Рефераты. Кольца






есть классификацию.

Все ювелирные украшения классифицируют по двум признакам: назначению и

материалу для изготовления.

По назначению ювелирные украшения классифицируют на кольца, серьги,

броши, кулоны, медальоны, колье, ожерелья, браслеты, цепочки, запонки,

бусы, заколки и зажимы для галстука.

По материалу изготовления ювелирные украшения подразделяют на три

группы: украшения из драгоценных металлов — как правило, из золота и

серебра, украшения из недрагоценных металлов и украшения из неметаллических

материалов.

Ювелирные украшения классифицируют также по материалу вставок и виду

декоративной отделки. По материалу вставок украшения бывают: с драгоценными

камнями, чаще всего с бриллиантами, с полудрагоценными и поделочными

камнями, жемчугом, перламутром, кораллами, бирюзой, янтарем, пластмассой,

со стеклом, без камней. Вид декоративной отделки делит украшения на

выполненные с эмалью, чернью, финифтью, филигранью, гравировкой, а также с

чеканкой, золочением, серебрением, родированием, оксидированием, алмазной

обработкой.

Все кольца принято делить на простые и сложные.

К простым кольцам относятся обручальные (сплошные и пустотелые, витые

и ажурные), кольца-печатки, кольца-вензеля (прямоугольные и овальные,

сегментные в сечении).

Сложные — это кольца усложненной конструкции: с накладками, кастами,

вставками, с элементами филиграни и украшенные эмалью, чернью, гравировкой,

чеканкой, финифтью, золочением, серебрением, оксидированием.

Для изготовления колец используют сплавы платины, золота и серебра,

цветных недрагоценных металлов, а также титан, сталь, драгоценные,

полудрагоценные, поделочные, искусственные, органические камни, кость, рог,

пластмассу, стекло, дерево, фарфор.

Конструкция колец

Конструктивно ювелирные кольца (кроме обручальных и безкаменных)

состоят из двух основных частей: нижней — шинки или ободка и верхней или

верхушки. Встречающиеся различия в конструкции колец обусловлены изменением

формы, материала, размеров и огранки вставок.

[pic]

Шинка 1 кольца выполняется как сплошной, так и полой, с различной

формой сечения (круглой, полукруглой, овальной, прямоугольной). Ширина и

толщина шинки — непостоянны, в большинстве случае они расширяются и

утолщаются по направлению к касту. Внутренняя сторона шинки всегда гладкая.

С наружной стороны шинка может быть гладкой, с эмалью, чернью, чеканным или

гравированным рисунком, с местами для закрепки вставок из камней, янтаря,

коралла, пластмассы, кости, стекла. Шинку припаивают к касту, ранту,

соединяя таким образом с верхней частью (верхушкой) кольца.

В верхушку - основную украшающую часть кольца входят как

самостоятельные следующие детали: каст (оправа) для вставки, рант под каст,

накладки. Форма верхушки может быть круглой, овальной, многоугольной,

сложного узора; рисунок на ее плоской, а чаще выпуклой поверхности может

быть прорезным или напайным.

Каст 4 или оправа для вставки — общая деталь многих ювелирных изделий

(в том числе и колец) со вставками. Касты бывают различных форм и размеров.

Рант 3 — это контурный ободок, припаянный к касту снизу. Рант

изготовляют различных форм и размеров, но он обязательно должен копировать

все контуры каста и по размерам не выходить за его пределы. Нередко рант

называют дигелем.

Накладка 2 — важная деталь верхушки. Придает кольцу особый колорит

декоративности. Накладки бывают гладкие, с гравированным, чеканным,

штампованным рисунком, а также филигранные с местами для крепления вставок.

Таблица

Номер колец и соответствующие им интервалы диаметров

|Номер кольца |Интервал диаметров кольца, мм |

|15 |От 15,0 до 15,5 |

|15,5 |Св. 15,5 до 16,0 |

|16 |Св. 16,0 до 16,5 |

|16,5 |Св. 16,5 до 17,0 |

|17 |Св. 17,0 до 17,5 |

|17,5 |Св. 17,5 до 18,0 |

|18 |Св. 18,0 до 18,5 |

|18,5 |Св. 18,5 до 19,0 |

|19 |Св. 19,0 до 19,5 |

|19,5 |Св. 19,5 до 20,0 |

|20 |Св. 20,0 до 20,5 |

|20,5 |Св. 20,5 до 21,0 |

|21 |Св. 21,0 до 21,5 |

|21,5 |Св. 21,5 до 22,0 |

|22 |Св. 22,0 до 22,5 |

|22,5 |Св. 22,5 до 23,0 |

|23 |Св. 23,0 до 23,5 |

|23,5 |Св. 23,5 до 24,0 |

|24 |Св. 24,0 до 24,5 |

|24,5 |Св. 24,5 до 25,0 |

Размер кольца соответствует внутреннему диаметру шинки. В нашей стране

выпускаются кольца с номерами размеров от 15 до 25 мм, причем каждый

последующий номер отличается от предыдущего на 0,5 мм. Определение размера

кольца производят с помощью кольцемера — металлического конусообразного

предмета, а размера пальца покупателя — с помощью кольцемера, состоящего из

пальцемерных колец.

Процессы изготовления всех без исключения ювелирных украшений — колец,

серег, кулонов, брошей, браслетов, колье, ожерелий, заколок, цепочек, бус,

зажимов для галстука — начинаются с изготовления отдельных деталей, а уже

затем из этих деталей, применяя приемы гибки, резки, пайки, штифтовки,

собирают (монтируют) изделия.

Процесс изготовления простого (обручального) кольца до определенного

момента ведется точно в том же порядке, что и простой шинки:

прорисовывается эскиз, чертеж, определяется расчетная длина заготовки,

отрезается заготовка, гнется, припасовывается, паяется, отбеливается,

производится промывка-просушка, опиливание мест пайки, правка по

внутреннему диаметру и боковых поверхностей, опиливание всех поверхностей.

После этого, как известно, шинку пропиливают по фуге, а концы шинки либо

разводят в разные стороны, либо заводят. Кольцо же после опиливания

подвергают шабрению (щабрят по внешнему и внутреннему диаметрам, а также

боковым поверхностям) в целях обеспечения чистоты обработки и размеров,

почти как у готового изделия.

Тщательно выполненная операция шабрения позволяет значительно

сокращать безвозвратные потери драгоценного металла. После шабрения

проводится окончательная (отделочная) операция — полирование (при помощи

паст ГОИ), а затем химическая очистка, промывка в мыльной воде и просушка;

кольцо готово.

Прежде чем ювелирные изделия будут выглядеть такими, какими мы их

привыкли видеть на прилавках магазинов, ювелиру необходимо выполнить ряд

очень специфичных, характерных именно для ювелирного производства

подготовительных, монтировочных, отделочных операций, операций по

декоративной обработке и закреплению вставок (камней).

К ним относятся: плавка металла и получение отливок, волочение,

прокатка и вальцовка, штамповка, термическая обработка, разметка, гибка и

правка, пайка, опиливание, выпиливание лобзиком, шабрение, сверление,

штифтование, отбеливание и отжиг, шлифование и полирование, ультразвуковая

очистка, матирование и крацевание, чеканка и гравирование, эмалирование и

чернение, а также оксидирование, золочение, серебрение, родирование и

закрепка вставок. Особое место в ювелирном производстве занимает способ

изготовления ювелирных изделий техникой филиграни.

Материал

Золото (Au) — драгоценный металл ярко-желтого цвета, обладает самыми

высокими по сравнению со всеми остальными металлами пластичностью и

ковкостью. Легко расплющивается в тончайшие листочки; 1 г золота можно

расплющить в лист площадью 1 м2. Золото обладает сильным блеском, легко

полируется.

Плотность золота 19,32 г/см3; температура плавления 1063°С, твердость

золота по Бриннелю — 20.

Золото обладает высокой химической стойкостью: ни кислород, ни сера на

него не действуют, даже при нагревании; устойчиво к воздействию на него

влаги; не реагирует с кислотами, щелочами, солями.

Золото в природе никогда не бывает в чистом виде. В нем всегда

присутствуют примеси. Чистое золото — понятие условное, степень чистоты

выражается пробой 999; 999,9 и т. д. Золото, как и все металлы,

маркируется. Марка чистого золота Зл 99,9% означает, что в его составе

золота (Зл) 99,9%, остальное примеси.

Основная масса чистого золота идет на составление сплавов,

используемых для производства ювелирных украшений, монет и медалей. В

качестве примесей (лигатуры) в производстве ювелирных изделий используются,

в основном, медь, серебро, никель, палладий. Именно состав лигатуры и

определяет в конечном итоге цвет золотого сплава, от белого, если

присутствуют никель или палладий, до красного, если золото лигируется

медью. В России в ювелирных украшениях традиционно популярно золото с

красноватым оттенком, а в Европе — с желтоватым.

Проба сплавов золота, из которых разрешается производить ювелирные

изделия, устанавливается законодательным путем и гарантируется

государством, для чего изделия обязательно проходят пробирный контроль и на

них накладываются оттиски пробирных клейм, цифры которых определяют пробу.

Любое «ювелирное» золото является сплавом металлов. Основные

компоненты — серебро, медь и золото. Проба определяется соотношением этих

компонентов и говорит о качестве сплава «ювелирного» золота. Наличие в

сплаве 58,5% золота соответствует 585-й пробе, 75% золота - 750-й пробе.

Чем больше процентное содержание золота в сплаве, тем выше проба и выше

стоимость. Самое чистое золото — червонное, в нем больше 90% самого золота,

соответственно на нем ставят 900-ую пробу и выше. Обозначение пробы

различается у российских и западных производителей. Иностранные

производители используют такую категорию измерения чистоты золота, как 1К

[карат]. «Карат» в переводе с английского «Karat». Не нужно путать с мерой

веса драгоценных камней «carat», оба эталона в русском языке обозначаются

одним словом. Различают основные знаки качества — это 24К можно сравнить с

«нашим» червонным золотом, 21К, 18К и 14К — по уменьшению чистоты золота и

его дороговизны.

Червонное золото — очень мягкое, легко деформируется, поэтому сейчас

его практически не используют при изготовлении ювелирных изделий. Раньше до

революции в России обручальные кольца делали из червонного золота. Кольца в

основном были толстые, весили около 8 грамм, что компенсировало мягкость

металла. Сейчас обручальное кольцо в среднем весит 2 грамма и имеет ширину

2-3мм в зависимости от технологии производства.

Для увеличения прочности и получения специфических свойств - нужного

оттенка и блеска, к чистому золоту добавляются различные металлы, такие как

медь и серебро. А добавление в сплав дополнительных элементов, например,

палладия или цинка дает различную окраску драгоценному металлу. Таким

образом, получается розовое, желтое и белое золото. Важно запомнить, что

проба золота не влияет на его цвет. То есть золото одинаковой чистоты или

пробы, что одно и тоже, может быть разных оттенков.

Красноватый оттенок золоту дает медь. Самый популярный и доступный тип

золота в России. Чаще всего представлено золотом 585-й пробы.

Желтое золото имеет настоящий цвет золота — солнечный, яркий,

желтоватый, одним словом золотой. Именно за это золото с давних времен

ценилось и приобрело славу драгоценного металла, а также стало символом

королевской власти и богатства. Желтое золото популярно на Западе в

качестве металла для обручальных колец. Существует разделяемое всеми

мнение, что желтое золото лучше всего символизирует теплоту и любовь

супругов. Желтое золото в основном имеет 750 пробу.

Белый цвет сплав золота приобретает благодаря добавлению палладия и

отличается яркостью и блеском. Белое золото стало модным материалом,

который любят использовать самые известные дизайнеры-ювелиры для создания

своих шедевров, и уже успело приобрести популярность среди ценителей

драгоценных украшений. Украшения из белого золота является своего рода

знаком престижа и принадлежности к высшему классу во всем мире. Оно весьма

похоже на платину, но стоит примерно на 45% дешевле.

Платина — самый твердый, прочный и дорогой метал. Гипоаллергенный,

ведь другие металлы: серебро, даже золото могут вызывать аллергическую

реакцию. На платине обычно ставят 950 пробу. Платина трудно поддается

обработке и полировке, поэтому зачастую выглядит как сероватый, даже грязно-

белый металл и сильно похожа на алюминий. Но, несмотря на всю сложность

работы с платиной, мастера-ювелиры очень ценят его необычайную прочность.

Платина в совершенстве подходит в качестве крепления для бриллианта,

поскольку в отличии от желтого золота не «окрашивает» камень в желтоватый

оттенок, а лапки крепления из платины никогда не расшатаются. Самое

знаменитое обручальное кольцо из платины с бриллиантом разработали

дизайнеры ювелирного дома Cartier в 1895 году. Оно носит название

«platinum» и на сегодняшний день является классикой дизайна обручального

кольца.

Три оттенка золота: розовый, желтый и белый путем комбинации позволяют

создавать интересные, затейливые плетения и красивые сочетание деталей

разных цветов. Классический пример кольца, сочетающего в себе все три

золотых оттенка — это популярная модель «trinity» от Cartier, появилась в

1924 году. «Trinity» состоит из трех гладких колец, переплетенных друг с

другом: кольцо из желтого золота символизирует преданность, кольцо из

белого золота — дружбу, а из розового — любовь.

Напоследок, нужно упомянуть серебро, поскольку существует традиция,

согласно которой обручальное кольцо супруга должно быть серебряным, а

супруги — золотым. Во время бракосочетания муж с женой обменивались

кольцами: муж надевал жене свое золотое кольцо (золото - мужской металл,

символ солнца, силы и власти), а жена мужу серебряное (серебро

символизирует женское начало).

Серебро (Ag) - металл белого цвета, очень тягучий, пластичный и

ковкий, режется ножом. Серебро тверже золота, но мягче меди. Это второй по

популярности металл, использующийся в производстве ювелирных украшений.

Самородное серебро встречается значительно реже самородного золота, так как

легче образует соединения с другими элементами.

Плотность серебра 10,50 г/см3, температура плавления 960,5 °С,

твердость по Бринеллю — 25.

Благодаря своим уникальным свойствам: высоким степеням электро- и

теплопроводности, отражательной способности, светочувствительности и так

далее — серебро имеет очень широкий диапазон применения. Его применяют в

фотографии, электронике, электротехнике, точном приборостроении,

ракетостроении, медицине, для защитных и декоративных покрытий, для

изготовления монет и, конечно, в ювелирном деле.

Наиболее распространен сплав серебра 875 пробы. Его используют для

изготовления ювелирных украшений и предметов сервировки стола. Сплав 916

пробы используют для производства предметов с покрытием эмалью, сплав 960-й

пробы - для изготовления филигранных ювелирных изделий.

Выбор типа металла для обручального кольца — только первый этап в

процессе создания колец. Дальше следует определиться с формой, дизайном

кольца, будут ли на нем насечки, гравировка, иные декоративные детали, ну

и, конечно, будет ли оно с драгоценным камнем.

Самым распространенным камням в украшении колец является бриллиант.

Бриллиант – это огранённый алмаз. В качестве амулета алмаз врачует

склероз, апоплексию, предотвращает образование камней, бережет от дурного

глаза, очищает лицо от пятен, а дыхание от зловония, дает спокойный сон

лунатикам. Зеленоватый алмаз способствует нормальному течению беременности

и облегчает роды.

Бриллианты различаются по цветовым оттенкам от бесцветного до

коричневого. Чтобы правильно определить цвет бриллианта, камень сравнивают

с эталонами, после чего ему присваивается соответствующий индекс по шкале

цвета. Так называемые фантазийные цвета бриллианта (оранжевый, розовый,

голубой и другие) встречаются довольно редко. В соответствии с

классификацией, разработанной Геммологическим институтом Америки (GIA),

цвет бриллианта обозначается буквами от D до Z, а по шкале, принятой в

нашей стране, цифрами от 1 (бесцветный бриллиант) до 9 (коричневый

бриллиант).

С древности существовало стойкое заблуждение, что все желтые камни

являются топазами, а все топазы – желтые. На самом деле топазы бывают

различной окраски. Наиболее дорогие и редкие топазы – фиолетовых и розовых

цветов. В древности топазу приписывали магическую силу. Считалось, что

владелец топаза становится честным, порядочным и великодушным. Также

бытовало мнение, что топаз усмиряет морские бури. Верили, что обладая

топазом, можно стать богатым. Мода на топазы весьма изменчива. В XVIII в.

их не слишком жаловали, а в эпоху императора Александра I они стали

популярны. С тех пор желто-золотистые и голубые топазы появились в

украшениях знатных особ.

Камень цвета от сиреневого до густо-фиолетового. История аметиста, как

и многих других самоцветов, начинается с незапамятных времен. В Древнем

Египте он считался символом вместилища жизни. И в гробницах фараонов

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.