Рефераты. Стивен Спилберг






Стивен Спилберг

ЖИЗНЬ

Сегодня, когда мы говорим о настоящем, фантастическом успехе в кино,

одним из первых имен, которые приходят на ум, является, конечно, Стивен

Спилберг. Его фильмы вот уже два десятилетия гремят по всему миру. Кассовые

доходы от них ни с чем не сравнимы. Если о каком-то фильме или режиссере

говорят как о чем-то из ряда вон выходящем, то всегда рядом появляется

фигура Спилберга. Потому что величина любого настоящего успеха оценивается

в сравнении с успехом Спилберга.

Стивен Спилберг ворвался в массовое сознание зрителей в 1975 году фильмом

"Челюсти" и с тех пор практически ежегодно будоражит мир кино новыми

работами, каждая из которых открывает все новые и новые грани его

блестящего таланта. Нельзя сказать, что критика сразу и безоговорочно

приняла его творчество. Годами его подвергали жестоким упрекам за то, что в

его фильмах нет тематической остроты, социальной и психологической

проблемности, за то, что он уходит в мир технического совершенства, забывая

о "человеческой сущности" кино. Думается, эти выводы ранили Спилберга и, в

конце концов, привели его к созданию прекрасного и тяжелого фильма "Список

Шиндлера" (1993), за который он получил, наконец, своего режиссерского

"Оскара". Однако путь на Олимп, как правило, очень тяжек.

Родился Стивен Спилберг в 1949 году, в Цинциннати, в семье инженера-

электрика Арнольда Спилберга, который, кстати, стал вскоре еще и одним из

пионеров компьютерного дела в Америке. Дело "компьютеризации всей страны"

вынуждало Спилбергов много переезжать. После Цинциннати был Хэддонфилд,

штат Нью-Джерси, затем Скоттсдейл, штат Аризона, и наконец, пригород

калифорнийского города Сан-Хосе - Саратога.

Мать Стивена - Леа Спилберг (Познер) до замужества выступала с

фортепьянными концертами. Она родила мужу, кроме старшего Стивена, еще трех

девочек. Эти девочки, сестры будущего мастера кино, сыграют со временем

свою важную роль в становлении Спилберга-режиссера - они будут первыми его

актрисами, их он будет снимать старенькой 8-миллиметровой камерой,

принадлежавшей отцу. Искусство сродни наркотику. Однажды привыкнув к нему,

человек постепенно уходит от реальной жизни. Либо искусство становится той

самой реальной жизнью, которой он живет, дышит, существует.

В своей деятельности Спилберг руководствуется девизом: показать как можно

большему числу зрителей как можно больше замечательных зрелищ, которые они

хотели бы увидеть; именно эту цель он всегда мысленно видит перед собой.

Его родителями были инженер-разработчик компьютеров и одаренная пианистка.

Детство Спилберга проходило в штате Нью-Джерси, а потом - в Аризоне. Его

отличительной чертой с самых ранних лет было богатое воображение; оно

наполняло его юный ум яркими образами, которые потом вдохновили его на

создание фильмов.

Став взрослым, Спилберг сохранил живые воспоминания о детстве,

послужившие источником его самых выдающихся произведений. Так, в фильме

"Инопланетянин" он отразил чувства, навеянные неспокойной семейной жизнью и

ссорами между отцом и матерью, которые привели к разводу в 1966 году. "Этот

фильм - о подростке, пытающемся найти какую-то опору в жизни", - говорил

он. Фильм "Тесные контакты третьей степени" навеян впечатлениями от зрелища

метеоритного дождя, показанного ему отцом, когда Стивену было 4 года.

Он не попал ни в один из престижных киноинститутов США. Ему удалось

поступить в Университет штата Калифорния, расположенный в Лонг-Бич,

неподалеку от Голливуда, на специальность "телевизионное производство", но

и оттуда он ушел с последнего курса.

Этот поступок не был случайным; он стремился к цели, поставленной себе

уже давно: стать кинорежиссером. Свои первые фильмы он снял еще в детстве,

и они служили для него надежным убежищем от страха перед действительностью.

Ему было 11 лет, когда он впервые взял в руки 8-мм кинокамеру с пружинным

приводом, марки "Белл" (принадлежавшую отцу), и начал снимать любительские

фильмы о "летающих тарелках" и о боях второй мировой войны. Вскоре гостиная

их дома превратилась в кинотеатр для соседей и знакомых; члены семьи

продавали билеты и лимонад. "Съемка одного фильма обходилась мне в 50

долларов; из этого расчета и назначалась цена билетов, так что к концу лета

у меня набралось как раз 55 долларов, - вспоминал Спилберг. - В наши дни

этим методом "мелких контрактов" работает весь Голливуд".

Спилберг с детства научился рассказывать "жуткие" истории; сначала он

пугал ими своих маленьких сестренок, а потом с их помощью находил себе

друзей среди подростков, особенно в отряде бойскаутов.

Осенью Стивен поступил в Университет штата Калифорния, в городе Лонг-Бич.

Конечно, он хотел изучать кинопроизводство, но его школьный аттестат

оказался не настолько хорош, чтобы перед ним распахнулись двери одного из

престижных киноинститутов, таких, как «USC» или «UCLA», и ему пришлось

удовольствоваться изучением английского языка и литературы, тем более что

он чувствовал слабость своих знаний в этой области. Это самокритичное

высказывание подразумевало соответствующие благие намерения; вышло, однако,

так, что Стивен стал больше просиживать в кинозалах, чем в библиотеках, а

потом увлекся съемками любительских фильмов на 16-мм пленке, подрабатывая

для этого в разных местах, где можно было устроиться на неполный рабочий

день. В свободное время он пропадал на студии «Юнивёсал», стараясь увидеть,

как работают настоящие мастера кино, такие, как Хичкок. Стивен не жалел сил

и времени на свои внеклассные работы и отчаянно искал способы показать свои

фильмы кому-либо из администрации студии, а тем временем его успехи в

университете, естественно, оставляли желать лучшего.

Результатом этих трудов стал фильм «Эмблин», продолжительностью в 22

минуты, не имевший диалогов; в нем рассказывалось о парне и девушке,

путешествовавших на попутных машинах к Тихому океану... Фильм был снят за

10 дней и обошелся в 10 000 долларов; деньги дал богатый приятель, Деннис

Хоффман, учившийся в колледже вместе со Стивеном и собиравшийся стать

кинопродюсером. Фильм получился хороший; оператором был Аллен Давю (который

потом работал у Спилберга на съемках фильма «Инопланетянин»); правда, позже

Спилберг назвал всю эту затею «грубой коммерцией» и «рекламной кампанией в

духе «пепси».

После фильма «Эмблин» на Стивена обратили внимание. «Эмблин» был вполне

сознательной попыткой прорваться в кинобизнес; он вышел удачным и

подтвердил, что Спилберг может свободно обращаться с кинокамерой, правильно

компоновать кадр, ставить освещение и работать с исполнителями.

На следующий день после показа Спилберга вызвал к себе сам глава

«Юнивёсал ти-ви продакшн», Сидни Шейнберг и предложил ему подписать тот

самый знаменитый семилетний контракт, который мог показаться подарком

судьбы, но потом не раз его возмущал; Стивену был в то время 21 год.

Спилберг бросил университет и не получил диплом. Он побаивался, что отец не

простит ему этого, но фактически Стивен именно теперь вступал в свой

настоящий Университет — «Университет телевидения и кино», где и получил

опыт и знания, сослужившие ему бесценную службу на избранном пути. Вскоре

правильность его решения подтвердилась: фильм «Эмблин» выиграл приз на

кинофестивале в Атланте, а потом — награду на кинофестивале в Венеции в

1969 году и затем, в 1970 году, набрал одинаковое количество баллов с

фильмом «История любви» в национальном рейтинге США.

В 1984 году, после того, как доходы от фильмов «Челюсти» и

«Инопланетянин» превысили 835 миллионов долларов, Спилберг получил в

подарок от компании «МСА» комплекс зданий, в которых он расположил свою

киностудию «Эмблин». За первый год существования этой студии было выпущено

почти столько же фильмов, сколько студия «Лукас-фильм» выпустила за 10 лет,

хотя Спилберг говорил, что полученное им в подарок новое здание - всего

лишь «скромный командный пункт» по сравнению с «империей» Лукаса.

Первая жена Спилберга, актриса Эми Ирвинг, у них с Эми родился сын Макс,

и они поженились в 1985 году. Спилберг был горд рождением сына и сказал,

что «Макс- это самая лучшая и самая весомая продукция, которую я выпустил в

1985 году!»

В 1991 году он женился на актрисе Кейт Кэпшоу, которая перешла в иудаизм.

Стивен легко находит общий язык с детьми, которых у него семеро: Макс

Спилберг (от первой жены, Эми Ирвинг), Тео Спилберг (приемный сын), Саша

Спилберг и Сойер Спилберг (от второй жены, Кэйт Капшоу), Джессика Кагапоу

(дочь Кэйт от первого брака), Микаэла Спилберг (приемная дочь), Дестри

Эллин (дочь от второй жены, родилась 1 декабря 1996 года).

Стивен Спилберг — «трудоголик»; он может работать по 20 часов в сутки; не

пьет; не курит; не употребляет наркотики; не расслабляется на рыбалке; это

мужчина с душой ребенка, для которого взрослая жизнь так никогда и не стала

такой же интересной, каким было для него его детство.

ТВОРЧЕСТВО

Жизнь в пригороде казалась Стивену скучной, и он ударялся в фантазии,

которые привели его к занятиям киносъемкой. Он начал снимать фильмы, когда

ему было 12 лет. Сначала он занялся этим от скуки, а потом, когда вступил в

бойскауты, Стивену захотелось получить значок «Умелый фотограф». В правилах

говорилось, что нужно представить серию фотографий на определенный сюжет,

но он снял короткий фильм, воспользовавшись небольшой кинокамерой (для

восьмимиллиметровой пленки), которую дал отец.

Началось все с того, что отец Стивена захотел снимать домашние фильмы, но

выходило это у него довольно неуклюже; Стивен, чувствуя, что сможет сделать

лучше, решил стать семейным кинооператором. Он провел пробные съемки,

объектами которых стали: ночное небо, крушение игрушечного поезда и

соседский щенок, напугавший его; постепенно он научился определять

выдержку, менять метод съемки и продумывать сюжет. Например, уже тогда он

понял, что крушение поезда можно показать более интересно, если снять его с

разных сторон и под разными углами.

В 1961 году он снял свой первый фильм по сценарию (продолжительностью 40

минут), называвшийся «Бегство в никуда», а затем, в течение нескольких лет,

сделал еще 15 коротких фильмов (большинство которых теперь утеряно); чтобы

иметь деньги на пленку, он работал в свободное время на побелке

апельсиновых деревьев. В этих первых любительских фильмах Стивен уже

попробовал (хотя и в примитивном виде) применять монтаж и дублирование.

Отцовская 8-мм кинокамера целиком перешла в его распоряжение, и он решил

снимать научно-фантастические фильмы, в сюжетах которых использовал

рассказы и научные объяснения отца.

Летом 1953 года отец приехал домой среди ночи, посадил всю семью в старый

джип и вывез за город, в поле, где несколько сот горожан наблюдали

метеоритный дождь. Это было незабываемое зрелище!

Тема звездного неба и его тайн навсегда запала в душу Стивену. В 16 лет

он снял любительский фильм — целую киноэпопею продолжительностью в 2,5

часа, называвшуюся «Огненный свет»: в ней рассказывалось о группе ученых,

исследовавших таинственное свечение ночного неба; роли в фильме исполняли

все члены семьи.

Отец арендовал на один вечер кинотеатр в Фениксе, и фильм показали всем

желающим; его съемки обошлись в 500 долларов, а чистая прибыль составила

100 долларов; это был первый кассовый успех будущего миллиардера и

киномагната.

Попутно Стивен обнаружил, что новое занятие укрепляет его позиции в

школе; снимая фильм «Боевой отряд», он дал одну из ролей своему самому

настырному сопернику, и тот заделался его лучшим другом и защитником.

В одном из фильмов телесериала «Удивительные истории», называющемся

«Главный аттракцион» (по сюжету Стивена Спилберга), рассказывается о том,

как дом одного ученика, тщеславного и нечестного малого, попадает под

метеоритный дождь, и этот тип оказывается «намагниченным», так что к нему

притягивает девицу из их класса, грубую и неприятную особу, тоже испытавшую

влияние этого небесного явления; теперь они — всюду вместе; она в него

влюблена, а он ее не переносит и старается отделаться от нее всеми

способами, но тщетно: неведомая сила связывает их вместе как две половинки

магнита. Герой многих фильмов этого телесериала напоминает Стивена, когда

он был подростком: он проводил долгие часы, погрузившись в свой собственный

мир; фильмы, которые он теперь снимал, имели продуманный сюжет, сценарий,

план съемки и план монтажа. Именно в это время у него зародился замысел

фильма «Инопланетянин», в котором главным героем стал пришелец из Космоса —

его давний придуманный «друг», персонаж его детских фантазий.

Спилберг не любил школу, и именно там ему пришла в голову почти циничная

мысль о том, что он может достаточно легко манипулировать людьми с помощью

своего нового искусства, используя его позитивные и негативные стороны.

Кроме того, он стал показывать свои фильмы за плату, превратив гостиную в

кинозал на дому; мать и сестры продавали зрителям попкорн и лимонад.

Пробившись в кинопроизводство и получив должность кинорежиссера, Спилберг

начал с постановок телевизионных фильмов. Его первой работой на студии

«Юнивёсал» стала режиссура одного из фильмов телесериала Рода Селинга

«Ночная галерея»; фильм назывался «Глаза»; главную роль в нем играла

известная Джоан Кроуфорд, которую все боялись. Судьба подшутила над

Спилбергом: в первой же работе ему пришлось иметь дело с одной из самых

блестящих «звезд» Голливуда, да к тому же это был ее дебют на телевидении;

позже, как известно, Спилберг избегал давать роли «звездам» в своих

фильмах.

Из всех первых телевизионных фильмов Спилбергу лучше всего удались две

серии, которые он снял для «Психиатра». Работа оказалась интересной,

пришлось даже подправить сценарий, и ему это удалось, хотя это был

настоящий вызов традициям! Продюсером телесериала был Джерри Фридман,

имевший собственный штат работников на киностудии: своих сценаристов,

режиссеров, технических специалистов; все это были его знакомые, люди,

специально приглашенные из колледжей или из восточных штатов, традиционно

славившихся специалистами высокого класса.

Спилберг был для Фридмана молодым человеком без репутации, и все же тот

его заметил и дал работу: «Сделай-ка мне пару серий для «Психиатра», —

сказал он Стивену и попал прямо в точку: в первой серии говорилось о

мальчике шести лет, «затерявшемся в мире фантастики и комиксов», и это было

как раз то что нужно для Спилберга. Во второй серии, вышедшей сразу же

вслед за первой, рассказывалось о профессиональном игроке в гольф, попавшем

в больницу, где его навещают друзья по клубу; они принесли ему в подарок

лунку, выкопанную прямо на площадке, вместе с землей и с травой. «Югу сразу

же расплакался - не только потому, что вошел в роль, но и просто как

человек. Когда камера двинулась к нему, он ударился в слезы, теребил траву,

размазывая грязь и благодаря друзей за такой замечательный подарок. Сцена

получилась очень удачной, хотя и не планировалась в таком виде. В столь

большой работе трудно все предусмотреть заранее, однако чем больше

случается таких находок — тем ярче выходят характеры героев и тем

интереснее смотрится фильм!» Спилберг всегда скрупулезно обдумывает и

планирует свои фильмы, тем не менее он охотно импровизирует с исполнителями

во время съемок.

Авторы сценария первого фильма телесериала «Коломбо» Уильям Линк и Барри

Левинсон написали для Спилберга также сценарий телефильма «Дикарь»,

содержавший рассказ о репортере. Левинсон высоко отозвался о режиссерском

мастерстве Спилберга («А еще говорят, что этот молодой человек не знает

людей!»), а Линк назвал работу Спилберга «поразительно талантливой»,

«заряжающей всех участников съемок».

В этой ленте заметно влияние Хичкока; картина предвосхитила успех другого

подобного же фильма — «Заклинатель» (1973 г.), поставленного по сценарию

Роберта Клауса, написанному еще до выхода фильма Уильяма Фридкина. Сразу

два обстоятельства способствовали здесь успеху Спилберга: во-первых,

отлично сыграл молодой Джонни Уиттекер, известный по фильму «Семейное

дело»; Спилберг показал немалый талант в работе с юными актерами и добился

выдающихся результатов. Во-вторых, режиссер очень удачно использовал

световые эффекты: «Свет напоминает мне магнит: он может притягивать и

отталкивать зрителя, можно показать сцену в волшебной обволакивающей дымке,

а можно резко осветить, и она станет пугающей. Еще ребенком я узнал, как

сильно можно испугать, если внезапно выключить свет!» В фильме «Нечто злое»

был использован, впервые на телевидении, эффект «горящих окон», создававший

впечатление «адского пламени», окружающего дом: «Когда кто-либо проходил

мимо окна, его фигура пропадала, растворяясь в свете, который был очень

ярким. Все выглядело так, как будто весь дом был охвачен белым слепящим

огнем, и впечатление получилось очень сильным!»

Так работа для телевидения помогла Спилбергу отточить свое мастерство и

деловую хватку. Он сумел также привлечь к себе внимание Голливуда, поставив

телевизионный художественный фильм, получивший такой успех, что его

выпустили на большой экран и показали в Европе. Это была картина «Дуэль» -

75-минутный рассказ об обычном американце, жителе пригорода, которого

преследует на шоссе грузовик с незнакомым водителем. В Америке на фильм не

обратили внимания, но когда его, в расширенном варианте, показали на

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.