Рефераты. Светочи России и Чувашии






социальные мотивы. Скажем, "Крестный ход в Курской губернии" - изображение

многолюдной процессии. Все идут с церковными хоругвями, держатся вроде бы

вместе, но в толпе можно различить хозяев жизни и простолюдинов, которых

палками и нагайками отгоняют от бар урядники и старосты. А известнейшая

картина "Бурлаки на Волге"! Вот он, портрет людей из низов русской жизни -

бурлаков, что ремнями тащат баржу. Страшный, нечеловеческий труд, но Репин

умудряется вглядеться в лица, увидеть в каждом индивидуальность.

Исторический живописец, жанрист, портретист. Выдающийся рисовальщик.

Занимался также офортом и литографией. Родился в Чугуеве Харьковской

губернии в семье военного поселенца в 1844году. Первоначальную

художественную подготовку получил в школе топографов и у местных художников

И.М.Бунакова и Л. И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался

в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К.Жуковского и

И.Н.Крамского, затем был принят в Академию художеств (1864). В период

учения общался с широким кругом демократически настроенной молодежи, был

увлечен идеями Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской

артелью художников, бывал на ее "четвергах". О чуткости Репина к

общественным событиям эпохи свидетельствует рисунок, изображающий

Д.В.Каракозова перед казнью. Раннее творчество художника весьма

разносторонне. Он работал над академическими "программами" религиозного

содержания, трактуя их более в психологическом, чем в возвышенно-

отвлеченном духе. Такова картина "Иов и его друзья" (1869), отмеченная

Малой золотой медалью. В свободное время Репин пробовал себя в бытовом

жанре ("Приготовление к экзамену", 1864), портретировал родных и друзей. О

высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты:

В.Е.Репина (1867), матери (1867), Г.Д.Хлобощина (1868) и др. В портрете

В.А.Шевцовой, невесты художника (1869), психологическая точность и

серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с

особенной красотой сдержанных цветовых отношений. Выдающимся произведением

явилось "Воскрешение дочери Иаира" (1871), за которое автор получил Большую

золотую медаль. Одновременно Репин работал над другой картиной - "Бурлаки

на Волге" (1870-1873), сразу же при своем появлении прославившей имя

художника.

Бесспорно, картины Репина - это та классика, которая знакома каждому

русскому человеку с детства. Учебники и хрестоматии полны репродукций с его

картин. Однако, удивительное дело, о его жизни, его семье люди знают

немного. Интересно, что имя великого художника объединяет три бывшие

советские республики, а ныне отдельные государства: Украину, где он родился

(близ Харькова), Россию, где он учился и прожил большую часть жизни (в

Петербурге и его окрестностях), и Беларусь, где у него было имение в

местечке Здравнево, под Витебском.

"В 1892 году, после своей персональной выставки, когда император

Александр III приобрел у Репина знаменитую картину "Запорожцы", художник

получил финансовую возможность приобрести имение, где мог бы летом отдыхать

от суетливого Петербурга, - рассказывает научный сотрудник Музея Репина в

Здравнево Валерий Шишанов. - Долго он выбирал имение под Петербургом. Но 1

мая 1892 года приехал сюда. Ему очень понравились виды, "злая и бурливая"

река Двина. И, особенно не торгуясь, он приобрел это имение за 12 тысяч

рублей (большая по тем временам сумма). Она включала тогда 108 десятин

земли (чуть больше 108 гектаров) - с лесом, пашней, 40 головами крупного

рогатого скота. А также дом и множество построек: сарай, флигель, домик для

рабочих. Господский дом был одноэтажный, и первый год Репин здесь и

разместился. Но ему стало тесновато, и он решил дом переделать. В течение

нескольких лет шла перестройка по его собственному эскизу. В результате дом

приобрел вид сказочного терема с башенкой".

К сожалению, в 1994 году в Здравневе случился пожар. От дома почти

ничего не осталось. Но сотрудники Музея не опустили руки и в этом году

почти восстановили дивный терем. А еще художника помнит липовая аллея,

красивая, с раскидистыми ветвями сосна, и необычный, в форме вытянутого

прямоугольника, пруд, который он создал своими руками. Долгое время была в

сохранности и набережная Двины, берег которой Репин укрепил каменной

кладкой.

В Здравневе Илья Репин создал знаменитые картины "Белорус" (хранится в

Русском музее Петербурга), "Осенний букет" (находится в Третьяковской

галерее), "Лунная ночь" (в Минском музее), множество других картин, которые

хранятся в Финляндии, Франции, Америке, Чехии. На них запечатлена красота

этой земли, образы белорусов, картины из жизни Здравнево.

Скажем, "Осенний букет" - это портрет дочери художника Веры, созданный

прямо в саду близ усадьбы. Здесь много зелени, которая, впрочем, уступает

место желто-рыжим осенним краскам. В картине много воздуха, света. Недаром

Павел Третьяков сразу приобрел "Осенний букет" у художника. Знал, что

покупает шедевр.

"Белорус" - тоже портрет, созданный близ усадьбы. Красивый парень

стоит на мостках, откинувшись на перила. Это, оказывается, местный

крестьянин Сидор Шавров, с которым Репин был дружен. И вообще крестьяне

любили художника, хотя и был он для них - барин.

"На Ильин день (2 августа) в Здравневе обычно устраивалось гулянье.

Илья Репин приглашал крестьян, угощал их. Звучала музыка, были танцы,

фейерверки, - рассказывает Валерий Шишанов. - И в 1918 году, после

Октябрьской революции, крестьянский комитет вступился за родных Репина,

которые продолжали здесь жить, просил, чтобы их не "раскулачивали". Более

того, хоть крестьяне и сами жили бедно, но помогали Репиным как могли,

приносили продукты".

Репин прожил в Здравневе относительно недолго - с 1892 по 1901 год.

Последние 30 лет жизни (до самой смерти в 1930 году) он провел под

Петербургом в местечке Куоккала (ныне Репино). Там и похоронен. Но под

Здравневым все эти годы жила дочь художника Татьяна с семьей. Ныне ее

потомки живут во Франции.

А здесь, в усадьбе, восстановлен Музей. Сотрудники одержимы идеей

превратить Здравнево в современный туристический комплекс. Чтобы как можно

больше людей прикоснулось к дивным местам, увидело неповторимые пейзажи,

которые так ярко живописал Илья Репин.

Картины Репин – украшение главных музеев национального искусства не

только России, но и за рубежом. Искусство Репина – то, чем мы гордимся и

восхищаемся. И, подобно Пушкину в литературе, он также царствует на

художественном Олимпе России.

Светочи Чувашии

Чувашия обладает богатейшими традициями в живописи, используя которые

чувашские художники смогли занять свое достойное место и известность во

всей России. К началу XX века можно было говорить о рождении национальной

чувашской интеллигенции. Однако в области изобразительного искусства здесь

не было еще ни традиций, ни школы. Одним из первых стипендиатов в Казанской

художественной школе был 17-летний крестьянский юноша из Алатырского уезда

В. Воронов, учившийся там с 1898 года. К началу революционных

преобразований в стране эту школу окончило более десяти чувашских

художников, ставших вскоре первыми мастерами-профессионалами: А. и И.

Александровы, М. Андрианов, И. Ведянин, Ф. Лаврентьев, И. Максимов-

Кошкинский, Н. Сверчков, Г. и М. Спиридоновы и другие. Некоторые из них, а

также архитектор Е. Мартенс, театральный художник К. Васильев и другие

составили костяк организованной в 1920 году изосекции при Чувашском Отделе

народного образования. Началом деятельности Изосекции стало украшение

Чебоксар к празднованию 1 Мая в 1921 году. Оно состояло из 20 красочных

панно и плакатов, триумфальной арки, оформления массового театрализованного

действа на берегу Волги. Там был «разыгран» бой отрядов Степана Разина с

царскими стрельцами. Действо завершилось открытием временного памятника

Разину. Можно сказать, что 1 Мая 1921 года стало днем рождения чувашского

изобразительного искусства. К началу 1930-х годов в Чувашии работало уже

около тридцати живописцев, скульпторов, графиков. Был основан Оргкомитет

художников Чувашии, и в 1935 году состоялся I съезд художников Чувашской

автономии.

М. Спиридонов и Н. Сверчков—старейшие чувашские живописцы—после окончания

Казанской художественной школы занимались в Высшем художественном училище

при Академии художеств в Петербурге. Одним из лучших произведений М.

Спиридонова тех лет было полотно «Пузырист» (1929), экспонировавшееся в

Москве в 1929 году на XI выставке АХР.

Тяга народа к искусству была огромной. На первой выставке работ

Чувашского филиала АХРР в 1927 году побывало более трех с половиной тысяч

зрителей, то есть почти половина тогдашнего населения Чебоксар.

Интересен творческий путь художника Ю. Зайцева. Сын деревенского

плотника, он 16-летним мальчиком нанялся в помощники к иконописцу А.Львову

и расписывал вместе с ним церкви. Он побывал в Петербурге, Ростове-на-Дону,

Баку, Екатеринославе, Свеаборге, познакомился со многими художниками, в том

числе с К. Юоном, А. Фоминым, И. Дудиным, многому у них научился.

Вернувшись в 1928 году в Чувашию, он занимался художественной фотографией,

иллюстрацией для периодической печати, создавал мозаики. Художник постоянно

стремился быть в гуще жизни и до преклонных лет упорно искал наиболее

выразительную форму для своих произведений, посвященных разительным

переменам в жизни чувашского народа. Им написаны вдохновенный портрет

«Летчица Санюк» (А. Лазарева) и многие картины из жизни чувашской деревни.

Особенно запоминается его полотно «Акатуй» (1934), посвященное празднику

окончания полевых работ. Картина подкупает искренностью и взволнованностью

автора. Она полна движения и словно излучает радость.

1930—1950-е годы были знаменательны более всего развитием тематической

картины и портрета. Художники, особенно плодотворно работавшие в эти годы

(Н. Сверчков, М. Спиридонов, Ю. Зайцев, А. Тагаев-Сурбан, В. Воронов, В.

Макаров, Р. Ермолаева, В. Гурин, Н. Овчинников, Н. Карачарсков и другие),

направляли основные усилия на создание картин, отражающих современную

чувашскую действительность. Закономерным этапом на этом пути было освоение

профессионального мастерства и традиций русской живописной школы.

Н. Карачарсков—художник более молодого поколения. Большую известность

принесло ему полотно «О нас пишут. Бригада строителей» (1969), а также цикл

картин «Люди колхоза «Янгорчино» (1977), за который он был награжден

Серебряной медалью Академии художеств СССР.

Примерно с середины 1960-х годов в чувашской живописи стало появляться все

больше произведений с изображением национального костюма, национальных

обычаев («Невеста» М. Спиридонова, 1960; «Чувашская свадьба» Н. Сверчкова,

1967; «Молодожены» В. Семенова, 1969; «Портрет чувашки» В. Гурина, 1965;

«Сваха» Н. Овчинникова, 1972; «Чувашский натюрморт» В. Немцева, 1969).

Порой им был свойствен известный этнографизм. Задача создания собственной

художественной школы живописи требовала более глубокой интерпретации

народной орнаментальной культуры, излюбленных народом цветосочетаний,

ритмов, характерных не только для декоративных искусств, но и для поэзии,

народной музыки и танца.

Живописец Р. Федоров внимательно изучал русское искусство — иконопись,

картины А. Архипова, Ф. Малявина, перспективные построения К. Петрова-

Водкина. Р. Федоров окончил графический факультет Харьковского

государственного художественного института в 1963 году. Картина «Сеспель»,

посвященная чувашскому поэту, была его дебютом. За ней последовали:

«Песня», «Свадьба в Шоршелах», «Икар XX века» и «Земля поэта».

В творчестве Федорова традиции русского и чувашского искусства

сплавились органично и целостно в совершенно новой, свободной и современной

интерпретации. Здесь тактично сочетаются современная и историческая

тематика. Национальные типы входят в его искусство легко и естественно.

Художника интересуют прежде всего люди, человеческое в человеке, а не

национальная принадлежность. Федоров становится одним из значительных

мастеров национальной школы живописи. Из родников чувашской традиционной

культуры он берет ее глубинные и характерные особенности.

Интересен путь в искусстве художника А. Миттова. После Чебоксарского

художественного училища он закончил ленинградский Институт живописи,

скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина по мастерской станковой графики.

Его излюбленная техника—темпера на бумаге или картоне, с добавлением

бронзы. Графическая четкость композиций, оконтуренность объемов обычно

сочетаются у Миттова с тонкой живописностью фонов, с умелым использованием

цвета. В его творчестве заметно влияние русских художников, например,

Билибина. Вместе с тем большинство его работ чем-то неуловимо напоминает

произведения мастеров Востока, например монгольские гуаши XVII—XIX веков.

Оставаясь самобытным, Миттов опирался не только на народную чувашскую

орнаментику, но и на художественное наследие народов Азии. Отсюда,

вероятно, прихотливый ритм его листов, орнаментальность рисунка, общая

декоративность. Он сумел проникнуть в дух народного искусства и сохранить

свойственную ему цельность и непосредственность.

Искусство В. Агеева отличает философское раздумье о своих

предках, о друзьях, о людских отношениях. Если говорить о традициях и

источниках его творчества, то это — Дюрер, Бохс, Гойя. Они явно оказали

влияние на искания художника. Импульс, данный знакомством с этими великими

мастерами, был развит и поддержан любовью к смелой цветовой композиции,

перекликающейся с чувашскими народными вышивками, домоткаными пологами.

При сопоставлении работ Агеева с творчеством Федорова и Миттова

представляется, что в отличие от них он передает чувашскую легенду и

балладу, мысли о своей земле и своих предках языком классического

искусства.

Национальный колорит или этнический тип—не главное для него. Агеев

приобщает национальное содержание к общечеловеческим художественным

ценностям. Чувашский фольклор как бы переводится на интернациональный

художественный язык, и автор этого перевода тем самым утверждает, что

философски осмысленная чувашская сказка или притча не менее важны в

общечеловеческой культуре, чем индийские легенды, русские сказки или

скандинавские саги.

Рассмотрение творчества трех этих художников позволяет понять сложные

процессы, которые происходят в чувашском искусстве: ассимилирование

достижений мирового и русского наследия, народной художественной культуры и

становление на этой основе собственной национальной школы. Первый этап ее

формирования был связан с поисками национального содержания в объекте

изображения. Отличие следующего этапа, связанного с работами Миттова,

Федорова и Агеева — в том, что центр тяжести переносится с особенностей

объекта на художественную интерпретацию увиденного.

В полотне Р. Федорова «Земля поэта», картине В. Немцева «Озеленитель

оврагов» и его натюрмортах, в произведениях Н. Ведерникова, в пейзажах

А. Симакова, в сложных по цвету портретах Н. Енилина —мы видим, что чисто

живописные поиски способствуют наиболее мощному воздействию содержания,

более глубокому и полному раскрытию темы. А. Спиридонова, Е. Вдовичева, Р.

Ермолаева, В. Гурин внесли свой значительный вклад в развитие чувашской

живописи.

Художник Овчинников Н.В.

Ярчайшим мастером чувашской тематической картины является Овчинников

Николай Васильевич.

Родился 14 октября 1918 г. в деревне Мижули Мариинско-Посадского

района ЧАССР. После семилетки учился в Алатырском художественно-граверном

училище, затем в подготовительных классах при Академии художеств в

Ленинграде, на первом курсе Академии. Служба в армии, участник Великой

Отечественной войны, имеет награды. После демобилизации – учеба в

ленинградском художественном институте им. И. Е. Репина, в аспирантуре, в

творческой мастерской А.М. Герасимова, преподаватель Чувашского

пединститута им. И. Я. Яковлева. Член Союза художников СССР, кандидат

искусствоведения, заслуженный деятель искусств ЧАССР, народный художник

ЧАССР, профессор, лауреат Государственной премии ЧАССР им. К. В. Иванова,

Заслуженный художник РСФСР, живописец. Председатель правления союза

художников Чувашии, награжден орденом Дружбы народов. Участник

многочисленных республиканских и всероссийских выставок. Его полотно

«Первенец», созданное в 1952 году, экспонировалось на Международной

выставке произведений молодых художников в Бухаресте, приуроченной к

фестивалю молодежи и студентов.

…Ранняя весна, чуть пригревает мартовское солнце. Из сельского

родильного дома молодая чета бережно несет своего первенца. Полотно

проникнуто искренним и неподдельным чувством, правда, с чуть заметным

налетом сентиментальности. Но сила художника – именно в искренности

произведения.

В картинах Овчинникова большое место занимает пейзаж, действующий

активно, создающий настроение. Природа Чувашии дает художнику благодатный

материал. Чуть волнистые равнины, окаймленные величественными лесами,

широкая бескрайняя Волга; стоящие то здесь, то там, уже бездействующие,

серые ветряные мельницы… Художник с большим лиризмом передает красоту и

своеобразие родного края. Активен пейзаж и в одной из наиболее известных

его картин «Здравствуй, Земля!», изображающей космонавта Андриана Николаева

после приземления. Среди художников своего поколения Овчинников одним из

первых начал вводить в станковую картину портрет. Его произведения делались

как бы менее «выдуманными» и более документально-повествовательными.

Большой удачей художника являются портреты колхозников и знатных людей

Чувашии, созданные в начале 1970-х годов.

Основные работы: «Подписание декрета об образовании Чувашской

автономии», «Первенец», «В сельмаге», «Первая борозда», «Воробушки», «В

нашей бригаде прибыло», «Здравствуй, Земля!», «На родине», «На заре»,

«Страда. Мать», «После смены», «Невеста», «Покорители», «Навеки вместе»,

«Трудные километры. Строители газопровода».

На основе живого народного стремления к художественному осмыслению

действительности расцветает и творчество профессионалов, таких как

Овчинников Николай Васильевич.

Заключение

Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того

времени, служило великой гуманной цели – борьбе за освобождение человека,

за социальное переустройство всего общества.

Центральной темой русской и чувашской живописи стал народ, его беды,

страдания, труд, борьба. Реализм утверждался в живописи, преодолевая

сопротивление официального направления с присущими ему культом классицизма

и преобладанием библейской тематики.

В конце XIX века была создана Артель свободных художников во главе с

И. Н. Крамским. Это событие знаменовало рождение независимого от

официальной опеки изобразительного искусства, обращенного непосредственно к

текущей действительности. Создается Товарищество художественных передвижных

выставок. Эта инициатива передовых художников носила просветительский

характер, отвечая духу общественной борьбы, проходившей под лозунгом

«хождение в народ».

Живопись XIX – XX веков характеризуется народностью и гуманизмом,

идейным и национальным богатством, глубоким воспроизведением человеческих

характеров и исторической правдой.

Таким образом, исследованная нами тема считается закрытой.

Список использованной литературы

1. Большой энциклопедический словарь.

Москва. 1998г.

2. Зуев М.Н. История России.

Москва. 2003г.

3. Изобразительное искусство Советской Чувашии

Москва. 1980г.

4. Пособие по истории России.

Санкт-Петербург. 1996г.

5. Художники Чувашии.

Библиографический справочник. Чебоксары. 1989г.

6. Шумова М.Н. Русская живопись середины XIX века.

Москва. 1984г.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.