Рефераты. Ответы на вопросы к экзамену История дизайна и культуры






концентрацией средств труда и рабочих, с его колониальными рынками, а

потому и на самом деле претерпели переворот. Точно так же средства

транспорта и связи, унасле­дованные от мануфактурного периода, скоро

превратились в невыносимые путы для крупной промышленности с ее

лихо­радочным темпом и массовым характером производства, с ее постоянным

перебрасываниям масс капитала и рабочих из одной сферы производства в

другую и с созданными ею мировыми рыночными связями. Не говоря уже о полном

перевороте в па­русном судостроении, связь и транспорт были постепенно

при­способлены к способу производства крупной промышленности посредством

системы речных пароходов, железных дорог, оке­анских пароходов и

телеграфов. Но огромные массы железа, которые приходилось теперь ковать,

сваривать, резать, сверлить и формовать, в свою очередь требовали таких

циклопических машин, создать которые мануфактурное машиностроение было не в

силах.

Итак, крупная промышленность должна была овладеть характерным для нее

средством производства, самой машиной, и производить машины с помощью

машин. Только тогда она Создала адекватный ей технический базис и стала на

свои соб­ственные ноги. С ростом в первые десятилетия XIX века машин­ного

производства, машина на самом деле постепенно овладе­вала производством

рабочих машин. Однако лишь в последнее десятилетие колоссальное

железнодорожное строительство и оке­анское пароходство вызвали к жизни те

циклопические машины, которые применяются при постройке первичных

двигателей.

Здесь не надо учить все – просто прочитать и составить представление,

вычленив лишь самое важное.

Вопрос 4

Раскрыть проблему эстетики товаров

ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики)

Всесоюзный научно-исследовательский Государственного комитета Совета

Министров СССР по науке и технике (ВНИИТЭ). Создан в 1962 в Москве,

институт разрабатывает теоретические проблемы технической эстетики и

эргономики, методику художественного конструирования, проекты отдельных

видов массовых и уникальных изделий машиностроения, а также товаров

культурно-бытового назначения; осуществляет координацию научно-

исследовательских работ в области технической эстетики и эргономики, а

также методическое руководство работой специальных художественно-

конструкторских бюро, отделов и групп, действующих на предприятиях и в

организациях различных министерств и ведомств. В составе института: отделы

теории и методов художественного конструирования, эргономики, экспертизы

потребительских свойств изделий, художественного конструирования изделий

машиностроения, комплексных проблем оборудования жилых и общественных

зданий, декоративных свойств новых материалов и покрытий, анализа,

обобщения и распространения опыта художественного конструирования; филиалы

в Ленинграде, Свердловске, Хабаровске, Киеве, Харькове, Минске, Тбилиси,

Ереване, Вильнюсе; опытное производство в Москве. институт имеет очную и

заочную аспирантуру; учёному совету предоставлено право приёма к защите

кандидатских диссертаций. Издаёт ежемесячный информационный бюллетень

«Техническая эстетика». Публикует сборники трудов, методические

рекомендации, информационные материалы.

Проблему эстетики товаров можно назвать одним словом «брэндинг»

Для того чтобы разработать брэнд, необходимо провести маркетинговые

исследования, определить перспективную рыночную нишу, описать и понять

потенциального потребителя нового товара или услуги, разработать концепцию

марки, создать и протестировать название, фирменный стиль и упаковку. Для

того чтобы торговая марка успешно развивалась, набирала силу, превратилась

в брэнд и приносила прибыль владельцу необходимо ее грамотно продвигать,

продавать и вносить своевременные изменения.

Для решений всех этих задач в компании созданы подразделения маркетинга,

брэндинга, рекламы, PR, организационного моделирования и подготовки

персонала. Поэтому рабочая группа, объединенная брэнд-менеджером для работы

над проектом клиента, способна эффективно сопровождать брэнд на отрезке

«идея о новом продукте – разработанная торговая марка - успешный брэнд».

Таким образом, в отличие от обычных агентств по созданию торговых марок,

рекламных кампаний или отдельных рекламных инструментов, «Практик» несет

ответственность за результат своей работы на всех этапах сотрудничества с

клиентом.

Это текст с какого-то сайта студии, ее название запоминать ненужно

Вопрос 5

Вторая половина XIX века. Первые … дизайна. Г. Земпер, Дж. Рескин, У.

Моррис, «Движение искусств и ремесел»

Эпоха (из статьи о земпере, но в тему всего вопроса)

Вперед или назад - вот один из волнующих вопросов эпохи. Земпер живет в

момент зарождения новой архитектуры, стали и стекла, Хрустального дворца

Пэкстона, который приветствует, но и не одобряет полностью. Раньше многих

он понимает короткую дистанцию, отделяющую прогресс от безликости. Не боясь

показаться ретроградом, он смело использует формы различных исторических

стилей - так, большинство дрезденских построек часто характеризуют как

неоренессанс. Тем не менее при всей любви к античности или Возрождению

задача воссоздания образцов прошлого никогда не ставится.

Ясно, что для зданий новой эпохи - вокзалов, пассажей, цехов - уже

недостаточно классицистской конструкции из двух опор и перекрытия. Нужны

новые решения, на новой технической основе. А "внешнее оформление здания

должно следовать функции, для которой оно предназначено", - говорит

архитектор.

Главное - это разумные принципы организации формы, утраченные в связи с

бурным развитием техники. "У современности нет времени, чтобы освоиться с

чуть ли не навязанными ей благодеяниями и стать хозяином положения", -

предостерегает он.

Раньше время позволяло найти безошибочную форму, "тип", адекватный

назначению предметов и зданий. Новый темп жизни не предусматривает

спонтанности. Поиски нужно поставить на теоретическую основу и пользоваться

багажом истории, который уже оправдал себя. Только это откроет дорогу к

новому стилю. Пафос, лишенный наивности. Романтическое здравомыслие.

Предвидение всех грядущих "историзмов".

Моррис рисует обои, размышляя над тем, как хороши вещи, сделанные

вручную. Земпер говорит о новых технологиях, стимулирующих ложный спрос. И

вместе с тем - ищет пути их наиболее рационального применения.

Земпер

ЗЕМПЕР, ГОТФРИД (Semper, Gottfried) (1803–1879), немецкий архитектор и

теоретик искусства, представитель романтического историзма.

Родился в Альтоне (город близ Гамбурга, ныне его район) 29 ноября 1803.

Первоначально изучал право и математику в местном университете, затем

занимался в мастерских архитекторов Ф.Гёртнера в Мюнхене (1825) и Ф.Гау в

Париже (с 1826). В 1830–1833 путешествовал по Франции, Греции и Италии.

Профессор дрезденской Академии художеств (с 1839), принял участие в

революции 1849 года, после чего вынужден был эмигрировать. Жил в Париже,

Лондоне (с 1851). В 1855–1871 – профессор Политехникума и директор

Строительной школы в Цюрихе. В 1871–1876 работал в Вене.

В своей архитектурной практике вдохновлялся античной классикой, однако не в

чистом виде (как было у его друга К.Ф.Шинкеля), а воспринятой сквозь призму

итальянского Ренессанса и барокко. Разрабатывал монументальные комплексы,

доминирующие в ансамблях центров обновляемых городов. Известнейшее его

произведение – здание Дрезденской оперы (1837–1841, достройки 1871–1878). В

соавторстве с К. фон Хазенауэром внес выдающийся вклад в сложение историко-

ретроспективного «стиля Рингштрассе» в Вене, спроектировав здания

Художественно-исторического и Естественно-исторического музеев (1872–1881),

а также «Бургтеатра» (1874–1888). Среди прочих его построек – Политехникум

и Университет в Цюрихе (совместно с И.Вольфом; 1860–1864).

Опубликовал целый ряд теоретических работ, важнейшей из которых является

книга Стиль в технических и тектонических искусствах (1863) – опыт

«практической эстетики», где он в противовес философскому идеализму своего

времени подчеркнул базисное стилеобразующее значение материалов и техники.

Ратовал за активизацию роли цвета в скульптуре и зодчестве, посвятив этой

проблеме работы Заметки о раскрашенной архитектуре и пластике древних

(1834) и О полихромии (1851). С 1876 жил в Италии.

* Он собирает обширный материал о раскрашенных статуях и домах. Земпер

считает, что, будучи людьми естественными и эмоциональными и живя "под

солнцем свободы", греки не смогли бы жить в монотонном мире. Позже он

вводит цвет и различные материалы в свои постройки с тем, чтобы

визуализировать структуру и назначение здания.

** Есть несколько ключевых идей, к которым он не раз возвращается на

протяжении жизни. Мысль о том, что архитектура и пространство, ею

создаваемое, может влиять на нравы и умонастроения людей. Уважительное

отношение к традиции. Желание ансамбля: Цвингер, Ринг. Тема нового стиля,

новой классики, исполненной вкуса и совершенства.

Чему учит Земпер? Создавая большие формы, не пренебрегать малыми. Не

спешить, для того, чтобы успеть. Работать. Быть верным себе. Понимать:

устаревает "что", а не "как".

Умер Земпер в Риме 15 мая 1879.

Рескин

Рескин, Раскин (Ruskin) Джон (8.2.1819, Лондон, — 20.1.1900, Брентвуд,

Ланкашир), английский теоретик искусства, художественный критик, историк,

публицист. Окончил Оксфордский университет (1839). Будучи последователем Т.

Карлейля, в своих трудах («Современные живописцы», 5 тт., 1843—60; «Семь

светочей архитектуры», 1849; «Камни Венеции», 3 тт., 1851—53; «Политическая

экономия искусства», 1857) Р., развивая концепцию единства красоты и добра

А. Шефтсбери, выступал с романтической критикой капиталистической

цивилизации, враждебной искусству как синтезу природы, красоты и высокой

нравственности, призывал к возрождению средневекового ручного труда,

коллективных форм художественного творчества. Взгляды Р. во многом

обусловили антибуржуазные элементы в эстетике прерафаэлитов, которых он

поддерживал (книга «Прерафаэлитизм», 1851). Обращаясь к английскому

пролетариату («Письма к рабочим и труженикам Великобритании», 1871—86), Р.

приобрёл большую популярность в его среде; преподавал в первом Рабочем

колледже. Ранние сочинения Р. отличаются патетикой и изысканностью

литературного стиля; позднее он заботился о ясности слога, его доступности

простому народу (незаконченные мемуары «Прошлое», 1886—1900). Близкий к У.

Моррису, Р. участвовал в организации его художественно-промышленных

мастерских. Известен также как рисовальщик и акварелист.

Или еще: Джон Рёскин(1819-1900) - английский писатель, крупнейший теоретик

и историк искусства, литературный критик и публицист, блестящий лектор-

популяризатор. Главная мысль Рёскина, проведенная им через долгую жизнь в

литературе -неприятие викторианской цивилизации и прогресса, вера в идеи

гуманизма, которые он противопоставлял машинному прогрессу, поэтизация

ручного труда и ремесел.

Сделал его знаменитым пятитомный труд "Современные художники"

(1843-1860).Идеи Рёскина стали популярными.Его эстетика была синтезом

искусствоведческих идей античности, романтизма и просветительства. Принципы

романтической эстетики были сформулированы им полнее всего, а затем и

принципы реалистического творчества. Наиболее ценимый им писатель - Вальтер

Скотт,соединивший в своем творчестве два этих принципа. Рескин считал, что

искусство любой страны является выражением ее нравственной, социальной и

политической жизни.

Он называл тесную связь между жизнью реальной и искусством

"политической экономией искусства". Его взгляды оставили глубокий след в

творчестве не только английских писателей и художников, но и таких деятелей

культуры, как Л. Толстой, Ганди и др.

Моррис

Английский писатель, художник, социалист, издатель. Будучи студентом

Оксфордского университета он подружился с Берн-Джонсом. Именно тогда он

начал писать стихи и увлекся средневековой архитектурой, читая Рескина и

Пьюджина.

В 1856 году он начал учиться под руковдством архитектора Дж.Е.Стрита, но

вскоре увлекся под влияньем Д.Г.Россетти увлекся живописью. Его

единственная завершенная картина "Королева Гиневра" ("Queen Guinevere (La

Belle Iseult)", 1858г., Галерея Тэйт, Лондон) выполнена в манере Пре-

Рафаэлитов. В 1859 году У.Моррис женился на джейн Бёрден, которая

изображена на многих картинах и фотографиях Д.Г.Россетти в образе "femme

fatale". В этом же году Моррис с женой переехал в свой знаменитый Красный

Дом, который специально для него спроектировал его друг Филлип Уэбб. В 1861

г.вместе с Уэббом, Россетти, Берн-Джонсом, Ф.М.Брауном, Маршаллом и

Чарльзом Фолкнером Моррис основал фирму "Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко."

Фирма занималась тем, что производила мебель, ткани, ковры. Берн-Джонс и

Моррис определяли главную концепцию фирмы и сосредоточились на подражани

средневековому ремесленному цеху. Они определяли искусство как "выражение

человеческой радости в труде" и рассматривали его как существенную часть

человеческой жизни. Как социалист Моррис хотел творить искусство для масс,

но в этом было слабое место его теории, потому что только богатые люди

могли себе позволить купить вещи, сделанные вручную. К сожалению, идеи

Морриса о возрождении средневековых техник ремесла совпали с эрой

наступления машинного производства и поэтому выглядели совершенно

нереальными. Но идеи были поддержаны в Англии (Arts and Crafts Movement) и

заграницей (Wiener Werkstatten, Deutsche Werkstatten и Deitsche Werkbund).

Моррис сыграл также важную роль в развитии частного книгопечатания,

основав свое собственное издательство Kelmscott Press в 1890 году. До сих

пор в лондонском доме У.Морриса, в Уэлтемстоу и в его в его поместье

Кельмскотт, в Оксфордшире хранится коллекция работ У.Морриса и его

современников.

Или: 1834-96, английский поэт, художник, мастер, проектировщик, социальный

реформатор и священник. Его долго считали одним из великих Викторианцев и

назвали самым великим английским проектировщиком 19-ого столетия. Находясь

в Оксфорде, Моррис со своим другом Эдвардом Берн-Джонсом, глубоко

интересовался ритуалами и архитектурой Средневековья. Однако, наибольшее

влечение Морриса пошло из произведений Джона Раскина, чьи идеи относительно

эстетства и социального продвижения он постепенно адоптировались. В 1856

году он был отдан учится архитектуре. В то время Моррис присоединялся к

братству Прерафаэлитов, и через поддержку Данте Габриэля Россетти начал

писать. В 1858 году он издал свой первый сборник стихов «Защита Геневры и

Другие Поэмы». За ним последовали «Жизнь и Смерть Джейсона» (1867) и

«Земной Рай» (1868-70), в котором группа средневековых норвежских

странников ищут землю, где не было бы ни смерти, ни страдания. Со своими

друзьями в 1861 году он открыл фирму декораторов, позже известную как

«Моррис и Компания», которая, отвечая на растущий индустриализм, искала

вдохновения в средневековом стиле и средневековых декоративных искусств.

Искусства и ремесла

Во второй половине ХIХ в. Англия была одной из передовых во всех отношениях

держав. Длительное и устойчивое правление королевы Виктории, следствием

которого стал экономический и промышленный подъем, сделало небольшую

островную страну «мастерской мира», законодательницей моды и стиля. Но

разве так уж хорош стиль, который позволяет сочетать абсолютно не

совместимые эклектичные вещи, загромождать интерьеры безвкусными

тиражированными машинными предметами «роскоши»? В противовес этому в

художественной среде родилось стремление возвращения к ручному ремесленному

производству уникальных и стильных вещей, что воплощали в своем творчестве

участники «Движения искусств и ремесел».

Промышленный подъем в Англии второй половины ХIХ в. привел к тому, что в

среде зародившейся буржуазии и представителей нового среднего класса

появилось стремление к украшению своего быта, домов и квартир, наполнению

их деталями и интерьерными вещицами, которые создавали бы иллюзию

«роскошной жизни». Но роскошь - понятие дорогостоящее, поэтому рынок

наводнили тиражированные промышленным способом «бронзовые » светильники из

крашенного гипса или великолепная «золоченая деревянная» резьба из папье-

маше. При этом в одной комнате могли находиться предметы различных

исторических стилей, огромное количество драпировок и массивных рам, что

делало интерьер безнадежно перегруженным, тяжеловесным и практически

непригодным для жизни. В подобном великолепии терялось так необходимое

человеку ощущение уюта.

Действие рождает противодействие, каким и стало «Движение искусств и

ремесел» (The Arts & Crafts Movement) – художественное течение, участники

которого пропагандировали возвращение к ремесленным народным истокам

творчества, стремились создавать эстетически продуманную среду обитания для

каждого человека. Идейными вдохновителями и теоретиками обновления

декоративных искусств в Англии были Джон Рескин (1819 - 1900) и его младший

современник и ученик Уильям Моррис (1834 - 1896).

По мнению Морриса и Рескина, основная беда современного им искусства была в

его механичности, фабричности, тогда как что может быть приятнее, чем труд,

работа, которые позволяют человеку самореализоваться и дарят наслаждение

творчества.

«Просто делать что либо руками уже должно быть удовольствием», -

пропагандировали они. Истоки подлинно народного, ремесленного,

человеческого творчества они нашли в искусстве Средневековья, когда еще не

изобрели хитроумных станков и машин, штамповавших «произведения искусства».

Мастера «Движения искусств и ремесел» создавали деревянную мебель,

расписанную мифологическими сюжетами в средневековой манере и отделанную,

наподобие ремесленных народных образцов, металлическими скобами, планками и

фурнитурой. Активно распространялись также обои и ткани, в том числе с

серебряным и золотым шитьем. Все детали оформленных художниками интерьеров,

и даже костюмы и платья жильцов были выдержаны в единой манере и цветовой

гамме, что создавало ощущение стилистической целостности и гармоничности

пространства.

Парадокс заключался в том, что ручное производство совсем не было дешевым,

и недорогая тиражированная промышленная «роскошь» опять оказывалась вне

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.