Рефераты. Культура Китая Древность и средневековье






оправдать авторитарную власть и создать жизнеспособную государственную

структуру Окончательное формирование ортодоксального конфуцианства связано

с именем Дун Чжун-шу (187 – 120 гг. до н.э.), которого по праву называют

«ханьский Конфуций».

Посланный представитель императора для поисков союзников в войне с

гуннами, Чжан Цянь собрал много сведений о «западных странах». Он впервые

открыл путь из Китая через пустыни и горы в Среднюю Азию. Путь этот в

Европе получил названия Великого шелкового пути. Он начинался от столицы

империи г. Чанъань, шел на северо-запад до Дуньхуана, где расходился на две

дороги, ведущие к Джунгарским воротам и в Кашгар. Из Кашгара торговые пути

вели в Фергану и Бактрию, а отсюда - в Парфию и Индию. По этому пути Китай

стал вывозить шелк, железо, никель, драгоценные металлы, лаковые изделия,

косметику и пряности. С Запада, прежде всего из района Ферганы, Китай

получал боевых коней, столь необходимых для тяжеловооруженной конницы.

Торговый путь способствовал проникновению из Средней Азии в Китай таких

сельскохозяйственных культур, как Фасоль, ореховое дерево, виноград,

шафран.

Существование на протяжении 400 лет единой китайской империи создало

благоприятные условия для развития культуры и политических учений.

Большие успехи были достигнуты в области естественных наук. В I в. до

н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», в котором впервые

дается описание действий с отрицательными числами.

Крупнейший астроном ханьского Китая Чжан Хэн (78 – 139 гг.) изобрел

примитивный сейсмограф.

Появились обобщающие труды по агрономии.

Значительные успехи были достигнуты в технике градостроительства.

Города возводились по заранее разработанному плану с четким делением на

кварталы, они имели прямоугольную форму и были ориентированы по сторонам

света. Зодчие возводили прекрасные двух-трехэтажные здания с многоярусной

крышей, крытой разноцветной черепицей. Этот тип постройки стал впоследствии

традиционным. Резчики по мрамору и граниту украшали замысловатыми рисунками

надгробия богачей.

В I в. до н.э. была изобретена бумага. Совершенствовались письменные

знаки. Созданная в период правления Уди музыкальная палата Юэфу

способствовала развитию литературы и культуры. Большой труд по реставрации

плохо сохранившихся произведений выполнил видный ученый Лю Сян (79 – 8 гг.

до н.э.). С древних бамбуковых пластинок он переписал сочинения на шелковые

свитки.

«Отец китайской историографии» Сыма Цянь (прибл. 145 – 86 гг. до н.э.)

создал труд «Исторические записки», где подробно изложил историю Китая с

древнейших мифических времен до правления Уди. Труд этот состоит из пяти

частей. Метод изложения материала, предложенный Сыма Цянем, стал

традиционным и оказал огромное влияние на развитие исторической науки.

В I в. жил и творил историк Бань Гу (39 – 92 гг.), автор «Истории

Ранней династии Хань» («Цяньханьшу»), в которой излагается история Китая на

протяжении 230 лет – от воцарения Лю Бана и до конца правления Ван Мана.

К тому времени относится деятельность таких крупных философов-

материалистов, как Хуан Тань (40 г. до н.э. – 30 г. н.э.) – автор трактата

«Новые рассуждения» («Синьлунь») – и Ван Чун (27 – 97 гг.), написавший

полемический трактат «Критические рассуждения» («Луньхэн»).

В Ханьскую империю начал проникать буддизм. Буддистские проповедники из

Индии, Центральной и Средней Азии поселились в первых буддийских монастырях

в городах Пэчэне и Лояне. Основная деятельность буддийских монахов

сводилась к переводу на китайский язык санскритских текстов. Особенную

известность снискал себе парфянский буддист Ань Ши-гао, поселившийся в

лоянском монастыре в 148 гг. н.э. Основанная им школа сыграла значительную

роль в распространении буддизма.

Древнее даосское учение постепенно превратилось в религию. В ней

эклектически сочетались основные принципы философского даосизма с

элементами народных верований и мифами. Она представляла собой смесь

практических знаний, суеверий, колдовства, шаманства. Но на оформление

даосизма в религиозную систему большое влияние оказал буддизм. Ханьский

даосизм с его осуждением богатства и проповедью идеи равенства пользовался

большим влиянием среди общинников, ремесленников и городских низов.

4. Северный и Южный Китай.

Крушение Ханьской империи – крупнейшей государственной организации

древнего мира – нанесло решительный удар устоям рабовладельческого строя. И

разбило китайскую империю на Северный и Южный Китай.

Северный Китай – этот древнейший очаг китайской культуры, где

находились экономически наиболее развитые и густозаселенные территории,

превратился в арену почти 100-летней войны.

Территория Северного Китая ко времени тобийского завоевания и

образования Северовэйского государства являла картину упадка. Города

превратились в развалины, их жители были истреблены, уведены в плен или

бежали на юг. Ремесло сохранилось лишь кое-где в деревне. Торговать стало

почти невозможно, а обмен осуществлялся натуральным способом. Функции денег

зачастую выполняли шелковые ткани и лошади.

Лишь новое грандиозное нашествие прекратило эти беспрерывные военные

столкновения и походы. Покорителями всего Северного Китая стали западные

сяньбийские племена тоба. На завоеванной территории создавались новые

органы власти по китайскому образцу. При Тоба Тао, внуке Тоба Гуя, в

Северном Китае установилось тобийское правление с династией, известной под

названием Северный Вэй.

Хотя бывшая кочевая знать продолжала держаться у власти, процесс

китаизации шел сравнительно быстро. Вэйские государи широко использовали

знания и опыт китайцев и старались перенять их культуру.

Государственным языком стал китайский язык, а тобийский был запрещен.

Для укрепления власти тобийцам понадобилась не только китайская система

управления, но и развитое религиозное учение. Это идеологическое оружие они

нашли в буддизме.

Монастырям разрешалось взимать подати с крестьян – держателей

государственных наделов, если они исповедовали буддийскую религию.

Монастырям передавали в качестве рабов преступников, приговоренных властями

к смертной казни. Под управлением монахов открывались общественные

зернохранилища в деревнях.

Вэйские государи жертвовали большие средства церкви и давали золото на

изготовление статуй Будд. К VI в. в государстве Северный Вэй насчитывалось

до 50 тыс. монастырей и до 2 млн. монахов.

Южное государство имело довольно широкие связи с народами Индокитая и

Индии. В Китай нередко прибывали буддийские проповедники. Вместе с

религиозными миссиями приезжали купцы и привозили из далеких стран ценные

товары. В Индию из Китая постоянно отправлялись на поклонение святым местам

буддийские монахи.

Внешние связи стимулировали развитие мореплавания и судостроения.

Китайские источники относят к V в. изобретения в области плавки

металлов.

В Цзянькане жили видные ученые и писатели; в области математических

знаний большой вклад сделал ученый Цзу Чун-чжи.

Известны труды философа-материалиста Фань Чжэня, который критиковал

идеализм и мистику современных ему учений. В 507 г. он закончил трактат «О

смерти духа», в котором опровергал тезис о бессмертии души.

Историки того времени собирали документы – памятники прошлых лет – и

записывали сведения о современных им событиях.

Свои имена прославили поэты, критики; многие из них были вольнодумцами.

Наиболее ярким талантом выделялся Тао Юань-мин (Тао Цянь – 365 – 427 гг.) –

автор утопии «Персидский источник».

Культура раннего средневековья отражает значительное влияние буддизма.

Сохранились многочисленные скульптурные изображения Будд громадных и самых

малых размеров.

Пещеры монастырей близ Лояна, в Дуньхуане, Бинлинсы и во многих других

местах сохранили произведения высокоразвитого изобразительного искусства:

превосходную настенную живопись и скульптуры.

Политика осуществления надельной системы способствовала подъему

сельского хозяйства, расширению посевов, увеличению количества собираемого

зерна. Отстраивались некоторые города, ставшие культурными центрами,

оживились торговые связи.

Во второй половине VI в. экономические и политические различия между

Севером и Югом значительно смягчились. На смену власти тобийских правителей

в северо-восточном государстве Ци и в северо-западном – Чжоу пришли

китайцы.

Кочевники Центральной Азии, создав союз, возглавленный тюрскими

племенами, угрожали вторжением в Поднебесную. Внутренние и внешние причины

настоятельно диктовали необходимость объединения всей страны.

Объединение отдельных царств и прекращение междоусобицы вызвали

экономический и культурный подъем в стране. Расширилась площадь посевов,

выросла численность населения. Начали заново отстраиваться разрушенные

города, оживилась торговля.

За особую плату отыскивали и свозили в императорские книгохранилища

свитки и сохранившиеся фрагменты древних произведений.

Во время внутренних войн и нашествия кочевников в IV – V вв. почти все

города Китая были разграблены или сожжены. Древние столицы Чанъань и Лоян

превратились в руины. В Южном Китае сохранились ранее возникшие

немногочисленные города, но их жизнь мало чем отличалась от деревенской.

Лишь в VI в. оживилась городская жизнь и началось градостроительство.

Города возникали как пограничные города-крепости, как торгово-

ремесленные центры на больших реках и в местах добычи сырья, или как

морские порты. Чаще всего города обносились земляными валами, а внутри

сооружались стены и создавались замкнутые кварталы.

В городах жили влиятельные сановники и феодалы, чиновники и

военоначальники, купцы, монахи и ремесленный люд. Там находились

средневековые школы и библиотеки, работали ученые, учителя, наставники,

специалисты военного искусства.

В Суйской и Танской империях одновременно с сооружением городов

развивалось и городское ремесло.

В разных районах страны возникали горнодобывающие и плавильные

промыслы.

В провинции Цзянси сложился центр производства керамических и

фарфоровых изделий; в Янчужоу строились корабли.

Из «города парчи» Чэнду шелковые ткани вывозили в столицу или

отправляли на запад по Великому шелковому пути. Чэнду был также центром по

изготовлению бумаги.

Добыча соли, обработка металлов и камня, вываривание сиропа из

сахарного трасника велись в широких масштабах.

Каменотесы, резчики по дереву и камню, лепщики строили и украшали

дворцы, храмы, жилые помещения.

Вместе с буддистами в Китай пришло искусство монументальной скульптуры,

строительство многоэтажных пагод и скальных храмов.

В стане возводились прочные мосты без опор. Мост, выстроенный под

Лояном, используется и в наши дни.

В городских лавках-мастерских полировали ртутью бронзовые и серебряные

зеркала, шили одежду и туфли, делали колбасы, музыкальные инструменты,

украшения из серебра, золота, драгоценных камней, изготавливали весы и

разновесы.

В VII - VIII вв. значительного развития достигло казенное ремесло.

Продукция казенных рудников и плавилен, оружейных, ткацких мастерских,

монетных дворов, мастерских по вырезанию печатей, по изготовлению экипажей

и т.д. шла ко двору и никак не влияла на формирование рынка.

В тех отраслях ремесла, где требовался квалифицированный труд,

феодальные власти стремились превратить занятие ремесленников в

наследственное.

В VII в. была установлена единая государственная денежная единица

(цянь) – крупная монета с квадратным отверстием, которая обращалась в стане

более 1200 лет. Эти монеты нанизывали на шелковый шнурок, образуя связку.

Социальные столкновения и нашествия кочевников, происходившие в годы

перехода от рабовладения к феодализму, не нарушали приемлемость китайской

культуры, хотя и вызывали некоторый ее упадок. Из шелковых свитков, на

которых были написаны сочинения, шили одежду и мешки. Создание новых

творений человеческой мысли в новых условиях было затруднено. Однако на

Севере, как и на Юге, многие ученые и писатели продолжали свою

деятельность.

После объединения страны сложились новые возможности для развития

научных знаний, искусства, литературы.

Ученые расширили свои знания о тайнах природы. Китайские алхимики,

отыскивая для императоров эликсир бессмертия, проводили многочисленные

опыты, раскрывая свойства металлов и минералов. Лекари изучали целебные

свойства растений, совершенствовали медицину, перемежая научные знания

волшебством и магией.

Средневековые инженеры и математики использовали свои знания при

строительстве городов, каналов и крепостных стен.

Наблюдения за сменой сезонов, за небесными светилами способствовали

развитию астрономических знаний, а также составлению гороскопов и

предсказаний.

Большое развитие в VII в. получило историописание. Ли Ши-минь превратил

это занятие в официальное, тем самым феодальное государство

монополизировало составление историй. Чиновники-историки подготовили для

опубликования истории предыдущих эпох, сформировав их по образцу

«Исторических записок» Сыма Цяня. Начало «Истории династии Цзинь» даже было

написано самим Ли Ши-минем. В специальном учреждении историки-архивариусы

собирали и обрабатывали сведения о текущих событиях и отдельных деятелях.

Тогда же появились и критики исторических трудов; первым из них считается

Лю Чжи-цзи, который закончил в 710 г. труд «Проникновение в историю».

Исторические труды включали сведения об экономике, государственное

правлении, культуре, календаре, этикете, войнах, народных восстаниях,

стихийных бедствиях, космических явлениях, о народах, обитавших вблизи

Китая, и о далеких странах.

Суйские и танские императоры начали собирание древних трудов, за

доставленные в императорскую библиотеку свитки или фрагменты произведений

платили шелком. Специальные ученые восстанавливали многие из них или

переписывали на бумагу. В ту пору большого подъема достигло искусство

каллиграфии.

При дворе императора Ли Лун-цзи в VIII в. было создано высшее собрание

ученых, позднее получившее название академии Ханьлинь.

Высокого расцвета достигла китайская поэзия. Ее прославила плеяда

блестящих поэтов от Тао Цяня (365 – 427) с его социальной утопией

«Персидский источник» до творений великих стихотворцев Ли Бо (699 – 762) и

Ду Фу (712 – 770).

Среди китайских живописцев особую школу создал Ван Вэй. Большое

распространение получила живопись на шелку или на бумаге в виде свитка.

На искусстве и архитектуре сказалось влияние буддизма, о чем

свидетельствуют многоэтажные каменные пагоды, скульптурные изображения Будд

и религиозная роспись монастырских пещер.

При императорском дворце развилось светское искусство, в стихах и

красках прославлялась земная простота, природа и веселье. Был создан театр,

показывавший пантомимы.

С расширением внешних связей империи в страну стали проникать сведения

о достижениях культуры. В искусстве, в знаниях и некоторых отраслях

производства отразились индийские, среднеазиатские влияния, а также влияние

культур малых народов

5. Китай в период Сунской империи.

В социальной жизни китайской империи X – XII вв. произошли некоторые

изменения.

В X – XII вв. в феодальном Китае продолжался процесс обособления города

от деревни. В разных районах страны возникали новые города, разрастались

старинные поселения. Наряду с административными центрами к городам

причислялись и военные крепости. Кроме того, начали складываться новые

торгово-ремесленные пункты, которые назывались чжень и ши.

Города обычно были обнесены высокими стенами и рвами, ворота на ночь

закрывались. За городскими стенами вырастали торгово-ремесленные посады,

которые вновь окружали стенами, образуя внешний город.

К XI в. довольно высокого уровня достигло строительное искусство.

Дворцовые постройки и дома знати с этого времени возводились в два-три

этажа. Они отличались большой пышностью, были украшены резьбой, красным

лаком и цветной черепицей.

В крупных городах имелось довольно хорошо налаженное городское

хозяйство: специальные цехи занимались доставкой воды, очисткой городов от

мусора и нечистот, несением пожарной службы.

Развитие городов в Китае было связано с расширением ремесленного

производства, главным образом отраслей, обслуживающих господствующий класс.

Особенность ремесленного производства являлось увеличение добычи и

обработки металлов. Одновременно расширилась добыча свинца, олова, ртути,

золота, серебра; совершенствовалась техника плавки и обработки металлов;

стали применяться каменный уголь и химические реактивы, а также

гидрометаллургический метод плавки меди.

Большое распространение получило кузнечное дело. Основной продукцией

ремесленников, изготовлявших металлические изделия, было оружие, ножи,

гвозди, котлы, обручи, посуда.

Дальнейшего развития достигло производство высококачественных тканей.

Десятки видов различных шелковых тканей изготавливались в южных провинциях

(Чжэнцзян, Цзянсу, Сычуань); был изобретен способ тканья декоративного

полотна. В XI в. в Китае появилось сырье, необходимое для изготовления

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.