Рефераты. Император Николай I: Политика бюрократического реформаторства






|собрании, другие во всех, кроме выборов; право участвовать во всех |

|делах и в выборах предоставлено было потомственным дворянам, которые |

|имели в губернии не менее 100 душ крестьян или не менее 3 тыс. |

|десятин удобной, хотя и незаселенной, земли. Голос во всех делах, |

|кроме выбора, принадлежал потомственным дворянам, которые имели в |

|губернии менее 100 душ или 3 тыс. десятин земли. Один разряд дворян |

|имел непосредственное право голоса, другой - посредственный голос |

|через уполномоченных; именно мелкие участки складывались в одно, так |

|чтобы их совокупность составляла нормальный участок в 100 душ, и |

|выбирали одного уполномоченного на дворянский съезд. Законом 1837 г. |

|усложнено было устройство земской полиции, как известно, руководимой |

|дворянством. Исправник, начальник уездной полиции, действовал |

|по-прежнему, но каждый уезд разделен на станы, и во главе стана |

|поставлен был становой; становой - коронный чиновник, который |

|назначается губернским управлением только по рекомендации дворянского|

|собрания. Принимая во внимание все перемены, внесенные в губернское |

|управление, следует сказать, что влияние дворянства на местное |

|управление не было усилено; расширено было участие, но вместе и |

|ослаблено введением цензов и сочетанием выборных должностей с |

|коронными. До сих пор дворянство было руководящим классом в местном |

|управлении; со времени издания законов 1831 и 1837 гг. дворянство |

|стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским |

|орудием правительства. |

|Вот и все важные перемены, какие были внесены в центральное и |

|губернское управление. Легко заметить, что этими переменами нарушено |

|было равновесие между тем и другим; центральное управление было |

|страшно расширено, и в нем получила необыкновенное развитие |

|канцелярия; местное управление осталось в прежней форме. Если мы |

|представим усиленную деятельность, какая внесена была императором в |

|учреждения, то нам понятен будет главный недостаток управления. Все |

|дела велись канцелярским порядком, через бумагу; размноженные |

|центральные учреждения ежегодно выбрасывали в канцелярии, палаты |

|десятки, сотни тысяч бумаг, по которым эти палаты и канцелярии должны|

|были чинить исполнение. Этот непрерывный бумажный поток, лившийся из |

|центра в губернии, наводнял местные учреждения, отнимал у них всякую |

|возможность обсуждать дела; все торопились очищать их: не исполнить |

|дело, а "очистить" бумагу - вот что стало задачей местной |

|администрации; все цели общественного порядка, который охранялся |

|администрацией, все свелись к опрятному содержанию писаного листа |

|бумаги; общество и его интересы отодвинулись перед чиновником далеко |

|на задний план. Все управление представляло громадный и не совсем |

|правильный механизм, который без устали работал, но который был |

|гораздо шире, тяжелее наверху, чем внизу, так что нижние части и |

|колеса подвергались опасности треснуть от слишком усиленной |

|деятельности в верхних. Чем больше развивался такой механизм, тем |

|менее оставалось у руководителей его возможности следить за действием|

|его частей. Никакой механизм не мог усмотреть за работой всех колес, |

|за их ломкой и своевременной починкой. Таким образом, руководство |

|делами уходило с центра вниз; каждый министр мог только, посмотрев на|

|всю эту громадную машину государственного порядка, махнуть рукой и |

|предоставить все воле случая; настоящими двигателями этого порядка |

|стали низшие чиновники, которые очищали бумаги. Этот недостаток и |

|выражен был самим наблюдательным императором, который сказал раз, что|

|Россией правит не император, а столоначальники. Такой вид |

|представляло здание бюрократизма, как оно было поставлено в это |

|царствование, т. е. как оно было тогда завершено. |

|РОСТ БЮРОКРАТИИ. |

|Достиг ли этот бюрократический механизм государственной цели лучше, |

|чем прежде, на это дает простой ответ одна цифра. В начале |

|царствования император пришел в ужас, узнав, что только по ведомству |

|юстиции во всех служебных местах им произведено 2 800 тыс. дел. В |

|1842 г. министр юстиции представил государю отчет, в котором |

|значилось, что во всех служебных местах империи не очищено еще 33 |

|млн. дел, которые изложены по меньшей мере на 33 млн. писаных листов.|

|Вот каких результатов достигло бюрократическое здание, завершенное в |

|это царствование. Накопление бумаг, однако, вовсе не улучшило |

|исправности и отчетности учреждений. Под покровом канцелярской тайны |

|совершались дела, которые даже теперь кажутся чистыми сказками. В |

|конце 20-х годов и в начале 30-х производилось одно громадное дело о |

|некоем откупщике; это дело вели 15 для того назначенных секретарей, |

|не считая писцов; дело разрасталось до ужасающих размеров, до |

|нескольких сотен тысяч листов. Один экстракт дела, приготовленный для|

|доклада, изложен был на 15 тыс. листов. Велено было, наконец, эти |

|бумаги собрать и препроводить из Московского департамента в |

|Петербург; наняли несколько десятков подвод и, нагрузив дело, |

|отправили его в Петербург, но оно все до последнего листа пропало без|

|вести, так что никакой исправник, никакой становой не могли ничего |

|сделать, несмотря на строжайший приказ Сената; пропали листы, подводы|

|и извозчики. |

|Столь развитой правительственный механизм требовал множество рабочих |

|рук. Царствование Николая I было временем развития чиновничества, |

|знати, табели о рангах. К сожалению, мы не имеем точных |

|статистических данных, чтобы судить о размножении чиновничества; |

|можно только понять, чего стоило казне содержание этого |

|административного рабочего люда. Сверх окладов, за особые заслуги, |

|чиновникам раздавали из казенных земель аренды обыкновенно на 12 лет,|

|как делается и доселе. До 1844 г. аренд выдавалось ежегодно разным |

|чиновникам [на] 30 тыс. [руб.]; определяя поземельный доход по 4%, мы|

|найдем, что арендная сумма равнялась 750 млн руб. (это только |

|добавочное вознаграждение чиновникам). Кроме того, чиновникам |

|раздавали за заслуги в собственность незаселенные, но доходные |

|казенные земли и угодья; до 1844 г. таких земель было роздано свыше |

|миллиона десятин. Вот что стоило государству содержание той |

|администрации, которая умела терять дела, изложенные на нескольких |

|сотнях тысяч листов. |

|КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС. |

|Я заметил, что новое правительство, действуя в консервативном духе и |

|бюрократическими средствами, не сняло с очереди поставленных вопросов|

|внутреннего устройства. Новый император с начала царствования имел |

|смелость приступить и к крестьянскому вопросу; но он разрешил вести |

|его тайно от общества, чисто бюрократическими средствами. В начале |

|царствования, под влиянием движения 14 декабря, в крестьянском |

|населении распространились слухи о скором освобождении. Чтобы |

|прекратить их, новый император издал манифест, в котором прямо |

|заявил, что в положении крепостных крестьян не будет сделано никакой |

|перемены, но при этом секретно было внушено через губернаторов |

|помещикам, чтобы они соблюдали "законное и христианское обращение" с |

|крестьянами. Мысль об освобождении крестьян занимала императора в |

|первые годы царствования, и он внимательно высматривал людей, которые|

|бы могли совершить это важное дело. Присутствие этой мысли у |

|императора обнаруживалось не раз; так, в 1834 г., беседуя с |

|Киселевым, император указал на большие картоны, стоявшие у него в |

|кабинете; он прибавил, что в этих картонах с начала царствования он |

|собрал все бумаги, касающиеся процесса, "какой, - говорил Николай, - |

|я хочу вести против рабства, когда наступит время, чтобы освободить |

|крестьян по всей империи". Для разработки этого вопроса в продолжение|

|царствования составлялось несколько секретных или весьма секретных |

|комитетов; они обсуждали тяжелое дело; просматривая положение не |

|только крепостных, но и всех крестьян, вырабатывали проекты, большая |

|часть которых оставалась неосуществленной. |

|Нет надобности передавать деятельность этих секретных или весьма |

|секретных комитетов; достаточно только сказать, что в 1826 г. |

|составлен был первый секретный комитет для выработки нового положения|

|"об устройстве всех состояний людей". Я сказал, что император сначала|

|не чужд был некоторой мысли о реформе; комитет этот вырабатывал |

|проект устройства сословий; вопрос о крепостных крестьянах возбужден |

|был запиской Сперанского, который теперь яснее смотрел на дело, чем в|

|1808 - 1809 гг. Проект этот был уже приготовлен для подписи, но |

|предварительно был отослан в Варшаву к наместнику, великому князю |

|Константину, который вооружился против него, наделал много замечаний |

|и тем остановил его распространение. Комитеты эти, впрочем, оставили |

|следы своей деятельности в законодательстве по крепостному вопросу. |

|Чтобы понять эти следы, надобно представить себе в главных чертах |

|состав русского общества того времени. Возьмем данные VIII ревизии, |

|произведенной в 1836 г.; по этим данным, оказалось, что в Европейской|

|России без Царства Польского и без Финляндии, но с Сибирью |

|народонаселение простиралось до 52 млн. Сельское население |

|по-прежнему решительно преобладало численностью над остальными |

|классами, именно в составе его считалось до 25 млн. крепостных |

|крестьян, принадлежавших или дворянам, или некоторым |

|благотворительным и учебным заведениям, или частным фабрикам и |

|заводам (по закону Петра 1721 г.). Крестьян государственных с |

|удельными считалось миллионов 17 или 18 [Как мы знаем, удельные |

|крестьяне образовались из прежних дворцовых по Учреждению об |

|императорской фамилии 1797 г.; этой фамилии отчислено известное |

|количество крестьян, по преимуществу дворцовых, которые и названы |

|были удельными]; последних, по VII ревизии, было слишком 1 млн. душ |

|обоего пола. Все цифры, которые я излагаю, означают души настоящие, а|

|не ревизские, т. е. души обоего пола. На все остальные классы, |

|следовательно, приходилось миллионов 9 - 10, считая здесь и военное; |

|духовенства в том числе считалось 272 тыс. Трудно определить |

|количество городского я, состоявшего из купцов, фабрикантов, мещан и |

|ремесленников; купцов трех гильдий считалось около 128 тыс. |

|Если вы представите себе по этим цифрам, как расчисленно было |

|общество, вы увидите, какой странный вид оно представляло. Высшие |

|сословия - гильдейские гражданские, гильдейские купцы, духовенство - |

|представляли в численном отношении маленькие неровности чуть заметные|

|нарывы на народном теле; между тем только эти неровности маленькие и |

|пользовались полнотою гражданских прав; масса сельского населения |

|была в этих правах, так что на деле было мало разницы между казенными|

|или вольными крестьянами. Так как всюду господствовал крепостной |

|принцип, то и крестьяне относились к дворянским исправникам или |

|коронным чиновникам - становым - почти так же, как крепостные |

|крестьяне к своему господину. |

|Теперь представим, что все это сельское население в части своих дел |

|ведалось особой своей администрацией или землевладельцами, или |

|чиновниками земской полиции и что общие правительственные учреждения |

|ведали свободными, только высшим сословием. Какой социальный материал|

|был у описанного сложного правительственного механизма, чем |

|собственно правили эти бюрократические учреждения - Государственный |

|совет, министерства и т. д.? Они правили ничтожной кучкой народа, |

|может быть миллионом с небольшим душ; вся остальная масса ведалась |

|своими особыми властями, и дело ее не доходило до общих учреждений. |

|Один администратор того времени, принявши в расчет численное |

|неравенство между свободными и несвободными людьми, рассчитал, что |

|Русское государство по количеству свободных людей в 45 раз меньше |

|Франции. |

|УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕСТЬЯН. |

|Важнейший результат деятельности комитетов, составленных для |

|устройства крестьянского населения, состоял в учреждении особого |

|управления государственных крестьян. Чтобы приготовить развязку |

|крепостного вопроса, правительство Николая задумало облегчить ее |

|косвенным средством, дать казенным крестьянам такое устройство, |

|которое, подняв их благосостояние, вместе с тем служило бы и образцом|

|для будущего устройства крепостных крестьян. Казенных крестьян, |

|сказал я, считалось тогда миллионов 17 - 16, если исключить из них |

|дворцовых. Кроме земель, которыми пользовались эти крестьяне, в |

|непосредственном обладании казны было еще множество ненаселенных |

|земель и лесов; такой считалось около 90 млн десятин, а казенного |

|леса - около 119 млн десятин. Прежде казенные крестьяне, как и земли |

|с лесами, ведались в особом департаменте министерства финансов; |

|теперь решено было выделить этот громадный государственный капитал в |

|особое управление. Министерство финансов, занятое другими делами и |

|преследовавшее одну цель - извлечение из всех статей наибольшего |

|дохода, не могло надлежавшим образом следить за бытом казенных |

|крестьян, вот почему они оставались без защиты в руках дворянской |

|администрации, которая эксплуатировала их в пользу помещичьих |

|крестьян. Самые тяжелые натуральные повинности складывали на крестьян|

|казенных, щадя помещиков. Благодаря всему этому быт казенных крестьян|

|расстроился; они обеднели и стали тяжелым бременем на плечах |

|правительства. Каждый неурожай заставлял казну выдавать огромные |

|суммы на пропитание этих крестьян и на обсеменение полей. |

|Итак, казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели |

|своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства |

|крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и |

|крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был |

|администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором |

|того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей |

|нашего века. Это был Киселев, который в начале прошедшего |

|царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в |

|Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных |

|крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое |

|министерство государственных имуществ, во главе которого он и был |

|поставлен. Для управления государственными имуществами на местах |

|созданы были палаты государственных имуществ. Киселев, делец с |

|идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою |

|доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего |

|ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о |

|большей части администраторов того времени. Он в короткое время |

|создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их |

|благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только |

|перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали |

|возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов - 1843 |

|г. и следующие - не только не потребовал ссуды государственным |

|крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного |

|капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали |

|самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало|

|то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого |

|были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю |

|крепостных крестьян. |

|ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КРЕСТЬЯНАХ. |

|Кроме всего этого Киселеву принадлежала также и мысль одного важного |

|закона, касавшегося крепостных крестьян. Как мы знаем, 20 февраля |

|1803 г. издан был закон о вольных хлебопашцах; по этому закону |

|землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с |

|земельными наделами по добровольному с ними соглашению. Этот закон, |

|плохо поддержанный правительством, оказал незначительное действие на |

|быт крепостных; в продолжение 40 лет на волю вышло таким образом |

|немного крестьян. Больше всего останавливала помещиков необходимость |

|отдавать землю в собственность крестьян. Киселев думал поддержать |

|действие этого закона, устранив это главное препятствие. В его |

|несколько впечатлительной голове (недостаток, от которого несвободны |

|все доброжелательные головы) мелькнула мысль, что можно совершить |

|постепенное освобождение крестьян, предоставив это дело частной |

|инициативе. Мысль закона состояла в том, что помещики могли по |

|добровольному соглашению с крестьянами уступать им свои земли в |

|постоянное наследственное пользование на известных условиях. Эти |

|условия, раз составленные и утвержденные правительством, не должны |

|были меняться; таким образом крестьяне будут прикреплены к земле, но |

|лично свободны, а помещик сохранит за собою права собственности на |

|землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную |

|власть над крестьянами, но уже терял власть над их имуществом и |

|трудами; крестьяне работали на помещика или платили ему столько, |

|сколько было поставлено в условии. Зато помещик освобождался от |

|обязанностей, какие на нем лежали по владению крепостными, от |

|ответственности за их подати, от обязанности кормить крестьян в |

|неурожайные годы, ходатайствовать за них в судах и т. д. Киселев |

|рассчитывал, что таким образом, поняв выгоду таких сделок, помещики |

|сами поспешат устранить неприятности. При сохранении крепостного |

|права образец устройства крестьян, выходивших, таким образом, на |

|волю, был уже готов в сельском устройстве крестьян государственных, |

|разделенных на волости и общины с выборными управлениями, судами, со |

|свободными сходками и т.д. |

|Проект Киселева подвергся поправкам и, облеченный в закон 2 апреля |

|1842 г., не оправдал ожидания; это закон об обязанных крестьянах; ему|

|дана была такая редакция, которая почти уничтожила его действие. К |

|тому же на другой день по издании закона последовал циркуляр |

|министра, которым тогда был Перовский; этот циркуляр и разделал |

|закон; в нем было подтверждено с ударением, что права дворян на |

|крепостных крестьян остаются неприкосновенными, что они не потерпят |

|ущерба в этих правах, если в силу закона не пойдут на сделки с |

|крестьянами. Помещики встревожились в ожидании указа; они уже давно |

|привыкли смотреть на Киселева как на революционера; в Москве и |

|губернских городах этот закон вызвал живые толки. Когда прочитали |

|указ министра, все успокоились, все увидали, что это буря в стакане |

|воды, что правительство так только, из приличия, издало этот указ, |

|чтобы очистить бумагу. В самом деле, только два помещика |

|воспользовались этим законом. |

|По крестьянскому вопросу издан был ряд других законов, которые частью|

|выработаны были комитетами. Я могу только перечислить важнейшие из |

|них; не определяя размера работ крестьян на землевладельцев, закон не|

|определял размера обязательного участка земли, какой должен помещик |

|давать крестьянам. Правда, был издан еще в 1797 г. закон о |

|трехдневной барщине, но он оставался без действия, но закон о размере|

|обязательного надела не существовал; вследствие этого иногда |

|происходили печальные недоразумения. В 1827 г. кой должен помещик |

|давать крестьянам. Правда, был издан еще в 1797 г. закон о |

|трехдневной барщине, но он оставался без действия, но закон о размере|

|обязательного надела не существовал; вследствие этого иногда |

|происходили печальные недоразумения. В 1827 г. брать в казенное |

|управление или же предоставлять таким крепостным крестьянам право |

|перечисляться в свободные городские состояния. Это был первый важный |

|закон, которым правительство наложило руку на дворянское право |

|душевладения. В 40-х годах издано было частью по внушению Киселева |

|еще несколько узаконений, и некоторые из них столь важны, как закон |

|1827 г. Так, например, в 1841 г. запрещено было продавать крестьян в |

|розницу; в 1843 г. запрещено было приобретать крестьян дворянам |

|безземельным; таким образом, безземельные дворяне лишались права |

|покупать и продавать крестьян без земли; в 1847 г. было предоставлено|

|министру государственных имуществ приобретать на счет казны население|

|дворянских имений. Киселев еще тогда представил проект выкупа в |

|продолжение 10 лет всех однодворческих крестьян, т. е. крепостных, |

|принадлежащих однодворцам, известному классу в южных губерниях, |

|которые соединили в себе некоторые права дворян с обязанностями |

|крестьян. (Платя подушную подать, однодворцы как потомки бывших |

|служилых людей сохранили право владеть крепостными.) Этих |

|однодворческих крепостных Киселев и выкупал по 1/10 доле в год. В том|

|же 1847 г. издано было еще более важное постановление, |

|предоставлявшее крестьянам имений, продававшихся в долг, выкупиться с|

|землею на волю. Наконец, 3 марта 1848 г. издан был закон, |

|предоставлявший крестьянам право приобретать недвижимую |

|собственность. |

|ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КРЕСТЬЯНАХ |

|Легко заметить, какое значение могли получить все эти законы. До сих |

|пор в дворянской среде господствовал взгляд на крепостных крестьян, |

|как на простую частную собственность владельца наравне с землей, |

|рабочим инвентарем в т. д. Мысль, что такою собственностью не может |

|быть крестьянин, который платит государственную подать, несет |

|государственную повинность, например рекрутскую, - мысль эта |

|забывалась в ежедневных сделках, предметом которых служили крепостные|

|крестьяне. Совокупность законов, изданных в царствование Николая, |

|должна была коренным образом изменить этот взгляд; все эти законы |

|были направлены к тому, чтобы охранить государственный интерес, |

|связанный с положением крепостных крестьян. Право владеть крепостными|

|душами эти законы переносили с почвы гражданского права на почву |

|права государственного; во всех них заявлена мысль, что крепостной |

|человек не простая собственность частного лица, а прежде всего |

|подданный государства. Это важный результат, который сам по себе мог |

|бы оправдать все усилия, потраченные Николаем на разрешение |

|крестьянского вопроса. |

|Но был и другой столь важный результат, который вышел незаметно из |

|основной мысли закона 2 апреля 1842 г. Результат этот надо весь |

|поставить на счет графа Киселева. Закон просто говорил, что |

|землевладелец может входить с крестьянином в добровольное соглашение,|

|уступая ему право постоянного пользования землей на известных |

|условиях, после чего крестьянин переставал зависеть от |

|землевладельца, а последний освобождался от обязанностей, сопряженных|

|с владением крепостными; только это и говорил закон. Между тем можно |

|было посмотреть на закон и с другой стороны. Очевидно, личная свобода|

|приобреталась крестьянином даром, без выкупа; закон молча вошел в |

|действующее законодательство. Помещики, говоря о неудаче закона, |

|смеялись над ним, но они не заметили, какой переворот совершился в |

|законодательстве; свобода крестьянской личности, следовательно, не |

|оплачивалась; а мы помним, как государственные люди, даже очень |

|умные, вроде адмирала Мордвинова, таксировали крестьянскую личность, |

|назначая известную сумму за возраст. Как скоро молчаливо было |

|признано законом это начало, тотчас же из закона могли вывести, что |

|личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца, |

|что их связывают отношения к земле, с которой нельзя согнать большую |

|часть государственных плательщиков. На почве закона 1842 г. только и |

|стало возможно Положение 19 февраля, первая статья которого гласит, |

|что крестьяне получают личную свободу "без выкупа". Повторяю, что |

|этот закон надо отнести весь на счет графа Киселева. |

|Итак, в царствование Николая законодательство о крепостном праве |

|стало на новую почву и достигло важного результата - общего |

|молчаливого признания, что крепостной крестьянин не есть частная |

|собственность землевладельца; закон 1842 г. достиг перемещения в |

|праве, но не в положении крестьян. Законодательство при этом могло |

|достигнуть и практических результатов, и эти результаты вышли бы из |

|законодательства Николая, если бы законы применялись иначе. Однако в |

|нашей внутренней истории XIX в. нет ничего любопытнее применения |

|законов о крепостных крестьянах в царствование Николая, ничто так не |

|наводит на размышление о свойстве государственного порядка. Приведу |

|отдельный случай. Мы видели, какое важное значение имеет закон 1827 |

|г. о четырех с половиною десятинах земли; этот закон был внесен в |

|первое издание Свода законов. После Сперанского второе отделение |

|Собственной е. в. канцелярии издавало второе издание Свода законов. |

|Заглянули в него: закона 1827 г. нет как нет; он не был отменен, а |

|просто пропал без вести, как пропало известное дело об откупщике. |

|Можно понять, какое важное значение мог бы иметь закон 8 октября 1847|

|г., предоставлявший крестьянам имений, продававшихся с публичного |

|торга, выкупаться с землей: две трети дворянских имений состояли в |

|неоплатных долгах казенным учреждениям. Сумма этих долгов близко |

|подходила к миллиарду. Собственно говоря, освобождение крестьян можно|

|было бы совершить чисто финансовой операцией, назначив срок для |

|уплаты долгов, н потом конфисковать имения, как они конфискуются и |

|теперь частными банками. Но не хотели прибегать к такой политической |

|стратегеме, пользуясь затруднительным положением дворянства. Имений, |

|которые продавались с публичного торга, было множество, но, чтобы |

|крестьяне могли выкупаться, нужно было устроить удобный для них |

|порядок аукциона, устроить известный порядок оповещения крестьян о |

|продаже, наконец, устроить им возможность получать ссуды (редкое |

|имение могло тотчас собрать достаточное количество своих денег), |

|ничего этого не было предусмотрено. Закон просто был брошен в |

|аукционную залу, со всех сторон полились представления о |

|затруднениях, какие встречались при применении закона. Правительство |

|могло поступить двояко: сознавая недостаток выработанного закона, оно|

|могло гласно отменить его; сознавая пользу этого закона, оно могло |

|развить и поправить его; то и другое оно могло сделать по праву, ибо |

|каждое правительство может и отменить закон и поправить его, |

|сознаваясь в ошибке; все это в порядке вещей. Поступили иначе. |

|Высочайшая власть не отменяла закона, но через несколько месяцев |

|вышло новое издание Свода законов; закона 8 октября там не оказалось.|

|Имения продавали с торгов, крестьяне обращались с ходатайством к |

|правительству; им говорили, что закона об этом нет, им показали |

|издание, и просители не находили его там. Высшая власть не отменяла |

|закона; бюрократия, устроенная для установления строгого порядка во |

|всем, представляла единственное в мире правительство, которое крадет |

|у народа законы, изданные высшей властью; этого никогда не было ни в |

|одну эпоху, кроме царствования Николая, и, вероятно, никогда не |

|повторится. |

|Точно так же разделан был закон 1848 г., предоставлявший крестьянам |

|право приобретать недвижимую собственность. Он был так выражен, что |

|крестьяне отказались от пользования этим законом. Крестьяне могли |

|приобретать недвижимую собственность с согласия помещика; они должны |

|были заявлять помещику свое желание и возможность приобрести |

|собственность: землевладелец мог и отказать в этом согласии, то он |

|знал, что у крестьянина есть капитал, и, пользуясь своим правом, миг |

|отнять его или мог дать согласие на покупку собственности, а потом |

|взять у крестьянина, ибо оставалась еще в полном действии статья, |

|которая гласила, что крестьянин не имеет права начинать иск. Значит, |

|закон одной рукой давал сословию право, а другой подчинял пользование|

|этим правом безграничному произволу. |

|Так умела выражать мысли верховной власти тогдашняя бюрократия; |

|выразив столь своеобразно мысль закона, она тем самым отменила |

|высочайшую волю. Это нужно знать, чтобы понять печальную |

|справедливость слов императора, который сказал, что империей правит |

|столоначальник. Благодаря недостатку решительности все |

|законодательство Николая о крестьянах осталось без практических |

|последствий, которые надо отличать от перемен в праве. Трудно |

|объяснить эту непоследовательность и эту нерешительность; даже |

|крепостники-землевладельцы удивились. Среди толков, вызванных законом|

|2 апреля, в бумагах Киселева записано и одно любопытное возражение, |

|которое тогда часто повторяли. Некий дворянин говорил: "Зачем нас |

|мучают этими полумерами? Разве в России нет верховной власти, которая|

|может приказать землевладельцам отпустить своих крестьян на волю с |

|землей или без земли? Это вправе сделать верховная власть. |

|Дворянство, всегда верно преданное престолу, получив приказ исполнить|

|это, исполнило бы его". Что можно было сказать против этого |

|возражения, шедшего из среды помещиков, которые были против |

|освобождения крестьян? Надо думать, что недостаток решимости и |

|последовательности, боязнь пользоваться верховной властью объясняются|

|недостатком знакомства со средой и настоящим того класса, интересы |

|которого преимущественно были связаны с крепостным правом. Дворянство|

|при Николае внушало более страха чем при Александре. Рассматривая |

|бумаги неофициального комитета, который собирался при Александре в |

|начале его царствования, мы там встречаем такие суждения графа |

|Строганова о дворянстве, которые показывают, что государственные люди|

|того времени вовсе не считали его средой, способной дать |

|правительству оппозицию. |

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

В.О. Ключевский. Лекция LXXXV. Царствование Николая I. http://www.rus-

sky.com/gosudarstvo/tarasov/nic7.htm#3

http://ok.zhitinsky.spb.ru/library/katz/trakta19.htm

Киняпина Н.С. Внешняя политика Николая I // Новая и Новейшая История. –

2001. – № 1,2

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.