Рефераты. Петр I и исторические результаты совершенной им революции






Только еретики бреют бороду. Петр, вернувшись из Европы приказал насильно

брить бороды и носить иноземное платье. У городских застав находились

специальные соглядатаи, которые отрезали у прохожих и проезжих бороды и

обрезывали полы у длинной национального покроя одежды. У сопротивлявшихся

бороды просто вырывались с корнем.

4 января 1700 года всем жителям Москвы было приказано одеться в

иноземные платья. На исполнение приказа было дано два дня. На седлах

русского образца было запрещено ездить. Купцам за продажу русского платья

был милостиво обещан кнут, конфискация имущества и каторга.

"Не понимая происходящего, — констатирует С. Платонов, — все

недовольные с недоумением ставили себе вопрос о Петре: "какой он царь?" и

не находили ответа. Поведение Петра, для массы загадочное, ничем не похоже

на старый традиционный чин жизни московских государей, приводило к другому

вопросу: "никакого в нашем царстве государя нет?" И многие решались

утверждать о Петре, что "это не государь, что ныне владеет". Дойдя до этой

страшной догадки, народная фантазия принялась усиленно работать, чтобы

ответить себе, кто же такой Петр или тот, "кто ныне владеет?"

Уже в первые годы XVIII в. появилось несколько ответов. Заграничная

поездка Петра дала предлог к одному ответу; "немецкие" привычки Петра

создали другой. На почве религиозного консерватизма вырос третий ответ,

столь же легендарный, как и первые два. Во-первых, стали рассказывать, что

Петр во время поездки заграницу был пленен в Швеции и там "закладен в

столб", а на Русь выпущен вместо него царствовать немчин, который и владеет

царством. Вариантами к этой легенде служили рассказы о том, что Петр в

Швеции не закладен в столб, а посажен в бочку и пущен в море. Существовал

рассказ и такой, что в бочке погиб за Петра верный старец, а Петр жив,

скоро вернется на Русь и прогонит самозванца-немчина. Во-вторых, ходила в

народе легенда о том, будто Петр родился от "немки беззаконной", он

замененный. "И как царица Наталья Кирилловна стала отходить с сего света и

в то число говорила: ты, де, не сын мой, замененный". На чем основалось

такое объяснение происхождения Петра, высказывали наивно сами рассказчики

легенды: "велит носить немецкое платье знатно, что родился от немки". В-

третьих, наконец, в среде, кажется, раскольничьей, выросло убеждение, что

Петр антихрист, потому что гонит православие, "разрушает веру

христианскую". Получив широкое распространение в темной массе народа, все

эти легенды спутывались, варьировались без конца и соединялись в одно

определение Петра: "он не государь — латыш: поста никакого не имеет; он

льстец, антихрист, рожден от нечистой девицы".

"...Мироед! — говорили в народе, — весь мир переел: на него,

кутилку, перевода нет, только переводит добрые головы". "С тех пор, как он

на царство сел, красных дней но видно, все рубли да полтины".

В 1705 году вспыхнуло восстание в Астрахани. Бунт начался из-за

того, что Петровский губернатор поставил у дверей церквей солдат и приказал

у всех, кто приходит с бородами, вырывать их с корнем.

"Стали мы в Астрахани, — писали в своих грамотах астраханцы, — за

веру христианскую и за брадобритие, и за немецкое платье, и за табак, и что

к церкви нас и жен наших и детей в русском старом платье не пущали, а

которые в церковь Божью ходили и у тех платье обрезывали и от церквей

Божьих отлучали, выбивали вон и всякое ругательство нам и женам нашим и

детям чинили воеводы и начальные люди".

В своей челобитной царю астраханские люди жаловались на притеснения

со стороны поставленных Петром иностранцев. "А полковники и начальные люди

немцы, — указывалось в челобитной, — ругаючись христианству многие тягости

им чинили и безвинно били в службах, по постным дням мясо есть заставляли и

всякое ругательство женам и детям чинили". Иностранцы служилых людей и жен

их "по щекам и палками били". Полковник Девин тех, "кто придет бить челом и

челобитчиков бил и увечил на смерть, и велел им и женам, и детям их делать

немецкое платье безвременно, и они домы свои продавали и образа святые

закладывали; и усы и бороды брил и щипками рвал насильственно".

Один из вождей восстания говорил: "Здесь стали за правду и

христианскую веру... Ныне нареченный царь, который называется царем, а

христианскую веру нарушил: он уже умер душою и телом, не всякому так

умереть". Восстание в Астрахани продолжалось восемь месяцев.

В 1707 году по тем же религиозным и национальным мотивам поднимает

восстание на Дону казак Булавин. К Булавину собирались все, кто хотел

постоять "за истинную веру христианскую" против "худых людей и князей и

бояр, и прибыльщиков и немцев и Петровых судей". Во время восстания тысячи

и тысячи отдали свои жизни в борьбе за "старую веру и дом Пресвятой

Богородицы" и за всю чернь. Восстание было ликвидировано только к осени

1708 года. Часть восставших, не желая подчиниться царю-отступнику, вместе с

атаманом Некрасовым (около 2.000 чел.) ушла в Турцию. Как и следовало

ожидать, особенно сильное сопротивление предпринятой Петром революционной

ломке основ русской национальной жизни, оказали старообрядцы.

Возникает небывалое до тех пор еще в мировой истории событие, народ

начинает бороться с царем как с Антихристом. В то время когда широкие массы

народа начинают считать Петра Антихристом, Платонов считает "что роль Петра

в проведении реформ была сознательна и влиятельна, разумна и компетентна".

II

В раскольническом сочинении "Собрание святого писания об Антихристе"

давалась следующая оценка антинациональной деятельности Петра I:

"И той лжехристос нача превозноситися паче всех глаголемых богов,

сиречь помазанников и нача величатися и славитися пред всеми, гоня и муча

православных христиан, истребляя от земли память их, распространяя свою

новую жидовскую веру и Церковь во всей России; в 1700 г. обнови по

совершенноем своея злобы совершении, новолетие Янусовское и узаконив от

оного вести исчисление, а в 1721 г. приях на себя титлу патриаршую,

именовася Отцом Отечества и главой Церкви Российской и бысть самовластен,

не имея никого в равенстве себе, восхитив на себя неточию царскую власть,

но и святительскую и Божию, бысть самовластный пастырь, едина безглавная

глава над всеми, противник Христов, Антихрист...

Якоже папа в Риме, тако и сей лжехристос нача гонити и льстити и

искоренити остаток в России православные веры, и свои новые умыслы уставляя

и новые законоположения полагая, по духовному и по гражданскому

расположению, состави многие регламенты и разосла многие указы во всю

Россию с великим угрешением о непременном исполнении онях, и устави Сенат и

Синод и сам бысть над ними главою, судьей главнейшим; и тако нача той

глаголемый Бог паче меры возвышатися. Той же Лжехристос сие содела от

гордости живущего в нем духа, учини народное описание, исчисляя вся мужска

пола и женска, старых и младенцев, и живых и мертвых, возвышался над ними и

изыскуя всех дабы ни един мог сокрытися рук его и обладая их даньми

великими не точию на живых, но и на мертвых таково тиранство учини — и с

мертвых дани востребовав: сего и в давние времена бывшие мучители не

творили. И тако той Лжехристос восхитив на себя царскую и святительскую

власть и вступи на высочайшую степень патриаршескую, яко свидетельствует о

том изданная им книга "Духовный Регламент" лист 3 в 9 пунктах: како для

чего уничтожи патриаршество, дабы ему единому властвовать, не имея равна

себе, но, вместо того устави Синод".

"Означенное суждение, — пишет проф. Зызыкин, — исходившее из толщ

народных, показывает, что превращение православного царя в главу Церкви не

прошло без народного протеста, и чуткой народной совести претил царепапизм,

как явление порожденное не православием, а языческой культурой до-

христианского Рима, и усугубленный протестантским пониманием объема

светской власти в церковных делах. Сочинения Феофана, наталкивавшие на

сомнения в мощах, в святых, в иконах, и вызванные этим духом мероприятия по

свидетельствованию мощей, житий святых, чудес, акафистов, запрещение

строить Церкви без разрешения Синода, закрытие часовен, запрещение ходить

по домам с иконами — тяжело действовало на религиозные чувства народа.

Главными виновниками народ почитал Феофана и Феодосия, этого "апостола

лютеранства", по выражению Царевича Алексея Петровича".

В проповеди своей 12 марта 1713 г. в день имении Царевича Алексея

Петровича, Стефан Яворский резко осуждал реформу церковного управления на

протестантский манер:

"Того ради не удивляйся, что многомятежная Россия наша доселе в

кровных бурях волнуется; не удивляйся, что по толикам смятениям доселе не

имамы превожделенного мира. Мир есть сокровище неоцененное, но тии только

сим сокровищем богатятся, которые любят Господний закон; а кто закон Божий

разоряет, оттого мир далече отстоит. Где правда, там и мир. Море, свирепое

море — человече законопреступный, почто ломаеши, сокрушаеши раззоряеши

берега? Берег есть закон Божий, берег есть во еже — не прелюбы сотвори, не

вожделети жены ближнего, не оставити жены своея; берег есть воеже хранити

благочестие, посты, а наипаче четыре-десятницу; берег есть почитание иконы.

Христос гласит в Евангелии: "Аще кто Церковь прослушает, буди тебе яко

язычник и мытарь".

А в проповеди, произнесенной в 1710 году, Яворский говорил: "Сияла

Россия, мати наша, прежними времены благочестиям, светла аки столб

непоколебимый в вере православной утверждена. Ныне же что? усомневаюся о

твердости твоей, столпе непреклонный, егда тя вижду ветрами противными

отовюда обуреваема".

"В результате раскола, "в атмосфере поднятой им гражданско-

религиозной войны ("стрелецких бунтов"), — по словам русского западника

Федотова, — воспитывался великий Отступник, сорвавший Россию с ее круговой

орбиты, чтобы кометой швырнуть в пространство".

Г. Федотов ведет родословную интеллигенции от Петра, он пишет, что:

"По-настоящему, как широкое общественное течение, интеллигенция

рождается с Петром..." И признав это, он имеет мужество признать то, что

обычно не признают русские западники, что "Сейчас мы с ужасом и отвращением

думаем о том сплошном; кощунстве и надругательстве, каким преломилась в

жизни Петровская реформа. Церковь ограблена, поругана, лишена своего главы

и независимости. Епископские кафедры раздаются протестанствующим

царедворцам, веселым эпикурейцам и блюдолизам. К надругательству над

церковью и бытом прибавьте надругательство над русским языком, который на

полстолетия превращается в безобразный жаргон. Опозорена святая Москва, ее

церкви и дворцы могут разрушаться, пока чухонская деревушка обстраивается

немецкими палатами и церквами никому неизвестных угодников, политическими

аллегориями новой Империи..."

И дальше Г. Федотов заявляет то, о чем в наши дни хранят уже

совершенно гробовое молчание русские европейцы — поклонники Петра и

ненавистники большевиков. "...Не будет преувеличением сказать, что весь

духовный опыт денационализации России, предпринятый Лениным, бледнеет перед

делом Петра. Далеко щенкам до льва. И провалившаяся у них "живая" церковь

блестяща удалась у их предшественника, который сумел на два столетия

обезвредить национальные силы православия".

X. ВСЕШУТЕЙШИЙ СОБОР И ЕГО КОЩУНСТВА

На Церковном Соборе 1667 года было сформулировано следующее

понимание духовной и царской власти: "Да будет признано заключение, что

Царь имеет преимущество в делах гражданских, а Патриарх в делах Церковных,

дабы таким образом сохранилась целою и непоколебимою стройность церковного

учреждения". Этот взгляд находился в силе до 1700 года, до начала церковной

реформы, проведенной Петром I, когда он осуществил идею европейского

протестантизма.

Прежде чем провести эту реформу, сын Тишайшего царя прошел

длительный путь отталкивания от православия. "На Кокуе началось, — как

вспоминает князь Куракин: — "дебошство, пьянство так велико, что невозможно

описать". В этой обстановке зародился и вырос "Всешутейший Собор", — пишет

Иванов с "неусыпной обителью шутов и дураков. Друзья протестанты во главе с

Лефортом настраивают Петра против православия. Петр охладевает к своей

религии, "все симпатии переносит к протестантам".

"Всешутейший Собор имел весьма сложную организацию и, конечно, был

создан не русской головой".

"На этой почве безудержного разгула, — указывает С. Платонов, —

вырос и знаменитый "всешутейший собор" с "неусыпаемой обителью" шутов и

дураков. Если последняя "обитель" отражала в себе старый туземный обычай

держать шутов и ими забавляться, то "собор мог сложиться в форме грубой

пародии сначала на "католицкую" иерархию, а потом, по мере увеличения затеи

и на православное архиерейство, — только в обстановке, разноверного, в

большинстве протестантского и вольномысленного общества немецкой слободы.

"Всешутейший собор" был попыткой организовать ритуал пьяных оргий в виде

мистерий Бахуса. Пьяницы составляли правильную коллегию служившую Бахусу

под главенством "Патриарха" и состоявшую из разных священных чинов до

"дьяконов... включительно". "Имея резиденцию в Пресбурге (почему патриарх и

назывался Пресбургским), собор действовал там и в слободе, а иногда

выскакивал и на московские улицы, к великому соблазну православного

народа".

"...Борясь с Патриаршеством, — указывает М Зызыкин, — которое по

своему государственному положению было олицетворением тех церковных

идеалов, которые призвано было иметь и само государство по теории симфонии,

Петр принужден был озаботиться в этой борьбе с церковными идеалами жизни

житейским и теоретическим дискредитированием того, кто своим саном и

положением в государстве был носителем их для членов Церкви и для членов

государства, то — есть с Патриархом".

С целью дискредитирования Патриарха и вообще церковных властей, по

свидетельству Скворцова, автора исследования "Патриарх Андриан", — Петром

был создан "всешутейший", сумасброднейший и всепьянейший собор" князя

Иоаникиты, Патриарха Пресбургского, Яузского и всего Кокуя.

При патриархе Пресбургском находилось 12 кардиналов, епископов и

архимандритов, составленных из числа самых больших пьянчуг и безобразников

Москвы и Кокуя — Московской иностранной слободы". Все эти лица носили с

одобрения Петра прозвища, которые, по словам историка Ключевского, никогда

не смогут появиться в печати".

Ларец для хранения бокалов являлся копией переплета Евангелия.

"Одним словом, — .пишет Ключевский, — это была неприличнейшая пародия

церковной иерархии и церковного богослужения, казавшаяся набожным людям

пагубой души, как бы вероотступлением, противление коему — путь к венцу

мученическому".

По свидетельству современников Петра Первого: — эта "игра" пьяных

самодуров в боярских дворах была такая "трудная, что многие к тем дням

приготовлялись как к смерти"; "сие славление (праздники) многим было

бесчестное и к наказанию от шуток не малому; многие от дураков были биваны,

облиты и обруганы".

Вот как описывает в своем "Дневнике" Корб, секретарь посольства

австрийского императора Леопольда, знаменитый "Всешутейший Собор" Петра

Первого. Дело было в Москве, в 1699 году, во время страшного розыска и

казни стрельцов, когда Петр, по словам Пушкина, был "по колена в крови".

"Февраль 21. — Особа, играющая роль Патриарха, со всей труппой

своего шутовского духовенства праздновала торжественное посвящение богу

Вакху дворца, построенного царем и обыкновенно называемого дворцом Лефорта.

Шествие, назначенное по случаю этого обряда, выступило из дома полковника

Лимы. Патриарха весьма приличное облачение возводило в сан Первосвященника:

митра его была украшена Вакхом, возбуждавшим своей наготой любовные

желания; Амур и Венерой украшали посох, чтобы показать какой паствы был сей

пастырь. За ним следовала толпа прочих лиц, изображавших вакханалию: одни

несли большие кружки, наполненные вином, другие — сосуды с медом, иные —

фляги с пивом, с водкой, последним даром в честь Сына Земли. И как, по

причине зимнего времени, они не могли обвить свои головы лаврами, то несли

жертвенные сосуды, наполненные табаком, высушенным в воздухе, и, закурив

его, ходили по всем закоулкам дворца, выпуская из дымящегося рта самые

приятные для Вакха благоухания и приличнейший фимиам... "

Чем этот антирелигиозный маскарад, проводимый царем Петром лучше

таких же дурацких религиозных карнавалов, устраиваемых в религиозные

праздники комсомольцами, наряжавшихся как и Петр патриархами и

священниками. Не есть ли эти комсомольские карнавалы простое подражание

всешутейшему собору Петра, почитаемого большевиками ревнителем западной

культуры. То, что Петр попирал народные традиция во имя будущего блага

народа — не есть оправдание. Тогда надо оправдывать и большевиков, которые

уверяют, что они тоже надругались над всем, что дорого сердцу народа во имя

прекрасного будущего.

"Сам Петр был протодьяконом в этом соборе. У собора были свои

молитвы и песнопения, свои облачения и т.д.". Бывало, что на первой неделе

поста, когда богобоязненные москвичи посвящали все время постам и молитвам,

"всепьянейший собор" Петра в назидание верующих устраивал шуточную

покаянную процессию" "Его всешутейшество" выезжал окруженный своими

сподручниками в вывороченных полушубках на ослах, волах или в санях,

запряженных свиньями, козлами и медведями. Такое подражание церковному

богослужению в глазах народа было богохульством и поруганием веры".

Об уставе этого всешутейшего собора даже составитель биографии Петра

Первого В. Мавродин, изданной советским издательством "Молодая Гвардия",

отзывается так: "Придет время, когда Петр, как мы увидим, старательно

выработает другой устав, устав "Всешутейшего и сверхпьянейшего собора",

который даже с точки зрения самых отъявленных вольнодумцев XVIII века

явится олицетворением богохульства".

Во время свадьбы учителя Петра 84-летнего Зотова, наряженные в маски

собутыльники Петра сопровождали Зотова с женой "в главную церковь, где

венчал их столетний священник. Перед этим последним, потерявшим уже зрение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.