Рефераты. Кино - самое массовое из искусств






Когда мы говорим об английском кино, нам сразу вспоминаются

замечательные литературные экранизации. А также имена замечательных

режиссеров Альфреда Хичкока и Линдснея Андерсона. Хичкока считают одним из

основоположников фильмов – ужасов, фильмов, где используется техника

массового психоза, массовой паники («Птицы»). Широкую известность он

приобрел благодаря снятой в 1929 году первой английской звуковой ленте

«Шантаж». А после фильма «Леди исчезает» (1938), где в экспрессионистском

стиле соединились страшное, смешное и романтическое, его стали считать

мастером игрового напряжения. Л. Андерсон, принадлежа к «Свободному кино»,

остался ему верен и в сложные времена для английского кинематографа. Он

снимал фильмы по литературным произведениям («Эта спортивная жизнь», 1963),

сатирические картины, как «Госпиталь «Британия»» (1982) и др.

Французская кинематографическая школа занимает отдельное и особое

место, прежде всего, благодаря своим искромётным комедиям. В памяти

зрителей навсегда останутся такие замечательные актёры, как Жан Маре, Жан

Поль Бельмондо, Луи де Фюнес, Ален Делон, Жерар Депардье, Пьер Ришар, Жан

Гобен и др. Современное французское кино представлено такими личностями,

как Жан Рено и Люк Бессон, которые являются настоящими звёздами в мировом

масштабе. Французское кино сумело сохранить свою самобытность и перенять

всё лучше у Голливуда, сегодня французские фильмы могут на равных

конкурировать с американскими. Это одна из самых сильных

кинематографических школ в Европе на сегодняшний день с великими

традициями.

Свою нишу в мировом кино занимает и Индия. Индийское кино разнообразно,

и наряду с музыкально-танцевальными драмами в нем немало умных, строгих,

реалистических и психологически тонких картин. Не обошла индийский

кинематограф и «новая волна», ее представляет «калькуттская школа», по

своему характеру близкая к итальянскому неореализму. Наиболее выдающийся

режиссер этого направления Сатьяджит Рей. Главная тема Рея – жизнь простых

людей, их горести и маленькие радости, которые он показывал на фоне больших

перемен, происходящих в Индии («Песнь дороги»,1955; «Дом и мир», 1983).

Широко известны миру киноработы Раджа Капура (1924-1988) «Бродяга» (1951);

«Мое имя клоун» (1970); «Бобби» (1973); «Любовный недуг» (1982) и т.д.

Болливуд – индийский аналог Голливуда подарил миру уникальную, неповторимую

национальную школу. Ведь индийское кино сложно перепутать, например, с

английским – это практически невозможно. В целом то же можно сказать и о

китайском кинематографе, основу репертуара которого до недавнего времени

составляли лишь боевики, прославлявшие возможности тех, кто занимался

различными боевыми искусствами. Сегодня, в эпоху глобализации, все

национальные школы постепенно реформируются и развиваются в направлении

американской кинематографической школы. Главное же заключается в том, чтобы

не растерять свой национальный колорит при переходе к «голливудским

стандартам».

Благодаря хорошо отлаженному механизму кинопроизводства, возможности

вкладывать в него большой капитал, американское кино заполонило весь мир,

его массированную атаку ощутили на себе и Европейские страны в 70-80-е гг.,

теперь ее ощущают и бывшие страны социализма. Пока США царят на мировом

кинорынке и большинство стран не может что-либо противопоставить Голливуду.

Глава II: Кино как массовое искусство

1. Причины «массовости» кино с точки зрения психологии

Наиболее полно проблему массового сознания впервые исследовал Зигмунд

Фрэйд, в своей книге «Массовая психология и анализ человеческого Я». В ней

массовое противопоставляется индивидуальному, единичному. Масса это всегда

некоторое количество людей. Например, самая малочисленная масса, состоящая

из двух человек, возникает при гипнозе (один из них – гипнотизёр, а другой

– гипнотизируемый).

В массе личные характеристики индивидуумов теряют значение в пользу

массовой души. В книге «Психология масс» психолог Ле Бон говорит об этом

так: «В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни

были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их

образ жизни, занятие, их характер и степень интеллигентности, но одним

только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу,

в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый

из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы».[3]

Чем объясняется существование общей для всех, входящих в массу, людей

души? Тем, пишет Фрэйд, что: «сносится, обессиливается психическая

надстройка, столь различно развитая у отдельных людей, и обнаруживается

бессознательный фундамент, у всех одинаковый».[4] Человек в массе не

осознает себя. И им можно управлять. Он легко поддается внушению со стороны

лидера или заражению между членами массы. Такое заражение является

следствием внушаемости, присущей в разной степени всем людям. Это умело

используют современные «акулы шоубизнеса». В наше время выпуску каждого

«высокобюджетного» фильма предшествует массированная рекламная компания в

средствах массовой информации и, прежде всего на телевидении. Достаточно

вспомнить о той рекламе, которая предшествовала и сопровождала прокат

нового российского фильма «Турецкий Гамбит». Такая реклама создаёт

ажиотажный спрос и во всех деталях показывает, как легко можно

воздействовать на человека.

У массы могут быть и благородные и жестокие намерения. Для нее нет

ничего невозможного. Ведь почти полностью отсутствует критика. Масса легко

возбуждается, она изменчива и импульсивна. В ней каждое предположение

доходит до крайности: симпатия до обоготворения, недоверие и неприязнь до

ненависти.

Человека в массе можно сравнить с машиной. У него нет своей собственной

воли, но есть общая, нет индивидуальности, нет личных качеств, но есть

коллективная душа. Он не действует сам, но направляем самой массой или ее

лидером. Роль вождя может выполнять идея (идея посмотреть новый,

разрекламированный фильм). Она и является целью массы. Лидер или вождь

только воплощает ее. Он должен быть фанатично предан этой идее и первым

подчиниться ей. Она дает в руки своей самой первой жертвы неограниченную

власть над закономерностями жизни – иллюзию, которая становится для людей

толпы реальностью. Для массы граница между реальным и ирреальным пропадает.

Рождается такое противопоставление: Индивидуальное и Массовое, Сознание и

Бессознательное, Реальность и Иллюзия, Эгоизм и Альтруизма. Можно сказать,

что личность, индивидуальное рождается только в столкновении с массовым.

Для того чтобы объяснить, почему кино – наиболее массовый вид

искусства, необходимо знать историю возникновения и формирования его

основных направлений, что в сжатой форме было изложено выше. Кино выросло

из фотографии. Сначала, в первой половине 19 века, во Франции придумана

камера Обскура, которая позволила фиксировать объекты природы механическим

путем. Те первые фотографии являлись индивидуальными произведениями

искусства и их нельзя было воспроизвести. С появлением же негатива число

получаемых копий становится неограниченным. Это важный момент, касающийся

самой идеи фотографии. Он указывает на ее качественное отличие от

большинства произведений искусства, созданных прежде. Объекты искусства

всегда можно было скопировать, но с оригиналом была связана история его

создания, творческая сила создателя, а также особая его природа, его

неповторимость, единственность. Два принципа одушевляют кинематограф – это

фотография и движение. Самые первые фильмы, снятые братьями Люмьер, уже

показывали непосредственные события реальности («Прибытие поезда на вокзал

Ла Сиота»), были также и развлекательные – например, «Политый поливальщик».

Мальес – первый режиссер, делавший фильм зрелищем. Разные страны подарили

неповторимые национальные кинематографические школы. Каждая из них

по–своему осмысливала сущность кинематографа и реагировала на социальные

изменения. Эти социальные потребности, запросы времени и создавали те

направления, по которым развивался кинематограф.

Наиболее известными и влиятельными, благодаря своим открытиям, в

истории кино были: русский кинематограф двадцатых годов, развивавший теорию

монтажа; немецкий экспрессионизм; итальянский неореализм; «новая волна» во

Франции и Голливуд. Если европейская традиция воспринимала кино как

искусство, создавая неповторимые шедевры, то Голливуд, принявший установку

на развлечение, эффектность и легкость восприятия кино, тиражировал, можно

сказать, фильмы с похожими сюжетами и однотипными образами. И поскольку

такой продукции, ориентированной на массовость, успех гарантирован, то она,

в наше время заполнила все экраны.

Кино впервые дало возможность сразу увидеть большое количество людей –

массу, так как нельзя представить себе толпу, находясь в ней. Первые фильмы

еще не были жанровыми картинами. Это были просто съемки действительных,

реальных фактов. Это объясняет, что в центре кинематографического интереса

находится само явление. Часто это масса. В статье, посвященной первым

пятнадцати годам советского кино, Эйзенштейн написал: «Начинается наша

кинематография со стихийно-массового «протогониста», с героя – массы.

Затем, к завершению своего первого пятнадцатилетия, стихийно-массовый стиль

первого периода начинает индивидуализироваться на экране серией отдельных

образов, определённых фигур. Причём картина пятнадцатилетия в целом как бы

символизирует это единство вождей героев и массы в одном целостном и

объемлющем образе»[5]. Это объясняет тот факт, что в кино появляется идея

героя-типажа безликого вестника времени, наделённого усредненными

качествами. Типаж был нужен для того, чтобы как можно более близко к

действительности передать современного героя. Советское кино начального

периода было призвано отражать историческую реальность с точки зрения

современных ему правителей и служить развитию человека в духе идеологии.

Если перед любым человеком поставить рядом несколько картинок,

объектов, фактов или явлений, то он непременно найдёт в них общее и сделает

автоматически определённый трафаретный вывод – обобщение. В кино из кусков,

путём монтажа рождаются образы: цепь картинок, объединённых фильмом, у нас

вызвано представлением о происходящем. Кинематограф фиксирует,

стереотипирует, штампует образы-представления, которые человек переносит из

него в свою жизнь как уже его индивидуальное видение, узнавание образов,

жанровых картинок и явлений действительности. Итак, кино штампует,

оформляет сознание человека, творит норму.

Кинофильм захватывает эмоции человека, но это влияние не осознаваемо;

можно сказать, что человеку навязываются представления, которые по глубине

переживания можно причислить к его собственному опыту. Монтаж подводит к

шокирующим по своей жестокости или откровению сценам, цель которых

разбудить человека. Жестокость широко распространилась в искусстве ХХ века,

она обретает своё обоснование в философии Ницше и исследованиях Фрейда.

Если вначале она вызывала сильный эмоциональный отзыв, то сейчас стало

массовым явлением кино, телевидения, газет. Есть представления, что

жестокость на экране, в печати служит высвобождению агрессивной

составляющей психической жизни человека.

«Кино это наиболее развитое империалистическое средство контроля над

массами». Эта фраза написана Вальтером Беньямином в 30-е годы XX века,

после его поездки в СССР. С ней нельзя не согласиться. Через кино, через

информационные институты действительно производится оформление человека в

том направлении, которое удобно власти. ХХ век показал на примере

образований тоталитарных систем власти (которые и являются массами) и

формирования массовой культуры потребления (поддерживаемой СМИ,

ориентированными на американскую культуру и продукцию Голливуда), как много

сил необходимо приложить человеку, чтобы остаться творцом своей жизни и

души.

При помощи искусства достигается самосовершенствование. В этом цель

искусства - раскрыть эстетическую способность человека и помочь ему узнать

себя. Если судить по этому принципу, то кино, бесспорно, является

искусством. Оно обогащает духовный опыт человека. Но только в том случае,

если выражает особое видение его создателя. Кино, которое отражает

мировоззрение режиссёра фильма, называется авторским. Именно многообразие

точек зрения способно поднять кино на уровень истинного искусства.

Кинофильмы Антониони, Федерико Феллини, Сергея Эйзенштейна, Андрея

Тарковского, Михаила Ромма, Висконти, Бергмана, Параджанова, Фассбиндера,

Херцога, Бунюэля, Жана Кокто и многих других не менее самобытных творцов

кино воспитывают нынешнее и будущие поколения. Авторское кино - это

противовес массовой штамповой культуре, навязываемой Голливудом.

2. Кинематограф как средство массовой коммуникации

Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знания,

духовных ценностей, моральных и правовых норм и др.) с помощью технических

средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие,

рассредоточенные аудитории. При этом массовая коммуникация выступает как

социально-ориентированный опосредованный вид общения, причем ее главной

функцией является не просто информирование, но и соединение

рассредоточенных индивидов в социальной среде. Проще говоря, массовая

коммуникация выступает как средство, с помощью которого человек ощущает

себя членом более широкой общности, то есть общества - социума, активно

включается в его жизнь.

Общая роль массовой коммуникации лучше всего рассматривается через

анализ функций, реализуемых СМК:

. функция информирования, совпадающая с увеличением и (или)

изменением состава знаний у представителей аудитории;

. функция воспитания, совпадающая с формированием или изменением

интенсивности и направленности определенного типа установок;

. функция организации поведения, совпадающая с прекращением,

изменением или инсценированием какого-либо действия;

. функция развлечения, совпадающая с изменением комплекса

психологических, физиологических (усталость, раздражение) и тому

подобное характеристик с помощью эффектов отвлечения,

переключения внимания, создается ситуация для выхода чувств;

. функция коммуникации, совпадающая с усилением, поддержанием или

ослаблением связей между представителями аудитории.

Итак, кинематограф, который сам по себе является системой и обладает

сложной структурой, реализует все функции средств массовой коммуникации -

информационная, воспитательная, организации поведения, развлекательная,

коммуникации - но специфическим способом. Тут необходимо сделать одну

оговорку: существуют виды кинодеятельности, которые по преимуществу

выполняют одну из вышеперечисленных функций, к примеру, хроника, учебное

кино. Ограничимся в рассмотрении игрового кинематографа в двух его

ипостасях: как вида искусства, с одной стороны, и как средства массовой

коммуникации, с другой. Это в определенной степени усложняет задачу, так

как контакт с произведениями искусства осуществляется уже не по законам

коммуникации, а по законам общения.

Сущность общения психологи видят во «взаимном активном обмене

индивидуально-личностным содержанием». Особенно подчеркивается момент

«взаимодействия» в этом процессе. Действительно, контакт фильма и публики

строится не на основе передачи и приема (усвоения) информации, а на основе

сопереживания, активного включения зрителя в экранный мир.

Подобный тип взаимодействия не является специфическим для контакта

кинокартины и публики. Любое произведение искусства «общается» с человеком,

воздействуя на его разум и сердце. Но художественный кинематограф

принадлежит не только к музам, но и к средствам массовой информации,

поэтому мы сталкиваемся с ситуацией, когда все перечисленные функции

средств массовой коммуникации реализуются фильмом в комплексе, более того,

реализуются они через эстетическое воздействие кинопроизведения. И это

чрезвычайно важно.

Стоит обратиться к уже ставшим хрестоматийным примеру: З. Кранкауэру

удалось на основе анализа фильмов показать психологическую подготовку

прихода Гитлера к власти. Немецкий теоретик пишет о том, что постоянное

возникновение в фильмах изобразительных и сюжетных мотивов свидетельствует

о том, что они есть внешние проявления внутренних побуждений. «Эти мотивы,

несомненно, заключают в себе социально-психологические модели поведения,

если проникают в популярные и непопулярные фильмы».

Художественный кинематограф с одной стороны, «формирует публику быстро,

и притом по своему подобию», а с другой - публика «создает» кино, то есть

определенное состояние общественной психологии. Слово «создает» не случайно

поставлено в кавычки, его можно употребить как в прямом, так и в переносном

смысле. В прямом - когда проблема выхвачена из действительности, осмыслена

и перенесена на экран, и в переносном - когда фильм, с точки зрения критики

не заслуживающий внимания, вдруг становится самым популярным фильмом

проката.

Ю. Лотман писал: «Кинофильм принадлежит идеологической борьбе,

культуре, искусству своей эпохи. Этими сторонами он связан с

многочисленными, вне текста фильма лежащими сторонами жизни, и это

порождает целый шлейф значений, которые и для историка и для современника

порой оказываются более существенными, чем собственно эстетические

проблемы».[6] Отмечая особенности киноповествования, он говорит: «...в

фильм все время втягивается последовательность разнообразных внетекстовых

ассоциаций общественно-политического, исторического, культурного плана в

виде разнообразных цитат... Возникает повествование на высшем уровне как

монтаж разнообразия культурных моделей».[7]

Таким образом, произведение киноискусства, как некая целостность,

оказывается тесно связанным с широким социо-культурным контекстом, который

его порождает. Восприятие фильма вызывает целый ряд ассоциаций, на первый

взгляд, не вытекающих из его визуального ряда. По всей видимости, такая

связь текста фильма с действительностью объясняется спецификой языка,

которым оперирует кинематограф. Киноречь - это «оттиски» видимой и слышимой

жизни. Зритель, захваченный экранными образами, переживает судьбу героя,

как свою собственную. Он как бы входит в мир фильма. Человек перестает быть

простым наблюдателем событий, происходящих на экране. Он их активный

участник. Более того, сюжетные перипетии фильма рождают у зрителя

ассоциации, связывающие художественную ткань картины с той

действительностью, которая его окружает.

Именно эти черты киноповествования - теснейшая связь с реальным бытием

людей, способность фильма вовлечь зрителя в свое пространство -

обуславливают потенциал общественного воздействия кинематографа,

возможность осуществлять все функции СМК в комплексе.

И тут возникает проблема. Для того чтобы активно влиять на сознание

людей, служить средством познания действительности, фильм должен быть

истинным произведением киноискусства. С другой стороны - ему необходим

контакт с миллионной аудиторией. К сожалению, массовой, как правило,

становится картина, с точки зрения критики, отнюдь не принадлежащая к

шедеврам.

Если обратиться к особенностям психологического восприятия кинозрелища,

то вырисовывается следующая картина: при восприятии движения

звукозрительных образов возникает эмоциональное возбуждение. На основе

эмоции возникают сопричастность и сопонимание, при которых пассивное

созерцание изображений экрана переходит в активно личностный процесс

соучастия. Но соучастие - не постоянное явление, оно чередуется с

состояниями отчуждения зрителя. Эта смена соучастия отчуждением зависит от

различных причин, в основе которых, с одной стороны - особенности зрителя,

а с другой - сам фильм, его содержание и структура.

В силу своего статуса как средства массовой коммуникации, кино обладает

огромным потенциалом воздействия на общество. Как бы ни относился зритель к

показанному на экране, по какой бы причине он ни шел в кинотеатр - провести

свободное время, встретиться с друзьями, наконец, получить наслаждение от

произведения искусства, - в любом случае «мир» фильма, хотя бы одной из

своих многочисленных сторон, затрагивает его. Особенно тогда, когда этот

«мир» организован по законам зрелища.

Нам всем хорошо знакома ситуация, когда журналы и газеты переполнены

отрицательными критическими отзывами о какой-то картине, в то время как

билеты на этот фильм купить невозможно. Критики ругают зрителей за

отсутствие вкуса, а зрители с недоверием начинают относиться к критической

литературе. Особенно часто подобная ситуация возникает тогда, когда на

экраны выходит картина, сделанная в так называемом «низком» жанре.

Если говорить о «массовой культуре» Запада, то ее произведения тоже

связаны с реальностью, только совершенно специфическим способом - они

нередко функциональны по отношению к целям общества. Не случайно

кинематограф определяется там как мощное средство манипулирования

общественным сознанием. Вспомните американские фильмы, прошедшие на

советских экранах (надо заметить, при полных кассовых сборах): «Бездна», «К

сокровищам авиакатастрофы». Мораль их проста - будь смелым, сильным и ты

получишь награду - деньги. Причем мораль эта не провозглашается в длинных

монологах героев, она «закодирована» в каждом кадре, в каждом эпизоде

фильма.

Основной недостаток наших развлекательных кинокартин заключается в

отсутствии профессионализма их создателей. Недостаточное владение жанром

проявляется не только в том, что рождаются несмешные комедии и

незахватывающие детективы, оно становится очевидным, когда те самые

серьезные проблемы, которых все-таки касается фильм, оказываются не

«вплетенными» в его подлинный сюжет, а как бы «навешенными» сверху. Именно

потому так остро стоит вопрос о профессиональной подготовленности

режиссеров, работающих в развлекательных жанрах, ведь зрелищность и

развлекательность отнюдь не синонимы. Основная беда многих советских

комедий, детективов, мелодрам, заключается в том, что, пытаясь усложнить

фильм, его создатели не могут органично соединить развлекательную и

драматическую линии. Они существуют изолированно и в результате губят друг

друга. Зрелища не получается, а ведь именно «низкие» жанры нуждаются в нем

в наибольшей степени.

Созданная по законам зрелищности мелодрама может вызвать у зрителя

самые серьезные размышления о жизни, и они не разрушают ее как целостное

произведение киноискусства, если все эти проблемы «закодированы» авторами в

сюжетные перипетии фильма, а не образуют своеобразный довесок.

Сущность кинематографа как СМК ярче всего проявляется именно в случае

массового фильма. Дело в том, что зрелищно оформленный развлекательный

фильм - это доступный каждому, надежный коммуникатор, причем самая главная

из всех функций произведений киноискусства - эстетическая - в данном случае

отнюдь не доминирует. На первый план выдвигается рекреативная функция

фильма.

В то же время кинокартина не существует без теснейших связей с

социокультурным контекстом. Ее восприятие, набор ассоциаций, вызванный ею,

изменяется в зависимости от конкретных реалий времени. Несмотря на то, что

фильм представляет собой некую самостоятельную целостность, он включается в

поток массовой коммуникации. Именно поэтому кассовой кинокартина становится

еще и потому, что ее содержательно-образные структуры совпадают с

актуальными на данный момент социальными, нравственными ожиданиями

аудитории. Само собой разумеется, что связи кинематографа с общественным

бытием людей носят чрезвычайно сложный и опосредованный характер. Однако

забывать о них, исключать из поля внимания было бы непростительной ошибкой.

Когда мы встречаемся с истинными произведениями киноискусства, такими

как «Калина красная» В. Шукшина, «Чучело» Р. Быкова, в основе которых лежат

вечные, непреходящие ценности, то на первый план выдвигается эстетическое

воздействие этих фильмов. Можно говорить о том, что они о чем-то

информируют зрителей, воспитывают их, определенным образом организуют

поведение, однако всего этого явно недостаточно для того, чтобы

охарактеризовать влияние подобных кинокартин на личность. Лучше всего оно

определяется через понятие катарсиса - потрясения, очищающего воздействия

на человека.

Такие фильмы тоже включены в поток массовой коммуникации, которая

формирует тип отношения к миру (известно, что некоторые западные

кинокритики увидели в «Калине красной» только мелодраму с реалиями

уголовной жизни), однако их бытие на ее фоне принципиально отличается от

функционирования лидеров проката. В последнем случае происходит

«размывание» специфики фильма как произведения искусства, приоритет

получают его коммуникативные свойства. Именно поэтому традиционное

киноведение не справляется с «лидерами проката», т. к. оценивает их с точки

зрения эстетических достоинств.

Заключение

Кинематограф – это великое изобретение человека, оказавшее огромное

влияние на формирование мировоззрения человека XX века. Еще раз вспомним с

благодарностью ученых и изобретателей: Плато, Рейно, Эдисона, Маре,

Ньюбриджа, Демени, братьев Люмьер - всех тех, кто из любви к открытиям

помогли изобретению, которое они считали лишь «научной игрушкой» которое

оказалось новым средством выражения мыслей людей.

Кино – это самый «передовой» вид искусства, в процессе производства

которого сегодня используются огромное количество научных новинок и

открытий. Современный человек, в жизни которого остаётся мало место для

героизма, хочет видеть героев на экране. Героем на экране может стать любой

человек, сегодня для этого нужно лишь группа хороших программистов, не

более. В «массовом кино» есть место для всего, даже для рекламы. Порой это

приводит к абсурдным ситуациям, когда фильмы превращаются в большой

рекламный ролик (сериал «Джеймс Бонд: Агент 007»).

«Кино это наиболее развитое империалистическое средство контроля над

массами». Эта фраза написанная Вальтером Беньямином в 30-е годы XX века не

утратила своего значения и сегодня. Через кино, через информационные

институты действительно производится оформление человека в том направлении,

которое удобно власти. Умело используется кино в политике. Достаточно

вспомнить то, какую роль кинематографу придавал И.В. Сталин или недавнее

награждение фильма Майкла Мура «Фаренгейт 9/11» на Каннском кинофестивале.

Многих удивил кассовый успех этого проекта, который стал самым успешным

документальным фильмом в истории кинематографа, и собрал по всему миру

более 200 млн. долларов. Сам автор никогда не скрывал, что главной его

задачей при съёмках этого фильма было лишь поражение Джорджа Буша младшего

на президентских выборах в США.

Кинематограф активно используется в насаждении ценностей страны

производителя фильма (прежде всего США), в других странах. Приводит к

дестабилизации социального равновесия в обществе и, в конечном счете, может

оказать разрушающее воздействие на всю культуры того народа, который

«примеряет» на себя чужие ценности, ценности общества массового

потребления.

С тем фактом, что кино сегодня уже «больше» чем искусство и, прежде

всего отрасль экономики, никто не спорит. Достаточно привести данные о

кассовых сборах самых популярных фильмов в истории человечества. Например,

самый популярным фильмом является фильм «Унесённые ветром» (1939, кассовые

сборы – $1240,5 млн.), на втором месте киноэпопея Джорджа Лукаса «Звёздные

войны» (1977, кассовые сборы – $1093,65 млн.), а замыкает тройку лидеров

фильм «Звуки Музыки» (1965, кассовые сборы – $874,4 млн.).

Безусловно, крайне сложно научиться воспринимать кино не только как

развлечение, но и научиться разбираться в нём, научиться ценить то, чем

восхищаются критики, это сложная работа, которая многим кажется

бессмысленной. Лишь поверхностное знакомство с работами таких великих

классиков, как С. Эйзенштейн, А. Хичкок, И. Бергман, Ф. Феллини, А.

Куросава не может перевернуть внутренний мир зрителя. Для понимания таких

шедевров нужно прежде повысить уровень общей культуры. Развитие культуры –

это ключ к решению если не всех, то почти всех проблем любого общества,

ведь чем более развита личность в частности, тем более развито общество в

целом. Кинематограф – универсальное средство для повышения уровня культуры

отдельно взятого гражданина.

Список использованной литературы:

1. Александров Г.В. Эпоха и кино. – 2-е издание, доп. – М.: Политиздат,

1983.

2. Александров С.Е. Из истории кино. Сборник. Выпуск 7. – М.: Искусство,

1968.

3. Александров С.Е. Из истории кино. Сборник. Выпуск 9. – М.: Искусство,

1974.

4. Баскаков В.Е. Фильм – движение эпохи. – М.: Искусство, 1989.

5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической

воспроизводимости // http://www.lib.ru

6. Богомолов Ю. Краткий конспект длинной истории советского кино: 20-е

годы // Искусство кино. 1995. – №11 - с.16.

7. Бондаренко Е.А. Путешествие в мир Кино. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

8. Грошев А. Новаторство советского кино.- М.: Просвещение, 1986.

9. Караганов А.В. Киноискусство в борьбе идей. – М.: Политиздат, 1982.

10. Клер Р. Кино вчера, кино сегодня. – М.: Прогресс, 1981.

11. Ларионов А. Такое вот кино // Советская Россия.- 12 марта 1996.- с.4.

12. Ле Бон. Психология масс // http://www.lib.ru

13. Лебедев Н.А. Очерки истории кино СССР. Немое кино. – М.: Искусство,

1965.

14. Медведев А. Только о кино.- Кино в России - история ХХ век //

Искусство кино. 1999.- №2 - с.5.

15. Рогова В. Мекка кинобизнеса // http://www.ng.ru/style/2004-09-

15/8_hollywood.html

16. Садуль Ж. Всеобщая история кино.- М.: Искусство, 1958.

17. Теплиц Е. История киноискусства 1928-1933. – М.: Прогресс, 1971.

18. Толстых В. Муза века: 100 лет кино // Правда.- 28 декабря 1995.

19. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я».- М.: Наука,

1990.

20. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского.- М.:

Искусство,1992.

21. Ханжонков А. Первые годы русской кинематографии.- М.: Искусство, 1937.

22. Херсонский Х. Страницы юности кино. – М.: Искусство, 1965.

23. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти томах // http://www.lib.ru

24. Юренев Р. Краткая история Киноискусства.- М.: Академия, 1997.

-----------------------

[1] Душенко К.В. Большая книга афоризмов. – М., 1999. С.339.

[2] Херсонский Х. Страницы юности кино. – М., 1965. С.216.

[3] Ле Бон. Психология масс // http://www.lib.ru

[4] Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я».- М., 1990.

С.137.

[5] Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти томах //

http://www.lib.ru

[6] Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского.- М., 1992.

С.56.

[7] Там же. С.58

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.