Рефераты. История художественного литья






История художественного литья

Введение

Семь наиболее известных шедевров древних культур названы чудесами

света. Два из них являются отливками. Это Колосс Родосский работы Хареса из

Линдоса (бронза, 292—280 гг. до н. э.) (рис. 1) и статуя Зевса Олимпийского

в храме Зевса в Олимпии работы Фидия (золото, 430 г. до н. э.). По

некоторым данным они получены хрисоэлефантийским способом.

Труд литейщика, изготавливающего уникальную отливку, по своему

характеру творческий. В большей степени это относится к отливкам,

отличающимся какими-либо особыми свойствами, размерами или виртуозностью

техники их литья. Таким отливкам присваивается титул "царь".

Знаменитый Царь-колокол Московского Кремля, крупнейший из колоколов

когда-либо существовавших в мире, отлит в 1733 — 1735 гг. из бронзы и весит

200 т. Самая большая пушка в мире — Царь-пушка, отлита в 1586 г., весит 40

т, ее калибр 890 мм.

Геродот в главе 81 четвертой книги писал, что один из царей Скифии

решил определить, сколько скифов живет на свете, и приказал каждому из них

принести по одному бронзовому наконечнику стрелы. Из этих стрел был отлит

огромный котел. Диаметр скифского парытотла составлял 2,5 м, а высота —

около 3 м, масса превышала 10 т. Котел был украшен характерным орнаментом,

литыми фигурками животных.

Древнейшей отливкой, удостоенной титула "царь", по мнению А. М.

Петриченко, является 100-тонный чугунный царь-лев, отлитый в 954 г., его

высота 5,5 м, длина более 5 м (Китай). Между ног этой фигуры свободно

проезжает лошадь с телегой. Отливка пустотелая, покоится на плите, в

настоящее время глубоко осела в грунт.

В XIV в. в Японии был отлит царь-чайник из 3 частей: крышки, ручки и

самого сосуда массой 16 т. А еще в 749 г. была отлита статуя Будды массой

250 т (вместе с цоколем 380 т), длина ладони — 3 м. В 1987 г. на озере

Тадзаво к северу от Токио установлена самая высокая статуя богини

милосердия Канной высотой 133 м.

Самой крупной царь - отливкой является литой шабот молота массой более

650 т, изготовленный в 1875 г. в Перми. Для установления литой формы

потребовался кессон глубиной 40 м. Вокруг было размещено 20 крупных

вагранок. Заливка длилась 3 ч, остывание металла — более 4 месяцев.

Первыми металлами, с которыми имел дело человек, были самородные медь

и золото. Этому способствовало то, что они легко добывались в виде

самородков и россыпей, имели невысокую, чуть больше 1000°С, температуру

плавления и принимали необходимую форму с использованием метода холодной

деформации и литья. Первыми отливками были художественные изделия из золота

в виде различных украшений и предметов религиозного культа. Таким образом,

можно предположить, что литейное производство началось с художественного

литья.

У разных народов зарождение художественного литья приходилось на

разные времена. У многих оно было самобытным, другие же опыт заимствовали.

Мнения историков и археологов о начале производства литых изделий

расходятся. А. М. Петриченко считает, что впервые фасонное литье появилось

в IV — III тысячелетиях до н. э. одновременно в Египте, Двуречье, Индии,

Южной Туркмении, Закавказье, Молдавии, Юго-Западной Украине, Средней Азии и

других местах. В источниках указывается на данные археологических

исследований, из которых следует, что в Египте производить художественные

отливки из золота начали за 12 тысяч лет до н. э. Изделия из золота,

относящиеся к IV тысячелетию до н. э., найдены в Южной Месопотамии, в

долине Нила, в Малой и Средней Азии. На Алтае золото начали добывать и

перерабатывать за 4,5 тысячи лет до н. э. На Кавказе золотые изделия

изготавливались за 3 тысячи лет до н. э.

О высоком мастерстве и художественном вкусе мастеров Шумера

свидетельствует литая голова быка из золота с инкрустацией, изготовленная в

VI в. до н. э. Египтяне начали отливать медные изделия раньше других

народов.

Историки полагают, что колоссальные масштабы строительства из камня

пирамид стали возможны лишь благодаря широкому применению медных орудий и

инструментов. На росписи гробницы в Фивах XVI — V вв. до н. э. изображены

простые приемы работы древних литейщиков (рис. 2). В то время египетские

литейщики уже умели получать сложные полые отливки с использованием

литейных стержней или восковых выплавляемых моделей. Так что правомерно

считать Африку той частью света, где впервые зародилось литейное ремесло, в

том числе ремесленное производство художественного литья.

Серебро в отличие от золота редко встречается в виде самородков,

поэтому использовать его стали позднее, чем золото. Самая ранняя разработка

руд и добыча серебра в крупных масштабах началась в IV в. до н. э. в

восточной части Азии, позднее в Армении и Греции.

С середины III в. до н. э. в Месопотамии, а со II в. до н. э. в Египте

вслед за примитивной техникой литья в открытые формы появилось литье бронзы

в разъемные закрытые формы из глины, в которых отливались мелкие части

цепочек, браслетов и др. Эти отливки затем скреплялись оловом и чеканились.

В Греции в V — IV вв. до н. э. для отливки крупных бронзовых статуй

применялось литье "по потерянному воску". При этом способе, который до

наших дней является основным для бронзовой монументальной и кабинетной

скульптуры, окончательная отделка фигур осуществляется по нанесенному на

них воску.

Особого расцвета литье достигло в эпоху Возрождения (XIV — XVI вв.) во

многих странах Европы, в том числе и в России. Введенная Бенвенуто Челлини

(1500 — 1571) для литья крупных скульптур технология кусковой формовки

позволяла получать по несколько точных отливок с одной модели (метод

"потерянного воска" — только одну отливку), с которых однако требовалось

удалять чеканкой следы от стыков отдельных кусков формы.

Рис. 2.

Изображение египетских литейщиков за работой

Рис. З.

Заливка формы (китайский рисунок)

Со второй трети XIX в. наступает упадок производства художественной

бронзы. Ради удешевления бытовых изделий начинают применять низкосортные

медные сплавы, гальванические покрытия драгоценными металлами, механические

способы обработки (штамповка, накатка и др.).

Новое художественное осмысление бронза получает в последнее

десятилетие XIX в. и в начале XX в. в творчестве импрессионистов (О. Роден,

П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина и др.).

В странах Европы отливки из чугуна начали изготавливать примерно в XIV

в. с появлением доменных печей. В Китае чугун известен с VI в. до н. э. В

954 г. была отлита фигура льва массой около 100 т. В те времена в Китае

существовали лишь небольшие одноформенные вагранки для плавки чугуна. Они и

были использованы при выплавке металла для этой гигантской фигуры. От

каждой печи по небольшому каналу выпускался металл, к нему по мере

приближения к форме присоединялись ручейки от печей, расположенных по пути

к форме. На старинном китайском рисунке (рис. 3) показано, как происходила

заливка подобных форм. О том, что именно таким способом отливали льва,

свидетельствует устройство чаши в форме, которая так и осталась на отливке.

Возможно, чугун в нее наливали из ручных ковшей, принося их из печей,

установленных дальше зоны чугунных ручейков.

Значительное развитие чугунное литье получило в Германии, Франции и

России (на Каслинском, Каменском, Верх-Исетском, Ушвинском заводах).

В настоящее время для художественных отливок используются практически

все широко применяемые сплавы — благородные металлы и сплавы, сплавы на

основе железа, меди, алюминия, цинка, легкоплавкие сплавы, при этом

применяются разнообразные способы изготовления форм, начиная от одноразовых

песчано-глинистых и кончая многократно используемыми металлическими

формами.

Из истории художественного литья

Археологические исследования доказали широкое распространение и

высокий уровень культуры литейного производства в средние века. В VI — VII

вв. произошло выделение специалистов-ремесленников, занимающихся

художественным литьем из бронзы и драгоценных металлов. Начиная с IX — Х

вв. применяется литье по восковой модели. В XI в. появились каменные

литейные формы.

Помимо производства литых украшений для знати и среднего сословия

(ювелирное производство) литейщики удовлетворяли многочисленные бытовые

нужды населения, особенно в период образования Киевской Руси. В это время

отливали котелки, палицы, кресты, иконки складные, бронзовые зеркала,

паникадила, колокола, многие из которых сохранились до настоящего времени.

Киев в течение двух столетий был художественным центром, из которого

во все концы страны расходились готовые изделия, а с образованием мелких

самостоятельных княжеств и возникновением в них своих ремесленных

мастерских перенимались лучшие технические достижения, заимствовались формы

и приемы литейного дела.

В XII в. появились кустарные литейки в Смоленском княжестве и

Новгороде. Мастера-литейщики высоко ценились в государстве. Так, согласно

списку "Русская Правда", за убийство ремесленника - литейщика

устанавливалось наказание — побор в казну, вдвое превышающий побор за

убийство "простого" человека.

Киев сильнее других городов пострадал от татарского нашествия,

вследствие чего торговые пути, проходившие через него, оказались закрытыми.

Торговля и промышленность начинали перемещаться в северные области Древней

Руси. Наибольшую выгоду из сложившейся обстановки сумели извлечь Тверское,

Московское княжества и особенно Великий Новгород. Именно в этих землях

начинает бурно развиваться производство художественных изделий. Так,

например, в 1342 г. новгородский епископ Василий, желая украсить Софийский

Собор, приглашает из Москвы "мастера добра, именем Бориса".

При Дмитрии Донском и его преемнике Василии I в сложившейся обстановке

перед русскими литейщиками ставится задача овладения искусством

изготовления пушек. Их производство началось на Руси в 1393 г.

В 1474 г. Иван III дает наказ своему послу в Венеции С. Толбузину

пригласить в Москву опытного зодчего, который бы хорошо знал литейное

производство. Этот наказ С. Толбузин выполнил блестяще, привезя с собой в

том же году мастера Аристотеля Фиораванти.

В 1478 г. в Москве Фиораванти построил пушечный литейный завод,

находившийся в Китай-городе и носивший название "Пушечная изба". Позднее он

возвел на реке Неглинке новый завод, названный "Пушечный двор". В XVII в.

был построен еще один государственный завод — "Гранатный двор" (завод

находился в Гранатном переулке в Москве).

Присоединение к Москве Тверского княжества и особенно Великого

Новгорода со всеми их обширными владениями (1480) вызвало опасения у

Тевтонского ордена, Швеции, хана Ахмата, Литвы в связи с изменением

соотношения сил на границах с Московией. Московскому правительству

приходилось решать вопрос, существовать ли образовавшемуся государству в

качестве самостоятельной политической единицы, по-старому прозябать в роли

данника татар или стать колонией западных соседей.

В XV — XVII вв. на созданных заводах было отлито большое количество

пушек. Опытные пушечные мастера весьма высоко ценились в Московском

государстве. Пушки, помимо своего прямого назначения, являлись

художественными произведениями с богатым декором, изящными лафетами

(литейщики А. Чохов, Е. Данилов, А. Григорьев, М. Осипов, И. Моторин и

др.).

Одним из интересных образцов орудий является знаменитая Царь-пушка

(1586), свидетельствующая о блестящем мастерстве литейщика Андрея Чохова.

Имя этого русского пушечного и колокольного мастера впервые упоминается в

1568 г., а в последний раз в 1623 г. А. Чохов отлил множество пушек,

которые отличаются большими размерами, великолепной отделкой и превосходным

качеством работы. Он был придворным литейщиком и оставил после себя

многочисленных учеников. Ему же принадлежит отливка стоствольной пушки-

органа.

Отливка колоколов со сложным декором (изображениями святых, портретами

царей, затейливой вязью церковных текстов) немало способствовала

совершенствованию художественного бронзового литья. Уже с первой половины

XVIII в. отливались большие колокола массой от 130 до 160 т, в том числе

знаменитый Царь-колокол массой 200 т. Бронза русских пушек содержала 7 —

11% олова, до 2% цинка и 0,4 — 1% свинца. Для колоколов применялась бронза

с большим содержанием олова. Так, бронза Царь-колокола содержит 17,21%

олова и 81,94% меди, остальное — примеси.

Огромное значение для развития литья имело, в частности, создание

Петергофских фонтанов с литыми свинцовыми фигурами, изготовленными

голландскими и английскими мастерами. В конце первой четверти XVIII в.

заказы на изготовление скульптуры за рубежом значительно сократились, так

как в Петербурге стали отливать скульптуры из свинца в мастерских Б. К.

Растрелли и Ф. Вассу, а также на Васильевском острове в Мастерских избах.

Отливки статуй золотились. В Летнем саду стояла свинцовая скульптурная

композиция, изображающая Эзопа и различных животных — персонажей эзоповских

басен. Свинцовые статуи Петергофских фонтанов прослужили до начала 30-х гг.

XVIII в., к этому времени они обветшали и деформировались.

В России начало развитию статуарного литья было положено в первой

четверти XVIII в., в царствование Петра I. Тогда появились выдающиеся

скульптурные произведения, отлитые в бронзе. Техника литья и в допетровское

время была на сравнительно высоком уровне, но тогда она находила применение

главным образом в отливке пушек, колоколов, в прикладном декоративном

искусстве. В технике литья того времени в значительной мере преобладало

влияние итальянских мастеров, но с XV в. начала создаваться московская

школа художников, отличающаяся богатством сюжетов и орнаментировки, высокой

техникой литья и тонкостью чеканки.

Наиболее известный мастер скульптуры первой половины XVIII в. — Бар-

толомео Карло Растрелли (1675 — 1744). В 1716 г. он был приглашен Петром I

из Франции и, переехав в Россию, остался в ней до самой смерти. Именно

здесь Растрелли, не создавший ничего значительного до 1716 г., получил

широкие возможности для творчества. Он создал ряд выдающихся произведений

портретной монументальной и декоративной пластики. Большой известностью

пользуется его бронзовый бюст — портрет Петра I (1724), в котором не только

мастерски передано сходство, но и создан выразительный художественный

образ, очень верно показаны властность и неукротимая энергия Петра I (рис.

4).

Творчество Растрелли отличают монументальность и прекрасное знание

литейного материала — бронзы. В 1741 г. им создана и отлита скульптурная

группа "Императрица Анна Иоановна с арапчонком", одна из последних больших

его работ. В этом произведении Растрелли необычайно ярко отразил пору

азиатского деспотизма и немецкого засилья, нахлынувших на Россию в

правление Анны Иоановны. "Это царствование — одна из порочных страниц нашей

истории, и наиболее темное пятно на ней — сама императрица, — пишет В. О.

Ключевский. — ... Ей было свойственно едкое чувство одиночества, отчуждения

от своего Отечества, где она должна всего опасаться... Рослая и тучная, с

лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более

очерствевшая среди козней придворных в Кур-ляндии, она привезла в Москву

злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и

грубых развлечений. Выбравшись случайно из бедной трущобы на широкий

простор безотчетной русской власти, она отдалась празднествам и

увеселениям, поражавшим иноземных наблюдателей мотовской роскошью и

безвкусием".

Растрелли изобразил императрицу на тронном помосте, устланном ковром.

Она стоит, подняв голову и властно простирая руку, держащую скипетр.

Неподвижность фигуры намеренно акцентирована контрастом с маленькой

фигуркой арапчонка, представленного в легком, порывистом движении.

Жизненность скульптуры достигается прежде всего разнообразием обработки

поверхности бронзы, местами полированной, местами патинированной или

прочеканенной с особой тщательностью проработки отдельных деталей, особенно

драгоценностей, обильно украшающих прическу, шею и платье императрицы.

Самое позднее произведение Растрелли стало его лучшим достижением.

Творчество великого скульптора оборвалось на высшей точке.

Первая работа литейщиков при Академии художеств датируется 1781 г. К

их работам относятся произведения таких выдающихся скульпторов, как Ф. Г.

Гордеев, М. И. Козловский, Ф. И. Шубин, П. П. Соколов, И. П. Прокофьев и

др.

Выдающимся событием в истории скульптуры во второй половине XVIII в.

было открытие памятника Петру I в 1782 г., так называемого "Медного

всадника" работы Этьенна Мориса Фальконе (1716 — 1791). В отличие от

Растрелли Фальконе создал новый и гораздо более глубокий по содержанию

образ Петра — законодателя и преобразователя России. За отливку

колоссальной статуи (масса около 50 т, высота 5,3 м) взялся сам скульптор.

Он изучил литературу по литейному делу. Трудность литья усугублялась тем,

что Фальконе для большей устойчивости решил уменьшить первоначальную массу

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.