Рефераты. Культура древних цивилизаций






в лит-ре, образовательном иск-ве, театре, музыке. Реализм как направление к-

ры представляет собой объективное изображение человеческих хар-ров и

условий жизни. Реализм выполнил критическую ф-цию относительно сущ-щих общ-

ных порядков. В 40-х гг. появляется направление критического реализма.

Литературным жанром критического реализма становится роман, который дает

возможность раскрыть широкую панораму общ-ной жизни, проследить психологию

героев в разных жизненных ситуациях. Становление реализма осущ-лось

постепенно. Сначала реализм был тесно связан с романтизмом («Шагреневая

шкура» Бальзак, «Пармский монастырь» Стендаль, романы Диккенса). Вместе с

этим типичные романтические мотивы все больше переходили в

реалистические(«Красное и черное» Стендаль). Стремление в образовании

реалистического мировоззрения 2 пол. 19в. выразило себя в ф-фии. На волне

научной революции расширяется позитивизм, который становится одним из

ведущих направлений ф-фской мысли. Возникновение позитивизма связано с тв-

вом Огюста Конта. Он раскрыл идею франц. социолога Сен Симона о 3 стадиях

интеллектуальной революции человечества. Другой лидер позитивизма англ. ф-ф

и социолог Г. Спенсер. Основным законом соц-го развития он считал закон

выживания наиболее приспособленных общ-в. Позитивизм сыграл значительную

роль в становлении культуры 19в.

25. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии». Под Пр.

понимают прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма,

связанное с борьбой против феодальных порядков. Особое место в этой

исторической эпохе отразилось в полученных ею эпитетах: «век разума»,

«эпоха Пр.». Распространение идеалов протестантизма, бурное развитие

естествознания, нарастание интересов к научным и ф-фским знаниям за

пределами лабораторий - это лишь некоторые наиболее значимые приметы

времени. 18 в. громко заявляет о себе выдвигая новое понимание основных

доминант чел-кого бытия: отношение к Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и

новое понимание самого человека. Хар-рной чертой Пр. было стремление его

представителей к перестройке всех общ-ных отношений на основе разума,

равенства и др. принципов, кот., по их мнению, берут начало из «природных

прав чел-ка». Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум. Предписывая все

св-ва чел-кой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, ф-фия

этой эпохи подталкивала к размышлению о таких условия сущ-ния, кот.

способствовали торжеству добродетели и вселенского счастья. Изменения в

соц.-эконом. сфере жизни периода Пр. повлияли на духов. мир людей, повлияли

на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла лит-ра. В период

Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния

проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании,

Германии, Польше, России, даже Англия признает авторитет французской

культуры. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном

развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной

жизни. Для эпохи Пр. хар-но наличие худ. направлений, кот. переплетались:

сохраняются барокко и классицизм, возникает рококо, ампир. Основным

направлением в ар-ре был классицизм - наследование ар-ры древних Греции и

Рима. Широко использовался в Англии. Известным ар-ром был К. Рен, под его

рук-ством было построено огромное кол-тво сооружений, великим его

достижением был собор Св. Павла, кот. считается шедевром мир. ар-ры.

Распространяется «галантный» стиль во внутренней и внешней отделке дворцов,

замков, церквей. Порождением сугубо светской к-ры эпохи Пр. стал стиль

«рококо», получивший наиб. совершенное воплощение в обл. прикладного иск-

ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались на создание комфорта для того

чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра

во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во

время наполеоновского правления. Строения создавались в четких пропорциях,

как во времена импер-ского Рима, всюду встречалась военная атрибутика. Все

это подчеркивало мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в империи

Наполеона 1 наз. ампир (империя). Шедевр франц. классицизма - Площадь

Свободы в Париже( Габриэль). Зримым воплощением «лучших миров» для людей

эпохи Пр. были сады и парки. Перед худ-ком впервые открылась возможность

свободы наблюдения и тв-тва. Особенно модной была «галантная живопись»,

кот. изображала светских дам и кавалеров, портреты выдающихся просветителей

(Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало старые стилистические формы

классицизма, отражая при их помощи совершенно иное содержание. Классицизм

означал подчинение чел-ка общ-ной системе. Развивающийся романтизм

стремился к максимальному усилению индивидуального личностного начала.

Представитель романтизма Ф. Гойя. Классицизм также оказал влияние на

развитие музыки эпохи Пр. Вершиной муз. к-ры эпохи Пр. - тв-во Баха и

Моцарта. Основоположником классицизма во французской музыке был Люлли.

Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы,

повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни.

29. В 9-19вв. в восточной Европе сформировалось раннефеодальное гос-во -

К.Р. с усилением соц-ного развития язычество перестает выполнять свою

основную ф-ция, на смену ему приходит христианство. На Руси еще до прихода

христианства зарождается письменность, складываутся моральные и правовые

нормы, развивается ар-ра, скульптура. Древняя Русь славится деревянными

скульптурами, в Киеве из дуба сооружен Софиефский собор, утонченности

достигли ювелиры(браслеты, кольца, коралловые ожирелья). Популярной было

музыка, особенно тв-во скоморохов. К 12-13вв. древнерусская культура

достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной

территории Вост. Европы. В К.Р. возник свой особенный жанр лит-ры -

летопись. Известным истор. произведением и выдающейся леторпись среди

сохранившихся есть «Повесть временных лет»(1113г. Нестор).Русские города

стали соучастниками создания общеевропейского романского худ-ского стиля. В

основе этих достижений - успехи в развитии материальной и духовной культуры

предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло.

Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия

христианства по заказам гос-ва, князей в городах начинается каменное

строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего

зодчества: Богородицу Десятинную, Софийские соборы в Киеве, Новгороде,

Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов

были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное

отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось

традицией, связанной с грандиозным символом неба - куполом. Все центральное

пространство храма в плане образовывало крест. Особенность зодчества К.Р.

проявлялось, с одной стороны, в следовании византийским традициям, с др. -

сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей

в ар-ре. Так, в 1 каменной церкви - Десятичной - наметились такие

нехарактерные для Византии черты, как многокупольность, пирамидальность -

это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенного на камень.

Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым эл-том украшения

были иконы. Где бы ни обучались русские худ-ки, они перенимали лишь

технику, интересовались стилем. Уже в 12в. русские иконописцы создают

оригинальные худ-ные композиции, неизвестные в Византии. Самой почитаемой

на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона

стала своеобразным символом Руси. Худ. наследие К.Р. сохраняло значение в

кач-ве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в

творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили

самостоятельное развитие. В целом, древнерусская цивилизация Киевского

периода по своим типологическим чертам мало чем отличалась от

раннефеодальных цивилизаций Зап. Европы. Их сближали преобладающие

технологии материального производства, городской хар-р культуры,

единообразие многих ценностных ориентаций. Православный хар-р русского

христианства и тесные эк-ские, полит., к-рные связи с Византией, определили

стилевую специфику цивилизации Др. Руси. В первые века К.Р. по многим

культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как

«дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общ-ного

устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к Центр. Европе.

23. Глубокие изменения в соц.-полит. и духовной жизни Европы, связанные с

зарождением и становлением буржуазных эк-ских отношений обусловили основные

доминанты культуры 18в. Особое место в этой исторической эпохе отразилось и

в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Пр.». распространение

идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание

интересов к научным и ф-фским знаниям за пределами лабораторий - это лишь

некоторые наиболее значимые приметы времени. 18 в. громко заявляет о себе

выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к

Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и новое понимание самого человека. Эпоха

Пр. по праву может быть названа «золотым веком утопии». Пр. прежде всего

включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему,

«рационально» преобразовывая полит. и соц. устои. Предписывая все св-ва чел-

кой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, ф-фия этой эпохи

подталкивала к размышлению о таких условия сущ-ния, кот. способствовали

торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская

культура не рожала такого кол-ва романов, трактатов, описывающих идеальные

общ-ва, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических

сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Предложенный мыслителями

18в. идеал общ-ного устройства использовался для сокрушительной критики сущ-

щего порядка вещей. в 18в. Франция становится гегемоном духовной жизни

Европы. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния проявляются с особой силой.

Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России, даже

Англия признает авторитет французской культуры. 18в. отодвигает на 2 план

как религиозные, так и нац. различия, обращаясь к чисто человеческому

содержания культуры. Иск-во 18в. стремиться отойти от возвышенного к

простому, соизмеримому с человеком в его повседневной жизнью. Эта

«соизмеримость» появляется в ф-фии и в науке. Частная жизнь, интимные

чувства и эмоции противопоставляется холодной официальности, фальшивой

торжественности и претенциозной возвышенности. Для мыслителей эпохи Пр. был

хар-рен универсализм тв-ских и жизненных интересов. Они сочетали ф-фские

мысли с юношеской влюбленностью в поэзии, увлеченность естественнонаучными

и матем-скими исследованиями - с постоянным участием в общ-но-полит. жизни

своих стран. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном

развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной

жизни.

21. Термин «барокко»(химера) ввел швейцарский историк и ф-ф Буркхардт в

конце 19в. Это направление западноевропейской культуры, которое

сформировалось после кризиса Возрождения. Барокко означает общую тенденцию

в динамизме, отражает мир в изменчивости и движении. 17в.переходит от

классического восприятия к преимущественно живописному, от аспекта

устойчивости пребывания к аспекту подвижности, протекания во времени. Для

барокко присущ худ- стиль, который характеризуется аффектной динамикой,

патетикой, ему присуща театральность, зрелищность, иллюзионизм,

столкновение фантазии и реальности, широкое использование антитез,

гипербол, сложных метафор, стремление к экзотике, к невиданному и

необычному. Эстетика барокко утверждала метафоры. Барокко вошло в ар-ру и

музыку, строительство и лит-ру, декоративное искусство. Широко

распространено в Италии, Испании, Германии, Фландрии. Рим более всего город

барокко. Хар-ной чертой ар-ры барокко есть фасад, ориентированный на

живописную связь с внешним окружением (деление на ярусы, полуколонны,

колонны), ар-рный фасад создает впечатление перетекаемости, густоты форм. В

сооружениях стиля присутствует необычная сложность, в планах преобладают

кривые линии, стены зданий выгибаются, из них как будто вырастают карнизы,

окна отделаны разнообразными формами, ниши украшены статуями. Общая

пышность и богатство дополняются скульптурой, главным образом

аллегорическими группами, росписью, мраморной и бронзовой отделкой.

Перспектива, анатомия и ракурсы перестали быть проблемой для худ-в барокко.

Наиболее используемый эффект барокко - эффект оптической иллюзии.

Выдающийся скульптор и ар-р барокко - Бернини Лоренцо (площадь перед

собором Св. Петра), сделавший первую попытку изобразить динамику в статике.

Еще одним представителем барокко был Караваджо, который был не принят

католической церковью, а признан аристократией. Возникает целое направление

в иск-ве караваджизм, повлиявшее на 18-19вв. Характерной чертой барокко

были фонтаны. Одновременно разрастается садовое искусство, вокруг домов

разбиваются сады. Много образцов барокковой ар-ры сохранилось во Львове.

Это костел иезуитов( Якобо Бриано) и доминиканский костел (Ян де Витте),

королевский арсенал (Павл Гродзицкий). Формирование и распространение

культуры барокко ознаменовалось утверждением взглядов на жизнь как драму.

Если жизнь представляется драмой, то надо приукрасить каждое ее мгновение,

сделать ее не только духовной, но и чувственно насыщенной, поэтому трагизм

мировосприятия барокко ограниченно переплетался с гедонизмом.

22.В 17 в. происходит мировоззренческая революция, рушится традиционная

картина вселенной. Великий итл. физик механик и астроном Галилей

сконструировал зрительную трубу и с ее помощью увидел новую огромную

вселенную. Нем. астроном Кеплер обобщил астрономические наблюдения в мат.

формулах, открыл 3 закона движения планет, кот. получили наз. законов

Кеплера. Важную роль в решении проблем методов научного познания сыграл

англ. ф-ф и гос. деятель Ф. Бекон, кот. противопоставил схоластике новые,

метод научного познания, кот. базируется на рациональном анализе опытных

данных. Самым гл. общекультурным наследием научной револ.17 в. - изменение

схоластического миропознания на опытное и мат-ское. Углубились различия м-

ду наукой и религией. Одновременно религия оставалась гл. дух. регулятором

массовой традиционной народной к-ры и науки. Наступает развитие и подъем

худ. к-ры. Столетие, начало кот. связано с творчеством Шекспира и

Сервантеса, представлена именами Лопе де Вега, Педро Кальгерон де ла Барка,

Пьер Кальнель и Джон Мильтон, Мольер. Большое значение на этом этапе

принадлежит живописцу Караваджо, кот. считается одним из основателем

реалистического направлением в европейском худ-ве. Караванджизмом

восхищались Рубенс, Веласкес, Рембрандт. В тогдашней Итл. бурно развивается

скульптура и ар-ра. Общая картина развитие иск-ва отличается большой

сложностью. В иск-ве сосуществуют бунтарный разрыв Караваджо с традициями

во имя утверждения жизненного, иногда грубого реализма и рационально-

мистическое иск-во Бернини, необыкновенная чувственность образов Рубенса и

слож. этическая проблематика Пуссена, трагизм Рембрандта и

многозначительность Веласкеса. Новые искания в худ-ве красочно воплотили в

своем творчестве Рубенс и Рембрандт. Нидерланды распались на Фландрию и

Нидерланды. Фламандское иск-во жизнерадостно. Фламандское иск-во - это

прежде всего произведения Рубенса. В его творчестве слились в единое целое

худ. традиции севера и юга Европы, итл. и фламандской живописи. Его работы:

« Союз Земли и Воды », «Персей и Андромеда», «Аллегория мира». Он

использовал мифологические сюжеты для изображения сильных и прекрасных

людей, кот. была свойственна духовное могущество. Рубенс владел высокой к-

рой и широкими знаниями. Он привил барокко относительную вольность нравов,

простодушно-грубоватую чувственность. Рубенс - худ-к цвета. Творчество Ван

Дейка - ученика Рубенса - очень красочно. Ему удалось выйти на стезю своей

гениальности. В иск-ве Голландии установилась классификация жанров: бытовая

(комнатная) живопись; пейзажный, портретный и натюрмортный жанры.

Представителем комнатной живописи были Питер де Хох (открывает парадокс

рамки как прием), Тербарх. Искусство Голландии представлено работами

Рембрандта. Новизна картин Рембрандта лежала в реалистическим изображением

людей , глубоком изображении их внутреннего духовного мира. Он ввел в

живопись новые приемы- сочетание красочных цветовых отблесков и широких

теней, светотень у Рембрандта - это сияние во мраке. Тень создает

впечатление не только пространственной глубины, но и глубины временной. Его

шедевры: «Возвращение блудного сына», «Даная», «Мужчина в красном». Но его

творчество было признано только после его смерти. В Испании сущ-ет школа

караваджистов. Ар-ра представляет собой сочетание готики с чертами

готического иск-ва. Появляется стиль платереска (ювелирный стиль) -

заимствование арабского иск-ва. Испанская к-ра представлена тв-вом великого

испанца Диего Веласкеса («Именины»), придворного живописца испанского

монарха. Рембрандт помещает фигуры в световоздушную среду, от чего

очертания объемов, реальность предстает такой, какой она является глазу.

Мировоззренческие и моральные разногласия эпохи, обострение полит. и

идеологической борьбы - все это получило выражение в распространении и

противоборстве 2 господствующих в 17в. худ.-эстетических течений - барокко

и классицизма. Расширение классицизма во Франции в 17в. было связано с

литературно-драматургической деятельностью: Мольера, Корнеля, Росси. Этот

стиль нашел воплощение в поэмах и сатирах Боало, Лафонтена и др. Одним из

первых представителей классицизма был Ф. Молерб, который содействовал

выработке норм франц. лит-ного языка. Как ар-рный стиль, классицизм получил

свое самое красочное выражение в резиденции франц. королей Версале - едином

ансамбле дворцов, павильоном, аллей, каналов, статуй, фонтанов. На его

сооружением работали известные ар-ры: Лево, Ардуэн-Мансар, Габриэль и др. В

живописи 17в. идеи классицизма вполне воплотились в творчестве Пуссена и

Лоррена.

18. Эпоха В. - время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.