Рефераты. Личность Сталина






каким-то образом затрагивало тех, кто стоял рядом с ним, его родственников

или членов семьи.

Свои основные решения Сталин никогда не принимал в состоянии

невменяемости. Он всегда изучал другие точки зрения, очень часто

запрашивал мнение того или иного специалиста.

Сталин далеко переступил рамки репрессивных мер, которые были

необходимы для сохранения его личной диктатуры.

-12-

Здесь на первый план выступают черты его личности, независимые от

исторической обстановки, проявляется чрезвычайно мстительный характер этого

человека. Отличительной чертой характера Сталина было то, что он никогда

не забывал и не прощал конфликтов,

имеющих место в еще дореволюционный период, во время дискуссий в партии,

ни критики, нападок в адрес своей персоны.

Не Сталин создал аппарат, а аппарат создал Сталина. Но аппарат

есть мертвая машина, которая не способна к творчеству. Бюрократия насквозь

проникнута духом посредственности. Сталин есть самая выдающаяся

посредственность бюрократии. Сила его в том, что инстинкт самосохранения

правящей касты он выражает тверже, решительнее и беспощаднее других. Но в

этом его слабость. Он проницателен на небольших расстояниях.

Исторически он близорук. Выдающийся тактик, он не стратег.

Сознание своей посредственности Сталин несет в самом себе. Отсюда и его

потребность к лести.

Овации во славу себе Сталин поощрял и, случалось, расстреливал

тех, кто мало ему аплодировал. Сталин упивается собственной властью. Он

проявлял личную мстительность, злопамятство, садизм и прочие темные

страсти, свойственные его натуре. И при этом не считался ни с какими

классовыми интересами и действовал даже вопреки этим интересам -

обнаруживая исключительную личную жестокость, личное коварство и личную

жажду власти.

Кульминация Сталина - 1937 г., когда он ликвидировал всех своих

мнимых и действительных противников партии. Сталинская

иррациональность заключалась в том, что сажали и убивали вчерашних героев

революции, убивали своих, самых преданных членов партии, которые умирали

подчас с клятвой

-13-

верности Сталину на устах. Это кажется безумием. И существует версия, что

Сталин просто был сумасшедшим, который все это устроил и организовал,

вопреки своим собственным партийным интересам. На самом деле Сталин

поступал совершенно логично со своей точки зрения, и даже в чем-то

следуя ленинской политике. Но если все-таки допустить, что Сталин был

безумцем, который правил государством в течение нескольких десятилетий, не

встречая никаких помех и сопротивления, то значит само государство,

созданное Лениным, несло в себе такую возможность. В сталинскую эпоху

любое высказывание, выражающее легкую критику государства и Сталина,

рассматривалась как буржуазная агитация и пропаганда. Да и высказываться

было не обязательно. Достаточно было подозрения, что человек мыслит как-то

не так. Достаточно было случайной оговорки или опечатки.

И коллективизацию, и чистки 30-х годов, и многое другое, что проводил

Сталин, в принципе допустимо рассматривать как перманентную революцию. Но

здесь важно другое - то, что Сталин свои портреты и ликование в свою честь

рассматривает как победу над Троцким, некогда его врагом и конкурентом. В

то же время Сталин вину за собственный культ старается спихнуть на

мифических «вредителей», которые якобы хотят его дискредитировать. Этим он

развязывает себе руки для дальнейших расстрелов - в том числе и тех,

кто был ему предан. Наконец, Сталин извиняет этот культ наивностью

рабочих и крестьян, которыми он правит.

За этим скрывается тайная мысль Сталина, которую он и осуществил на

практике, что только так этим наивным народом и народом вообще и можно, и

нужно править. Исследователи говорят, что Сталин обладал исключительно

гениальной спо-

-14-

собностью. Он как никто разбирался в людях и видел их насквозь.

Поэтому очень умело подбирал кадры. Людей талантливых или

самостоятельных в руководстве он уничтожал и окружил себя исполнителями,

которые никак не могли конкурировать с ним да и боялись этого пуще огня.

Кроме того, удивительно разбираясь в людях, он умел так их расставлять и

стравливать между собой, что в конечном счете это шло на пользу ему

одному. В

результате его жертвы располагались как бы цепями, подчас

предварительно сыграв роль палачей.

Вечером 1 декабря 1934 года по инициативе Сталина (без решения

Политбюро - это было оформлено опросом только через 2 дня) было подписано

секретарём Президиума ЦИК Енукидзе следующее постановление:

«1) Следственным властям - вести дела обвиняемых в подготовке или

совершении террористических актов ускоренным порядком;

2) Судебным органам - не задерживать исполнения приговоров о высшей

мере наказания из-за ходатайств преступников данной категории о

помиловании, так как Президиум ЦИК Союза ССР не считает возможным принимать

подобные ходатайства к рассмотрению;

3) Органам Наркомвнудела - приводить в исполнение приговора о высшей

мере наказания в отношении преступников названных выше категорий

немедленно по вынесении судебных приговоров.»

Это постановление послужило основанием для массовых нарушений

социалистической законности. Во многих фальсифицированных следственных

делах обвиняемым приписывалась

-15-

«подготовка» террористических актов, и это лишало обвиняемых какой-либо

возможности проверки их дел даже тогда, когда они на суде отказывались от

вынужденных своих «признаний» и убедительно опровергали предъявленные

обвинения.

Следует сказать, что обстоятельства, связанные с убийством Кирова,

до сих пор таят в себе много непонятного и загадочного и требуют самого

тщательного расследования. Есть основания думать, что убийце Кирова -

Николаеву кто-то помогал из людей, обязанных охранять Кирова. За полтора

месяца до убийства Николаев был арестован за подозрительное, но был

выпущен и даже не обыскан. Крайне подозрительным является то

обстоятельство, что когда прикрепленного к Кирову чекиста везли на

допрос, он оказался убитым при «аварии» автомашины, причем никто из

сопровождающих его лиц при этом не пострадал. После убийства Кирова

руководящие работники Ленинградского НКВД были сняты с работы и подвергнуты

очень мягким наказаниям, но в 1937 году были расстреляны. Можно заметить,

что их расстреляли затем, чтобы замести следы организаторов убийства

Кирова.

Массовые репрессии резко усилились с конца 1936 года после телеграммы

Сталина и Жданова из Сочи от 25 сентября 1936 года, адресованной

Кагановичу, Молотову и другим членам Политбюро, в которой говорилось

следующее:

«Считаем абсолютно необходимым и срочным делом назначение т.Ежова на

пост наркомвнудела. Ягода явным образом оказался не на высоте своей задачи

в деле разоблачения троцкистко-зиновьевского блока. ОГПУ опоздал в этом

деле на 4 года. Об этом говорят партработники и большинство областных

представителей НКВД». Следует, кстати заметить, что с парт

-16-

работниками Сталин не встречался и поэтому мнение их знать не мог.

Эта сталинская установка о том, что «НКВД опоздал на 4 года» с

применением массовых репрессий, что надо быстро «наверстать» упущенное,

прямо толкала работников НКВД на массовые аресты и расстрелы. Массовые

репрессии проводились в то время под флагом борьбы с троцкистами. В

докладе Сталина на февральско-мартовском Пленуме ЦК 1937 года «О

недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных

двурушников» была сделана попытка теоретически обосновать политику

массовых репрессий под тем предлогом ,что «по мере нашего продвижения

вперед к социализму» классовая борьба

должна якобы всё более и более обостряться. При этом Сталин утверждал, что

так учит история, так учит Ленин.

На самом же деле Ленин указывал, что применение революционного насилия

вызывается необходимостью подавить сопротивление эксплуататорских классов,

и эти указания Ленина относились к тому периоду, когда существовали и были

сильны эксплуататорские классы. Как только политическая обстановка в стране

улучшилась, как только в январе 1920 года был взят Красной Армией Ростов

и была одержана главная победа над Деникиным, Ленин дал указание

Дзержинскому об отмене массового террора и об отмене смертной казни.

Ленин следующим образом обосновал это важное политическое мероприятие

советской власти в своем докладе на сессии ВЦИК 2 февраля 1920 года:

«Террор был навязан терроризмом Антанты, когда всемирномогущественные

державы обрушились на нас своими полчищами, не останавливаясь ни перед чем.

Мы не могли бы про-

-17-

держаться и двух дней, если бы на эти попытки офицеров и белогвардейцев

не ответили беспощадным образом, и это означало террор, но это было

навязано нам террористическими приемами Антанты. И как только мы

одержали решительную победу, ещё до окончания войны, тотчас же после

взятия Ростова, мы отказались от применения смертной казни и этим

показали ,что к своей собственной программе мы относимся так, как обещали.

Мы говорим, что применение насилия вызывается задачей подавить

эксплуататоров, подавить помещиков и капиталистов; когда это будет

разрешено, мы от всяких исключительных мер отказываемся. Мы доказали это

на деле». (Соч.,т.30,стр.303-304).

Сталин отступил от этих прямых и ясных программных указаний Ленина.

После того, как были уже ликвидированы все эксплуататорские классы в нашей

стране и не было никаких сколько-нибудь серьезных оснований для массового

применения исключительных мер, для массового террора, Сталин ориентировал

партию, ориентировал органы НКВД на массовый террор.

Культ личности Сталина приобрёл такие чудовищные размеры главным

образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал

возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты.

Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия

элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии»,

вышедшей в свет в 1948 году.

Эта книга представляет собой выражение самой безупречной лести,

образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца,

самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и

народов».

-18-

Сам Сталин признал лучшим тот текст Государственного гимна

Советского Союза, в котором ни слова нет о Коммунистической партии, но зато

есть следующее беспримерное славословие Сталину:

«Нас вырастил Сталин - на верность народу,

На труд и на подвиги нас вдохновил».

А разве без ведома Сталина его имя присваивалось многим крупнейшим

городам, разве без его ведома по всей стране устанавливались монументы

Сталина - эти «памятники при жизни»? Ведь это же факт, что сам Сталин 2

июля 1951 года подписал постановление министров СССР, в котором

предусматривалось сооружение на Волго-Донском канале монументальной

скульптуры Сталина, а 4 сентября того же года издал распоряжение об отпуске

на сооружение этого монумента 33 тонн меди. На его сооружение было

затрачено много средств ,и это в то время, когда наши люди в этих районах

после войны еще жили в землянках.

-19-

III. Заключение.

ульт Сталина - одного из более жестоких и своекорыстных диктаторов в

истории человечества, и по сей день остается, пожалуй, наименее

проясненной для общественного сознания и понятой им безмерной трагедией,

которой отмечен XX век. Иначе, откуда бы взяться столь настойчиво

рождаемой мощной волне призывов «покончить с критикой», « не тревожить

память», «не очернять славное прошлое»? Если мы уступим агрессивному

нежеланию знать всю правду и только правду о минувшем, не обречем ли мы уже

сегодня на новую трагедию самих себя и на «судьбы безвестные» наших детей?

У нас уже есть в этой области печальный опыт. Сокрушительная,

казалось бы, волна разоблачения Сталина и его культа, последовавшая после

XX съезда, не смогла выкорчевать из народного сознания демонических мифов,

связанных с его именем, - прошло немного времени, изменились условия, и

вся эта демонология снова принялась бурно возрастать. И дело было не только

в воле сверху, диктовавшей реабилитацию вождя, сначала исподволь и

незаметно, а затем все более открыто и целеустремленно - этому

способствовали и мощные токи снизу, пресловутым символом которых стали

сталинские фотографии на стеклах трудяг-грузовиков.

Мы глубоко убеждены, что такой поворот, в конце 50-х - начале 60-х,

казавшийся немыслимым, во многом стал возможен потому, что разоблачение

Сталина не сопровождалось глубоким осмыслением его фигуры - а главное,

порожденной им модели развития - в общественном сознании нашей страны.

-20-

Время истории, привычно и сострадательно превращая в шрамы вчерашние

мучительные ожоги драм и трагедий отдельных людей и целых народов, способно

удержать цепкой и неподкупной памятью своей правду фактов, дающих в

естественной сцепке и последовательности единственный и верный шифр к

прочтению интерпретации самой истории. Свыше 30 лет был недоступен нашей

широкой общественности доклад Н. Хрущева о культе личности Сталина, хотя с

позиций сегодняшнего дня мы видим всю его ограниченность и

недоговоренность, чрезмерную сосредоточенность на личности, а не на

феномене сталинизма. Всего лишь год-полтора назад сквозь толщу

спрессовавшихся лет прорвались к нынешним поколениям голоса Н. Бухарина,

Ф. Раскольникова, М. Рютина. Возможно, именно под воздействием накопившейся

энергии казавшегося нескончаемым ожидания столь стремительно

раскручивается ныне пружина исторической памяти, не только донося до нас

правдивую картину нашего собственного прошлого, но и давая обществу силу

двигаться в сторону лучшего будущего.

-21-

Список используемой литературы:

1. «Сталин». Белади Ласло, Крааус Тамаш. М., 1989г.

2. История советского государства. Верт Н. Прогресс-

Академия, 1992г.

3. История России. Вторая половина ХIХ-ХХвв.

Курс лекций под ред. В. Левапова. Брянск, 1992г.

4. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-.1929.

М.: «Питер-Ворса», 1990г.

5. Психология и педагогика военного управления.

Учебно-методическое пособие.

Изд. ВВИА им.В.В.Жуковского, 1992г.

6. Военная педагогика и психология. Барабанщиков А.М. М.:

Воениздат, 1986г.

7. Проблемы развивающегося обучения. Давыдов В.В.

М.,1986г.

8. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте.

Фельдштейн Д.И. М., 1972г.

9. Общая психология. Рогов Е.И. М.: ВЛАДОС, 1995 г.

10. Психология индивидуальных различий. Гиппенрейдер

Ю.Б., Романова В.Я. М. МГУ, 1982 г.

11. Краткий словарь системы психологических понятий.

Платонов К.К. М. Высшая школа, 1984 г.

-21-

Список используемой литературы:

1. «Сталин»/ Белади Ласло, Крааус Тамаш. М., 1989г.

2. История советского государства./Верт Н. Прогресс-

Академия, 1992г.

3. История России. Вторая половина ХIХ-ХХвв./

Курс лекций под ред. В. Левапова. Брянск, 1992г.

4. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929./

М.: «Питер-Ворса», 1990г.

5. Психология и педагогика военного управления./ Учебно-методическое

пособие. Изд. ВВИА им.В.В.Жуковского, 1992г.

6. Военная педагогика и психология./ Барабанщиков А.М. М.: Воениздат,

1986г.

7. Проблемы развивающегося обучения./ Давыдов В.В. М.,1986г.

8. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте./ Фельдштейн

Д.И. М., 1972г.

9. Общая психология./ Рогов Е.И. М.: ВЛАДОС, 1995 г.

10. Психология индивидуальных различий./ Гиппенрейдер Ю.Б., Романова

В.Я. М. МГУ, 1982 г.

11. Краткий словарь системы психологических понятий./ Платонов К.К. М.

Высшая школа, 1984 г.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.