Рефераты. Рубенс






Рубенс

Оглавление:

Введение 3

Петер Пауль Рубенс: жизнь и творчество 5

Заключение 18

Литература 20

Введение

«Прекрасное пленяет навсегда». Мудрые слова великого английского поэта

Джона Китса приходят на память перед картинами фламандского художника

Рубенса.

Современники называли его королем художников и художником королей. По

мощи таланта и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии

Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры XVII

века.

Рубенс жил с 1577 по 1640 год, в тот период, который обычно историки

называют Контрреформацией, так как он характеризовался возрождением римско-

католической церкви, предпринимавшей энергичные усилия с целью подавления

последствий протестантской реформации. Это было время острых столкновений,

в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но

оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной

жестокостью. В те годы, когда жил Рубенс, такие ученые, как Галилео

Галилей, Иоганн Кеплер и Уильям Гарвей, изменили своими трудами

представление человека об окружающем мире и о вселенной, а математик и

философ Рене Декарт полагался на силу разума человека, что оказало глубокое

воздействие на его мышление. Такие католические святые, как Франциск

Сальский и Тереза Авильская, посвятили всю свою жизнь возрождению духовной

силы христианства.

Но у этого века была и своя темная сторона. "Охота на ведьм",

поражающий воображение размах религиозного усердия, густо замешанного на

слепом фанатизме и суеверии, превратили XVI и XVII века в настоящий кошмар

- по всей Европе тысячи людей, мужчин и женщин, заканчивали свою жизнь на

кострах в наказание за то, что они якобы совершили преступления против

человечества и природы. Возрожденная из средневековья инквизиция

старательно выискивала врагов римской церкви, что неизбежно приводило к

массовым преступлениям и пыткам подозреваемых в ереси людей. Религиозные

войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир. Самая

разрушительная из всех - Тридцатилетняя - терзала Германию в те годы, когда

Рубенс достиг самых крупных творческих успехов. Родину Рубенса - Нидерланды

- на протяжении всей его жизни разрывала упорная борьба за независимость от

Испании. Она началась за десять лет до его рождения и завершилась спустя

восемь лет после его смерти. Трудно себе представить, что Рубенс мог

рисовать свои жизнерадостные, ослепительные по колориту картины в такое

мрачное время, когда повсюду торжествовали насилие и разорение.

Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также

католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись

основными заказчиками искусства. Поэтому картины для замков, для городских

домов антверпенского патрициата и величественные алтарные образа для

богатых католических церквей – вот главные виды работ фламандских

живописцев XVII века. Сюжеты из Священного писания, античные мифологические

сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты –

основные жанры искусства Фландрии XVII века. И во всех этих жанрах

искусства работал Петер Пауль Рубенс.

Величайший художник, наставник молодых талантов, человек огромной

эрудиции, блестящий дипломат, серьезный коллекционер, создавший в своем

доме прекрасный музей, неутомимый труженик, Рубенс был одной из самых

выдающихся фигур своего времени. Из его мастерской вышло более трех тысяч

картин и бесчисленное количество рисунков. П.П. Рубенс хорошо известен во

всем мире. Уже в XVIII веке его имя значится в широко распространенных

тогда «жизнеописаниях художников» в одном ряду с величайшими живописцами

всех времен. Его картины приобретают императорские и королевские дома всей

Европы.

Искусство Рубенса уже при жизни было в центре внимания художников,

любителей и ценителей искусства. Его имя стоит в одном ряду с именами

величайших художников мира – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля,

Тициана, Рембрандта, Веласкеса.

Интерес к его творчеству сохранился до наших дней. Картины и рисунки

Рубенса заинтересованно и пристально изучались и пристально изучаются до

сих пор. Основой этого научного интереса является великолепная коллекция

работ Рубенса в Государственном Эрмитаже, собранная в основном во второй

половине XVIII века.

Произведения Рубенса имеются во многих музеях мира. Исследователь

творчества Рубенса М.В.Алпатов писал: « Рубенс принадлежал к числу тех

универсальных гениев искусства, которые не замыкаются в границах того или

иного жанра, но умеют откликнуться на самые различные стороны жизни. Он

проявил себя в исторической живописи и в области портрета, в пейзаже и

алтарном образе, в живописи декоративной и в рисунке. В каждой области им

созданы замечательные шедевры.»

Однако среди равных ему художников многие искусствоведы уделили

значительно больше широкого и глубокого научного внимания другим знаменитым

живописцам и меньше писали о Рубенсе. В этой связи приходят на память и

некоторые обстоятельства нашей, русской художественной жизни. Начиная со

второй половины XIX века, в период утверждения передвижников в русском

изобразительном искусстве значительно больше внимания художники и

исследователи уделяли голландскому искусству, творчеству Рембрандта и

«малых голландцев» и меньше интересовались Рубенсом и фламандцами. Эта

направленность в какой-то мере сохранилась и в советское время. А если

вспомнить, что на протяжении долгих лет, в 30-50-е годы, на наших выставках

не появлялись картины, изображающие обнажённую натуру, то можно яснее

понять, почему творчество Рубенса было в какой-то мере на периферии

искусствоведческих интересов в то время.

Славу «золотого века» фламандского искусства составляли П.П. Рубенс,

Ф. Снейдерс, Я. Иорданс, А. Ван Дейк и др. они вывели живопись Фландрии на

уровень первоклассного мастерства, превратили «голландскую манеру» в объект

подражания. Но именно благодаря П.П. Рубенсу фламандская школа приобрела

мировое значение.

|Его главное качество, если |

|предпочесть его многим другим, - |

|это пронзительный дух, то есть |

|поразительная жизнь; без этого ни |

|один художник не может быть |

|великим... |

|Эжен Делакруа |

[pic]

Петер Пауль Рубенс: жизнь и творчество

Петер Пауль Рубенс родился в 1577 году 28 июня, в городе Зигене в

Германии, куда во время гражданской войны в Нидерландах эмигрировал его

отец с семьей. Его отца звали Ян Рубенс. Ян Рубенс был юристом, игравшим

некоторую роль в общественной жизни страны. Отец учился в г. Лувене, потом

в Падуе и Риме. В 21 год он получил степень доктора гражданского и

канонического права в Римском колледже дела Сапиенца. Вернувшись домой в

родной город, он был назначен городским советником. Вскоре он женился на

Марии Пейпелинкс, дочери антверпенского купца. Несмотря на то, что Ян

всегда был приверженцем римско-католической церкви, впоследствии он начал

симпатизировать протестантскому учению Жана Кальвина (1509-1564), а это

считалось опасной ересью в стране, контролируемой испанским королем-

католиком. В грозные годы Нидерландской революции Ян Рубенс, вынужден был

бежать из родного города, спасаясь от преследования испанских властей.

Семья бедствовала в изгнании. Возвратиться в Антверпен стало возможным

только после смерти отца.

Рубенс сумел воспринять самые лучшие качества своих родителей. От

матери он унаследовал ее мягкий, уравновешенный характер, умение любить и

хранить верность, а также, вероятно, ее рачительное отношение ко времени и

деньгам. От отца - его быстрый и легкий шарм. Ян Рубенс сам занимался

образованием своего ребенка и передал ему свою неувядающую любовь к наукам

и литературе. Образованность отца и мудрость матери сыграли огромную роль в

воспитании Рубенса. Будущие его успехи в искусстве, в науках, в знании

языков, в дипломатии – во многом состоялись благодаря заботам матери. Она,

вернувшись в Антверпен и приняв католичество, определила его в латинскую

школу Ромбоутса Вердонка. У него Петер Пауль вместе с братом Филиппом

проучился до 1590 года.

Мать определила его на некоторое время в пажи к вдове графа Филиппа де

Лален, Маргарите де Линь. Так начинался обычно путь молодого человека из

хорошей семьи с ограниченными средствами, чтобы, в конце концов, занять

достойное положение в обществе. Учтивый паж с хорошими манерами мог

рассчитывать на повышение, а с возрастом - и на важный и ответственный пост

у какого-либо вельможи, а, следовательно, и на определенную роль в

управлении государством. Так начиналась не одна знаменитая политическая

карьера. Рубенс научился изысканным придворным манерам в доме графини

Лален, но уже тогда он хотел стать художником и несколько месяцев спустя

убедил свою мать забрать его со службы у графини и определить учеником к

художнику

Этим учителем был Тобиас Верхахт. Петер Пауль перебирается к нему в

дом. Он приобщается к благородному искусству живописи. Это означает, что

его учат вытирать кисти, смешивать краски, и прибирать мастерскую. Кроме

того, он смотрит, как работает его учитель и пытается ему подражать. Но

Тобиас Верхахт был ничем особенно не выделявшимся пейзажистом - рисовал

ландшафты небольших размеров, на которые всегда существовал спрос, но Петер

Пауль не мог многому у него научиться.

По истечении двух лет Петер Пауль переходит в мастерскую Адама ван

Ноорта. Ван Ноорт среди своих собратьев пользуется большим уважением, чем

Верхахт. Он пишет композиции с фигурами – может быть, именно этим

объясняется решение Рубенса. Ван Ноорт по сведениям современников был

действительно оригинальным художником. Но он был также своенравный человек,

обходившийся со своими учениками очень грубо. Рубенс провел у него четыре

года.

Девятнадцати лет от роду Петер Пауль снова меняет учителя, став

учеником одного из самых замечательных антверпенских художников Отто ван

Веена ( Вениус). Он был человеком ученым, с превосходным вкусом, одним из

членов элитарной группы "романцев", художников, когда-то учившихся в

Италии, чьи произведения были пронизаны гуманистическим духом Ренессанса.

Работы Отто ван Веена были вдумчивыми, значительными, но почти лишенными

жизни. Тем не менее, этот художник оказал серьезное влияние на эстетическое

образование Рубенса, он привил своему ученику тщательное изучение

композиции, стимулируя у него интерес к интеллектуальным аспектам их общей

профессии.

Действительно именно Вениус довел Рубенса до мастерства и расстался с

ним лишь тогда, когда он достиг «если не зрелости лет, то зрелости

таланта».

Эжен Фромантен, рассказывая об учителях Рубенса, писал: «Нет, ничего

более противоположного, чем контраст, представляемый ван Нортом и Вениюсом,

этими двумя столь неодинаковыми по характеру и, следовательно, столь

различными по оказываемому ими влиянию индивидуальностями. Нет ничего более

причудливого, чем судьба, призвавшая их, одного за другим, к разрешению

столь ответственной задачи, как воспитание гения. Заметьте, что

противоположности их характеров вполне отвечали тем контрастам, которые

сочетались в сложной натуре ученика, столь же осторожной, сколь и

дерзновенной. В отдельности они представляли собой противоречивые,

непоследовательные элементы его характера, вместе они как бы воспроизводили

всего Рубенса со всей совокупностью заложенных в нем возможностей, с его

гармонией, равновесием и единством, но только без его гения.»

Заключая свою характеристику, Фромантен подводит итог: «Без этих

наставников вряд ли и Рубенс был таким, каким мы его видим.»

Когда Петеру Паулю исполняется двадцать один год, его принимают

мастером в гильдию св. Луки, антверпенскую ассоциацию художников и

ремесленников, старейшина которой - его бывший учитель Адам ван Ноорт. Хотя

у него пока не было собственной студии, и он продолжал еще целых два года

работать у Отто ван Веена, ему теперь разрешалось брать учеников. О работе

Рубенса в это время нам мало известно. Очевидно, он пользовался высокой

репутацией, иначе у него не было бы учеников. В это время у матери

хранилось уже несколько его картин, так как она с гордостью говорила о них

в своем завещании. Но существует только одна подписанная им работа за все

эти годы - полностью завершенный портрет молодого человека, чье выписанное

твердой рукой лицо кажется живым.

Нидерландские художники того времени были убеждены, что подлинный свет

искусства идет только из Италии. Лишь там можно постичь настоящие тайны

искусства. Большое значение для формирования живописного мастерства Рубенса

имело непосредственное изучение искусства итальянского Возрождения и

современного ему итальянского искусства. В 1600 году он едет в Италию.

Конечно, основным поводом можно назвать желание увидеть воочию страну

великого античного и современного искусства, памятники Древнего Рима и

произведения мастеров итальянского Возрождения – Микеланджело, Леонардо да

Винчи, Рафаэля, Тициана, познать школу современных Рубенсу итальянских

живописцев. С другой стороны, с историей Италии были связаны для Рубенса

основные знания античной мифологии, произведения античных историков, любовь

художника к археологии, нумизматике, к скульптуре и архитектуре, к латыни и

современному итальянскому языку, на котором он писал многие свои письма.

Возможно, он поехал в Италию не только закончить свое художественное

образование, но и утвердить себя как личность, как мастера, способного

добиться признания и успеха в самой антверпенской художественной среде того

времени.

Венеция –не случайно стала первым итальянским городом, который посетил

Рубенс. Венецианская живопись, искусство Джорджоне, Тициана, Веронезе,

Тинторетто оставили самый глубокий след в его творчестве. Сверкающая,

богатая звучностью и чистотой цвета палитра Веронезе, могучие полные

динамизма и необычных ракурсов композиции дар Тинторетто и особенно

универсальный живописный дар Тициана он будет изучать и копировать на

протяжении всей своей жизни. Рубенс многими приемами, особенностями

колорита, сверкающим золотом своей живописи обязан урокам, которые он

получил у картин Тициана. Эти уроки состояли в глубоком внимательном

изучении и копировании. Рубенс был исключительно трудолюбив, со

свойственной жителям севера Европы обстоятельностью, размерностью и

внутренней педантичностью. В Италии он не только обогащает свою живопись

всем богатством техники итальянского искусства, но и самым добросовестным

образом изучает многие памятники скульптуры и декоративно-прикладного

искусства Микеланджело, Рафаэля, сделал копию с картона «Битва при Ангари»

Леонардо да Винчи. Сама картина не сохранилась, и мы о ней узнали только по

этой копии. Постоянные занятия рисунками и копирование живописных

произведений были завершающей школой Рубенса, талант которого раскрывался

последовательно и постепенно достиг своих вершин в зрелые годы художника.

Но Рубенс не только учился, но и плодотворно и много работал, так что к

концу своего путешествия он прославился и стал признанным и Италии

живописцем.

В Италии Рубенс много работал над созданием алтарных картин, и

впоследствии этот вид изобразительного искусства займёт видное место в его

творчестве наряду с работой над монументальными декоративными композициями,

которые он выполнял по поручению королей Испании, Франции и Англии. В этих

работах наиболее полно выразились принципы искусства барокко, виднейшим

представителем которого в Европе стал Рубенс. Исследователь творчества М.С.

Лебедянский подчёркивает, что одну из таких ранних композиций Рубенс

написал по заказу Винченцо Гонзага, герцога Мантуанского, - три картины для

алтарной части церкви иезуитов в Мантуе. Он пишет триптих внушительного

размера, среднее панно, которого изображает святую Троицу, первая створка

изображает – «Крещение Христа Иоанном Крестителем», а правая

«Преображение». Рубенс нашел способ поместить в триптихе портрет Винченцо,

его супруги и его родителей.

Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над

алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над

портретами ("Автопортрет с мантуанскими друзьями", ок. 1606, музей Вальраф-

Рихартц, Кельн); "Маркиза Бриджида Спинола-Дориа" (1606-07, Национальная

галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры,

Микеланджело, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Корреджо, Караваджо,

современных ему болонских живописцев.

Как и множество молодых художников его времени, Рубенс стремился найти

новые методы применения открытий, сделанных его предшественниками. Прежде

всего, ему предстояло до тонкостей изучить все, чему могли научить их

работы в отношении формы, цвета и живописной техники. В какой-то степени

его будущее величие объясняется его невероятной способностью объединять

различные, несравнимые влияния, как античные, так и современные, и

построить на таком синтезе свое, собственное художническое видение. Тайна

его несравненного гения заключалась в вибрирующем, пронзающем все его

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.