Рефераты. Деятельность художников передвижников






далее среди лиц, с которыми расхожусь во взглядах и которым я неприятен, и

поэтому прошу меня исключить из числа членов Товарищества…"[108] Письмо

такого содержания было направлено в Товарищество М.К. Клодтом.

А.И. Куинджи так же просит об исключении из членов Товарищества: "…

так как я желаю выбыть из членов товарищества, то прошу правление выдать

мой фонд".[109]

Аналогичная ситуация складывается в отношениях В. Васнецова и Г.

Мясоедова. Поводом для этого конфликта стало появление на 8-й передвижной

выставке картины "После побоища Игоря Святославича с половцами". Надо

отметить, что этот факт не имеет существенного документального

подтверждения, так как при помощи И. Репина, конфликт был успешно улажен.

Помимо совершенно случайных людей в этот период в товарищество

начинает активно вливаться новая третья волна передвижников. "… С.В. Иванов

и С.А. Коровин, С.И. Святославский и А.С.Степанов, И.И. Левитан и А.М.

Васнецов (брат В.М. Васнецова) и многие другие. Все они в сущности, были

обязаны передвижникам мировоззренческой основой своего творчества… Были

учениками Перова, Прянишникова, Саврасова, работали под руководством

Поленова…"[110]

Они не изменяя традиции, "воспринятой от своих учителей, хранили

верность народной теме…"[111] Но даже при наличии этих традиционных связей,

творчество молодых передвижников повествует о наступлении нового периода в

развитии реализма.

С данным фактом было нелегко смириться старшему поколению

передвижников. В это время протоколы общих собраний пестрят различными

циркулярами и постановлениями, ограничивающими возможности экспонентов.

Чиновничий подход к этому вопросу находит множество причин, чтобы

воспрепятствовать притоку новых сил в Товарищество.

Что это? Нежелание старшего поколения сдавать свои позиции или боязнь

пополнения случайными людьми? Или же все-таки присущий старшему поколению

догматизм?

"Когда Васнецов и Поленов в свое время возражали против расширения

Товарищества, они протестовали против включения в его состав мастеров,

творчество которых было чуждо демократизму передвижников. Теперь возражения

принимают характер протеста против художников, творчество которых в основе

своей сохраняя и развивая идейные заветы передвижничества, вместе с тем

являет собой новую систему видения мира".[112]

Интересные факты по данному вопросу мы находили в эпистолярном

материале (т.е. в переписке), никаких упоминаний о существующих

разногласиях в документальных источниках не запротоколировано.

"Эта вечная игра при приеме экспонентов. Всего этого я наконец

переносить не могу/…/ чиновничество мне ненавистно; я бежал из Академии от

чиновников – у нас возникла своя бюрократия".[113] – Пишет И.Е. Репин.

Надо также отметить, что неоценимую помощь в это время оказывал П.М.

Третьяков. Он теперь зачастую приобретает работы молодых живописцев, минуя

выставки Товарищества. "На стороне молодежи остаются Поленов, Репин, В.М.

Васнецов, П.А. Брюллов и патриарх передвижничества – Н. Ге."[114]

Еще одно немаловажное событие сыграло свою роль в усугублении

конфликта старшего и молодого поколений.

30 апреля 1890 года был обнародован новый устав Товарищества. По сути

своей он утвердил полновластие старших передвижников: "… §5. В члены

Товарищества избирает общее собрание тех художников; которые будут

предложены; §10. Совет Товарищества составляется из всех членов-учредителей

Товарищества, не покидавших его с момента основания …"[115]

В этот Совет избранны в основном консервативно настроенные

передвижники: Н.А. Ярошенко, К.В. Лемох, В.Е. Маковский, В.И. Суриков, П.А.

Брюллов и др."[116]

Протест молодого поколения не заставил себя ждать. На собрании

Товарищества 6 марта 1891 года была подана так называемая "петиция 13-ти

экспонентов".[117] Реакция Совета незначительной. С некоторым либерализмом

после 19-й выставки в Товарищество принимаются 10 экспонентов. В их числе

С.И. Святославский, И.И. Левитан, И.С. Остроухов, Н.А. Касаткин, А.С.

Степанов, А.Е. Архипов. А по данной петиции была принята резолюция,

полностью игнорировавшая их предложение. Она рекомендовала заново

ознакомиться с новым уставом.

Все это спровоцировало помимо общего недовольства и бурных дискуссий

выход из состава Товарищества сначала Репина, а затем И.В. Васнецова.

Далее следует не менее "интересный документ" – это так называемые

"условия для приема картин экспонентов на выставках Товарищества

передвижных художественных выставок".

Здесь Ярошенко, автор данного документа пытается программировать

жанры, "разделять их на более и менее значительные".[118]

"Этюды голов, портреты и мертвая натура принимаются гораздо строже,

головы и портреты помимо хорошего исполнения должны быть типичны и делать

интересным и для тех, кто с оригиналом незнаком, а мертвая натура, цветы,

букеты и прочее принимаются только в особенно виртуозном исполнении…"[119]

Как ответная реакция стало отчуждение молодых художников. Число

экспонентов, начиная с 21 выставки резко снижается.

В этот период резко возрастает роль Московского Товарищества

художников. Здесь необходимо отметить, что московской школе присущи

демократизм и прогрессивные традиции передвижничества.

Именно сюда переходят К.А. Коровин, А.С. Степанов, В.А. Серов, Е.Д.

Поленов, В.Н. Бакшеев, А.М. Корин и другие начинающие передвижники.

Это было не случайное размежевание Товарищества – москвичей и

петербуржцев. Оно отнюдь не возвращало передвижников к организационной

структуре, сложившейся структуре при возникновении Товарищества. Тогда

художников, живших и работавших в разных городах, несмотря на различие их

индивидуальных наклонностей и школ, которые они представляли, объединяли

общие всем им идейные взгляды на сущность искусства, общее всем понимание

характера и целей создаваемой ими организации. Теперь, напротив, отсутствие

подобного единства взглядов предопределяло размежевание по территориальному

признаку."[120]

Таким образом, приведенные факты говорят о "существовании в недрах

Товарищества художников разных поколений, разного уровня, разных идейно-

художественных позиций…"[121]

Проанализировав данную проблему, насколько это позволили имеющиеся

источники и литература можно в заключении процитировать следующее: "На

рубеже 1890-х годов, в годы, завершавшие разночинский этап освободительной

борьбы, старшие передвижники исчерпали свои силы, творчество их мельчало,

теряло присущую ему ранее гражданственность. Не обладая ощущением ведущих

тенденций новой эпохи, они оказались в стороне от поступательного развития

искусства. Догматизируя старые отсталые взгляды. они пришли к конфликту с

младшими современниками."[122]

Но нельзя судить о данном периоде в истории Товарищества как о времени

неуклонной деградации передвижничества.

"В действительности… 1890-е начало 1900-х годов были периодом хотя и

сложным, но важным для всего русского искусства."[123] В это время

продолжаются поиски новых путей развития в искусстве. этим занимаются

художники, сохранившие связь с передвижничеством и вместе с тем отражающие

в своем творчестве тенденции новой эпохи.

Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок в 1900-

1910-е годы изучена недостаточно основательно.

Это объясняется тем, что произведения, созданные передвижниками в это

время редко попадали в основанную Третьяковым галерею.[124]

Для многих молодых художников в этот период характерно стремление к

сотрудничеству не только с передвижной организацией. Благо, что теперь в

отечественном искусстве появляется несколько отличных по своим идейным и

творческим программам течений. ("Мир искусства" и другие).

В борьбе против чуждых им влияний передвижники терпели поражение.

Тяжелым ударом был выход из Товарищества целой группы молодых художников,

"…среди них были В. Серов, С. Иванов, М. Нестеров, С. Виноградов, А.

Архипов, А. Васнецов…"[125]

Они создают свою организацию "Союз русских художников", который

развивался в русле идей передвижничества.

Положение товарищества усугубляется постепенным уходом из жизни

старшего поколения передвижников. В 1882 году умер В.Г. Перов, в 1887-м –

И.Н. Крамской, в 1882 году – Н.А. Ярошенко и И.И. Шишкин. Тяжелой утратой

была смерть И.И. Левитана. Один за другим уходят последние "представители

старой гвардии" – Савицкий, Мясоедов, Киселев.

С годами выставки товарищества сокращаются, уменьшается приток

экспонентов.

Здесь нельзя не отметить усилия В. Маковского, Н. Касаткина, Н.

Дубовского, В. Бакшеева по сохранению специфики художественного

объединения.

Последние годы деятельности Товарищества связаны всего с двумя

значительными выставками. Особо следует остановиться на сорок седьмой,

организованной в 1922 году.[126]

Эта выставка имела огромное историческое значение. Здесь была

обнародована идейно-творческая декларация. Она констатировала

приверженность демократическим идеалам прошлого и намечала пути дальнейшего

развития реалистического искусства.

По своей сути она была итоговым документом в истории деятельности

Товарищества передвижных художественных выставок.

Подводя результаты исследования деятельности передвижников в 90-х

годах XIX столетия, начале XX века. нужно отметить, что угасанию данного

движения способствовали следующие факторы:

- во-первых, это меняющиеся жизненные реалии, характерные творческие

противоречия русского искусства 90-х годов.

- во-вторых, это наличие и создание новых творческих союзов,

конкурирующих с Товариществом передвижных художественных выставок.

- в-третьих. это тяжелые утраты, которые понесло Товарищество в

результате смерти многих старших передвижников.

Заключение

Отмена крепостного права и наступившая после этого эпоха частичной

стабилизации общественной жизни создала условия для более или менее

свободного развития демократического искусства.

Прогрессивные деятели русской культуры, объединенные целями

преобразования искусства создают новые творческие содружества: "Артель

художников", "Товарищество передвижных художественных выставок", в

музыкальной среде это "Могучая кучка" – организация композиторов. Писатели-

демократы объединяются вокруг журналов "Современник" и "отечественные

записки".

Рубеж 1850-х и 1860-х годов можно считать началом нового этапа

развития изобразительного искусства в России. Этот этап совпадая с

буржуазно-демократическим периодом развития ознаменовался решительным

обращением художников к народной жизни.

Наибольшего развития он достигает в 80-е годы, после чего уже в 90-х

годах возникают тенденции позволяющие говорить о следующем периоде развития

живописи.

В это время в среде демократически настроенных художников вынашивается

идея создания совершенно нового типа художественно-выставочного

объединения, которое освобождало бы художника от официальной опеки и

обеспечивало ему прямую связи с широким кругом российских зрителей.

Такой организацией стало Товарищество передвижных художественных

выставок, основанное в 1870 году.

Появление данного творческого содружества являлось огромных

художественным событием в культурной жизни России второй половины XIX века.

На основе осуществленного анализа данной проблемы автор пришел к

следующим выводам:

- Возникновению Товарищества передвижных художественных выставок

предшествовал ряд событий и явлений, таких как "бунт 14-ти

протестантов", существование петербургской Артели художников,

которые во многом сыграли определенную в истории создания этой

организации.

- Огромна и неоценима роль Г.Г. Мясоедова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге и

других, как инициаторов и основоположников данного движения.

- Становление и официальное утверждение Товарищества передвижных

художественных выставок, его устава происходило в достаточно

сложной обстановке.

- Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок за

годы своего существования (1870-1923) позволила объединить плеяду

замечательно-талантливых людей: Г.Г. Мясоедова, И.Н. Крамского,

Н.Н. Ге, В.Г. Перова, И.И. Прянишникова, А.К. Саврасова, И.Е.

Репина, В.И. Сурикова, В.М. Куинджи, В.Д. Поленова, И.И. Левитана,

В.А. Серова, братьев Коровиных и других живописцев. ими созданы

истинные шедевры русской живописи, которые в настоящее время

хранятся не только в музеях нашей страны, но частично представлены

и в зарубежных коллекциях. Передвижничество – это не столько

демократическое направление в искусстве, а скорее целая идейно-

нравственная система.

- Товарищество передвижников просуществовало свыше пятидесяти лет (до

1923 года) и организовало 48 выставок. За это время передвижные

выставки экспонировались практически во всех крупных городах России

(более 30 городов). некоторые работы членов этого Товарищества

участвовали и в европейских выставках.

- Проблема частичного раскола передвижной организации исследованная в

работе выявила ряд причин, среди который: отсутствие единых

взглядов на развитие искусства, наличие разных поколений и конфликт

между ними, разные идейно-художественные позиции и т.д. Всек это

несколько ослабило организационную целостность Товарищества и

повлияло на его дальнейшую жизнь.

- Анализируя деятельность поколения художников этого выставочного

объединения, можно сказать, что их творчество существенно обогатило

реалистическое направление живописи во всех ее жанрах.

Библиография

По истории передвижничества существует огромное количество источников,

литературы мемуарного, монографического и исследовательского характера. В

библиографии перечислена литература, которая помогла разработать специфику

темы создания и деятельности Товарищества передвижных художественных

выставок.

Источники:

1. Устав С.-Петербургской Артели художников. СПб., 1866.//

Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и

документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М., "Искусство". 1982. Т.1. –

с.5.

2. Проект устава Товарищества подвижной художественной выставки. 23

ноября 1869 года. // Товарищество передвижных художественных

выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М.

"Искусство", 1987. Т.1. – с.51.

3. Проект устава Товарищества подвижной художественной выставки. 23

ноября 1870 года. // Товарищество передвижных художественных

выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М.

"Искусство", 1987. Т.1. – с.51.

4. Устав Товарищества передвижных художественных выставок. ноябрь

1870 года.//Там де. Т.1, с.56.

5. Устав Товарищества передвижных художественных выставок

утвержденный Министерством внутренних дел. 30 апреля 1890 года.//

Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и

документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М. "Искусство", 1987. – Т.1. –

с.375.

6. Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных

художественных выставок №1-й. 16 декабря 1870 года. Там же. – Т.1.

– с.58.

7. Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных

художественных выставок 3 января 1874 года. Петербург. // Там же.

– Т.1. – с.97.

8. Протокол общего собрания Товарищества передвижных художественных

выставок. 14 марта 1878 года. Петербург. .// Там же.– Т.1. –

с.158.

9. Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных

художественных выставок 28 мая 1878 года. // Там же. – Т.1. –

с.97.

10. Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных

художественных выставок 27 марта 1879 года. // Там же. – Т.1. –

с.189.

11. Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных

художественных выставок 6 марта 1891 года. // Там же. – Т.2. –

с.388.

12. Отчет правления Товарищества передвижных художественных выставок.

// Там же.– Т.1. – с.118.

13. Отчет правления Товарищества передвижных художественных выставок о

второй выставке. 1875 год. // Там же.– Т.1. – с.118.

14. Указатель Первой передвижной выставки Товарищества передвижных

художественных выставок. // Там же. – Т.1. – с.60.

15. Каталог шестой выставки Товарищества передвижных художественных

выставок. 16 марта 1878 года. Петербург. // Там же.– Т.1. – с.118.

16. Каталог седьмой выставки картин Товарищества передвижных

художественных выставок. 9 марта 1879 г. //там же.

17. Заявление экспонентов Товарищества передвижных художественных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.