Рефераты. Культура Белоруссии и России 19-20 века






Культура Белоруссии и России 19-20 века

Содержание

1. Введение

2. Материальная и духовная культура

3. Школьная реформа

4. Профессиональное обучение

5. Научные исследования истории Белоруссии, быта и культуры ее населения

6. Книжная и периодическая печать

7. Искусство и архитектура

. Развитие белоруской литературы

. Становление национального профессионального театра, музыкальная

жизнь

. Изобразительное искусство

. Архитектура

12. Заключение

13. Литература

14. Рисунки

Введение

При изучении Белоруссии нового и новейшего времени особенно большое

значение имеют статистические источники, к которым относятся земельные

исследования, военно-коньские переписи, списки фабрик и заводов, адрес-

календари и т.д. Среди них наиболее наиболее известными являются: “Первая

всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года”, “Ведомости

фабрик и заводов”, материалы переписи промышленных предприятий начала 20в.,

всесоюзные переписи населения 1923, 1926, 1937, 1939 и др.

Одним из наиболее важных исторических источников по истории древней

Белоруссии являются русские летописи, в основе которых лежит “Повесть

прошедших времен”(12в.). Частично дополняют “Повесть прошедших времен”

Лаврентьевский, Ипатовский, а также Радзивиловский летописи, в которых

имеются данные о городах, скульптуре, княжеских династиях и т.д.

Мемуаристика новейшего времени представлена многочисленными

воспоминаниями участников Октябрьской революции, гражданской войны,

коллективизации, второй мировой войны и т.д.

Многочисленную группу исторических источников складывают литературные

произведения. Развиваясь в тесной связи с гражданской жизнью, чувствовав

влияние времени, они являются специфической формой выявления духовной жизни

народа.

В 20в. начался переход к белорусской литературе нового времени,

который нашел отпечаток в творчестве В.Дунина-Мартинкевича, Ф.Багушевича,

М.Лучина и др. Произведения Я.Купалы, Я.Колоса, М.Багдановича, Тетки и др.

белорусских писателей начался в 20в. – свидетельство бурного революционного

времени, который и возвысил широкие колеса белорусской народности к

активной политической деятельности.

Белорусская культура 20-80г.20в. ярко отобразила всю сложную,

временем трагическую историю советской действительности. В период нового и

новейшего времени белорусской истории важная значение имела периодическая

печать, которая стала сильным средством информации и организации народного

сознания. Согласно политическим позициям она делится на несколько групп:

Правительственная (“Губернские ведомости”); Консервативная (“Епархиальные

ведомости”); Демократическая (“Минский листок”, “Наша нива”) и т.д. С

1863г. на Белоруссии началась история нелегальной печати. Она связана с

именем К.Калиновского, который в ходе восстания 1863-1864г. выдавал первую

белорусскую нецензурную газету “Мужицкая правда””.

Периодическая печать Белоруссии новейшего времени отличается большим

разнообразным политическим спектром и распространением правдивой и

альтернативной информацией о событиях и фактах в жизни нашей республики и

за границей.

Материальная и духовная культура

В связи со слабым развитием профессионального искусства главную среду

духовной культуры белорусской нации периода формирования капитализма и

складывали народные формы искусства, традические обряды и обычаи.

Продолжали существовать такие виды фольклора, как обрядовая поэзия

календарно-рабочего и семейно-обрядового циклов, повествовательный жанр,

лирическая поэзия. Постепенно утрачивали свое значение былины, баллады

разного вида заговоров и магических действий. Фольклор отображал и

положение в обществе, дающую социальную остроту частушкам, песням, сказкам

и повестям. Возник так называемый рабочий революционный фольклор.

Развивалось народное театральное искусство, сохраняя традиции вертепа

-–народного кукольного театра. Рабочая деятельность народа нашла свое

отражение в танцах “Лянок”, “Бульба”, “Бычок”, “Крыжачок” и др. В

театральных представлениях и на обрядовых праздниках народной музыки на

дудках, свирелях, скрипках, цымбалах, бубнах исполняются многие песни и

частушки.

Отличие белорусского этноса отражается в своеобразном народном

изобразительном и декоративно прикладном искусстве. Искусстно украшенные

вещи из глубокого прошлого широко вросли в быт народа. Имели

распространение узорчатое ткачество, вышивка, вязание, плетение из лозы,

соломки и корней. Отличительной чертой белорусских тканей было употребление

в орнаменте преимущественно геометрических форм – четырехугольника, ромба,

квадрата и других частей. Великолепные узоры белорусского художественного

ткачества преимущественно представляли пояса. В оформлении помещений также

использовались искусные украшения: приобрели распространение резьбовые и

разрисованные планки, фризы, конки.

Школьная реформа

Требования капиталистического развития, усиление общественно

политического движения вынудили царизм провести школьную реформу, которая

способствовала расширению сетки начальных школ и отменяла основные границы

для поступающих в высшие и средние учебные заведения. Положение о начальных

народных училищах 1864г. было разрешено государственным заведениям и

частным особам открывать начальные школы “для усиления среди народа

религиозных и моральных понятий и распространении первоначальных полезных

знаний”. В этих школах детей учили письму и четырем действиям арифметики,

большое внимание уделялось божьему закону и церковным пениям. Для усиления

административного контроля в 1869г. вводилась должность инспектора народных

училищ, а в 1874г. – директора народных училищ.

Устав гимназий и прогимназий (неполная гимназия в составе 4,5,6-х

классов) 1864г. вводится всесоюзный принцип, однако высокая плата за учение

фактически закрывала доступ к среднему образованию представителей широких

слоев населения. Мужитские гимназии делились на классические и реальные.

Выпускники классических гимназий могли поступить в университет без

экзаменов, а выпускники реальных гимназий – по конкурсу в технические

учебные заведения. В 1871г. был подтвержден новый устав гимназий, который

предусматривал открытие только классических гимназий. Период учения в них

увеличивался с 7 до 8 лет. Реальные были переделаны в реальные училища, где

термин учения укорачивался с 7 до 6 лет. Право поступить в технические

высшие учебные заведения могли только те, кто окончил седьмой

(дополнительный) класс училища. По-прежнему существовали средние учебные

заведения церковного ведомства – духовные семинарии.

В ходе реформы учебные заведения разных ведомств перешли в подчинение

Министерства народного просвещения. В деревнях были ликвидированы школы

Министерства государственных имуществ, участвующих контор, школы помещиков,

православного и католического духовенства. Были закрыты дворянские частные

училища, которые существовали в западных губерниях. Начальными школами в

деревнях стали народные училища. По положению 1872г. создавались городские

училища, выпускники которых не могли поступать в средние учебные заведения.

При церковных приходах существовали частные приходские одно и двухклассные

школы дореформенного типа, а также двух, трех, четырехклассные мужские и

женские училища церковного ведомства.

Вместе с тем осуществление школьной реформы на Белоруссии совпала с

проведением жесткого курса в политике царизма после подавления восстания

1863-1864г. За участие преподавателей, студентов и учащихся в востании были

закрыты Горе-Горетский земледельческий институт, Новогрудская гимназия,

Свислочская и Молодеченская прогимназии. Были ликвидированы польские школы

и почти все частные училища как “рассадники полонизации”. В школах

запрещалось преподавание польского языка. Всем преподавателям и учителям

было приказано заботится о том, чтобы в стенах учебных заведений

разговорным языком был русский.

Несмотря на жестокий курс политики российского правительства в

области образования, а так же материальные трудности (одна школа

приходилась на 8-10 деревень, большая часть размещалась в непригодных для

занятий крестьянских домах, парт на всех учеников не хватало, учебных

пособий было мало, тетрадей ученики сельских школ не имели и т.д.),

выносливость белорусского населения к учению детей была большая.

В 1881-1889г. количество народных училищ в Белоруссии сократилось с

1198 до 999, одновременно было открыто 5814 церковно-приходских школ и школ

грамоты.1

1. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,

стр.392

Были приняты меры для ограничения доступа в среднюю школу выходцам из

нижних слоев. Летом 1887г. выпущен циркуляр, который в среде прогрессивной

общественности получил название циркуляра “о кухарских детях”.

Средние учебные заведения находились в больших городах Белоруссии, в

них учились дети в основном представителей привилегированных слоев. В

1868г. на территории Белоруссии работали 6 мужских и 4 женских гимназии, 2

прогимназии, 4 духовных семинарии и Полотский кадетский корпус1. В них

насчитывалось 3265 учасщихся2 . Из всех средних учебных заведений только

мужские классические и реальные гимназии давали право поступления в высшие

учебные заведения. Остальные учебные заведения таких прав не имели, их

выпускники занимали служебные должности.

В 70-е г. были открыты реальные училища в Пинске и Минске, в 1885г. –

в Могилеве. В 1898г. количество средних учебных заведений в Белоруссии

увеличилось до 20, в них училось 5000 человек3.

В начале 20в. в системе школьного образования Белоруссии произошли

новые изменения. Уменьшилось количество школ церковного ведомства и вместо

церковно-приходских школ открывались народные училища. В начальных школах в

1911г. училось только 18,4% детей школьного возраста4. Городские училища

были переделаны в высшие начальные училища – 4-х классные образовательные

школы повышенного типа. Увеличилось количество средних учебных заведений

(полных и не полных): в 1914г. их насчитывалось 88133 государственных и 55

частных из 31,5 тысяч учащихся5.

1 “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,

стр.392

2. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,

стр.392

3. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,

стр.392

4. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,

стр.392

5. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,

стр.392

Профессиональное обучение

Возникновение средних и низших технических училищ относится к 60-м г 19в. В

1889г были выработаны уставы трех основных типов промышленных училищ:

средних и низших технических и ремесленных училищ. К разряду низших

технических училищ относились железнодорожные училища. в 1893г возник новый

тип промышленных -технических учебных заведений – школа ремесленных

учеников, а в 1895г был выработан тип нижней ремесленной школы.

Нижние сельскохозяйственные школы разделились на общие и специальные.

К профессиональным учебным заведения относились медицинские училища,

художественные классы, вечерние профессиональные курсы, музыкальные

училища. С 1865г. начал свое существование и такой тип профессиональной

подготовки, как ремесленные классы и отделения при всеобщей образовательной

школе.

Эти разнообразные типы профессиональных школ подчинялись разным

государственным учреждениям. Большинство из них принадлежало Министерству

народного образования. Министерство земледелия контролировало

сельскохозяйственные и лесные щколы, Министерство финансов – коммерческие,

художественно промышленные заведения, Министерство путей сообщений –

технические железнодорожные училища, Министерство юстиции –

земледельческие.

Все отмеченные типы профессиональных школ существовали на территории

Белоруссии одним из первых профессионально-техническим учебным заведением

было Горатское ремесленное училище, открытое в 1872г. на базе Горатского

механического завода.

Большинство промышленных школ Белоруссии было открыто в конце 80-х

начале 90-х годов, что вызвано широким строительством лесопильных и

кирпичных заводов, спичечных и фанерных фабрик. В 1890г. начало свое

существование Александровское ремесленное училище в Гродно для подготовки

столяров, слесарей, кузнецов.

В связи с развитием железнодорожного транспорта в 1878г. открыто

Гомельское техническое железнодорожное училище. Срок обучения длится до

пяти лет. Получив квалификацию рабочие направлялись в ремонтные мастерские

Либово-Роменской железной дороги.

Продолжало Горатское земледельческое училище, среднее

сельскохозяйственное учебное заведение открытое еще в 1840г. Обучение здесь

включало общеобразовательные и специальные предметы, а также множество

практических занятий по ботанике, метеорологии, геодезии, зоологии,

анатомии, цветоводству. Училище имело свою библиотеку, ботанический сад,

пасеку, животноводческую ферму. При училище действуют землемерные классы.

Переделанные в 1909г. в средние землемерно-аграрные училища.

В 1878г. была открыта Марьиногорская казенная сельскохозяйственная

школа. Она относилась к общим низшим сельскохозяйственным школам первого

разряда. При школе имелась ферма в размере 150 десятин земли. В

животноводческом хозяйстве разводились племенные животные. Одной из целей

существования школы, вместе с подготовкой специалистов. Было

распространение среди крестьян передовых методов ведения сельского

хозяйства. За участие в сельскохозяйственной выставке, организованной

Минским сельскохозяйственным товариществом, Марьиногорская школа была

награждена золотой медалью.

В Белоруссии существовал ряд специальных сельскохозяйственных школ:

Зеновьевская школа садовых рабочих (Могилевский уезд), Практическая школа

скотоводов в поместье Лявки, Ждановичевская женская школа молочного

хозяйства, Бобруйская школа садоводства, огородничества и хмелеводчества,

Полодская низшая лестна школа и др.

Сельскохозяйственное образование осуществлялось и путем организации

курсов, классов, лекций для желающих получить некоторые сведения по разным

отраслям сельского хозяйства.

В Белоруссии были распространены женские профессиональные учебные

заведения. Преобладали школы кройки и шитья и рукодельные классы.

Выпускницы получали аттестаты, которые давали право открывать частные школы

и курсы швейного мастерства.

Подготовка среднего медицинского персонала происходила в ветеринарно-

фельдшерских школах. С 70-х годов 19в. существовали Могилевская, Витебская,

Гродненская повивальные школы, Могилевская центральная фельдшерская школа.

В начале 20в. возникла в ветеринарно-фельдшерских школа Минского

губернского уезда, фельдшерско-акушерские школы в Витебске и Минске,

повивальная школа в Гомеле, частная зубоврачебная школа в Минске.

Во второй половине 19в. в Белоруссии была положена основа

педагогическому образованию. В итоге проведения школьных реформ 60-х г.

увеличилась сеть начальных народных училищ, что вызвало необходимость в

педагогических кадрах. Для их подготовки сделаны педагогические учебные

заведения – учительские семинарии. Молодеченская педагогическая семинария,

первая в Белоруссии и вообще в Российской империи, начала свою деятельность

осенью 1864г. В 1872г.была открыта Молодская учительская семинария, 1874г.

Несвижская, 1876г. Свислогическая семинария. В начале 20в. открыта также

Борисовская, Бобруйская, Гомельская, Оршанская, Рогачевская, Мстиславская и

Городская учительские семинарии.

Проблему подготовки учителей должно было решить и создание

педагогических институтов. Первый педагогический институт на территории

Белоруссии был открыт в 1910г. в Витебске. В 1913г. начались занятия в

Могилевском, а в 1914г. в Минском педагогическом институтах.

Общеобразовательная подготовка выпускников педагогических институтов

была ниже, чем учащихся гимназий и реальных училищ. Поэтому пединституты не

только не являлись высшим учебным заведением, но и не пользовались правами

средней школы: их выпускники не имели права поступать в высшие учебные

заведения.

Для скорейшей подготовки учителей Министерство народного образования

создавали при высших частных училищах двулетние педагогические курсы.

Учителей для церковно приходских школ готовили церковные-педагогические и

второкурсные педагогические школы, духовные семинарии и женские

епархиальные училища, что принадлежали духовному уезду.

Высших учебных заведений на территории Беларуси не было. Официальные

власти неоднократно уклоняли ходатайство общественности о закрытии в

Беларуси университета или политехнического института.

Таким образом, профессиональное образование на территории Беларуси

развивалось быстрыми темпами. Первые низшие профессиональные школы,

ремесленные классы и отделения при общеобразовательных школах.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.