Рефераты. История театра древней Греции, Рима и средневековья






ми людьми вопреки их воле ему представляется нарушением естес-

твенного гражданского порядка.Благородство,по Еврипиду,заключает-

ся в личных достоинствах и добродетели,а не в знатном происхожде-

нии и богатстве.Положительные персонажи Еврипида неоднократно

высказывают мысль,что безудержное стремление к богатству может

толкнуть человека на преступление.

Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам.Он считает,что

рабство-это несправедливость и насилие,что природа у людей одна и

раб,если у него благородная душа,ничуть не хуже свободного.

Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопон-

несской войны.Хотя он гордится военными успехами соотечествени-

ков,но в целом относится к войне отрицательно.Он показывает,ка-

кие страдания несет война людям,прежде всего женщинам и де-

тям.Война может быть оправдана только в том случае,если люди за-

щищают независимость своей родины.

Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивных мысли-

телей человечества.

Еврипид стал первым известным нам драматургом,в чьих произведе-

ниях характеры героев не только раскрывались,но и получали свое

развитие.При этом он не боялся изображать низкие человеческие

страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же че-

ловека.Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческих дра-

матургов.

Слава пришла к Еврипиду после смерти.Уже в IV в. до н.э. его

называли величайшим трагическим поэтом,и такое суждение о нем

сохранилось на все последующие века.

Театр эпохи эллинизма.

В эпоху эллинизма (VI-I вв. до н.э.) греческий театр классичес-

кой поры претерпел существенные изменения,касающиеся и драматур-

гии,и актерского исполнения,и архитектуры театрального зда-

ния.Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.

В театре эллинистической эпохи по-прежнему ставятся комедии и

трагедии.Но от трагедий IV в. до н.э. сохранились лишь небольшие

фрагменты,и,по-видимому, художественные достоинства эллинистичес-

кой трагедии были невелики.Гораздо больше данных имеется для суж-

дения о комедии,так как до дошли целиком одна пьеса и несколько

отрывков из других пьес крупнейшего комедиографа того времени-Ме-

нандра.

Комедию эллинистической эпохи называют новой аттической (или

новоаттической) комедией.Время ее расцвета-конец IV-III в. до

н.э.В новой аттической комедии по-своему отразились измене-

ния,происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середи-

не IV в. до н.э.На смену представлений о божественном миропоряд-

ке и вере в конечное торжество справедливости приходит убеждение

во всемогуществе случая.Жизнь человека,его личное счастье,общес-

твенное положение-все зависит от воли случая.Случай определяет

возникновение и решение конфликтов и в самой комедии,которая ста-

вит своей задачей воспроизводить современную ей жизнь только в

плане семейно-бытовых отношений.Большую роль в новой комедии иг-

рает мотив любви.

Авторы новой аттической комедии широко использовали психологи-

ческую теорию ученика Аристотеля Теофраста,согласно которой все

свойства характера проявляются во внешности человека и в его пос-

тупках.Физиогномические описания Теофраста несомненно влияли и на

оформление масок,помогавшим зрителям распозновать тот или иной

персонаж.

В новой комедии заметно влияние Еврипида.Близость многих его

героев к жизни,раскрытие их душевных переживаний-вот то,что но-

вая комедия взяла у Еврипида.

Основной особенностью новой комедии было отсутствие хора,кото-

рый был бы органически связан с развитием действия,-хор выступал

только в антрактах.В прологе новой комедии давалось краткое изло-

жение событий,что должно было помочь зрителю разобраться в слож-

ной интриге.

Другой особенностью новой комедии бала ее гуманно-филантропи-

ческая направленность.В лучших произведениях проводились передо-

вые идеи эллинистической философии.Несмотря на отсутствие полити-

ческой тематики,в новой комедии получали отражения такие важные

проблемы,как методы воспитания,отношение к женщине,к представите-

лям различных сословий,к чужестранцам.Причем постоянно проповедо-

вались более мягкие,более гуманные отношения между людьми.

Новая аттическая комедия пользовалась огромным успехом у публи-

ки.Зрителей привлекало то,как разрабатывается даже банальный сю-

жет или привычная маска:пружиной действия стала ловко устроенная

интрига, развитие которой велось тонко и искусно.

Архитектура древнегреческого театра.

Первоначально место для представлений устраивалось крайне прос-

то:хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой ут-

рамбованной площадке-орхестре (от глагола орхеомай-"танцую"),вок-

руг которой и собирались зрители.Но по мере того,как возрастало

значение театрального искусства в общественной и культурной жиз-

ни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в

усовершенствованиях.Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее

рациональное устройство сценической площадки и зрительских мес-

т:орхестра стала располагаться у подножия холма,а зрители разме-

щались по склону.

Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное

количество зрителей.Афинский театр Диониса,например,вмещал до 17

тысяч человек,театр в Эпидавре-до 10 тысяч.

В V в. до н.э. в Греции сложился устойчивый тип театрального

сооружения,характерный для всей эпохи античности.Театр имел три

главные части:орхестру,театрон (места для зрителей,от глагола

теаомай -"смотрю") и скену (скенэ-"палатка",позже деревянное или

каменное строение).

Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30

м).Скена располагалась по касательной к окружности орхестры.Пе-

редняя стена скены-проскений,имевший обычно вид колоннады,-изоб-

ражал фасад храма или дворца.К скене примыкали два боковых строе-

ния,которые назывались параскениями.Параскении служили местом для

хранения декораций и другого театрального имущества.

Между скеной и местами для зрителей,занимавшими несколько бо-

лее половины круга,находились проходы-пароды,через которые в

театр до начала спектакля входили зрители,а затем вступали на ор-

хестру хор и актеры.

Простота сценического оборудования была обусловлена не слабым

уровнем развития античной техники.В театре классической поры вни-

мание зрителей сосредотачивалось на развитии действия,на судьбе

героев,а не на внешних эффектах.

Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимос-

ть.Кроме того,в некоторых театрах для усиления звука среди зри-

тельских мест размещались резонирующие сосуды.Занавеса в древнег-

реческом театре не было,хотя возможно,что в некоторых пьесах ка-

кие-то части проскения временно закрывались от зрителей.

РИМСКИЙ ТЕАТР

Истоки римского театра.

Истоки римского театра и драмы восходят,как и в Греции,к обря-

довым играм,богатым карнавальными элементами.Таков,например,праз-

дник Сатурналий-в честь италийского божества Сатурна.Особеннос-

тью этого праздника было "переворачивание" привычных обществен-

ных отношений:господа на время становились "рабами",а рабы-"гос-

подами".

Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздни-

ки сбора урожая.Еще в отдаленные времена,когда Рим представлял со-

бой небольшую общину Лациума,по деревням справлялись праздники в

связи с окончанием жатвы.На этих праздниках распевались веселые

грубоватые песни-фесценнины.Как и в Греции,обычно обычно выступа-

ли при этом два полухория,которые обменивались шутками подчас яз-

вительного содержания.Зародившись еще при родовом строе,фесценни-

ны существали и в последующие века,и в них,по свидетельству Гора-

ция, находила отражение социальная борьба между плебеями и патри-

циями.

Существовала и другая форма примитивных зрелищ-сатура.Основой

для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов.В 364 г.

до н.э. Рим постигло моровое поветрие.Чтобы умилостивить бо-

гов,решили устроить сценические игры.Из Этрурии были приглашены

актеры-плясуны,которыет исполняли свои танцы под аккомпанемент

флейты.Этрусским актерам стала подражать римская молодежь,кото-

рая прибавила к пляске шуточный диалог,написанный нескладными

стихами,а также жестикуляцию.Так возникли сатуры (в переводе зна-

чит "смесь").Сатуры были драматическими сценками бытового и коми-

ческого характера,включавшими в себя диалог,пение,музыку и танцы.

Еще одним видом драматических представлений комического харак-

тера являлись ателланы,которые были позаимствованы у других пле-

мен, населявших Апеннинский полуостров,с которыми Рим вел непре-

рывные войны.Молодежь увлеклась этими играми и стала устраивать

их в дни праздников.

В ателлане действовали четыре постоянных комических персонажа:

Макк,Буккон,Папп и Доссен.Твердого текста ателланы не имели,поэ-

тому при их исполнении открывался широкий простор для импровиза-

ции.

К народной драме восходит и мим.Как и в Греции,мим воспроизво-

дил сценки из народного быта,а иногда пародировал мифы,выводя в

шутовском виде богов и героев.

Таким образом,в Риме существовали примерно те же обрядовые иг-

ры,что и в Древней Греции.Но дальше слабых зачатков драмы разви-

тие народного театра не пошло.Это объясняется консервативным ук-

ладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов.Поэтому в Ри-

ме не сложилось самостоятельной мифологии,которая в Греции послу-

жила "почвой и арсеналом" искусства,в том числе драмы.

Римский театр эпохи республики.

Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и пе-

ревели ее на латинский язык,приспособив к своим понятиям и вкусам.

После победононого окнчания первой Пунической войны,на праз-

дничных играх 240 г.до н.э.,было решено устроить драматическое

представление.Постановку поручили греку Ливию Андронику,находив-

шемуся в рабстве у римского сенатора, который и дал ему латин-

ское имя Ливий.После отпущения на волю,он остался в Риме и стал

обучать греческому и латинскому языку сыновей римской знати.Этот

учитель и поставил на играх трагедию и,вероятно,также комедию,пе-

реработанные им с греческого образца или,быть может,просто пере-

веденные с греческого языка на латинский.Эта постановка дала пер-

вый толчок развитию римского театра.

С 235 г. до н.э. начинает ставить на сцене свои пьесы драма-

тург Гней Невий (около 280-201 до н.э.).Он был уроженцем латин-

ского городка в Кампании и пренадлежал к плебейскому роду.После

окончания первой Пунической войны,в которой он принимал

участие,Невий поселился в Риме и начал заниматься литературной

деятельностью.

Гнея Невия с полным основанием можно назвать первым самобытным

римским поэтом.Его стихи (сатуры),драмы,эпическая поэма "Пуничес-

кая война" отличались самостоятельностью в художественном и в

идейном отношении.

Вначале своей драматургической деятельности Невий писал траге-

дии по греческому образцу на тему троянского цикла мифов.Но вско-

ре он выступил с трагедиями на сюжеты из римской истории.Такая

трагедия называлась у римлян претекста.Позднее претексты ис-

пользовали в качестве сюжетовне только исторические,но и совре-

менные события.

Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии (в отли-

чие от греческих драматургов он писал произведения в двух

жанрах).Невий был создателем паллиаты-литературной комедии,кото-

рая представляла собой переработку новоаттической,т.е. бытовой

греческой комедии.Паллиата ставилась в Риме в течении III-II вв.

до н.э.Свое название она получила от греческого широкого плаща-

паллия,так как действие паллиаты всегда происходило где-нибудь в

Греции и герои ее носили греческую одежду.

Хотя Невий и придерживался греческих оригиналов,но обрабатывал

он их горадо свободнее,чем Ливий Андроник.Невий первый применил

так называемую контаминацию,т.е. соединение в римской комедии сю-

жетных линий двух или трех греческих.Возможно,что Невий стал ос-

новоположником и римской национальной комедии-тогаты.

Плавт (около 254-184 до н.э.).Продолжателем дела Невия как ко-

медиографа был его младший современник Тит Макций Плавт.Его твор-

чество относится к тому периоду,когда Рим из сельскохозяйствен-

ной общины превращается в сильнейшее государство-сначала Апеннин-

ского полуострова,а затем и всего бассейна Средиземного моря.

По единодушной оценке древних,Плавт был самым блестящим пред-

ставителем паллиаты.Излюбленный персонаж Плавта-хитрый,пронырли-

вый раб,помогающий молодому хозяину улаживать любовные дела.Сек-

рет успеха Плавта состоит прежде всего в том,что его комедия яв-

ляясь переделкой греческих,самобытны по духу,в них ярко запечат-

лены черты римской жизни.Плавт сочувственно относится к плебей-

ским низам рабовладельческого общества и осуждает людей,стремя-

щихся к наживе.

Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элемен-

тами народной римской ателланы,с ее буффонадой,живостью дей-

ствия,с ее порой непристойными,но остроумными шутками.

Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке.В но-

вой аттической комедии пение и музыка использовались только в ан-

трактах. У Плавта же музыкальный элемент в некоторых комедиях

преобладает.Это кантики (от лат.canto-"пою").Одни из кантиков

представляли собой арии,другие исполнялись речитативом под музы-

кальный аккомпанемент.

Пьесы Плавта отличает динамичность,они проникнуты пафосом неис-

тощимой энергии и здорового оптимизма.При этом сами характеры его

героев статичны,лишены сложности и психологической глубины.Поэт

обращает основное внимание на событийную сторону,а все,что ка-

сается внутреннего развития образа,упрощается,отступает на вто-

рой план.Тем не менее свойственный Плавту прием гротеска делает

его персонажей театрально выразительными.

От Плавта дошли до нас 20 комедий полностью и одна в отрыв-

ках.Почти все комедии начинаются с пролога.Прологи гораздо длин-

нее,чем в новой аттической комедии,но служат той же цели.В них

рассказывается о событиях,предшествовавших началу действия,и о

том,как будет развиваться интрига.Сюжет многих комедий был нас-

только запутанным,что зрителям трудно было следить за ходом дей-

ствия,не познакомившись предварительно с содержанием.

Большинство комедий Плавта представляют собой веселые фарсы или

разработку откровенно комической ситуации с бесконечными обмана-

ми,тонко сплетенной интригой,хитроумными проделками,душой кото-

рых обычно являлся слуга-раб.

Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь,хотя в сред-

ние века Плавт был основательно забыт:богословы считали,что в его

пьесах много безнравственного.Зато в эпоху Возрождения Плавт сно-

ва воскрес для европейского театра.Его пьесы переводят,создают

различные переделки и подражания.Мотивы комедий Плавта обрабаты-

вались многочисленными драматургами:Ариосто,Арентино,Шекспи-

ром,Мольером и другими.

Теренций (около 185-159 до н.э.).Публий Теренций Афр,работав-

ший,как и Плавт,в жанре паллиаты,принадлежал уже к следующему по-

колению драматургов.Уроженец Карфагена,Теренций еще мальчиком был

привезен в Рим,где стал рабом римского сенатора.Заметив выдающие-

ся способности юноши,сенатор дал ему хорошее образование,а затем

отпустил на волю.Теренций находился в дружественных отношениях со

многими знаменитыми людьми,входившими в кружок просвещенного пат-

риция Сципиона Младшего-приверженца греческой культуры и гречес-

кого образования.

Теренций написал шесть комедий,и все они сохранились.Сюжеты

этих комедий он,как правило,заимствует у Менандра,причем созна-

тельно подчеркивает их греческий колорит.Конфликты в комедиях Те-

ренция носят семейный характер,и основной целью драматурга яв-

ляется гуманизация нравов.

У Теренция обычно нет такой динамики в развитии событий,как у

Плавта;он отказывается также от театральных средств и приемов

ателланы,которыми охотно пользовался его предшественник,-от буф-

фонады,грубых и сочных шуток,непосредственного обращения к зрите-

лям в ходе действия и т.д.Зато Теренций стремится дать более уг-

лубленную психологическую характеристику своих персонажей,созда-

вая интересные,жизненные образы.

Одна из наиболее известных комедий "Братья" (160 до н.э.)-ста-

вит вопрос о воспитании молодежи.В комедии побеждают новые взгля-

ды,представители которых считают,что надо быть снисходительным к

проделкам молодых людей,воспитывать их не приказами и наказания-

ми,а добрыми советами.

Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более слож-

ных,чем у героев Плавта,душевных переживаний (хотя и ограничен-

ных семейными рамками).В этом отношении его произведения ближе к

их общему первоисточнику-Менандру.

Теренций может быть назван предшественником новой европейской

драмы.Европейский театр неоднократно обращался к его творчес-

тву.Влияние его комедий "Формион" и "Братья" чувствуется в твор-

честве Мольера.

Новый интерес к гуманистическим тенденциям драматурга возник в

XVIII в.,в период формирования буржуазной "мещанской" драмы.Дид-

ро считал Теренция своим предшественником,Лессинг в "Гамбургской

драматургии" дал подробный анализ "Братьев",считая эту комедию

образцовой.

Римский театр императорской эпохи.

В I в.до н.э. республика в Риме пала.После убийства Цезаря и

победы над Антонием в 31 г. до н.э. императором в Риме стал

Октавиан,получивший впоследствии почетное прозвище Август ("Свя-

щенный").Август хорошо понимал общественное значение театра и

всячески содействовал его развитию.Прежде всего,Август хотел воз-

родить на римской сцене трагедию греческого типа,видя именно в

ней средство улучшения и воспитания нравов своих граждан.Эти

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.