Рефераты. Жизнь и реформы ПетраI






крепостнических отношений на новые территории и категории населения,

насаждением тяжёлых форм крепостничества, произволом чиновничье-

бюрократического аппарата и помещиков. Сильное влияние имел также

значительный рост налогов и повинностей.

РЕФОРМЫ ПЕТРА I. ИХ ХАРАКТЕР

В своих реформах Пётр не мог держаться заранее выработанного плана и

точной последовательности, потому что все его преобразования происходили

под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям

данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое

сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих

сторон. Война со шведами приняла затяжной характер, была трудной, убыточной

и опасной. Пётр полностью втянулся в военные дела. Он то непосредственно

сражался в первых рядах своего войска, то бросался в Архангельск и в

Воронеж для того, чтобы организовать оборону северных и южных границ

страны от возможных нападений врага. В таких условиях государь не мог

думать о систематических преобразованиях. Его главной заботой становилось

добыть достаточно людей для успешного продолжения войны. Война требовала

регулярных войск: Пётр искал способы их увеличения и лучшего устройства, -

и это обстоятельство подталкивало царя к реформированию военного дела и

переустройству дворянского сословия и, в частности, дворянской службы.

Война требовала денег - и в процессе их поиска Пётр всё больше осознавал

необходимость проведения податной реформы и осуществлении перемен в

положении народов страны и крестьянства в целом. Под давлением военных нужд

Пётр спешно совершил ряд нововведений, разрушавших старые порядки, но ещё

не создавали ничего нового в управлении государством. Господствовал

некоторый хаос и чем дальше, тем больше он давал о себе знать.

Когда после Полтавской победы и Прутского похода военные действия

стали менее напряжёнными, а настроение Петра более уверенным и спокойным,

Пётр принялся приводить в порядок всё, что было сделано им ранее торопливо

и по частям. В последнее десятилетие жизни Петра (1716-1725) была

достигнута некоторая система и налажен новый строй управления. В результате

проведения преобразований тип государства, существовавший до Петра, не был

изменён и в этом отношении Пётр не совершил никакого государственного

переворота. Все перемены должны были лишь совершенствовать старый строй,

придавая ему более культурные европейские формы.

I. Реформа органов власти и управления

Из всех преобразований Петра центральное положение занимала именно

эта реформа. Старый приказной аппарат был не в состоянии справиться с

усложнившимися задачами управления. Сущность же реформы сводилась к

формированию дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

С 1708 года начинается ломка старых учреждений и замена их новыми. В

результате к концу первой четверти XVIII века складывается следующая

система органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти

сосредоточилась в руках царя. В 1711 году Боярская дума была заменена

высшим органом исполнительной и судебной власти - Сенатом. Члены Сената

назначались царём по принципу служебной пригодности. В порядке

осуществления исполнительной власти Сенат издавал постановления - указы,

имевшие силу закона. В 1722 году во главу Сената был поставлен генерал-

прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех

правительственных учреждений, он должен был выполнять функции “ока и уха

государева”. Этот контроль он выполнял через прокуроров, назначаемых во

всех правительственных учреждениях. К ним добавлялась система фискалов,

возглавлявшихся обер-фискалом. В обязанности фискалов входило донесение о

всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц и нарушении ими

“казенного интереса”.

В 1717-1718 годах устаревшая система приказов была сменена

коллегиями. Каждая коллегия ведала определённой отраслью или сферой

управления. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и

Адмиралтейство. Вопросами торговли и промышленности ведали: Коммерц-,

Мануфактур- и Берг-коллегии. Последняя из них ведала металлургией и горной

промышленностью. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия - доходами,

Штатс-коллегия - расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступление

доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования

учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским

судопроизводством, Вотчинная, учреждённая несколько позднее, - дворянским

землевладением. К ним добавлялся Главный магистрат. Особое место занимала

Духовная коллегия, или Синод, управляющая церковью. Коллегии получили право

издавать указы по тем вопросам, которыми они ведали.

Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий,

департаментов, приказов, которые ведали чётко определёнными вопросами, Одни

из них - ведавшая службой и производством в чины дворян Герольдмейстерская

контора; Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о

государственных преступлениях; Академия наук - подчинялись непосредственно

Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия

и др. - подчинялись одной из коллегий.

В 1708 году Пётр впервые ввёл в России деление на губернии. Несколько

прежних уездов соединялись в “провинцию”, а несколько провинций - в

“губернию”. Сначала было образовано 8 губерний, а затем их число стало

постепенно расти. Во главе губернии стоял губернатор (или генерал-

губернатор), подчинённый Сенату; во главе провинций и уездов - воеводы. При

них состояли выборные от дворян ландраты, позже - земские комиссары,

помогавшие им в управлении общим советом и в уездах. В губерниях

действовали новые “надворные суды”. Петру не удалось установить в

управлении губерниями однородный порядок, поэтому при нём и после его

смерти в местном управлении господствовал некоторый хаос.

Новая система управления закрепила активное участие дворянства в

осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно расширила

объём и формы службы дворян, что вызвало его недовольство.

Таким образом, после реформы государство управлялось вверху

чиновниками, а внизу выборными властями, как и до Петра. Самоуправление

было подчинено бюрократии. В целом дело управления значительно усложнилось,

и не во всех частях было достаточно выработано.

21

II. Военная реформа

Петру Великому иногда приписывается устройство в России регулярного

войска. Однако уже во время царствования Михаила Фёдоровича в Москве стали

заводить регулярные полки иноземного строя.

Тем не менее, военная реформа Петра очень важна. Пётр постепенно

упразднил войска старого типа. Он уничтожил стрелецкие полки сразу после

стрелецкого розыска 1698 года. Он постепенно упразднил дворянские конные

ополчения, привлекая дворян к служению в регулярных полках.

Пётр увеличивал число регулярных полков, постепенно сделав их

основным видом полевых войск. Для комплектования этих полков была введена

всеобщая воинская повинность, поголовная для дворян, рекрутская для прочих

сословий (из расчёта по одному рекруту на 20 дворов). От солдатчины были

освобождены только семьи духовенства.

Так как армия формировалась в военное время, солдаты отрывались от

своих семей и занятий, принадлежали исключительно службе, стояли в лагерях,

а в мирное время жили “на постое”. Долгое время у правительства не было

денег на постройку казарм для новой огромной армии.

Пётр приобщил к своей армии казачьи войска в качестве постоянной

составной части.

Результаты военных преобразований Петра были поразительны: в конце

царствования он располагал армией, в которой было около 200 тысяч

регулярных войск (полевых и гарнизонных) и не менее 75 тысяч казачьих

регулярных; кроме того, на флоте служило 28 тысяч человек, было 48 крупных

кораблей и до 800 мелких судов.

III. Устройство сословий

1. Служивое сословие

Борьба со шведами требовала устройства регулярной армии, и Пётр

понемногу перевёл на регулярную службу всех дворян и служивых людей. Служба

для всех служивых людей стала одинаковой, они служили поголовно, бессрочно

и начинали службу с низших чинов.

Все прежние разряды служивых людей были соединены вместе, в одно

сословие - шляхтехство. Все нижние чины (как знатные, так и из “простого

люда”) одинаково могли дослужиться до высших чинов. Порядок такой выслуги

был точно определён “Табелем о рангах” (1722 г.). В “Табели” все чины были

распределены на 14 рангов или “чинов” по их служебному старшинству. Каждый,

достигший низшего 14 ранга, мог надеяться занять

22

высшую должность и занять высший ранг. “Табель о рангах” заменил принцип

родовитости принципом выслуги и служебной пригодности. Но Пётр сделал

выходцам из высшего старого дворянства одну уступку. Он позволил знатной

молодёжи поступать по преимуществу в его любимые гвардейские полки

Преображенский и Семёновский.

Пётр требовал, чтобы дворяне обязательно учились грамоте и

математике, а не обученных лишал права жениться и получить офицерский чин.

Пётр ограничил землевладельческие права дворян. Он перестал давать им

поместья из казны при поступлении на службу, а предоставлял им денежное

жалование. Дворянские вотчины и поместья запретил дробить при передачи

сыновьям (закон “О майорате”, 1714). Меры Петра относительно дворянства

отягчали положение этого сословия, но не меняли его отношения к

государству. Дворянство и прежде и теперь должно было расплачиваться за

право землевладения службой. Но теперь служба стала тяжелее, а

землевладение стеснённее. Дворянство роптало и пробывало облегчить свои

тяготы. Пётр же жестоко карал попытки уклониться от службы.

2. Городское сословие (посадские и городские люди)

До Петра городское сословие составляло очень малочисленный и бедный

класс. Пётр хотел создать в России городской экономически сильный и

деятельный класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе. Пётр

расширил городское самоуправление. В 1720 году был создан главный

магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Все города

были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на

“регулярных” и “нерегулярных” (“подлых”) граждан. Регулярные граждане

составляли две “гильдии”: в первую входили представители капитала и

интеллигенции, во вторую - мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники

делились на “цехи” по ремёслам. Нерегулярными людьми или “подлыми”

назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом из бургомистров,

избираемых всеми регулярными гражданами. Кроме того, городские дела

обсуждались на посадских сходах или советах из регулярных граждан. Каждый

город был подчинён главному магистрату, минуя всякое другое местное

начальство.

Несмотря на все преобразования, русские города так и остались в том

же жалком положении, в каком были и раньше, Причина этого - далёкий от

торгово-промышленного строй русской жизни и тяжелые войны.

23

3. Крестьянство

В первой четверти века выяснилось, что подворный принцип

налогообложения не принёс ожидаемого увеличения поступления податей.

В целях повышения своих доходов помещики сселяли несколько

крестьянских семей на один двор. В результате, во время переписи в 1710

году выяснилось, что число дворов с 1678 года сократилось на 20% (вместо

791 тыс. дворов в 1678 году - 637 тыс. в 1710). Поэтому был введён новый

принцип обложения. В 1718 - 1724 гг. осуществляется перепись всего

податного населения мужского пола независимо от возраста и

работоспособности. Все лица, внесённые в эти списки (“ревизские сказки”),

должны были платить по 74 коп. подушной подати в год. В случае смерти

записанного подать продолжали платить до следующей ревизии семья умершего

или община, в которую он входил. Кроме того, все податные сословия, за

исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 коп. “оброка”,

что должно было уравновесить их повинности с повинностями помещичьих

крестьян.

Переход к подушному обложению увеличил цифру прямых налогов с 1.8 до

4.6 млн., составляя более половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Подать

была распространена на целый ряд категорий населения, которые её до этого

не платили: холопов, “гулящих людей”, однодворцев, черносошенное

крестьянство Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья, Приуралья и др.

Все эти категории составляли сословие государственных крестьян, и подушная

подать для них была феодальной рентой, которую они платили государству.

Введение подушной подати увеличило власть помещиков над крестьянами,

так как представление ревизских сказок и сбор подати был поручен помещикам.

Наконец, помимо подушной подати, крестьянин платил огромное

количество всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить казну,

опустевшую в результате войн, создания громоздкого и дорогостоящего

аппарата власти и управления, регулярной армии и флота, строительства

столицы и других расходов. Кроме этого государственные крестьяне несли

повинности: дорожную - по строительству и содержанию дорог, ямскую - по

перевозке почты, казённых грузов и должностных лиц и т.д.

Итак, в конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в

жизни сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое

устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных землях

слилось с холопами. А государство продолжало смотреть на сословия также,

как и ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Все

подданные жили не для себя, а “для государева и земского дела”, должны были

быть послушным орудием в руках государства.

24

IV. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА

Важное место в становлении абсолютизма занимала церковная реформа. В

1721 году патриаршество было ликвидировано, и его место заняла Духовная

коллегия, или “Святейший правительствующий синод”. Его главой был

назначаемый царём обер-прокурор Синода. Ликвидация патриаршества,

учреждение Синода означали ликвидацию самостоятельной политической роли

церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического

аппарата государства.

Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви с

монастырских крестьян, систематически изымало значительную их часть на

строительство флота, содержание армии, инвалидов, школ и на другие расходы.

Было запрещено создание новых и ограниченно число монахов в существующих

монастырях. Эти действия Петра вызвали недовольство церковной иерархии и

чёрного духовенства, и явилось одной из главных причин их участия во

всякого рода реакционных заговорах.

V. ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ

Пётр не только изменил прямую подать, сделав её подушной, но и

значительно повысил косвенные налоги, изобретал новые источники получения

доходов.

За 8 лет войны Пётр набирает около 200 тысяч солдат, доводит

численность армии с 40 до 100 тысяч. Стоимость этой армии обходится в 1709

году почти вдвое дороже, чем в 1701: 1.810.000 руб. вместо 982.000. За

первые 6 лет войны было заплачено более 1,5млн. польскому королю в виде

субсидий. Расходы на флот, артиллерию, содержание дипломатов, вызванные

войной составляли 2.3 млн. в 1701 году, 2.7 млн. в 1706 году и 3.2 млн. в

1710. Уже первая из этих цифр слишком велика по сравнению с теми

средствами, которые получал Пётр в виде налогов от населения (около 1.5

млн.). Надо было искать дополнительные источники доходов.

Первое время Пётр берёт для своих целей из государственных учреждений

не только их свободные средства, но и те суммы, которые расходовались

прежде на другие назначения: этим расстраивается правильный ход

государственной машины. И всё-таки крупные статьи новых расходов не могли

покрываться старыми средствами, и Пётр создаёт для каждой новой из них

особый государственный налог. Армия содержалась из главных доходов

государства - таможенных и кабацких пошлин. Для содержания кавалерии

понадобилось назначить новый налог “драгунские деньги”, для флота -

“корабельные” и т.д. Однако этих прямых налогов скоре оказалось

недостаточно, тем более, что они собирались очень медленно. Поэтому

придумывались и другие источники налогов. Самая ранняя выдумка этого рода,

введённая по совету Курбатова - гербовая бумага, не дала ожидавшихся от неё

барышей. Тем большее значение имела порча монеты. Перечеканка серебряной

монеты в монету низшего достоинства по прежней номинальной

25

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.