Рефераты. Методика исправления речевых недостатков у актёров






Малиновая М

Моё метро,

Метро Москвы!

Май, музыка, много молодых москвичек метростроевцев

Мечутся, мнутся:--Мало местов?

-Милые! Масса места

Мягко, мух мало!

Можете! Мерси…

Мрамор, морской малахит, молочная мозаика

Мечта!

(С. Кирсанов. «М»).

Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и

речевого образования. Особенно важными являются ранние

профилактические и комплексные мероприятия, которые могут ослабить

развитие дефекта.

И.И Ермакова. Коррекция речи при ринолалии у

детей и подростков. М.1984.

Г.В.Чиркина. Дети с нарушением

артикуляционного аппарата. М.1969.

В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в

старшей группе д./с. М.1984.

Логопедия. Учебник для Вузов. М.1998.

8) Заикания.

Проблему заикания может считать одной из самых древних в истории

развития учения о расстройствах речи.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Заиканием называют трудность произносить известные буквы, слоги и

слова, более или менее соединенную с судорожными движениями язычных

органов.

Роды

заикания различны. У некоторых заикание едва заметно, другие заикаются

при произношении только некоторых слов; третие не могут произнести ни

одного слова не заикаясь; далее есть такие, которые в продолжение

целых недель говорят свободно, и после от времени до времени сильно

заикаются, у некоторых заикание превращается в минутную немоту.

Заикание у взрослых в большинстве случаев является следствием

длительно протекающего эволюционного заикания, возникшего в детстве, в

периоде незаконченного формирования речи.

Лечение заикания у взрослых проходит по принципу сплочения больных в

лечебные коллективы и осуществления курса лечения по единому плану,

включая комплекс медико-педагогических мероприятий.

Для начала пациентам рекомендуется ограничение речевого общения.

Ежедневно, утром и вечером, они должны принимать холодные ванны и

делать обтирание. Дыхательная гимнастика так же входит в курс

лечения: несколько глубоких вдохов и выдохов, сначала от 5-6, затем до

12-15 в течение 2-3 месяцев. Другое упражнение: вдохнуть через нос,

задержать воздух в лёгких (5-10 сек.), позже до 30-60 секунд. Затем

сделать быстрый выдох, изо всех сил, а в другой раз—медленное,

растянутое дыхание.

Упражнения для голоса: сделав глубокое, медленное вдыхание, тянуть

одну из гласных букв ( И, Э, А, О, У, Ы) сильным грудным голосом.

Повторять в течение 5 минут.

Голосовая гимнастика должна производиться ежедневно. Упражнения в

чтении и разговоре: сделав глубокий вдох заставить прочесть громко и

медленно, слог за слогом короткое предложение из 3-4 слов. За сеанс

надо прочесть от 20-30 подобных предложений.

Потом следует приступить к упражнениям в разговоре или беседе. Для

этого дают заучить отрывок прозы. Эти беседы должны вестись

обыкновенным, натуральным голосом.

Только при совокупном употреблении всех этих средств, т.е. при

одновременной гимнастике для дыхания, упражнениях для голоса, в чтении

и разговоре, удастся излечить заикание.

Так же существует комплексный метод лечения заикания, в который

входят:

++ медикаментозное лечение

++ общегигиенические мероприятия

++ физиотерапевтические процедуры

++ лечебная физкультура

++ массаж

++ психотерапия (аутогенные тренировки).

Такое лечение делится на 3 периода:

1) Период в 14 занятий:

- артикуляционная и дыхательная гимнастика

- счётная и фразовая зарядки

- вопросы и ответы

- несложные сообщения

- короткое стихотворение ( наизусть)

2) Период в 12 занятий:

- речевая зарядка

- изложение прочитанного

- рассказ на данную тему

- практика разговорной речи

3) – небольшие доклады

- работа с художественным материалом

- экскурсии.

Весь практический материал таких занятий направлен на коррекцию

нарушений дыхания, голоса, артикуляции, на развитие моторики

артикуляционного аппарата и тренировку моторной функции.

Правила для упражнения в плавной речи были разработаны в 1924 году.

Они представляют познавательный интерес и в настоящее время, т.к.

используется до сих пор в практике логопедов.

А) Говорить надо медленно и спокойно, т.е. выговаривать слог за

слогом, слово за словом.

Б) Не говорить ни слишком громко, ни слишком тихо.

В) При разговоре стоять или сидеть надо прямо и спокойно.

Г) Прежде чем начать говорить надо быстро и глубоко вдохнуть ртом.

Д) Расходовать дыхание надо экономно.

Е) Направлять выдох не на согласный звук, а на гласный.

Ж) Никогда не нажимать на согласные.

З) Если слово начинается с гласного, то начинать надо тихо, пониженным

тоном.

И) Всегда стараться говорить внятно.

9) Брадилалия и дислалия.

К нарушениям темпа речи относится брадилалия и тахилалия. При этих

расстройствах нарушено развитие внешней и внутренней речи. Речь мало

понятна для окружающих.

Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи. Она

встречается чаще его у флегматичных, медлительных людей. Сходные с

брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где

они являются обычной формой речи.

Речевая характеристика брадилалий:

. замедленный темп речи

. замедленны процессы чтения и письма

. монотонность голоса ( иногда появляется носовой оттенок)

. удлинённые паузы между словами

. растянутое произношение звуков речи

Такая речь не эстетична и мешает общению с окружающими, вызывает у них

напряжение и неприятные ощущения.

Тахилалия—патологически ускоренный темп речи. Является сложным речевым

расстройством.

Характеризуется:

. ненормально быстрый темп речи без резких искажений фонетики и

синтаксиса

. речь отличается неудержной стремительностью

. при торопливости появляются запинки, повторения, проглатывания,

неясность произношения фраз, перестановка слогов и слов.

У человека с тахилалией нарушен темп общих движений: движения быстрые

и стремительные, внимание не устойчивое, недостаточный объём

зрительной и слуховой памяти.

При устранении брадилалий логопедические приёмы направлены на

воспитание:

= более быстрых и чётких речевых движений в процессе речи

= убыстрение речевых реакций

= темпа внутренней речи

= темпов письма и чтения

= выразительных форм сценического чтения и речи

Все виды коррекционной работы при брадилалии основываются на различных

речевых упражнениях:

/\/\/\ Произношение речевого материала различной сложности

(скороговорки, короткие фразы)

/\/\/\ Чтение под отбиваемый рукой ритм

/\/\/\ Работа над воображением при действии внешних

раздражителей различного ритма

/\/\/\ Заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на

речевые особенности разных персонажей самим пациентом

/\/\/\ Выработка сценического поведения в соответствии с

содержанием драматизации

/\/\/\ Ходьба и маршировка под бодрую музыку ( поскоки,

прыжки, приседания)

/\/\/\ Пение мелодий с короткими тональностями

/\/\/\ Сюжетные подвижные игры ( пятнашки, догонялки, эстафеты)

В результате 6-12 месячной работы речь становится чётче и быстрее.

Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быструю и точную

реакцию на зрительные, слуховые раздражители, развивающие все виды

памяти.

Игры сюжетные способствуют отработке речи в диалогах. Также

рекомендуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за

темпом речи.

Логопедическую работу с актёрами, страдающими тахилалией,

рекомендуется проводить поэтапно.

1. Режим молчания. Снимает тревожную возбудимость, успокаивает.

2. Работа по усвоению медленного темпа начинается на материале

громкого чтения.

3. Работа над редактированием высказываемых мыслей. Точные

пересказы прочитанного, детализация пересказа.

4. Работа над коллективным рассказом. Внимательно слушая другого,

каждый включается в рассказ неожиданно, по сигналу. Вводится

медленное чтение про себя.

5. Подготовка к публичному выступлению.

Продолжительность курса 2,5—3 месяца.

В.С.Кочергина. Брадилалия, тахилалия,

спотыкания. Расстройства речи у детей и подростков. М.1969.

10) Нарушения голоса:

При наличии патологических изменений в гортани нарушается нормальная

функция голоса, уменьшается звучность голоса, появляется хрипота,

голос может совсем исчезнуть, что для актёров недопустимо.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Голос—это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков,

возникающих в результате колебания эластичных голосовых складок.

Звук голоса—колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн

сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является

гортань с голосовыми складками.

Высота звука—субъективное восприятие органом слуха частоты

колебательных движений.

Голосовой аппарат образует звук путём колебания эластических голосовых

связок. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее

звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от

подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из лёгких. При нарушении

определённой координации взаимоотношений между натяжением голосовых

связок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и

изменить тембр.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Тембр (окраска звука)—является существенной характеристикой качества

голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от

частоты и силы колебаний.

Резонанс—резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при

совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных

колебаний системы.

Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона и множества

обертонов более высокой, чем основной тон частоты. Эти частичные тоны

дают общую форму колебания, которая и определяет тембр.

Выделяют два основных резонатора: грудной и головной. При грудном

резонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки ( трахея и

крупные бронхи). Тембр голоса «мягкий».

Возвращаясь назад, надо отметить, что голосовой аппарат человека

состоит из 3х частей:

1) полости лёгких, бронхов и трахеи

2) гортани, в которой располагаются голосовые связки

3) верхних дыхательных путей—глотка, носоглотка, носовая полость,

придаточные пазухи носа и полости рта.

Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая

атака звука. Принято различать 3 типа голосоподачи:

1) Сначала идёт лёгкий выдох, затем смыкаются, и начинают колебаться

голосовые складки. Голос звучит после лёгкого шума. Такой способ

считают придыхательной атакой.

2) Момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Это

мягкая атака звуков.

3) Сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох,

приводя их в колебания. Этот тип называется твёрдой атакой.

Наиболее употребительна и физиологически обоснована мягкая атака.

Однако, особенно для сцены, возможно использование и двух других

способов подачи звука в зависимости от голосовых задач и

эмоционального состояния актёра, а иногда и в целях постановки голоса

на занятиях сценической речью.

-Недостатки голоса.

Наше звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства

голоса нарушают правильную речь.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Нарушения голоса—это отсутствие или расстройство фонации вследствие

патологических изменений голосового аппарата. Помимо основных дефектов

голоса—утрата силы, звучности, искажений тембра, голосовое утомление,

комок в горле, першение, кашель, налипание плёнок, давление и боли.

Нарушения голоса чаще проявляется как самостоятельные, причинами их

являются заболевания и различные изменения только голосового

аппарата.

Дисфония (афония) обусловлена парезами внутренних мышц гортани. Они

возникают при ОРВИ, ОРЗ, гриппе, дифтерии, а также при перенапряжении

голоса, что можно часто наблюдать в актёрской среде. Простуженные

голосовые связки воспаляются, набухают, в гортани накопляется много

слизи, что мешает плотному смыканию и нормальной их вибрации,

наступает хрипота. В такой период лучше облегчить голосовую и речевую

нагрузку.

Актёры, страдающие ларингитами (воспаление горла) должны обращать

особое внимание на свой голосовой аппарат. Правильная постановка

голоса снимает напряжение голоса, улучшает лимфо- и кровообращение в

воспалённых тканях.

Восстановление голоса начинается с работы над дыханием. Особенностью

дыхательной опоры является участие вдыхательных и выдыхательных мышц

одновременно. Такое упражнение называют «погреть связки»: бесшумный

вдох и выдох (диафрагмальное дыхание подготавливает организм к

интенсивным голосовым упражнениям). Затем предлагается лечь на коврик,

расслабиться, одну руку положить на живот для контроля за движением

мышц. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка

неподвижна. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков

С, Ш, позже звонкий В.

Самостоятельные тренировки актёры должны проводить, не перенапрягая

голосовой аппарат. Трудность восстановления голоса состоит в том, что

при малейших простудах возникает обострение процесса, и есть

постоянная опасность потерять голос.

-Профилактика голосовых расстройств.

Для охраны голоса актёрам необходимо помнить, что курение,

злоупотребление горячей и сильно охлаждённой пищей недопустимы, т.к.

при этом раздражается слизистая оболочка глотки и гортани. Следует

остерегаться простудных заболеваний. Самой радикальной мерой по

предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать

постановку речевого голоса, в ней в первую очередь нуждаются

начинающие актёры. Недаром А.С.Макаренко занимался техникой речи,

постановкой голоса. К.С.Станиславский говорил актёрам: «…Даже хороший

от природы голос следует развивать не только для пения, но и для

речи».

В понятие «развитие голоса» входит не только тренировка голоса и

фонации, но и других компонентов речи. Очень важен принцип целостного

функционирования голосового аппарата—дыхания, артикуляции,

голосообразование. Нередко хорошее произношение и правильное дыхание

актёра дают его слабому голосу избегать утомления и перегрузки. И ещё,

с анатомической стороны голос и дыхание выполняются одними и теми же

органами, а действие органов артикуляции облегчает работу гортани.

Итак, иметь хорошую речь,—значит, иметь правильное произношение,

дыхание и голос.

Хорошее произношение (дикция) предполагает правильную

артикуляцию, чёткость звучания согласных и гласных, отсутствие

вялости, небрежности в произнесении отдельных слов.

Здесь снова хочется вспомнить К.С.Станиславского. В своей книге

« Работа актёра над собой» он особенно настаивает на внимании к

гласным звукам. Он говорит: «Усиленно развивайте артикуляцию губного

аппарата, языка и всех тех частей, которые чётко вытачивают и

оформляют гласные».

Первым звеном при занятиях по дикции будет гимнастика рта. Вот

несколько необходимых упражнений:

1) Умение широко открывать рот.

2) Вытягивать и растягивать губы. Удерживать губы в улыбке, передние

верхние и нижние зубы обнажены.

3) Приподнимать и опускать губу до десны.

4) Поднимать язык на верхнюю губу (зубы) и опускать на нижнюю

(нижние зубы).

5) Крестообразно двигать языком на губах.

6) Упражнять губы на звуке П.

7) Укреплять кончик языка на звуке Т.

Например: Повторяй за мной зарядку

В ней звук Т

Пришёл на грядку

Тыква вот, а вот томат

Здесь—капуста, здесь—салат.

8) Укреплять корень языка на звуке К.

Например: АК-АК-АК, вот такой гамак.

ОК-ОК-ОК, вот такой каток

УК-УК-УК, вот такой индюк.

КА-КА-КА, у Кати мука.

КО-КО-КО, в театре нелегко.

КУ-КУ-КУ, я куплю муку.

9) Дифференциация звуков (способствует развитию фонематического

слуха)

А. Гласных: И-У, Э-О, И-О, Э-У, И-Э, У-О.

Б. Длительных и взрывных согласных: М-Б, Н-Г.

В. Носовых и сонорных: М-Л, Н-Л.

Г. Губных и язычных: Б-Д, Ф-Х.

Д. Взрывных и щелевых: Б-В, К-Х.

Е. Переднеязычных и заднеязычных: С-Х, Д-Г.

Хорошо закреплять упражнения чётким проговариванием скороговорок

и пословиц только на одной артикуляции:

. попытка—не пытка

. около кола колокола, около ворот коловорот

. стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под

колпаком

. добыл бобыль бобов

. водовоз вёз воду из- под водопровода

. дробью по перепелам да по тетеревам

. во поле-поле затопали кони

. от топота копыт пыль по полю летит

. король—орёл, орёл—король

. курьер курьера обгоняет в карьер

. у осы не усы, ни усище, а усики

. с вишен галок поп пугая, в саду увидел попугая

. шла Саша по шоссе и сосала сушку

. везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках

. ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в

реку, рак за руку греку цап

. рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла,

подрыла

. еду я по выбуе с выбуи не выеду я.

. рассказать скороговорку

тяжелей, чем влезть на горку

только я одна умею

не сбиваюсь, не робею…

жил колпак под колпаком

с колпачихой был знаком.

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку.

. наша Ирина спит на перине

. береги нос в большой мороз

. волки рыщут, пищу ищут

. рад Яков, что пирог с маком

. Прохор и Пахом ехали верхом

Жизнью речи считают дыхание. В состоянии покоя оно

автоматически. При речи вдох короткий, а выдох—длинен (постепенный,

экономный). Вдох и выдох в спокойном состоянии происходит через нос.

При речи—комбинированные, рото-носовые.

При дыхательных упражнениях лучше исходить из движений рёбер и

диафрагмы, такое дыхание считается глубоким и сильным. Дыхательные

упражнения позволяют актёрам их обычное непроизвольное дыхание

перевести в произвольное. Это даёт возможность иметь достаточный

запас воздуха при произнесении длительных речевых отрезков,

монологов.

Развитие дыхание можно начать со следующих упражнений:

Встать прямо и спокойно дышать при лёгком развороте плеч, без

поднятия или опускания их. Задерживать дыхание до 5 счётов, затем

выдыхая произносить глухие звуки Ф, С, Щ, Х, Ш, Ж. Постепенно вдох

удлинять, сначала считать на выдохе до 5, потом до 10-15-20… Со

временем счёт заменяют на поговорки, скороговорки или короткие

фразы. Можно использовать следующие стихотворения, которое читают,

прыгая на скакалке либо на месте:

Чтобы голос был в порядке

Проведу сейчас зарядку

Влево, вправо поворот,

А теперь наоборот.

Приседаем, поднимаемся

Прогибаемся, наклоняемся

Достаём руками пол.

А теперь прыжки на месте

Прыгну хоть сто раз, хоть двести

И на двух, и на одной

И на левой, и на правой

На одной и на другой

И отдышки, ни какой.

Со скакалкой я скачу

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую отдышки.

Голос звучный, льётся ровно

И не прыгаю я словно.

Раз, два, раз, два, раз, два, раз

Могу прыгать целый час.

Основным принципом в работе над дыханием является постепенное

увеличение количества слов и строк, произнесённых на одном выдохе, и

умением пользоваться на паузах «добором» воздуха, если дыхания не

будет хватать.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Постановка голоса—это работа, которая обеспечивает возможность

наилучшего использования голоса при минимальной утомляемости

голосовых связок. Поставленный голос должен отвечать требованиям в

отношении силы, высоты, длительности и тембра.

Сила голоса—это умение давать голос тихо, средне, громко.

Высота голоса—это допустимое расширение его звуковых возможностей,

развитие диапазона вверх и вниз.

Длительность—умение вести речь в разных темпах при сохранённых

остальных качествах голоса.

Тембр—наиболее благоприятная для актёра окраска голоса.

Работа по развитию голоса у актёров трудоёмкая и чрезвычайно

индивидуальна. Требуется соблюдение осторожности. Правильной

голосоподаче содействует: хорошо открытый рот, губы овалом, язык

(лежащий плашмя), приподнятая нёбная занавеска, слегка расширенная

грудная клетка.

В начале занятий хорошо давать звонкие согласные М, В, З, Ж как

отдельные звуки, потом в слогах типа МУ, МО, МЫ, МИ, МЕ, МА, МУМ,

МОМ, МИМ, МЕМ, МАМ. Такие упражнения дают приблизить звук к костным

стенкам резонаторов, что усиливает голосовую струю.

Дальше можно использовать стихотворные отрывки. Читать следует

по строчкам, каждую строчку на один выдох, с обязательным добором

воздуха по её окончании. Читать нужно на средней высоте, наиболее

удобной для каждого, избегать крика. При развитии силы звука

рекомендуется начинать с усиления или ослабления отдельных звуков

(М, В, Ж, З, И, Э, О, У, Ы, А), а в дальнейшем считать десятками,

сначала тихо, потом громко и снова тихо. Заканчивать чтение стихов в

таком же порядке.

Упражнения в овладении темпом речи (длительностью) неплохо

получаются при чтении скороговорок. Сначала читают медленно, чётко,

постепенно ускоряя темп при сохранении чёткости и ясности. Развитию

голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же

звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Они

готовят к правильному использованию интонационных средств

выразительности: смена силы голоса в зависимости от содержания

высказывания.

Тренировка подвижности гортани и мягкого нёба:

- положение зевка, затем: ММА, ММО, ММУ, ММЫ, ММЕ, ММОММ, ММАММ,

ММЫММ, ММУММ, ММЕММ…

- чередование высоких и низких регистров:

ММОМММОЛОКА БЫ НАМММ

МММЁДУ БЫ НАМММ

ВОТ Я ВАМММ, ШАЛУНАММММ.

Если в голосе актёра отмечается ухудшение (хрипота, осиплость),

то упражнения необходимо временно приостановить. Людям, работающим

на голосе (ораторам, педагогам, массовикам и актёрам в частности),

следует длительно не оставлять соответствующих упражнений, чтобы не

потерять приобретённых качеств.

Звукопроизношение обеспечивает в основном смысловое значение

речи, а голосовой компонент—её эмоциональное содержание, плюс ко

всему этому присоединяется актёрское мастерство, талант актёра и его

знание орфоэпии, что особенно важно для человека, которому

необходимо произносить со сцены, и быть уверенным в том, что его

услышат.

-Методика занятий при некоторых расстройствах голоса.

Основанием для построения методики является положение о

целостности функционирования всего речевого аппарата: дыхания,

голосообразования, артикуляции; об их теснейшем взаимодействии и

координировании этого взаимодействия корой головного мозга.

Правильно организованное дыхание и артикуляция служат основой для

постепенного и осторожного включения голоса. Залогом успеха является

постепенность в нарастании трудностей, точная дозировка заданий (от

лёгкого к трудному).

Поэтому при восстановительной работе над голосом отводится

заключительный этап занятий, гласные звуки берутся после согласных,

звонкие согласные после глухих, громкая речь после шёпота. План

занятий можно поставить следующим образом:

1. Гимнастика артикуляционного аппарата.

2. Дыхание.

3. Дыхание с артикуляцией (шепот) на глухих согласных (Ф, С, Ш, Х).

4. Дыхание с артикуляцией на звонких согласных (В, З, Ж, М, Н, Л,

Р), т.е. постепенное включение голоса.

5. Гласные.

6. Развитие длительности, силы голоса, высоты, гибкости и тембра.

Более детально занятие складываются из следующих упражнений:

1. Г и м н а с т и к а а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п

а р а т а:

а) опускание челюсти

б) движение челюсти вправо-влево

в) движение челюсти вперёд

г) вытягивание и растягивание губ на «У-И»

д) подтягивание верхней губы ( «ПФ» )

е) опускание нижней губы («ВЫ-ВЫ»)

ж) натягивание губ на зубы при открытом рте

з) круговое движение языка под губами

и) дутье на кончик языка

к) промазывание широким языком нёба и др.

2. Д ы х а н и е.

Выявляется правильность дыхания в процессе речи, так называемое

«речевое дыхание» (короткий вдох и удлинённый выдох). При нарушении

или недостаточном умении владеть им, занятия начинаются по

упорядочиванию дыхания.

Вот несколько упражнений:

--плавный бесшумный вдох через нос и плавный выдох тоже через нос.

--вдох—небольшая задержка (1-2 сек) –выдох.

--вдох через нос –задержка (1-2 сек) –выдох через рот.

--комбинированный вдох –задержка, выдох через нос.

--комбинированный вдох –задержка, выдох через рот. Постепенно вдох

укорачивается и углубляется, выдох удлиняется.

Например: «раз»—вдох, «раз-два»—задержка, на «раз-два три» выдох и

т.д.

Затем идут упражнения в дыхании через артикуляцию. Выдох

даётся на глухих согласных Ф, С, Ш, Х, сначала отдельно на каждый

звук, потом в объединённых в слоги:

--ПАП, ПАТ, ПАК

--ФАС, ФАШ, ФАК

--ПАФ, ФАП, САТ и т.д.

В начале на выдох даётся один слог, потом два, три и т.д. Гласные

берутся только артикуляцией.

Раздел заканчивается упражнениями в чётком произнесении сначала

на беззвучной артикуляции, потом на шёпоте слов, фраз, скороговорок.

После достаточной тренировки дыхания и артикуляции начинаются

голосовые упражнения. Через откашливание с закрытым ртом или стон

фиксируется один из звонких звуков (В или З) и закрепляется коротким

выдохом на артикуляции. Постепенно вводятся Ж, Л, Р, Н, М.

Для закрепления длительности звучания даются слоговые

упражнения:

1. АВ_____ОВ_______УВ_______ЫВ,

2. АЗ_____ОЗ________УЗ_______ЫЗ,

3. АЖ____ОЖ_______УЖ______и т.д.

4. ПАВ___ПАЗ______ПАЖ_____ПАЛ_____ПАР_____ПАМ

ПОВ ПОЗ ПОЖ ПОЛ ПОР ПАМ

ПУВ ПУЗ ПУЖ ПУЛ ПУР

ПУМ

ПЫВ ПЫЗ ПЫЖ ПЫЛ ПЫР ПЫМ

ПИВ ПИЗ ПИЖ ПИЛ ПИР

ПИМ

ПЕВ ПЕЗ ПЕЖ ПЕЛ ПЕР

ПЕМ

И др.

В начале на одном выдохе даётся один слог, потом два, три и т.д.

В этих упражнениях нужно следить и добиваться грудного звучания.

Гласные звуки и здесь берутся только артикуляцией.

Следующей ступенью в занятиях бывает соединение выхода и голоса на

звонких согласных с постепенным включением гласных (И, Э, А, О, У,

Ы). Например:

ВУВ ВОВ ВЭВ ВЫВ ВИВ ВАВ

ВУЗ ВОЗ ВЭЗ ВЫЗ ВИЗ ВАЗ

ВУЖ ВОЖ ВЭЖ ВЫЖ ВИЖ ВАЖ

ВУЛ ВОЛ ВЭЛ ВЫЛ ВИЛ ВАЛ

ВУР ВОР ВЭР ВЫР ВИР ВАР

ВУН ВОН ВЭН ВЫН ВИН ВАН

ВУМ ВОМ ВЭМ ВЫМ ВИМ ВАМ

В таком же порядке следуют упражнения с З, Ж, Л, Р, Н, М и затем

перейти к длительности гласных. Вышеуказанные упражнения берутся

уже в такой вариации:

ВУ___В, ВО___В, ВЫ___В, ВИ___В, ВА___В и т.д.

Потом берутся упражнения для развития голоса на согласных:

У-у-у О-о-о Э-э-э Ы-ы-ы и

т.д.

При некоторых расстройствах голоса необходимы, наряду с

логопедическими занятиями. Чёткая работа органов артикуляции и

дыхания, являясь своеобразным массажем, помогает правильному

функционированию голосовых связок. Переход к фонации должен быть

осторожным, после достаточной тренировки всего речевого аппарата.

Поэтому, любому актёру надо очень внимательно и серьёзно

подходить к постановке и технике собственной речи.

11) Заключение.

Охрана здоровья населения нашей страны относится к функции

государства. Профилактическая работа в деле сохранения здоровья

людей должна вестись с самого их рождения. Разработке

практических медицинских, психологических и педагогических

методов воздействия предшествуют научные изыскания, позволяющие

полноценно использовать защитные механизмы организма в целом.

По данным мировой статистики число речевых расстройств растет,

в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых

нарушений у населения принимает глобальный характер.

Лишь в последнее время в России, стали уделять больше внимания

коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми,

которые в большинстве страдают речевыми нарушениями в отличие от

взрослых.

Путем специального воздействия во многих случаях удается

предотвратить или затормозить появление различных отклонений от

нормы, в частности речевой патологии.

Большая ответственность в организации мер профилактики нервно-

психических нарушений, приводящих к речевым расстройствам еще у

детей, возлагается на дошкольные учреждения. Ведь именно в них

ребенок впервые знакомится с новыми людьми, узнает и черпает для

себя первые свои знания. Именно в детском саде дети впервые видят

детские сказки и спектакли, которые, быть может, их призовут

служить искусству и культуре. После школы они поступят в

театральные ВУЗы, и там могут столкнуться с одной из

распространенных проблем – речевым дефектом, что для актера не

допустимо.

Поэтому, надо развивать научную программу профилактических

мероприятий не только среди детей, но и среди подростков и

взрослых. Ведь образцовая речь нужна людям не только на сцене и

трибунах, но и в повседневной жизни общества. В заключении моей

работы, хотелось бы больших успехов в творчестве, всем актерам,

настоящим и начинающим.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.