а в октябре - ноябре еще серию занятий. Он читал лекции литовским актерам.
Конспекты занятий были сделаны Р. Юкнявичюсом на русском языке и изданы
только в 1989 году в Москве. Параллельно Чехов проводил репетиции «Гамлета»
в Каунасе и в Национальном театре в Риге. В следующий раз Чехов провел
четырнадцать занятий по технике актерского мастерства с литовскими актерами
с 12 января по 14 февраля 1933 г. Одновременно он руководил репетициями
комедии Шекспира театре.
Рижские годы были наполнены активной работой, которая оставила заметный
след в истории латышского театра в области педагогики и режиссуры.
Англия.
В Англию Чехов переехал 12 октября 1935г. вместе с женой. Через год
открылась Студия Чехова в Дартингтоне, в Девоне, на юге Англии. Началось
«чудо Дартингтона» - так называла этот период Жоржет Бонер,— самое
спокойное время театральных экспериментов в жизни Чехова в эмиграции. Идея
Чехова об организации нового театра совпала с утопическим замыслом Дороти и
Леонарда Элмхерстов создать театр как часть большого центра, призванного
способствовать материальному и культурному развитию сельской жизни.
Следующие семь лет жизни Чехова были связаны со студией, которая после его
переезда в Америку (1939 г.) стала театром.
Открытие Студии Чехова положило начало влиянию русского театрального
образования на английский театр. Молодой Студии предстояло выдержать
конкуренцию с авторитетными театральными школами в Лондоне.
В английской Студии Чехов интересовался строительством театра созданием
репертуара, а не только проблемами психотехники актера. В этом главное
отличие Студии в Дартингтоне от предыдущего педагогического опыта Чехова.
Чехов настолько быстро овладел английским языком, что уже в начале 1936
г получил предложение прочесть лекции.
Первыми английскими учениками Чехова были актеры-любители из
Дартингтона. Русский мастер постепенно привыкал к чтению лекций на
английском языке, и, возможно, таким образом осуществилась первоначальная
идея Элмхерстов - воспитание педагогов для любительского театра. Жоржет
Бонер рассказывала в воспоминаниях, что по ее приезде в Дартингтон в
феврале 1936 г. Чехов уже выступал с лекциями на английском языке. Он читал
небольшой группе лекции “О четырех стадиях творческого процесса", которые
Элмхерст попросила его прочесть. 4 марта он свободно и выразительно говорил
на английском языке перед группой актеров-любителей и играл две маленькие
роли на русском языке.
Первое серьезное испытание знаний Чехова-педагога по английскому языку
произошло весной 1936 г., когда он проводил курс для Беатрисы, будущей
преподавательницы Студии, и Дейдре; всего 18 занятий, в апреле - июне 1936
г. Сохранилось рукописная записная книжка “Уроки с будущими
преподавателями». Здесь Чехов впервые излагал свой метод на английском
языке. По этим записям можно судить о том, как Чехов объяснял свой метод,
«ту чудесную алгебру театра», как будет называть его метод один из
студентов.
На первом занятии 8 апреля 1936 г он говорил о сосредоточенности.
Упражнения же Чехова напоминали упражнения Станиславского на внимание. Эта
лекция была опубликована на английском языке. Из нее можно сделать вывод,
что Чехов исходил из восточной философии; в этой лекции повторялись слова о
значении сосредоточенности, высказанные в письме Алисе Бонер. Темой второго
занятия, происходившего 11 апреля, были качества педагога. “Он должен быть
активным, щедрым, и он должен войти в класс как педагог”,— говорил Чехов.
На уроке 17 апреля Чехов беседовал на тему “будущего театра”. На уроке 25
апреля Чехов говорил о значении работы, о методе и о “существе”, т. е. об
индивидуальности педагога; Чехов приложил также схему, иллюстрирующую
разные стадии творчества.
На пятом уроке Чехов говорил на тему “Мир творческой фантазии” и
демонстрировал “Схему сосредоточенности”. В нее входят такие элементы, как
сосредоточенность:
1. с волей,
2. со всем существом.
В результате возникает проникновение в жизнь и глубину объекта. Все это
связано с “образами чистой творческой фантазии”. Увеличение препятствий
приводит к усилению силы воли. Это связано с “воображением вещей
материального мира”. Внимание (сосредоточенность), по Чехову, может быть
обращено на разные по своей сути объекты. Сначала он предлагает обращать
внимание на конкретные объекты:
1. обращать внимание без воли,
2. с частичной сосредоточенностью,
3. воспринимая внешние качества объекта.
Все это составляет “мир материальной реальности”. Далее следовали
упражнения на “внутреннее внимание”. Интересно, что только на 17-м уроке (4
июня) Чехов говорил об атмосфере, центральном понятии своего метода,
которое впоследствии было перенесено в начало его книги “О технике актера”.
В Англии Чехов не изменил своих творческих позиций. Ему было важно
совершенствовать актерскую технику и создать театр на новых принципах.
Чехову была дана полная свобода, “сагtе blanche” в осуществлении
программы Студии. Вместе с Дороти Элмхерст он написал на английском языке
брошюру “Чеховская Театр-студия”, в которой были представлен цели Студии,
программа трехлетнего курса и краткая биография Чехов режиссера и педагога.
Изящная книжка с портретом Чехова и вида»» Дартингтона была опубликована в
мае 1936 г. Книжку рассылали желающим поступить в Студию и в редакции
газет. Целью курса была подготовка молодых актеров, способных вывести театр
на новый уровень, а также создание постоянной гастрольной труппы.
Студия Чехова ставила перед собой несколько целей. Главная из них
сделать театр представителем всего лучшего в духовной культуре. Имени этом
аспекте рассматривались классические пьесы мировой литературы том числе и
пьесы Шекспира, а также лучшие произведения драматургов! того времени, и
пьесы для детского театра. Далее уточнялись направление методологии и
идеология Студии: “Первая цель Студии: новые методы занятий. Занятия в
Студии будут вестись со всей глубиной и тщательностью в надежде проникнуть
во внутренний смысл авторских намерений и таким образом обнаружить
наибольшую глубину пьесы и более широкое понимание характера. Направление
этой работы всегда будет вести к синтезу элементов в пьесе через главную
этическую идею. Во всей своей работе Студия будет бороться против
отсутствия идеала в современном натуралистическом театре. Проблемы
современности так сложны, запутаны и мучительны, что если театр хочет найти
их решения, то он должен оставить путь чистой имитации и натурализма и
проникнуть за поверхность”.
Вторая часть программы касалась вопроса создания новой актерской
техники, связанной с цельностью спектакля, которая выражалась в его
музыкальности. Цель внутренней техники была установлена в полном согласии с
идеями Станиславского. В этой части программы объяснены цели Студии в их
отношении к средствам выражения: “Чтобы поставить пьесу в этом понимании,
необходимо пристальное изучение средств выражения. Это приведет к
исследованию средств, которыми располагает актер, и целью Студии Чехова
является изучение заново всех возможностей театра. Техника должна быть
пересмотрена и оживлена заново; внешняя техника должна быть пропитана
духовной силой; внутренняя техника должна быть развита для достижения
творческого вдохновения”. Далее заявлено убеждение Чехова в том, что
спектакль является синтезом разных элементов: “Студия будет стремиться
гармонически объединить все элементы театральной выразительности. Спектакль
будет сочинен как симфония по фундаментальным законам композиции, и его
сила воздействия на зрителей будет такой же, как у музыкального
произведения”.
Третья цель Студии выражает веру Чехова в возможность театра
преодолевать языковые и национальные преграды: «Композиция, гармония и ритм
- вот силы нового театра. Такой спектакль будет понятен каждому зрителю,
независимо от языка или содержания». Чехов не отказался от идеи
интернационального театра. С этой идеей связана задача создания творческого
коллектива. И, по всей вероятности, Чехов видел свою миссию в западном
театре именно в создании театра единомышленников - такого, какими являлись
МХТ или Первая студия. В программе был заявлен и идеал актера - человека,
обладающего различными театральными профессиями. “Попытка воспитать новый
тип актера, режиссера, драматурга и художника составит важную часть работы
Студии, не менее важной будет новый тип зрителя. До сих пор в театре
работали гениальные режиссеры, замечательные актерские личности,
драматурги, владеющие своей профессией. Но где театр терпел неудачи - так
это в гармоничной взаимосвязи всех элементов. Чтобы достичь новой гармонии
каждый человек театра должен расширить сферу своих знаний и опыта. Актер
должен, в какой-то степени, также быть и режиссером, театральным
художником, художником по костюмам и даже драматургом и музыкантом;
драматург должен знать психологию и практические нужды своих актеров, тогда
как режиссер должен быть специалистом в области сценического света,
оформления и костюма”.
Закончился первый, экспериментальный год работы Студии Чехова.
Программа была выполнена, хотя, видимо, не целиком (например, не была
изучена итальянская комедия масок). Студенты получили основные навыки
работы по методу Чехова: они научились делать упражнения на внимание и
воображение, на психологический жест и атмосферу, на чувство правды и
понимание архетипа при создании характера, они выполняли упражнения по
эвритмии, упражнение на связь внутреннего и внешнего, а также осознали
значение труда. Иногда казалось, что Чехов уходил в эксперименты по
актерскому методу в ущерб практической работе, что было характерно и для
студийных опытов Станиславского и Мейерхольда. От обычной театральной
практики Чехов отказался, потому что она вела лишь в тупик. Для сохранения
чистоты намерения и потребовалось уйти в лабораторию. Как было сказано
выше, “строить все заново” было его призывом при создании Студии. Это
“новое” значило для него возвращение к заветам Первой студии - к ее
организации и духу.
Осенью в жизни чеховской Студии произошли коренные изменения, начало
которых еще весной положило обострение политической ситуации в Европе. В
марте 1938 г Германия оккупировала Австрию, в сентябре был заключен договор
в Мюнхене и предъявлен ультиматум Пражскому правительству. В сентябре
британский флот был мобилизован, и война казалась неизбежной
Чехов впал в панику. Он потребовал, чтобы Студию перенесли в Америку,
где было безопаснее. Чехов мог рассчитывать на поддержку Дороти Элмхерст и
Беатрисы, потому что Америка была родиной большинства студийцев и самих
хозяек Студии.
Двухлетний период Студии принес внутреннее удовлетворение Чехову и дал
возможность уйти в лабораторные поиски и углубиться в целое и в частности
собственного метода так, как это не было возможно ни до, ни после
Дартингтона. Был собран большой материал для будущей работы и книги. Была
набрана труппа актеров, которая составила ядро Студии будущего театра.
Америка и Голливуд.
Новый дом для Студии располагался в Риджфилде. Начался новый период
Театра-студии Чехова, а с ним продолжил и поиски усовершенствования методов
воспитания актера для профессионального театра. Переменам способствовали
материальное положение Студии и творческие цели ее руководителя. После
переезда в США Студия финансировалась из средств Беатрисы Стрейт;
выдавалось несколько стипендий, но на подготовку спектаклей денег все равно
было мало. Чехов изменил ориентацию Студии: вместо проводимых ранее
экспериментов он стал готовить труппу артистов для будущего театра и
занимался уже специальными проблемами профессии актера. Студия должна была
стать профессиональной, стационарной труппой для постановки пьес на Бродвее
уже в следующем сезоне. Предполагалось поставить два спектакля по романам
Диккенса и Достоевского
Создавая план работы Студии, Чехов упростил свой метод, но главные цели
остались прежними. В программе Театра-студии заявлялось, что она ставит
перед собой четыре цели:
I. Применение метода, который развивает эмоциональную гибкость и
физическую технику актера.
II. Развитие техники для разбора формы и структуры пьес.
III. Ознакомление актера с методами и проблемами режиссера.
IV. Образование профессиональной труппы в конце курса.
В программу входили следующие курсы по подготовке актеров: Техника
актера. Тренаж и развитие фантазии. Сценическая речь по методу Р. Штейнера.
Эвритмия. Этюды и импровизации отрывков из пьес. Курс по подготовке
декораций, освещения и грима актера. Совместная экспериментальная работа.
История Театра-студии Чехова за 1940— 1942 гг. изучена плохо,
документов, относящихся к этому периоду почти не сохранилось. После
закрытия театра и продажи имения в Риджфилде архив театра за ненадобностью
был уничтожен новыми владельцами.
В 1942 г. единственным выходом, который оставался Чехову после закрытия
его театра, была карьера киноактера и переезд в Голливуд. Именно здесь
нашли прибежище многие русские эмигранты, освоившиеся на больших студиях.
Одна из страниц этой малоизученной книги “русского Голливуда” - жизнь
Михаила Чехова, проведшего там 1940—1950 гг. С практикой актерского
искусства в кино Чехов был уже хорошо знаком: в России он сыграл в шести
картинах, в Германии и Франции - в трех фильмах. Самая знаменитая из
русских киноролей Чехова, роль официанта в “Человеке из ресторана” Я. А.
Протазанова (1927), не удовлетворила требовательного артиста - ему помешало
отсутствие слова, плохой сценарий и униженное положение героя, а также
собственное незнание принципов работы в кино. Несмотря на отрицательное
отношение Станиславского к “великому немому” и его предостережения актерам
МХТ о дурном влиянии кино, которое было для него - как и для многих других
театральных деятелей - синонимом халтуры, на экране появлялись как
мхатовские знаменитости, так и молодые студийцы. В книге “Путь актера”
Чехов осуждает свой первый опыт в кино совершенно в духе Станиславского:
став жертвой режиссера, который обещал ему деньги и славу, Чехов испытал на
съемках чувство фальши и унижения и увидел пьянство и раболепие актеров. И
он отказался от дальнейшего участия в съемках. Как было сказано в главе о
Чехове в немецком театре и кино, в Германии и Франции он снялся в трех
ролях. Рейнхардт заметил кинематографический талант Чехова и хотел
направить его в Голливуд; однако Чехов предпочел работу в театре.
В Голливуде Чехов сыграл в десяти художественных фильмах и в одном
воспитательном фильме для американской армии.
Чехов приехал в Голливуд в период второй волны эмиграции, когда первая,
послереволюционная, уже откатилась.
Чувство неприязни к Голливуду появляется у Чехова очень скоро. Итоги
первого года своей голливудской жизни он подводит в письме к Добужинскому
от 13 марта 1944 г.: “Моя жизнь скучна, проста и однообразна. Оно и лучше.
Работы в фильме сейчас нет. Хоть она скоро и нужна будет, а все-таки не
хочется думать о ней. Так много хорошего видел и пережил в театре на своем
веку, что фильм, с его грубыми и глупыми людьми никак заинтересовать не
может”.
Несмотря на все трудности, первый фильм обеспечил Чехову прочное место
в Голливуде, он получил признание и гонорары по высшему тарифу, мог
выбирать себе роли и студию, где будет сниматься. Об этом свидетельствуют
его последующие роли, об этом рассказывают и современники артиста.
В фильме известного англо-американского режиссера Альфреда Хичкова
«Зачарованный» (1945) Чехов, наконец, получил роль, которая дала ему
возможность раскрыть свой талант - роль старого психиатра Макса Брулова.
В России Чехов - кроме исполнения больших ролей - прославился
мастерским изображением небольших сцен. Используя этот опыт, Чехов доказал,
что “маленькое произведение искусства” можно сочинить на любом, даже
незначительном пространстве. Так учил Чехов своих студентов; так поступал и
он сам в своих ролях в кино. Актриса Мала Пауэре, ученица Чехова в
Голливуде, вспоминает об одном таком эпизоде из фильма “Зачарованный”:
Чехов, закурив трубку, рассыпает коробку спичек и восклицает: “Врач
запретил мне курить, но я слишком нервный!”. В этой маленькой сценке
выражены и юмор, и легкость, и характерность образа - психиатра, которому
тоже не чужды слабости.
Благодаря фильму Хичкока в американской прессе был создан “облик”
Чехова-артиста, его “имидж”, который определялся ролью доктора Брулова -
доброжелательного умного старика. “Не часто актер, играющий на вторых
ролях, привлекает внимание зрителя так, как это сделал Майкл Чехов в роли
умного и доброго психиатра...”,— пишет журналист газеты “Нью Йорк Тайме” в
заметке “Портрет” и, отвечая на вопросы зрителей, он приводит основные
моменты биографии Чехова, которые потом часто повторялись в прессе. Амплуа,
сформированное ролью Брулова, стало доминирующим в репертуаре Чехова. “Буду
сниматься в роли еще одного милого старика”,—говорил он своему ученику,
актеру Форду Рейни, которому он признавался, что его кинороли ему не
нравились. Как мы увидим далее, в запасе Чехова были и другие амплуа.
Интерес к выдающемуся характерному артисту привлек журналиста Барри Фаррара
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5