Рефераты. Михаил Сергеевич Горбачев






итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, однако,

закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные госкапвложения в

базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового

оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не

дождалась.

Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на

закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так

и осталась на складах и под открытым небом - нехватка производственных

площадей. А то, что удалось в конце концов смонтировать, то и дело давало

отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации,

отсутствия запчастей, низкого качества сырья.

Наконец поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в

экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную

самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом

бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию

цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в

наличном обращении.

Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной

потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только

производителям товаров, но и всем остальным без исключения.

Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с

ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах

разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику

инфляционные деньги. В конце концов раздутый платежеспособный спрос начал

потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор

промышленности.

Потери народного хозяйства от реформ Горбачева росли. рублей. Второе

дыхание к социализму так и не пришло - началась агония...

Почему Горбачев не выполняет своих обещаний.

У политического поведения М.С. Горбачева наверняка должна быть какая-

то универсальная формула. Ведь если человек вторгается в различные сферы

жизни, но одинаково безуспешно, то здесь помимо конкретных причин неудач

должен присутствовать некий коренной порок, даже добро превращающий во зло.

В благих намерениях М.С. Горбачева никто, пожалуй, не сомневается,

даже те, кто сегодня изображает президента коварным политиканом и

интриганом, чуть ли не заговорщиком и кандидатом в диктаторы.

Позиция тех, кто нападает на Горбачева, ясна. Скорее всего, они

руководствуются не личной неприязнью, а соображениями политического

рационализма: неважно, почему президент совершает те или иные ошибки,

важно, почему президент совершает те или иные ошибки, важно, что на

практике он получает результаты, как правило, прямо противоположные целям,

которые провозглашает. Думаю, каждый без особого труда может составить

своего рода "дефектную ведомость" его политической деятельности за

шестилетний период перестройки.

1. Начиная перестройку М.С. Горбачев намеревался прежде всего

осуществить ее в партии.

2. Обещал разгромить политический и экономический тоталитаризм,

открыть путь для подъема экономики и повышения благосостояния народа. На

шестом году перестройки основные звенья командно-административной системы в

основном сохранились. В лучшем случае в слегка модифицированном виде.

3. Михаил Сергеевич еще до перестройки, будучи инициатором разработки

еще одной программы - продовольственной, обещал к 1990 году обеспечить

изобилие продуктов и товаров сельскохозяйственного производства. Но до сих

пор никто не знает, куда сгинули затраченные на реализацию "программы

изобилия" миллиарды рублей.

4. На заре перестройки М.С. Горбачев уверял, что она приведет к

процветанию каждую входящую в Союз республику. Сейчас СССР превратился в

конгломерат враждующих друг с другом республик. Во многих регионах дело

дошло фактически до гражданской войны.

5. И наконец, Михаил Сергеевич начиная перестройку заявлял о своей

приверженности идеалам свободы, гуманизма, демократии, прав человека. Ныне

вместо демократических органов власти мы имеем президента, который чем

меньшего добивается, тем больших полномочий для себя требует. Законы

тиражируются десятками и не исполняются. Мощная волна преступности

захлестнула страну. Единственный закон, который позволил советским людям

вдохнуть глоток свободы, - Закон о печати - тоже оказался под угрозой. С

подачи президента его действие норовят приостановить или, во всяком случае,

ограничить. Предчувствия и настроения это намерение породило мрачные, в

основе своей - антигорбачевские. Скептики, еще на заре перестройки

сочинившие строки: "Товарищ, верь, пройдет она, так называемая гласность, и

вот тогда госбезопасность припомнит наши имена", - злорадствуют. В

очередной раз М.С. Горбачев совершил непростительную ошибку, говорящую об

изъянах не столько его политического сознания, сколько обыденного,

житейского - выпущенного из бутылки джинна невозможно загнать обратно

силой.

Спрашивается: зачем с таким упорством, достойным лучшего применения,

делами опровергать собственные обещания?! И все-таки не будем столь

категоричны. Вспомним еще раз, с чего М.С. Горбачеву приходилось начинать.

Страна плелась в хвосте мировых политических социально-экономических,

научно-технических процессов, превращаясь постепенно из великой державы в

третьеразрядное государство, мощь которого измеряется в основном ракетно-

ядерным потенциалом. Было ясно, что вывести страну из застоя будет

неимоверно трудно. Тому, кто возьмет на себя смелость и ответственность

начать процесс перемен, необходимо обладать не только политической

мудростью, но и политическим мужеством.

М.С. Горбачев, конечно же, понимал, какую нелегкую долю он себе

выбирает. Ход мыслей у него был верный, и форму выражения им он нашел

адекватную: "Каждый начинает перестройку у себя". Среди перестроечных

афоризмов, на которые так щедр Михаил Сергеевич, считаю эту формулу

ключевой, способной многое объяснить и в политическом поведении, и в судьбе

Горбачева. Он решил перестраивать партию и страну одновременно, пытаясь

попутно вылепить из себя самого политического деятеля нового типа.

Что ж, игра стоила свеч, но вот осуществление задуманного оказалось

Михаилу Сергеевичу не под силу. Слишком сложна была задача, да и оковы

усвоенных в недрах старых партийных структур представлений о том, из чего

складываются авторитет и влияние политического лидера, сковывали мысль и

действия. Пока М.С. Горбачев созревал до очередного "смелого" решения, его

пора было уже менять на иное, иногда прямо противоположное. В итоге многое

делалось невпопад, с опозданием или, наоборот, преждевременно, с

разрушительным для самого Горбачева и его политического авторитета

эффектом. Переоценив себя, не осуществив в необходимых масштабах личной

перестройки, М.С. Горбачев неизбежно должен был оказаться в незавидной роли

вселенского обманщика.

Кто "ЗА" и кто "ПРОТИВ" Горбачева.

КПСС - в той мере, в какой М.С. Горбачев, будучи у власти, постарается

не допустить против партии политического геноцида.

Так называемые демократические силы - в той мере, в какой он способен

сдерживать агрессивность консервативного движения, строящего свою политику

на использовании усугубляющихся трудностей, которые сегодня многими

рассматриваются как результат дилетантских действий "демократов".

Профессиональные, творческие, молодежные, женские союзы и массовые

организации - в той мере, в какой они разделяют позиции демократического

или консервативного крыла.

Церковь - постольку, поскольку М.С. Горбачев не препятствует росту ее

активности и влияния среди населения.

Общественное мнение - лишь в той мере, в какой оно опасается, что

политика того, кто может прийти на смену Горбачеву, окажется еще более

губительной.

Многочисленные группировки "неформалов" - в той мере, в какой они

считают, что, до тех пор пока они окончательно не оформятся, будет лучше,

если бразды правления останутся в руках М.С. Горбачева.

А кто против Горбачева? Те же самые силы, но теперь уже в зависимости

от того, какие у них имеются программы вывода страны из кризиса, поскольку

абсолютно все убеждены, что М.С. Горбачеву сделать это не удастся. Процесс

разрушения его политического имиджа, падения авторитета и влияния стал

необратимым. Слишком много за минувшие шесть лет допущено ошибок,

просчетов, сделано невыверенных политических ходов.

В этой ситуации М.С. Горбачеву помогает держаться у власти только

страх "правых", что победят "левые", и страх "левых", что победят "правые".

Политического центра, способного притягивать к себе хоть какие-то силы, в

стране практически нет. Ситуация уникальная, по сути дела, тупиковая.

Попытки самого Горбачева найти из нее выход заведомо обречены. Те, кто не

понимал этого прежде, начинают сознавать сейчас, после того как начался

процесс формирования новой президентской рати, вместе с которой М.С.

Горбачев уже пообещал уйти в отставку, если не удастся стабилизировать

обстановку, добиться перемен к лучшему.

Это заявление свидетельствует только о том, что президент политически

дезориентирован и, похоже, деморализован. Иначе он должен был бы знать, что

в обозримой перспективе сделать нечто такое, что можно было бы

рассматривать как стабилизацию обстановки, а тем более как радикальный

поворот к лучшему, ни ему, ни кому-либо еще не удастся. Развитие событий

вышло из-под контроля, и в нынешней ситуации никто не сможет предсказать,

какая очередная "бомба" взорвется на политическом полигоне страны. Но что

бы ни случилось, вина за это будет возложена на М.С. Горбачева, на тот

кабинет министров, который он формирует. Кто бы в него ни вошел, заведомо

ясно, что там не будет ни одной действительно заметной личности, знающей

себе политическую цену. Не исключаю, что именно по этим соображениям

дистанцировались от президента А.Н. Яковлев и Э.А. Шеварднадзе, а также

некоторые авторитетные эксперты из команды президентских советников.

Еще одним подтверждением образовавшегося вокруг М.С. Горбачева

политического вакуума стало выдвижение на пост вице-президента Г.И. Янаева.

Дело даже не в том, что после возникших сомнений при голосовании за его

кандидатуру на IV съезде народных депутатов СССР у президента не нашлось

другого решения, кроме как настаивать на повторном голосовании. Хотя он

должен был понимать, что, опуская бюллетени во второй раз, депутаты будут

выражать свое мнение уже не по кандидатуре Г.И. Янаева, а по вопросу о

доверии самому президенту. И одержанная победа была неубедительной.

В выборе Г.И. Янаева вице-президентом, как в капле воды, отразился

измельчавший политический масштаб личности М.С. Горбачева, то качество

Президента СССР, которое довершает сейчас его политическую гибель, -

непродуманность предпринимаемых ходов с точки зрения их неизбежных

последствий. Сделав своей правой политической рукой Г.И. Янаева, М.С.

Горбачев не только нанес невосполнимый урон своему авторитету и репутации

государственного деятеля, но вновь - в который уже раз! - способствовал

обострению конфронтации, усилению дестабилизации обстановки, чреватой для

него и для народа тяжелейшими бедами.

Так что же делать в этой ситуации? Добиваться отстранения Президента

СССР от власти?

В пределах конституционной процедуры это невозможно. Предложения

лишить его поста, от кого бы они ни исходили, не получат необходимой

поддержки. В аналогичной ситуации окажется и любая кандидатура, которую

выдвинут на замену.

Невозможен и антиконституционный переворот, в силу не только

внутренних, но и международных политических факторов.

Невозможно и развитие событий по восточноевропейским сценариям. Во-

первых, процесс перемен в нашей стране пошел по иному политическому руслу.

У нас он начался не снизу, а сверху. Во-вторых, советский народ в силу

неоднородной политической зрелости и активности никогда не сможет взять в

свои руки инициативу. А политической силы, способной под своими лозунгами

вывести на улицу чуть ли не половину населения, как это случилось, скажем,

в Чехо-Словакии, в нашей стране нет. Да, пожалуй, это и хорошо, что народ

пока не рвется делать политику на улице. Не те у нас традиции, не та

политическая культура, чтобы удержаться при этом в цивилизованных рамках.

Думаю, что у В.О. Ключевского были основания говорить, что массовые

антиправительственные выступления в России если и не начинаются, то

обязательно заканчиваются пугачевщиной. (Кстати, единственным политически

мотивированным оправданием введения в стране военно-милицейского режима

патрулирования можно считать лишь опасения народного бунта. Как известно,

бессмысленного и беспощадного. Но об этом нынешние власти предпочитают всуе

не поминать. Не накликать бы беды.)

Объективный анализ положения в стране приводит к выводу: все, что нам

предстоит увидеть, будет не только жалкой и жестокой агонией политической

карьеры Горбачева, но и часом страданий народа.

Спасение возможно только в одном случае. Если сам М.С. Горбачев,

осознав критический характер ситуации, сойдет с политической сцены

добровольно. После отставки Б.Н. Ельцина в 1987 году и Э.А. Шеварднадзе в

1990-м целесообразность отставки М.С. Горбачева вычисляется так же просто,

как валентность любого химического элемента по Таблице Менделеева.

Уход из официальной государственной политики Шеварднадзе, который

возглавлял, казалось бы, наиболее эффективное направление перестройки, мог

означать только одно - жесточайший удар по доверию к этой политике вообще,

если это доверие еще у кого-нибудь оставалось. Как и в случае с Б.Н.

Ельциным, демарш Э.А. Шеварднадзе поначалу вызвал недоумение, а затем

серьезную тревогу: если корабль перестройки, которым командует М.С.

Горбачев, покидает его первый помощник, значит, быть близкой беде или с

кораблем, или с капитаном. А тут еще фраза: "Это мой протест против

диктатуры".

В возникшей ситуации у Михаила Сергеевича, с точки зрения объективной

политической логики, оставался единственный шанс отвести от себя подозрения

и дезавуировать заявление Э.А. Шеварднадзе - любым способом уговорить его

остаться в рядах президентской рати. Лучше всего в латах вице-президента,

как вроде бы и планировалось до отставки министра иностранных дел,

оказавшейся для президента, если верить его словам, сюрпризом. По существу,

вопрос о сохранении Э.А. Шеварднадзе превратился в дело политической чести

Президента СССР. Он удержать возле себя Э.А. Шеварднадзе не сумел или не

захотел, предоставив тем самым возможность досужим политическим умам

фантазировать на тему - то ли еще будет!

Добровольный уход М.С. Горбачева в отставку мог бы стать спасительной

встряской для общества, заставить закусивших удила доморощенных демократов

и консерваторов осознать гибельность конфронтации, понять наконец, что без

консолидации и гражданского согласия спасение страны невозможно.

Но до тех пор пока во главе государства остается Горбачев, цель

консолидации недостижима. Разорвать же заколдованный круг может лишь сам

президент. Для этого ему вновь потребуется проявить политическое мужество в

сочетании с политической мудростью. Хватит ли Михаилу Сергеевичу того и

другого? Очень хочется, чтобы хватило. Ведь выбор ему предстоит делать

действительно неимоверно трудный: либо ужасный конец, либо ужас без конца.

Итоги перестройки.

К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономического

рынка (преобладал первый), имели почти законченый (именно за счет

принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав

собственности) номенклатурный капитализма. Господствовала идеальная для

бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности

частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской

форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.

Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные

задачи. Первоочередной и самой насущной была экономическая реформа,

призванная вывести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойный

уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь - переход к

рыночным методам хозяйствования, пробуждение предпринимательской инициативы

частных собственников.

За годы "перестройки" было сделано удивительно мало для реального

реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством

законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и

кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ

командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как

следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством,

прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных

союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная

политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста

доходов населения, как и другие популистские меры в экономике - все это

привело к нарастанию в течение 1990-1991 гг. экономического, кризиса в

стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.