План
1. Что такое религия?
2. Когда и где возник буддизм?
3. Первоисточники
4. Вопрос об исторической достоверности личности Будды
5. Его биография и происхождение
6. Первая проповедь и первые ученики
7. Деятельность Будды
8. Община
9. Отшествие Будды в Нирвану
10.Учение Будды
11. Истина о четырех отделах
12. Интеллектуализм буддийской этики
13. Любовь в буддизме
14. Отрицательный характер его заповедей
15. Нирвана
16. Буддийская община
17. Образ жизни монахов
18. Зародыши культа
19. Распространение буддизма
20. Оценка буддизма. Положительные и отрицательные стороны
21. Переход к христианству
22. Значение мировых религий
Буддизм
Религия является одной из древнейших и основных (наряду с нау-кой,
образованием, культурой) форм духовной культуры. В совре-менной науке
популярно определение религии, исходящее из приз-нания ее основой веры в
Бога (“религия есть вера в Бога”). Наряду с ним, широкое распространение
имеют другие подходы к понима-нию сущности религии: религия есть система
взглядов, в основе ко-торых лежит понятие священного, святого, религия есть
одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружаю-щему
миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важ-нейшие
особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.
Религиозная вера складывается из:
1) собственно веры, т.е. убеждения в истинности основ религи-озного
учения;
2) знания наиболее существенных положений вероучения;
3) признания и следования нормам нравственности, содержа-щимся в
религиозных требованиях к человеку;
4) соблюдения норм и требований, представляемых к повседнев-ной жизни
человека;
Существуют различные типы религий: монотеистические, поли-тистические;
ритуальные и религии спасения, национальные и ми-ровые.
Главные мировые религии в современном мире – христианство, ислам,
буддизм
Крупнейшие религии сегодня:
Христианство – 1024 млн. человек
Ислам – 529 млн. человек
Индуизм – 478 млн. человек
Конфуцианство – 305 млн. человек
Буддизм – 268 млн. человек
Синтоизм – 60 млн. человек
Даосизм – 52 млн. человек
Иудаизм – 14 млн. человек
2. Когда и где возник буддизм
Буддизм возник на территории Индостана в VI веке до нашей эры являясь,
таким образом, первой по времени своего возникновения мировой религией. В
это время в Индии уже сложилось классовое общество, существовал ряд
государств, экономической основой ко-торых была эксплуатация членов
земледельческих общин. Острота классовых антагонизмов усугублялась
существованием оастовой системы.
Представители высшей оасты – брахманы играли важную роль в общественно-
политической жизни. Религия брахмаизма освещала существующее оастовое
деление.
3. Первоисточники.
Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповедничес-кой
деятельностью Сиддхартхы Гаутамы Будды. Некоторые буддо- логи прошлого века
отрицали историчность Будды. Большинство исследователей полагают , что нет
оснований подвергать сомнению действительное существование основателя
буддизма.
Согласно легендам, Будда родился в 560 году до нашей эры. Местом
рождения считается северо-восток Индии. Он был сыном главы иммени шаньев. В
29 лет , пораженный фактом обилия пере-живаемых людьми страданий, Гаутама
расстался со всеми благами и соблазнами роскошной жизни , оставил жену с
малолетним сы-ном и отправился странствовать. Наконец , в некий момент ,
Гау-тама , сидя под деревом , внезапно узрел истину , и именно с этого
момента стал Буддой, то есть просветленным, озаренным, умудрен-ным. Умер в
480 году до нашей эры, положив основание многолюд-ной церковной организации-
сангхе. Эта легенда не может претен-довать на точность во всех деталях.
Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произ-ведений ,
вошедших в состав классического свода буддизма-типи-така это слово
обозначает на языке кали ”три сосуда”. Типитака была кодифицирована около
III века . В качестве источника по древнему буддизму являются эпические
поэмы Мивагхаим, относя-щиеся ко II веку . Большое значение имеет
изобразительный мате-риал , содержащийся на стелах и других сооружениях.
В истории изучения буддизма были попытки доказать мистич-ность образа
Будды и этим сделать необъяснимым сам факт образо-вания этой мировой
религии. Попытки эти связывают с именами голландского исследователя Керна и
французского индолога Сена-ра. Сенар с подавляющей ученостью и эрудицией
пытался изло-жить биографию Будды, как солнечного героя, объясняя все под-
робности его жизни мифологическим описанием фактов метеоро-логических и
космических.
5. Его биография. Происхождение
Будда происходил из рода Сакиев, владевших небольшим госу-дарством у
Петальских гор. Его рождение было ознаменовано не-обычайными знамениями;
брахманы предсказали отцу, что сын его будет великим царем, если останется
в миру, и сделается Буддой, освободителем вселенной, если уйдет от мира.
Аскет Девала при-шел взглянуть на божественного младенца и, предсказав ему
вели-кое будущее, возблагодарил богов, удостоивших его дожить до появления
Будды.
В 16 лет он женился на прекрасной Ясодхар, победив своих со-перников в
стрельбе из лука и других состязаниях. Жизнь его про-ходила счастливо,
среди всякого изобилия и богатства. Отец нароч-но окружал его всевозможной
роскошью и радостями, чтобы убе-речь его от монашеского пути. Но однажды,
во время первого выез-да из дворца Сиддарта, он впервые увидел старика,
больного, мерт-веца и монара. Это зрелище взволновало царевича и натолкнула
его на мысль о страдании. Ему представилась необходимость найти ис-тенное
блаженство для того, чтобы спасти и себя, и свою милую Ясодхару, и все
страдающее человечество. Однажды ночью, после вещего сна, он принял решение
уйти от своей прежней жизни, от почета и славы, роскоши и богатства, от
родителей и любимой же-ны. Незаметно он выходит за ворота дворца, надевает
желтый плащ нищего монаха и сливается с бесконечной толпой, которая бродит
по пыльным, белым дорогам Индии. В это время царевичу было 26 лет. Прошло
семь лет, пока он нашел себя, почувствовал себя и скупленным Буддой и
искупителем человечества.
Сначала он обратился к мудрецам-монахам и вверил в себя их ру-ководству,
но не получил от них ничего. От них он пошел бродить по стране Магадха и
пришед в Урувелу. Шесть лет провел Гаутала в этом лесу, усиленно постясь,
ожидая небесного просвещения. Ви-дя его аскетические подвиги, пять его
товарищей ждут от него чу-дес и хотят стать его учениками. Тело его
обезобразилось от поста и истязаний, а он чувствовал себя далеко от цели.
Тогда он оставил этот путь и стал принимать пищу.
И вот однажды, сидя под деревом, он понял всю истину. Двадцать восемь
дней Будда провел под деревом, размышляя над тем, что от-крылось ему в
интуиции. По прошествии этого срока, приступил к нему искуситель злой Мара
и пытается отвратить Будду от дела со-вершения человеческого спасения.
Зная, что Будда непобедим зем-ными желаниями, Мара избирает другой путь. Он
советует святому отойти в Нирвану, удовлетвориться спасением для себя. Но
Будда побеждает этот величайший соблазн всех святых и аскетов и твердо
отвечает Маре, что войдет в Нирвану только тогда, когда его святой закон
процветет, увеличится и распространится по земле и будет возвещен всем
людям через его ученикам, монахов и монахинь.
Утвердившись в своем намерении проповедью спасти людей, Будда
направился в Бенарес. Он хотел, прежде всего, просветить тех пятерых
монахов, которые спасались вместе с ним в лесу Уру-вела.
Пять монахов с радостью выслушали его и приняли от него пос-вящение.
Скоро к этим ученикам присоединились еще новые, и, когда их число возросло
до шестидесяти Будда послал их на пропо-ведь. Сам учитель отправился в
Урувелу, где обратил на путь спа-сения многих брахманов и светских людей.
Вся последующая жизнь Будды была наполнена путешествиями и проповедью.
Три месяца в году (дождливый период) Будда и его ученики отдыхали в какой-
нибудь из убежищ, отведенных им бога-тыми покровителями. Сюда собирались со
всей Индии почитатели Будды, спешившие услышать проповедь спасения от
самого учите-ля и пожить около него. Из таких мест Будда особенно любил ог-
ромный парк Джетавану, подарок одного купца, прославленный во многих
произведениях буддийской литературы. О нем говорил один буддийский поэт:
Джетавана прелестный сад, .
Где ходили толпы
мудрецов,
Где жил
царь истины –
Место, где было радостно
моему сердцу.
Остальное время Будда и его ученики бродили по Индии, глав-ным образом,
в районе восточных государств Индостана. Слава его распространялась по всей
Индии и встречи с ним искали не только монахи, но и цари, принцы, царские
сановники и богатые купцы.
Результатом этих бесед обычно было приглашение Будды со всеми учениками на
обед. После обеда, во время которого прислуживает сам хозяин со своим
семейством, Будда произносит какое-нибудь поучение
Когда таких приглашений не было, Будда по древнему монашес-кому обычаю
отправлялся в соседнюю деревню за милостыней. Он делал это вместе с
учениками после обычной утренней беседы с ни-ми и духовных упражнений.
После обеда наступало время отдыха и сна, пока не спадал жар и не наступал
вечер, когда после “свя-щенного молчания”, опять начинались шумные
посещения друзей и поклонников.
Надо полагать, что община учеников Будды еще при жизни учи-теля была
тесно сплоченным орденом, имевшим свои правила и ор-ганизацию.
Дело в том, что техника монашеского общежития была выработа-на в Индии
задолго до Будды, и по внешнему своему виду Будда со своими учениками мало
отличался от многочисленных монашеских общин тогдашней Индии.
Внешними признаками учеников Будды было желтое платье и бритая голова;
ученики отрекались от семейных связей, от собст-венности и соблюдали
строгое целомудрие.
В общине не было различий каст и монашеское платье сглажива-ло различия
между рабом и господином, отверженными Судрой и Брахманом.
Господствующее настроение общины первых лет было состояние спокойной
уравновешенности, переходящей в тихую, сосредото-ченную радость.
Состояния экстатической восхищенности были единичными слу-чаями и общей
жизни буддийских монахов не характеризовали. Все они отличались полной
чистотой, душевным миром и преданнос-тью Будде.
Мы напрасно стали бы искать в буддийских источниках характе-ристику того
или иного ученика: все они на одно лицо, все говорят одним языком,
отличаются одними добродетелями и занимаются одинаковой деятельностью.
История, правда, называет имена более близких учеников Будды, но это не
делает их личностями: они оста-ются типами буддийских святых, убивших все
свои индивидуаль-ные свойства за одно со всеми страстями, желаниями,
симпатиями.
Рядом с монахами, вступившими в общину и давшими обеты, сто-яли светские
люди, принимавшие его учение, но оставшиеся в миру не порвавшие с семьей,
собственностью. Они служили общине по мере своих сил своими дарами. Среди
таких верующих мирян были цари, князья, брахманы.
Кроме мужчин, в орден принимались и женщины. Каково же бы-ло их
положение среди монашествующих?
Вот несколько буддийских текстов, рисующих отношение Будды к женщине:
- Как нам, Господи, - спрашивает ближайший ученик Будды Ананда, - вести
себя с женщинами?
- Избегайте ее вида, Ананда, - отвечал Будда.
- Но если мы ее увидим, что нам делать?
- Не разговаривайте с ней
- Но если мы уже заговорили с ней?
- Тогда будьте осторожны
И все-таки Будда должен был уступить настояниям женщин и при-нять их в
общину, но положение их всегда было унизительно-под-чиненное; их только
терпели, несмотря на их чрезвычайную пре-данность общине и неустанную
работу на пользу братии. Вот просьба одной из его страстных
последовательниц, некой Висакхи:
- Я желала бы, Господи, всю свою жизнь давать общине дождевые платья,
давать пищу чужим проезжающим монахам, кормить стран-ствующих монахов,
кормить больных братьев, ухаживать за боль-ными, давать им лекарства,
раздавать ежедневно рис и подарить общине монахинь купальные костюмы.
Будда, который сначала заявляет Висакхи, сто “совершенные слишком
возвышены, чтобы соглашаться на всякое желание”, дает свое разрешение на
эту благотворительную деятельность.
Сорок четыре года проповедовал Будда свое учение и постепенно
приблизился к пределу своей жизни. Ему было 80 лет, когда он сильно заболел
и был близок к смерти, но одна мысль привязывала его к этому миру: “не
годится мне войти в Нирвану, прежде чем я не поговорю с теми, которые
заботились обо мне, с общиной моих учеников. Преодолею эту болезнь силой
своей и удержу свою жизнь”.
И Возвышенный преодолел свою болезнь. Он встал со своего ло-жа и сел в
тени дома, чтобы изложить ученикам последнюю свою волю:
“Будьте своими собственными светочами, - говорил он своим соб-ственным
прибежищем. Другого не ищите. Изучайте познание, пре-обретенное мною и
возвращенное вам, живите согласно с ним так, чтобы ваша святая жизнь долго
длилась на радость людям. Истин-но говорю вам, все земное подвержено
гибели. Молитесь непрес-танно. Через три месяца войдет Совершенный в
Нирвану”.
После нескольких бесед, когда учитель передал своим ученикам все, что
имел он угасил в себе волю, поддерживающую в нем жизнь и стал ждать смерти.
После месяца странствий он пришел с учениками в Кузинару. Там в лесу,
ученики уложили своего утомленного и больного учителя на замлю, головой к
северу. Время цветения деревьев еще не наступи-ло, но два дерева, под
которыми лежал учитель, были сверху до низу покрыты цветами, которые целым
дождем падали на отходя-щего; и птицы громко пели в воздухе.
- Видишь, Ананда, - сказал Совершенный, - еще не настало время
цветения, а цветы падают на тело Совершенного и небесные муд-рецы поют в
воздухе, чтобы почтить Совершенного.
Но совершенному нужна иная слава
Ученики и ученицы, которые живут по правде и закону – вот истинная слава
Совершенного.
Любимый ученик Ананда отошел в сторону и горько плакал об умирающем
учителе, но Совершенный велел подозвать его к себе и уьешал его словами,
полными глубокого, скрытого отчаяния и тра-гизма:
“Не надо так, Ананда, не жалуйся и не печалься. Разве я не гово-рил тебе
раньше об этом? Это неизбежно – расставаться со всеми, что дорого, со всеми
кого любишь. Все, что рождено, что создано, что сделано – обречено на
смерть. Но ты долго чтил Совершенного мыслями, словами, делом своим, из
любви, по доброте, с радостью, без лжи. Ты хорошо делал Ананда. Стремись, и
ты тоже скоро очи-стишся”.
Последними его словами, с которыми он обратился к ученикам, были:
“Истинно говорю вам, ученики мои, все созданное – скоропрехо-дяще.
Боритесь непрестанно”.
И поднялся дух его от одного экстаза к другому по всем степеням
восхищения и вошел в Нирвану.
На восходе солнца благородные жители Кузинары сожгли, перед городскими
воротами тело Будды со всеми почестями, какие оказы-вались усопшим царям.
10. Учение Будды
Проповедь Будды, по выражению Мензиса – “не теория, а путь спасения”.
Поэтому мы напрасно стали бы искать в священных книгах буддистов
систематической космологии, теологии или пси-хологии. Сам Будда
формулировал свое учение в четырех словах: страдания, цепь причинностей,
уничтожение страдания и путь к нему.
И все-таки, хотя в буддизме нет систематического учения о мире богах и
человеческой душе, все же Будда не мог обойтись без того чтобы свои
практические рассуждения не строить на скрыто предполагаемой метафизике.
Проповедуя отречение от мира, он должен был говорить, что та-кое мир,
проповедуя об освобождении от влечений, он неизбежно учил о человеческой
душе и т.д. Поэтому изложению “пути спасе-ния” мы предпочитаем краткую
характеристику того мировоззре-ния, которое предполагается буддийской
проповедью.
Буддийская философия, отличается сильным субъективным ха-рактером,
больше всего занимается человеком. Но что такое чело-век? Он есть не более,
чем связка, агрегат психических состояний. Как повозка есть только агрегат
колес, гвоздей, досок, и не имеет ничего одинакового, кроме пустого слова
“повозка”, так и человек составляет сумму своих свойств и состояний и
ничего больше. Лич-ность есть нечто призрачное и уничтожаемое. Не умирают
только те душевные состояния, которыми мы жили. Они идут за нами из одной
жизни в другую, они не дают человеку уйти из жизни и от цепи возрождения.
Теорию переселения Будда везде предполагает разумеющейся са-ма собой.
В буддийских памятниках иногда упоминаются боги, но они не играют
никакой роли в учении Будды. Он нигде не отрицает их, но и нигде не ставит
людей в связь с ними.
В буддийской религии есть одно божество – сам Будда. Из любви к людям,
он согласился воплотиться и войти в цепь человеческих страданий, чтобы
проповедовать людям избавление. Но вместе с тем, он не является источником
божественных сил, благодати в прямом смысле слова; людей спасает, по
буддийскому воззрению, не личность Будды, не его сверхъестественная сила, а
то познание, которое открывается в его учении.
В своем предсмертном слове Будда так и говорил о тождестве се-бя с
законом, им провозвещенным. Перейдем теперь к этому зако-ну.
Страницы: 1, 2