Рефераты. Монументальная живопись Древнего Египта






Монументальная живопись Древнего Египта

ИНСТИТУТ РЕКЛАМЫ, ТУРИЗМА И ШОУ-БИЗНЕСА

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу: «История искусств»

На тему: «Монументальная живопись Древнего Египта».

Выполнила: студентка 2-го курса

Зорько А.А.

Тел. 211-7003

Проверил: __________________

__________________

Москва, 1998

CОДЕРЖАНИЕ:

|1.|Содержание……………………………….…………………………. |2 |

|2.|Введение……………………………………………………………... |3 |

|3.|Сложение канонов монументальной живописи Древнего Египта. |4 |

|4.|Периодизация искусства Древнего Египта (таблица)..…………... |8 |

|5.|Факторы, оказавшие влияние на развитие монументальной | |

| |живописи Древнего Египта………………………………………… |9 |

|7.|Периодизированная динамическая характеристика монументальной | |

| |живописи в свете исторических событий. Влияние | |

| |факторов…………………………………………………... |9 |

|8.|Заключение………………………………………………………….. |21 |

|9.|Список использованной литературы………………………………. |23 |

ВВЕДЕНИЕ.

Возникновение и развитие искусства Древнего Египта прослеживается на

протяжении огромного времени – более четырех тысяч лет. Но не только

благодаря этому обстоятельству изучение египетского искусства представляет

большой интерес. Мы можем рассмотреть развитие искусства в одном из первых

в истории человечества классовых обществ и проследить влияние изменений,

происходящих на протяжении тысячелетий, в жизни египетского

рабовладельческого общества. Влияние это весьма существенно, так как

монументальная живопись, как известно, напрямую связана с архитектурой.

Египет первым создал монументальную архитектуру, и создал он ее при помощи

правящей верхушки общества – основу архитектурных сооружений составляли

пирамиды, гробницы фараонов и заупокойные храмы, которые были призваны

служить не только вторым домом некогда жившему, но и возвеличивать

пожизненные дела усопшего и приближать его к богу. Но просто голыми стенами

себя не возвеличишь, а потому появились замечательные своей реалистичностью

и правдивостью скульптурный портрет, великолепные монументальные росписи и

рельефы, высокого мастерства изделия художественного ремесла. Каждый

правитель Египта возводил себе заупокойное сооружеие при жизни, стараясь

превзойти величественностью сооружения и внутренним его обустройством своих

предшественников, требуя от мастеров все большего качества рабты. Таким

образом египтяне не только довели до высочайшего уровня умение работать с

камнем, но и достигли высокой реалистичности в раскрытии внутреннего мира

человека, его чувств и переживаний в настенных росписях и рельефах гробниц.

Египетское искусство – это новый, важный этап после искусства

первобытнообщинного строя. Оно первым отразило в своей противоречивости мир

классовых отношений. При изучении искусства Древнего Египта необходимо

учитывать те причины, которые привели к возникновению и длительному

сохранению его особенностей. С образованием классовых отношений оно стало

средством идеологического воздействия на эксплуатируемые массы в целях

возвеличивания власти фараона и рабовладельческой верхушки общества.

И пусть наибольшее значение как по трудоемкости так и по воздействию

на народные массы в Древнем Египте придавалось архитектурным сооружениям и

монументальной скульптуре, все-таки эта работа посвящается монументальной

живописи как неотъемлемой части внутреннего пространства колоссальных

сообружений фараонов, так как именно в живописи наиболее ярко

прослеживается влияние классовых противоречий.

Сложение канонов монументальной живописи Древнего Египта.

Как известно, монументальная живопись появилась во времена

первобытообщинного строя. Но тогда она служила лишь обустройству созданных

природой «архитектурных сооружеий» - пещер, и то лишь косвенно –

первобытные художники не ставили себе целью обустройть свое жилье – они

просто изображали сцены охоты, праздников на стенах. Во времена же Древнего

Египта появились первые рукотворные монументальные архитектурные

сооружения, и настенная живопись стала неотъемлемой частью этих

колоссальных творений рук человеческих. Мало того, она получила конкретную

цель своего существования – гармоничное оформление, заполнение искуственно

созданного пространства. И изображаемые сцены жизни также стали иметь смысл

– они увековечивали подвиги людей.

Архитектура в Древнем Египте появилась не вдруг. Как и всюду, в

долине Нила люди сначала жили в ямах и пещерах, устраивали навесы и шатры.

Постепенно появились глиняные хижины. Жилища вождей племен и племенные

святилища отличались от хижин лишь размерами. Погребения вначале также

имели форму простой ямы, выстланной циновками, в подражание жилищам людей.

То, что первоначальные формы жилищ, святилищ и гробниц имели между собой

много общего, объяснеятся тем, что все они представлялись обиталищем людей,

духов, мертвых. Отсюда понятно, почему и позже в арзитектуре Древнего

Египта существует нечто общее в планировке и оформлении дома, храма,

гробницы.

По мере освоения кирпича могилы делаются прямоугольными и

обкладываются кирпичем. Но такие гробницы могут позволить себе только

представители обеспеченной верхушки общества. Рядовые же общинники по-

прежнеу погребаются в ямах. Особеннное внимание обращалось на оформление

могилы вождя общины, так как религия подразумевала, что если дух вождя

будет жить вечно, то и община будет благоденствовать.

В Иераконполе была найдена гробница, глиняные стены которой были

покрыты росписью. Так в конце 5-го тысячелетия до нашей эры появилась

осмысленная монументальная живопись, постепенно начали складываться

традиции оформления заупокойных сооружений Древнего Египта. С первого

взгляда ничего особенного не отличает эту роспись от наскальной росписи

первобынообщинного строя – стилизованные фигурки людей, животных… Но!

Несмотря на видимую простоту изображения можно заметить, что художник

воспроизводил одни и те же части фигуры с разных точек зрения, в

зависимости от того, как по его мнению лучше было подчеркнуть наиболее

важне признаки сещества или предмета. Так, в иераконпольской росписи тела

животных даны в профиль, а рога то в профиль, то в фас, – в зависимости от

того, как более отчетливо может быть показана форма рогов. Например, у

антилопы и горного козла – в профиль, у буйвола или быка – в фас. Эта же

особенность изображения рогов различных видов животных сохранилась в

искусстве рабовладельческого Египта. На той же росписи у людей встречаются

различные сочетания фасных и профильных изображений разных частей тела при

неизменно профильном рисунке ступней ног. Такой способ изображения возник

потому, что художник рисовал предметы не с натуры, а по памяти, и, как было

сказано ранее, пытался подчеркнуть самые значимые моменты из запомненного.

Наиболее тщательно воспроизводится то, что кажется наиболее важным для

художника в данной сцене – оружие и руки для боя и охоты, ноги для бега или

пляски. Немаловажным моментом является то, что взаимоотношение деиствующих

лиц выражается достаточно примитивно – центральная роль жрицы или богини

выражается в росписи просто большими размерами фигуры.

Памятники более позднего времени свидетельствуют об изменении

художественных требований (как следствие иной ступени развития общества,

культуры, мировосприятия). Образы передаются отчетливее, чаще соблюдаются

пропорции, композиции начинают приобретать организованность. Наиболее

яркими примерами нового этапа, к сожалению, являются рельефы на тонких

каменных плитах, но, так как каноны живописи и рельефов в точности

совпадают, рассмотрим на самом ярком примере – плите Нармера – какие же

каноны сложились в изобразительном искусстве Древнего Египта на момент

завершения развития искусства доклассового периода египетского общества и

началу искусства Египта рабовладельческого:

- пропорции фигур почти правильные, отмечаются мускулы;

- социальное различие действующих лиц показывается разницей в масштабах их

фигур;

- различные части тела человека, животного и птицы изображаются с различных

точек зрения (в частности, в изображениях людей – голова и ноги

изображаются в профиль, глаза и плечевой пояс в фас);

- роспись состоит из сцен, сцены расположены поясами одна над другой,

каждая сцена является законченным целым, и, в то же время, она – часть

общего замысла.

Также необходимо заметить, что цель монументальной живописи стала

окончательно ясна – возвеличивание царя любыми способами. И именно поэтому

в дальнейшем в искусстве рабовладельческого Египта отступление от канонов

легче всего делалось именно в изображении людей, принадлежащих к низшим

слоям населения.

Периодизация искусства Древнего Египта

|Период |Даты |Столица |Религия |Примечания. |

|Искусство времени |300 - около|Мемфис |Бог Птах, |Примитивное рабовладельческое общество. |

|Древнего царства |2300 гг. д. | |Осирис. Амон. |Кроме эксплуатации рабов существует и |

| |н. э. | | |экспл-я общинных земледельцев. Распад на |

| | | | |отднльные области. |

|Искусство времени |Первая |Ахетатон |Продолжение |Решительный перелом в искусстве. Более |

|Эхнатона и его |половина 14 | |реформы. Единое|реалистичное мировоззрение. |

|преемников (Амарнское |в. д.н.э. | |истинное | |

|искусство) | | |божество Атон. | |

|- Искусство второй |14 – 11 вв. |Фивы – офиц. |Ререформа |Сложное положение внутри страны из-за |

|половины Нового царства |д.н.э. |столица |религии (конец |продолжения борьбы царской власти с высшей |

| | |Танис – |пред. периода).|знатью и жречеством. Реакционное стремление |

| | |фактическая. |Возвращение к |вернуться к традициям доамаранских лет. |

| | | |храмам Амона. | |

|Искусство позднего |11 век – 332|Танис |Амон |Распадение Египта на ряд отдельных гос-в. |

|времени |г. д.н.э. |Напат | |4 в.д.н.э. Александр Македонский основывает |

| | |Фивы | |новую столицу Египта. |

Факторы, оказавшие влияние на развитие монументальной живописи Древнего

Египта.

Изначально я планировала посвятить каждому фактору отдельную главу

своей работы, но поняла невозможность четко отделить сферы влияния

факторов. Они влияют «сообща». Один влечет за собой другой, из другого

вытекает третий, и все они накладывают отпечаток на культурную сферу

деятельности Египта. Также я поняла бесполезность выделять в отдельную

главу изменения художественных выразительных стредств, ведь очевидно, что

они менялись соответственно влияющим факторам – новые требования влекут за

собой новые способы выражения.

Итак, надо приготовиться, что следующая глава будет более пространна

нежели предыдущие, и в ней я постараюсь, основываясь на таблице на стр. 8,

охарактеризовть основные «переломные моменты» в искусстве Древнего Египта.

В частности – моноументальной живописи.

Что же оказало огромное влияние на искусство в Дрвнем Египте? Ответ

очевиден, так как Древний Египет государство рабовладельческого строя, то

основное влияние оказывала правящая верхушка общества – фараон, богатая

знать, верховные жрецы, все разногласия, возникающие в правящей верхушке,

волнения народных масс, религиозные реформы, культуры завоеванных стран,

общее экономическое и политическое положение в стране.

Рассмотрим на конкретных примерах, в динамике весь путь развития

монументальной живописи Древнего Египта от периода Древнего царства до

позднего времени.

Периодизированная динамическая характеристика монументальной живописи в

свете исторических событий. Влияние факторов.

Период Древнего царства вообще был временем сложения основных форм

египетской культуры, начиная от самой формы государства. Как было замечено

ранее – ведущую роль в египетском искусстве занимала архитектура.

Внутреннее пространство первых пирамидальных гробниц и храмов Египта

оформлялось в основном колоннами. Постепенно колонны получили пилястры в

виде белого лотоса или стали представлять из себя связки папируса. Стены

стали оформляться цветными рельефами, прославляющими фараона. Цветной

рельеф можно рассматривать как некоторого прародителя «отца» монументальной

живописи, а «матерью» считать наскальные росписи. Вообще стоит еще раз

акцентировать внимание на том, что каноны исполнения рельефов и росписей в

Древнем Египте полностью совпадали. Цари Египта изображились с

сверхчеловечески мощными телами и бесстрастными лицами, сохранявшими

основные портретные черты, но в то же время явно идеализированными. Иногда

идея божественности фараона передавалась чисто внешними средствами: царь

изображался вместе с богами, как равный им, или священный сокол охранял

его своими крыльями. Во времена Древнего царства уже было известно два вида

техники стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой по сухой

поверхности, в некоторых же гробницах этот способ сочетался с вкладкой

цветных паст в заранее приготовленные углубления. Краски были минеральные:

белая краска добывалась из ивестняка, красная – из красной охры, черная –

из сажи, зеленая – из тертого малахита, синяя – из кобальта, меди, тертого

лазурита, желтая – из желтой охры. Росписи в ряде случаев отличаются

замечательным сочетанием красок. В известных изображениях гусей из одной

гробницы в Медуме коричневые, желтые и красные тона фигур одних птиц и

серые, черные и красные тона других прекрасно оттеняются зеленью растений.

В искусстве Древнего царства сложилось и содержание росписей, и главные

правила расположения их на стенах, и ставшие в последствии традиционными

композиции целых сцен, отдельных эпизодов, групп и фигур. Содержание

изображений на росписях было определено их назначением. Росписи в

заупокойных царских храмах и подводивших к последним крытых проходах

содержали, с одной стороны, сцены, прославлявшие царя как могучего владыку,

- битвы, захват пленных и добычи, удачные охоты – и как сына бога (царь

среди богов), а с другой, - ритуальные изображения, целью которых было

доставить царю загробное блаженство. Построение сцен очень канонично –

несмотря на то, что художники и стремились внести разнообразие и живость в

изображаемые сцены, в первую очередь росписи должны были возвеличивать царя

или вельможу, таким образом главное место всегда занимала фигура наиболее

видного по своему положению лица. Эта фигура намного превышает по размерам

все другие и, в противоположность разнообразным находящимся в движении

группам работающих людей, совершенно спокойна и неподвижна. За всю историю

Древнего царства ни одно изображение бога или царя не было выполнено иначе,

чем по правилам канонов, сложившихся во времена плиты Нармера. Но фигуры

охотников, рабов иногда изображались с плечами в профиль. Иначе как бы

художники могли выразить хоть какой-то прогресс в понимании мира, в

понимании способов его отображения.

Во времена Среднего царства, после некоторой борьбы за власть между

номами, когда в 20 веке до нашей эры к власти приходит фараон Аменемхет I,

наступает общий хозяйственный подъем, рост городов, усиление обмена, что

приводит к расцвету культуры. Время Среднего царства справедливо считается

одним из наиболее значительных периодов в истории культуры и искусства

Древнего Египта. Искусство Среднего царства представляло собой сложное

явление. В условиях политической борьбы и фараоны и номархи использовали и

искусство. Возвеличивание себя на манер древних фараонов снова вошло в

моду. Хоть и стало невозможным возводить такие же величественные пирамиды,

во внутреннем оформлении старались подражать во всем. Особено это

подражание затронуло монументальную живопись. Это подражание очень ярко

видно при сравнении сцены охоты в пустыне в гробнице визиря Антефокера в

Фивах с подобной же сценой в заупокойном храме фараона Сахура. Та же часть

пустыни, огороженная сеткой, внутри которой загнаны звери; так же слева и в

той же условной позе, что и фараон Сахура, изображен Антефокер. За

Антефокером идет оруженосец, изображение которого, согласно канонам, в два

раза меньше изображения хозяина. При дальнейшем сравнении видно, что сцена

охоты Антефокера в основных чертах воспроизводит композицию, созданую в

древнем царстве. Подобное повторение древних образцов прослеживается в

искусстве начала Среднего царства и на ряде других сюжетов. Иным характером

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.