Рефераты. Буддизм






Буддизм

План

1. Что такое религия?

2. Когда и где возник буддизм?

3. Первоисточники

4. Вопрос об исторической достоверности личности Будды

5. Его биография и происхождение

6. Первая проповедь и первые ученики

7. Деятельность Будды

8. Община

9. Отшествие Будды в Нирвану

10.Учение Будды

11. Истина о четырех отделах

12. Интеллектуализм буддийской этики

13. Любовь в буддизме

14. Отрицательный характер его заповедей

15. Нирвана

16. Буддийская община

17. Образ жизни монахов

18. Зародыши культа

19. Распространение буддизма

20. Оценка буддизма. Положительные и отрицательные стороны

21. Переход к христианству

22. Значение мировых религий

Буддизм

1. Что такое религия?

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с нау-кой,

образованием, культурой) форм духовной культуры. В совре-менной науке

популярно определение религии, исходящее из приз-нания ее основой веры в

Бога (“религия есть вера в Бога”). Наряду с ним, широкое распространение

имеют другие подходы к понима-нию сущности религии: религия есть система

взглядов, в основе ко-торых лежит понятие священного, святого, религия есть

одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружаю-щему

миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важ-нейшие

особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.

Религиозная вера складывается из:

1) собственно веры, т.е. убеждения в истинности основ религи-озного

учения;

2) знания наиболее существенных положений вероучения;

3) признания и следования нормам нравственности, содержа-щимся в

религиозных требованиях к человеку;

4) соблюдения норм и требований, представляемых к повседнев-ной жизни

человека;

Существуют различные типы религий: монотеистические, поли-тистические;

ритуальные и религии спасения, национальные и ми-ровые.

Главные мировые религии в современном мире – христианство, ислам,

буддизм

Крупнейшие религии сегодня:

Христианство – 1024 млн. человек

Ислам – 529 млн. человек

Индуизм – 478 млн. человек

Конфуцианство – 305 млн. человек

Буддизм – 268 млн. человек

Синтоизм – 60 млн. человек

Даосизм – 52 млн. человек

Иудаизм – 14 млн. человек

2. Когда и где возник буддизм

Буддизм возник на территории Индостана в VI веке до нашей эры являясь,

таким образом, первой по времени своего возникновения мировой религией. В

это время в Индии уже сложилось классовое общество, существовал ряд

государств, экономической основой ко-торых была эксплуатация членов

земледельческих общин. Острота классовых антагонизмов усугублялась

существованием оастовой системы.

Представители высшей оасты – брахманы играли важную роль в общественно-

политической жизни. Религия брахмаизма освещала существующее оастовое

деление.

3. Первоисточники.

Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповедничес-кой

деятельностью Сиддхартхы Гаутамы Будды. Некоторые буддо- логи прошлого века

отрицали историчность Будды. Большинство исследователей полагают , что нет

оснований подвергать сомнению действительное существование основателя

буддизма.

Согласно легендам, Будда родился в 560 году до нашей эры. Местом

рождения считается северо-восток Индии. Он был сыном главы иммени шаньев. В

29 лет , пораженный фактом обилия пере-живаемых людьми страданий, Гаутама

расстался со всеми благами и соблазнами роскошной жизни , оставил жену с

малолетним сы-ном и отправился странствовать. Наконец , в некий момент ,

Гау-тама , сидя под деревом , внезапно узрел истину , и именно с этого

момента стал Буддой, то есть просветленным, озаренным, умудрен-ным. Умер в

480 году до нашей эры, положив основание многолюд-ной церковной организации-

сангхе. Эта легенда не может претен-довать на точность во всех деталях.

Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произ-ведений ,

вошедших в состав классического свода буддизма-типи-така это слово

обозначает на языке кали ”три сосуда”. Типитака была кодифицирована около

III века . В качестве источника по древнему буддизму являются эпические

поэмы Мивагхаим, относя-щиеся ко II веку . Большое значение имеет

изобразительный мате-риал , содержащийся на стелах и других сооружениях.

4. Вопрос об исторической достоверности личности Будды

В истории изучения буддизма были попытки доказать мистич-ность образа

Будды и этим сделать необъяснимым сам факт образо-вания этой мировой

религии. Попытки эти связывают с именами голландского исследователя Керна и

французского индолога Сена-ра. Сенар с подавляющей ученостью и эрудицией

пытался изло-жить биографию Будды, как солнечного героя, объясняя все под-

робности его жизни мифологическим описанием фактов метеоро-логических и

космических.

5. Его биография. Происхождение

Будда происходил из рода Сакиев, владевших небольшим госу-дарством у

Петальских гор. Его рождение было ознаменовано не-обычайными знамениями;

брахманы предсказали отцу, что сын его будет великим царем, если останется

в миру, и сделается Буддой, освободителем вселенной, если уйдет от мира.

Аскет Девала при-шел взглянуть на божественного младенца и, предсказав ему

вели-кое будущее, возблагодарил богов, удостоивших его дожить до появления

Будды.

В 16 лет он женился на прекрасной Ясодхар, победив своих со-перников в

стрельбе из лука и других состязаниях. Жизнь его про-ходила счастливо,

среди всякого изобилия и богатства. Отец нароч-но окружал его всевозможной

роскошью и радостями, чтобы убе-речь его от монашеского пути. Но однажды,

во время первого выез-да из дворца Сиддарта, он впервые увидел старика,

больного, мерт-веца и монара. Это зрелище взволновало царевича и натолкнула

его на мысль о страдании. Ему представилась необходимость найти ис-тенное

блаженство для того, чтобы спасти и себя, и свою милую Ясодхару, и все

страдающее человечество. Однажды ночью, после вещего сна, он принял решение

уйти от своей прежней жизни, от почета и славы, роскоши и богатства, от

родителей и любимой же-ны. Незаметно он выходит за ворота дворца, надевает

желтый плащ нищего монаха и сливается с бесконечной толпой, которая бродит

по пыльным, белым дорогам Индии. В это время царевичу было 26 лет. Прошло

семь лет, пока он нашел себя, почувствовал себя и скупленным Буддой и

искупителем человечества.

Сначала он обратился к мудрецам-монахам и вверил в себя их ру-ководству,

но не получил от них ничего. От них он пошел бродить по стране Магадха и

пришед в Урувелу. Шесть лет провел Гаутала в этом лесу, усиленно постясь,

ожидая небесного просвещения. Ви-дя его аскетические подвиги, пять его

товарищей ждут от него чу-дес и хотят стать его учениками. Тело его

обезобразилось от поста и истязаний, а он чувствовал себя далеко от цели.

Тогда он оставил этот путь и стал принимать пищу.

И вот однажды, сидя под деревом, он понял всю истину. Двадцать восемь

дней Будда провел под деревом, размышляя над тем, что от-крылось ему в

интуиции. По прошествии этого срока, приступил к нему искуситель злой Мара

и пытается отвратить Будду от дела со-вершения человеческого спасения.

Зная, что Будда непобедим зем-ными желаниями, Мара избирает другой путь. Он

советует святому отойти в Нирвану, удовлетвориться спасением для себя. Но

Будда побеждает этот величайший соблазн всех святых и аскетов и твердо

отвечает Маре, что войдет в Нирвану только тогда, когда его святой закон

процветет, увеличится и распространится по земле и будет возвещен всем

людям через его ученикам, монахов и монахинь.

6. Первая проповедь и первые ученики

Утвердившись в своем намерении проповедью спасти людей, Будда

направился в Бенарес. Он хотел, прежде всего, просветить тех пятерых

монахов, которые спасались вместе с ним в лесу Уру-вела.

Пять монахов с радостью выслушали его и приняли от него пос-вящение.

Скоро к этим ученикам присоединились еще новые, и, когда их число возросло

до шестидесяти Будда послал их на пропо-ведь. Сам учитель отправился в

Урувелу, где обратил на путь спа-сения многих брахманов и светских людей.

7. Деятельность Будды

Вся последующая жизнь Будды была наполнена путешествиями и проповедью.

Три месяца в году (дождливый период) Будда и его ученики отдыхали в какой-

нибудь из убежищ, отведенных им бога-тыми покровителями. Сюда собирались со

всей Индии почитатели Будды, спешившие услышать проповедь спасения от

самого учите-ля и пожить около него. Из таких мест Будда особенно любил ог-

ромный парк Джетавану, подарок одного купца, прославленный во многих

произведениях буддийской литературы. О нем говорил один буддийский поэт:

Джетавана прелестный сад, .

Где ходили толпы

мудрецов,

Где жил

царь истины –

Место, где было радостно

моему сердцу.

Остальное время Будда и его ученики бродили по Индии, глав-ным образом,

в районе восточных государств Индостана. Слава его распространялась по всей

Индии и встречи с ним искали не только монахи, но и цари, принцы, царские

сановники и богатые купцы.

Результатом этих бесед обычно было приглашение Будды со всеми учениками на

обед. После обеда, во время которого прислуживает сам хозяин со своим

семейством, Будда произносит какое-нибудь поучение

Когда таких приглашений не было, Будда по древнему монашес-кому обычаю

отправлялся в соседнюю деревню за милостыней. Он делал это вместе с

учениками после обычной утренней беседы с ни-ми и духовных упражнений.

После обеда наступало время отдыха и сна, пока не спадал жар и не наступал

вечер, когда после “свя-щенного молчания”, опять начинались шумные

посещения друзей и поклонников.

8. Община

Надо полагать, что община учеников Будды еще при жизни учи-теля была

тесно сплоченным орденом, имевшим свои правила и ор-ганизацию.

Дело в том, что техника монашеского общежития была выработа-на в Индии

задолго до Будды, и по внешнему своему виду Будда со своими учениками мало

отличался от многочисленных монашеских общин тогдашней Индии.

Внешними признаками учеников Будды было желтое платье и бритая голова;

ученики отрекались от семейных связей, от собст-венности и соблюдали

строгое целомудрие.

В общине не было различий каст и монашеское платье сглажива-ло различия

между рабом и господином, отверженными Судрой и Брахманом.

Господствующее настроение общины первых лет было состояние спокойной

уравновешенности, переходящей в тихую, сосредото-ченную радость.

Состояния экстатической восхищенности были единичными слу-чаями и общей

жизни буддийских монахов не характеризовали. Все они отличались полной

чистотой, душевным миром и преданнос-тью Будде.

Мы напрасно стали бы искать в буддийских источниках характе-ристику того

или иного ученика: все они на одно лицо, все говорят одним языком,

отличаются одними добродетелями и занимаются одинаковой деятельностью.

История, правда, называет имена более близких учеников Будды, но это не

делает их личностями: они оста-ются типами буддийских святых, убивших все

свои индивидуаль-ные свойства за одно со всеми страстями, желаниями,

симпатиями.

Рядом с монахами, вступившими в общину и давшими обеты, сто-яли светские

люди, принимавшие его учение, но оставшиеся в миру не порвавшие с семьей,

собственностью. Они служили общине по мере своих сил своими дарами. Среди

таких верующих мирян были цари, князья, брахманы.

Кроме мужчин, в орден принимались и женщины. Каково же бы-ло их

положение среди монашествующих?

Вот несколько буддийских текстов, рисующих отношение Будды к женщине:

- Как нам, Господи, - спрашивает ближайший ученик Будды Ананда, - вести

себя с женщинами?

- Избегайте ее вида, Ананда, - отвечал Будда.

- Но если мы ее увидим, что нам делать?

- Не разговаривайте с ней

- Но если мы уже заговорили с ней?

- Тогда будьте осторожны

И все-таки Будда должен был уступить настояниям женщин и при-нять их в

общину, но положение их всегда было унизительно-под-чиненное; их только

терпели, несмотря на их чрезвычайную пре-данность общине и неустанную

работу на пользу братии. Вот просьба одной из его страстных

последовательниц, некой Висакхи:

- Я желала бы, Господи, всю свою жизнь давать общине дождевые платья,

давать пищу чужим проезжающим монахам, кормить стран-ствующих монахов,

кормить больных братьев, ухаживать за боль-ными, давать им лекарства,

раздавать ежедневно рис и подарить общине монахинь купальные костюмы.

Будда, который сначала заявляет Висакхи, сто “совершенные слишком

возвышены, чтобы соглашаться на всякое желание”, дает свое разрешение на

эту благотворительную деятельность.

9. Отшествие Будды в Нирвану

Сорок четыре года проповедовал Будда свое учение и постепенно

приблизился к пределу своей жизни. Ему было 80 лет, когда он сильно заболел

и был близок к смерти, но одна мысль привязывала его к этому миру: “не

годится мне войти в Нирвану, прежде чем я не поговорю с теми, которые

заботились обо мне, с общиной моих учеников. Преодолею эту болезнь силой

своей и удержу свою жизнь”.

И Возвышенный преодолел свою болезнь. Он встал со своего ло-жа и сел в

тени дома, чтобы изложить ученикам последнюю свою волю:

“Будьте своими собственными светочами, - говорил он своим соб-ственным

прибежищем. Другого не ищите. Изучайте познание, пре-обретенное мною и

возвращенное вам, живите согласно с ним так, чтобы ваша святая жизнь долго

длилась на радость людям. Истин-но говорю вам, все земное подвержено

гибели. Молитесь непрес-танно. Через три месяца войдет Совершенный в

Нирвану”.

После нескольких бесед, когда учитель передал своим ученикам все, что

имел он угасил в себе волю, поддерживающую в нем жизнь и стал ждать смерти.

После месяца странствий он пришел с учениками в Кузинару. Там в лесу,

ученики уложили своего утомленного и больного учителя на замлю, головой к

северу. Время цветения деревьев еще не наступи-ло, но два дерева, под

которыми лежал учитель, были сверху до низу покрыты цветами, которые целым

дождем падали на отходя-щего; и птицы громко пели в воздухе.

- Видишь, Ананда, - сказал Совершенный, - еще не настало время

цветения, а цветы падают на тело Совершенного и небесные муд-рецы поют в

воздухе, чтобы почтить Совершенного.

Но совершенному нужна иная слава

Ученики и ученицы, которые живут по правде и закону – вот истинная слава

Совершенного.

Любимый ученик Ананда отошел в сторону и горько плакал об умирающем

учителе, но Совершенный велел подозвать его к себе и уьешал его словами,

полными глубокого, скрытого отчаяния и тра-гизма:

“Не надо так, Ананда, не жалуйся и не печалься. Разве я не гово-рил тебе

раньше об этом? Это неизбежно – расставаться со всеми, что дорого, со всеми

кого любишь. Все, что рождено, что создано, что сделано – обречено на

смерть. Но ты долго чтил Совершенного мыслями, словами, делом своим, из

любви, по доброте, с радостью, без лжи. Ты хорошо делал Ананда. Стремись, и

ты тоже скоро очи-стишся”.

Последними его словами, с которыми он обратился к ученикам, были:

“Истинно говорю вам, ученики мои, все созданное – скоропрехо-дяще.

Боритесь непрестанно”.

И поднялся дух его от одного экстаза к другому по всем степеням

восхищения и вошел в Нирвану.

На восходе солнца благородные жители Кузинары сожгли, перед городскими

воротами тело Будды со всеми почестями, какие оказы-вались усопшим царям.

10. Учение Будды

Проповедь Будды, по выражению Мензиса – “не теория, а путь спасения”.

Поэтому мы напрасно стали бы искать в священных книгах буддистов

систематической космологии, теологии или пси-хологии. Сам Будда

формулировал свое учение в четырех словах: страдания, цепь причинностей,

уничтожение страдания и путь к нему.

И все-таки, хотя в буддизме нет систематического учения о мире богах и

человеческой душе, все же Будда не мог обойтись без того чтобы свои

практические рассуждения не строить на скрыто предполагаемой метафизике.

Проповедуя отречение от мира, он должен был говорить, что та-кое мир,

проповедуя об освобождении от влечений, он неизбежно учил о человеческой

душе и т.д. Поэтому изложению “пути спасе-ния” мы предпочитаем краткую

характеристику того мировоззре-ния, которое предполагается буддийской

проповедью.

Буддийская философия, отличается сильным субъективным ха-рактером,

больше всего занимается человеком. Но что такое чело-век? Он есть не более,

чем связка, агрегат психических состояний. Как повозка есть только агрегат

колес, гвоздей, досок, и не имеет ничего одинакового, кроме пустого слова

“повозка”, так и человек составляет сумму своих свойств и состояний и

ничего больше. Лич-ность есть нечто призрачное и уничтожаемое. Не умирают

только те душевные состояния, которыми мы жили. Они идут за нами из одной

жизни в другую, они не дают человеку уйти из жизни и от цепи возрождения.

Теорию переселения Будда везде предполагает разумеющейся са-ма собой.

В буддийских памятниках иногда упоминаются боги, но они не играют

никакой роли в учении Будды. Он нигде не отрицает их, но и нигде не ставит

людей в связь с ними.

В буддийской религии есть одно божество – сам Будда. Из любви к людям,

он согласился воплотиться и войти в цепь человеческих страданий, чтобы

проповедовать людям избавление. Но вместе с тем, он не является источником

божественных сил, благодати в прямом смысле слова; людей спасает, по

буддийскому воззрению, не личность Будды, не его сверхъестественная сила, а

то познание, которое открывается в его учении.

В своем предсмертном слове Будда так и говорил о тождестве се-бя с

законом, им провозвещенным. Перейдем теперь к этому зако-ну.

11. Истина о четырех отделах

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.