Рефераты. Мировосприятие древнего египтянина






внутренние комнаты. Дома же в западной части города представляли собой

жалкие лачужки, состоявшие вместе с дворами из четырех помещений. Улицы

города были слегка наклонены к середине, где находились выложенные камнем

стоки.

Таким образом, мы видим, что Среднее царство было важным и плодотворным

периодом в истории египетского искусства. Наряду с творческой переработкой

наследия Древнего царства оно создало много нового. Трехнефное построение

зала с приподнятым средним нефом, пилоны, колоссальные статуи, поставленные

вне здания, увеличение заупокойного храма по сравнению с самой пирамидой,

рост реалистических тенденций и блестящее их проявление в ряде памятников —

таков вклад мастеров Среднего царства в сокровищницу египетского искусства.

ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА

Эпоха Нового царства открывается вступлением на престол XVIII

династии, правившей более двух веков. В начале XVI века до н. э. пал

последний оплот завоевателей - их столица Аварис - и гиксосы были

окончательно изгнаны из Египта. С этого момента страна вновь объединяется

вокруг Фив, фараоны ведут завоевательную политику.

Эпоха Нового царства в период расцвета — это торжество египетской

мощи, никем уже не оспариваемой, утвержденной. И вместе, с тем это эпоха

баснословной роскоши правящей рабовладельческой верхушки. Одной силы,

одного утверждения ей уже мало. И потому грандиозность и пышность в

сочетании с изысканной утонченностью, со стремлением к изяществу, к блеску

отличают искусство этой эпохи. С пирамидами навсегда покончено. Усыпальницы

фараонов сооружаются в так называемой «Долине царей», напротив «Стовратных

Фив». Но хотя для гробниц отводятся глубокие, скрытые тайники, их

разграбление не прекращается.

Грандиозное строительство фараонов имеет по-прежнему целью утверждение

божественного характера царской власти. Но вместо пирамиды увенчанием этого

строительства является храм.

Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы

лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и

наиболее известные архитектурные памятники. Такое положение Фивы заняли не

случайно. Слава необычайных побед фараонов-завоевателей придала их родине,

Фивам, блестящий ореол столицы победоносной страны. Грандиозные храмы,

пышные дворцы и дома быстро изменили облик Фив, превратив их в самый

богатый и великолепный из египетских городов, слава которого сохранилась в

течение многих веков, а спустя столетия Фивы были воспеты даже певцом чужой

земли — Гомером:

„Фивы египтян,

Град, где богатство без сметы в обителях граждан хранится,

Град, в котором сто врат, а из оных из каждых

по двести Ратных мужей в колесницах на быстрых конях выезжают".[1]

До сих пор стоят грандиозные колоннады и пилоны храмов, поражая всех,

кто приезжает в Фивы. Огромное пространство, на котором некогда

располагался город, все еще хранит следы его былой славы.

В искусстве Фив, как обычно, видное место занимала архитектура. Храмы

XVIII династии представляли собой в плане вытянутый прямоугольник. Фасад

храма был обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная

сфинксами. Вход имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись

высокие мачты с флагами. Перед пилоном располагались два обелиска и

колоссальные статуи царя. За пилоном находились открытый двор с портиками и

само здание храма, заключавшее в себе колонные залы, молельни, библиотеки,

кладовые и др. Колонные залы обычно имели более высокий средний проход,

через верхнюю часть которого в зал проникал свет. Такое построение залов,

допускавшее их естественное освещение, получило в храмах Нового царства

широкое применение наряду с усилением роли колоннад и скульптур.

К подобному типу храма относятся оба прославленных храма бога Амона в

Фивах — Карнакский и Луксорский. Первый из них был главным храмом Амона и

верховным официальным святилищем страны. Каждый царь стремился расширить и

украсить Карнак, ставший ценнейшим свидетелем истории Египта, так как на

его стенах высекались летописи, изображения битв, имена царей. На стенах

Карнака сохранились великолепные рельефы, изображающие фараонов,

повергающих врагов перед богом Амоном-Ра, а в написанных тут же гимнах

прославляется мощь царя, причем объявляется, что все победы он совершает

благодаря помощи его „отца"— Амона:

„Пришел я и даю тебе поразить пределы всех земель,

И вся вселенная зажата в горсти твоей!"[2]

-говорит Амон-Ра в одном из таких гимнов фараону Тутмесу III.

Лучшие зодчие и скульпторы работали над созданием Карнака. Здесь стояло

множество статуй, которые жертвовались в храм.

Только в одной кладовой Карнака было найдено 7779 каменных и свыше 17

тысяч бронзовых статуй и статуэток.

Первым крупным этапом в строительстве Карнака было сооружение в конце

16 века при фараоне Тутмесе I большого храма, построенного знаменитым

зодчим Инени. Фасад храма был обращен к Нилу и имел вид пилона. Перед ним

стояли два обелиска в 23 м высотой. За пилоном находился неглубокий, но

широкий колонный зал, далее — следующий пилон, а затем — двор, обнесенный

портиками, между колонн которых стояли колоссальные статуи Тутмеса I. В

глубине двора было древнее святилище времени Среднего царства. Таким

образом, храм Инени имел уже все основные черты храмовой архитектуры Нового

царства. Это был гармоничный памятник. Искусная декорировка, не

перегруженная излишними деталями, соответствовала четкости плана, и весь

храм был выдержан в характерном для начала XVIII династии строгом стиле.

Недаром Инени пишет в своей автобиографии:

„Я искал то, что было полезно. Это были работы, подобных которым не

производилось со времени предков. То, что было мне суждено сотворить, было

велико!"[3]

Однако это стилистическое единство было нарушено добавлениями и

перестройками. Многочисленные залы, молельни, обелиски заполнили двор; зал

Инени был отяжелен добавлением колонн и статуй; с восточной стороны

пристроили особый большой зал с четырьмя рядами колонн.

Вторым крупным этапом в истории строительства Карнака явились работы,

произведенные здесь при Аменхотепе III, когда зодчим Аменхотепом, сыном

Хапу, был построен перед храмом новый огромный пилон, от которого к Нилу

вела аллея сфинксов. Все святилище было обнесено массивной стеной. В

результате получился как бы новый храм небывалых еще в Фивах масштабов.

Одновременно изменился облик и других святилищ Карнака, из которых особенно

примечательно было новое здание храма богини Мут, расположенное к югу от

храма Амона и окруженное с трех сторон подковообразным озером. В портиках,

обрамлявших храм, стояли монументальные статуи богини Мут в виде женщины с

головой львицы (одна из них, привезенная А. С. Норовым, находится ныне в

Эрмитаже). Одинаковые заливы озера, которые, точно крылья, охватывали храм

с боков, удачно сочетались с общей симметричностью его планировки.

Строгость плана особо подчеркивалась тем, что центральная колоннада первого

зала продолжалась вдоль всего двора до пилона. Такая колоннада была важным

нововведением. Как бы определяя путь торжественных процессий, она сливалась

с начинавшейся от ворот храма аллеей сфинксов и служила прекрасным

воплощением столь характерной для египетского зодчества идеи бесконечной

линии храмовой дороги, благодаря которой так выигрывало завершавшее ее

здание храма. Сооружение подобной колоннады было тем более удачно, что она

как бы продолжала линию дороги и внутрь храма, где пространство было теперь

построено на постепенной смене этапов пути через залы вглубь, к молельне со

статуей божества.

Второе по размерам и значению фиванское святилище Амона—Луксорский

храм, построенный при фараоне Аменхотепе III на месте древнего святилища,

считается по праву одним из основных египетских архитектурных памятников.

Планировка храма отличается исключительной четкостью, помещения расположены

почти симметрично. Перед храмом был выстроен двор с портиками, перед

которым был запроектирован еще больший двор с гигантской центральной

колоннадой по главной оси. Однако этот двор не был достроен, и при

Аменхотепе III успели только возвести центральную колоннаду из четырнадцати

колонн по 20 м высотой с капителями в виде раскрытых папирусов.

Значение Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Нового

царства было очень велико, так как именно в нем нашел свое завершение и

приобрел законченную форму новый тип храма Нового царства. Центральная

колоннада его двора в виде гигантских каменных цветов папируса, несомненно,

оказала влияние на позднейшее оформление средних нефов гипостилей, так же

как и использование большого числа колонн (всего в Луксоре их было 151).

После Луксора все чаще стали применять в открытых дворах храмов портики с

двойными рядами колонн.

Строителем Луксора и храма Мут был зодчий Аменхотеп, младший

современник своего тезки — Аменхотепа, сына Хапу. Именно он ввел

центральную колоннаду, которая имеется в других построенных им храмах и

роль которой была столь плодотворна для последующего развития египетской

архитектуры.

Постройка Луксора явилась важным звеном в общем плане строительства

Аменхотепа III в Фивах. Сооружение в южной части города новых святилищ —

Луксора на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III

напротив, на западном берегу, как бы уравновесило соответствовавшие им

здания храмов северной части Фив — Карнака на востоке и храма Хатшепсут на

западе, а соединившие все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще более

способствовали созданию единого архитектурного комплекса. Этот комплекс был

редкостно декоративен: бесконечные аллеи сфинксов, острые иглы обелисков с

блестевшими на солнце позолоченными верхушками, монументальные силуэты

колоссов, видневшихся на фоне массивных башен огромных пилонов, с

развевавшимися над ними пестрыми флагами, бесчисленные колоннады храмов —

все это создавало неповторимый облик Фив, этого „прекраснейшего из городов

Египта" знаменитой столицы могущественного государства.

Глядя на все эти храмы, хочется отметить, что это печать совершенно

особого очарования неведомого искусства Египта в предыдущие исторические

эпохи.

Нельзя не сказать, что в архитектуре XVII династии большое место

занимали заупокойные царские храмы. Особо хотелось рассказать о двух

заупокойных храмах: о храме Аменхотепа III и храме царицы Хатшепсут.

Особенно велик был заупокойный храм Аменхотепа III, от которого

сохранились лишь гигантские статуи фараона в 21 м высотой, стоявшие перед

пилоном. Эти статуи были названы впоследствии греками колоссами Мемнона,

греческого героя, сына богини Зари. Из аллеи сфинксов, которая некогда

соединяла этот храм Аменхотепа III с Нилом, происходят два сфинкса, стоящие

теперь на набережной Невы в Ленинграде.

Особое место среди царских заупокойных храмов занимает храм царицы

Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона. Она построила свой храм у скал Дейр-

эль-Бахри, рядом с храмом царя XI династии Ментухотепа, родоначальника

фараонов-фиванцев, желая этим подчеркнуть свою принадлежность к их роду и

тем самым как бы оправдать правомерность своего столь необычного для

женщины обладания престолом. Этими же побуждениями объясняется и стремление

уподобить ее храм храму Ментухотепа. Однако храм Хатшепсут явно превосходил

последний как размерами, так и богатством декорировки. Грандиозный по

масштабам, отделанный множеством колоннад и скульптур, храм Хатшепсут

явился гармоничным сочетанием трех поставленных друг на друга кубов,

оформление фасадов которых было построено на чередовании горизонталей

террас с вертикалями колоннад. Наклонные плоскости лестниц связывали эти

линии в одно целое и являлись продолжением линий дороги, которая шла из

долины. Храм прекрасно сочетался с окружавшей его местностью, сверкая

своими белыми колоннадами на коричневатом фоне огромных скал. Богатству

оформления храма соответствовала и внутренняя отделка — золотыми и

серебряными плитами полов, инкрустированной бронзой дверей из эбенового

дерева. Строителем этого замечательного храма был Сенмут, один из

талантливейших зодчих Египта и близкий к царице человек.

Рассматривая искусство Нового царства хотелось бы отметить искусство

времени Эхнатона и его преемников (Арнанское искусство).

Последние десятилетия правления XVIII династии были полны бурных

событий. Храмы старых богов закрывали, их изобретения уничтожали, имущество

храмов конфисковывали.

Фараон построил себе новую столицу.

Раскопки новой столицы пролили яркий свет на всю историю периода и, что

особенно важно, дали нам непревзойденные шедевры египетского искусства.

Новый город был назван Ахетатоном, что означает «Небосклон Атона».

Фараон также принял новое имя – Эхнатон – «Дух Атона»

Фараон стремится подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы

древних богов, фараон выдвинул новое учение, объявив единым истинным

божеством солнечный диск под именем бога Атона.

Очень важно, что раскопки Ахетатона пополнили наши, в общем, скудные

сведения о гражданской архитектуре Египта, так как здесь были найдены

остатки и дворцов и жилищ различных слоев населения.

Дома богатых людей обычно стояли посреди большого участка, обнесенного

стеной, в которой было два входа — главный и особый для слуг. От главного

входа к дверям дома вела мощеная дорожка. Дома строились из кирпича, из

камня же делались лишь базы колонн и обрамления дверей. Парадная часть дома

состояла из центральной, приемной комнаты и двух-трех такого же назначения

меньших помещений. Жилую часть составляли спальня хозяина с умывальной,

женские помещения и кладовые. Все комнаты имели окна под потолком;

центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались

росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, сад с

плодовыми деревьями, цветами, прудом и беседками. Дома низшего городского

населения отличались от богатых усадеб и размерами и полным отсутствием

служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати,

составлявшие особый поселок за городом по дороге к гробницам.

Дворцы также строились из кирпича, и только колонны и обрамления

дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей — частной, где

находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для больших

приемов и иных церемоний. Обе части соединялись крытым переходом,

перекинутым через разделявшую их дорогу. Колонны дворца отличались большим

разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с

изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов

папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм и фиников, и,

наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты

инкрустацией из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками.

Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха

фараона. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты

загородных дворцов, обычно группировались вокруг внутренних садов с

водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображение

растений и сцены из дворцового быта. Росписи полов воспроизводили нильские

заросли с цветущими лотосами, порхающими птицами и резвящимися среди

тростников животными. У некоторых помещений дворца стены были покрыты

фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. Из частной половины

дворца происходит известная роспись с изображением двух дочерей Эхнатона.

Выполненная в золотисто-розовых тонах, эта роспись поражает как колоритом,

так и естественными позами девочек.

При загородных дворцах находились большие сады с прудами и даже особыми

помещениями для зверинца.

Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их

территории обнесены стенами, вход оформлен в виде невысокого пилона с

мачтами. Однако храмы имели и ряд новых черт. Так, поскольку новые культы

совершались под открытым небом, храмы Атона не имели характерных для Египта

колонных зал, и колонны были здесь только в павильонах перед пилонами.

Чередование же небольших пилонов с огромными открытыми дворами, лишенными

портиков и наполненными рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам

известную сухость и однообразие. Далее, вследствие того что храмы строились

наспех, как и весь город, в основном из кирпича, они не отличались ни

монументальностью, ни качеством материала. Внешне, однако, храмы имели

достаточно нарядный вид благодаря широкому применению для их декорировки

цветных рельефов с позолотой.

Расцвету искусства Ахетатонома был положен внезапный конец. К власти

приходит Тутанхамон. Но, несмотря на крах правления Ахетатонома нельзя было

вычеркнуть все то новое, что было осознано и освоено мастерами Ахетатона.

Значение искусства Амарны не ограничилось только временем ближайших

преемников Эхнатона, оно сыграло существенную роль и в сложении

замечательного искусства периода XIX династии, а тем самым и всего

искусства второй половины Нового царства в Египте.

Искусство второй половины нового царства сопровождается правлением

Рамсеса II, который делает столицей Египта, свой родной город Танис,

названный им Пер-Рамсес (дом Рамсеса).

Так как фараон считал необходимым придать возможно больший блеск и

пышность столице, что и положило своеобразный отпечаток в первую очередь на

архитектуру периода. Главным объектом строительства был храм Амона в

Карнаке.

Новые постройки Карнака отличаются стремлением к грандиозным масштабам,

которое стало определяющей чертой храмовой архитектуры XIX династии и было

продиктовано желанием новых царей затмить все построенное ранее. Никогда

еще пилоны, колонны и монолитные колоссальные статуи царей не достигали

таких размеров, никогда еще убранство храмов не отличалось такой тяжелой

пышностью. Так, воздвигнутый теперь новый пилон превзошел все прежние:

длина его равнялась 156 м, а стоявшие перед ним мачты достигали 40 м в

высоту.

Особенно значителен был новый зал Карнака. Он имеет 103 м в ширину и 52

м в глубину и сто сорок четыре колонны. Замечательны двенадцать колонн

среднего прохода высотой в 19,26 м (без абак), с капителями в виде

раскрытых цветов папируса, подымающихся на стволах, каждый из которых не

могут обхватить пять человек. Сохранившиеся частично доныне колонны и

перекрытия зала поражают своими масштабами.

Строительство в Фивах не ограничивалось, разумеется, Карнаком. Перед

вторым святилищем Амона, Луксорским храмом Аменхотепа III, теперь был

выстроен зодчим Бекенхонсу новый пилон с большим двором, окруженным

колоннадами. Перед пилоном были поставлены шесть колоссов Рамсеса II,

удачно декорировавших фасад: четыре средние статуи (по две от входа) были

из розового гранита и изображали Рамсеса стоящим, а у каждого края пилона,

как бы обрамляя ряд скульптур, находилась сидящая статуя царя из черного

гранита.

Монументальностью отличались и заупокойные царские храмы на западном

берегу, и вырубленные в скалах гробницы фараонов, превосходившие по

размерам и декорировке все, что было здесь создано раньше.

Из заупокойных царских храмов следует особо упомянуть храм Рамсеса II,

так называемый Рамессеум (зодчий Пенра), в первом дворе которого стояла

колоссальная статуя царя — величайшая монолитная скульптура, весившая 1000

тонн и имевшая около 20 м в высоту.

Основные принципы оформления храмов были восприняты зодчими XIX

династии от их предшественников; однако было внесено много нового. Так,

продолжая развивать роль колонн, они ввели в употребление ставшее

впоследствии образцом обрамление средних, более высоких проходов залов

колоннами в виде раскрытых цветов папирусов, сохранив для боковых проходов

колонны в виде связок не распустившихся стеблей. Залы как бы воспроизводили

нильские заросли, где расцветшие стволы папирусов возвышаются над рядами

еще не успевших распуститься стеблей. Такая трактовка зала хорошо

сочеталась с общей древней символикой храма как дома божества, в данном

случае — бога солнца, которое, по египетскому преданию, рождается из цветка

лотоса. Отныне крылатый солнечный диск, обычно рельефно изображавшийся над

дверью пилона, как бы вылетал из нильских зарослей. Однако если выбор общей

идеи оформления залов был удачным, то стремление придать возможно, большую

пышность зданиям привело к их перегруженности: тяжесть огромных перекрытий

обусловила увеличение объема колонн и слишком частое их расположение,

желание всячески украсить здание побудило покрывать рельефами и текстами не

только стены, но и стволы колонн.

Следы строительной деятельности Рамсеса II имеются по всему Египту.

Среди его храмов в первую очередь необходимо назвать храм, целиком

вырубленный в скалах Абу-Симбела (Нижняя Нубия) и являющийся вообще одним

из виднейших произведений египетского искусства. Следуя примеру своих

предков, стремившихся закрепить покорение Нубии сооружением там не только

крепостей, но и храмов, Рамсес II также построил в Нубии ряд святилищ,

однако храм в Абу-Симбеле превзошел все когда-либо созданное здесь

фараонами.

Все оформление храма было обусловлено одной идеей — всеми возможными

средствами превознести могущество Рамсеса II. Начиная от масштабов

святилища и кончая тематикой его декорировки, все было пронизано этой

идеей, лучшим воплощением которой явился фасад храма. Он представляет собой

как бы переднюю стену огромного пилона, перед которым возвышаются статуи

Рамсеса II. Высеченные из скалы и достигающие 20 м в высоту, эти исполины

издалека видны всем плывущим по Нилу. Поразительно сохранение портретных

черт в колоссах такого масштаба. В выборе места для храма сказалось столь

свойственное египетским зодчим умение поставить памятник с учетом

окружающей местности: храм, расположенный высоко на западном берегу Нила,

освещается первыми лучами солнца, от которых гигантские скульптуры внезапно

окрашиваются темно-красным цветом и кажутся особенно рельефными на фоне

отбрасываемых ими иссиня-черных теней.

Колоссы производили незабываемое впечатление всеподавляющей мощи

фараона. Образ Рамсеса вообще господствует в храме: над входом высечено

скульптурное изображение его имени, в первом помещении святилища потолок

поддерживают пилястры со стоящими перед ними гигантскими статуями царя,

стены залов покрыты изображениями его побед, и, наконец, в последнем

помещении храма, его культовой молельне, среди четырех статуй богов,

которым был посвящен храм, наравне со статуями Амона, Птаха и Ра-Харахте

имеется и статуя самого Рамсеса. Внутри стены храма покрыты великолепными

рельефами, также прославляющими Рамсеса II, перед нами проходят сцены его

военных побед, битвы, выразительные фигуры пленных иноземцев.

На дальнейшем развитии египетского искусства конца нового царства

(вторая половина 13 в. – 11 в. до н. Э.) тяжело сказались изменения в общем

положении страны. Длительные войны, усложнилась внешняя обстановка.

Создавшаяся историческая обстановка пагубно отразилась на развитии

искусства. Крупное строительство прекращается после смерти второго фараона

XX династии Рамсеса III, при котором все же был еще построен храм Хонсу в

Карнаке и монументальный заупокойный храм с дворцом на западе Фив.

Среди рельефов этого храма особо следует отметить знаменитую сцену

охоты на диких быков. В дальнейшем в течение долгих лет не производилось

крупных построек.

Итак, закончился довольно большой период искусства Нового царства.

Построено много храмов, красота которых заставляет нас восхищаться.

Глядишь на эти произведения искусства и не находишь слов, чтобы передать

всю их красоту, их величие, грацию, изящество.

Остается еще один период, который носит название – искусство позднего

времени.

К концу второго тысячелетия до н. э. Египет вступает в период упадка. В

результате непрекращающихся войн египетское государство распалось на ряд

отдельных царств.

Придя к власти Шешонк I объединил весь Египет, пытаясь вернуть стране

прежнее значение в Азии и даже захватил Иерусалим, но и это не помогло

Египту. В конце 8 века до н. Э. Египет был покорен ассирийцами. Затем

объединен правителями западной Дельты в союзе с греческими городами,

образовав XXVI династию со столицей в Саисе.

Египетское искусство позднего времени представляет сложную картину.

Но несмотря на все это при фараоне Шешонке и фараоне Тахарке были

произведены последние крупные дополнения Карнака: здесь был выстроен еще

один огромный двор с портиками и гигантским пилоном, имевшим в высоту 43,5

м, в ширину 113 м и в толщину 15 м. Как когда-то в Луксоре, проход

посередине нового двора был оформлен в виде монументальной колоннады, с

капителями в форме открытых цветов папируса. Превосходя по масштабам

предшествующие аналогичные сооружения Карнака, эти памятники не внесли,

однако, чего-либо нового в египетскую архитектуру, также как и царские

гробницы рассматриваемого периода.

Вот и закончилось наше знакомство еще с одним периодом искусства

древнего Египта.

Мы проследили за развитием искусства древнего египта от

Додинастического периода до Позднего времени и кажется, что мы сами, своими

глазами увидели все, что создавалось на протяжении этого времени.

Не удивительно, что искусство Египта явилось богатым вкладом в

сокровищницу искусства древнего мира, а следовательно и мирового искусства.

Литература:

1. Л.Д. Любимов Искусство древнего мира. Москва, «Просвещение», 1980 г.

2. М.Э. Матье. Искусство древнего Египта. Москва, Искусство», 1970 г.

3. Н.Л. Померанцева Искусство древнего востока. Москва. «Искусство», 1998

г.

План:

1. Введение

2. Додинастический период

3. Искусство времени древнего царства

4. Искусство времени среднего царства

5. Искусство времени нового царства:

Искусство времени XVIII династии

Искусство времени Эхнатона

и его преемников (Амарнское искусство)

Искусство второй половины нового царства

6. Искусство позднего времени

7. Выводы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

Тема «МИРОВОСПРИЯТИЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТЯНИНА»

Выполнила: ст. гр. 99 ЗДУ1

КЕРМАЛОВА Е.Н.

Проверила: к.и.н., старший преподаватель

КИРЬЯНОВА Н.В.

Пенза, 1999 г.

-----------------------

[1] М.Э. Матье. Искусство древнего Египта. Москва, Искусство», 1970 г.,

стр. 93

[2] М.Э. Матье. Искусство древнего Египта. Москва, Искусство», 1970 г.,

стр. 99

[3] М.Э. Матье. Искусство древнего Египта. Москва, Искусство», 1970 г.,

стр. 100

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.