Рефераты. Древняя Византия






арок), которые начинаются на острых углах пильеров и идут вверх, так

незаметно округляясь, что кажутся простыми легкими жилками, а точки опоры

этого гигантского свода ускользают от глаз наблюдателя, и купол кажется

висящим в воздухе. Верхняя точка свода возвышалась на 61 метр над полом

церкви; длина церкви внутри стен 81 метр, а ширина 60 метров. К восточной и

западной части среднего свода примыкают два полукупола и к каждому из них

по три ниши, так что крыша главной части здания состоит из девяти куполов,

возвышающихся один над другим. Остальная часть была покрыта мраморными

плитами, а сами купола - свинцовыми листами. Полукупола и ниши

поддерживаются как четырьмя главными пильерами, так еще другими четырьмя

меньшими, и под каждой нишей - по две порфировые колонны с капителями и

базисами из белого мрамора. С севера и юга главного квадрата, под арками,

между каждыми двумя большими пильерами, помещаются по четыре колонны из

прекраснейшего гранита, поддерживающие хоры или галереи для женщин, которые

у древних христиан стояли во время богослужения отдельно. На 24-х других

колоннах из египетского гранита примыкают к хорам боковые галереи,

освещенные окнами в три яруса: в нижнем и среднем по семи окон, а в верхнем

пять. Главный купол освещен 4-мя окнами. Над 40 колоннами нижнего этажа

расположены в верхних галереях 60 других и выше входных дверей еще семь,

так что всего 107 колонн. Этому числу на Востоке приписывали таинственное

значение. Все колонны верхнего этажа мраморные или гранитные, превосходно

полированные и гладкие, но карнизы и архивольты поверх этих колонн

совершенно фантастические. Они украшены бесчисленным множеством листьев и

полосок в виде галунов, перемешанных и переплетенных между собою. Главный

купол, для соединения полного развития его размеров с легкостью стиля,

сложен из глиняных горшков, которые до сих пор удивляют своею крепостью;

они сделаны из легкой глины, найденной на острове Родосе, и так легки, что

вес 12-ти горшков равен весу одного обыкновенного кирпича. Стены сложены из

кирпича и все покрыты мраморными плитами, а пильеры - из больших

известковых камней, сцепленных между собою железными связями, и гладко

оштукатурены известковым раствором на масле под мрамор различных цветов.

Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне

- поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу

этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и

светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и

императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и Феодоры наделены

портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной

яркостью, теплотой и свежестью.

Изобразительное искусство

В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ,

очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт мастеров Востока и

Запада, пришедших независимо друг от друга к созданию нового искусства,

соответствующего спиритуалистическим идеалам средневекового общества. В

этом искусстве появляются уже различные направления и школы. Столичная

школа, например, отличалась великолепным качеством исполнения, утонченным

артистизмом, живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и

переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой школы

были мозаики в куполе церкви Успения в Никее. Другие направления в

искусстве ранней Византии, воплотившиеся в мозаиках Равенны, Синая,

Фессалоники, Кипра, Паренцо, знаменуют отказ византийских мастеров от

античных реминисценций. Образы становятся более аскетичными, не только

чувственному, но и эмоциональному моменту в таком искусстве уже нет места,

зато духовность достигает необычайной силы.

Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода пышную

мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно сияло множество

свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик, темные

лики икон, многоцветные мраморные колоннады, великолепную драгоценную

утварь. Все это должно было, по замыслу церкви, затмить в душе человека

эмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов,

суетные волнения цирковых ристаний и даровать ему отраду в повседневности

реальной жизни.

"Православная иконография включает райские пальмы, цветы и

растительные орнаменты, ибо "праведник цветет, как пальма, возвышается,

подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах

Бога нашего" (Пс 91. 13-14). Ветхозаветные описания изображений ангелов,

пальм и цветов можно сопоставить, например, с византийскими мозаиками

базилики святого Аполлинария Нуово в Равенне (VI век), представляющими

процессии мучеников и мучениц в райском саду. Зеленые луга под ногами

святых усеяны цветами лилий. Между фигурами христианских подвижников -

пальмы, символизирующие вечную жизнь. В период иконоборческой ереси в

Византии ветхозаветные символы рая изображались вместо икон, так что храмы,

по свидетельствам современников, "превратились в сады, цветники и

птичники".

В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре и

живописи, определилась ведущая линия развития византийского искусства,

отражающая становление средневекового миросозерцания. Живучесть античных

традиций здесь проявлялась как в образах, так и в формах художественного

выражения. Вместе с тем и сюда проникали постепенно художественные

традиции народов Востока. Здесь, хоть и в меньшей мере чем в Западной

Европе, сыграло свою роль воздействие варварского мира.

Музыка светская и церковная, театр

Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. Своеобразное

сочетание авторитарности и демократизма не могло не сказаться и на

характере музыкальной культуры, которая представляла сложное и многоликое

явление духовной жизни эпохи.

В V-VII вв. происходило становление христианской литургии, развивались

новые жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский

статус, включается в систему репрезентации государственной власти. Особый

колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых

представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно-

музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из этих

видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный смысл и в то

же время, взаимодействуя, они сливались в единое и неповторимое целое.

Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства

универсального и в то же время обладающего силой массового и

индивидуального психологического воздействия, и включило ее в свой

культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее

положение в средневековой Византии.

В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли

массовые зрелища. Правда, античный театр начинает клониться к упадку -

античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов,

жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра

занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаньями, пользующимися

огромной популярностью.

Если подвести итог по первому периоду существования Византии, то

можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности

византийской цивилизации. Прежде всего, к ним следует отнести то, что

византийская культура была открыта другим культурным влияниям получаемым

извне. Но постепенно уже в ранний период они синтезировались главной,

ведущей греко-римской культурой. Культура ранней Византии была городской

культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были

не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и

образованности, где сохранялось богатое наследие античности. Борьба

светской и церковной культур особенно характерна для первого периода

истории Византии. В истории Византийской цивилизации первые века

существования Византии были временем острой идеологической борьбы,

столкновения противоречивых тенденций, сложных идейных коллизий, но и

временем плодотворных исканий, интенсивного духовного творчества,

позитивного развития науки и искусства. Это были века, когда в муках борьбы

старого с новым рождалась культура будущего средневекового общества.

II период

Общественная жизнь

Во втором этапе развития культуры, который пришелся на время со

второй половины VII в. до XIIв., выделяют время иконоборчества (вторая

четверть VIII - 40-е годы IXв., время правления императоров Македонской

династии ( так называемое "Македонское возрождение" : 867-1056гг., и время

царствования Комнинов ("Комниновское возрождение" : 1081-1185 гг.).

Определяющей чертой духовной жизни империи к середине VII столетия

стало безраздельное господство христианского мировоззрения. Глубокую

религиозность симулировали теперь не столько догматические споры, сколько

наступление ислама, которое вели арабы, вдохновляясь "священной войной" и

борьбой с язычниками - славянами и проболгарами. Еще более возросла роль

церкви. Нестабильность жизненных устоев, хозяйственная и бытовая

неустроенность масс населения, нищета и постоянная опасность со стороны

внешнего врага обострили религиозное чувство подданных империи:

утверждались дух смирения перед превратностями "мира сего", безропотного

подчинения "духовным пастырям", безграничная вера в чудеса и знамения, в

спасение через самоотречение и молитву. Стремительно увеличивалось сословие

монахов, множилось число монастырей. Как никогда ранее, расцвел культ

святых, в особенности поклонение известным лишь в данной местности, округе,

городе; на них как на "собственных" небесных заступников возлагались все

надежды.

Широкое распространение суеверий помогало церкви властвовать над умами

прихожан, умножать свои богатства и упрочивать свое положение. Этому

способствовало и снижение уровня грамотности населения, крайнее сужение

светского знания. Однако торжество теологии, утверждение ее господства с

помощью насилия таили серьезную опасность - богословие могло оказаться

бессильным перед критикой иноверцев и еретиков. Как всякая идеологическая

система христианство нуждалось в развитии. Необходимость этого осознавалась

в узких кругах церковной элиты, сохранившей традиции высокой религиозной и

светской образованности. Систематизация богословия становилась первейшей

задачей, а для этого предстояло снова прибегнуть к духовным сокровищам

античности - без ее идеалистических теорий и формальной логики новые задачи

теологов были невыполнимы.

Философские движения

Поиски оригинальных философских и богословских решений

предпринимались уже во второй половине VII в., хотя наиболее выдающиеся

труды в этой сфере были созданы в следующем столетии. Характерен в данной

связи тот факт, что на общем фоне упадка культуры в середине VII в., в

сущности лишь теология испытывала определенный подъем: этого требовали

насущные интересы правящей элиты, выдаваемые за острую потребность самых

широких слоев общества.

Независимо от того, что Максима Исповедника подверг гонениям сам

император Констант II, теоретические искания этого теолога отвечали

потребностям господствующего класса; без них, кстати говоря, было бы

невозможно проявление и "Источника знания" Дамаскина. Основой богословских

построений Максима составляет идея воссоединения человека с богом (через

преодоление пропасти между духовным и плотским) как воссоединение

первопричины всего сущего, целого с его частью. В восхождении к духовному

активную роль Максим отводил самому человеку, его свободной воле. Иоанн

Дамаскин поставил перед собой и выполнил две основные задачи: он подверг

острой критике врагов правоверия (несториан, манихеев, иконоборцев) и

систематизировал богословие как миросозерцание, как особую систему идей о

боге, сотворении мира и человеке, определив его место в посюстороннем и

потустороннем мирах. Компиляция (в соответствии с девизом Дамаскина "Не

люблю ничего своего") на основе аристотелевской логики представляла

основной метод его работы. Он использовал и естественнонаучные

представления древних, но тщательно отобрал из них, как и из догматов

своих предшественников-богословов, лишь то, что ни в коей мере не

противоречило канонам вселенских соборов. В сущности творчество Дамаскина

даже по средневековым меркам лишено оригинальности. Его труды сыграли

крупную роль в идейной борьбе с иконоборчеством, но не потому, что

содержали новые доводы в защиту традиционных представлений и религиозных

обрядов, а благодаря устранению из церковных догматов противоречий,

приведению их в стройную систему. Значительный шаг вперед в развитии

богословской науки, в разработке новых идей, касающихся проблем соотношения

духа и материи, выражения мысли и ее восприятия, отношения бога и

человека, был сделан во время ожесточенных споров между иконоборцами и

иконопочитателями. Но в целом вплоть до середины IX в. философы и богословы

оставались в кругу традиционных идей позднеантичного христианства.

Идейная борьба эпохи иконоборчества, принявшая острую политическую

форму, распространение павликанской ереси сделали совершенно очевидной

необходимость повышения образованности духовенства и представителей высших

слоев общества.

В обстановке общего подъема духовной культуры новое направление в

научной и философской мысли Византии обозначилось в творчестве патриарха

Фотия, сделавшего больше, чем кто-либо иной до него, для возрождения и

развития наук в империи. Фотий произвел новую оценку и отбор научных и

литературных трудов предшествующей эпохи и современности, основываясь при

этом не только на церковном вероучении, но и на соображениях рационализма и

практической пользы и стараясь посредством естественнонаучных знаний

объяснить причины природных явлений. Подъем рационалистической мысли в

эпоху Фотия, сопровождающийся новым нарастанием интереса к античности, стал

еще более ощутимым в XI-XIIвв.

Примечательно, однако, одновременно с этой тенденцией, как это весьма

часто бывало в Византии, разрабатывались и углублялись сугубо мистические

богословские теории. Одной из таких теорий, созданной на рубеже X-XI вв. и

не получившей широкого признания в XI-XII вв., была определена крупная

идейная и политическая роль в последующем: она легла в основу

могущественного течения в православной церкви в XIV-XVI вв. - исихазма.

Речь идет о мистике Симеона Нового Богослова, развившего тезис о

возможности для человека реального единения с божеством, соединения

чувственного и умственного (духовного) мира путем мистического

самосозерцания, глубокого смирения и "умной молитвы". Еще во времена Фотия

ясно обнаружились противоречия в интерпретации идеалистических концепций

античности между приверженцами Аристотеля и Платона. После эпохи

длительного предпочтения, отдававшегося византийскими теологами учению

Аристотеля, с XI в. в развитии философской мысли наметился поворот к

платонизму и неоплатонизму.

Ярким представителем именно этого направления был Михаил Пселл. При

всем своем преклонении перед античными мыслителями и при всей своей

зависимости от цитируемых им положений классиков древности Пселл оставался

тем не менее самобытным ("артистическим") философом, умея, как никто

другой, соединять и примирять тезисы античной философии и христианского

спиритуализма, подчинять ортодоксальной догматике даже таинственные

прорицания оккультных наук. Однако, сколь ни осторожны и искусны были

попытки интеллектуальной византийской элиты уберечь и культивировать

рационалистические элементы античной науки, острое столкновение оказалось

неизбежным: пример тому - отлучение от церкви и осуждение ученика Пселла

философа Иоанна Итала. Идеи Платона были загнаны в жесткие рамки теологии.

Рационалистические тенденции в византийской философии воскреснут теперь не

скоро, лишь в обстановке нарастающего кризиса XIII-XV вв., в особенности в

условиях ожесточенной борьбы с мистиками-исихастами.

Литература

Общий упадок творческой активности в "темные века" с особой силой

отразился на состоянии византийской литературы. Вульгаризация, отсутствие

литературного вкуса, "темный" стиль, шаблонные характеристики и ситуации -

все это утвердилось надолго как господствующие черты произведений

литературы, созданных во второй половине VII- первой половине IX столетия.

Подражание античным образцам уже не находило отзвука в обществе. Главным

заказчиком и ценителем литературного труда стало черное духовенство.

Монахи были сплошь и рядом и авторами житий. Агиография и литургическая

поэзия вышли на передний план. Проповедь аскетизма, смирения, надежд на

чудо и потустороннее воздаяние, воспевание религиозного подвига - главное

идейное содержание литературы этого рода.

Особых высот византийская агиография достигла в IX столетии. В

середине X в. около полутора сот наиболее популярных житий были обработаны

и переписаны видным хронистом Симеоном Метафрастом (Логофетом). Упадок

жанра обозначился в следующем, XI в.: вместо наивных, но живых описаний

стали господствовать сухая схема, шаблонные образы, трафаретные сцены жизни

святых.

Вместе с тем житийный жанр, неизменно пользовавшийся широчайшей

популярностью среди народных масс, оказывал заметное влияние на развитие

византийской литературы и в X и в XI вв. Вульгаризация нередко сочеталась с

яркой образностью, реалистичностью описаний, жизненностью деталей,

динамизмом сюжета. Среди героев житий нередко оказывались неимущие и

обиженные, которые, совершая мученический подвиг во славу бога, смело

вступали в борьбу с сильными и богатыми, с несправедливостью, неправдой и

злом. Нота гуманизма и милосердия - неотъемлемый элемент множества

византийских житий.

Религиозная тематика доминировала в эту эпоху и в поэтических

произведениях. Часть их непосредственно относилась к литургической поэзии

(церковные песнопения, гимны), часть посвящалась, как и агиография,

прославлению религиозного подвига. Так, Федор Студит стремился

опоэтизировать монашеские идеалы и самый распорядок монастырской жизни.

Возрождение литературной традиции, заключавшейся в ориентации на шедевры

античности и в их переосмыслении, особенно заметным стало в XI-XII вв.,

что сказалось на выборе и сюжетов, и жанров, и художественных форм.

Как во времена античности, эпистолография, изобиловавшая

реминисценциями из древней греко-римской мифологии, стала средством ярко

эмоционального повествования, самовыражения автора, поднимаясь до уровня

изысканной прозы. Смело заимствуются в этот период сюжеты и формы и

восточной и западной литературы. Осуществляются переводы и переработки с

арабского и латыни. Появляются опыты поэтических сочинений на народном,

разговорном языке. Впервые за всю историю Византии начиная с IV в.

оформился и стал постепенно расширяться с XII в. цикл народоязычной

литературы. Обогащение идейного и художественного содержания литературы за

счет усиления народной фольклорной традиции, героического эпоса наиболее

наглядно предстает в эпической поэме о Дигенисе Акрите, созданной на

основе цикла народных песен в X-XI вв. Фольклорные мотивы проникают и в

возродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман.

Эстетика

На второй период приходится также и расцвет византийской эстетики.

Развитие эстетической мысли в VIII-IX вв. было стимулировано борьбой

вокруг культовых изображений. Иконопочитателям пришлось подытожить главные

христианские концепции образа и на их основе разработать теорию

соотношения образа и архетипа, прежде всего применительно к

изобразительному искусству. Были изучены функции образа в духовной культуре

прошлого, осуществлен сравнительный анализ образов символических и

миметических (подражательных), - по-новому осмысленно отношение образа к

слову, поставлена проблема приоритета живописи в религиозной культуре.

Наиболее полное развитие получило в ту эпоху антикизируещее

направление эстетики, ориентировавшееся на античные критерии прекрасного.

Возрождался интерес к физической (телесной) красоте человека; получала

новую жизнь порицавшаяся религиозными ригористами эстетика эротизма; вновь

пользовалось особым вниманием светское искусство. Новые импульсы обрела

также теория символизма, особенно концепция аллегории; стало цениться

садово-парковое искусство; возрождение коснулось и драматического

искусства, осмыслению которого посвящались специальные труды. В целом

эстетическая мысль в Византии в VIII-XII вв. достигла, пожалуй, высшей

точки своего развития, оказывая сильной влияние на художественную практику

ряда других стран Европы и Азии.

Изобразительное искусство

Кризисные явления переходной эпохи в византийской культуре были особенно

затяжными в сфере изобразительного искусства VII-IX вв., на судьбах

которого сильнее, чем в других отраслях, сказалось иконоборчество. Развитие

наиболее массовых, религиозных видов изобразительного искусства (иконописи

и фресковой живописи) возобновилось лишь после 843 г., т.е. после победы

иконопочитания. Особенность нового этапа состояла в том, что, с одной

стороны, заметно возросло воздействие античной традиции, а с другой - все

более устойчивые рамки приобретал вырабатывавшийся в ту эпоху

иконографический канон с его устойчивыми нормами, касавшимися выбора

сюжета, соотношения фигур, самых их поз, подбора красок, распределения

светотеней и т.п. Этому канону в последующем будут строго следовать

византийские художники. Создание живописного трафарета сопровождалось

усилением стилизации, призванной служить целям передачи через зрительный

образ не столько человеческого лика, сколько заключенной в этом образе

религиозной идеи. Достигает в тот период нового расцвета искусство цветного

мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые памятники.

Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые сюжеты, в

которых находила отражение идея союза церкви с государством.

В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, богаче

и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако подлинно новый

период в развитии книжной миниатюры приходится на XI-XII вв., когда

переживала расцвет константинопольская школа мастеров в этой области

искусства. В ту эпоху, вообще ведущую роль в живописи в целом (в

иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы, отмеченные

печатью особого совершенства вкуса и техники.

Архитектура

В VII-VIII вв. в храмовом строительстве Византии и стран византийского

культурного круга господствовала та же крестово-купольная композиция,

которая возникла в VI в. и характеризовалась слабо выраженным внешним

декоративным оформлением. Большое значение декор фасада приобрел в IX-X

вв., когда возник и получил распространение новый архитектурный стиль.

Появление нового стиля было связано с расцветом городов, усилением

общественной роли церкви, изменением социального содержания самой

концепции сакральной архитектуры в целом и храмового строительства в

частности (храм как образ мира). Возводилось много новых храмов, строилось

большое число монастырей, хотя они были, как правило, невелики по размеру.

Помимо изменений в декоративном оформлении зданий, менялись и архитектурные

формы, сама композиция строений. Увеличивалось значение вертикальных линий

и членений фасада, что изменило и силуэт храма. Строители все чаще

прибегали к использованию узорной кирпичной кладки. Черты нового

архитектурного стиля проявились и в ряде локальных школ. Например, в

Греции X-XII вв. свойственно сохранение некоторой архаичности архитектурных

форм (не расчлененность плоскости фасада, традиционные формы небольших

храмов) - с дальнейшим развитием и ростом влияния нового стиля - здесь

также все шире использовались узорный кирпичный декор и полихромная

пластика.

Музыка

В VIII-XII вв. оформилось специальное музыкально-поэтическое церковное

искусство. Благодаря его высоким художественным достоинствам, ослабело

влияние на церковную музыку музыки фольклорной, мелодии которой ранее

проникали ранее даже в литургию. В целях еще большей изоляции музыкальных

основ богослужения от внешних воздействий была проведена канонизация

лаотональной системы - "октоиха" (восьмигласия). Ихосы представляли собой

некие мелодические формулы. Однако музыкально-теоретические памятники

позволяют заключить, что система ихосов не исключала звукорядного

понимания. Наиболее популярными жанрами церковной музыки стали канон

(музыкально - поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь

(едва ли не основная ячейка византийской гимнографии). Тропари сочинялись

ко всем праздникам, всем торжественным событиям и памятным датам. Прогресс

музыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации), а также

литургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения

(либо только текст, либо текста с нотацией). Общественная жизнь также не

обходилась без музыки. В книге "О церемониях византийского двора"

сообщается почти о 400 песнопениях. Это и песни-шествия, и песни во время

конных процессий, и песни при императорском застолье, и песни-аккламации,

и т.п.

С IX в. в кругах интеллектуальной элиты нарастал интерес к античной

музыкальной культуре, хотя этот интерес и имел по преимуществу

теоретический характер: внимание привлекала не столько сама музыка, сколько

сочинения древнегреческих музыкальных теоретиков.

Как итог ко второму периоду я хотел бы сказать, что Византия в это

время достигла наивысшего могущества и наивысшей точки развития культуры.

В общественном развитии и в эволюции культуры Византии очевидны

противоречивые тенденции, обусловленные ее срединным положением между

Востоком и Западом.

III период

Краткая характеристика

Третий же период (XII-XIV вв.) можно кратко охарактеризовать, как

наивысшую точку развития феодализма и развал Византийской империи. Ввиду

недостатка материала по данному периоду можно отметить лишь то, что,

несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой

Римской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Но,

несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой

культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним

государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на

основе достижений византийской цивилизации. Византию можно назвать "вторым

Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает

Римской империи.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.