Рефераты. Культура майя






насильственных разрушений.

Бонампак - история в картинках

Бонампак — своеобразная энциклопедия в картинках, рассказывающая о

жизни города.

Фрагмент настенной росписи

Для росписи стен использовались краски, состав которых до сих пор

остается неизвестным. Они чрезвычайно устойчивы и не поддаются никаким

кислотам. Установлено, что отдельные краски имеют растительное

происхождение, другие изготавливали из моллюсков, мелких насекомых, живущих

на некоторых видах кактусов. Аналогичные краски использовались для

традиционной раскраски тканей, а также лиц и тела. Первоначально, видимо,

расписывание красками тела служило отпугивающим средством от насекомых, а

позднее стало знаком сословного отличия: желтый цвет — пленника, красный —

воина, черный — неженатого юноши, синий — жреца. Позднее на основе этой

традиции появляется еще более устойчивый тип окраски — татуировка. Не иметь

татуировки считалось постыдным. Иероглифы делались не только на теле, но и

на подошвах ног, на большом пальце руки и под горлом. Уличенному в

воровстве (даже трех початков кукурузы) татуировали лицо от подбородка до

лба по бокам, и рисунок указывал на совершенный проступок. Татуировка у

женщин обычно покрывала тело от пояса и выше (кроме груди) и была изящней,

чем у мужчин.

Представления о физической красоте у древних майя заметно отличались от

европейских. Кроме раскраски тел и татуировки они применяли разные способы

изменения внешности для до стижения требуемого эстетического эффекта. К ним

относились искусственная деформация черепа, для чего голову родившегося

ребенка помещали между двух дощечек. Женщины и мужчины подпиливали себе

зубы в виде треугольников. Иногда зубы украшались инкрустацией из камней,

которые крепились к ним веществом, напоминающим современный цемент.

Еще одним важным признаком красоты считалось косоглазие, вызывающееся

искусственно, для чего ребенку после рождения к волосам прикреплялась

ниточка с восковым или смоляным шариком, приклеенным на переносице. Таким

образом ребенок привыкал скашивать глаза.

Бород майя не носили. Матери с детства прижигали мальчикам подбородки

полотенцем, смоченным в горячей воде, из-за чего она не росла. Обычно и

мужчины, и женщины носили длинные волосы, уложенные в прически, а передняя

часть головы оставалась безволосой. Воины укладывали косу вокруг головы,

конец которой свешивался на спину, а девушки носили 2 или 4 косы. Бритье

волос было наказанием — оно было отличительным признаком раба. Рабами

становились убийцы, воры, разведенные жены. Дети, рожденные рабом, тоже

считались рабами. Индейцы прокалывали ноздри через хрящ, чтобы вставить в

отверстие янтарь. Из раковин морских устриц изготавливались браслеты и

украшения для одежды, которые нашивались на края и при движении мелодично

побрякивали. Длинные рубахи знатных женщин декорировались вышивками

геометрического узора, поверх надевался красный плащ с голубой оторочкой по

краям. Наряды дополнялись украшениями из нефрита, жемчуга, зубов и лап

ягуара, крокодиловых зубов, позже из золота и меди. Простые индейцы ходили

в набедренных повязках.

Праздничным украшением правителей и жрецов служил мозаичный головной

убор, называемый майут. Ткался он из хлопка и перьев разных птиц —

попугаев, цапель, индюков, уток, орлов, колибри. Некоторые виды птиц

разводились специально. За убийство птицы с цветными перьями полагалась

смерть. Иногда из перьев составляли целые картины, которые могли

соперничать с живописью — настолько совершенен был подбор красок. Священной

птицей считалась кетсаль, перья которой, сине-красного цвета, служили в

качестве «денег». Птица эта была очень гордой — она умирала в руках

охотников.

Праздничный костюм майя

Древние сооружения майя воздвигались на искусственных возвышениях

(стилобатах), форма и высота которых определялась назначением

поддерживаемых зданий. Первый тип сооружений — четырехгранные ступенчатые

пирамиды (разнообразные по высоте и числу уступов), на усеченной вершине

которых находился небольшой храм с одним или тремя помещениями. От подножия

пирамиды к двери святилища шла крутая лестница; у больших пирамид лестницы

устраивались иногда по всем четырем сторонам.

Великий город Паленке

Паленке был первым городом классического периода, о котором стало

известно в Европе. Его развалины среди густой тропической растительности

были издавна знакомы местным индейцам, называвшим их На-Чан. Великий город

пришел в запустение задолго до того, как на американский континент

высадились первые европейцы. Впереди на вершине «акрополя» с крутыми

склонами стоит большой дворец. Склоны эти местами обвалились и обнажили

отверстия нескольких подземных ходов. У юго-западного угла «акрополя» на

ступенчатой пирамиде возвышает ся здание с высоким сводчатым перекрытием.

Это Храм Надписей, который так был назван потому, что в нем нашли плиту с

длинной надписью из 620 иероглифов. Вокруг дворца кроме Храма Солнца и

Храма Надписей имеются и другие— Храм Креста, Храм Льва, сложенные из

белого камня. Дворец имеет не только башню, но и подземелье. Повсюду — на

стенах, потолке, колоннах, в нишах и ступенях лестниц сохранились остатки

великолепных барельефов и фресок.

[pic]

Храм Солнца

Храм Солнца в Паленке ( 2-я половина 7 в. н. э.) — небольшое

прямоугольное здание с высоким гребнем на плоской крыше, воздвигнутое на

невысокой (8 м) 5-ступенчатой пирамиде и разделенное продольной стеной

параллельно фасаду на два помещения с ложными сводами. Первое из них

образует нечто вроде портика, так как фасадная стена прорезана тремя

широкими дверными проемами. В центре второго помещения находилось маленькое

святилище, перекрытое бревенчатым накатом. Бревенчатые перекрытия и ложный

свод характерны для всех зданий майя, не знавших замкового свода. Внутри и

снаружи храм был богато украшен рельефами. На задней стене его помещен

барельеф, изображающий маску Бога Солнца, подвешенную на двух скрещенных

копьях, около которой в позе поклонения представлены две человеческие

фигуры. В стенах имеются многочисленные окноподобные отверстия.

Уравновешенность частей, простота и благородство очертаний, сдержанное

употребление орнамента делают Храм Солнца одним из наиболее выразительных и

впечатляющих памятников архитектуры майя.

Храм Надписей. Храм Надписей.

Маска из нефрита,

Могила правителя Паленке. Саркофаг правителя. покрывавшая

лицо правителя

Храм Надписей имеет 70 футов в высоту. В 1945 году при его раскопках

археолог Альберто Рус обнаружил в подземелье саркофаг, которому более

десяти веков. От известковых отложений da стенах и потолке гробницы

образовались сталактиты. Девять рельефных фигур богов подземного царства,

сделанных из алебастра, украшали стоны гробницы. Умерший мужчина был

приблизительно 40 лет, ростом 173 см. Его зубы окрашены в красный цвет,

хорошо сохранились. На нем множество украшений из нефрита: бусы, на всех

пальцах — кольца, в руках четки. Его украшали также серьги и браслеты,

рядом лежали вырезанные статуэтки цветов, маленьких тыкв, летучей мыши,

змеиных голов, фигурок богов с характерными чертами. Один кусочек нефрита

находился во рту. Шею и плечи покрывало огромное ожерелье из нефрита. Лицо

покрыто маской из нефрита, глаза маски сделаны из раковин, а зрачки — из

кусочков обсидиана. Это была усыпальница верховного жреца. На строительство

ее должно было уйти много лет. Могила была подготовлена заранее, а

пирамиду, несущую на себе Храм Надписей, сооружали уже над ней. Поздней

было установлено, что погребенный под пирамидой был правителем Паленке. Он

родился в 655 г. и умер в 694 г. Для индейцев того времени он был очень

высок. По антропологическим данным установлено, что средний рост индейца

был примерно 150 см. В коридоре у погребального склепа были принесены в

жертву 6 юношей.

Кладка пола каменными плитами, как в Храме Надписей, встречается

довольно редко. Обычно в монументальных постройках майя делали его из

плотно уложенного слоя извести. Только в Паленке встречается использование

свода над внешним входом.

В 1960-е гг. дворец в Паленке был объявлен национальным памятником.

Памятники архитектуры майя

Памятниками архитектуры майя в различных областях свойственна

значительно большая однотипность, чем в других видах искусства, что

объясняется в первую очередь одинаковыми техническими возможностями,

игравшими в данном случае решающую роль. Комплекс строений окружал площадь

и составлял сердцевину центральной части города. К нему относятся храмы,

дворцы, обсерватории, триумфальные арки, бани, платформы для культовых

церемоний и другие постройки специального назначения. Такой центр составлял

основу города. Он характерен для Ти-каля, Паленке, Ушмаля, Чичен-Ицы.

Замечательные памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени,

свидетельствуют о том, что архитекторы обладали значительными инженерными и

математическими познаниями.

Планы жилых зданий обычно прямоугольные и квадратные или овальные.

Каркас делался из легких балок и шестов, связанных побегами ивы, лианами

или веревками. Стены жилья делались из прутьев тростника. Крышей служили

листья пальм или стебли кукурузы. Такая крыша служила около 5 лет.

Изображения подобных жилищ нередки на росписях Храма Воинов и Храма Ягуаров

в городе Чичен-Ице, а также на барельефах Ушмаля.

Ушмаль. Дворец правителей.

Ушмаль.

Часть фасада Женского

монастыря.

Древний город Ушмаль — один из интереснейших памятников архитектуры,

самый крупный и величественный. Он состоит из шести больших комплексов. В

центральной части города были расположены Дворец Губернатора (24 комнаты),

Квадрат Голубей, Большая Пирамида, Дом Черепах, Дом Волшебника,

возвышавшийся на 30 м. Комплекс из четырех зданий, замыкавших большой

внутренний двор (79 64 м) называют Женским монастырем. Этот памятник

замечателен мощной аркой, которая разделяет здание на две части. Арка по

праву считается красивейшей из всех созданных майя. Ступени Ушмальской

Пирамиды Чудотворца высотой с голень человека. Возможно, учитывалось

оборонное значение культовых сооружений. Без тренировки подняться на

вершину пирамиды очень трудно, лестница кажется бесконечной. С вершины

пирамиды хорошо видны древние развалины Ушмаля. На ступенях монументальных

лестниц в классический период майя оставлены длинные тексты. Они известны в

Копане, Паленке, Киритуа и других городах. В настоящее время известно более

5000 иероглифических надписей. Обычно они делятся на 3 группы. К первой

относятся тексты, вырезанные на монументальных скульптурных памятниках —

стелах, алтарях, колоннах, тронах,статуях и т. п., ко второй — надписи,

выполненные красками на стенах, керамических сосудах и бумаге (рукописи), к

третьей — надписи (обычно краткие), сделанные на предметах прикладного

искусства из кости, раковин, полудрагоценных и поделочных камней, редко на

металле.

Письменность майя

В настоящее время насчитывается около 2 тыс. стел с надписями. Стелы

устанавливались в честь каждого двадцатилетия, в честь смены правителя.

Многие надписи на стелах связаны с конкретными историческими событиями.

Часть их имеет отношение к различным культам и астрономическим вычислениям.

Долгое время тексты на памятниках майя оставались загадкой для ученых.

В 1960-х гг. ленинградский ученый Ю.В.Кнорозов произвел дешифровку древних

текстов. Дешифровка цифровых знаков не составляла большого труда. Причиной

тому была поразительная простота, доведенная до совершенства логичность

системы счета. Европа еще «считала по пальцам», когда математики древних

майя ввели понятие нуля и оперировали бесконечно большими величинами.

Большое число записано на стеле 10-а в городе Тика-ле — 1841641600 дней, т.

е. 5 миллионов лет. При вычислениях майя ограничивались только сложением и

вычитанием.

Сам человек майя был той идеальной математической моделью, которая была

взята за единицу счета. В основе арифметики лежала двадцатиричная система

счисления (умножение на 20), возникшая от суммы пальцев на руках и ногах

человека. Сложение представляло собой вертикальный столбец снизу вверх.

Эпоха у майя, как уже отмечалось, отмерялась 20-летиями. Месяц состоял

также из 20 дней. Каждому дню месяца жрецы приписывали свои приметы, каждый

день имел свое название, например: 1-й день — Имиш (кукуруза) — родившийся

в этот день будет дурным, распутным и бесчестным человеком; 4-й день — Кан

(спелая кукуруза) — родившийся в этот день будет мудрым; 6-й день — Кими

(смерть) — родившийся в этот день будет убийцей с плохой судьбой и т.п.

В календаре майя существовала 13-дневная неделя и 4-годичный цикл, а

также 52-летний цикл, называемый Календарным кругом. В году было 18 месяцев

и 5 дней без названия. За 4 года «лишних» дней набиралось 20, т. е. на

лишний месяц, и 4-й год считался несчастливым (как у нас високосный). Год

начинался с 26 декабря (зимнее солнцестояние). Каждый месяц, так же, как и

день, имел свое название. 1-й (с 26.XII) — «Новое Солнце», 2-й — «Сбор»,

далее «Колодец», «Новый», «Белый», «Олень», «Накрывание», «Желтое Солнце»,

«Облачный», «Барабан», «Большой дождь», «Шум грозы», «Циновка», «Сип» (Бог

Охоты), «Летучая мышь», «Собирать по зернышку», «Конец».

Ни у одного из народов древней Америки нет столь совершенного календаря

и системы летосчисления, как у майя классического периода. Практические

нужды сельского хозяйства вызвали к жизни точный календарь, который в руках

жречества стал могучим орудием воздействия на массы.

Летосчисление велось, по подсчетам современных ученых, с 5041738 г. до

н. э. Начальная дата хронологии — 3113 год н. э.

Майя записывали свои цифровые знаки в виде точек и тире, причем точка

всегда означала единицы данного порядка, а тире — пятерки, например: 1 (.);

2 (..); 3 (...); 5 (—); 6 ( . -); 10 (—) и т.д. Изображение раковины

обозначало 0.

Знание письма составляло привилегию жречества и знати. При храмах

находились специальные школы, где мальчики из знати обучались письму,

истории, ритуалам, математике, медицине, предсказаниям.

К дешифровке текстов майя были подключены компьютеры. Метод дешифровки,

изобретенный Ю.В.Кнорозовым, был назван позиционной статистикой. Благодаря

этому открытию было установлено общее количество иероглифов — 300, а также

появилась возможность расшифровывать практически любые неизвестные

письмена.

В иероглифической письменности майя есть разделение знаков на корневые,

грамматические и фонетические. Из сохранившихся рукописей известны три:

«Пророчества Ягуара» («Чилам-Балам») и «Книга народов» («Пополь-Вух»). Эти

книги являются важным источником по истории и культуре древних майя. В них

собраны медицинские рецепты, пророчества, разные обряды, хроникальные

записи исторических событий. Еще в начале прошлого века переписанные книги

«Пророчества Ягуара» были у индейцев в каждом юкатанском селении.

Древние майя умели рассчитывать наступление солнечных затмений, знали

периоды обращения Луны, Венеры, Марса, Сатурна, Меркурия и Юпитера.

Астрономические наблюдения производились с вершин пирамид храмов

невооруженным глазом. Кроме того, имелись специальные архитектурные

комплексы, предназначенные для определения переломных точек времен года.

Подобные сооружения были обнаружены во многих городах классического

периода. Использовался также ансамбль из стел, например, № 10 и 12 в

Копане, указывающий на место захода Солнца 12 апреля — время начала посева

у индейцев. В круглой башне Караколь в городе Чичен-Ице небольшие

прямоугольные окна направлены на важные астрономические пункты — точку

захода Солнца в день весеннего равноденствия, точку захода Луны в эту ночь.

Религия майя

Судя по текстам рукописей, жрецы майя разработали сложное мистическое

учение о богах, главным образом в связи с календарем, летосчислением и

астрологией. Согласно их учению, у них было 13 богов, которые правили

людьми на земле, и 9 богов подземного царства. Чаки — боги четырех сторон

света, Красный Чак — бог Востока, Желтый Чак — Юга, Черный Чак — Запада,

Белый Чак — Севера. В их пантеоне был бог Кукурузы, который изображался

всегда юным, бог Смерти — в виде скелета (назывался Ах Пуч, «разрушитель»),

бог Ицамна — главный бог Неба, Иш Чель — богиня Плодородия, Иш Саль Box —

богиня Луны и Ткачества, бог Войны — «огненный лик», бог Полярной Звезды —

Шаман эк, покровитель путешествий и купцов. В честь богини Луны («белая

женщина») был назван один из вулканов. В жертву богам, кроме людей,

приносились цветы, ветки кустарников, плоды, ткани, изделия мастеров из

драгоценных камней, перья священной птицы Кетсаль. Богиня с косами

изображалась с триединым торсом. Предполагают, что это отражало этапы в

жизни женщины: юность, зрелость и старость.

Боги в рукописях и произведениях искусства изображались в человеческом

образе (кроме бога Войны, который имеет тело змеи и человеческую голову).

Ягуарами называли богов сторон света — Чаков. Кроме того, титул «Ягуар»

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.