многие десятилетия существовавший закон, по которому отпущенных на волю
следовало непременно вновь закрепостить. Теперь их было велено записывать в
купечество или в мещанство. Так фактически впервые была декларирована сама
возможность освобождения от крепостных пут, и в России появилась категория
свободных граждан. Не случайно на это екатерининское постановление ссылался
впоследствии Александр I в своём указе о вольных хлебопашцах 1803года.
Свободными объявлялись и питомцы воспитательных домов, а в случае
брака – их супруг или супруга. Запрещено было обращать в крепостную
зависимость церковников, пленных и незаконнорожденных. Иначе говоря, сфера
крепостничества сужалась, ограничивалось его распространение на новые
категории населения. Так же я хотел бы коснуться такого документа, как
Дворянская грамота, где вопрос о владении крепостными обойден стороной.
Лишь одна статья грамоты, да и то появившиеся в ней, по-видимому, на
последнем этапе работы над документом, подтверждала право дворян владеть
деревнями. Многих историков эта статья ввела в заблуждение, ведь понятно,
что деревня – это не только избы, но и живущие в них крестьяне. Однако
законодательная практика того времени рассматривала деревни и крестьян как
два самостоятельных субъекта владения.
Характерна следующая запись в бумагах императрицы, позднее воплощенная
в одном из указов: «Всякий помещик знает свою отмеженную границу – земля,
лес и всё угодье его. Мужик его же и все, что сей нажил и выработал, его же
».
Не смотря на то, что многие проекты Екатерина не смогла воплотить в
жизнь, т.к. они не нашли широкой общественной поддержки, тем не менее она
создала предпосылки для дальнейшего реформирования отношений между
землевладельцами и крестьянами, что и произошло при Александре I.
Административная реформа.
Учреждения для управления губерний.
Екатерина не питала иллюзий по поводу исполнения изданных ею
законопроектов. Она решила укрепить «властную вертикаль». Это её желание в
совокупности с давно назревшими проблемами в управлении породило главное
событие 1775 года появление на свет одного из важнейших законодательных
актов Екатерины II — «Учреждения для управления губерний». Само знакомство
с этим обширным документом объемом более полутораста печатных страниц
убеждает, что готовя его, императрица проделала поистине гигантский труд.
Об этом свидетельствуют и многочисленные черновики, сохранившиеся в ее
архиве. Как единодушно утверждают историки русского права, «Учреждения»
были новым словом в законодательной практике России: документ отличался
простым и ясным языком, без сложных иностранных терминов и при этом
детальной разработкой норм государственного, административного,
финансового, семейного и других отраслей права. Созданная по губернской
реформе 1775 года система местного управления просуществовала до реформ
1860-х годов, а введенное ею административно-территориальное деление —
вплоть до Октябрьской революции.
За основу деления страны на губернии Екатерина взяла территории с
населением в 300—400 тысяч человек, причем никакие национальные,
исторические или экономические особенности во внимание не принимались. Зато
так было гораздо удобнее осуществлять управление страной из центра.
Исполнительную власть в губернии возглавлял губернатор или генерал-
губернатор, при котором создавалось губернское правление. Губернии
членились на уезды с населением в 20— 30 тысяч человек. Власть в уезде
возглавлял городничий. Для управления городами учреждался губернский
магистрат, а в самих городах — городовые магистраты.
Губернская реформа 1775 года стала важным этапом по окончательному
превращению России в унитарное государство путем введения единообразной
системы управления на всей территории империи. Новые земли, которые
впоследствии присоединялись к империи, сразу же получали органы управления
в соответствии с «Учреждениями». И хотя позднее, при Павле I и Александре I
некоторые национальные окраины вновь обрели отдельные традиционные
институты власти, характер государства в целом это изменить уже не могло.
Важность же унификации управления состояла прежде всего в том, что
громоздкая конструкция, которую представляла собой многонациональная,
обширная по территории, с разнообразными климатическими, экономическими и
культурными условиями Российская империя, становилась необычайно
устойчивой.
Введение «Учреждений» означало и судебную реформу. Еще Петр I
попытался создать самостоятельную судебную власть, то есть судебные
учреждения, отделенные от органов исполнительной власти. Однако после его
смерти содержание самостоятельных судов показалось новым правителям затеей
слишком дорогой, и право суда возвратили местным администраторам.
Перечисляя «болячки» страны, обнаруженные в первые годы своего правления,
Екатерина отмечала и то, что «та же места, коя решит дело, оная и
исполняет». Хорошо знакомая с идеей Монтескье о разделении властей,
императрица установила новую систему судебных органов. Правда, не до конца
независимых: губернатору вменялось в обязанность бороться с судебной
волокитой.
Как уже ясно из вышесказанного, «Учреждения» 1775 года были
многоцелевым и многоаспектным документом. Коснулись они и еще одного
важного для того времени вопроса. Уже в Уложенной комиссии дворяне
выступали с требованием передать в их руки управление на местах, и теперь
императрица решила пойти им навстречу. Согласно «Учреждениям», целый ряд
должностей местной администрации — заседатели судов разных ступеней, в том
числе совестного, уездные судьи, земские капитан-исправники и др. —
замещались выборными из местных дворян. Казалось, что таким образом дворяне
станут, с одной стороны, хозяевами в своих губерниях, а с другой — вышедшие
после 1762 года в отставку помещики смогут получать дополнительные средства
к существованию, почти не выезжая из своих имений. Но Екатерина не забывала
и об интересах страны. Фактически так удавалось вернуть дворян на
государственную службу и заполнить многочисленные административные
должности, которые в ином случае рисковали остаться вакантными. При этом
дворянская сословная организация как бы становилась частью государственного
аппарата, поскольку все дворянские должности, включая предводителя
дворянства, соотносились с Табелем о рангах и получали определенный
классный чин.
Екатерина понимала, что только издать новый закон мало, и, как могла,
зорко следила за судьбой своего детища. «Князь Александр Алексеевич! —
пишет она Вяземскому в ноябре 1775 года. — Всуе будет всякое доброе
учреждение, ежели не падет жребий исполнения онаго на людей совершенно к
тому способных. На сем основании возвращаю я доклад от Сената... о чинах,
помещаемых в палаты судные Тверскаго и Смоленскаго наместничеств. Я не
могла оной утвердить потому, что не вижу я тут людей, искусившихся в делах
ею родов, к коим они определяются. ... Я чаяла, что выбор оных
соответствовать будет лучшей моей надежде и что к сим местам взыщутся
искуснейшие из членов Юстиц - и Вотчинной коллегии, с коих Сенат лучше
знать может. И ради сего еще раз я хочу повторить вам мое желание,.. чтобы
из сих обоих мест в председатели палат и верхнего земского суда избраны
были достойные люди, а хотя и из других, но конечно такие, что уже на деле
в своих способностях испытаны... должно во оные ко исполнению частных
должностей избрать умеющих, а не людей, что в делах новы и упражнялись во
всю жизнь в иных званиях».
Одним из важнейших последствий введения «Учреждений» было значительное
увеличение армии чиновников, которые все больше превращались в
самостоятельную и грозную политическую силу. Укрепление аппарата
управления, а следовательно, бюрократизация страны соответствовала
представлению о том, каким должно быть регулярное государство. Но его
конструкция оставалась еще далеко не завершенной. В 1782 году появился ее
новый важный элемент — «Устав благочиния», еще один плод увлечения
императрицы законотворчеством.
Если согласно «Учреждениям», страна была разбита на губернии, губернии
— на уезды, и в каждом посажено по доброй дюжине разных начальников, то
теперь дошла очередь и до городов. Каждый из них был разделен на части, а
те — на кварталы. В каждой городской части — по 200— 700 дворов и частный
пристав, в каждом квартале — 50—100 дворов и квартальный надзиратель с
квартальным поручиком. Над всеми ними возвышается городская управа
благочиния, где заседают городничий, два пристава и два ратмана. Управа
имеет «бдение, дабы в городе сохранены были благочиние, добронравие и
порядок», к чему относятся контроль за торговлей, поимка беглых, починка
дорог, улиц и мостов, борьба с азартными играми, строительство бань, разгон
не разрешенных законом «обществ, товариществ, братств и иных подобных
собраний».
Непосредственный вершитель полицейского надзора в городе — частный
пристав. Именно он следит за порядком и, в частности, за тем, чтобы не
происходило несанкционированных «сходбищ и скопищ», советуя обывателям в
таких случаях разойтись по домам и «жить покойно и безмятежно». Как обычно,
Екатерина не забыла и о мелочах. «Устав благочиния» предписывал в каждом
квартале поставить специальный столб для развешивания объявлений. Столб
этот — в сущности, один из органов управления, некий «информационный
центр», при помощи которого городские, да и более высокие, власти сообщают
подданным, как им надлежит жить.
Особую прелесть новому закону придавало «зерцало управы благочиния» —
своего рода моральный кодекс и полицейского и рядового гражданина.
Начинался он семью наказами, повторявшими хорошо знакомые русским людям
христианские истины:«Не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь. Не токмо
ближнему не твори лиха, но твори ему добро коли можешь.« Кто ближнему
сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит
её по возможности. В добром помогите друг другу веди слепого, дай кровлю
неимеющему, Haпри жаждущего. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи
падающему. С пути сошедшему указывай путь» Причисленные к законам, эти
истины, которые прихожане привыкли слышать с церковного амвона, обретали
силу юридической нормы, подкрепленной авторитетом высшей власти. Так
императрица брала на себя еще одну заботу просвещенного монарха —
воспитывала подданных.
Жалованные грамоты.
Прошло еще три года, и 21 апреля 1785 год на свет явились сразу два
важнейших закона. На сей раз названные «жалованными грамотами» — дворянству
и городам. Дата была избрана не случайно. Это был день рождения
императрицы, Екатерина как бы сама себе преподносила подарок, подчеркивая
тем самым значение этих документов. И действительно, на долгие годы им
суждено было стать краеугольным камнем российского законодательства, ибо на
сей раз государыня добралась до решения самой сложной из поставленных задач
— создания законодательства о правах отдельных сословий. Сложной это задача
была потому, что никто до Екатерины не закреплял в законах права и
обязанности сословий, хотя процесс начался еще при Петре I и закончился при
Екатерине. Грамота подтверждала дарованное Манифестом 1762 года право
дворян служить или не служить по своему выбору, и в том числе наниматься на
службу в иностранных государствах. Закреплялись и все права дворян на
наследственные и благоприобретенные имения, причем первые не
конфисковывались даже у самых закоренелых преступников, а передавались их
наследникам. Уточнялось также, что дворянин владеет не только самой землей,
но и ее недрами. Специальной статьей дворянам разрешалось «иметь фабрики и
заводы по деревням». Помещичьи дома в сельской местности освобождались от
постоя войск, а сами дворяне — от всех видов податей.
Помимо созданных еще «Учреждениями» 1775 года уездных дворянских
собраний, создавались и губернские, которым придавался статус юридического
лица. Им вменялось в обязанность составление губернских родословных книг из
шести частей. В первую вносились роды, получившие дворянство по царскому
указу, во вторую — выслужившие дворянское достоинство военной службой, в
третью — гражданской, в четвертую вписывались дворяне иностранного
происхождения, в пятую — титулованное дворянство, и, наконец, в шестую —
старинные дворянские роды.
Почти всеми включенными в грамоту правами и привилегиями дворянство
уже фактически обладало, но за их оформление в виде закона оно боролось с
петровских времен. Грамота завершила длительный процесс правового
оформления статуса дворянства и стала основой всего последующего
законодательства в этой области вплоть до Октябрьской революции. Но
ошибочно думать, что, ублажая дворян, Екатерина забыла о государственном
интересе. И далеко не все, на чем настаивало дворянство, нашло отражение в
грамоте. Прежде всего уже само название нового акта — «грамота» — имело
двоякий смысл. С одной стороны, подчеркивался фундаментальный характер
этого закона, с другой — зависимость дворянства от монаршей воли. Права и
привилегии дворянства, хоть и заслуженные ратными подвигами, объявлялись не
естественно присущими этому сословию, а пожалованными свыше государем.
Таились в тексте грамоты и иные хитрости. Так дворянин, конечно, мог и не
служить, но если уж он избирал праздность, то лишался голоса в дворянском
собрании. Что касается промышленных предприятий, то четко говорилось лишь о
праве заводить их в сельской местности, в городах же, как глухо упоминалось
в Жалованной грамоте, дворянам дозволялось покупать дома «и в оных иметь
рукоделие».
Иной характер, нежели грамота дворянству, носила Жалованная грамота
городам. Значительно более объемная, она охватывала и более широкий круг
вопросов. И рассматривались в ней не только личные права городского
населения, но и организация и деятельность купеческих гильдий, ремесленных
цехов и органов городского самоуправления. Но при этом система прав и
привилегий, которыми наделялись третье сословие и дворянство, были
максимально сближены. «Городские обыватели», или мещане, как их называет
грамота, образуют градское общество, наподобие дворянского собрания,
которому также приданы статус и права юридического лица. Если в дворянском
собрании права голоса лишается дворянин, никогда не служивший, то в
градском обществе — мещанин, не имеющий собственности или капитала.
Градское общество заводит городовую обывательскую книгу, подобную
родословной дворянской и тоже из шести частей. В первую заносятся лица,
владеющие в городе недвижимостью, во вторую — гильдейское купечество, в
третью — зарегистрированные ремесленники, в четвертую — иностранцы, в пятую
— именитые граждане (те, кто более одного раза занимал выборные должности,
люди с университетским образованием, художники, архитекторы, банкиры и
пр.), в шестую — все остальные жители.
Согласно грамоте, мещане — это особое сословие — «средний род людей»,
то есть то самое третье сословие, к созданию которого Екатерина так
стремилась. Звание мещанина, как и дворянское, наследственное, и лишали его
за те же преступления, что и дворянина. Как дворян судят дворяне, так и
мещан — мещане. Купцы 1-й и 2-й гильдий освобождаются от телесного
наказания. Первогильдейцам разрешено ездить в карете, заложенной парой
лошадей, купцам 2-й гильдии — в коляске, а 3-й — лишь на телеге с одной
лошадью. Именитые же граждане могли не только красоваться, как дворяне, в
карете, но и запрягать в нее аж четверку лошадей. В третьем поколении они
имели право претендовать на дворянство.
Жители города избирали городскую думу, а та, в свою очередь,
шестигласную думу, куда выходили по одному человеку от каждой категории
городских обывателей. Управлял думой городской голова, а в ее обязанности
входило поддержание порядка в городе, надзор за соблюдением правил торговли
и за состоянием строений. Помимо гильдий для купечества, грамота закрепляла
и цеховое устройство ремесленников. Екатерина знала, что в Западной Европе
того времени ремесленные цехи уже стали анахронизмом и мешали дальнейшему
экономическому и социально-политическому развитию. Но в России, считала
она, цехи еще не исчерпали свои возможности и могли быть полезны для
оживления ремесленного производства. Иначе говоря, императрица полагала,
что России нужно не перепрыгивать через те этапы, которые уже миновала
Западная Европа, а развиваться постепенно. Разрабатывая городовое
законодательство, Екатерина пыталась решить весьма сложную задачу:
примирить принципы свободного городского самоуправления и создания наиболее
благоприятных условий для торговли, ремесленного и иного производства с
реалиями крепостнического Российского государства второй половины XVIII
века. Дело это было непростое. И не только потому, что само понятие
самоуправления плохо вписывалось в ту систему власти, которая всячески
ограничивала личную свободу горожан, но и потому, что городские жители
оказались не слишком к этому готовы. Сами условия, в которых складывались и
развивались русские города, были изначально совсем иными, чем в Западной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5