Рефераты. Высокое Возрождение Италии XVI века






Высокое Возрождение Италии XVI века

План

1. Высокое Возрождение в Италии

2. Леонардо да Винчи

3. Рафаэль Санти

4. Микеланджело

5. Заключение

6. Библиография

Итальянское искусство эпохи Возрождения носило своеобразный характер и

на всех этапах почти трёхвекового развития поднималось до исключительных

творческих высот. Грандиозный размах культуры Возрождения, огромное

количество выдающихся произведений сравнительно с небольшими территориями,

где они были созданы, до сих пор вызывают удивление и восхищение. Все виды

искусств переживали подъём. В различных областях Италии сложились местные

школы живописи, выдвинувшие художников, чьи творческие искания нашли высшие

претворения в искусстве титанов Возрождения- Леонардо да Винчи, Рафаэля,

Микеланджело, Тициана.

Искусство Высокого Возрождения приходится на конец 15 и первые три

десятилетия 16 в. «Золотой век» итальянского искусства хронологически был

очень кратким, и только в Венеции он продлился дольше, вплоть до середины

столетия. Но именно в это время были созданы замечательные творения титанов

Возрождения.

Высочайший подъём культуры происходил в сложнейший исторический период

жизни Италии, в условиях резкого экономического и политического ослабления

итальянских государств. Турецкие завоевания на Востоке, открытие Америки и

нового морского пути в Индию лишают итальянские города их роли важнейших

торговых центров; разобщённость и постоянная междоусобная вражда делают их

лёгкой добычей крепнущих централизованных северо- западных государств.

Перемещение внутри страны капиталов из торговли и промышленности в

земледелие и постепенное превращение буржуазии в сословие земельных

собственников способствовало распространению феодальной реакции. Вторжение

французских войск в 1494 г., опустошительные войны первых десятилетий 16

в., разгром Рима чрезвычайно ослабили Италию. Именно в это время, когда над

страной нависла угроза её полного порабощения иноземными завоевателями,

раскрываются силы народа, вступающего в борьбу за национальную

независимость, за республиканскую форму правления, растёт его национальное

самосознание. Об этом свидетельствуют народные движения начала 16 в. во

многих итальянских городах, и в частности во Флоренции, где республиканское

правление устанавливалось дважды: с 1494 по 1512 и с 1527 по 1530 г.

Огромный общественный подъём послужил основой расцвета мощной культуры

Высокого Возрождения. В сложных условиях первых десятилетий 16 в.

сформировались принципы культуры и искусства нового стиля.

Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения было

необычайное расширение общественного кругозора её создателей, масштабность

их представлений о мире и космосе. Меняется взгляд на человека и его

отношение к миру. Сам тип художника, его мировоззрение, положение в

обществе решительно отличаются от того, которое занимали мастера 15 в., ещё

во многом связанные с сословием ремесленников. Художники Высокого

Возрождения- не только люди огромной культуры, но творческие личности,

свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими

замыслами представителей правящих классов.

В центре их искусства, обобщённого по художественному языку, образ

идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно, не

отвлечённый от действительности, но наполненный жизнью, внутренней силой и

значительностью, титанической мощью самоутверждения. Важнейшими очагами

нового искусства наряду с Флоренцией в начале 16 в. становятся папский Рим

и патрицианская Венеция. С 30- х годов в Средней Италии нарастает феодально-

католическая реакция, а вместе с ней распространяется упадочное

направление в искусстве, получившее название маньеризма. И уже во второй

половине 16 в. возникают тенденции антиманьеристического искусства.

В этот поздний период, когда сохраняют свою роль лишь отдельные очаги

ренессанской культуры, именно они дают наиболее значительные по

художественным достоинствам произведения. Таковы поздние творения

Микеланджело, Палладио и великих венецианцев.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в местечке Винчи близ

Флоренции. Он был побочным сыном нотариуса Пьера да Винчи, мать его была

простой крестьянкой.

Леонардо- художник, обобщив разрозненные достижения своих

предшественников, достиг той гениальной простоты, ясности и гармонии,

которые знаменовали собой начало нового, высшего этапа в итальянском

искусстве- эпохи Высокого Возрождения.

Четырнадцати лет Леонардо поступил в мастерскую знаменитого

флорентийского скульптора, художника и золотых дел мастера Андреа

Верроккио, где провёл шесть лет. В эти годы вырабатывается творческий метод

будущего мастера, основанный на внимательном изучении природы, смелом

эксперименте и серьёзных познаниях в области точных наук. Живопись Леонардо

называл «наукою и законной дочерью природы…», всем наукам предпочитая

математику, ибо, говорил он, - «нет достоверности там, где нельзя применить

одну из математических наук…»

Записные книжки Леонардо, которые он всегда носил с собой на шнурке у

пояса, испещрены зарисовками лиц и фигур людей, растений и животных,

литературными записями басенок, афоризмов, философских и научных выводов,

чертежами, формулами, набросками технического характера. Эти рукописи

свидетельствуют об универсальности гения Леонардо, о его нечеловеческой

работоспособности, о стремлении познать законы вселенной с тем, чтобы

поставить их на службу человечества.

Леонардо- художник работал медленно, бесконечно экспериментируя. К

тому же научные интересы часто отвлекали его от занятия живописью. Из того

немногого, что он создал, до нас дошли не всё- лишь около пятнадцати

живописных произведений, рассеянных по музеям разных стран.

Самый ранний рисунок- пейзаж окрестности Флоренции: в углу- надпись,

сделанная рукой Леонардо: «В день святой Марии Снежной пятого августа 1473

года». Надпись сделана «зеркальным» способом. Так вёл Леонардо все свои

записи. Графологические исследования подтверждают, что великий художник был

левшою и, следовательно, все свои картины написал левой рукой. Первая

живописная работа- фигура коленопреклонённого ангела, исполненная

двадцатилетним Леонардо в картине его учителя Верроккио «Крещение» (ок.

1472 г. Уффици, Флоренция). Рассказывали, что Верроккио был так поражён

мастерством своего ученика, что навсегда оставил кисть и работал в

дальнейшем как скульптор. Одна из первых самостоятельных работ, выполненных

после оставления мастерской Верроккио, - «Мадонна с цветком», она же-

«Мадонна Бенуа» (ок. 1478 г. Эрмитаж). Это произведение поражает и

оригинальностью замысла и совершенством исполнения.

Взяв тему, весьма распространённую в искусстве своего времени,

художник отказался от традиционной трактовки образа Мадонны, которую

изображали величавой, грустной или задумчивой, и создал образ

жизнерадостный, исполненный чисто земной прелести. Исследуя законы оптики,

Леонардо впервые широко применил светотень не только как средство

моделировки формы, но и как средство «оживления» персонажей своих картин.

Около этого же времени была начата законченная значительно позднее «Мадонна

Литта» (1480- е гг. Эрмитаж). В «Мадонне с цветком» дан индивидуальный тип

человека; в «Мадонне Литте»- тип собирательный, обобщённый, в котором

физическая красота сочетается с духовным совершенством. Леонардо, а вслед

за ним и другие мастера Высокого Возрождения, ставил знак равенства между

внешним и внутренним обликом человека. «Если душа беспорядочна и хаотична,

-утверждал Леонардо, -то беспорядочно и хаотично само тело, в котором эта

душа обитает». Отсюда –возвышенная красота положительных героев в

произведениях мастеров Высокого Возрождения.

Летом 1481 года художник получает заказ на алтарный образ «Поклонение

волхвов» (1481/1482. Уффици, Флоренция) для монастыря Сан Донато; он делает

множество подготовительных эскизов, начинает картину, но не укладывается в

срок, и монахи расторгают соглашение. Картина осталась незаконченной.

Не найдя себе применения при дворе Лоренцо Великолепного, где

безраздельно царил Боттичелли, Леонардо в 1482 году покидает родной город и

отправляется в Милан. Его появлению в Милане предшествовала слава

знаменитости, и всё же миланцы не ожидали увидеть человека столь

разностороннего. Он был красив, элегантен и обходителен, блистал

красноречием, легко сочинял басни и сонеты, охотно импровизировал, играя на

серебряной лютне собственной конструкции. Семнадцать лет, проведённых в

Милане (1482- 1499), -период высшего расцвета гения Леонардо. На службе у

миланского герцога Лодовико Моро он числился как «…Леонардо из Флоренции

–инженер и художник…». Он много работал в области техники, и прежде всего,

военной; Милан был форпостом Италии на севере, откуда она постоянно

подвергалась нашествиям неприятеля. Леонардо разрабатывает проект

перестройки укреплений миланского замка, конструирует осадные и

противоосадные орудия, разрывные снаряды. Он создаёт план реконструкции

Милана («идеального города») и проект завершения миланского собора, ведает

оформлением придворных празднеств, делает эскизы костюмов и конструирует

токарные станки, руководит сооружением каналов и т.д.

Почти сразу по приезде Леонардо начал работать над «колоссом»- конной

статуей Франческо Сфотца (отца герцога Лодовико). Модель из глины была

закончена 1493 году и выставлена на площади герцогского замка. Высота её

«от макушки до поверхности земли», как сообщает друг Леонардо Лука Пачоли,

достигала 12 локтей (примерно 6 метров), на её отливку требовалось 80 тонн

бронзы. Отливка статуи не была осуществлена, погибла и модель.

В 1483- 1490/94 годах художник пишет «Мадонну в гроте» (Лувр, Париж) и

позднее около 1505- 1508 годов с помощью одного из учеников Амброджо де

Предис делает с неё несколько изменённое повторение (Национальная галерея,

Лондон), значительно уступающее собственноручно выполненному варианту.

«Мадонна в гроте» согласно контракту должна была изображать мадонну в

окружении святых, то есть представлять собой обычную церковную композицию.

Леонардо создал совершенно светское произведение, причём всё у него было

ново: и сама трактовка сюжета, и необычный, чуть загадочный пейзаж, и

органическая слитность его с фигурами, и освещение, и сами образы людей,

осиянные какой-то особой, возвышенной красотой. В пещере, где причудливые

кристаллы свисают с потолка, а из расщелин камня пробиваются цветы и травы

(написанные, кстати сказать, с ботанической точностью), прямо на земле

расположились мадонна, дети и ангел. Сквозь просветы в скалах синеет небо.

В таинственном влажном сумраке грота расплываются очертания фигур, а лица,

окутанные световоздушной дымкой, кажутся трепетно- живыми. Юная мать

ласковым жестом обнимает опустившегося на колени малютку Иоанна, другая

рука её тянется к сыну. Ангел, обращаясь к зрителю, вводит его в картину,

указывая на эту сцену перстом. Группа построена по принципу пирамиды,

вершина которой- голова мадонны, стороны- её простёртые руки, углы

основания- фигуры ангела и детей. Рассматривая композицию как ключ к

раскрытию замысла произведения, Леонардо вводит пирамидальное построение,

ставшее в известной мере классическим для Высокого Возрождения. Работа эта

осталась в мастерской художника. Заказчики- монахи, сославшись на

невыполнение её к сроку, отказались выплачивать причитавшуюся сумму.

Началась многолетняя тяжба, которая кончилась написанием для монастыря

лондонского варианта, где заметна уступка вкусом церковников: над головой

мадонны появился нимб, ангел обрёл крылья, а Иоанн- крест.

В Милане была создана «Тайная вечеря» (1495- 1497. Трапезная монастыря

Санта Мария делла Грацие). Техника фрески, требовавшая быстрого без

поправок исполнения, не устраивала Леонардо. Он экспериментировал с

составом красок и грунта. Это предрешило трагическую судьбу произведения-

грунт не держал краску и она стала осыпаться- что обнаружил уже сам

художник. Позднее монахи пробили двери из трапезной в кухню как раз под

центром картины. Этим была уничтожена её нижняя часть и расшатана стена,

что усилило осыпание красочного слоя, кухонные пары, оседая на поверхности

картины, форсировали её разрушение. Последовавшие за тем грубые реставрации

значительно исказили подлинник. В 1943 году во время бомбардировки Милана

взрывной волной от упавшей во дворе монастыря бомбы трапезная была

разрушена. Стена с «Тайной вечерей» уцелела. В 1946 году здание

восстановили, а в 1954 году специалисты, используя новейшие средства,

удачно реставрировали картину, убрали поздние записи, выявили и закрепили

краски, нанесённые рукой Леонардо да Винчи.

Художники раннего Возрождения в композиции «Тайной вечери» изображали

обычно ряд сидящих за столом, несвязанных между собой фигур в однообразно

повторяющихся позах. Иуду выделяли, помещая отдельно, по другую сторону

стола. Леонардо развернул драматический рассказ о людях, потрясённых

известием о том, что в их среде скрывается предатель. Христос произнёс:

«Один из вас предаст меня» и, беспомощно опустив руки на стол, умолк. Эти

слова вызывают бурную реакцию окружающих, причём каждый выражает свои

чувства сообразно характеру и темпераменту. Леонардо поместил предателя в

группе любимых учеников как олицетворение измены, нередко скрывающейся в

кругу друзей. Тёмный профиль Иуды резко выделяется среди остальных лиц,

освещённых ровным дневным светом. Сжав в руке кошель с деньгами, он со

страхом ждёт, что будет назван по имени. «Душа, -говорил Леонардо, -должна

бать выражена через жесты и движения…» Вместе с тем это была живопись,

проверенная математикой. С геометрической точностью намечен центр

композиции -фигура Христа, выделенная и просветом расположенного сзади

окна, и тем, что все перспективные линии сходятся в одной точке- над его

головой; симметрично, по шесть с каждой стороны, расположены ученики, эти

шесть в свою очередь сгруппированы по трое.

Настоятель монастыря, где создавалась «Тайная вечеря», пришел к Моро с

жалобой на Леонардо по поводу того, что тот работает слишком медленно.

Приору казалось странным видеть, что Леонардо часами стоит перед картиною,

погружённый в размышления, в то время как ему хотелось, чтобы художник

работал, не выпуская кисти из рук, подобно тому как трудится в саду

работник. Вызванный к Моро для объяснений Леонардо остроумно ответил, что

его задерживает отсутствие модели для головы Иуды, но в конце концов он

готов написать её с головы приора. После этого приор оставил художника в

покое, а тот вскоре закончил голову Иуды, которая была «истинным

воплощением предательства и бесчеловечности». Этот рассказ Вазари

приоткрывает завесу над творческим методом великого мастера.

В октябре 1499 года войска французского короля Людовика XII вошли в

Милан. Моро бежал. В декабре Леонардо покинул город, занятый неприятелями.

Потекли годы скитаний. В 1503- 1506 годах Леонардо опять во Флоренции.

Здесь была создана «Джоконда» (ок. 1503 г. Лувр, Париж)– первый в истории

западноевропейского искусства психологический портрет. Изображение жены

флорентийского горожанина Моны Лизы Джоконды предельно просто и лаконично.

Художник поставил перед собой сложную задачу- при полной внешней

неподвижности модели передать движение её души. Спокойная поза и простой

наряд Моны Лизы фиксирует внимание зрителя на её лице. В нём нет ни

красоты, ни молодости, но оно как зеркало отражает почти неуловимо

сменяющиеся оттенки мыслей, чувств и ощущений. В этом и заключается

притягательная сила творения Леонардо. По- леонардовски выразительные руки,

как будто плавно струящиеся из рукавов платья, дополняют характеристику

лица. Портреты раннего Возрождения чаще всего были погрудными; Леонардо

создал поясной портрет, использовав руки как дополнительное средство

характеристики модели. Эта проблема занимала его ещё в миланский период,

когда им был написан «Портрет дамы с горностаем» (Национальный музей,

Краков), на котором, как предполагают, изображена Цецилия Галлерани,

возлюбленная герцога Моро. В этом портрете запоминается лицо, замечательное

своей тонкой умной красотой, и узкая рука молодой женщины, держащая

грациозного зверька. В портрете «Джоконды» художник пошёл дальше и, раскрыв

духовный облик модели, предвосхитил задачу, решённую лишь искусством XVII

века.

В это же время Леонардо работает над стенной росписью (1503- 1506)

большого зала в палаццо Веккио, резиденции правительства Флорентийской

республики. Другую стену было поручено расписать Микеланджело. Оба начали с

подготовки картонов. Леонардо изобразил битву при Ангиарии 1440 года между

флорентийцами и миланцами; Микеланджело избрал темой победу флорентийских

войск над пизанцами при Кашине в 1364 году. Ни та, ни другая работа не были

выполнены, погибли и картоны. Гравюра XVII века воспроизводит деталь «Битвы

при Ангиарии»- сцену борьбы за знамя, вокруг которого бьются охваченные

неистовой яростью всадники. Искажённые злобою лица воинов, кони, грызущие

друг друга, клинки мечей, занесённые над головами, хаос, дикость, озверение-

таким показал лицо войны Леонардо. Заказчики были смущены, им хотелось

иметь произведение искусства, пробуждающее чувство доблести, а не

отвращения, и пальма первенства была отдана Микеланджело, который

запечатлел момент, предшествующий бою- воины купаются в реке Арно и,

услышав сигнал тревоги, спешат привести себя в боевую готовность.

Во Флоренции Леонардо занимался техническими изобретениями, в

частности, конструированием летательного аппарата. Таинственная запись в

трактате о полёте птиц позволяет предполагать, что он был близок к

осуществлению своей мечты.

В наши дни туристам показывают в окрестностях Флоренции, близ городка

Фьезоле, холм Монте Чечеро (чечеро- по- итальянски значит лебедь), где

якобы испытывал свой аппарат Леонардо.

В 1506- 1513 годах художник опять в Милане. Здесь он работает над

памятником маршалу французских войск Тривульцио (не был осуществлён) и

создаёт свои последние картины «Святая Анна» и «Иоанн Креститель» (1508-

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.