Рефераты. Театр в Древней Греции






конфликт может происходить теперь между героями и без участия хора. Но хор

не исчезает. Он существует как неприменный компонент у всех трагических

поэтов классического периода, хотя несет не всегда одинаковую драматическую

нагрузку. Жизненность хора в этот период объясняется тем, что в трагедии он

был необходим как выразитель общественного мнения. Хор был героем

колективным, его партии и поныне помогают понять философский и человеческий

смысл трагедии в планерешения основного конфликта.”***

Театральные представления происходили в дни всенародных праздников

Диониса. Все дела в это время приостанавливались. Суды закрывались,

должники освобождались от уплаты долгов на в течении всех дней праздника.

Даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы они могли принять участие в

общем празднике. Наряду с мужчинами в театре бывали женщины, дети и даже

слуги, домашние рабы.

На эти представления люди собирались с восхода солнца. “Сперва им

было предоставлено право самим занимать какие угодно места, и нередко дело

доходило до драк (драчунов разнимали нанятые для этой цели служители.”****

Позже чтобы устранить беспорядки и для покрытия расходов посодержанию

театральных зданий, городские власти ввели выдочу входных билетов - медных

кружочков, похожих на монеты и называвшихся символами. При Перикле неимущим

гражданам выдавались на посещение театра особые зрелищные деньги

(теорикон).

В театре были строго определены места для разных груп зрителей.

Первый отводили государственным лицам, жрецам и полководцам. Им,

восседающим в креслах, билеты были не нужны.

__________

* История зарубежного театра , т 1 , стр.21.

** История зарубежного театра , т 1 , стр.22.

*** История зарубежного театра , т 1 , стр.22.

**** В. Барбич Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира, стр. 12.

За креслами, отделенными проходом, начинались скамьи-ступени для

богатой публики. Каждый сектор был помечен одной буквой, начиная с А

(альфа). Той же буквой и помечали и оборотную билетов-символов с

изображением головы богини Афины или морды льва, которого считали

охранителем от всего плохого.

Значительно хуже вычеканенные символы, без каких либо изображений и

пемеченные одной и той же буквой на обеих своих сторонах, служили билетами

на следующий ярус. Буквы на этих билетах соответсвовали обозначением

секторов для зрителей со средним достатком.

Существовали символы, изготовленные еще грубее и помеченные двумя

одинаковыми буквами на лицевой и оборотной сторонах. Эти билеты

предназначались для верхнего яруса, где скамьи секторов, на которых

распологались бедные зрители, были обозначены четырьмя буквами.

Количество людей, получивших символы на один раз, не должно было

превышать числа мест на скамьях. При входе билеты отбирались.

Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до

самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в

праздничные одежды, головы украшали венками. На Великих Дионисиях

происходило громадное стечение горожан, к которым присоединялись еще и

жители других городов-государств, приежавшие со всей Греции.

Жребий определял порядок представления пьес соревнующихся

драматургов. Звук трубы возвещал о начале каждой пьесы.

Афинская публика была очень восприичивой и непосредственной. Если

пьеса нравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками. Среди

зрителей были и подставные лица. “Рассказывают, что комедиограф Филемон (IV

в. до н.э.) не раз с успехом использовал их против своего противника -

Менандра.”* Если пьеса не нравилась, зрители свистели, щелкали языком,

стучали ногами. Бывали и такие случаи, когда актера прогоняли со сцены

камнями и требовали прекратить пьесу и начинать новую. Таким образом,

суждение народа имело существенное значение для успеха представления.

__________

* История зарубежного театра , т 1 , стр.22.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ДРАМАТУРГИ

Расцвет греческого театрального искусства связан с деятельностью

великих драматургов, творивших в VI - V веках до новой эры - Эсхила,

Софокла, Еврепида и Аристофана, замечательного камедиографа древности.

ЭСХИЛ (525—456 до н. э.)

В трагедии до Эсхила было ещё очень мало действия. Эсхил, автор

героико-патриотических, поднимающих большие исторические и религиозно-

философские темы произведений, он ввёл 2-го актёра , открыв этим

возможность более глубокой разработки трагического конфликта и усиления

действенной стороны театр, представления.

Введение 2-го актёра повлекло за собой и

развитие диалога, который в старой трагедии имел лишь зачаточный характер.

Эсхил был сам главным исполнителем в своих трагедиях, требовавших от актёра

искусства создания титанических монолитно-героических образов.

Хор у Эсхила, состоявший из 12

человек, был настоящим действующим лицом. В его ранних трагедиях хоровые

партии составляют более половины пьесы; в более поздних хор играет уже

значительно меньшую роль. Постановки Эсхила отличались большой пышностью

и включали в себя некоторые зрительные эффекты (торжественный въезды на

колесницах, процессии и прочее). При Эсхиле определилась классическая форма

строения трагедии и порядок трагического представления.

СОФОКЛ (496 - 406 гг. до н.э.) И ЕВРИПИД (485 - 406 гг. до н.э.)

С завершением греко-персидских войн последовал мощный политический и

культурный подъём афинского демократического рабовладельческого

государства, который обусловил новый период в развитии греческого

искусства. Деятельность Софокла и Еврипида была следующим

этапом в развитии греческого театра. Если у Эсхила боги, хотя бы и

невидимые, выступают на первом плане, то в трагедиях Софокла основное

внимание уделено человеку, со всем миром его душевных переживаний, мыслей,

страстей, чувств. В трагедиях Софокла

выразились гражданские и нравственные идеалы антично рабовладельческой

демократии эпохи расцвета. “По свидетельству Аристотеля (Поэтика, гл. 25),

Софокл сам говорил, что он изображает людей такими, какими они должны быть,

а Еврипид — такими, каковы они в действительности.”*

Высокая гуманистическая направленность трагедии Софокла, интерес к

человеческой личности и её душевным переживаниям повлекли за собой

дальнейшую драматизацию театр, представления —появление 3-го актёра ,

уменьшение роли хора (несмотря на доведение числа хоревистов до 15) и

увеличение диалогических частей трагедии.

С именем Софокла связывается и введение декорации

живописи. Все эти театр, нововведения сделали его трагедию более живой и

сценичной. Этому же способствовало введение более сложных, чем у Эсхила,

перипетий (т. е. переходов от счастья к несчастью и обратно) и узнаваний.

Однако Софокл отказался от некоторых сценических эффектов, которыми

пользовался Эсхил: у него нет торжеств, въездов царей на колесницах, не

появляются призраки. ___________

* Театральная

энциклопедия , т. 2, стр. 536.

В творчестве Еврипида нашёл отражение рост общественности

противоречий периода Пелопоннесской войны и начинающегося кризиса античного

полиса. В его трагедиях звучание героической темы снижается, но при этом

ещё более усиливается внимание к внутреннему миру человека и явлениям

окружающей жизни. Миф становится для Еврипида только

материалом или основой, дающей возможность высказаться его современникам.

Обострение драматических конфликтов и умение в каждой драматической

ситуации найти наиболее потрясающие моменты в соединении с изображением

тончайших душевных переживаний героев делают Еврипида наиболее трагичным из

всех античных драматургов. В целях эмоционального воздействия на зрителей и

в то же время усиления чисто зрелищной стороны трагедии Еврипид вводит в

свои драмы сцены смерти, физических страданий, безумия, траурные церемонии,

использует машины для полётов и появления богов и многое другое.

Широко применял в своих трагедиях Еврипид и монодии* в которых душевные

переживания героев раскрывались не только выразит, средствами слова, но и

музыки. Но хор в его драмах уже не имеет такой тесной связи с развитием

действия, как у Софокла.

АРИСТОФАН (ок. 446 — ок. 385 до н. э.)

Древняя античная комедия, политическая по своему содержанию, достигла

художественного расцвета в творчестве Аристофана.

Выступив в пору интенсивного нарастания общественных противоречий внутри

афинского общества страстным защитником старинной афинской демократии и

выразителем дум и чаяний античного крестьянства, Аристофан использовал

театр как арену борьбы за свои идеалы.

В своих сатирических произведений Аристофан вывел

множество ярких социальных типов: бесчестного демагога, обманывающего народ

и грабящего государственную казну; философа-софиста, развращающего своим

учением юношество и другие типы. Положительным же героем комедии Аристофана

выступает обычно мелкий землевладелец, обрабатывающий свою землю с помощью

1—2 рабов. Идеологическая направленность древней комедии и её

происхождение из сельских празднеств в честь Диониса во многом определили

её чисто театральную сторону, многое в ней сохранилось от старого античного

комоса: деление хора (он состоял в комедии из 24 .чел.) на два полухория:

агон** и парабас*** (политические нападки, напоминающие старые насмесшливо-

сатирические песни античных земледельцев).

___________

* Монодии - сольные арии актёров

** Агон - словесное состязание персонажей, сопровождавшееся иногда

дракой.

*** Парабас - обращение хора к зрителям.

Комедии Аристофана создавали живой, сценически выразительный- тип

представления, богатый острыми диалогами, насыщенный буффонадой; всё это

требовало от постановщика и актёров изобразительности, яркости

характеристик, смелых, остроумных мизансцен.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО

ТЕАТРА

Народный характер античного театра определил особенности его

организации и устройства. Древнегреческий театр сооружался на открытом

воздухе и состоял из 3-х основных частей: орхестры* ,тэатрона** и скены***.

Древнейшей из этих частей является

орхестра — круглая площадка, на которой выступали хор и актёры. Вначале

зрители свободно размещались вокруг орхестры. Позднее появились особые

места для публики, расположенные на склонах прилегающих холмов и гор.

Античный театр вмещал огромное количество зрителей (Афинский театр,

например до 17 тыс. чел.). Скена,

первоначально предназначавшаяся только для переодевания и выходов актёров,

находилась вне круга орхестры, позже уже на касательной к его окружности.

Передняя стена скены - проскений,имевшей обычно вид колонады, изображая

фасад храма или дворца, приобрела со временем большое значение в оформлении

спектакля.”Так как в трагедии действие почти всегда происходило перед

дворцом или храмом, то, по мнению немецкого архитектора и археолога В.

Дёрпфельда, проскений обычно имел вид колоннады или портика; эта колоннада

проходила либо вдоль всего фасада скены, либо занимала только её

центральную часть.”**** На обоих концах здания скены были

пристроены (возможно, уже в 1-й пол. 5 в. до н.э.) два боковых строения,

которые назывались параскениями. Параскении служили, по-видимому, местом

хранения декораций и другого театрального имущества; в тех случаях, когда

драма требовала наличия двух или трёх жилищ, параскении могли изображать

эти жилища.

Между скеной и местами для зрителей, занимавшими несколько более половины

круга, находились проходы - пароды , через которые вступали на орхестру хор

и актёры, по ходу пьесы прибывавшие из города, гавани или из чужой страны.

В V и IV вв. до н.э. греческие актёры играли на орхестре перед проскением.

Никакой высокой или низкой сценической площадки в это время не

существовало. Планировка греческого театра

была рассчитана на хорошую слышимость. Кроме того, для усиления звука в

некоторых театрах применялись резонирующие сосуды, помещавшиеся среди

зрительных мест.”Если, стоя в центре орхестры, бросить на камень пола

монетку или разорвать клочок бумаги, то звон упавшей монеты, шорох

разрываемого листа будут слышны в самом вверхнем ряду.”*****

Занавеса в греческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых

пьесах какие-либо части проскения временно занавешивались от зрителя.

___________

* Орхестра - от глагола орхеомай - танцую.

** Тэатрон - места для зрителей.

*** Скена - палатка, позже деревянное строение.

**** Театральная энциклопедия , т. 2, стр. 534.

***** Колпинский Ю.Д., Великое наследие античной Элады., стр. 134.

ПОСТОНОВАЧНАЯ ТЕХНИКА ТЕАТРА

Развитие драматургии определяло эволюцию постановочной техники

греческого театра. В

ранних трагедиях Эсхила декорации представляли собой массивные деревянные

сооружения (большой алтарь с кумирами двенадцати богов в «Умоляющих»,

гробница царя Дария в «Персах», скала в «Прикованном Прометее»).

При Софокле появились расписные

декорации, помогавшие превращать проскений в фасад дворца или храма, в

переднюю стену палатки предводителя.

В некоторых комедиях действие переносилось из одного месте в

другое (например, из города в деревню, с земли в подземное царство и т.

д.), причём в театре они располагались рядом.

Содержание греческой драмы требовало применения театральных машин.

“Божества взлетали вверх и спускались вниз спомощью блоков, причем от

зрителей ничего не скрывалось и всегда были видны веревка и крюк, которым

зацепляли за пояс “парящего в воздухе” актера. Существовало в древности

латинское выражение Deus ex machina (бог из машины). С помощью этих машин

на сцену являлось божество и легко разрешало чересчур усложнившиеся

взаимотношения действующих лиц.”* Наиболее употребительными были:

эккиклема** (в трагедиях, обычно сцены убийства), эорема***.

___________

* В. Барбич Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира, стр. 16.

** Эккиклема - выдвижная площадка на низких колёсах,

показывавшая зрителям, что происходит или произошло внутри помещения.

*** Зорема - приспособление, позволявшее богам

и др. действующим .лицам подниматься в воздух и опускаться.

ВИДЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ТЕАТРОВ:

ТЕАТР КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

ТЕАТР ДИОНИСА В АФИНАХ

Древнейшим из известных театральных зданий является театр Диониса в

Афинах, расположенный в священной ограде Диониса на юго-восточном склоне

Акрополя в последующие эпохи несколько раз перестраивавшийся. Его раскопки

были завершены в 1895 г. Дёрпфельдом.

По двум незначительным остаткам стены Дёрнфельд установил круглую орхестру

— террасу с диаметром 27 м. (Э. Фихтер считает диаметр этой орхестры равным

приблизительно 20 м). Она была расположена на склоне Акрополя таким

образом, что её северная часть вдавалась в гору, а южная — подпиралась

стеной, поднимавшейся в самой южной части на 2-3 м над уровнем священной

ограды Диониса и на западе вплотную соприкасавшейся с старым храмом.

Никаких каменных сидений в этом театре еще не было:

зрители сидели на деревянных скамьях, а, может быть, на первых нарах и

просто стояли. Византийский учёный Свида сообщает, что в 70-ю олимпиаду (т.

е. в 499—496 до и. э.) временные сидения обрушились и что после этого

афиняне соорудили театрон, т. е. особые места для зрителей.

Скена вначале не обозначала

дворца или храма. Однако более поздние пьесы Эсхила и драмы Софокла уже

требовали в качестве задника дворца или храма, и на касательной орхестры

стали сооружать деревянное здание скены, на фасаде которого вскоре

появились 3 двери.

В это же время входит в обиход и сценическая живопись, причём расписные

доски могли расставляться между колоннами проскения. При Перикле

театр подвергся перестройке, закончившейся, вероятно, после его смерти.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.