Рефераты. Иверский монастырь






большого напряжения сил, изрядных средств. Все с огромным трудом

заготовленные и доставленные на остров запасы строительных материалов,

особенно кирпича и извести, ушли па ее сооружение.

Трапезная с церковью Богоявления — одно из самых крупных и интересных

сооружений архитектурного комплекса Иверского монастыря. Она построена в

1666— 1669 годах. Строительство трапезной связано с именем «подмастерья

каменных дел» Афанасия Фомина.

Грандиозно здание трапезной. Оно представляет собой двухэтажное

сооружение, в котором первый, полуподвальный этаж был отведен под различные

хранилища, а второй занимали столовый зал и кухня с подсобными помещениями.

Главный зал—обширная одностолпная палата (16,75 X Х 25,35 м), перекрытая

сводом с распалубками над оконными и дверными проемами— расположен в юго-

восточной части трапезной. Вход в него устроен через южное крыльцо и

просторную прихожую у западной стороны зала. Одностолпная палата соединена

арками с церковью Богоявления и до крупных перестроек сообщалась со вторым

большим залом на северной стороне. Кухонные и подсобные помещения были

размещены в западной и северо-западной частях.

Значительная часть помещений с севера позднее была разобрана. От них

остались западное крыльцо, подвал, где в XIX веке была кузница, и узкий

коридор на втором этаже, через который осуществлялась связь с кухонными

помещениями.

Фасады трапезной были просты и лаконичны, особенно северный, где ничто,

кроме окон, не нарушало широкой глади стен. Западный и южный фасады,

наиболее обозримые и выходящие на монастырскую площадь, лишь слегка оживлял

скупой и строгий декор в наличниках окон. Четкий ритм слабо выступающих из

плоскости стен лопаток делил фасады на равные прясла. В каждом прясле

находилось по окну, с боков окон — тонкий профиль обрамления и вертикальные

колонки-валики, над просветом — горизонтальный карнизик и полукруглый

кокошник...

проемов. Картину дополняли ажурные ограждения — парапеты и колокола. Этот

ярус был самым нарядным. В настоящее время декоративные элементы пятого и

шестого ярусов почти полностью утрачены.

Построенная на обрыве засыпанного оврага, колокольня постепенно

наклонялась к югу и юго-западу, поэтому с ее южной стороны был возведен

новый мощный контрфорс. Такие же подпоры появились и внутри колокольни, в

ее первом ярусе. Все основание было укреплено сплошной булыжной вымосткой,

образовавшей почти монолитный фундамент под всем «телом» колокольни.

В 1842 году колокольня была перестроена по проекту архитектора Александра

Харулина. Причиной перестройки были деформации в стенах и пожар 1825 года,

нанесший постройке значительный ущерб. Строители разобрали тяжеловесный

шатер и вместо него соорудили новый, седьмой ярус колокольни с арочными

пролетами для колоколов. Этот ярус увенчали восьмигранным куполом и высоким

шпилем с крестом. Судя по такой солидной надстройке, вес которой оказался

почти равным весу шатра, заказчики и исполнители проекта стремились

переделать памятник в соответствии с новыми веяниями в архитектуре. С

фасадов и колокольни срубили почти весь декор, а оставшийся заложили и

оштукатурили.

После надстройки седьмого яруса все колокола были подняты туда. К

середине XIX столетия (около 1844 года) их было тринадцать, а к концу века

— уже семнадцать. Самый большой колокол весил почти 425 пудов. Он был отлит

в 1883 году на колокольном заводе Смирновых в Валдае. Еще один —

«полиелейный», весом 193 пуда, также отлили в Валдае под руководством

мастера Слизова. Самый старый колокол, весивший 35 пудов, называли

«Никоном».

Новые каноны в архитектуре храмов, определенные реформами Никона, главным

образом сводились к запрещению шатровых церквей, как построек светских, в

значительной степени народных, идущих вразрез с древними, освященными

христианской религией традициями. Уже с 50 -x годов XVII века появилось

требование строить храмы «о единой, трех и пяти главах, а шатровые отнюдь

не строити». Зато излюбленная простыми людьми шатровая кровля стала

неотъемлемой частью звонниц и колоколен.

Малопривлекательная сейчас колокольня в ближайшие годы получит свой

первоначальный облик и дополнит архитектурный ансамбль замечательных

памятников.

Корпус наместнических келий расположен к западу от колокольни. Здание

было основательно перестроено в 30-х годах XIX столетия, и о его

первоначальной архитектуре судить пока трудно. Корпус двухэтажный.

Помещения первого этажа перекрыты сводами, над вторым этажом — деревянное

перекрытие. Видимо, от старой постройки сохранились лишь северная и

западная стены и некоторые другие части. Оконные и дверные проемы

прорублены па новых местах, декор сбит.

Вслед за колокольней, к востоку от нее, появился Настоятельский корпус

(1684—1689 гг.). В 1685 году настоятель монастыря Иосиф сообщал

новгородскому митрополиту Корнилию, требовавшему из Валдая каменщиков в

Зеленецкую пустынь: «...свое каменное строение заведено немалое и кельи

каменные заведены строить, да не совершены, чтоб сево лета под кровлю их

привести...» В этом документе речь, безусловно, идет о Настоятельском

корпусе. Следовательно, закладку здания можно отнести к 1683— 1684 годам. В

1686 году в нем велись отделочные работы. Позднее начали делать кровлю, а в

1688—1689 годах устраивали потолки, мостили полы. Работы выполняли плотники

Иван Исаев, Андрей Яковлев, Андрей Стефанов, Остап Кондратьев и Ермолай

Фомин «с товарищи». Строительство всего здания возглавлял Афанасий Фомин.

Длина Настоятельского корпуса вместе с пятигранной пристройкой на востоке

— 38,5 метра, ширина — 12,5 метра. В настоящее время здание имеет два этажа

и подвалы. Поскольку корпус стоит на склоне оврага, с южной стороны стены

подвалов возвышаются над землей и воспринимаются как этаж.

Уцелевшие на восточном фасаде незначительные фрагменты декора и

изразцовое окно напоминают о его прежней архитектуре. Наблюдения при

ремонтных работах и небольшие раскрытия штукатурки на фасадах позволили

определить первоначальный наряд этого здания. В отличие от южного фасада,

обращенного в сторону оврага и решенного в скупых, лаконичных формах, без

какого-либо декора, северный и восточный фасады, развернутые к площади и

Успенскому собору, были богато декорированы различного рода нишками,

вертикальными колонками-валиками, поясками и изразцово-кирпичными

наличниками окон. Весь набор декоративных элементов был собран в широкий

фриз, протянувшийся по всей длине фасадов и занимавший пространство стены

на уровне оконных проемов. Поднимавшиеся на высоту 2,5—3 метров над землей

стены подвалов были лишены каких-либо украшений. Над наличниками окон

начинался развитой, рельефный фриз здания. Разноцветные изразцы трех типов

были вкомпонованы в горизонтальный пояс под подоконниками окон и окаймляли

сами окна в виде прямоугольной рамы. Изразцовые вставки в соседстве и в

сочетании с тонко, по-особому изящно прорисованными деталями на обширной

белой глади стен производили сильный художественный эффект. Сочетание

строгих членений в крупных формах со свободными членениями в малых

придавали всему зданию изысканный, аристократический облик. Это впечатление

подчеркивалось высокой черепичной кровлей, покрывавшей все здание.

Черепичные плитки были закруглены с одной стороны и сверху покрыты зеленой

глазурью.

Весь живописный наряд здания погиб в XVIII—XIX столетиях под топорами и

молотками строителей, прорубавших новые окна и надстраивавших новый этаж.

Почти полностью изменилась и внутренняя планировка здания. Судя по

документам 1688—1689 годов, полы в помещениях были выстланы дубовым

паркетом, вдоль стен шли встроенные лавки (скамьи), имелись крыльца с

перилами.

Меньше других пострадали подвальные помещения, хотя многие из них

полузасыпаны землей и строительным мусором. Расположенные ступенями (из-за

крутого склона оврага), перекрытые коробовыми сводами, они образуют

замысловатый лабиринт.

Пятигранная пристройка на восточной стороне корпуса, напоминающая по

своей форме и местоположению обыкновенную апсиду (алтарь) церкви, вероятно,

появилась позднее самого здания, скорее всего в конце XVII — начале XVIII

века. Она могла быть алтарной частью небольшого храма, для которого

перестроили восточную часть корпуса, или же маленькой церковкой, а может

.быть, летней светелкой настоятеля.

Настоятельский корпус — единственное здание в монастыре, где удалось

обнаружить уцелевшие изразцовые украшения.

Надвратная церковь Михаила Архангела построена в 1683—1685 годах. И

это здание — важнейшую составную часть архитектурного комплекса — строил

Афанасий Фомин. Сохранилась копия подрядной записи, внесенная в приходо-

расходную книгу в апреле 1683 года:

«...подрядены стрельцы Афонька Фомин со товарищи построить в Иверском

монастыре каменные святые ворота в вышину 2 сажени косых, да на тех воротах

церковь каменную о пяти главах каменных в вышину 4-х сажен косых, а внутри

пространства в той церкви 3 сажен аршинных длпннику и поперечнику окромя

алтаря... Денег пятьдесят рублев да 20 пуд соли, дано всякому человеку па

неделю по хлебу, да 20 пуд свиного мяса...»

Воротная часть здания церкви Михаила Архангела — прямоугольное в плане

одноэтажное сооружение (22 Х 18м), прорезанное посередине глубокой сквозной

аркой. С некоторым отступом от наружной стены в арке были сделаны

притолоки, на которых висели двухстворчатые, окованные железом двери. По

сторонам проезжей арки с обеих сторон имелись ложные декоративные арки, за

которыми располагались хозяйственные помещения и лестница на второй этаж.

Ворота оканчивались прямоугольной горизонтальной площадкой, на которой, как

на платформе, была возведена церковь Михаила Архангела. Она представляет

собой квадратную бесстолпную постройку, перекрытую сомкнутым сводом, с

одной пятигранной апсидой и восьмигранным глухим барабаном. Церковь

занимает гораздо меньшую площадь, чем основание, на которое она поставлена.

Вокруг нее — свободное пространство, ограниченное с севера и юга торцовыми

стенами смежных корпусов, а с запада — высоким парапетом, прорезанным

тринадцатью окнами с арочными перемычками. Эта своеобразная галерея на

восточной стороне оканчивается двумя небольшими надстройками, появившимися

позднее — в конце XVIII—XIX веке. Судя по поздним карнизам, потолку и крыше

над галереей, которые закрывают древний декор на стенах церкви,

первоначально площадка была открытой.

Переделкам подвергалась и сама церковь. Пятигранная апсида в древности

была покрыта не полукуполом, а высоким деревянным шатром, отпечатки

которого и теперь хорошо прослеживаются на восточной стене здания. К

позднему времени относится и барабан с восьмигранным куполом, круглой

шейкой и главкой. Центральный барабан был первоначально круглым, гораздо

меньших размеров, световой. О нем можно судить по отверстию в сомкнутом

своде, теперь заделанному сверху. По углам располагались еще четыре глухих

барабана — церковь первоначально была пятиглавой. Главы и украшавшие их

основания деревянные кокошники были покрыты лемехом, а центральный барабан

и глава были расписаны. Для приспособления помещений к различным нуждам

устраивались перегородки, новые двери и лестницы. Высокое пространство

церкви перегорожено деревянным перекрытием на два яруса ниже деревянных

хоров. Внутристенная лестница, ведущая на эти хоры по северной и западным

стенам, закрыта. Многие окна галереи и самой церкви также заложены.

В отличие от предыдущих построек фасады Михаило-Архангельской церкви и

ворот богато и равномерно декорированы. Мотивы декора традиционны:

вертикальные жгуты-валики, прямоугольные, сильно вытянутые по высоте, и

квадратные нишки, обрамления вокруг арок, широкий фриз из поясков,

поребрика и «сухариков». Все вместе они образуют каменное кружево на фоне

белоснежных стен. На западном фасаде декор был поврежден в XIX веке.

Живописцы-ремесленники изобразили над аркой сцену из жизни Иверского

монастыря — перевозку «мощей» в новую обитель.

Вслед за надвратной церковью Михаила Архангела (к северу от нее), и,

вероятно, на месте прежней деревянной, появилась большая каменная башня,

имевшая несколько названий — Михайловская, Патриаршая, Никоновская

(1685—1689 гг.). Достраивалась она в конце 80-х годов XVII века. В 1698

году башню назвали Михайловской (по имени надвратной церкви, сооруженной по

соседству).

Здание Михайловской башни во многом примечательно. Снаружи она имеет

размеры 11,5Х13,5 метра и высоту 17 метров. До недавнего времени башня

завершалась высоким восьмигранным шпилем, достигавшим почти 30 метров.

Общая ее высота, таким образом, составляла 46 метров. Деревянные

конструкции шпиля к 1960-м годам прогнили, и шпиль пришлось удалить.

В декорировке фасадов башни много общего с колокольней, Настоятельским

корпусом и надвратной церковью Михаила Архангела. Особенно характерен

декоративный фриз из поясков, колонок и нишек, расположенный несколько выше

середины башни и прорезанный в отдельных местах свободно расставленными

окнами. Этот прием напоминает обработку фасадов Настоятельского корпуса. Но

декор башни более скупой. Обширные верхние и нижние плоскости стен лишь кое-

где прорезают небольшие узкие окна, напоминающие бойницы.

Михайловская башня лишь на первый взгляд производит впечатление

крепостного сооружения. На самом деле ее «бойницы» — обыкновенные оконные и

дверные проемы. Башня несколько раз перестраивалась. Некоторые переделки и

ремонты были вызваны появившимися в стенах огромными вертикальными

трещинами, что объяснялось слабыми, насыщенными водой грунтами под ее

основанием, фундамент же башни неглубок. Сложенный из круглых камней-

валунов насухо, то есть без раствора, он стал оседать, и башня раскололась

надвое.

В 1960—1961 годах башня была укреплена железобетонными и металлическими

связями и отремонтирована.

Между надвратной церковью и Михайловской башней вплотную к ним

располагается двухэтажный каменный корпус казначейских келий, построенный в

1686—1688 годах. В начале XIX века корпус назывался Братским, а к середине

XIX века — Гостиным, по-видимому, в соответствии с изменившимся

назначением.

В северной части кельи примыкают к южной стене башни и поэтому не имеют

собственной стены. Более Тога, здание корпуса закрыло многие элементы

декора на фасаде башни.

Все три постройки объединены общим замыслом. Над воротами во втором ярусе

оставлен проем, через который можно было попасть на чердак корпуса. Такой

же проем сразу же был сделан и в башне, на третьем ярусе. Когда появился

корпус, по его чердаку прошел специальный коридор (переход), соединивший

церковь с башней.

Корпус казначейских келий представляет собой двухэтажное каменное здание

с толстыми стенами и сводчатыми помещениями. Оно претерпело большие

переделки, особенно в 1830—1840-х годах. Искажения главным образом

коснулись фасадов, оконных и дверных проемов, планировки. Очевидно,

западный фасад здания, обращенный в сторону хозяйственного двора, был

предельно прост, без каких-либо украшений. Только оконные проемы прорезали

толщу его стен. Две простейшие пристройки, из которых одна уже разобрана,

появились в позднейшее время. Над западной стеной по своду некогда проходил

чердачный коридор, соединявший надвратную Михаило-Архангельскую церковь с

Патриаршей башней. Коридор и чердак освещались через узкие щелевидные

оконца под карнизом здания, напоминавшие крепостные бойницы. Позднее они

были ликвидированы. Восточный фасад корпуса, обращенный к площади, был

декорирован гораздо богаче. Кое-где понизу и сейчас видны декоративные, с

полукруглым верхом нишки, располагавшиеся в простенках между окнами. Но

сами окна грубо переделаны.

Последнее каменное здание второго периода строительства — церковь Якова

Боровичского — появилось в 1702 году на месте сгоревшей в 1700 году

деревянной церкви.

Кирпичное здание церкви Якова Боровичского поднялось в северо-восточной

части монастыря на красивом месте — на «горке». С его постройкой

закончилась «каменная эпопея» Иверского монастыря второй половины XVII

столетия. Новая церковь с больницей и трапезной представляла собой

небольшую постройку длиной 36,5 метра и шириной 12 метров, решенную в

несложных формах. Ее боковые стены поставлены так, что объем церкви почти

но выделяется из объема трапезной. К тому же их карнизы находятся почти на

одном уровне, а перестроенная в позднейшее время крыша сравняла обе части

здания.

Как почти все постройки Иверского монастыря, этот памятник подвергался

неоднократным перестройкам. Вначале объем трапезной и больницы был,

вероятно, одноэтажным и представлял собой вытянутую с запада на восток

сводчатую одностолпную палату. Вскоре был надстроен второй этаж несколько

иных форм. Этажи соединяла узкая внутри-стенная лестница да северной

стороне. Квадратное в плане помещение церкви в продольном направлении

перекрывал коробовый свод, что в какой-то мере определяло и первоначальную

форму крыши. Она, по-видимому, была двухскатной, несколько приподнятой над

крышей больницы. На чертеже 1823 года крыша показана общей для обоих

зданий. Над невысокой полукруглой апсидой кровля была шатровой, с полицами.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.