Рефераты. Творчество Нестерова на уроках






Его повесть о русской женщине и о ее недоле в любви и счастье не была

бы так искренна, правдива, глубока, если бы в душе самого художника не

светил так высоко, не горел так ярко и неугасимо пламенник веры в то, что

человек рожден для счастья и любви.

М.В. Нестеров написал целый цикл о судьбе русской женщины - «Роман в

картинках» («На горах», «В лесах», «За Волгой»).

За картину «До государя челобитчики» Нестеров был удостоен большой

серебряной медали и звания классного художника.

Сюжет ее прост и не содержит каких бы то ни было сложных общественных

коллизий, однако, М. Нестерова здесь интересует не только достоверное

изображение быта. Он прежде всего стремиться показать едва заметное

внутреннее состояние человека, его настроение, настороженную

таинственность, загадочность.

В 1888 году М. Нестеров начинает работать над картиной «За приворотным

зельем». Образы ее навеяны также допетровской Русью, но художника

привлекает не история, а внутренняя жизнь человека, лирическая драма.

Замысел картины прост: девушка пришла к местному колдуну за приворотным

зельем. М.В. Нестеров смолоду был уверен, что ядро внутренней

действительности - в портрете ли, в картине - всегда заключено в лице

человеческом: из огня или пламени глаз, из темной улыбки или смеха уст идет

электрический ток действительности, приводящий в действие всю фигуру и все

соприкасающееся с нею на картине. Он упорно искал лицо колдуна. Это

простое, умное лицо крестьянина с Волги художник подвергает многим бытовым,

психологическим, физиологическим, стилистическим изменениям, чтобы

превратить его в лицо знахаря, ведуна, колдуна, каким представлялся

народному изображению мельник, водивший дружбу с нечистою силою. Образ

девушки был давно близок художественному воображению М. Нестерова. Это

образ его умершей жены, прошедший через многие его картины, через облики

его сказочной «Царевны» и «Христовой невесты».

На картине «Под благовест» М. Нестеров хотел показать, как он сам

истолковывал задачу, поставленную им себе в этой картине: «на призыв

монастырского колокола к вечерней молитве бредут в церковь два монаха с

книгами в руках. Один, молодой, он из тех, которые становятся впоследствии

архимандритами и архиереями. Другой сзади - согбенный и уже ветхий деньми

старец, но он полон сил и наивного детства, благодушия и радости бытия.

Зачем ему сан? Он не знает честолюбия. В свои годы он даже не

иеромонах»[5].(22 стр. 39) «Вокруг красивая природа, старец в восторге от

нее. Но чужим проходит среди этого опьянения природы монах-юноша, и в

унисон ему живет душа монаха старца»[6].(23 стр. 27)

Картины М.В. Нестерова из жизни монахов-простецов (тот же «Пустынник»)

- это прекрасное сказание о старости простого русского человека, живущего в

чистоте сердца, в мире с совестью и людьми и в дружбе с природой. Оно

написано с той простотой и правдой, с какою сам народ передал это сказание

в древнерусской летописи, повести в легенде.

Много картин М.В. Нестеров написал о жизни Сергия Радонежского. Это и

его любимое произведение «Видение отроку Варфоломею», а также «Юность

Сергия Радонежского», «Сергий с медведем», «Прощание Дмитрия Донского с

преподобным Сергием», «Дозор». К «Дозору» непосредственно примыкают две

картины - «Пересвет и Ослабея» и «Небесные защитники». На этих картинах

изображены иноки-витязи на конях. Художнику удалось воплотить их силу,

смелость. Родная природа, кажется, бодрым шумом напутствует всадников,

устремившихся на встречу с врагом родины.

В разные годы по-разному возвращался М.В. Нестеров к любимому образу

(Сергия) и всегда находил в нем разрешение всех своих дум и русском народе.

Также следует заметить, что М.В. Нестеров работал во Владимирском

соборе начиная с 28 лет, а закончил там работать лишь вступив в 6-й

десяток. Он писал в соборе картину «Великомученица Варвара». Получилась

слишком легендарная, Варвара на коленях, около нее меч, на голову ее сходит

венец мученический. Но Нестерову на заседании это запретили. И он

переписал: лицо писал с Е.А. Праховой, сделал фигуру стоячей, убрал

мученический венец. Но летом того же 1894 года написал первоначальный

вариант «Варвары».

Вскоре он поехал в селение Зарумы к остаткам древнего храма,

послужившего прототипом для Абастуманского, эта поездка вызвала в художнике

изумление пред чудесами древнерусского искусства. Именно М.В. Нестерову

обязан этот прекрасный памятник древнерусского искусства, тем, что были

отпущены средства на его восстановление.

Также Нестеров много работал и в других храмах и соборах. За что о нем

не лестно отзывались многие критики: «будто он всегда переходит на

скользкий путь официальной церковной живописи»[7].(10 стр. 6)

М.В. Нестеров всегда мечтал о большой картине, которая вобрала бы в

себя всю его тягу к народной Руси, весь опыт его творчества, его

творческого вчувствования в ее мятущийся дух, в ее щедрое сердце.

Для Нестерова такой большой картиной должна была стать «Святая Русь».

На первоначальном эскизе встреча Христа с народной Русью, со страждущими

русскими людьми, происходила в летний день у небольшого озерка,

затерявшегося в глуши лесов, сюда в бедный скит, прибыли на богомолье, и

навстречу им из скита вышел не послушник-привратник, а сам Христос с

угодниками.

На большой же картине М. Нестеров наоборот развернул широкую, пологую

долину с лесистыми крутосклонами, покрытую снегом, за нею простирается

необъятный океан полей и лесов, скованных безмолвием под снеговою пеленою.

К зимнему пейзажу художник перешел после поездки на Соловки, где впервые

увидел русский далекий север. На картине, это лесистая долина с далеким

снежным окоемом - пейзаж «Всея Руси». (20 стр. 51) Нестеров верно нашел и

написал природное окружение для задуманной картины. Только суриковские зимы

(«Боярыня Морозова» и «Взятие снежного городка») могут сравниться по своей

подлинности и «морозности» с этою нестеровской зимой, могучею и старою,

прекрасною и широкою, как сама русская земля.

Второе название картины, взятое из Евангелия: «Приидите ко Мне все

нуждающиеся и обремененные и Аз успокою вы»,- точно выражает ее содержание.

На картине действительно изображены «нуждающиеся»: в ней нет ни одного

лица, взятого из иной жизненной среды. Весь этот этюд «обременен» тяжкой

ношей жизни. Но их «обременяют» и не одни телесные недуги и нужды. Почти в

каждом лице трепещет внутренняя боль невысказанного чувства, проступает

тревога снедающей мысли, тлеет огонь неосуществленной мечты. Любимой

картиной М.В. Нестерова была из всей русской живописи «Явление Христа

народу» Иванова. То, что задумал М.В. Нестеров дать в своей большой

картине, было «Явление Христа русскому народу»(10 стр 11)

На этой картине, по воле или против воли художника, в толпе идущей в

своему Христу, как бы еще не отношение к самому Христу. Ошибка ли

это художника, прямо перенесшего лица людей на картину с превосходных

портретных этюдов и не подчинившего выражение лиц, движение глаз общему

смыслу происходящего на картине? Или это не ошибка, а намерение художника

показать всю разность чувств и ощущений в толпе, вызванную появлением

Христа, -от светлого умиления до спокойного равнодушия и острого недоверия?

Свет тихого радостного общения с Христом светит только в ясных глазах

деревенской девочки. Случайность ли это или не случайность? Не есть ли это

следствие убеждения художника в истине евангельских слов: «Если не будете

как дети, не войдете в Царствие Небесное, не увидите и Христа».

Позже М.В. Нестеров написал картину «Душа народа» (хотя сначала назвал

ее «Христиане»). Эта картина стала его новой «Святой Русью». Всюду он искал

и находил людей, которых видел на своей будущей картине. Также он хотел

чтобы в нее вошли и представители интеллигенции (Л. Толстой, Ф.

Достоевский, Соловьев). Перешел с эскиза на картину и Алеша Карамазов, один

из любимых литературных героев Нестерова. В новый замысел «Христиан» должны

были войти и трудники исторического дела России, которые неотделимо по

убеждению художника, от духовного пути русского народа. В картине, кроме

безвестного иноческого «лика» и крестьянского люда, кроме жителей

современного русского города, кроме высшего круга интеллигенции, должны

были появиться исторические предствители церкви (священник, епископ),

представители государственной власти (царь), представители воинской силы

(воеводы с воинством). Но он не изображал определенные исторические

личности. В это время была война, и все восхищались солдатами, М.В.

Нестеров тоже восторгался в них красотой души и необычайной скромностью

русского человека. Он решил, что именно такой русский солдат, ослепший от

газов, должен появиться на его картине, замыкая собою исторический круг

защитников русской земли.

Первое впечатление от картины у первых зрителей, было полнейшей

неожиданностью. Здесь был какой-то новый Нестеров, новый не в основе своей,

а новом качестве, которого как будто не было прежде. Привычная лирическая

ласковость живописного сказания М.В. Нестерова сменялась чем-то иным,

мужественным и строгим. Картина приковывала своей ширью и силою.

Удлиненность картины по диагонали, причем ближайшие фигуры правой стороны

писаны в рост человеческий, делали то, что представлялось, будто это

плотная, тесная толпа идет по луговине, движется упорно и неостановимо, а

за ближайшими ее рядами, двигаются еще ряды, движется еще толпа, и нет

конца этому народному движению. Ни на одной русской картине (кроме

репинских «Бурлаков» и «Крестного хода») это движение, не передано с такой

простотою, с таким лаконизмом, но и с такой силою, как здесь у М.В.

Нестерова.

Все в природе здесь широко, привольно, прекрасно, но обычно. Необычна

лишь спокойная, безмолвная толпа, движущаяся по берегу Волги.

Среди мужчин и женщин, М.В. Нестеров изобразил в толпе высокого,

худого, нагого (прикрыты лишь чресла) старика с длинными седыми волосами и

бородой. Извернувшись изможденным телом вполоборота к идущей толпе, словно

отстраняет руками некую тучу, готовую низринуться на толпу людей, или видит

кого-то там, за этим облачным небом, и беседует с ним. Этот нагой человек -

Христа ради юродивый - тот, кто хочет посмеяться над всем, что люди считают

важным и великим в жизни: над водностью, богатством, человеческим судом,

рассудком, кто добровольно принимает на себя облик безумца, для того, чтобы

внутри себя выразить человека, живущего лишь по закону любви и правды.

Правдива картина Древней Руси, невозможна без исторической и глубоко

народной фигуры юродивого. Это знал и А.С. Пушкин (в «Борисе Годунове»),

это знал и Суриков в «Боярыне Морозовой»). Это знал и М.В. Нестеров, сделав

юродивого главной фигурой левого плана картины.

Фигура Л. Толстого, быть может, более всего поражает на этой картине

М.В. Нестерова своей неожиданностью. Духовные особы были возмущены: как на

картине, изображающей путь русского народа к Христу, может быть человек,

отлученный от церкви? М.В. Нестеров отвечал им кратко, но твердо: «Ничего

не поделаешь. Надо ему там быть. Из песни слова не выкинешь. Русский он.

Толстого от России не отлучишь!»[8] (22 стр. 84)

Кто же ведет весь этот поток людей? Никто. М.В. Нестеров отказался

изображать Христа, идущего впереди толпы (как на первоначальном эскизе).

Помыслы художника, у этой толпы, есть Христа, в которого они девятьсот с

лишним лет верили, которому молились. К нему и идет толпа. Художник никого

не избирает из них. Все верят от души и искренне, считал Нестеров. И

мальчик, идущий впереди, никогда не был для художника ведущим. Он никого не

ведет, но он ближе всех к цели, он, не ставивший себе никаких целей, на

которые столько труда и усилий затратили многие.

«Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Эту надпись

после долгих колебаний М.В. Нестеров в 1927 году написал рукою П.Д. Корина

на самой картине, внизу слева.

А если они, эти русские люди не могут быть «как дети», каков тогда

будет конец их жизненного и исторического пути? Исходя из образов картины

(а в них-то и заключается мысль художника), ответ может быть только один:

«Не войдете в Царствие Небесное», не обретете правды и красоты. Ответ

поистине трагический. Исходя из него, становится ясно, что Нестеров создал

трагедию «души русского народа».

М.В. Нестеров чувствовал, что в своей «Душе народа» он как живописец,

нашел в себе ту строгую простоту, ту спокойную силу, ту благородную

ясность, которые искал давно, и сохранил при этом свойственную ему

поэтическую взволнованность которая здесь, в создании монументальном,

вместо звучания лирического обрела подлинно трагическую звучность.

Само обращение к подобной теме, интересной и значительной по своему

характеру, выражающей представления обобщающего свойства, было совершенно

необычайно для того времени, значило уже очень многое, многое говорило о

личности М.В. Нестерова, о направлении его творческих исканий.

Время завершения картины «Святая Русь» неожиданно оказалось связанным

и с другими значительными явлениями в творчестве М.В. Нестерова. Он стал

писать портреты. Наиболее значителен портрет его дочери «Амазонка». Девушка

в красной шапочке и черной амазонке, с тонким хлыстом в руках остановилась

у берега реки. Чуть склонив голову, она смотрит куда-то вдаль, в сторону

зрителя. Лицо ее спокойно, но легкий излом фигуры, поворот плеч и наклон

головы создают впечатление грустного раздумья. Прост и безлюден пейзаж с

широкой, спокойной, окрашенной отблесками заката гладью реки, в которой

отражается противоположный берег с синеватой далью леса, бледно-желтое,

чуть розовеющее вечернее небо.

В советское время работ в области религиозного искусства была для

художника невозможна. Его творчество сосредоточено на портретном жанре,

М.В. Нестеров создает выдающиеся образы современников, деятелей науки и

искусства (портреты П. и А. Кориных, А. Северцова, С. Юдина, И. Шадра, И.

Павлова, Е. Кругликовой и мн др.). Эти портреты выдвинули художника в ряд

ведущих живописцев - реалистов эпохи. Работы объединяет ощущение богатства

духовной жизни, разнообразие характеров, с замечательной точностью

отраженных в пластике, рельефное выражение душевного склада и настроения

человека. М.В. Нестеров продолжал работать и как тонкий мастер лирического

пейзажа.

М.В. Нестеров внес значительный вклад в русскую портретную живопись. К

жанру портрета он обратился в 1900 -х гг. После портрета дочери

(«Амазонка»), также интересен двойной портрет «Философы», получивший

большую известность, но которой мастер изобразил С.Н. Булгакова и П.А.

Флоренского - двух известных русских ученых-философов.

Особый интерес представляет «Портрет академика И.П. Павлова» (1935).

Глядя на него сразу видно, что этот красивый седой старик, несмотря на свой

возраст, крепок физически и полон живой, кипучей энергии.

Очень выразительно лицо Павлова: высокий, открытый лоб с глубокими

морщинами, серьезный взгляд сквозь очки, белизна седых волос и бороды. Эти

черты очень скупо, но тем не менее необыкновенно точно передают облик

академика, его острый ум и вспыльчивость характера.

Еще он написал «Портрет скульптора В.И. Мухиной» (1940), писал и

портреты И.Д. Шадра, портреты своей второй жены и своих детей, и еще очень

многих близких ему людей, и портреты известных личностей. Также им написаны

два автопортрета.

Друзья художника удивлялись необычайному способу работы над картиной.

М.В. Нестеров всегда начинал портрет с левого верхнего угла, и постепенно

из разрозненных деталей появлялся гармоничный и цельный образ. Но писал

мастер долго и очень медленно, внимательно всматриваясь в портретируемого.

И если в религиозных композициях проявлялось увлечение символизмом и

романтизмом, то портретное искусство М.В. Нестерова всегда оставалось

глубоко реалистическим.

Таким образом, творческая судьба М.В. Нестерова кажется не только

незаурядной, но порой исключительной. Художник прошел многие этапы в

развитии отечественного искусства, и в каждый из них он внес свое

собственное слово. Его жизнь оказалась связанной с огромным историческими

событиями в жизни его страны, его народа. М.В. Нестеров умел не только

понять все их значение, но и найти художественную форму их выражения.

Главным для него всегда было познание природы и человека. Он умел понять,

казалось бы, скрытую структуру жизни, он желал проникнуть и проникал подчас

в человеческое сердце и изображал эту жизнь сердца.

[9]

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М.В. НЕСТЕРОВА НА УРОКАХ МХК В 5 - 6-х КЛАССАХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1. Специфика структуры уроков по МХК

Искусство играет большую роль в формировании нравственности

подрастающего поколения. Еще Аристотель писал, что искусство способно

оказывать влияние на душу человека, и поскольку оно обладает таким

свойством, оно должно быть включено в число предметов воспитания молодежи

(30, стр. 12).

Искусство является могучим средством духовного возвышения человека,

развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить

жизнь по «законам красоты». Однако, влияние искусства на воспитание

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.