Рефераты. Женщина на войне - феномен XX века






большинства, да и общественного мнения в целом, к присутствию женщины в

боевой обстановке, в армии вообще. Психологи отмечают, что женщина обладает

более тонкой организацией, чем мужчина. Самой природой в женщине заложена

функция материнства, продолжения человеческого рода. Женщина дает жизнь.

Тем противоестественнее кажется словосочетание женщина-солдат, женщина -

несущая смерть...

В период Великой Отечественной в армии служило 800 тысяч женщин, а

просились на фронт еще больше. Не все они оказались на передовой; были и

вспомогательные службы, где требовалось заменить ушедших на фронт мужчин,

и службы "чисто женские" (например, в банно-прачечных отрядах). Наше

сознание спокойно воспринимает женщину в роли телефонистки, радистки,

связистки, врача или медсестры, повара или пекаря, шофера или регулировщицы

- т.е. в тех ролях, которые не связаны необходимостью убивать. Но женщина-

летчик, снайпер, стрелок, автоматчик, зенитчица, танкист и кавалерист,

матрос и десантница - это уже нечто иное. Жестокая необходимость толкнула

ее на этот шаг, желание самой защищать отечество от беспощадного врага,

обрушившегося на ее землю, ее дом, ее детей. Но все равно у многих мужчин

было чувство вины за то, что воюют девчонки, а вместе с ним - смешанное

чувство восхищения и отчуждения. "Когда я слышал, что наши медицинские

сестры, попав в окружение, отстреливались, защищая раненых бойцов, потому

что раненые беспомощны, как дети, я это понимал, - вспоминает ветеран войны

М.Кочетков, - но когда две женщины ползут кого-то убивать со снайперкой на

нейтральной полосе - это все-таки "охота"... Хотя я сам был снайпером. И

сам стрелял... Но я же мужчина... В разведку я, может быть, с такой и

пошел, а в жены бы не взял".17

Но не только это несоответствие женской природы и представления о ней

тому жестокому, но неизбежному, что требовала от них служба в армии, на

фронте, вызывало противоречивое отношение к женщинам на войне. Чисто

мужское окружение, в котором приходилось обитать в течение длительного

времени, создавало для женщин немало проблем.

С одной стороны, солдаты, надолго оторванные от семьи, существовали в

условиях, в которых, по словам Давида Самойлова, "насущной потребностью

были категории дома и пренебрежение смертью, - единственным проблеском

тепла и нежности была женщина". По этому существовала величайшая

потребность духовного созерцания женщины, приобщение ее к миру"; потому так

усердно писали молодые солдаты письма незнакомым заочницам, так ожидали

ответного письма, так бережно носили фотографии в том кармане гимнастерки,

чрез который пыля пробивает сердце.18

Об этой потребности "духовного созерцания женщины" на фронте вспоминают и

сами фронтовички. "Женщина на войне… Это что-то такое, о чем еще нет

человеческих слов, - говорит бывшая санинструктор О.В.Корж. - Если мужчины

видели женщину на передовой, у них лица другими становились, даже звук

женского голоса их преображал"19. По мнению многих, присутствие женщины на

войне, особенно перед лицом опасности, облагораживало человека, который был

рядом, делало его "намного более храбрым".

Но существовала и другая сторона проблемы, ставшая темой сплетен и

анекдотов, породившая насмешливо-презрительный термин ППЖ - походно-полевая

жена. "Пусть простят меня фронтовички, - вспоминает ветеран войны Н.С.

Посылаев, - но говорить буду о том, что видел сам. Как правило, женщины,

попавшие на фронт, вскоре становились любимцами офицеров. А как иначе; если

женщина сама по себе, домогательствам не будет конца. Иное дело, если при

ком-то... Походно-полевые жены были практически у всех офицеров, кроме

Ваньки - вздорного. Они все время с солдатами, им некогда и негде

заниматься любовью"20.

Чисто по-мужски оценивает ситуацию и генерал М.П.Корабельников; "Когда

я пришел в армию, мне еще не было и двадцати я еще никогда не любил - тогда

люди взрослели позже. Все время я отдавал учебе и до сентября 1942г. даже

не помышлял о любви. И это было типично для всей тогдашней молодежи. Только

в двадцать один или в двадцать два года просыпались чувства. А кроме

того... уж очень тяжело было на войне. Когда в сорок третьем - сорок

четвертом мы стали наступать, в армию начали брать женщин, так что в каждом

батальоне появлялись поварихи, парикмахерши, прачки... Но надежды на то,

что какая-нибудь обратит внимание на простого солдата, почти не было"21.

Здесь присутствие женщины в армии рассматривается под весьма

специфическим углом зрения. Такой взгляд на проблему можно считать довольно

типичным.

Да, все это тоже было. Но вот что характерно; особенно охотно

злословили по этому поводу в тылу - те, кто сами предпочитал отсиживаться

подольше от передовой за спинами так же девчонок, добровольно ушедших на

фронт. Те самые интенданты "в повседневных погончиках", заклейменные

горьким фронтовым фольклором, те, о которых ходила народная поговорка;

"Кому война, а кому мать родна"

На войне было разное и женщины были разные, но "о римском падении

нравов во время войны твердили только сукины дети, покупавшие любовь у

голодных за банку американской колбасы".22 Интересен тот факт, что

фронтовая мораль гораздо строже осудила неверную жену, оставшуюся дома и

изменившая мужу-фронтовику с "тыловой крысой", чем мимолетную подругу, по-

женски пожалевшую солдата, идущего на смерть.

Это предельно ясно выразил Константин Симонов в двух стихотворениях -

"Лирическое" (1942г.) и "Открытое письмо женщине из города Вичуга" (1943).

Если второе из них хорошо известно и стало уже классикой, то первое,

опубликованное в дивизионной газете " За нашу Победу!" 20 июня 1942г. и уже

2 июля раскритикованное во фронтовой газете "Вперед на врага!"

И.Андрониковым, С.Керсановым и Г.Иолтуховским за "безнравственность",

"рифмованную пошлость" и т. п., оказалось почти забытым, так как

противоречило ханжеству официальной идеологии, исходившей из принципа;

делай, что угодно, но говорить об этом не смей. Стихотворение заслуживает

того, чтобы воспроизвести его хотя бы частично.

На час запомним имена,

Здесь память долгой не бывает,

Мужчины говорят; война....

И женщин наспех обнимают.

Спасибо той, что так легко,

Не требуя, чтоб звали - милой,

Другую, ту, что далеко,

Им торопливо заменила.

Она возлюбленных чужих

Здесь пожалела, как умела,

В недобрый час согрела их

Теплом неласкового тела.

А им, которым в бой пора,

И до любви дожить едва ли,

Все легче помнить, что вчера

Хоть чьи-то руки обнимали.23

Рождались на фронте и подлинные, возвышенные чувства - самая искренняя

любовь, особенно трагичная потому, что у нее не было будущего, - слишком

часто смерть разлучала влюбленных. Но тем и сильна жизнь, что даже под

пулями заставило людей любить, мечтать о счастье, побеждать смерть. И

осуждать их за это из далекого тыла, пусть голодного, холодного, но все-

таки безопасного, было куда безнравственнее.

О том, как непросто складывались на войне женские судьбы,

свидетельствует подборка писем женщин-военнослужащих, обнаруженная в делах

политотдела 19-й армии за февраль 1945 г. Эти копии были сняты военной

цензурой и "проанализированы" работниками политотдела "для улучшения

партийно-политической работы среди женщин армии"24. В письмах отражается

вся трагичность жизни женщины на войне, те горькие, порой неприглядные ее

стороны," о которых не принято говорить.

Спектр мыслей, чувств, настроений авторов писем чрезвычайно широк,

многие строки предельно искренни и интимны; о бесцеремонном вмешательстве

политорганов в свою личную жизнь писавшие явно не думали. Тем контрастнее

выглядят пометки военной цензуры, присвоившей себе право красным и синим

карандашом отмечать то, что является свидетельством "патриотического

подъема", и то, что, напротив, свидетельствует об "упадке духа".

Нелепо и вместе с тем цинично выглядят выводы политотдела,

выдергивающего цитаты из контекста, придавая им подчас прямо

противоположный смысл. И приписки авторства несуществующим лицам — чтобы

продемонстрировать начальству масштаб "работы", которой будто бы "охвачено*

большее число женщин, чем на самом деле. И сами рекомендации "по устранению

недостатков в воспитательной работе среди девушек"...

Хочется привести слова К.Симонова: "Мы, говоря о мужчинах на войне,

привыкли все-таки, беря в соображение все обстоятельства, главным считать,

однако, то, как воюет этот человек. О женщинах на войне почему-то иногда

начинают рассуждения совсем с другого. Не думаю, чтобы это было

правильно"25.

Бывшие солдаты с благодарностью вспоминают своих подружек, сестренок,

которые выволакивали их, раненных, с поля боя, выхаживали в медсанбатах и

госпиталях, сражались с ними рядом в одном строю. Женщина—друг, соратник,

боевой товарищ, делившая все тяготы войны наравне с мужчинами, —

воспринималась с подлинным уважением. В годы Великой Отечественной войны

свыше 150 тыс. женщин I были награждены боевыми орденами и ме-1 далями26.

АФГАНСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ:

ЭВОЛЮЦИЯ ФЕНОМЕНА

По-иному складывалось отношение к женщине в армии в период Афганской

войны 1979—1989 гг. Здесь нужно учитывать характер самого военного

конфликта и то, что составе ограниченного контингента советских войск в

Афганистане женщины (как правило, вольнонаемные) находились именно на

вспомогательных, а не боевых службах..

По оценкам воинов-"афганцев", значительная часть этих женщин приехала

туда либо из меркантильных соображений, либо с намерением устроить свою

личную жизнь. И относились к ним мужчины в основном негативно: "Не нужны

они там были! Можно было без них обойтись!"27

Хотя, с другой стороны, воевавшие в Афганистане отмечали и то, что

присутствие женщин смягчало и предотвращало множество конфликтов, давало

эмоционально-психологическую разрядку после боевых действий. Осенью 1993

г., беседуя с офицерами-*афганцами", я задавала им такой вопрос: "Женщины

на войне — как относились Вы и Ваши товарищи к присутствию женщин в армии,

если они там были?" Приведем три наиболее типичных ответа.

Майор В.А.Сокирко вспоминает: "Женщин было довольно много. И, если

брать по общему к ним отношению, то это было отношение как к чекисткам,

т.е. чековым проституткам. Потому что таких действительно было большинство.

Хотя лично мне приходилось встречать абсолютно порядочных, честных

девчонок, которые приехали туда не для того, чтобы подзаработать денег или,

скажем, найти себе жениха какого-нибудь, а по велению души — медсестрами,

санитарками. И, как правило, те, которые приезжали без каких-то корыстных

помыслов, они шли в медсанбат, в госпиталь. А вот другая категория

старалась пристроиться где-то при складе, в банно-прачечный комбинат, еще

где-нибудь. Ну, а самая большая мечта — это стать содержанкой у какого-

нибудь полковника или прапорщика: это приравнивалось, потому что у

прапорщика склад, а полковник может прапорщику приказать, чтобы тот что-то

принес со склада. Поэтому общее отношение к женщинам не совсем

благожелательное, хотя так называемый кошкин дом, — это общежитие, где жили

женщины, — по вечерам было весьма оживленным местом, к которому мужчины

устраивали паломничество"28.

Другой участник афганских событий, полковник И.Ф.Ванин, размышляет: "В

полку или, точнее, в городке, где полк дислоцировался, было порядка

пятидесяти женщин. Отношение к ним было самое различное. Женщина, которая

добровольно оказалась в сугубо мужском коллективе, не вызывала, с одной

стороны, больших восхищений, и, в общем-то, на нее смотрели как на женщину.

Но вместе с тем, я не согласен, что в нашей прессе, да и на уровне

разговоров, этих женщин характеризовали как шлюх, потаскух. Я не согласен с

этим. Говорили об их меркантильных интересах. Да, и то, и другое было. Были

и шлюхи, и потаскухи, были и меркантильные женщины. Кстати, они и не

скрывали своих намерений, говорили, что для кого-то это последняя надежда

поправить свое материальное положение, для кого-то это последняя надежда

устроить свою личную жизнь. Я считаю, что они не заслуживают осуждения. Но

не нашлось, к сожалению, человека, который бы сказал доброе об этих

женщинах, при всех их пороках и негативах. Сколько они предотвратили бед и

несчастий среди мужской братии, наверное, этого никто никогда не посчитает

и «о кэмарит. Сколько было самортиэировано, именно этими женщинами

самортиэировано неприятностей! Я думаю, только за это они заслуживают

весьма великой благодарности и почтительного отношения"29.

И, наконец, мнение полковника С.М.Букварева: "Женщины на войне... В

наше время их мало было. У нас в полку четыре или пять — библиотекарь, две

продавщицы, машинистка была... Понимаете, в чем дело: отношение к женщинам

на войне в то время, когда их мало, — это плохо. Потому что всё равно,

конечно, какие-то там романы возникают, но когда на всех не хватает, - это

плохо"30.

Итак, женщина в нашем столетии оказывалась на войне по разным

причинам. Одних приводили на фронт факторы духовного порядка — патриотизм,

романтизм, определенные идеалы. Участие в боях для таких женщин — это, как

правило, действие вынужденное, обусловленное конкретной ситуацией:

вражеским вторжением, необходимостью защитить свой дом и близких, желанием

помочь своей стране.

Вторую категорию составили те, кто, подобно брехтовской мамаше Кураж,

стремился воспользоваться случаем, заработать на несчастье других, -

женщины, живущие по принципу "война всё спишет". При этом меркантильность

могла принимать как вполне безобидные, так и весьма циничные формы.

Хотелось бы подробней рассмотреть таких женщин на примере биографии одной

очень яркой в свое время личности, - личности Маты Хари, использовавшей

военные конфликты Между Францией и Германией для собственной выгоды.

Имя Мата Хари стало символом женщины, искусно использующей свои женские

чары, чтобы выведать у врага военные секреты. Но была ли настоящая Мата

Хари шпионкой? Если да, то на какую из враждующих сторон она работала?

Много споров ходит, связанных с этим именем, но, к несчастью, не на все

вопросы могут быть найдены точные ответы.

я не француженка, - заявила женщина своим обвинителям.

- И имею право заводить друзей в других странах, даже в тех, которые воюют

с Францией. Я продолжаю придерживаться нейтралитета, и рассчитываю на

добросердечие французских офицеров, - этими словами Мата Хари закончила

речь в свою защиту перед парижским трибуналом 24 июля 1917 года. Трое

присяжных заседателей удалились в соседнюю комнату для обсуждения

приговора. Спустя десять минут они вернулись. Международная куртизанка,

выдававшая себя за индийскую танцовщицу, должна была быть расстреляна как

шпионка.

Жизненный путь Маты Хари, приведший ее в зал суда, начался в северном

голландском городке Левардене. 7 августа 1876 года у жены торговца Адама

Зелле родилась дочь. Девочку нарекли Маргарета Гертруда. В 14 лет ее

отослали в монастырскую женскую школу для обучения искусству домоводства и

подготовки к замужеству -традиционное воспитание для девушек ее класса. Но

Маргарета Гертруда не была создана для жизни в рамках традиций. За месяц до

девятнадцатилетия она вышла замуж за Кемпбелла Маклеода, офицера

голландской армии шотландского происхождения, который был на 21 год старше

ее. Замужество оказалось роковой ошибкой.

Юная миссис Маклеод быстро родила сначала сына, а потом дочь и в 1897 году

последовала за мужем в Голландскую Ост-Индию, где ему было поручено

командование батальоном на острове Ява. Маклеод сильно пил, путался с

другими женщинами и частенько бил жену. Однажды он даже угрожал ей

заряженным револьвером. Их сын умер при загадочных обстоятельствах;

согласно одной из версий, его отравила служанка, с которой плохо обошелся

Маклеод. Вскоре после того, как в 1902 году Маклеоды вернулись в Голландию,

Маргарета Гертруда ушла от мужа (официально они разошлись четыре года

спустя). Оставив дочь на попечение родных, молодая женщина отправилась в

Париж навстречу ошеломительной новой карьере.

Рождение Маты Хари

Маргарета Гертруда вряд ли могла рассчитывать взять искушенную французскую

столицу штурмом. Но как экзотическая восточная танцовщица она могла бы

привлечь к себе внимание, о котором так страстно мечтала. Поэтому к 1905

году она сменила обличье, с успехом выдав себя за дочь храмовой танцовщицы

из Ост-Индии. Приняв эстафету от матери, как теперь утверждала Маргарета

Гертруда, она посвятила себя индийскому богу Шиве и демонстрировала

эротические ритуалы его восхваления. Высокого роста, стройная, с иссиня-

черными волосами, карими глазами и смуглым цветом кожи, она легко могла

сойти за индианку. Экзотическое имя, Мата Хари, которое она для себя

выбрала, в переводе значило «Око зари».

После дебюта в зале Востока музея Гиме Мата Хари продолжала свое

триумфальное шествие по элегантным салонам Парижа. Она выступала на сценах

Монте-Карло, Берлина, Вены, Софии, Милана и Мадрида. Казалось, что вся

Европа у ее ног.

Хотя мужчины, в основном представлявшие ее зрительскую аудиторию, и могли

заявить, будто пришли на концерт, желая побольше узнать о восточной

религии, они приходили для того, чтобы поглазеть на чувственную молодую

женщину, которая осмеливалась появляться на публике практически обнаженной.

Неудивительно, что у сладострастной танцовщицы была уйма поклонников,

которые, не скупясь. оплачивали ее щедро раздариваемые услуги. К началу

Первой мировой войны в августе 1914 года Мата Хари считалась самой

высокооплачиваемой куртизанкой в Европе. В Берлине среди ее побед числились

немецкий кронпринц и герцог Брауншвейгский.

Роковые путешествия

В конце 1915 года Мата Хари вновь оказалась в Париже - чтобы спасти

личные вещи, оставшиеся на ее вилле, в пригороде Нойи, по одной версии;

чтобы ухаживать за слепым русским любовником - по другой. Третья причина ее

приезда, шпионаж, была указана в тайном послании, переданном итальянской

секретной службой в адрес французских коллег. «Сценическая знаменитость по

имени Мата Хари... якобы открывающая публике секреты индийских танцев»,

предостерегали итальянцы, отреклась от претензий на свое индийское

происхождение и теперь говорит по-немецки с небольшим восточным акцентом.

Задержанная французскими властями, Мата Хари горячо отрицала

обвинение в шпионаже в пользу Германии и поспешно предложила свои услуги

Франции в качестве секретного агента. Как ни странно, французы приняли ее

предложение и отправили в оккупированную немцами Бельгию, снабдив списком

шести своих законспирированных там агентов. Вскоре после этого одного из

них поймали и расстреляли немцы - как говорили, его предала женщина. Тем не

менее Франция отправила Мату Хари на новое задание: в нейтральную Испанию.

Ей предстояло добраться туда морем через Голландию.

Англичане заставили судно причалить в Фалмуте, на южном берегу

Англии, и арестовали Мату Хари, приняв ее за немецкую шпионку по имени

Клара Бендикс. Ей удалось убедить англичан, что она работает на Францию, и

ее освободили. Она продолжила свое путешествие в Мадрид.

В испанской столице она быстро наладила связи с военно-морским и

военным атташе посольства Германии и была щедро вознаграждена за свои

услуги. Какого рода услуги оказывала она немецким офицерам, осталось в

тайне, как и многое другое, связанное с именем Маты Хари.

Симпатические чернила для «Н-21»

Ближе к концу 1916 года двоих немецких атташе в Мадриде уведомили из

Берлина, что они слишком много платят за рутинную информацию,

предоставляемую «агентом Н-21», и приказали отослать ее обратно в Париж,

выдав чек, подлежавший оплате во французском банке, на сумму в 5000

франков. Компрометирующее послание было перехвачено французской секретной

службой.

12 февраля 1917 года Мата Хари вернулась в Париж и поселилась в элегантном

отеле «Плаза-Атене» на авеню Монтень. На следующий день ее арестовали и

предъявили обвинение в том, что она работала как двойной агент в пользу

Германии.

Уликами, поддерживавшими обвинение, были неоплаченный чек на сумму в 50000

франков, выписанный на банк, указанный в немецком послании, и тюбик,

содержавший, как было определено, симпатические чернила, - и то и другое

обнаружили у нее в номере гостиницы.

«Симпатические чернила», как объяснила Мата Хари на допросе, не что иное,

как обычное дезинфицирующее средство, которым она пользовалась в качестве

контрацептива. Что касается чека, она призналась, что действительно

получила его в качестве оплаты от немецких атташе в Мадриде - но за

предоставленные сексуальные услуги. Бывшую любимицу Европы и любовницу

высокопоставленных мужчин отправили в тюрьму Сен-Лазар и определили в

камеру под номером 12.

Неубедительное судебное разбирательство

После нескольких месяцев допросов, на которых Мата Хари упорно отстаивала

свою невиновность, 24 июля 1917 года состоялось заседание трибунала.

Председатель суда и двое других его членов были заранее убеждены в ее

виновности - хотя толпы на улице, в ожидании приговора, надеялись, что ее

оправдают.

Она показала, что наблюдала за военными маневрами в Германии. Италии и

Франции - но только в качестве гостьи того или другого из ее многочисленных

поклонников. 30 000 марок, полученные ею от министра иностранных дел

Германии? «Столько стоили мои услуги. Любовники никогда не платили мне

меньше». Что касается 50 000 погибших, когда французские транспортные суда

были торпедированы в Средиземном море благодаря информации о времени их

отхода, которую она предоставила, то где доказательства этому? Несмотря на

слабость доводов обвинения, приговор, вне всякого сомнения, был предрешен.

Высшему командованию Франции необходимо было найти козла отпущения после

неудачных попыток союзников выйти из тупиковой ситуации с Германией.

В ожидании вызова

Смертный приговор не был приведен в исполнение сразу: и в последующие

месяцы ожидания Мата Хари становилась все более нервной и подавленной.

Единственная ночь, когда ей удавалось заснуть, приходилась на субботу, ибо

казни никогда не проводили по воскресеньям. Во все другие вечера она

отправлялась спать, зная, что стук в дверь на рассвете может означать вызов

на расстрел.

Предложение адвоката добиться приостановления исполнения решения суда на

том основании. что она беременна от него, Мата Хари с негодованием

отвергла. Она предпочитала надеяться на

призыв к милосердию, в последнюю минуту адресованный французскому

президенту. Ее прошение не было удовлетворено. В предрассветный час, в

понедельник 15 октября, ее вырвали из тяжелых объятий свинцового сна, в

который она погрузилась благодаря снотворному, выпрошенному у тюремного

доктора. Монотонным голосом адвокат произнес, что осужденной шпионке,

каковой она является, предстоит умереть этим утром.

Мнимая казнь?

Верная своей репутации, 41-летняя женщина позаботилась о наряде. Она надела

голубовато-серое платье, соломенную шляпку с широкими полями. пару своих

лучших туфель. На плечи небрежно накинула пальто. И только надев перчатки,

она посчитала, что готова покинуть тюремную камеру, чтобы доехать на

автомобиле к Венсенскому замку на окраине города.

На месте казни, в Венсене, ждала команда, готовая к расстрелу. 12 человек

выстроились с трех сторон площадки, развернувшись в сторону дерева. Твердой

походкой Мата Хари подошла к нему. Она согласилась выпить глоток рома,

полагающийся приговоренному, но отказалась от того, чтобы ее привязали к

дереву и завязали глаза, предпочитая смотреть в глаза своим палачам. Лучи

восходящего солнца пробились сквозь предутренний туман, когда вызванные к

ней священник и монахини удалились и солдаты с винтовками напряглись в

ожидании приказа командира, Прозвучал сигнал. Двенадцать выстрелов пронзили

тишину, и безжизненное тело «Ока зари» упало на землю.

Причина необычайного хладнокровия, проявленного приговоренной женщиной во

время казни. позже получила довольно причудливое толкование. Страстный юный

поклонник по имени Пьер де Моррисак договорился за деньги, что солдаты,

участвовавшие в казни, зарядят винтовки холостыми патронами. Казнь

предполагалось инсценировать, как в «Тоске», популярной опере тех дней. Но,

как и в оперной казни, заговор Моррисака не удался: винтовки оказались

заряжены настоящими пулями - и ничего не подозревавшая жертва встретила

быструю смерть.

Правда ли это, как и то, будто в момент расстрела Мата Хари распахнула

пальто, продемонстрировав солдатам свою наготу? Ответить на эти вопросы

невозможно, да это, в конце концов, и не важно. Обе истории всего лишь

часть пленительной легенды о голландской красавице, которая добилась при

жизни славы экзотической танцовщицы и высокооплачиваемой куртизанки, но

была расстреляна как шпионка, хотя, возможно, ею никогда не была. 31

Жизнь Маты Хари, как мне кажется, во многом похожа на жизнь

большинства женщин Европейских стран. Собственная выгода для них не редко

выше интересов родной страны.

. Есть, наконец, и третья категория. Принадлежащие к ней — женщины,

отличающиеся явными психическими патологиями.

Однако в любом случае женщина становится жертвой войны, которая ломает

и калечит ее судьбу, жизнь, душу. Чего стоит один только посттравматический

синдром, которому женщины подвержены сильнее мужчин.

И в заключении хотелось бы отметить, что и сегодня в горячих

точках воюют не только мужчины: женщины в камуфляже были в Абхазии и

Приднестровье, в Карабахе и Югославии. И «работают» они не только

санитарками и поварами, но и снайперами. Женщины - наемницы,

«белые колготки» - жуткий призрак Чеченской войны32. И это - страшно.

К этому невозможно привыкнуть. Потому что «война - дело мужское».

А «женщина на войне - жертва неразумной мужской политики»33.

Если даже в мирное время женщина на военной службе

воспринимается как явление необычное, то в боевой обстановке - это

явление чрезвычайное. И в общественном сознании оно всегда

останется таковым.

Литература:

1. См. Шекспир У Генри V1 / /Шекспир У. Полное собрание

сочинений: В 8 т. Т 1.М. 1957.С. 183 -184.

2. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений В10 т.Т. 7. Л., 1978. С.

271.

3. Бударин М. Поручик Бочкарева: О судьбе командира женского

батальона М. Л. Бочкаревой // Омская старина.1993. Вып. 1. С. 16-

29; «Мой батальон не осрамит России…»:Окончательный протокол

допроса Марии Бочкаревой // Родина.1999.№ 8-9. С.78-81.

4. Жиляева Я. Яшка. «Мы – женщины-солдаты, и нам награда – смерть!»

// Московский комсомолец.1994. 22 июля.

5. Кобзев И. Женский батальон смерти / / Памятники

Отечества: Полное описание России.

Удмуртия. Альманах. № 33 1995. № 1-2. С. 150-153.

6. Чемоданов Г. Н. Последние дни старой армии. М.;Л., 1926. С. 110.

7. Там. же С. 121

8. Там. же С. 123-124

9. Пирейко А. В тылу и на фронте империалистической войны:

Воспоминания рядового. Л.,

С. 57.

10.Народ на войне : Фронтовые записки. М.,1990. С. 265.

11. Мельник М. Ефрейтор Антонина / / Комсомольская правда. 1989.

12 мая.»Кавалерист - девица»

из чека : Подборка материалов об участнице первой

мировой войны А. Т. Пальшиной

(1897 - 1992) / / Родина 1993. № 8-9. С. 78-81. ; Как кавалерист

- девица стала подпольщицей / /

Памятники Отечества. 1995. № 1-2 С. 178.

12. Белорусский государственный музей истории Великой

Отечественной Войны. Инв. № 36792.

13.Алексиевич С. У войны – не женское лицо. Минск, 1985. С. 101

14. Из письма Г. А. Ярцевой брату от 23 февраля 1945 г. // ЦАМО. Ф.

372. Оп. 6570. Д. 46. Л. 84.

15. Алексиевич С. Указ. соч. С. 166.

16.Там же. С. 61-62.

17. Там. же. С. 117.

18. Самойлов Д. Люди одного варианта: Из военных записок // Аврора.

1990. № 2. С. 77.

19. Алексиевич С. Указ. соч. С. 176-177.

20. Как жили на фронте // Аргументы и факты. 1995. № 18-19.

21. Шнайдер Б. Неизвестная война / / Вопросы истории. 1995. №

1. С. 109.

22. Самойлов Д. Указ. соч. С. 109.

23. Родина. 1991. № 6-7. С. 38.

24. ЦАМО.Ф. 372. Оп. 6570. Д. 76. Л. 58.

25. Слова, пришедшие из боя: Статьи. Диалоги. Письма. Вып. 2. М.,

1985. С. 98.

26. Великая Отечественная война 1941 – 1945: Энциклопедия. М.,

1985. С. 270.

27. Из интервью автора с участниками Афганской войны. Из десяти

респондентов, ответивших на вопрос «Женщины на войне – как

относились Вы и Ваши товарищи к присутствию женщин в армии, если

они там были?», четверо высказали резко отрицательное, двое –

положительное и четверо – «противоречивое» отношение к женщинам,

находящимся в действующей армии.

28. Из интервью с майором В.А. Сокирко / / Личный архив.

29. Из интервью с полковником И. Ф. Ваниным // Личный архив.

30. Из интервью с полковником С.М. Букваревым / / Личный

архив.

31. Великие тайны прошлого М.1998. С.219-222

32. Коновалов А. На позицию, девушки! // Комсомольская правда.

1994. 18 мая; Хохлов А. «Передай помаду заряжающей!» //

Комсомольская правда. 1995. 18 мая.

33. Григорьев А. Дорогая Женя! Пока ты убиваешь... / /

Комсомольская правда. 1994. 9 авг.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.