ми людьми вопреки их воле ему представляется нарушением естес-
твенного гражданского порядка.Благородство,по Еврипиду,заключает-
ся в личных достоинствах и добродетели,а не в знатном происхожде-
нии и богатстве.Положительные персонажи Еврипида неоднократно
высказывают мысль,что безудержное стремление к богатству может
толкнуть человека на преступление.
Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам.Он считает,что
рабство-это несправедливость и насилие,что природа у людей одна и
раб,если у него благородная душа,ничуть не хуже свободного.
Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопон-
несской войны.Хотя он гордится военными успехами соотечествени-
ков,но в целом относится к войне отрицательно.Он показывает,ка-
кие страдания несет война людям,прежде всего женщинам и де-
тям.Война может быть оправдана только в том случае,если люди за-
щищают независимость своей родины.
Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивных мысли-
телей человечества.
Еврипид стал первым известным нам драматургом,в чьих произведе-
ниях характеры героев не только раскрывались,но и получали свое
развитие.При этом он не боялся изображать низкие человеческие
страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же че-
ловека.Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческих дра-
матургов.
Слава пришла к Еврипиду после смерти.Уже в IV в. до н.э. его
называли величайшим трагическим поэтом,и такое суждение о нем
сохранилось на все последующие века.
Театр эпохи эллинизма.
В эпоху эллинизма (VI-I вв. до н.э.) греческий театр классичес-
кой поры претерпел существенные изменения,касающиеся и драматур-
гии,и актерского исполнения,и архитектуры театрального зда-
ния.Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.
В театре эллинистической эпохи по-прежнему ставятся комедии и
трагедии.Но от трагедий IV в. до н.э. сохранились лишь небольшие
фрагменты,и,по-видимому, художественные достоинства эллинистичес-
кой трагедии были невелики.Гораздо больше данных имеется для суж-
дения о комедии,так как до дошли целиком одна пьеса и несколько
отрывков из других пьес крупнейшего комедиографа того времени-Ме-
нандра.
Комедию эллинистической эпохи называют новой аттической (или
новоаттической) комедией.Время ее расцвета-конец IV-III в. до
н.э.В новой аттической комедии по-своему отразились измене-
ния,происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середи-
не IV в. до н.э.На смену представлений о божественном миропоряд-
ке и вере в конечное торжество справедливости приходит убеждение
во всемогуществе случая.Жизнь человека,его личное счастье,общес-
твенное положение-все зависит от воли случая.Случай определяет
возникновение и решение конфликтов и в самой комедии,которая ста-
вит своей задачей воспроизводить современную ей жизнь только в
плане семейно-бытовых отношений.Большую роль в новой комедии иг-
рает мотив любви.
Авторы новой аттической комедии широко использовали психологи-
ческую теорию ученика Аристотеля Теофраста,согласно которой все
свойства характера проявляются во внешности человека и в его пос-
тупках.Физиогномические описания Теофраста несомненно влияли и на
оформление масок,помогавшим зрителям распозновать тот или иной
персонаж.
В новой комедии заметно влияние Еврипида.Близость многих его
героев к жизни,раскрытие их душевных переживаний-вот то,что но-
вая комедия взяла у Еврипида.
Основной особенностью новой комедии было отсутствие хора,кото-
рый был бы органически связан с развитием действия,-хор выступал
только в антрактах.В прологе новой комедии давалось краткое изло-
жение событий,что должно было помочь зрителю разобраться в слож-
ной интриге.
Другой особенностью новой комедии бала ее гуманно-филантропи-
ческая направленность.В лучших произведениях проводились передо-
вые идеи эллинистической философии.Несмотря на отсутствие полити-
ческой тематики,в новой комедии получали отражения такие важные
проблемы,как методы воспитания,отношение к женщине,к представите-
лям различных сословий,к чужестранцам.Причем постоянно проповедо-
вались более мягкие,более гуманные отношения между людьми.
Новая аттическая комедия пользовалась огромным успехом у публи-
ки.Зрителей привлекало то,как разрабатывается даже банальный сю-
жет или привычная маска:пружиной действия стала ловко устроенная
интрига, развитие которой велось тонко и искусно.
Архитектура древнегреческого театра.
Первоначально место для представлений устраивалось крайне прос-
то:хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой ут-
рамбованной площадке-орхестре (от глагола орхеомай-"танцую"),вок-
руг которой и собирались зрители.Но по мере того,как возрастало
значение театрального искусства в общественной и культурной жиз-
ни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в
усовершенствованиях.Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее
рациональное устройство сценической площадки и зрительских мес-
т:орхестра стала располагаться у подножия холма,а зрители разме-
щались по склону.
Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное
количество зрителей.Афинский театр Диониса,например,вмещал до 17
тысяч человек,театр в Эпидавре-до 10 тысяч.
В V в. до н.э. в Греции сложился устойчивый тип театрального
сооружения,характерный для всей эпохи античности.Театр имел три
главные части:орхестру,театрон (места для зрителей,от глагола
теаомай -"смотрю") и скену (скенэ-"палатка",позже деревянное или
каменное строение).
Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30
м).Скена располагалась по касательной к окружности орхестры.Пе-
редняя стена скены-проскений,имевший обычно вид колоннады,-изоб-
ражал фасад храма или дворца.К скене примыкали два боковых строе-
ния,которые назывались параскениями.Параскении служили местом для
хранения декораций и другого театрального имущества.
Между скеной и местами для зрителей,занимавшими несколько бо-
лее половины круга,находились проходы-пароды,через которые в
театр до начала спектакля входили зрители,а затем вступали на ор-
хестру хор и актеры.
Простота сценического оборудования была обусловлена не слабым
уровнем развития античной техники.В театре классической поры вни-
мание зрителей сосредотачивалось на развитии действия,на судьбе
героев,а не на внешних эффектах.
Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимос-
ть.Кроме того,в некоторых театрах для усиления звука среди зри-
тельских мест размещались резонирующие сосуды.Занавеса в древнег-
реческом театре не было,хотя возможно,что в некоторых пьесах ка-
кие-то части проскения временно закрывались от зрителей.
РИМСКИЙ ТЕАТР
Истоки римского театра.
Истоки римского театра и драмы восходят,как и в Греции,к обря-
довым играм,богатым карнавальными элементами.Таков,например,праз-
дник Сатурналий-в честь италийского божества Сатурна.Особеннос-
тью этого праздника было "переворачивание" привычных обществен-
ных отношений:господа на время становились "рабами",а рабы-"гос-
подами".
Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздни-
ки сбора урожая.Еще в отдаленные времена,когда Рим представлял со-
бой небольшую общину Лациума,по деревням справлялись праздники в
связи с окончанием жатвы.На этих праздниках распевались веселые
грубоватые песни-фесценнины.Как и в Греции,обычно обычно выступа-
ли при этом два полухория,которые обменивались шутками подчас яз-
вительного содержания.Зародившись еще при родовом строе,фесценни-
ны существали и в последующие века,и в них,по свидетельству Гора-
ция, находила отражение социальная борьба между плебеями и патри-
циями.
Существовала и другая форма примитивных зрелищ-сатура.Основой
для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов.В 364 г.
до н.э. Рим постигло моровое поветрие.Чтобы умилостивить бо-
гов,решили устроить сценические игры.Из Этрурии были приглашены
актеры-плясуны,которыет исполняли свои танцы под аккомпанемент
флейты.Этрусским актерам стала подражать римская молодежь,кото-
рая прибавила к пляске шуточный диалог,написанный нескладными
стихами,а также жестикуляцию.Так возникли сатуры (в переводе зна-
чит "смесь").Сатуры были драматическими сценками бытового и коми-
ческого характера,включавшими в себя диалог,пение,музыку и танцы.
Еще одним видом драматических представлений комического харак-
тера являлись ателланы,которые были позаимствованы у других пле-
мен, населявших Апеннинский полуостров,с которыми Рим вел непре-
рывные войны.Молодежь увлеклась этими играми и стала устраивать
их в дни праздников.
В ателлане действовали четыре постоянных комических персонажа:
Макк,Буккон,Папп и Доссен.Твердого текста ателланы не имели,поэ-
тому при их исполнении открывался широкий простор для импровиза-
ции.
К народной драме восходит и мим.Как и в Греции,мим воспроизво-
дил сценки из народного быта,а иногда пародировал мифы,выводя в
шутовском виде богов и героев.
Таким образом,в Риме существовали примерно те же обрядовые иг-
ры,что и в Древней Греции.Но дальше слабых зачатков драмы разви-
тие народного театра не пошло.Это объясняется консервативным ук-
ладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов.Поэтому в Ри-
ме не сложилось самостоятельной мифологии,которая в Греции послу-
жила "почвой и арсеналом" искусства,в том числе драмы.
Римский театр эпохи республики.
Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и пе-
ревели ее на латинский язык,приспособив к своим понятиям и вкусам.
После победононого окнчания первой Пунической войны,на праз-
дничных играх 240 г.до н.э.,было решено устроить драматическое
представление.Постановку поручили греку Ливию Андронику,находив-
шемуся в рабстве у римского сенатора, который и дал ему латин-
ское имя Ливий.После отпущения на волю,он остался в Риме и стал
обучать греческому и латинскому языку сыновей римской знати.Этот
учитель и поставил на играх трагедию и,вероятно,также комедию,пе-
реработанные им с греческого образца или,быть может,просто пере-
веденные с греческого языка на латинский.Эта постановка дала пер-
вый толчок развитию римского театра.
С 235 г. до н.э. начинает ставить на сцене свои пьесы драма-
тург Гней Невий (около 280-201 до н.э.).Он был уроженцем латин-
ского городка в Кампании и пренадлежал к плебейскому роду.После
окончания первой Пунической войны,в которой он принимал
участие,Невий поселился в Риме и начал заниматься литературной
деятельностью.
Гнея Невия с полным основанием можно назвать первым самобытным
римским поэтом.Его стихи (сатуры),драмы,эпическая поэма "Пуничес-
кая война" отличались самостоятельностью в художественном и в
идейном отношении.
Вначале своей драматургической деятельности Невий писал траге-
дии по греческому образцу на тему троянского цикла мифов.Но вско-
ре он выступил с трагедиями на сюжеты из римской истории.Такая
трагедия называлась у римлян претекста.Позднее претексты ис-
пользовали в качестве сюжетовне только исторические,но и совре-
менные события.
Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии (в отли-
чие от греческих драматургов он писал произведения в двух
жанрах).Невий был создателем паллиаты-литературной комедии,кото-
рая представляла собой переработку новоаттической,т.е. бытовой
греческой комедии.Паллиата ставилась в Риме в течении III-II вв.
до н.э.Свое название она получила от греческого широкого плаща-
паллия,так как действие паллиаты всегда происходило где-нибудь в
Греции и герои ее носили греческую одежду.
Хотя Невий и придерживался греческих оригиналов,но обрабатывал
он их горадо свободнее,чем Ливий Андроник.Невий первый применил
так называемую контаминацию,т.е. соединение в римской комедии сю-
жетных линий двух или трех греческих.Возможно,что Невий стал ос-
новоположником и римской национальной комедии-тогаты.
Плавт (около 254-184 до н.э.).Продолжателем дела Невия как ко-
медиографа был его младший современник Тит Макций Плавт.Его твор-
чество относится к тому периоду,когда Рим из сельскохозяйствен-
ной общины превращается в сильнейшее государство-сначала Апеннин-
ского полуострова,а затем и всего бассейна Средиземного моря.
По единодушной оценке древних,Плавт был самым блестящим пред-
ставителем паллиаты.Излюбленный персонаж Плавта-хитрый,пронырли-
вый раб,помогающий молодому хозяину улаживать любовные дела.Сек-
рет успеха Плавта состоит прежде всего в том,что его комедия яв-
ляясь переделкой греческих,самобытны по духу,в них ярко запечат-
лены черты римской жизни.Плавт сочувственно относится к плебей-
ским низам рабовладельческого общества и осуждает людей,стремя-
щихся к наживе.
Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элемен-
тами народной римской ателланы,с ее буффонадой,живостью дей-
ствия,с ее порой непристойными,но остроумными шутками.
Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке.В но-
вой аттической комедии пение и музыка использовались только в ан-
трактах. У Плавта же музыкальный элемент в некоторых комедиях
преобладает.Это кантики (от лат.canto-"пою").Одни из кантиков
представляли собой арии,другие исполнялись речитативом под музы-
кальный аккомпанемент.
Пьесы Плавта отличает динамичность,они проникнуты пафосом неис-
тощимой энергии и здорового оптимизма.При этом сами характеры его
героев статичны,лишены сложности и психологической глубины.Поэт
обращает основное внимание на событийную сторону,а все,что ка-
сается внутреннего развития образа,упрощается,отступает на вто-
рой план.Тем не менее свойственный Плавту прием гротеска делает
его персонажей театрально выразительными.
От Плавта дошли до нас 20 комедий полностью и одна в отрыв-
ках.Почти все комедии начинаются с пролога.Прологи гораздо длин-
нее,чем в новой аттической комедии,но служат той же цели.В них
рассказывается о событиях,предшествовавших началу действия,и о
том,как будет развиваться интрига.Сюжет многих комедий был нас-
только запутанным,что зрителям трудно было следить за ходом дей-
ствия,не познакомившись предварительно с содержанием.
Большинство комедий Плавта представляют собой веселые фарсы или
разработку откровенно комической ситуации с бесконечными обмана-
ми,тонко сплетенной интригой,хитроумными проделками,душой кото-
рых обычно являлся слуга-раб.
Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь,хотя в сред-
ние века Плавт был основательно забыт:богословы считали,что в его
пьесах много безнравственного.Зато в эпоху Возрождения Плавт сно-
ва воскрес для европейского театра.Его пьесы переводят,создают
различные переделки и подражания.Мотивы комедий Плавта обрабаты-
вались многочисленными драматургами:Ариосто,Арентино,Шекспи-
ром,Мольером и другими.
Теренций (около 185-159 до н.э.).Публий Теренций Афр,работав-
ший,как и Плавт,в жанре паллиаты,принадлежал уже к следующему по-
колению драматургов.Уроженец Карфагена,Теренций еще мальчиком был
привезен в Рим,где стал рабом римского сенатора.Заметив выдающие-
ся способности юноши,сенатор дал ему хорошее образование,а затем
отпустил на волю.Теренций находился в дружественных отношениях со
многими знаменитыми людьми,входившими в кружок просвещенного пат-
риция Сципиона Младшего-приверженца греческой культуры и гречес-
кого образования.
Теренций написал шесть комедий,и все они сохранились.Сюжеты
этих комедий он,как правило,заимствует у Менандра,причем созна-
тельно подчеркивает их греческий колорит.Конфликты в комедиях Те-
ренция носят семейный характер,и основной целью драматурга яв-
ляется гуманизация нравов.
У Теренция обычно нет такой динамики в развитии событий,как у
Плавта;он отказывается также от театральных средств и приемов
ателланы,которыми охотно пользовался его предшественник,-от буф-
фонады,грубых и сочных шуток,непосредственного обращения к зрите-
лям в ходе действия и т.д.Зато Теренций стремится дать более уг-
лубленную психологическую характеристику своих персонажей,созда-
вая интересные,жизненные образы.
Одна из наиболее известных комедий "Братья" (160 до н.э.)-ста-
вит вопрос о воспитании молодежи.В комедии побеждают новые взгля-
ды,представители которых считают,что надо быть снисходительным к
проделкам молодых людей,воспитывать их не приказами и наказания-
ми,а добрыми советами.
Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более слож-
ных,чем у героев Плавта,душевных переживаний (хотя и ограничен-
ных семейными рамками).В этом отношении его произведения ближе к
их общему первоисточнику-Менандру.
Теренций может быть назван предшественником новой европейской
драмы.Европейский театр неоднократно обращался к его творчес-
тву.Влияние его комедий "Формион" и "Братья" чувствуется в твор-
честве Мольера.
Новый интерес к гуманистическим тенденциям драматурга возник в
XVIII в.,в период формирования буржуазной "мещанской" драмы.Дид-
ро считал Теренция своим предшественником,Лессинг в "Гамбургской
драматургии" дал подробный анализ "Братьев",считая эту комедию
образцовой.
Римский театр императорской эпохи.
В I в.до н.э. республика в Риме пала.После убийства Цезаря и
победы над Антонием в 31 г. до н.э. императором в Риме стал
Октавиан,получивший впоследствии почетное прозвище Август ("Свя-
щенный").Август хорошо понимал общественное значение театра и
всячески содействовал его развитию.Прежде всего,Август хотел воз-
родить на римской сцене трагедию греческого типа,видя именно в
ней средство улучшения и воспитания нравов своих граждан.Эти
Страницы: 1, 2, 3