УКРАИНСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ
К У Л Ь Т У Р Ы
конспект
1.Понятие культуры.Классификация культуры.
2.Предмет истории культуры.Периодизация культуры.
3.Развитие понятия культуры.Преемственность в разных культурах.
4.Понятие художественной культуры.Многообразие форм художествен-
ной культуры.
Cultura-возделывание,воспитание,развитие и почитание.Под терми-
ном "культура" принято понимать исторически определенный уровень
человека,выраженный в формах организации или жизни людей,а также
создании духовных ценностей.
КУЛЬТУРА
/ \
Материальная Духовная
(орудия труда,жилища, (познание мира,
предметы обихода,одеж- нравственность,воспитание)
да)
Эти понятия характеризует материальный и духовный уровень разви-
тия определенных эпох,конкретных наций,а также специфических сто-
рон тамошней жизни.
В повседневном бытовом смысле термин "культура" относят к духов-
ной жизни и повседневной деятельности людей.По содержанию к
культуре относят:
К У Л Ь Т У Р А
/ | \
Научно- Худо- Бытовая культура
техническая жественная ()
культура культура
К первому типу относятся:
народное образование,книгопечатание.
Ко второму:
литература,народное творчество
К третьему:
деятельность людей,профессиональная и непрофессиональная,в про-
цессе которой осуществляется создание и потребление культурных
ценностей.
История Культуры в общем смысле слова-это раздел науки исто-
рия,но раздел специфический,связанный с философией и логикой.
Принято выделять:
1.Первобытную культуру
2.Античную(древнюю)-дохристианскую
3.Средневековую
4.Культуру Возрождения(античной культуры)
5.Культуру Просвещения(18 в.)
6.Культура (19 века)-золотой период европейской культуры.
7.Современная культура.
Первоначально слово "культура" обозначало целенаправленное воз-
действие человека на природу,а после воспитание самого челове-
ка.Воспитание обозначало не только развитие умения согласно су-
ществующим нормам и обычаям,но и поощрение желания,им следовав-
шее.
В эпоху Средневековья понятие "культура" приобретает смыс-
л,близкий к понятию "цивилизация".Позитивно оценивается город-
ской уклад жизни.Культура стала ассоциироваться с признаками лич-
ного совершенства;на востоке и в Европе-с признаками религиозно-
го совершенства.
В эпоху Возрождения понятие "культурный человек" стало соответ-
ствовать гуманистическому идеалу человека.
В эпоху Просвещения возник идеал культурного человека,в кото-
рои этике и эстетике уделялось мло места и основное место уделя-
лось совокупности познаний об окружающем мире и способности ис-
пользовать эти познания для достижения поставленных целей.
Французский просветитель Вольтер противопоставлял культурнос-
ть,образованность нации дикости и варварству первобытных пле-
мен.Цивилизованность нации,согласно Вольтеру,соответствует высше-
му соотношению разума:"Сделать всех людей счастливыми,живущими в
соответствии с потребностями человека."
Руссо считал,что современная ему европейская культура портит и
морально развращает "культурные нации" и потому противопоставлял
им чистоту и естественность нравов отдельных народов,находящихся
на патриархальной ступени развития.
Немецкие философы Кант,Шиллер и Гегель называли культурой об-
ласть духовной свободы человека,лежащей вне природного и со-
циального существования,независимую от практических целей и пот-
ребностей.достижение этой свободы-смысл всей культурной эволюции
человечества.
В настоящее время под культурой стали понимать систему ценнос-
тей,обуславливающих выработку форм человеческого поведения как
органическую часть социальной системы,определяющую степень ее
упорядоченности и управляемости.Каждый из разделов содержания
культуры в определенную эпоху нельзя рассматривать без учета дос-
тижений в этой области,достигнутых в предшествующие эпо-
хи.Преемственность развития культуры легко прослеживается в мате-
риальной культуре,к которой относятся машины,технические сооруже-
ния,выработанные в течение многих веков нормы морали и права.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Все виды художественной культуры можно свести к трем основным
направлениям:
1)дворцовая(средние века,распространение среди феодалов)
2)культовая(получила распространение среди служителей церкви)
3)богемная(фортификационная)
По этим трем направлениям развиваются такие виды художествен-
ной культуры как литература,живопись,скульптура,архитектура,и
театр.
Всегда быстрее развивается тот вид искусства,который востребо-
ван модой,а потому щедро оплачен заказчиком.Заказчиками были
представители господствующих классов,а также высшие иерархи
культа.Ими руководило стремление выделиться над равными или уве-
личить свое господствующее положение над низшими-главная движу-
щая сила в развитии культуры.
Поэзия вообще начала складываться из сладкозвучных славослрвий
своему господину.Скульптура также возникла из стремления "вождей"
стать равным богам,ибо первые примитивные скульптуры у всех без
исключения народов посвящались именно им(богам).
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА:
Культура Древнего Востока.
_________________________
План:
1)Возникновение древнейших цивилизаций
2)Вавилоно-ассирийская культура
3)Культура Древнего Египта
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ:
С X тысячелетия по IV тысячелетие до н.э.климат в полосе 20-40
градусов северной широты был существенно отличным от нынешне-
го.Влажность была неизмеримо выше.На месте нынешних пустынь были
цветущие саванны и степи.Людей было в сотни раз меньше,чем сей-
час.Людям не надо было сеять или заниматься скотоводством.Им
вполне хватало дикорастущей пищи.Люди жили мелкими племенами и
родами,которым вполне хватало места для жизни.Конфликтных ситуа-
ций между родами и кланами в эту пору не возникало.
С конца V тысячелетия до н.э.климат начал становиться более су-
хим.Пустыня начала наступать на саванны и степи.Люди стали пере-
кочевывать в долины больших рек.
Ариал обитания людей во много раз сократился.Собирательством и
охотой прокормиться стало уже невозможно.Начался переход к земле-
делию и скотоводству.
Мест,удобных для пастбищ и земледелия,было не очень много.Стали
возникать конфликты между племенами,в результате чего возникла
потребность в оружии,из которой проистекала потребность в метал-
ле.Возникали материальные потребности в развитии научных и техни-
ческих средств.
В дальнейшем возникла проблема ирригации.Появилась необходи-
мость рыть каналы и строить дамбы.
Для измерения площадей земельных участков и объема выбираемого
грунта при строительстве каналов,нужны были математические мето-
ды ведения всевозможных расчетов.Для определения времени начала
посева и выгона скота на пастбище нужен был инвентарь,а также
познания в химии и астрономии,нужен был календарь.
Изменившиеся условия жизни диктовали свои требования к развитию
культуры.Начался переход к государственной системе от родовой и
племенной.В борьбе за земли и рабов возникли первые государ-
ства:в Междуречье Тигра и Евфрата,в долине реки Нил и на юге Пе-
лопонеса(о-в Крит).
ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА:
Культуру государств в Междуречье принято называть вавилоно-асси-
рийской культурой.К середине III тысячелетия до н.э. государства
Междуречья были достаточно развиты.
1.Техника
-хорошо развита металлургия.Известны:литье,ковка,чеканка,изго-
товление золотой и серебряной проволоки,филигрань.
-широко применяется изготовление парадного оружия,что тоже сви-
детельствует о наличие у предствателей данной культуры определен-
ной степени мастерства.
2.Строительство
-основные стройматериалы:большей частью-необожженный и обожжен-
ный кирпич.Основы всех всех дворцов и храмов возводились из нео-
божженного кирпича.
Несущие конструкции-напротив,из обожженного.
3.Реконструкция войска
-введение колесничного войска.Появление панциря из медных
блях.Формируется конное войско,вооруженное мечами.Появляются ук-
репленные военные лагеря и осадные орудия(таран).
-стали строиться каменные и наплавные мосты через достаточно ши-
рокие реки.
4.Железные инструменты
-алмазные сверла
5.Водоподъемные устройства
-водоподъемное колесо(бесконечная веревка с кожаными ведрами).
-еще до основания Рима здесь уже присутствовал акведук.
6.Наука
-системы мер.Шестидесятиричная.позиционная.На основании этой
системы составлялись таблицы(умножение,деление,сложение,вычита-
ние) и квадратные уравнения.
-за 1500 лет до Пифагора знали его теорему.Разрабатывали методо-
логию,планиметрию и стереометрию решения задач.
-использование практической химии в технологии производства
бронзы,глазури многокрасочных поливов в керамике.
7.География
-Земля представлялась плоской,посреди Земли изображалось Между-
речье.На картах изображены земли от Испании до Индии.Вся Земля
плавает в мировом океане.
8.Медицина
-знали ампутацию,сращивание переломов,удаление бельма с гла-
за,составляли анатомические атласы.
-сведены в систему лекарственные препараты.Календарь на основе
лунного.Год состоял из 12 лунных месяцев.Периодически вводился
13-й месяц.
9.Религия
шумерские названия семитские названия
-Уту- бог солнца Шамаш
Зуэн(Ианна) Син-бог Луны
Ан Ану-бог неба
Иннан Иштар
(богиня плодородия)
10.Литература
-письменность возникла за 3000 лет до н.э.Клинопись.Первое лите-
ратурное произведение написано более 4000 лет назад.В первоисточ-
никах до нас дошли:"Легенда о Гельгемеше"-первое литературное
произведение.
11.Архитектура
-в эпоху возвышения в Шумере царской власти и усиливающегося
влияния жречества происходит расцвет храмовой архитектуры и
культуры.Стремление утвердить могущество божества посредством
воплощения в геометрической простоте.
В основе храма лежал параллелепипед,гладких стен не имелось,всю-
ды выступы,ниши.Развитие храмовой архитектуры достигло максимума
создания многоступенчатой башни Зиккурата.
Обычный зиккурат-поставленные одна на другую усеченные пирами-
ды,окрашенные в разные цвета.
12.Культура
-храмы и дворцы украшались культовыми скульптурами,изображающи-
ми людей,быков и крылатых львов.
Скульптуры выполнены очень реалистично.Особую ценность как
произведения искусства имели царские принадлежности.
Культура Междуречья оказала огромное влияние на всю последующую
культуру стран и народов.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ:
В районе 3000 года до н.э. царь Юга-Менес(Менас) захватил южное
царство и основал город Мемфис.
С 28 века до н.э.Мемфис стал столицей Египта.Началась история
Египта,измеряемая династиями.
1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.)
Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление мед-
ных орудий,возникновение массовой торговли.
Государство становиться агрессивным,ведет постоянные войны с со-
седями с целью захвата рабов и сырья.
2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.)
Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют свет-
скую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограничен-
ной власти обожествляемых фараонов.
Воплощение этой идеи-строительство пирамид.
-Первый распад Египта(2250-2050 г.г. до н.э.)
Период всеобщего запустения.
3.Среднее царство(2050-1700 г.г. до н.э.)
Столица переносится в Фивы.Наивысший расцвет культуры.
-Второй распад Египта(1700-1580 г.г. до н.э.)
4.Новое царство(1580-1070 г.г. до н.э.)
Использование железа,ткацкого станка,широкое распространение
письменности и грамотности,изобретение стекла,использование ко-
лесных повозок,создание могучего флота.
В эпоху Раннего царства возникают первые школы,в школах готови-
ли писцов-привилегированное сословие государственных служа-
щих.Подготовка велась с 5-летнего возраста,12 лет.Учебный день
заканчивался примерно в третьем часу пополудню.
Был изобретен папирус.Каменные сооружения использовались для
дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения
строились из кирпича-сырца.
В период Древнего царства устанавливаются каноны египетской
культуры и искусства.Формируется иерархия видов и жанров искус-
ства.В системе искусств ведущую роль играет архитектура,тесно
связанная с поминальным культом.Господствующие принципы-монумен-
тальность и статичность,вполощающие представления о незыблемости
социального строя и сверхчеловеческом величии фараонов.Эти же
принципы распространялись на связанныую с архитектурой живопись и
скульптуру.Основным видом архитектурной постойки являлась маста-
ба-геометрически правильная усеченная пирамида,представляющая из
себя наземную часть гробницы и погребальное помещение,расположен-
ное глубоко под землей.
Буквально слово "мастаба" означает "каменная скамья".
Именно в период Древнего царства была постоена первая пирами-
да.Архитектор Имхотеп-для фараона Джосера,построил пирамиду,сос-
тоящую из шести стоящих друг на друге мастаб.Эта пирамида яви-
лась основой гигантского архитектурного ансамбля в Саккаре.В
дальнейшем совершенствовались лишь геометрические формы.Чем
больше форма,тем больше ясности и частоты в сооружении.В конце
первого царства был создан комплекс пирамид в Гизе.Его основу
составили пирамиды трех фараонов:Хеопса,Хефрена и Микерина.
Дорогу к пирамиде Хеопса охранял сфинкс с лицом фараона
Хефрена.Сфинкс был создан из гранитной скалы,монолита,напоминаю-
щего лежащего льва.Вокруг пирамиды Хеопса в строгом геометричес-
ком порядке стояли пирамиды придворных и поминальные храмы.Поми-
нальные храмы сообщались между собой крытыми переходами.
Настенная живопись изображала сцены битв,охоты и дворцовых ме-
роприятий.Живопись символизировала положение и благополучие по-
койного в царстве мертвых.Скульптуры,портреты,выполняли роль
двойника покойника и служили вместилищем души-Ка.
Искусство Египта было составной частью культа(заупокойного ри-
туала).Чтобы покойник чувствовал себя комфортно в царстве мер-
твых,его снабжали всем,чем он владел при жизни.То,чем он обладал
при жизни,изображалось на стенах погребальной камеры.Отсюда и по-
шел обычай бальзамирования.Скульптурный портрет должен был обла-
дать точным сходством с оригиналом.
Произведения искусства делались не для осмотра,им отводилась ку-
да более высокая роль-дарить усопшим бессмертие.
Так художники и скульпторы стали чуть ли не самыми высокооплачи-
ваемыми людьми в египетском обществе.
Искусство Египта было частью религии.
В Египте сохранилось несколько гигантских архитектурных ансам-
блей,такие как древние памятники в Луксоре и Абу-Симбел.Таких пи-
рамид больше не создавали;вход в них,как правило,украшался.
Пантеон Египта:
Каждый город имел своих богов.Изначально представление о мире
было как о водном Хаосе.Одним из самых почитаемых богов Египта
считался Осирис и его жена(она же сестра) Изида.Сын Осириса и
Изиды-бог Гор.
Богиня Баст изображалась в виде кошки,Гор являлся в виде соко-
ла,богиня войны Сахмед изображалась в виде льва.
Богиня Нут была божеством неба.Бог Геб являлся богом земли.Тот
являлся богом Луны,Хапи был божестом Нила.
Культура Древней Греции
_______________________
1)Крито-микенская культура
2)Доантичная культура Греции(дорийская и ахейская)
3)Гомеровский период
4)Классическая греческая культура.
1.Крито-Микенская культура.
Возникла в III тысячелетии до н.э.Распространилась на острова
Эгейского моря и побережье.Были ли представители данной культуры
греками-неизвестно.
Во II тысячелетии возникла письменность.
Составлен пантеон олимпийских богов,сложились песни Илиады и
Одиссеи.По преданию,на севере побережья Крита был самый большой
город Кипра,именуемый Кносс.В лабиринте дворца города Кносс нет
никакого архитектурного замысла,нет никакой симметрии.Стены рас-
писаны бытовыми сюжетами.На Крите 1500 лет не было войн,что спо-
собствовало развитию торговли.
Архитектура период Крито-Микенской культуры была удиви-
тельной,но отнюдь не прекрасной.Главной культурной ценностью это-
го периода были фрески и рельефы.В живописи не было никаких кано-
нов,пространство между стенами украшалось растительным и геомет-
рическим орнаментом.
В XIV веке с севера пришли ахейцы,а еще через 200 лет,в XII ве-
ке до н.э.,пришли дорийцы.
2.Доантичная культура Греции.
К концу II-началу I тысячелетия до н.э. на территории Греции
осели 3 большие группы племен,из которых позже сформировалась
греческая нация.Всю центральную часть Греции заселили ахейцы.мно-
гочисленные острова Эгейского моря и города узкой полосы побе-
режья заселили ионийцы.Южную часть Пелопонеса,Крит и прилегающие
к нему острова заселили дорийцы.
Это были близкие по языку,но стоящие на разных культурных уров-
нях племена.При нашествиях,в междуусобных войнах,частично разру-
шая дворцы и грода и обращая в рабство побежденных противников,э-
ти племена перенимали культуру друг друга.
В период ахейского господства города окружались стенами высотой
Страницы: 1, 2