Рефераты. Барроко






5) сочный, грубый язык, диалект.

Среди представителей: Георг Телеман, Рихард Кайзер.

В инструментальной музыке XVIIв. орган занимал почетное место. В

первых поколения немецких композиторов-органистов наиболее интересными были

фигуры Шайдта (1587-1654) и Иоганна Фробергера (1616-1667). Их значение

велико для истории полифонических форм на пути к фуге и обработок для

хорала. Фробергер сблизил органную и клавесинную музыку

(импровизационность, патетичность, виртуозность, подвижность, тонкая

разработка деталей). Среди непосредственных предшественников Баха можно

назвать Иоганна Адама, Георга Бема, Иоганна Пахельбеля, Дитриха

Букстельхуде. Крупные и оригинальные художники, они представляют как бы

разные стороны предбаховского органного искусства: Пахельбель -

“классическую” линию, Букстельхуде - “барочную”. Для творчества

Букстельхуде характерна раскинутость композиции, свобода фантазии,

склонность к патетике, драматизму, ораторским интонациям.

VI. Иоганн Себастьян Бах.

1. Черты стиля

Особенность исторического положения заключается в том, что он был

самым передовым художником своего времени. Трагическое историческое

положение Германии (крестьянская война, тридцатилетняя война, Вестфальский

мир, окончательно закрепивший раздробленность страны) дало Баху наилучшую

возможность почувствовать трагические противоречия своего времени. Бах

поднимается до высокого обобщения духовной жизни, искусства на новом

историческом этапе в концепциях общечеловеческого значения. Социальная

природа его музыки народная, “певец крестьянских и городских низов”

(Розеншильд), церковная. Бах апеллирует не только к эмоциям, но и прежде

всего к разуму, интеллекту. Могучее, кристально ясное интеллектуальное

начало - один из устоев его искусства. Его идеал - мир светлый и разумный.

Для Баха характерна эмоциональность и импровизационность, скорбность,

трагичность, пафос, высшая трагедийная концепция в пассионах, предельная

возможность обобщения в мессе.

Черты стиля:

1) мелодия - опора на риторику, на сложившиеся формы, на схемы и

символы церковной музыки, на народные мелодии;

2) предельная концентрация и мелодическая нагота тем;

3) ритм разнообразен. Бах непревзойденный мастер разнородных и в то

же время органичных ритмических сплавов и контрастов, переключений и

сопоставлений (“Хроматическая фантазия и фуга”, “Органная фантазия” g-

moll).

Бах работал во всех жанрах (кроме оперы) и везде достиг небывалых

вершин.

2. Оратории

Ораториальные жанры наиболее значительная область творчества:

пассионы - возвышенно-философское воплощение евангельской темы. Идея

страстей трактована гуманистически - нравственно. Его герой смиренно,

бестрепетно и непреклонно идет на жертвенный подвиг. Следуя традициям, Бах

в рамках цикла свободно объединяет повествовательный речитатив, церковный

хорал четырехголосного склада, хоры, арии, ариозо. Все это синтезировано с

богатой оркестровкой, тонко, изобретательно и поэтически расцвеченной по

тембровому колориту, с развитыми концентирующими соло и органом.

3. Мессы

Мессы. Бах отходит от обрядовой традиции, развернув освященный

церковью шестичастный цикл в монументальную композицию из двадцати четырех

номеров, объединенных в четыре части. В Мессе не запечатлены картины жизни,

повествования. Сфера Мессы - человеческие идеалы в их эстетически и

этически обобщенном выражении. Впервые идея восхождения от страданий к

радости получила обобщенную форму. Две образные сферы - страдания и

действия, радости - в развитии стремятся в противоположных направлениях,

композиция построена как цикл циклов, в основе которого находится избранный

круг музыкальных образов. Это значит, что содержание глубоко и

многообразно, как часть баховской картины мира.

4. Инструментальная музыка

Большинство инструментальной музыки - произведения чисто светские

(исключение - музыка для органа). В инструментальной музыке протекает

процесс взаимодействия и взаимообогащения различных областей, жанров, типов

изложения. Центральное место занимает музыка для клавира и органа.

Клавир - творческая лаборатория. Бах раздвинул рамки репертуара,

предъявляя предельные требования к инструменту. Клавирный стиль отличается

энергичным и величавым, сдержанным и уравновешенным эмоциональным строем,

богатством и разнообразием фактуры, интонационной насыщенностью. Бах ввел

новые приемы игры. Произведения: пьесы для начинающих (маленькие прелюдии,

фугетты), прелюдии и фуги (ХТК), сюиты, концерты (Итальянский), токкаты,

фантазии (свободная импровизация, патетически приподнятый тон, виртуозная

фактура), “Искусство фуги” (создал классическую фугу).

Великая роль в творчестве Баха принадлежит органу. Органный стиль

наложил отпечаток на все инструментальное мышление композитора. Именно

органу принадлежит жанр, связывающий инструментальную музыку с духовными

кантатами и пассионами - обработки хоралов (более 150). Органные сочинения

тяготели к отстоявшимся формам, традиционным жанрам, которым Бах дал

качественно новую интерпретацию: прелюдия и фуга (разграничил две

композиционные сферы, усовершенствовал их, воссоединив в новом синтезе).

Писал Бах и для других инструментов: виолончельные сюиты, камерные

ансамбли, сюиты для оркестра, концерты, сыгравшие огромную роль для

дальнейшего музыкального развития.

Огромное наследие Баха оказывает нравственное воздействие. Он шагнул

далеко за рамки одного стиля, одной эпохи.

VII. Музыкальная жизнь Англии

XVIIв оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии.

Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным:

традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала...

Но непосредственного исторического продолжения многое из ранее достигнутого

не получило. Движение творческой мысли тормозилось и прерывалось в силу

особых исторических обстоятельств. В сложных условиях выдвинулась в Англии

фигура гениального музыканта Генри Персела (1658-1695гг.). Им написаны

произведения в различных жанрах, некоторые его песни стали “народными”, он

развил духовные хоровые песнопения (“антемы”). Но главной областью

творчества была музыка для театра (опера, музыка к 152 спектаклям...).

Явился родоначальником и завершителем национальной оперной школы.

Характерно:

1) опора на глубинные музыкальные традиции Возрождения;

2) соединение национальной почвенности, смелой опоры на народно-

жанровые образцы со свободным проявлением авторской индивидуальности;

3) концентрация музыкальной образности;

4) драматизм и трагизм в мировосприятии;

5) принцип единовременного контраста в образах, интонациях, гармонии,

ритмах;

6) композиция крупного плана с большой цельностью частей.

В области английской инструментальной музыки происходило складывание

клавирной школы (верждинелисты - по названию инструмента). Представители:

Берд, Булл, Морни, Гиббонс... Наибольший интерес из их творчества

представляют вариации на тему танцев и песен.

VIII. Георг Фридрих Гендель

Мастером крупнейшего масштаба эпохи стал Георг Фридрих Гендель -

крупнейший полифонист, тяготеющий к синтетическим вокально-инструментальным

формам. Его творчество - это эпическое величие, воображение,

многоплановость контрастов, направленность вширь и во вне духовного мира,

действенность и картинность творчества. Неоднозначно решается вопрос о

национальной принадлежности искусства Генделя: сложился как музыкант в

Германии, с 1704 по 1740г. писал итальянские оперы, в 1717 переселился в

Лондон. Его творчество стало поистине интернациональным.

1. Инструментальная музыка

Инструментальная музыка - показательная для стиля композитора,

связана с вокальными произведениями, именно образы, картинно-

изобразительные свойства музыки со словом воздействуют на тематизм, общий

облик пьес, отдельных частей. В целом характерны блеск, пафос, густота

звучания, праздничная торжественность, полнозвучность, контрасты светотени,

темперамент, импровизационные разливы.

Наиболее характерен для творческого облика жанр concerto grosso и

концерта вообще (для органа, для оркестра...). Гендель допускал свободный

состав концертного цикла, не придерживался принципа “быстро-медленно”. Его

концерты (в том числе и для органа) - чисто светские произведения, с

включением танцевальных частей. В общем тонусе преобладают праздничность,

энергичность, контрастность, импровизационность.

Работал Гендель и в других жанрах инструментальной музыки: сонатах

(трио-сонатах), фантазиях, каприччо, вариациях, писал развлекательную

музыку (двойные концерты, “Музыка на воде”).

Все же ведущую область творчества занимают синтетические жанры:

опера, оратория.

2. Оперы

В течение тридцати лет работал Гендель над оперными произведениями,

написанными в стиле итальянской оперы (исключая первые три, написанные для

Гамберга), но не ограничиваясь рамками оперы seria. Его интересуют

разнообразные сюжеты: исторические, мифологические, эпос, сказки. Основным

стержнем становится идеал героического самопожертвования. Конфликт

традиционен. 2 лагеря, 2 нации, конфликт в душе героя (борьба между

чувством и долгом). Вокальные формы близки инструментальному складу.

Гендель объединяет речитатив и арию в сцене сквозного действия. Часто

выделяет инструментальные номера. Его оркестр выразителен, красочен,

блестящ, динамичен. Увертюра французского типа весьма импозантна,

величественна, полна мощи.

3. Оратории

Большое значение имеет Гендель как великий реформатор ораторий,

привнесший новый социально-патриотический пафос. Хоровая полифония Генделя

неизменно выразительна, действенна, контрастна, изобразительно-картинна,

образно-конкретна. Трактует хор как действенную, живописную, драматическую

краску. Основной формой сольного пения остается ария, которая не всегда

персонифицируется. Очень важна партия оркестра, дифференцированная,

детализированная. Герой его ораторий - гиперболический образ, слитый с

народной массой. В результате и библейский сюжет объединяется с народной

трактовкой. Основные типы: героические драмы (“Самсон”, “Саул”),

героические дифирамбы (“Мессия”), оратории-обличения (“Валтасар”),

лирические (пасторали, сказки, идиллии, утопии).

В отличие от Баха, ближайшие поколения не забыли Генделя: его слава

продолжала расти в XVIIIв, его произведения исполнялись в Европе. Его

музыка и поныне не устарела, воспринимается как вечно живое наследие.

IX. Музыка барокко (выводы)

Таким образом, барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и

ритмах легкой музыки, в пресловутом “под музыку Вивальди”, в школьных

нормах музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры,

рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия, соната, концерт,

ария, вариации... Музыка барокко - огромная область исполнительской

практики: от Баха и Генделя в программах органных концертов, от клавирной

музыки, кантат, камерных произведений Вивальди, Корелли до оперы Телемана.

Многочисленны ансамбли старинной музыки. Настоящий бум искусствоведческих и

музыковедческих публикаций, продолжающийся более ста лет (с появлением в

1888г. работы Г.Вельфлина “Ренессанс и барокко”). Отголоски стиля барокко -

“необарокко” - в музыке поздних романтиков: Брамса, Регера, Стравинского,

Шостаковича, Шнитке, в архитектуре Гауди. Эпоха барокко задает вопросы,

обращенные к небу, к человечеству, в никуда (недаром, риторический вопрос -

излюбленная фигура барочной риторики).

“Что смерть благочестивым”

(фон Хоффмансвальгау),

“Что молодость, почет, искусность, блеск наград?”

(Грифиус),

“Что мне это квинтэссенция праха?”

(Шекспир)

Антиномии эпохи сосуществуют и в музыке:

1) жанрово-танцевальное, вплоть до звукоизобразительной программности

(“Времена года” Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям

(кантаты Баха, другие его произведения, кантаты Букстельхуде);

2) мажор и минор (заслуга барокко в выделении этих двух

противоположных ладов);

3) гигантские композиции (“Страсти”, Мессы, оратории...) и лаконичные

номера;

4) чередование разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх);

5) двойственность отношения к художественному пространству, ясность,

рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство

барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в нем

- подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это

выражается фигурами подъема и спуска (a-moll прелюдия из IIт ХТК: блуждание

по лабиринтам пространства, по искривленным лабиринтам нечистой совести

грешников. Фуга - как приговор, как грозный жест Верховного Судии на

Страшном Суде, указывающий вниз, после чего стремительное падение,

крушение). Таким образом, мир физический оказывается внутри человека.

Человек и мир - одно. “Остановись, человек! Небеса в тебе! Если ты ищешь

Бога в другом месте, его там нет!” (Ангелиус Силезиус);

6) время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная

деталь музыки барокко - отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм,

который часто сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко

создала и особый тип контраста: время текущее, изменяющееся (время

человеческой жизни) и время застывшее (время вечности): контраст темпов в

многочастных произведениях; жанры вариаций на неизменный бас, хоральные

прелюдии...;

7) хаос - порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно

выделяется жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы

эпохи, в то время как остальные жанры жили и изменялись еще несколько

столетий. Суть цикла в противопоставлении двух принципов мышления:

импровизация, непостоянство мира и человека в 1 части и размеренность,

упорядоченность, регулярность, монотонность во второй.

В эстетике барокко музыка определялась через точные науки с целью:

1) служения Богу;

2) украшения человеческой жизни.

“Музыкальная композиция - это математическая наука, посредством

которой составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность

звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в

первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и

затем, чтобы ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе”

Вальтер.

X. Литература барокко

Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если

архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе

можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности,

величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика

(Драйден “Пиршество Александра, или сила гармонии” 1697г.)

Среди двора фонтан, наполненный до края,

Кристальная струя звенит, не угасая

На влажный алебастр, спадая с вышины

Есть сто чудовищ там - фонтана украшенье -

Необычайно тел причудливых сплетенье,

Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,

Под ним из камня столб - подставкой служит он.

Жорж де Скюдери

“Аларих, или побежденный Рим” 1654

К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на

библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-

борец”,... Для его творчества характерно:

масштабность поэмы;

сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью;

рельефные образы;

нагромождение деталей;

господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе

добра и зла.

В то же время происходит возрождение героики, особенно во французском

романе:

1) Мадлен де Скюдери “Артамен или великий Сир” (1649-1653).

Отличительные черты: громоздкость, многословность, подробность и

живописность описаний; риторическая величественность речи героев;

2) “Мещанский роман” (1666г.) Антуана Фюретьера;

3) “Симплициссимус” (1668г.) Гриммельсхаузена. Характерно:

расплывчатость на множество эпизодов, сочетание символики и натурализма. “В

каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене

присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной

данности... Условно не только изображение обстановки, но и самого героя. Он

- ... назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские

положения автора” (Морозов)

XI. Театр

Своеобразное претворение стиль барокко получил в театре. Данному жанру

присущи:

1) условность, витиеватость стиля;

2) своеобразный язык с включением простонародных слов;

3) динамика действия;

4) сложная композиция;

5) напыщенность, аффектация.

На сцену вышли новые драматурги: Тирсо де Малина (“Дон Хиль - зеленые

штаны” - комедия положений; “Севильский цирюльник или каменный гость”) и

Педро Кальдерон (“Жизнь это сон” 1636г., “Поклонение кресту” 1635г.,

“Чудодейственный маг” 1637г., “Стойкий принц” 1628г., “Великий театр мира”

1675). Основные черты:

1) борьба духа и тела, добродетели и порока в личности героя и во

внешнем конфликте драмы;

2) победа светлых сил, которая достается искуплением, мучением;

3) обнажение жизненных противоречий.

XII. Русское искусство барокко

Барокко на Руси стало ведущим направлением в искусстве лишь с XVIIIв.

Именно в формах барокко усваивалась классическая традиция

западноевропейского искусства, которая позволила осуществить переход от

художественного мышления древней Руси к искусству Нового Времени. Искусство

Руси заслуживает внимательного и подробного рассмотрения. Мне бы хотелось

лишь слегка коснуться его, наметив основные черты.

В архитектуре стиль нашел претворение в застройке первоначального

Петербурга, позднее - других городов. Прежде всего это отразилось на

планировке города, на самих зданиях. Барокко на Руси вытесняло

средневековую цельность, сплоченность декора с конструкцией. Фасады барокко

специфичны своей театральностью, динамичностью, ритмической сложностью.

Развитие фасадной декорации барокко приводит к возникновению дополнительной

пространственной зоны.

Большое значение для дворцовых интерьеров имела монументально-

декоративная живопись. Основное средство образной выразительности - язык

символов и аллегорий, использование мифологических сюжетов, представления о

мироздании. Типично орнаментика, патетика, аффектация, возвышенность.

Наиболее значительная роль принадлежала плафонной живописи. Круг мастеров:

Пильман, Гарсиа, Соловьев, семья Адольских.

В целом, характерна свежесть, рационализм, буржуазность. Локальность

культурного развития средневековья сменялась более выраженным единством, в

основе которого буржуазные связи, становление русской нации и национальной

культуры.

XIII. Заключение

Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое

пространство: рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление было исторически

закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием.

Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их

национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для

всего европейского искусства и для всей европейской культуры:

1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности;

2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал;

3.Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего;

4. Динамика, импульсивность;

5. Декоративность, живописность, излишество элементов...

В тоже время, барокко подготовило новую эпоху - эпохе Просвещения.

Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство

рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы,

“нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля...)

Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души.

Пестрота жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам барочной

антиномии уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота

искусства барокко - залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу.

Сердце и разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся к сфере

восприятия искусства.

Лети душа, лети, долой пределы

Земного бытия, круг жизни разорви,

Отбрось утехи дальнего удела,

Тяжелое ярмо земной любви.

Душе легко, открыты небеса,

Там обручились вечность и краса.

фон Хоффмансвальдау

“Мир”.

Литература

1. Липатов. Этюды по теории западноевропейского искусства. М., 1963

2. История искусства зарубежных стран. Том 3. М., 1964

3. История западноевропейского искусства III-XXвв. М.,1940

4. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789г. М.,”Музыка”,1982

5. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском

искусстве. Ответственный редактор Виллер. М.,”Наука”,1966

6. Розеншильд История зарубежной музыки до середины XVIIIв. М.,”Музыка”

7. Русское искусство барокко. Ответственный редактор Алексеева. М., “Наука”

8. Эскина Н. Барокко. В журнале “Музыкальная жизнь” 1991г. №1,2

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.