Рефераты. Музыкальная культура Башкир






существует ученический ансамбль скрипачей (рук. М.Г.Файн, М.М.Цинман,

М.Е.Швайштейн, Б.О.Абдулбанеев), выступающий в концертах, на Баш. радио и

ТВ. В 70-90-е гг. широкую концертную деят-сть ведут И.а., созданные силами

педагогов и студентов Уфим. гос. института искусств: струнный квартет (рук.

А.А.Калачев, С.К.Саркисянс) - дипломант 4-го Всерос. конкурса струнных

квартетов (Тбилиси, 1979); рус. нар. инструментов TРодные напевыL (орг. в

1978, рук. А.К.Савицкий); студенч. (худ. рук. В.А.Башенев) - дипломант

Всерос. конкурса исполнителей на нар. инструментах (Тула, 1986); старинной

музыки (орг. в 1992, рук. Р.Ф.Салимова) и др. В их репертуаре соч. заруб.,

рус., отеч., в т.ч. баш., композиторов. С успехом выступают дуэт баянистов-

педагогов (Р.Ю.Шайхутдинов, В.П.Суханов), трио баянистов в двух составах

(Шайхутдинов, Суханов, Башенев; В.Грачев, С.М.Тюфяков, В.В.Фильчев),

квинтет баянистов - лауреатов междунар. конкурсов (Шайхутдинов, Суханов,

Фильчев, Тюфяков, Грачев). В числе И.а. муз. уч. заведений получили

известность ансамбли виолончелистов УУИ (рук. В.В.Васильев), кураистов

(рук. Сулейманов, Р.Р.Рахимов), эстрадный (рук. Юлдыбаев, Г.П.Маркоров),

кураистов Учалинского муз. уч-ща (орг. в 1993, рук. А.М.Рахматуллин) и др.

(см. Эстрадная музыка и джаз).

ХОРЫ БАШКИРИИ

ХОРЫ, певческие коллективы проф. или самодеят. музыкантов, совместно

исполняющие вок. музыку с инструм. сопровождением или без него (а-капелла).

Унисонное хоровое пение появилось среди башкир в кон. 19 - нач. 20 в.

Очагами распространения были мектебы и медресе. Инициаторами и

организаторами Х. стали прогрессивно настроенные учителя Г.Ибрагимов,

И.Терегулов, В.Клеменц, Ф.Агеев и др. До Окт. рев-ции в Уфе существовали

рус. Х., преим. церковные, довольно высокого уровня певческой культуры. В

их репертуаре была духовная музыка Д.С.Бортнянского, М.С.Березовского,

П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и др. Любит. светские Х. создавались в

гимназиях, уч-щах, учительском ин-те. Среди уфим. регентов-руководителей Х.

- И.П.Ишпайкин, И.П.Райский, Г.Ф.Арямнов, В.Г.Преображенский и др. Х.

принимали участие в гор. мероприятиях, концертах Об-ва любителей пения,

музыки и драм. иск-ва, исполняя соч. рус. и западноевроп. композиторов.

После Окт. рев-ции массовое коллективное пение стало неотъемлемым элементом

обществ. быта: собрания, митинги, манифестации сопровождались пением рев.

песен. В 1919 при политотделе Уфим. Губвоенкомата был создан первый проф.

Х., позже Государственный (1919-22, рук. А.А.Петручик, Преображенский). Х.

исполнял рус. нар. и рев. песни и марши, произведения сов., рус. и заруб.

композиторов. В нач. 20-х гг. появились баш. и тат. хоровые коллективы

Уфим. ин-та нар. образования (рук. Х.К.Ибрагимов) и Гос. муз. школы (рук.

И.В.Салтыков). В 1928 силами преподавателей и учащихся Баш. гос. техникума

иск-в было осуществлено театр.-муз. представление "Башкирская свадьба" по

пьесе М.Бурангулова (муз. рук. Салтыков, Ибрагимов). В нем было широко

использовано баш. нар. муз. т-во, в т.ч. в хоровом исполнении. В 1934 при

Доме Кр. армии был организован Красноармейский ансамбль песни и пляски

(рук. Ибрагимов). Основу репертуара ансамбля составляли баш. и тат. нар.

песни в обработке рук. коллектива. Важную роль в развитии хорового

исполнительства в Башкирии сыграли рус. и баш. Х. вок. студии Башпрофсовета

(1935-38, рук. А.Г.Тихомиров). Эти коллективы положили начало проф. Х. Баш.

театра оперы и балета (БТОБ, 1938) и Баш. гос. филармонии (1939). Вел.

Отеч. война прервала деят-сть филармонич. Х. Однако в февр. 1944 был создан

проф. женский Х. (рук. М.Я.Федотов), реорганизованный в 1950 в смешанный

(рук. Тихомиров). Х. Баш. гос. филармонии выступал в концертах Декады баш.

лит-ры и иск-ва в Москве, где прозвучали хоровые соч. сов. и баш.

композиторов, обработки нар. песен. Дальнейшее развитие хорового иск-ва

связано с деят-стью композитора и хормейстера Ш.Ш.Ибрагимова,

возглавлявшего проф. Х. Башрадиокомитета (1953-60) и Баш. гос. филармонии

(1955-58). К нач. 60-х гг. качественно изменился уровень исполнит. культуры

лучших учебных и любит. Х., выступавших с разнообразными концертными

программами. Ярким событием муз. жизни Уфы стало исполнение Русской респ.

хоровой капеллой (Москва, худ. рук. А.А.Юрлов), совместно с Нар. хоровой

капеллой профсоюзов, Х. Уфим. училища искусств, педагогич. уч-ща -2 (Уфа,

рук. М.П.Фоменков) и БТОБ (дирижер И.М.Альтерман) "Патетической оратории"

Г.В.Свиридова. В мае 1969 состоялось первое выступление Х. Уфим. гос.

института искусств совм. с Нар. хоровой капеллой профсоюзов, в теч. двух

вечеров исполнивших большую программу из соч. Свиридова, в т.ч.

"Патетическую ораторию", фрагменты "Поэмы памяти Сергея Есенина", и а-

капелла (рук. Фоменков, хормейстер А.П.Иванов). В 1970 концертную деят-сть

начала Баш. гос. хоровая капелла (рук. Т.С.Сайфуллин), в 1993 Камерный хор

Муз. об-ва РБ (рук. Ш.М.Бикмухаметов). Выдающимся событием в муз. жизни

Башкортостана 90-х гг. стало исполнение "Реквиема" Дж.Верди объединенными

силами артистов Баш. хоровой капеллы, хора, солистов и симф. оркестра БТОБ

при участии И.Архиповой и М.Биешу (дирижер В.И.Платонов). Важную роль в

приобщении широких масс к хоровому иск-ву играют любит. Х., оганизованные

при школах, ср. и высших уч. заведениях, з-дах, ДК.

ОПЕРА, вид муз.-театр. иск-ва; муз.-драм. произведение, основанное

на синтезе слова, сценич. действия и музыки. Баш. О. как самостоятельный

жанр формируется в 40-е гг. Но более ранние попытки предпринимаются в 1920-

х гг. В 1930 в Казани и Уфе состоялась премьера оперы Г.С.Альмухаметова,

В.И.Виноградова и С.Х.Габяша "Эшсе" ("Рабочий") по одноим. поэме М.Гафури.

В своем становлении баш. О. опиралась на нар. муз. т-во, на традиции рус.

классич. музыки и опыт совр. иск-ва. Прообразами первых баш. опер были муз.

спектакли, включавшие большое кол-во фольк.-этнографич. картин и

воскрешающие на сцене обряды, легенды и сюжетно-поэтическую основу нар.

песен. Развитие баш. драматургии и театра способствовало формированию нац.

оперного репертуара. Ряд произв., поставленных на сцене Баш. гос. театра

оперы и балета (БТОБ), был создан на основе одноим. драм. спектаклей.

Премьера первой баш. оперы "Хакмар" комп. М.М.Валеева (либр. С.Мифтахова,

дирижер П.М.Славинский, реж. Б.Г.Имашев, худ. М.Беспалова, балетм.

Ф.А.Гаскаров, хормейстеры О.М.Райцын и Н.А.Болотов) состоялась в 1940. В

числе первых исполнителей Г.С.Хабибуллин, Х.Л.Галимов, Б.Н.Валеева,

З.И.Ильбаева, М.Г.Салигаскарова, М.Х.Хисматуллин и др. В опере впервые были

представлены традиц. оперные формы: арии, ансамбли, хоры и оркестровые

эпизоды. В музыке широко использовались интонации баш. нар. песен и танцев.

В годы Вел. Отеч. войны в создании баш. О. участвовали эвакуир. в Уфу

музыканты и комп. Москвы, Ленинграда, Киева. Опера "Карлугас" Н.К.Чемберджи

(либр. Б.Бикбая, пост. 1941), отражающая героич. историю баш. народа, была

созвучна патриотич. духу сов. людей в годы войны. Определенный вклад в

развитие баш. О. внес комп., дирижер и фольклорист-этнограф А.А.Эйхенвальд.

В его операх "Мэргэн" и "Ашкадар" (на либр. М.Бурангулова, пост. 1940,

1944), созданных по мотивам нар. легенд, проявилось умелое использование

баш. нар. музыки. Опера "За родину" написана укр. комп. Ф.Е.Козицким совм.

с баш. комп. и драматургом Х.К.Ибрагимовым (дирижер Славинский, реж.

Ш.А.Месягутов, пост. 1943.). В годы войны увидела свет и опера "Акбузат"

Х.Ш.Заимова и А.Э.Спадавеккиа, созданная по мотивам баш. эпоса. Героич.

линию в баш. О. продолжила опера "Азат" Р.А.Муртазина (либр. Бикбая,

дирижер Г.А.Столяров, реж. А.С.Григорян, пост. 1949), посв. событиям гражд.

войны в Башкирии. В опере "Айхылу" Н.И.Пейко (либр. Г.Амири, рус. текст

Г.Миллера и Пейко по мотивам драмы Мифтахова "Хакмар", дирижер

Г.Л.Ержемский, реж. Е.А.Брилль, пост. 1953) впервые воплощена совр. тема.

Качественно новый этап в развитии баш. О. начинается с сер. 50-х гг. -

важнейшего периода в становлении баш. проф. музыки. Задача создания

самобытного нац. муз. языка успешно решена в опере "Салават Юлаев"

З.Г.Исмагилова. Сюжет оперы (либр. Бикбая), связанный с образом Салавата

Юлаева, сподвижника Е.И.Пугачева в Крестьянской войне 1773-75, предоставлял

возможность воплотить героику нар. борьбы, острые соц.-ист. конфликты. В

муз. языке спектакля сочетаются яркое нац. своеобразие баш. музыки и

реалистич. принципы муз. классики. Имевшая успех в Москве на Декаде баш.

лит-ры и иск-ва (1955) опера не сходит со сцены св. 40 лет. Поиском новых

драматургич. приемов и средств выразительности отмечена лирико-психологич.

опера "Шаура" Исмагилова (либр. Бикбая) по мотивам одноим. баш. нар. песни

и легенды (дирижер И.М.Альтерман, реж. Хисматуллин, пост. 1963). В кон. 60-

х - нач. 70-х гг. баш. комп. расширяют тематику опер. Атмосферу революции и

гражд. войны передает вторая опера Муртазина "Дауыл" ("Буря", либр.

Р.С.Янбулатовой по роману Х.Давлетшиной "Иргиз", дирижер В.Д.Руттер, реж.

Ш.М.Муртазина, пост. 1969). Опера "Современники" Х.Ф.Ахметова (либр.

Бикбая, дирижер Н.Г.Сабитов, реж. Хисматуллин, пост. 1970) повествует о

первооткрывателях баш. нефти. Тема труда и дружбы народов, воплощенная

через массовые сцены, чередуется с раскрытием духовного мира наших

современников в развернутых ариях, монологах и ансамблях. Значительно

обогатила нац. муз.-сценич. иск-во опера "Волны Агидели" Исмагилова (либр.

М.Карима, дирижер Г.Х.Муталов, реж. Р.А.Валиуллин, пост. 1972). Лирич.

драма героев показана на фоне совр. жизни народа. Продолжением эпич. линии

в оперном т-ве баш. комп. явилась опера "Послы Урала" Исмагилова (либр. И.

Дильмухаметова, дирижер Г.Г.Александров, реж. Р.И.Тихомиров, пост. 1982),

посв. событиям 16 в. - присоединению Башкирии к Русскому государству.

Важным событием муз.-театр. жизни 90-х гг. стала постановка оперы "Нэркэс"

Ахметова (либр. комп. по одноим. трагедии И.Х.Юмагулова, дирижер

В.И.Платонов, реж. Валиуллин, пост. 1994). В основе ее - трагедия баш.

Ромео и Джульетты, разворачивающаяся на фоне острого соц. конфликта в

феодально-родовом обществе. Т-во молодых комп. представлено оперой "Черные

воды" С.А.Низамутдинова (либр. комп. по одноим. поэме Карима, дирижер

Ю.П.Анисичкин, реж. Валиуллин, пост. 1989). Посв. событиям Вел. Отеч.

войны, она наметила новую жанровую линию в баш. музыке - камерную О. Среди

созданных в 80-90-е гг. оперных произв., еще не поставленных на сцене, -

"Акмулла" Исмагилова, "Великий рядовой" ("Александр Матросов")

Д.Д.Хасаншина, "Гульямал" Н.А.Даутова, "Шонкар" А.М.Кубагушева; для детей -

"Полет на Марс" Р.Х.Газизова, "Серая шейка" А.Х.Габдрахманова, "Тараканище"

Даутова и др. В мае 1996 с успехом прошла премьера оперы "В ночь лунного

затмения" Низамутдинова.

БАЛЕТ, вид сценического иск-ва; спектакль, содержание к-рого

воплощается в музыкально-хореографич. образах.

Сцена из балета "Ромео и Джульетта" С.С.Прокофьева.

Башкирский балет, артистический состав и худ.-сценическая

деятельность балетной труппы Гос. театра оперы и балета Республики

Башкортостан (ТОБ) опирается на акад. школу рус. классического балета, и

широко использует традиц. формы баш. хореографии. Синтез классического

танца и его совр. модификаций с поэтикой баш. нар. танца определяет худ.

своеобразие хореогр. произведений ТОБ на нац. темы.

Первый состав балетной труппы ТОБ под худ. рук. балетмейстеров К.В.Матсона,

Н.Г.Зайцева, Ф.А.Гаскарова сложился в 1941 из выпускников хореогр.

отделения Баш. техникума иск-в (1938) и баш. студии Ленинградского хореогр.

уч-ща (ЛХУ; 1941, 1943). Башкирский Б. выдвинул плеяду классических

танцовщиков, заложивших традиции нац. иск-ва. Это З.Насретдинова,

Х.Сафиуллин, Т.Худайбердина, Х.Мустаев, Ф.Саттаров, Г.Сулейманова,

М.Тагирова, Ф.Юсупов, Ф.Ахметшин, Г.Хафизова, Ф.Грюнвальд. В 1953-55 в

хореогр. студии при ТОБ занимался и дебютировал в спектаклях театра ("Дон

Кихот" Л.Ф.Минкуса, "Журавлиная песнь" Л.Б.Степанова и др.) буд. корифей

мирового балета Р.Х.Нуреев. За первые 15 лет своего существования, начиная

с "Коппелии" Л.Делиба (пост. Зайцев по А.Сен-Леону и А.А.Горскому) и до

Декады баш. лит-ры и иск-ва в Москве (1955), труппа выработала долговр.

худ. программу, объединила вокруг себя видных композиторов, хореографов,

сценографов, режиссеров. В репертуаре было ок. 30 развернутых и одноактных

спектаклей, хореогр. миниатюр, таких как "Лебединое озеро" П.И.Чайковского,

"Тщетная предосторожность" Л.Герольда - П.Гертеля, "Шехерезада"

Н.А.Римского-Корсакова, "Эсмеральда" и "Конек-Горбунок" Ч.Пуньи, "Красный

мак" Р.М.Глиэра, "Бахчисарайский фонтан" Б.В.Асафьева, "Лауренсия"

А.А.Крейна, "Элегия" С.В.Рахманинова и др. в пост. Зайцева, Гаскарова,

Е.К.Войтович, Сафиуллина, Саттарова, Л.И.Лукина, В.Х.Пяри.

Сцена из балета "Жизель" Адана. Жизель - Л.Куватова, Альберт -

Р.Усама.

Сложился репертуар собствственно баш. спектаклей. Лучшим произв.

баш. Б. периода становления был спектакль "Журавлиная песнь" ("Сынрау

торна"; 1944, 1955): либретто Гаскарова, музыка Степанова, хореография

Н.А.Анисимовой, сценография Г.Ш.Имашевой (во 2-ой ред. М.Н.Арсланова). В

основу муз.-хореогр. драмы был положен лит. сценарий, в к-ром переплелись

языческие мифы, родовые обряды и соц. коллизии баш. старины. Музыка балета

представляет собой циклическую структуру, включающую темы баш. нар. песен и

мелодий и соединяющую сюитную форму с симф. развитием лейтмотивов.

Танцевально-пластическая партитура синтезировала классический танец с нар.

танцами и обрядами башкир. Большой удачей спектакля явились обращение к

хореогр. симфонизму в сцен. действии и воплощение классически завершенного

образа Журавля - тотемной птицы древних башкир, худ. символа свободолюбия и

патриотизма народа. Тема Б. "Журавлиная песнь", его муз. и хореогр.

воплощение вдохновили на создание балетных спектаклей "Зюгра" ("Зэhрэ",

1947; музыка Н.Г.Жиганова, либретто и хореография Гаскарова, сценография

Арсланова) и "Горная быль" ("Карт таузар хикэйэте", 1951; комп.

А.С.Ключарев, либреттист и художник те же, хореография Войтович и

Сафиуллина).

Событиям Крестьянской войны 1773-75 гг. и подвигу Салавата Юлаева

был посвящен балет "Горный орел" ("Урал бэркэтэ", 1959; либретто и музыка

Х.Ф.Ахметова и Н.Г.Сабитова, хореография К.Д.Карпинской, декорации

Арсланова). Глубокую психологическую драму о судьбах поколений,

разъединенных классовой борьбой, представлял балет "Гюльназира"

("Гэлнэзирэ"), воссоздавший ист. и нравственные перипетии гражданской войны

в Башкирии (1963; комп. Сабитов, балетм. С.В.Дречин, худ. В.И.Плекунов).

Соц. и нравственные коллизии старой баш. деревни нашли воплощение в балете

"Черноликие", созданном по мотивам одноим. повести М.Гафури ("Кара йэззэр",

1965; композиторы Х.Ш.Заимов и А.Г.Чугаев, балетм. Х.Ф.Мустаев, худ.

Арсланов). Хореография произв. опиралась на т.наз. действенный танец,

включающий сквозные пластические линии и формы, почерпнутые преим. из языка

нар.-характерного танца. Трагедия "черноликих" находила свое выражение в

контрасте лирики и гротеска. В спектакле о Салавате культивировался

героический образ. Бал. "Гюльназира", воплощавший дух восставшего народа,

развертывал, пр. всего массовые ансамбли, вобравшие в себя все многообразие

театральной пластики.

Подвигу народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг., жестоким

жизненным испытаниям послевоен. действительности были посвящены два балета

композитора Сабитова "Люблю тебя, жизнь" ("Яратам hине, тормош!", 1967;

хореография Л.С.Бородулина, сценография Арсланова) и "Страна Айгуль"

("Айгэл иле", 1971; либретто И.М.Каримова и Сабитова по одноим. драме

М.Карима, хореография И.Х.Хабирова, худ. Арсланов). В обоих произв. поэтика

акад. балета соединена с драматически наполненным танцем, пантомимой и

выразит. мимикой.

Ист. прошлое, полулегендарный быт древних башкир и их родоплеменная

организация, мифологическое мышление народа и исламский провиденциализм

явились источником поэтических идей и образов балета "В ночь лунного

затмения" ("Ай тотолган тэндэ", 1982; либретто Э.С.Ахметовой по одноим.

трагедии Карима, музыка М.Х.Ахметова, хореография Б.В.Танина, сценография

Б.Е.Ефима). Многозначная трагедийная метафора объединяла лит. тему, музыку

и хореографию произв., олицетворяла диалектику нравственного сознания,

обнажая тем самым противоречивость моральных принципов совр. человека.

Пластическая ткань спектакля соединяла разл. хореогр. системы - от

классического танца до авангарда.

Поисками новых поэтических и стилевых решений отмечены хореогр.

спектакли для детей и юношества. Это балеты-сказки комп. Сабитова -

"Буратино" (1960; балетм. Сафиуллин) и "Мурзилка-космонавт" (1964; балетм.

Г.И.Язвинский), комп. М.Ахметова - "Маугли" (1975; балетм. Н.А.Хасан-

Ахунов), комп. Р.М.Хасанова - "Легенда о курае" ("Kурай тураhында легенда",

1979; балетм. Э.Х.Танн) и др.

О проф. мастерстве, богатом творч. потенциале свидетельствовал

репертуар ТОБ 1955-75 гг., на к-рые пришелся пик худ. развития баш. Б.

Лучшими спектаклями классич. и совр. репертуара стали "Спящая красавица" и

цикл одноактных произв. Чайковского, "Жизель" и "Корсар" А.Адана,

"Баядерка" и "Дон Кихот" Минкуса, "Золушка" С.С.Прокофьева, "Болеро"

М.Равеля, "Тропою грома" К.А.Караева, "Берег надежды" А.П.Петрова, "Шурале"

Ф.З.Яруллина и мн. др. Яркими страницами баш. Б. являются собств. редакции

спектаклей на классич. темы. Это "Ромео и Джульетта" Прокофьева в пост.

Л.Лавровского и Ю.Дружинина, "Орфей" Е.И.Фомина и "Пер Гюнт" Э.Грига в

пост. В.Могильды, "Кармен-сюита" Ж.Бизе-Р.Щедрина в пост. А.Плисецкого,

"Барышня и хулиган" Д.Д.Шостаковича, сюиты из балетов "Пахита" Э.Дельдевеза

и Минкуса, "Спартак" А.И.Хачатуряна в пост. Н.Маркарьянца, "Сеньора из

Валенсии" Ю.С.Саульского в пост. Г.Гусева и другие.

Становление и худ.-эстетическое развитие баш. Б. воплотились в т-ве

3-4-х поколений танцовщиков. На рубеже 1950-60-х в труппу влились и заняли

в ней ведущее место воспитанники ЛХУ Ф.Нафикова, Э.Тимергазина, И.Хабиров,

В.Галимова, А.Бикчурин, Э.Сулейманова, С.Саттарова и др.; в 1960-70-е гг.

пришли в баш. Б. Л.Куватова, Ш.Терегулов, Ю.Ушанов, Р.Изгина, Л. и В.

Шапкины, З.Ильясова, Ф.Мустаева, А.Валеев и др. воспитанники Ленинградского

и Пермского хореогр. уч-щ; в 1970-80-е - Р.Зарипов, М.Даукаев,

Ф.Рахмангулова, Л.Лугина, Э.Валеев, Г.Сабирова, Б.Юлдашев, Х.Мухаметшин,

Г.Зараменская, К.Исмагилова и мн. др.

С нач. 1980-х баш. Б. переживает творч. кризис, связанный с распадом

худ.-эстетической программы, распылением артистических кадров. Подъем

определился с открытием Уфимского хореографического училища (1986) и

вступлением ТОБ в творч. сотрудничество с деятелями Большого театра России.

Баш. Б. пополнился первыми выпускниками уч-ща (Р.Рыкин, Д.Даможиров,

О.Тарова, Б.Терегулова, А.Фатхлисламов, Т.Краснова, Р.Закирова, Н.Сологуб,

А.Кубагушев, А.Шайдуллин и др.) В худ. работе балетной труппы ТОБ принял

участие выдающийся хореограф Ю.Н.Григорович. Постановка Б. "Тщетная

предосторожность" на муз. П.Гертеля, Л.Герольда, Ж.Бизе, Ч.Пуньи и др.,

нов. редакции спектаклей "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Дон Кихот" и др.,

поставленные на сцене ТОБ РБ, обеспечили высокий творч. подъем в

деятельности труппы, определили новый худ. уровень баш. балета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверьянова О. Всероссийскому хоровому обществу 25 лет. М.,

1985;

2. Атанова Л. Музыкальная культура Башкортостана //Очерки по

культуре народов Башкортостана. Уфа, 1994.

3. Фоменков М. К истории развития хорового искусства в Башкирии в

первые годы Советской власти //Вопросы истории башкирской

музыкальной культуры. Уфа, 1990; его же. Народная песня и

развитие хорового искусства в Башкирии //Музыка композиторов

Башкирской АССР (СССР) и округа Галле (ГДР). Уфа, 1990.

4. Хайруллин Р. Мастера балетного искусства Башкирии. Уфа, 1963;

Саитов С. Танец ликующий. Уфа, 1968; Ахмадеева Г.Н. Башкирский

балет //Музыка композиторов БАССР (СССР) и округа Галле (ГДР).

Уфа, 1990

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.