полную мощь. Да Винчи выступал, как лютнист и певец, декламатор, сочинитель
баллад и сатир. В то время, когда он был увлечен фривольными развлечениями
двора, в заметках появлялась мысль о быстротекущем времени: «Речная волна,
которую ты осязаешь рукой ,является последней ,которая уже утекает и первой
,которая только примчалась : то же происходит и со мгновениями времени».в
1490 году Сфорца отправил да Винчи в Павию ,чтобы последовать его совету о
строении церкви. Леонардо обратился к мыслям, которые больше всего его
занимали. Именно в это время уже в Милане появляются первые пространные
записи ,вместе с живописью составляющие его главное наследие. Он вел свои
записи до конца жизни ,перемежая их с чужими. Страницы записей были
перепутаны ,но Леонардо надеялся привести все в систему , о чем говорит
запись 1508 года.
Свой « Трактат о живописи» да Винчи начал писать по просьбе Сфорца
,который пожелал узнать какое из двух искусств – живопись или скульптура –
более благородно. Но Леонардо ,как это часто бывает не довел своего замысла
до конца ;он все же продолжал исправлять свой трактат даже перед смертью.
Вследствие неумелой политики ,Сфорца был свергнут и взят в плен.
Леонардо еще некоторое время оставался в Милане. Он сделал несколько
бесстрастных записей по поводу обрушившихся на герцога бедствий, завершив
их словами :»Герцог потерял свое положение ,свои владения и свободу и ни
одно из своих начинаний не увидел осуществленным». Затем ,вместе с Лукой
Пачоли и Салаино Леонардо отправился во Флоренцию ,по пути завернув в
Мантую и Венецию для осмотра достопримечательностей.
Кому – то может показаться ,что семнадцать лет ,проведенных Леонардо
при дворе Сфорца были растрачены зря ,если вспомнить о машинах ,которые
никогда не были построены ,идеях ,которые никогда не были воплощены в
жизнь. Однако именно в это время да Винчи создал свою грандиозную «Тайную
вечерю»,рядом с которой обычная жизнь простых людей может показаться
потраченной попусту. Картина была написана мастером быстро ,пред тем ,как
он успел покинуть Милан . Однако его художественный гений и до того не
оставался бездеятельным. Луврский вариант «Мадонны в скалах» видимо был
написан в начале своего пребывания в Милане , а в 1483 году ,когда он
прожил здесь уже около года ,начал воплощать мечту Сфорца – ваять
«Коня»,который в каком то смысле был и его мечтой. Но работа над «Конем»
все время прерывалась – прежде всего из – за неспособности задерживаться
долго на одной и той же работе , а так же из – за постоянных требований
Сфорца обратиться к другим делам. Одно время Леонардо был придворным
портретистом : первая его работа в этом качестве – портрет любовницы
Лодовико Цецилии Галлерани ,написанный , очевидно, в 1484 году.
Цецилии было всего семнадцать лет ,когда ее соблазнил Лодовико . Она
родила ему сына и заняла самое высокое положение при его дворе. Портрет
«Дама с горностаем» превосходно отражает те качества, которым, видимо, была
наделена эта женщина. Выражение ее интеллигентного лица проницательное и
сосредоточенное ,пальцы у нее длинные и чувствительные – такие бывают у
музыкантов или развратников . Задний фон переписан художником Амброджо да
Предисом , с которым Леонардо сотрудничал ;в результате лицо резко
контрастирует с черным фоном безо всякого сфумато или светотени Леонардо.
Однако моделировка лица и горностая выдают авторство: сложный поворот
головы дамы, змеевидная поза зверька могли быть изобретены только Леонардо.
Величина горностая и близость его острой недоброй мордочки к шее вызывают
чувство тревоги. Не вызывает сомнения и то ,почему да Винчи изобразил это
животное на своей картине. В одной старинной книге горностай описан ,как
животное крайне чистоплотное : «Он предпочитает смерть грязной норе».
В последующем Цицилия Галлерани была замещена в сердце Сфорца сперва
женой , а потом и новой любовницей Лукрецией ,чей портрет Леонардо тоже
написал. Местонахождение картины не определено . Некоторые считают ,что это
тот самый портрет ,который хранится в Лувре под названием «Прекрасная
Ферроньера» . Не лучшее произведение Леонардо , в целом выполненное
небрежно ,за исключением тех деталей ,которые вызывали в художнике особый
интерес. С особой тщательностью прорисованы только ленты, спадающие на
плечи дамы.
Остается еще один портрет ,написанный Леонардо в ранние годы
пребывания его в Милане, возможно ,наименее значительный из всех и хуже
всего документированный ,однако ,по иронии судьбы ,лучше всего
сохранившийся . Это «Портрет музыканта» ,хранящийся ныне в миланской
Амброзиане . В портрете закончено только лицо; по типу оно близко лицам
ангелов Леонардо. Правда , это гораздо мужественнее , а световая
моделировка такова , что во многом напоминает лучшие работы Леонардо , если
бы не позднейшая запись и слой лака , из – за которого краски потемнели .
Несколько лет назад живопись была расчищена , и на клочке бумаги в руке
изображенного человека обнаружилось несколько нотных знаков . Исследователи
Леонардо ,знающие его склонность к загадкам и секретам , пока
безрезультатно пытались прочесть это нотное послание .
Загадки , или ,вернее сказать , невероятно запутанные
переплетения рисунков , - характерная черта уникальной работы , которую
Леонардо выполнил в одной из зал Сфорца , называемой Ослиной. Это не
живопись в собственном смысле слова ,но она на столько превосходит обычный
декор , что для нее невозможно подобрать подходящего названия.
На стенах Ослиной залы Леонардо написал зеленые кроны ив : их ветви
и побеги переплелись самым фантастическим образом , к тому же они опутаны
тонкими декоративными ветками , завязанными в бесконечные узлы и петли .
Живопись эта производит впечатление почти звучащей , как будто это
музыкальная фуга . Возможно , Леонардо , который проводил дни и даже недели
за рисованием загадочных узлов на бумаге , намеревался выработать
собственный символ : одно из значений слова «винчи» - ива .
Значительную часть времени в миланский период жизни у Леонардо
отнимала архитектура . Как придворный архитектор и инженер он руководил
завершением и перестройкой многих зданий , давал советы по фортификации.
Даже ,когда он был полностью поглощен работой над «Тайной вечерей» ,его
заботы все равно делились между живописью и архитектурой ,как
свидетельствуют многие эскизы.
В 1488 году вместе с Браманте и другими архитекторами он представил на
конкурс проекта центрального купола Миланского собора планы и деревянную
модель. Трудно было определить , кто на кого влиял больше в области
архитектуры , но скорее всего сильнее был Браманте .Ни один из
архитектурных проектов Леонардо так не был воплощен в жизнь. Как и многие
архитекторы Раннего Возрождения, Браманте и Леонардо были озабочены
соединением в конструкции купола квадрата и круга , считавшихся
совершенными геометрическими фигурами . В эскизах храмов Леонардо доводил
мотивы круга до как бы логического завершения – некоторые из его проектов
так перегружены куполами ,что напоминают памятники многокупольной
византийской или русской базилики.
В области гражданской архитектуры Леонардо был весьма разборчив , и
хотя он не очень интересовался ею как таковой , все же спроектировал одно
мало уважаемое здание – публичный дом . Постоянные поиски красивых или
уродливых лиц , очевидно , привели его однажды в миланский «веселый»
квартал , где он обнаружил , что планировка публичных домов , можно
сказать, оставляет желать лучшего. Он нарисовал дом с прямыми коридорами и
тремя отдельными входами , так , что клиент мог спокойно войти и выйти , не
опасаясь нежелательных встреч .
Последняя архитектурная прихоть Леонардо – мавзолей в египетском
стиле для членов королевской семьи ( вообще Леонардо имел странную
склонность к востоку) . Мавзолей был конической формы , диаметр его
основания составлял около 60 метров , высота – 15 метров . Предполагалось
увенчать его круглым храмом с колоннадой . Не известно , что заставило
Леонардо взяться за этот проект ; сохранилось несколько заметок для него и
один эскиз , после чего идея , очевидно , была оставлена.
В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою
«Тайную вечерю» на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария
делле Грацие в Милане. Эта картина столь удивительна и сама по себе , и по
тому влиянию , которое она оказала на современников и потомков , столь
знаменитая в западном мире , что обсуждать ее – все равно что в нескольких
словах коснуться темы Атлантического океана. Тем не менее обсуждение
следует начать с указания на один факт , который на столько очевиден , что
как бы выпадает из поля зрения исследователей : в искусстве очень мало
таких композиционных проблем , как проблема размещения тринадцати человек
за одним плоским столом . У Леонардо эта проблема столь блистательно решена
,как будто ее вообще не существует ; каждый любитель искусства ( если он
способен в качестве эксперимента вычеркнуть из памяти « Тайную вечерю»)
может сам попытаться найти независимое решение этой проблемы . Тогда он
поймет , как она чудовищно трудна .
Вторая трудность заключалась в выделении Иуды – так , чтобы зритель
сразу его узнал . С самого начала христианского искусства и до времени
Леонардо эта задача обычно решалась так : Христос и его одиннадцать
учеников размещались с одной стороны , а Иуда - с другой .Даже художники
Раннего Возрождения , уже отошедшие от традиционных трактовок религиозных
тем , как правило , не находили лучшего решения : это хорошо видно на самых
известных «Тайных вечерях»Кватроченто , выполненных Андреа дель Кастаньо и
Доменико Гирландайо ,учителем Микелеанджело .
Леонардо подходил к своей «Тайной вечери» целых пятнадцать лет ; на
одном из набросков «Поклонения волхвов» появляется группа слуг , занятых
оживленной застольной беседой , рядом с ними фигура Христа. А уж перед
решающим моментом ,когда предстояло подойти к стене Санта Мария делле
Грацие ,он наверняка сделал множество предварительных эскизов; среди них
сохранилось много рисунков , относящихся к отдельным образам , и только два
– к композиции в целом . Почти до самого начала работы он плохо представлял
себе выделение Иуды обычным образом ;но в дело вмешался его гений.
Леонардо много размышлял над тем ,как показать в живописи
человеческие эмоции . Одна из ключевых фраз в его «Трактате» такова : «У
художника две цели : человек и проявление его души. Первая проста ,вторая
трудна , потому что он должен раскрыть ее с помощью движения» . Просто
гримасы не представляли для него интереса – за исключением безобразных лиц;
именно движением ,жестом он старался выразить чувства . Это исключительно
итальянское свойство , как писал об этом Гете в своем эссе о «Тайной
вечери»: « У представителей этого народа тело одухотворено , каждая часть
его ,каждый член участвуют в выражении чувств , страсти ,даже мысли .
Изменяя положения тела ,делая жест рукой ,итальянец как бы говорит: « Вот в
чем моя забота! – Входи! – Перед тобой негодяй - будь с ним осторожен! –
Его жизнь продлится не долго ! – Вот критический момент ! – Внемли – и ты
услышишь меня!». Эта национальная особенность могла привлечь только
Леонардо , который находился на высшем уровне восприимчивости ко всему ,что
было характерно , и именно в этом отношении картина перед нами ошеломляюще
необычная , так что , глядя на нее с этой точки зрения , невозможно
вдоволь наглядеться».
В своих заметках Леонардо перечислил несколько жестов , которые
казались ему подходящими для картины – некоторые из этих жестов он сохранил
, другие отбросил . «Тот ,кто только что пил ,поставил стакан на стол и
повернул голову в сторону говорящего (зачеркнуто). Другой сжал пальцы рук и
с нахмуренным видом повернулся к своему соседу (зачеркнуто), Третий
протянул руки и раскрыл ладони ,голова его втянута в плечи , на устах
удивление ( Святой Андрей). Еще один что – то говорит в ухо своему соседу ,
а тот повернулся к нему с живым интересом , в руках у него нож ( святой
Петр) …а еще один , который тоже держит нож , повернулся и ставит на стол
стакан». Последний жест был сохранен , но несколько видоизменен и оттеснен
к Иуде , который сжимает в руке не нож , а кошелек с деньгами и вместо
стакана ставит на стол соль , согласно суевериям ,считавшуюся символом
угрожающего или неизбежного зла.
Лица на картине , за исключением лица самого Христа ,по слухам , были
списаны с обычных людей , которых Леонардо встречал в Милане и окрестностях
. Для Господа он , по видимому, нашел двоих натурщиков , как сказано в его
заметках : «Христос: граф Джовани ,который служит при дворе кардинала де
Мортаро… Александро Кариссимо из Пармы для рук Христа». В конце концов
Христос становится как бы обобщением : глубоко трогательная ,соотнесенная с
вечностью фигура .Вечностью ,которую Леонардо обозначил спускающеюся с
плеча Христа мантией холодного голубого цвета – цвета отстраненности .
Чтобы нарисовать Иуду , Леонардо потратил много времени , посещая притоны ,
куда заглядывали миланские преступники , так что приор Санта Мария делле
Грацие пожаловался Сфорца на его «лень». Леонардо отвечал , что у него
возникли трудности – он ищет лицо Иуды , но может воспользоваться лицом
приора ,если время поджимает .
Обвинить Леонардо в лености мог только человек , который ни чего не
мыслил в работе гения . Леонардо написал свое творение за три года , и весь
это срок картина не выходила из его головы. Итальянский писатель Маттео
Банделло , который в детстве посещал монастырскую школу и наблюдал Леонардо
за работой , описывал его так : «Он часто приходит в монастырь на рассвете
… Торопливо взобравшись на леса ,он прилежно трудится до тех пор , пока
наступившие сумерки не заставят его остановиться ; при этом он совершенно
не думал о еде – так был поглощен работой . Иногда Леонардо оставался здесь
дня на три – четыре , не притрагиваясь к картине , только заходил и по
несколько часов стоял перед ней ,скрестив руки и глядя на свои фигуры так
, будто критиковал самого себя».
Моделями апостолов послужили живущие рядом люди , и Леонардо окружил
их предметами повседневного быта , совершенно не заботясь о какой – либо
архаике . Он рисовал на более узкой стене трапезной монастыря. Напротив ,
на возвышении стоял стол настоятеля . Между ним и живописью располагались
столы монахов . На картине и скатерть , и ножи , и вилки , и посуда такие
же , какими они пользовались. Леонардо подводил их к мысли о том , что
здесь , в этом самом месте , Христос присутствует , как духовный настоятель
и ест ту же пищу , которую едят они . Впечатление от работы , которая была
завершена в 1498 году , было потрясающим : происходило смешение реальности
и иллюзии , комната становилась как бы продолжением живописи .
Из двух проблем , с которыми веками сталкивались авторы « Тайной
вечери» ,проблему выделения Иуды , Леонардо разрешил с наибольшей
легкостью. Он поместил Иуду с той же стороны стола , что и остальных ,
однако психологически отделил его одиночеством , которое гораздо более
сокрушительно , чем просто физическое отстранение . Мрачный и
сосредоточенный ,Иуда отпрянул от Христа . На нем как бы вековая печать
беды и одиночества . Другие апостолы , вопрошающие , протестующие ,
отрицающие , все еще не знают , кто из них предатель , - зритель узнает это
сразу .
В расположении фигур , которые в полтора раза больше естественных ,
Леонардо использовал свои математические знания . В центре – Христос , с
руками , разведенными в стороны и лежащими на столе, - зрительно
вписывается в треугольник ; воображаемая центральная точка – как раз за Его
головой , а над ней свет , льющий из главного окна . Двенадцать апостолов
разбиты на две группы , по шесть ; вместе с Христом они составляют
композицию из трех групп. Однако группы апостолов разбиты еще и на
подгруппы: их четыре в каждой .
Традиционная интерпретация картины такова: Христос только что произнес
слова «Один из вас предаст Меня». Леонардо запечатлел это напряженное
мгновение навеки . Апостолы реагируют на слова Христа удивительно
разнообразными позами и жестами , являя нам свое душевное состояние , - или
, как иногда неудачно переводят , «состояние умов».
Кроме трагизма драматического момента ,Леонардо ,очевидно , имел в
виду и другое , более глубокое значение происходящего. Одно из этих
значений связано с жестом Христа во время Тайной вечери – утверждением
святого причастия : «И когда они ели , Иисус , взяв хлеб … дал им и сказал
: примите ,ядите; сие есть Тело мое. И взяв чашу… сказал им : сие есть
кровь Моя…». Его жест предполагает полную покорность окружающих Его
Божественной воле ,так что и предательство , и распятие воспринимаются как
предопределенные . «Это символ не приходящей мечты человека о спасении» -
Лука Пачоли.
Вся картина считается шедевром линейной перспективы. Перед Леонардо была
поставлена проблема, связанная с размерами стены. Андреа дель Кастаньо
,столкнувшийся с подобной проблемой , в начале нарисовал фон , а после
фигуры. От этого Христос и апостолы предстали в монотонном ряду , словно
пассажиры метро. Леонардо решил нарисовать сперва фигуры ,а после весь фон
, благодаря чему ограничения , связанные с высотой стен были сняты.
Как и предполагалось по замыслу , «Тайная вечеря» получилась такой ,
что ее не с чем было сравнивать . Леонардо работал не в технике афреско,а
темперой, используя все богатство цвета , которое она предоставляет. Ему
предстояло рисовать на каменной стене, и он счел необходимым сперва покрыть
ее специальным составом , который укрепит грунт и защитит картину от
сырости . Леонардо сделал состав из смолы и мастики – и этим положил начало
одной из величайших трагедий в истории искусства. Трапезная Санта Мария
делле Грацие была наскоро отремонтирована по приказу Сфорца : строители
заполнили внутристенные пространства удерживающим сырость щебнем, но
кислоты и соли со временем начали проступать на извести и на старом
кирпиче. К тому же монастырь располагался в низине – Гете заметил, что в
Страницы: 1, 2, 3