Рефераты. Эрмитаж






периода, Римская декоративная скульптура. Представляют большой интерес

Римские скульптурные портреты – одна из лучших в мире коллекций,

позволяющая проследить развитие портретной пластики с I века до н.э. вплоть

до IV века н.э., а также мраморные римские саркофаги.

2.1.2. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Эрмитаж располагает богатейшим собранием древнегреческих ваз,

позволяющим проследить развитие гончарного искусства, начиная с IX-VIII

веков до н.э. по III век до н.э. Одним из лучших образцов может служить

краснофигурная пелика (сосуд для вина) «Прилет ласточки» работы знаменитого

мастера конца VI века до н.э.

В отделе представлены скульптуры, связанные с творчеством величайших

мастеров Греции: Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Из работ Лисиппа наибольший

интерес представляет скульптура «Геракл, борющийся со львом».

До наших дней сохранилась лишь небольшая часть памятников античности.

Большинство из них погибло во время крушения античного мира от рук

варваров и в средние века, когда языческая культура Древней Греции и Рима

подверглась гонениям со стороны церкви. Античное искусство, с отдельными,

наиболее выдающимися памятниками которого в экспозиции Эрмитажа можно

познакомиться, оказало большое влияние на последующее развитие европейской

культуры.

2.2. ОТДЕЛ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА.

Отдел истории западноевропейского искусства существует в Эрмитаже с

момента основания музея. Его коллекции пользуются мировой славой и

насчитывают около шестисот тридцати тысяч экспонатов – произведений

живописи и скульптуры, гравюр и рисунков, предметов прикладного искусства.

2.2.1. ИСКУССТВО ИТАЛИИ XIV-XVIII вв.

Кризис феодализма и зарождение на юге Европы, в Италии,

капиталистических отношений ознаменовали начало нового этапа в истории

человечества, открыли новые пути для развития искусства. В борьбе с

религиозным мировоззрением, господствовавшим в средние века, утверждалось

передовое, светское, гуманистическое мировоззрение, новая культура.

Постепенно преодолевая нормы и каноны церковного искусства прошлого,

передовые художники Италии обратились к изображению человека и окружающего

его мира.

Творчество наиболее значительных и прогрессивных мастеров раннего

Возрождения – Джотто (1276 – 1337), Донателло (1386 – 1466), Мазаччо (1401

– 1428) – в Эрмитаже не представлено. Однако ряд работ известных художников

и скульпторов XIII—XV веков позволяет в известной мере представить себе

характер итальянского искусства в этот период и основные пути его развития.

Наивысшего расцвета искусство Италии достигло в конце XV – первой половине

XVI века, в период Высокого Возрождения, когда творили такие мастера, как

Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан.

Государственный Эрмитаж один из немногих музеев мира, обладающих

подлинными работами величайшего художника, ученого и мыслителя эпохи

Возрождения – Леонардо да Винчи (1452 – 1519). В зале №214 находятся два

(примерно из десяти сохранившихся до наших дней) живописных произведения

Леонардо – «Мадонна с цветком» и «Мадонна Литта».

Отдельный зал посвящен итальянскому искусству XVII-XVIII вв. Из

выдающихся работ можно упомянуть декоративную скульптуру Джузеппе Маццуолы

«Гибель Адониса», картину Луки Джордано «Битва лапифов с кентаврами»,

замечательные картины Тьеполо – «Триумф императора» и другие с сюжетами из

истории Древнего Рима.

2.2.2. ИСКУССТВО ИСПАНИИ XVI—XVIII вв.

В Эрмитаже — одно из лучших и мире собраний испанской живописи.

Во второй половине XVI—начале XVII века в Испании работал один из

величайших европейских живописцев Доменико Теотокопули (1541—1614). Грек по

национальности, родившийся на острове Крит, он получил в Италии прозвище

Эль Греко. Талант художника формировался под воздействием итальянских

образцов (Эль Греко работал в мастерской Тициана, изучал картины старых

мастеров). Но в не меньшей степени повлияли на него условия, в которых он

работал в Испании. Атмосфера религиозного фанатизма и мистики окружала его

в Толедо—бывшей столице страны и оказывала большое влияние на чуткую и

впечатлительную натуру художника. Во многих, обычно религиозных,

композициях он изображает странные, неестественно вытянутые фигуры, в

фантастическом окружении, что создаст настроение таинственности и некоторой

тревоги.

В Эрмитаже находится лишь одно позднее произведение Эль Греко

«Апостолы Петр и Павел», но это подлинный шедевр мастера.

Величайший живописец XVII века Диего Веласкес де Сильва, оказавший

большое влияние на развитие реализма в искусстве в ряде европейских стран,

представлен несколькими работами.

С наибольшей полнотой первоклассными произведениями представлено в

Эрмитаже творчество последнего великого живописца Испании XVII века-

Бартоломе Эстебана Мурильо (1618 – 1682). Не случайно И.Е. Репин говорил о

том. что изучать Мурильо нужно в Прадо и в Эрмитаже.

2.2.3. ВЫСТАВКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО

ОРУЖИЯ XV-XVII вв.

В зале размещено богатейшее собрание западноевропейского оружия

XV—XVII веков. В экспозиции отображена эволюция оружия в XV—XVII веках.

Сразу при входе в зал № 243, слева, можно видеть вооружение XV века.

Рядом с кольчугой, защищавшей тело воина от рубящих ударов меча, находится

кинжал для пробивания кольчуг колющими ударами, созданный оружейниками в

XV веке. Усовершенствование наступательного оружия повлекло за собой, как

это обычно бывает в военном деле, дальнейшее развитие оборонительного

оружия—переход на сплошной пластинчатый доспех. Произошло это в конце

XIV—начале XV века. В это время в искусстве ряда стран были сильны

традиции готики, отразившиеся и на своеобразных удлиненных, с острыми

углами формах доспехов, получивших название „готических". Доспех,

состоявший из шестидесяти—ста шестидесяти подвижно скрепленных пластинок,

весил шестнадцать двадцать кг (не считая веса кольчуги, дополнительно

надевавшейся под него). Для ведения боя в подобном вооружении требовалась

особая выносливость, специальная тренировка воина. С этой целью уже с IX

века проводились турниры рыцарей. Первоначально применяли боевое оружие, и

поединок нередко приводил к серьезному увечью и даже гибели участников. В

дальнейшем были разработаны особые правила ведения боя, использовано более

безопасное специальное турнирное оружие. Оно расположено справа от

готического доспеха и в ряде других разделов выставки.

Боевое оружие, служившее рыцарям в междоусобных войнах, использовалось

ими и в борьбе с крестьянами, поднимавшими восстания против своих

угнетателей—феодалов, а также против войск горожан, отстаивавших свои права

и независимость городов. Крестьянское вооружение, в основу которого

зачастую были положены привычные для крестьян формы орудий их труда:

боевая коса, боевой бич, боевой цеп, „моргенштерн" (утренняя звезда)

-выставлено неподалеку от кольчуги, у стены слева.

Разнообразное вооружение пехоты горожан находится в центральной части

зала, у стены напротив окон. Это огромные двуручные мечи весом и четыре

семь кг, которыми сражались особые отряды пехоты, древковое оружие

алебарды, глефы, расседлыватель (им захватывали рыцаря за горлo и

сбрасывали с коня), стрелковое оружие (витрина слева), в частности

арбалеты. стрела из которых (так называемый болт) пробивала рыцарские латы.

Рядом с этой витриной выставлен доспех, появившийся в XVI веке

(„максимилиановский" —якобы изобретенный немецким императором

Максимилианом). Гофрированная поверхность пластин, придававшая броне

большую) прочность, подвижное соединение доспеха со шлемом. Уменьшение веса

и другие усовершенствования способствовали широкому распространению этого

нового вооружения.

Многие экспонаты выставки отличаются виртуозностью художественного

оформления. Таковы, например, пушка работы итальянского оружейника XVII

века Мадзаролли, ствол которой украшен гирляндами виноградных лоз и

фигурками античных божеств, бронзовый позолоченный щит с чеканным

изображением сцены сражения, исполненный немецким мастером Зигманом, а

также другое турнирное и охотничье оружие.

2.2.4. ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ XVII в.

Выставка произведений фламандской живописи является одной из

богатейших и лучших в Эрмитаже.

Художники Фландрии и Голландии сыграли выдающуюся роль в развитии

европейской живописи XVII века. Культура и искусство этих двух государств,

образовавшихся в конце XVI века в ходе Нидерландской буржуазной революции и

последующего разделения Нидерландов, переживали период наивысшего

расцвета.

Сравнительно высокий для того времени уровень развития экономики,

природные богатства, торговые связи с соседними странами обеспечили

маленькой Фландрии видное положение среди крупнейших государств Европы,

способствовали развитию ее культуры. Огромное влияние на развитие

фламандского искусства оказали события Нидерландской революции XVI века, а

также последующая борьба, которую приходилось вести Фландрии. Все это

пробудило в народе чувство национального самосознания, готовность бороться,

отстаивая интересы своей родины, свою свободу и право на лучшую жизнь.

Глубокий оптимизм, вера в торжество человека над силами зла, прославление

красоты мира, его богатства и изобилия ярко и своеобразно выражены в

искусстве целой плеяды выдающихся художников Фландрии.

На выставке представлены первоклассные произведения Питера Пауля

Рубенса, Антониса Ван-Дейка, Якоба Иорданса, Франса Снейдерса и других

всемирно известных фламандских художников.

2.2.5. искусство голландии xvii в.

В ходе Нидерландской буржуазной революции семи северным провинциям

Нидерландов в упорной борьбе удалось завоевать победу и создать передовое

для того времени государство — буржуазную республику Соединенных провинций

(Голландия).

Бурное экономическое и политическое развитие страны в начале XVII века

сопровождалось подлинным расцветом искусства. Сотни художников, среди

которых было немало всемирно известных мастеров, создавали обычно небольшие

картины для продажи на рынке, в расчете на вкусы купцов и ремесленников,

бюргеров и крестьян. Каждый из них работал, как правило, в одном или двух

жанрах.

Произведения этих художников экспонированы в Шатровом зале.

Особый интерес в этом отделе представляют картины Рембрандта – «Снятие

с креста», «Портрет старика в красном», «Возвращение блудного сына»,

«Даная».

2.2.6. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XV—XVIII вв.

Собрание произведений французского искусства в Эрмитаже по праву

считается богатейшим. За исключением самой Франции, ни одна страна в мире

не обладает столь обширной и разнообразной коллекцией, позволяющей по

первоклассным образцам проследить развитие всех основных направлений

французского искусства с XV по XX век – лиможские эмали XV – XVI веков,

фаянсы Бернара Палисси, работы Пуссена, Ватто, Шардена, пейзажи Лоррена,

многочисленные изделия из серебра, гобелены, скульптуры Фальконе, и многое-

многое другое.

2.2.7. ИСКУССТВО АНГЛИИ XVII—XIX вВ.

На сравнительно небольшой по своим масштабам выставке представлена в

основном портретная и пейзажная живопись XVIII века — периода расцвета

английского искусства.

Произведений крупнейшего английского живописца XVIII века Джошуа

Рейнолдса (1723—1792) в бывшем Советском Союзе сравнительно немного. А

между тем это необычайно плодовитый мастер, создавший около двух тысяч

картин, преимущественно портретов своих современников. Например, в Эрмитаже

представлена его работа: «Младенец Геракл, удушающий змей». Здесь мы также

можем познакомиться с работами современника Рейнолдса, знаменитого

английского художника – портретиста Томаса Гейнсборо.

2.3. ОТДЕЛ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Отдел истории первобытной культуры, организованный в Эрмитаже в 1931

году, располагает обширной коллекцией, насчитывающей свыше четырехсот

тринадцати тысяч памятников. Выставки отдела показывают развитие

первобытной культуры на территории бывшего СССР на протяжении огромного

отрезка времени—триста-четыреста тысяч лет—от начала эпохи древнего камня

(палеолит) до времени, когда складываются первые государства. Подлинные

материалы, добытые археологическими экспедициями, главным образом за годы

Советской власти, позволяют ознакомиться с культурой древнейшего населения

различных районов нашей страны в эпохи палеолита и неолита, в период бронзы

и раннего железа.

Особенно важны разделы, посвященные культуре скифов (населения

Северного Причерноморья второй половины первого тысячелетия до н. э.) и

культуре кочевого населения горного Алтая той же поры.

2.3.1. ПАМЯТНИКИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ СССР.

Из памятников первобытной культуры нашей страны в экспозиции

представлены орудия труда древнего человека, найденные в Армении на холме

Сатани-дар, отдельные монолитные глыбы с восточного берега Онежского озера

с письменами и наскальными рисунками, памятники кобанско-колхидской

культуры (бронзовые изделия), скифские памятники, вещи из курганов скифских

царей, керамика Немировского городища и многие другие замечательные

памятники древних цивилизаций и народов.

2.3.2. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО РАННИХ КОЧЕВНИКОВ АЛТАЯ.

Выставка, знакомящая с культурой и искусством ранних кочевников Алтая,

содержит богатейшие и уникальные материалы, обнаруженные при раскопках

группы курганов в урочище Пазырык на реке Ян-Улаган (Восточный Алтай),

производившихся советскими археологами в 1927—1949 годах.

В двух залах (N 25 и 26) сосредоточены вещи из Пятого Пазырыкского

кургана (раскопок в 1949 г.), относящиеся к V—IV векам до н.э.

2.4. отдел истории культуры и искусства СТРАН ВОСТОКА

Уже в дореволюционное время в Эрмитаже имелись ценнейшие памятники

культуры Востока, но количество их было невелико, коллекция не носила

систематического характера и не давала полного представления об огромном

вкладе, внесенном народами этих стран в сокровищницу мировой культуры.

Лишь в советское время, в 1920 году, в Эрмитаже создается отдел истории

культуры и искусства народов советского и зарубежного Востока, собрание

которого постоянно пополняется и включает ныне около ста пятидесяти тысяч

памятников.

2.4.1. культура и искусство народов средней азии.

Эту выставку, вероятно, можно назвать одной из самых больших и

интересных в отделе Востока. Здесь можно познакомиться с образцами стенных

росписей и фризами, парадная и бытовая керамика и приспособления,

использовавшиеся при ее изготовлении, изразца из мечети Биби-Ханым,

туркменские ковры, образцы ювелирных работ XIX века. Любопытным экспонатом

является камень-памятник с надписью Тимура.

2.4.2. культура и искусство византии.

На небольшой выставке культуры и искусства Византии, занимающей всего

три зала, представлены памятники великого государства, просуществовавшего

более тысячи лет, с IV по XV век, и занимавшего гигантскую территорию на

трех континентах: в Азии, Европе и Африке (Египет и южное побережье

Средиземного моря).

Коллекция византийских икон, наряду с собранием серебра, изделиями из

резной кости, эмалями и др, представляет огромную художественную и научную

ценность, так как позволяет на первоклассных образцах изучать важный этап

развития культуры человечества в обширном районе.

2.4.3. кУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ИРАНА.

Знакомясь с этой выставкой, можно увидеть прекрасные серебряные,

бронзовые изделия, которыми славился Иран, а также его керамику.

2.5. ОТДЕЛ ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Отдел истории русской культуры создан в Эрмитаже сравнительно недавно,

в 1941 году. Однако многие памятники, входящие в состав его собрания,

находились здесь с давних пор. Свыше двухсот пятнадцати тысяч экспонатов,

составляющих ныне фонды отдела, с большой полнотой характеризуют важные

этапы истории, культуры и быта России, а также отдельные стороны развития

ее искусства (главным образом прикладного).

2.5.1. ВЫСТАВКА „МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ РУССКОй КУЛЬТУРЫ XVIII в."

В богатейшем собрании памятников русской культуры, хранящихся в

Эрмитаже, значительное место занимают разнообразные по характеру

произведения прикладного искусства работы выдающихся изобретателей,

народных мастеров – художественная резная кость, изделия мастера О.Х.

Дудина, две пары ваз Н.С. Верещагина, часы работы И.П. Кулибина, дрожки

работы Е.Г. Кузнецова, фарфор Д.И. Виноградова, мозаика мастерской М.В.

Ломоносова.

2.5.2. РУССКАЯ КУЛЬТУРА конца XVII—первой четверти XVIII в.

Основу этой коллекции составили вещи из „Кабинета Петра Великого",

организованного при Кунсткамере вскоре после смерти

Петра I, а также ряд других материалов, дающих представление о различных

сторонах жизни русского общества в петровский период, о большом подъеме

экономики и культуры страны, о развитии науки, техники и искусства.

Многие экспонаты выставки непосредственно принадлежали Петру I, иногда

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.