величавой простоте

этого собора нашли яркое отражение местные особенности

новгородской культуры. Во второй четверти и во второй половине XIIв.

новгородские князья строили очень мало. Они чувствовали себя непроч-

но в Новгороде и не стремились к многолетним и дорогим сооружениям.

Во второй половине XII в. вместо шестистолпных соборов, в Новго-

роде, так же как и в дркгих русских областях, начинают строить не-

большие четырехстолпные церкви, причем круг «строителей» расширя-

ется (бояре, новгородский архиепископ и т.д.). К сожалению, ранних па-

мятников этого типа в Новгороде не осталось, за исключением церкви

Благовещения на Аркаже 1179 г., выстроенная князем Ярославом Влади-

Мировичем. Это –маленькая, одноглавая церковь, с тремя апсидами, из

Которых две боковые сильно понижены по сравнению с центральным и

позакомарным покрытием. Узкий щелевидный ход в толще западной

стены вел на хоры в западной части храма. Углы хоров были заняты небольшими

приделами. Сложенная из камня и кирпича, с толстыми и неровными стенами,

расчлененными лопатками, церковь не отличалась

четкостью и правильностью линий и форм. Несмотря на большие ра-змеры,

церковь Спаса –Нередицы производила впечатление монумен-

тального сооружения благодаря строгости пропоций и лаконичности

архитектурного решения.

С конца XI в. растет новый город Владимир, ставший в XII в. поли-

тическим центром Ростово Суздальского княжества, получившего на-

звание Владимиро-Суздальского. Первой постройкой при князе Бого-

любском был Успенский собор во Владимире (1158 –1161 гг.), занимав-

ший центральное место в городе и сгоревший в 1185 г. Собор был бога-

то украшен иконами, церковными сосудами и тканями. Он был трех-

нефный, шестистолпный и имел одну главу. Храм был покрыт по зако-

марам, стены его были расчленены сложными пилястами (сочетание

лопаток и полуколонн) с растительными капителями и опоясаны фри-

зам из арочек и стройных полуколонок. Верхние поля центральных зако-

мар занимали композиции из резного камня, трактованные очень объем-

но. Ниже шел фриз из женских масок, связанных с культом Марии. По

углам были размещены львиные маски. Резное убранство храма отлича-

лось строгостью, сдержанностью и пластичностью. Архитектурный пояс

Успенского собора был украшен фресковой росписью и позолотой

(позолоченные колонки и среди них фресковые изображения святых,

птиц и орнамента). Колонки порталов были окованы золоченой медью,

крыша и купол храма также были покрыты позолоченной медью. С за-

падной стороны собор имел квадратные каменные башни, увенчанные,

по – видимому, шатрами с лестницами на хоры. Внутри храм отлича-

ется гармоничностью членений и мастерской композицией внутреннего

пространства. Впечатление большого объема, легкости и высоты до-

стигалось благодаря строгому выбору пропорциональных соотношений.

Тонкие, стройные и высокие столбы, резные карнизы с плоским расти-

тельным узором, почти трехмерные парные фигуры лежащих львов в пятах

подпружных арок, обилие света из 12 окон купола, пол из цветной

майолики, высокохудожественная фресковая живопись и иконы, хоро-

сы, паникадила и церковные сосуды из золота и серебра, вышивки и тка-

ни – все это придавало необычную пышность и торжественность собо-

ру. Даже амвон был в нем сделан из золота и серебра. В этом соборе была

поставлена икона Владимирской богоматери, вывезенная из Киева

и ставшая главной святыней столицы Андрея Боголюбского. Храм пред-

ставлял величественное завершение городского ансамбля, так как он стоял на

горе, над обрывистым берегом реки Клязьмы и был включен в сложный комплекс

зданий епископского двора.

Первым большим сооружением Всеволода была обстройка и расши-

рение Успенского собора во Владимире. Работа продолжалась в тече-

ние четырех лет и была закончена в 1189 г. Перед владимирскими зодчи-

ми стаяла крупная по масштабу и сложная в техническом отношении задача –

обстройка старого трехнефного собора с севера, с юга и запа-

да новыми стенами, в результате чего собор стал пятинефным. Увели-

чение его масштаба вызвало необходимость постройки новых алтарных

апсид. Стены старого собора были укреплены пилонами и связаны с но-

выми наружными стенами дополнительными арочными перемычками на уровне

хоров. В нижней части старых стен были сделаны арочные проемы,

превратившиеся в столбы нового собора. Таким образом, про-

странство старого собора слилось с галереями Всеволода. В их восточ-

ных углах были устроены приделы, а в стенах – ниши для гробниц князей

и епископов. Владимирские мастера создали более обширный храм и пре-

дали собору новый характер спокойной торжественности и величия; галереи

ниже старого собора и его закомары выступают над их зако-

марами, что предает ступенчатый характер массам храма. Ступенча-

тость усиливается выступающим над сводами квадратным основанием центральной

главы. Над галереями по углам возвышаются четыре но-

вые главы. Симметричное пятиглавие еще более подчеркивает монумен-

тальность нового храма. Окна собора размещены в верхней части стен;

южный фасад, обращенный к обрыву городского холма, имеет два ряда окон для

усиления освещения; обработка фасада рассчитана на точку зрения снизу.

Мастера усилили его пластику, врезав колончатый пояс в

толщу стены и углубив его ниши. Этот пояс опущен ниже, чем в других

стенах, чтобы смягчить оптический ракурс высоты храма при взгляде

снизу. Наружный облик Успенского собора, который был епископским

храмом, отличается строгостью. На стенах его нет скульптурных украшений, за

исключением арктурно – колончатого пояса и пилястр с

капителями. Отдельные маски и рельефы перенесены на них со стен со-

бора Андрея Боголюбского. Внутри собор был украшен новой росписью,

полы покрыты фигурной майоликовой мозайкой.

Дмитриевский собор 1193 –1197 гг. представляет замечательный памятник

архитектуры конца XII в., с изумительной силой воплотив-

шей прогрессивные идеи своего времени. Великолепие, царственное вели-чие

внешнего облика и стройности пропорций создают впечатление мо-

гучей и величавой архитектуры. В массах храма нет вертикального дви-

жения. Его строгие пилястры делят стены на три широкие доли, но не

увлекают глаза ввысь, а переходят в горизонтальное движение полу-круглых

закомар. Узкие и высокие окна прорезают верхние части стен. В плане собор

представляет четырехугольник, вытянутой по продоль-

ной оси. Он имеет четыре столба, один купол и три апсиды в виде мас-

сивных полуцилиндров, приставленных к кубу храма; плоский шлемовид-

ный купол покрыт позолоченной медью. Его внутреннее пространство

широко и спокойно, мерный и торжественный ритм могучих арок при-

дает ему величие и пышность. Стены собора внутри были украшены за-

мечательными фресками, из которых сохранились фрагменты «Страш-

ного суда» на западной стене и сводах. Наружная декорация собора нео-

бычайно своеобразна. Верхняя половина стен покрыта белокаменными

рельефами, которые украшают также барабан главы. Аркатурно –ко-

лончатый пояс густо насыщен резьбой, покрывающей даже стволы ко-

лонок. Расположение рельефов ровными горизонтальными рядами уси-

ливает впечатление неподвижности здания и тяжести стены. На неко-

тором расстоянии аркатурно –колончатый пояс благодаря насыщен-

ности резьбой сливается в широкую горизонтальную ленту. Декоратив-

ная скульптура, украшающая верхние части стен, напоминает драго-

ценную ткань с каменной бахромой колонок пояса. Декоративное убран-

ство Дмитриевского собора не дошло до нас в первоначальном виде

(есть новые вставки – результаты позднейших реставраций нарушен

первоначальный порядок размещения ). Новыми доделками является

«Крещение» на южном фасаде и большинство фигур святых в аркатур-

но–колончатом поясе(кроме правого деления северного фасада). В цент-

ральных закомарах изображен псалмопевец Давид как пророк, с подня-

той правой рукой и свитком в левой руке, окруженный рельефами с рас-

тительными мотивами, чудовищами, зверями, птицами, всадниками,

святыми и ангелами. Основная тема этой декорации также прославле-

ние творца и вселенной, представленной в виде зверей, птиц и растений.

Строчное распределение рельефов роднит замысел резного убранства с

народными вышивками и напоминает также резьбу по дереву на

крестьянских избах более позднего времени, возможно, повторяющих

древние образцы. В правой закомаре южного фасада изображено «Во-

несение Александра Македонского», а на северном фасаде, обращенном

к городу, - фигура строителя храма Всеволода на престоле с сыном на

коленях, окруженного четырьмя склонившимися старшими сыновьями.

Эти композиции должны были прославлять силу и могущества великого

Князя. В декорации Дмитриевского собора христианским сюжетам от-ведено

незначительное место (из 566 резных камней только 46 имеют

Христианскте сюжеты). Основная масса рельефов представляет изо-

бражения грифов, борьбы зверей и т. д.

Эти образы связаны отчасти с средневековой книжной литерату-

рой, бытовавшей в княжеско –боярской среде, но они, несомненно, свя-

заны и с народным творчеством, отличаются непосредственностью и

глубокой поэтичностью. Народные анимистические представления об

одухотворенности природы сочетаются здесь с прославлением ее

«творца», иллюстрируя тексты псалмов. Характерной чертой резного

убранства Дмитриевского собора является сопоставление сказочных и

христианских образов. Только в скульптуру колончатого пояса был вло-

жен христианский смысл (изображения святых, среди которых были

Борис и Глеб в русских княжеских одеждах). Система декоративного

убранства этого храма не имела аналогий в искусстве средних веков.

Рельефы собора выполнены с различным мастерством и в различной

технике. Часть изображений сделана высоким округлым рельефом.

Большинство рельефов выполнено в плоскостной, орнаментальной ма-

нере, напоминающей резьбу по дереву. Особенно характерна моделиров-

ка, выполненная на ногтеобразным или «ногтевидными» врезами (ле-

вое деление южного фасада). Мотивы деревянной резьбы можно наблю-

дать и в орнаментации колонок пояса, напоминающих столбики дере-

вянных прялок. Ковровый орнамент покрывает архивольтов порталов,

широкий барабан главы и простенки между колонок пояса.

При всем значении скульптурной декорации конструктивная яс-

ность и строгость здания не утеряны: пилястры четко прорезают рез-

ной наряд Дмитриевского собора. Этот собор был центром ансамбля княжеского

двора, две лестничные башни с западной стороны соединя-

лись с хорами собора посредством переходов. Башни, по – видимому, бы-

ли также украшены белокаменной резьбой (плоскими рельефами) и ар-

катурно - колончатым поясом. К северу и югу от собора были располо-

жены дворцовые здания из белого камня и кирпича.

Замечательным сооружением времени Андрея Боголюбского была

небольшая церковь на Нерли 1165 г. Церковь, стоящая на берегу реки, среди

заливных лугов, окаймленных лесами, является замечательным па-

мятником мирового зодчества. План ее типичен для второй половины

XII в. (храм – четырехстолпный, однокупольный, с тремя апсидами, по-

крыт по закомарам). Однако зодчие Андрея Боголюбского слегка вытя-

нули план церкви Покрова с востока на запад и тем самым лишили его

кубической массивности. А алтарные апсиды получили более облегчен-

ный характер. Вертикальные членения преобладают над горизонталь-

ными; узкие щелевидные окна с дробной профилировкой откосов и деко-

ративная обработка стен почти уничтожают ощущение материаль-

ной весомости камня.

Особенностью этого сооружения является необычная легкость и

стройность пропорций, устремленность вверх, классическое чувство меры и

ясность. Аркатурно – колончатый пояс проходит выше уровня

хор. Тонкие полуколонки с изящными резными капителями украшают апсиды,

сложные пилястры с приставными колонками образуют мощ-

ные пучки вертикали. Центральные закомары северной, южной и запад-

ной сторон украшены белокаменными рельефами, изображающими бла-

гославляющего Давида с гуслями, львов и птиц; в боковых закомарах изо-

бражены грифоны, терзающие ягненка. Вокруг храма с трех сторон

проходит фриз из женских масок, по сторонам окон лежат львы.

Мастера церкви Покрова на Нерли широко использовали темыпсал-

тыри (прославление красоты вселенной), а также приемы народного

творчиства, существовавшие еще в резьбе по дереву древних славян.

Внутри храм производит впечатление изумительной легкости и вы-

соты, благодаря низко опущенным хорам, обилию вертикальных линий

и т.д.

Эта гармоничная легкая и стройная церковь в древности была

частью монастыря и с южной стороны имела двухэтажную башню с

лестницей, от резного убранства которой сохранились изображения

барсов и грифов.

Раскопки последних лет дали возможность Н. Н. Воронину восста-

новить первоначальный облик церкви. Она стаяла на глубоком белока-

менном фундаменте, представляющий своеобразный постамент. С

трех сторон ее окружала открытая галерея, придававшая композиции

храма торжественность и величавость.

Монументальная живопись владимиро-суздальских храмов сохрани-

лись очень плохо. В Успенском соборе найдены не значительные фра-

гменты фресок (изображения святых времен Андрея Боголюбского и

Всеволода). Наиболее значительные фрагменты сохранились в Дмитри-

евском соборе. Они представляют части композиции «Страшного су-

да»: 1)12 апостолов, восседающих на тронах, и сонмы ангелов за ними;

2) изображение рая; 3) шествие праведных в рай, и т.д.

Апостолы исполнены с большим мастерством. Их позы величавы и свободны;

движения сдержанны и ритмичны; одухотворенные лица вы-

разительны и жизненны. Живописная моделировка лиц выполнена широ-кими

мазками и тончайшими бликами. Рисунок превосходно передает

конструкцию формы. Мощные и стройные фигуры отличаются стро-

гой соразмерностью пропорций; одежды, падающие свободными склад-

ками, напоминают античные драпировки. Из отдельных типов особенно

запоминаются характеристики апостола Павла и апостола Матвея. Эта

монументальная, торжественная композиция свидетельствует о

связях владимиро-суздальской живописи с киевскими художественными

традициями.

Новые черты следует отметить в изображении ангелов. Их строй-

ные, грациозные фигуры со склоненными головами даны в легком движе-

нии. Продолговатые лица с тонким овалом и глубокими глазами с удле-

ненными зрачками и густыми ресницами отличаются мягкостью и за-

душевностью. В некоторых случаях лица ангелов (на северном своде)

имеют уже славянские черты. Изображение рая в виде чудесного сада, где

пребывают праведные души, и «ведение праведных жен в рай», вы-

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.