неразвитая, примитивная форма веры в сверхъестественное – магические
верования. Но в то же время мифы имели чувственно-конкретный, наглядный,
художественно-образный характер. Они были одним из проявлений
развивающегося воображения человека. Мифы включали в себя зачатки
художественной образности и этических представлений, т.е. зачатки
искусства.
Магическая сторона мифа придавала уверенность, что с помощью действия
можно будет легче достичь поставленной практической цели, подчинить себе
чуждые внешние природные и социальные силы. А к чему все это привело мы
видим и ощущаем на себе. Поэтому в своей работе, придерживаясь поговорки
«Клин клином вышибают», я опиралась именно на мифы и на символику, в
надежде на то, что древняя мудрость мифологии заставит каждого человека
задуматься о глобальных проблемах человечества.
На мой взгляд, именно такая техника, как роспись шелка, наиболее
удачна для выражения моего замысла. Изображение, полученное с помощью этой
техники, может быть как плоскостным, так и вполне живописным, обладать
различной фактурой, также в работе присутствуют элементы графики. Из-за
такого множества положительных качеств работа приобретает достаточно яркую
эмоциональную окраску, что на мой взгляд привлечет внимание зрителя к
красоте природы. И каждый человек будет стремиться к достижению гармонии с
природой. Именно поэтому, в качестве выражения своего мироощущения я
выбрала технику росписи по шелку, так как шелк является природным
материалом, позволяющим ощутить всю тонкость и нежность взаимосвязи
элементов мироздания.
III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СИМВОЛОВ
В работе над дипломным проектом я опиралась на исторически сложившиеся
сведения из легенд и мифов всех народов мира. Немаловажную роль в своей
работе я отвела символике.
С древнейших времен человечество сопровождают символы. С их помощью
он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Однако
функции и значения символов часто разрастается до чего-то большего и
перестают быть только художественно выполненными указателями. В течении
тысячелетий они позволяли скульпторам, художникам и ремесленникам
передавать глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе. Как японские
«хайку» в трех строчках заключают иногда целые миры, так и символы могут
нести огромное количество информации и при этом оставаться простыми и легко
запоминающимися. Многие символы наделены не одним, множеством значений, так
как содержат идеи, несущие различную смысловую нагрузку.
Основное различие между символом и знаком состоит в том, что знак
имеет практическое, недвусмысленное значение: «не курить», «опасность».
Символ имеет гораздо большую возможность обратной связи, он несет значения
иногда противоречащие друг другу. Многие символы вобрали в себя как
древнейшие так и более новые представления людей о космосе, своем месте в
нем, о своих поступках, о том, чем они должны гордиться и что уважать.
Многие символы приняты на вооружение психологией, так как отражают глубины
человеческого сознания и познания. Простые идеи, выраженные символом,
несущем эмоциональную окраску, приобретают новую силу, расширяют свой смысл
от частного случая к обобщению.
В процессе обмена идеями между людьми (и даже культурами) образы,
символы предшествовали слову. Вырезанные, нарисованные, изображенные на
одежде в виде орнаментов, легко узнаваемые в результате многократного
повторения, эти образы использовались как для магических целей – отвести
зло, умолить или умиротворить богов, так и для управления обществом – его
сплочения, внушения чувства преданности, послушания, агрессии, любви или
страха. Общепринятая система жизненных символом позволяет людям чувствовать
гармонию друг с другом, обществом и космосом, побуждают к коллективным
действиям, люди до сих пор сражаются и умирают под эмблемами, знаменами,
имеющими символическое значение.
С самого начала человеческой истории наиболее важные символы были
попыткой упорядочить и понять смысл человеческого существования в
таинственной вселенной. Многие фундаментальные идеи и их символы
замечательным образом совпадают как и в примитивных обществах, так и в
развитых цивилизациях Азии, Индии, Ближнего Востока, Западной Европы и
Центральной Америки. На Западе этот универсальный язык символов начал
постепенно терять свое значение в эпоху Возрождения, когда наука,
рациональное мышление и выросшее уважение к личности вызвали потерю
интереса к традиционным верованиям и ритуалам. Символы остались лишь в
литературе и искусстве, светских и религиозных обрядах и фольклоре.
Символизм сохранил свою графическую и психологическую силу не только
в таких творческих областях, как литература, музыка, кино, театр, живопись,
но так же и в политике и рекламе.
Символы зачастую – просто изображения, имитирующие форму того
существа или предмета, с которым они связаны. Их значения временами
неожиданны, но чаще очевидны, так как основаны на неком качестве, которое
этим предметам или существам изначально присуще: лев –храбрость, скала –
стойкость. Хорошо знакомые каждому объекты мира –животные, птицы, рыбы,
насекомые, растения или камни – все они включены в реестр символов. Они,
как и сами люди, когда-то считались частью чего-то большего, чем реальная
действительность, – особенности их поведения считались выражением законов
природы и моральных истин, присущих космическому порядку.
С другой стороны, символы могут быть воображаемыми, имеющими
совершенно произвольную форму. Они даже могут быть основаны на фонетических
ассоциациях, что, например, обычно в китайской культуре. Подобные символы
могут включать как графические линии и геометрические фигуры, так и слова и
ритуальные жесты.
В своей работе я старалась не слепо копировать символы, а пропустить
их через свое восприятие и мироощущение.
ЭЛЕМЕНТЫ МИРОЗДАНИЯ.
Сложная система символических понятий, связанная с четырьмя (иногда
пятью) природными субстанциями и явлениями, которые по предположению
древних были составными частями при создании Вселенной. Западная традиция,
в этом случае испытавшая значительное влияние древнегреческой философии,
таковыми элементами считала воду, воздух, землю и огонь. Иногда добавлялся
и пятый элемент – эфир или квинтэссенция духа. Огонь считали средством
преобразования из одного состояния в другое. Эти элементы представлялись
основой космического порядка и гармонии, ранняя медицина стремилась
сопоставить с ними физические и психические особенности человеку: так,
мокроту, мозг, флегматичный темперамент связывали с водой; кровь, сердце и
сангвинистический темперамент – с воздухом; светлую желчь, печень и
холеристический темперамент – с огнем; темную желчь, селезенку,
меланхолический темперамент – с землей. Воздух и огонь представлялись
активными и мужскими элементами, а вода и земля – пассивными и женскими.
Все более и более различные аналогии, включая связь с цветом, сезонами и
этапами человеческой жизни, добавлялись сюда в стремлении создать стройную
символическую систему, которая начала разрушаться только в последнее время
в связи с достижениями научной методологии. В Китае подобная система была
основана на пяти даосских элементах: воде, огне, дереве, металле и земле.
Их сопоставляли с единством противоположностей, заключенных в активном
мужском начале «ян» (огонь и воздух) и женском пассивном начале «инь»
(земля, вода, металл). Пятеричная индийская система символов предполагалось
как «космическое состояние вибрации» следующих элементов: акаша (эфир),
анас (вода), вайю (воздух), тега (огонь), придхиви (земля). В западном
искусстве вода изображалась опрокинутым кувшином или фигурами богов моря и
рек; воздух – фигурой богини Юноны, иногда летящей, несмотря на оковы на
руках и ногах, иногда фигурой женщины с хамелеоном в руке; огонь – птицей
Феникс, фигурой древнегреческого бога Вулкана, а также женщиной с огненными
волосами или молнией в руке; земля – аллегорической фигурой матери с
символами плодородия в руках, а также башнеобразной короной Кибелы.
В своей работе я показала гармонию этих элементов мироздания, а
именно стихий. С помощью форм показала и характер каждой из них.
Воспринимаемая как центр космоса земля характеризуется максимальной
сакрализованностью и чистотой, поскольку центр рассматривался всегда как
священный эмбрион вселенной, своеобразный космос в космосе. Значительная
часть сюжетов с участием обожествленной земли содержится в космогонических
мифах, рассказывающих о первоначальной божественной паре – небе и земле.
Земля не только супруга неба, участвующая в создании космоса, но и
плодородная земля, почва. Поэтому я изобразила ее в виде женской фигуры,
спокойно сидящей. Ее положением я передала спокойствие, уравновешенность,
уверенность в себе. Ее нижняя часть напоминает форму листа не случайно, а
потому, что лист – китайская эмблема счастья. Листья часто символизируют
множественность человеческих жизней и их краткость. Так же, лист
использовался как метафора для изображения проходящего времени. Земля
всегда ассоциируется с женщиной.
Дающая жизнь, защитница и кормилица. Этот древний символизм
преобладает в изображении женщин в искусстве, мифологии и религии во всех
ранних традициях и отражается в эмблемах, наиболее связанных с ними. Сюда
входят символы матки, такие, как пещера, колодец, источник; ножны, корзина,
лодка, и, похожий по очертаниям на лодку, лунный полумесяц; углубления,
такие, как борозда или долина; сосуды–ваза, кувшин, чаша, урна. Остановимся
на символе кувшина, так как именно этот символ я использую в своей работе.
Как и другие сосуды, кувшин–символ материнского лона, источника жизни
живительного влаги. В Древнем Египте кувшин считался атрибутом Исиды и
Осириса. Аллегорическая фигура Умеренности часто изображалась льющей воду
из одного кувшина в другой. С кувшином изображалась и Геба, прислужница
олимпийских богов. В картах Таро кувшин – знак Водолея и Звезды. Кроме
этого с женщиной связываются символы плодородия – деревья и фрукты;
специфические сексуальные образы – раковина, ромб или перевернутый
треугольник. Качества, наиболее часто связываемые в традиционной символике
с женщинами, – душа, интуиция, эмоции и эмоциональное непостоянство,
пассивность и подсознательное, любовь и чистота. В искусстве женщины
персонифицируют большинство человеческих недостатков и достоинств. Их также
идентифицируют с магическими способностями, особенно с предсказанием и
пророчеством. Поэтому землю в моей работе наполняют камни и растения
необычной формы. Камень – некогда чрезвычайно важный символ магических сил,
заключенных в неодушевленной материи. Основные качества, которые
символизировал камень во многих древнейших культурах, – постоянство, сила,
целостность. Их значимость усиливалась и приобретала священный смысл в
отдельно стоящих каменных объектах, каменных жезлах и ножах и каменных
амулетах. Камням свойственно накапливать тепло, холод, удерживать воду, а
драгоценным камням – свет. Растение во всех культурах – основной символ
живой земли и циклической природы рождения, смерти и возрождение. Боги и
богини растений встречались среди древнейших божеств, часто почитались как
прародители человека, а также растений. Мифы о превращении людей в растения
символизируют космическое единство, жизненную силу, дающую начало всем
созданиям Божьим.
Воздух – одна из фундаментальных стихий мироздания. Как и огонь,
воздух соотносится с мужским, легким, духовным началом в противоположность
земле и воде, относящимися чаще всего к началу женскому, тяжелому,
материальному.
Воздух описывается в виде дыхания, дуновения ветра, обладающих
множеством символических значений. Дуновение, дыхание – олицетворение
муссонного ветра; созидатель мира – дух божий, носящийся над водами. Также
существуют варианты мифов о мировом яйце, снесенном крылатым, т.е.
воздушным, божеством. Изображая в своей композиции воздух, я осознанно
показала его с крыльями, так как они означают: скорость, подвижность,
подъем, возвышение, сильное желание, превосходство, свобода, интеллект,
вдохновение. Хотя крылья обычно эмблема возвышения или перехода с земли на
небеса, они могут также символизировать защиту («взять под крыло»). Крылья
часто были связаны с солнечными божествами и привнесли иронию в
древнегреческий миф об Икар, который вместе со своим отцом Дедалом
попытался убежать от гнева владыки Крита Миноса. Икар разбился насмерть,
когда воск на его искусственных крыльях расплавился из-за того, что он
подлетел слишком близко к солнцу – истинному богу, противопоставленному
самонадеянному человеку. Лишь достойный человек может обладать крыльями.
Крылья тщеславных подрезаны или опалены огнем, как крылья сатаны. Так как
символизм птиц и крыльев тесно связан, в искусстве крылатые создания могут
быть хищными и пугающими, особенно те, чьи крылья покрыты чешуей или
напоминают крылья летучей мыши (знак сатаны). Феи наделены крыльями
бабочек. Обычай рисовать ангелов с крыльями появился приблизительно в VI
в.н.э. и основан на классических образах вестника богов и других крылатых
божеств. Кроме ангелов, душ и персонификации Духа, таких как голубь Святого
Духа, другие крылатые существа в искусстве включают греческого бога-
вестника Гермеса (у римлян Меркурий); бога сна Гипноса и его сына Морфея;
богиню Немезиду и Гарпий; и аллегорические фигуры Славы, Истории, Мира,
Фортуны. Крылатые диски – солнечные эмблемы. Крылатые змеи или драконы
сочетают в себе земную и небесную силы. На мой взгляд, воздух был бы беден,
если бы не обладал облаками – своим вторым я. Облака в символике означают
мужское плодородие, физическое и духовное. Кроме того, что облака несут
символику изобилия как предвестники дождя, они также символизируют
Божественное Откровение и само присутствие Бога. Так, бог Иегова в образе
облачного столпа вел израильтян через пустыню; согласно Корану, Аллах
вещает с облаков. В Китае облака, особенно розовые, символизируют счастье,
а также вознесение на небеса. «Девятое облако» – мистический символ
счастья. Также по воздуху, как легкой духовной субстанции, прилетают
крылатые божественные вестники – ангелы. Так как воздух является обиталищем
множества духов, среди них помещаются и души умерших, которые не нашли
успокоения.
Гераклит говорил: «Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха
– огонь». Именно поэтому в моей композиции воздух убегает от огня, а огонь,
для того, чтобы жить, догоняет воздух.
Огонь – божественная энергия, очищение, откровение, преображение,
возрождение, духовный порыв, искушение, честолюбие, вдохновение,
сексуальная страсть, сильный активный элемент, символизирующий как
созидательные, так и разрушительные силы. Поэтому его я изобразила также
как и воздух с крыльями, но другими по общей форме и структуре. У огня
крылья – это языки пламени, которые как греют, так же и могут обжечь. В
древности люди были уверенны, что огонь может защищать от зла. Графически
огонь в алхимии изображается в виде треугольника и считается субстанцией,
объединяющей три остальные стихии. В моей композиции он несет такую же
функцию.
Вода – древний универсальный символ чистоты, плодородия и источник
самой жизни. Существует множество мифов: в одних говорится о всемирном
океане, из вод которого появилась земля, а в других говорится, что бог
метнул молнию в землю и из того места начал бить ручей. Поэтому в моей
композиции вода и земля являются одним целым женским началом. Вода также
изображена в виде женской фигуры, значение которой описывалось в тексте о
земле. Вода во многих культурах – первичный источник жизни – безграничный,
неистощимый и полный неожиданностей. Вода является образом матери, но,
кроме того, символом превращения и возрождения, бесконечности познания. В
самой фигуре воды я изобразила потоки рек – мощный символ уходящего
времени, жизни. Кельты считали, что места слияния рек особенно священны.
Также в фигуре присутствуют различные раковины, которые в древности
символизировали плодородие. Также плодородие символизировал и кувшин,
описанный в тексте о земле, который также присутствует в фигуре воды. Для
того, чтобы показать, что вода является источником жизни я использовала
символ – точку. Точка в мистических представлениях – центр и источник жизни
– символ первичной созидательной энергии, которую иногда представляют
настолько сконцентрированной, что отражать ее может лишь нечто
нематериальное, например, отверстие. Древний символизм точки, как предельно
сжатой энергии, широко распространенный в мистической литературе,
чрезвычайно близок к современным физическим и астрономическим теориям о
происхождении вселенной.
Все фигуры в композиции вписаны в круг, который в свою очередь вписан
в квадрат, так как круг означает совокупность, совершенство, единство,
вечность – символ полноты, законченности, который может заключать в себе
идею и постоянства и динамизма. Взаимосвязь между открытиями в атомной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8