Рефераты. Н.С. Хрущев






хорошая перспектива углубить демократизационные процессы в обществе,

разоблачить остатки сталинизма. Однако этого не произошло.

Наоборот, вскоре Жуков был снят с поста Министра обороны. Это свершилось

тогда, когда он находился с визитом в Югославии и Албании. По возвращении

он оказался перед фактом. Его подозревали в бонапартистских намерениях, то

есть в том, что он вроде бы хотел вывести Вооруженные Силы из-под контроля

партии и установить в них "культ собственной личности". В действительности

же Жуков только лишь сократил в армии число политорганов и их руководителей

в армии. Вероятно, Хрущев хотел помешать военным завоевать самостоятельную

политическую роль. В Жукове видели возможного кандидата на пост

Председателя Совета Министров вместо Булганина. Однако в марте 1958 года на

этот пост был назначен Хрущев, который сохранил и пост Первого секретаря ЦК

КПСС. Так исчезло разделение власти, осуществленное после смерти Сталина.

Это решение мало соответствовало решениям XX съезда.

4. Кризис 1956 года и мировое коммунистическое движение

После осуждения после XX съезда КПСС сталинизма, процесс пересмотра

позиций вызвал в правящих компартиях Европы политические разногласия.

Пытаясь придать более коллегиальный характер политическому руководству, в

каждой из стран Восточной Европы разделили высшие партийные,

правительственные и государственные посты. Это было следствием политической

борьбы. Самые трагические формы она приняла в Венгрии.

Важным событием 1955 года явилось примирение СССР с Югославией. Советское

руководство пришло к заключению, что югославский режим не стал

"реставрированным капитализмом", а что Югославия следует к социализму своим

путем. Большая заслуга в восстановлении отношений с этой страной

принадлежала Хрущеву, который прибыл в Белград с визитом и подписал

соглашение о взаимном уважении и невмешательстве во внутренние дела ни по

каким мотивам. Это было первое признание многообразия путей к социализму,

провозглашенного на XX съезде КПСС.

Во время событий 1956 года внутри социалистической системы обрисовались

три полюса: Москва, Пекин и Белград. Хрущев пытался действовать вместе с

обеими столицами. Трудности в общении состояли, прежде всего, в полярности

взглядов на события в Венгрии. Югославы были противниками вмешательства в

дела венгров. Китайцы - наоборот, считали, что надо решительно вмешаться и

"навести порядок". Позиция СССР и Китая сблизились. Снова началась критика

югославского руководства, снова возникла кризисная ситуация.

Важную роль в консолидации коммунистов мира сыграло международное

Совещание коммунистических и рабочих партий, состоявшееся в Москве. Поводом

для него стало празднование 40-й годовщины Великой Октябрьской

социалистической революции. На совещание прибыли делегации всех 64

коммунистических и рабочих партий. Оно было созвано, чтобы найти общий путь

выхода из кризиса, последовавшего за XX съездом. Совещание проходило в два

этапа. На первом этапе присутствовали 12 правящих партий, а на втором этапе

- были все. На нем был принят Манифест мира. Главная роль на совещании

принадлежала советским и китайским представителям.

К сожалению, совещание оказалось попыткой заменить старые международные

организации общим форумом, на котором можно было бы давать политические

указания, имеющие ценность для каждой партии. Как показал опыт, эта затея

не имела успеха.

5. Изменения во внешней политике, мирные инициативы СССР

В начале 60-х годов образ коммунизма в массовом сознании ассоциировался

с конкретными крупными социальными программами. Социальные программы-

обязательства сводились к следующему:

во-первых, решить продовольственный вопрос, полностью обеспечив народ

качественными продуктами рационального и бесперебойного питания;

во-вторых, полностью удовлетворить спрос на предметы широкого

потребления;

в-третьих, решить жилищный вопрос, обеспечив каждой семье отдельную

благоустроенную квартиру;

наконец, ликвидировать малоквалифицированный и тяжелый ручной труд в

народном хозяйстве.

В этих задачах ничего утопического не было. Они стали таковыми после

ввязывания СССР в новый тур невиданной прежде гонки вооружения, лишившей их

материальной базы.

Большое влияние оказала на международные отношения “холодная война”.

После окончания Второй мировой войны доверие друг другу союзников по

анитигитлеровской коалиции стало неумолимо таять. Рост влияния Советского

Союза в Восточной Европе и образование там правительств во главе с

коммунистами, победа китайской революции, нарастание антиколониального

освободительного движения в Юго-Восточной Азии привели к новой расстановке

сил на мировой арене, к постепенной конфронтации между вчерашними

союзниками. Самым острым столкновением двух сил в начале 50-х годов стал

корейский конфликт. Он показал, как легко “холодная война” может перерасти

в вооруженное столкновение.

Новое руководство нашей страны продемонстрировало стремление к динамизму

внешней политики. Оно предприняло ряд поездок за рубеж с целью установления

личных контактов с лидерами дружественных стран.

Важной вехой в укреплении отношений между социалистическими

государствами было создание Организации Варшавского Договора - Союза,

провозгласившего своей целью проведение оборонной политики. Затронула

оттепель и отношения нашей страны со странами Запада. Был заключен договор

о коллективной безопасности в Европе с участием США. Пиком между Востоком и

Западом явился “карибский кризис” октября 1962 года, вызванный

размещением Советским Союзом ядерных ракет на Кубе. Кризис, поставивший

мир на грань ядерной катастрофы был улажен с помощью переговоров и

достигнутых на них компромиссов. После этой кульминации “холодной войны”

начался медленный процесс улучшения отношений между Востоком и Западом,

который Илья Эренбург назвал «оттепель». Оттепель в международных

отношениях была реальной и позволила людям многих стран по-иному взглянуть

друг на друга. Внутренняя эволюция СССР приняла новую ориентацию страны в

сфере внешней политики. Важную роль, в частности, сыграли проблемы в

сельском хозяйстве. В 1955 году в советских посольствах был учрежден пост

атташе по сельскому хозяйству, обязанного передавать в Москву информацию и

предложения о новых методах ведения хозяйства.

Печать начала писать не о том, что плохого произошло в других странах, а

о том полезном, что можно там найти. Обновляя контакты с зарубежными

странами, Советское правительство постоянно предлагало расширять торговые

отношения. Это нравилось странам Западной Европы, которые начали нести

убытки от длительного эмбарго, объявленного США.

Новые отношения с внешним миром не могли ограничиваться экономикой и

техникой. Верховный Совет установил прямые контакты и начал обмен

делегациями с парламентами других стран. Быстро росло число журналистов,

аккредитованных в Москве.

Основной целью советской дипломатии стала стабилизация ситуации в Европе

путем узаконивания положения, сложившегося после войны. Нужно было ещё, как

выражается Н.С. Хрущёв, "кардинально решать" немецкую проблему. Речь шла о

подписании мирного договора, который не был заключен за столько лет после

войны, но договора не с Германией, которой больше не существовало, а с

обоими немецкими государствами. Предложение, выдвинутое коллективно

странами Варшавского Договора в мае 1958 года, было отвергнуто США и их

союзниками, выступившими против любого официального признания ГДР.

Формально их политика была направлена на старый вариант объединения, то

есть под главенством ФРГ. Это влекло за собой и непризнание блоком НАТО

новых земель, принадлежавших Польше после окончания войны, между реками

Одер и Нейсе.

Для того, чтобы сделать страны-участницы блока НАТО более сговорчивыми,

Н.С. Хрущёв предложил сделать Западный Берлин, разделенный после войны на

четыре оккупационные зоны, "свободным городом". Это значило, что в этот

город американцы, англичане и французы смогли бы попасть только с

разрешения властей ГДР. Переговоры по данной проблеме с 1958 по 1961 годы,

однако она так и не была решена. Было решено построить вокруг Западного

Берлина знаменитую стену из бетонных плит. Открытыми остались только

контрольные пропускные пункты. Это позволило остановить отток людей из ГДР

в ФРГ. Однако, большего достичь Н.С. Хрущёву по данной проблеме не удалось.

Другой проблемой переговоров и разногласий с Западом, и особенно с США,

было разоружение. В ядерной гонке Советский Союз к удивлению США достиг

значительных успехов. Однако это было трудное соревнование, которое

налагало на нашу экономику непосильное бремя и не позволяло повысить

жизненный уровень советских людей, который оставался по-прежнему низким.

СССР выдвинул много предложений о разоружении. Так Н.С. Хрущев в сентябре

1959 года выступил на Ассамблее ООН с программой "всеобщего и полного

разоружения" всех стран. С виду она была эффективна, нос точки зрения её

реализации - нереальная. Советскому Союзу не доверяли ни США, ни их

союзники. Поэтому в марте 1958 года СССР по собственной инициативе

приостановил испытания ядерного оружия. С 1958 года СССР уменьшил

численность своей армии, которая за годы "холодной войны" выросла до 5,8

млн. человек.

Численность армии была доведена до 3,6 млн. человек. Два года спустя

Никита Сергеевич добился разрешения сократить Вооруженные Силы до 2,4 млн.

военнослужащих, однако в 1961 году вынужден был приостановить его в связи с

обострением обстановки вследствие строительства Берлинской стены. Главную

ставку в строительстве Советской Армии Н.С. Хрущёв делал на развитие

Ракетных войск стратегического назначения, пренебрегая развитием других

родов и видов войск, чем нанес значительный урон Вооруженным силам СССР.

Изменение советской стратегии и обращение СССР к США было следствием

того, что эта страна была единственным противником, способным поразить

Советский Союз. Н.С. Хрущёв был первым главой не только советского, но и

русского правительства, который нанес визит в США в сентябре 1959 года. Две

недели он путешествовал по Америке. Визит закончился переговорами с

президентом США Эйзенхауэром. Однако ни каких соглашений подписано не было.

Тем не менее в этой встрече были заложены основы прямого диалога между

двумя странами в будущем.

Иллюзиям от визита Никиты Сергеевича в США неожиданно положил конец

инцидент, когда 1 мая 1960 года американский самолет-разведчик был сбит

ракетой над Уралом. Пилот был захвачен живым вместе со шпионской

аппаратурой. США были поставлены в затруднительное положение. Эйзенхауэр

взял ответственность на себя. Н.С. Хрущёва критиковали и соотечественники и

союзники за чрезмерную уступчивость, поэтому он был вынужден принять крутые

дипломатические меры.

Инцидент случился накануне новой встречи в верхах, назначенной на 16 мая

в Париже. Советское правительство более двух лет требовало такой встречи. В

тот момент, когда все уже собрались во французской столице, Н.С. Хрущёв

потребовал, чтобы перед началом переговоров американский президент принёс

извинения. Поэтому переговоры не могли быть даже начаты. Уже согласованный

ответный визит, который Эйзенхауэр как первый американский президент должен

был нанести в СССР, был отменён. Обстановка обострилась. СССР был окружен

цепью из 250 американских баз. Однако новые факторы давали ему возможность

преодолеть этот барьер и поразить далекого противника. Дело в том, что

после берлинского кризиса в СССР была испытана водородная бомба, которая

была эквивалентна 2500 бомбам, сброшенным на Хиросиму.

Важным аспектом дипломатии Советского Союза была антиколониальная тема.

Конец 50-х годов ознаменовался резким усилением борьбы колоний против

метрополий. Были вынуждены уйти из Африки Англия и Франция. Их место

стремились заполнить США. Борющиеся страны обратили свои взоры к СССР в

надежде на помощь. В 1958 году Советский Союз оказал Египту экономическую и

техническую помощь в строительстве Асуанской гидроэлектростанции.

Прямая или косвенная советская помощь позволяла различным странам

ускорить более радикальные решения по своему освобождению от колониального

ига. Особенно остро сложилась ситуация вокруг Кубы. 1 января 1959 года на

Кубе был свергнут тиранический режим Батисты, поддерживаемого США. К власти

пришли сторонники Фиделя Кастро. Правительство Кастро искало помощи у СССР

и Китая. Советское правительство оказало помощь Кубе, Конго, странам

Индокитая. Всё это происходило под жестким прессингом США.

Тем временем в США занял президентский пост Джон Кеннеди. В июне 1961

года он встретился с Н.С. Хрущёвым в Вене. Эта встреча положила начало

регулярному обмену посланиями. Это было символом мирных намерений. Диалог

между СССР и США не был легким. Будучи слабее экономически, СССР имел

преимущество перед США, так как за ним шли освободительные движения разных

континентов.

6. Экономические реформы в СССР. Хрущевские начинания в экономике.

а) Ведение

В 1955 году население СССР достигло предвоенного уровня. В1959 году

численность городского населения сравнялась с численностью сельского, а в

1960 году превысило его. Во второй половине 50-х годов СССР выполнил задачи

индустриализации, позади остались острые социальные противоречия. Однако

сельское хозяйство давало только 16% национального продукта, в то время как

промышленность - 62% и строительство - 10%. На первый план выдвигалась

необходимость повысить уровень жизни. Послесталинские реформы стали давать

ощутимые результаты как в соревновании с США, так и в повышении уровня

жизни. Н.С. Хрущёв говорил, что необходимо работать больше и лучше. В 1959

году на ХХV съезде КПСС он выдвинул самую авантюрную из своих идей: догнать

и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству на

душу населения к 1970 году.

Оптимистические расчеты Никиты Сергеевича основывались на простой

экстраполяции годовых уровней промышленного развития двух стран в мирный

период. Эти уровни были в пользу СССР. Его расчеты не учитывали не только

богатство американской экономики, а самое главное - СССР не мог

сконцентрировать все ресурсы на повышении благосостояния народа. Дело в

том, что перед ним стояло много новых задач. Очень много средств требовала

гонка вооружений и космическое соревнование. Значительная часть ресурсов

вкладывалась в сельское хозяйство, что было главным для повышения уровня

жизни как на селе, так и в городе. Нужно было развивать химию, электронику,

увеличивать добычу нефти вместо угля, электрифицировать железные дороги. Но

самой острой была жилищная проблема. В результате принятых мер с 1956 по

1963 годы в СССР было построено больше жилья, чем за предшествующие 40 лет.

Для многоцелевой экономики больше не подходили методы управления и

планирования сталинской эпохи, заключавшиеся в абсолютном приоритете

некоторых целей, которым подчинялись остальные. Предприятия стали

переходить на самофинансирование из собственных фондов. В 1957-1958 годах

Н.С. Хрущёвым было проведено три реформы. Они касались промышленности,

сельского хозяйства и системы образования.

б) Изменения в сельском хозяйстве

На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное

производство. Хрущев, надо отдать ему должное, по происхождению, да и

по интересам, всегда был ближе к нуждам крестьян, чем кто-либо из других

высших политических руководителей. На Пленуме ЦК Хрущев выступил с серией

важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства. С

позиций сегодняшнего дня они могут показаться недостаточными, но тогда они

имели немалое значение. Были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию,

введено авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними

производилась лишь один раз в год) и т.д.

Хрущев осудил практику существования слабых хозяйств за счет передачи им

средств сильных, критиковал раздутый управленческий аппарат, недостаточную

помощь города сельскому хозяйству. Начало несколько поощряться разведение

крестьянами птицы, мелкого домашнего скота. Во многих хозяйствах появились

коровы, что было немыслимо для колхозника еще год назад.

После неурожая 1953 года ситуация в стране стала настолько серьезной, что

надо было принимать чрезвычайные меры. Повышение урожайности существующих

земельных угодий требовало удобрений, ирригации, технического оснащения, то

есть того, что не может быть создано в один день. Высказанные идеи,

принятые постановления могли дать отдачу лишь несколько лет спустя. А

поправлять зерновое хозяйство требовалось немедленно. Выход нашли в

освоении целинных и залежных земель. Это одобрил Пленум ЦК 1954 года. В

путь отправилось около 300 тыс. добровольцев, в основном молодежь. Это был

ярко выраженный экстенсивный вариант развития. Пригодные земли находились

на территории Казахстана, Южной Сибири, в Поволжье, на Урале, на Северном

Кавказе. Среди них наиболее перспективными выглядели Казахстан, Урал и

Сибирь. Сама идея освоения этих земель была не новой. Мысли о возможности

их использования высказывались еще в начале века. Особенностью середины 50-

х годов -возрождение массового энтузиазма, особенно среди молодежи.

Перемены медленно, но неуклонно шли в стране, вызывая у миллионов молодых

людей искреннее желание внести свой личный вклад в укрепление материальных

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.