Рефераты. С.Ю. Витте. Политический портрет






дело. Российское правительство старалось брать кредиты не у международных

финансовых организаций, а размещало свои обязательства на внутреннем рынке

иностранных государств. "Русские бумаги" специально выпускались невысоким

номиналом, делавших их доступными для мелких буржуа, служащих, даже

прислуги.

Витте использовал протекционизм, однако защита не означала закрытие

рынка. Ограничивая ввоз иностранных товаров в Россию высокими таможенными

пошлинами, правительство поощряло экспорт различными налоговыми льготами и

премиями. Витте не побоялся начать настоящую таможенную войну с Германией,

добившись равноправных торговых отношений с этой страной. Варьируя ставки

налогов, министерство финансов создавало наиболее благоприятные условия то

в одной, то в другой отрасли, направляя поток капиталов в нужное русло.

Для успешного экономического соревнования с Западом в наступающем XX

веке, для более энергичного промышленного и аграрного развития нужна была

финансовая стабилизация. Жесткие налоговые, таможенные и конверсионные меры

позволили к концу 80-х гг. добиться бездефицитного бюджета и стабильного

роста золотого запаса. С.Ю. Витте видел, что на протяжении 80-х гг. курс

кредитного рубля подвергался значительным колебаниям, а потому усиленно

продолжал накопление золотовалютных резервов.

В те времена спекуляция на рубле имела огромные масштабы. Ее специфика

состояла в том, что объектом ее была прежде всего рублевая наличность.

Рубли чемоданами тайком и явно вывозили за границу. И Витте решается на

смелый и дерзкий шаг. В самом начале 1895г. министерство финансов России

закупает на Берлинской фондовой бирже на огромные по тем временам суммы

предлагавшиеся на срок российские рубли (по курсу 219 марок за 100 рублей).

Тут же правительство запрещает вывоз бумажных денег за границу, указав

российским банкам, что вывоз кредитных билетов из России будет

рассматриваться как участие в спекуляции против национальной валюты.

Банки выполнили это требование. Встревоженные европейские биржевики

поняли, что раздобыть рубль к сроку стало невозможно, и что они явно

промахнулись с продажей. Многие из них вынуждены были обратиться к

министерству финансов России с просьбой разрешить им приобретение

потребного количества рублей. Витте "милостиво" разрешил, но "заломил"

новую цену - 234 марки за 100 рублей. Покупатели вынуждены были

согласиться. Русская казна существенно пополнилась в результате этой

операции. Серьезных попыток сыграть на понижение рубля уже можно было не

опасаться.

С. Ю. Витте пришлось решать и еще одну проблему перед началом денежной

реформы: на чем основать денежное обращение - на одном ли металле (золоте

или серебре) или на двух металлах совместно. Россия в то время все более

решительно ориентируется на дружбу и сотрудничество c Францией. Крупнейшие

французские финансовые авторитеты усиленно советовали ввести в России

денежное обращение, основанное на серебре. Но Витте не спешил выполнять эти

рекомендации. Он прекрасно понимал, что за этими советами стоит трезвый

денежный расчет: Франция имела в обращении наибольшее количество серебра из

всех великих финансовых держав тогдашнего мира. И согласие России на

обращение, основанное на серебре, прочно "привязывало" Россию к Франции.

С.Ю. Витте убеждал, что бумажные деньги нужно выпускать не для

удовлетворения текущих потребностей обращения, а исключительно для

потребностей Государственного банка как главного кредитного учреждения.

Бумажные деньги должны рассматриваться как обязательства Госбанка, а потому

должны иметь обеспечение. Определялись и главные ориентиры, которые

поставил Витте: добиться, чтобы Госбанк был в состоянии обеспечить

непрерывный обмен на золото не менее 1/2 суммы бумажных денег, находящихся

в обращении, причем наличность непокрытых "бумажек" не должна быть более

500 млн. руб.

И наконец Витте сделал то, что не удавалось его предшественникам, - ввел

золотое денежное обращение, обеспечив стране твердую валюту вплоть до

первой мировой войны и приток иностранных капиталов. Царский указ "О

чеканке и выпуске в обращение золотых монет" вышел 3 января 1897 года.

Рубль был фактически на треть девальвирован. Новые деньги менялись на

"старые" с разницей 1 к 1,5. Был введен свободный размен золота на

кредитные билеты.

Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало

экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного

производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой

степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию

страны. В конце XIX - начале XX века золотая единица преобладала в составе

российского денежного обращения и к 1904 году на нее приходилось почти 2/3

денежной массы. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. внесли

коррективы в эту тенденцию, и с 1905 года эмиссия кредитных рублей опять

стала возрастать. Однако вплоть до перовой мировой войны России удалось

сохранить в неприкосновенности важнейший принцип валютной реформы:

свободный обмен бумажных денег на золото.

Важно и то, что Витте точно просчитал момент для начала денежной реформы,

провел большую подготовительную работу. "Я совершил денежную реформу так,

что население России совсем и не заметило ее, будто ничего не было... И не

единой жалобы! Ни единого недоразумения со стороны людей", - писал он в

своих воспоминаниях.

По инициативе Витте была введена государственной монополии на торговлю

крепкими спиртными напитками. В России водка с давних времен и до сих пор

остается важнейших статей дохода казны, а при Витте торговля водкой

производилась только в казенных винных лавках. Министр финансов утверждал,

что приоритетными для него были вовсе не фискальные цели, а стремление

ликвидировать злоупотребления частной торговли спиртным. Витте отмечал во

всеподданнейшем докладе: "Прекращение продажи вина за счет урожая, под

заклад или в промен платья, посуды и других вещей возбуждает в крестьянах

неподдельное чувство радости, и, осеняя себя крестным знамением, они

выражали благодарность батюшке-царю, избавившему народ от пагубного влияния

дореформенного кабака, разорявшего население". Действительность была

безмерно далека от нарисованной министром благостной картины. При Витте

винная монополия давала миллион рублей поступлений в день и именно при нем

бюджет страны окончательно стал строится на спаивании населения.

Любимым детищем Витте было железнодорожное строительство было – за свое

пребывание на посту министра он увеличил протяженность железных дорог почти

в два раза. От Витте, как представителя частного капитала, ждали

продолжения политики развития акционерных обществ. Однако он, вопреки, а

быть может, благодаря многолетнему опыту частной службы, считал казенные

дороги более эффективными. Если к моменту появления Витте в Петербурге

частным акционерным обществам принадлежало более 70 % российских железных

дорог, то к концу его министерства соотношение изменилось в прямо

противоположную сторону и уже почти 70 % дорог были казенными.

Витте считал, что только государство может сконцентрировать огромные

ресурсы для воплощения самых дерзких замыслов. Ярким примером была

Транссибирская магистраль, построенная в кратчайшие для того времени сроки.

Она должна была открыть ворота на Азиатский Восток, и Россия, стоя на

страже у этих ворот, могла воспользоваться всеми преимуществами посредника.

Магистраль, построенная в конце XIX в., и в канун наступления века XXI

остается главным связующим звеном между Европейской Россией, Сибирью, и

Дальним Востоком. Однако расчеты Витте на то, что через российскую

территорию удастся направить транзитный грузопоток, шедший через Суэцкий

канал, не оправдались из-за внешнеполитических осложнений.

Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он как ни один из

царских министров финансов, широко использовал исключительную экономическую

силу власти, существовавшую в России. Орудиями государственного

вмешательства служили Государственный банк и учреждения министра финансов,

контролировавшие деятельность коммерческих банков.

Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено было осуществиться.

Первый удар по ним нанес мировой экономический кризис, резко затормозивший

развитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов,

нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Дальнем и

Среднем Востоке, сама по себе связанная с большими расходами, еще и

обострила русско-английские противоречия и приблизила войну с Японией. С

началом же военных действий ни о какой последовательной экономической

программе не могло уже быть речи. Ускоренная индустриализация России не

могла быть успешной при сохранении традиционной системы власти и

существовавших экономических отношений в деревне. Развитие промышленности

во всех странах шло за счет средств, накопленных первоначально в сельском

хозяйстве. Там, где этот процесс шел естественным и неспешным темпом, он не

был болезненным. Необходимость быстрого скачка оказалась чувствительной.

Россия была догоняющей страной и расплачивалась за это.

Все эти факторы, вместе взятые, действительно привели сельское хозяйство

на рубеже XIX - XX веков к глубокому кризису. К концу XIX века и Витте, и

его противники заговорили о "перенапряжении платежных сил сельского

населения". На платежеспособности крестьян держались и развитие

промышленности, и государственный бюджет. Противники Витте усилили нападки

на политику индустриализации. Объединенными усилиями противники Витте при

очевидном сочувствии императора начали оттеснять министра финансов и от

рычагов управления дальневосточной политикой, находившихся до того в его

почти исключительном владении. Каковы бы ни были в совокупности причины

увольнения Витте с должности министра, отставка в августе 1903 года

нанесла ему удар: пост председателя комитета министров, который он

получил, был неизмеримо менее влиятелен.

Политические взгляды

Еще более противоречивыми, сложными, во многом эклектичными

представляются политические воззрения Витте, тяготевшие к откровенно

консервативным и даже реакционным общественно-политическим устоям. Как уже

отмечалось, с детских лет он был воспитан в духе строгого монархизма.

Действительно, идея монархизма, своеобразно проэволюционировав под влиянием

внешних обстоятельств, продолжала главенствовать в его общеполитических

представлениях о формах государственного устройства.

Анализируя причины активизации массовых социальных движений в мире, Витте

главную из них видел в естественном стремлении человека к справедливости, в

борьбе с неравенством. Процессы эти неотвратимы, но общественные

перевороты, являющиеся их следствием, могут проявляться и в формах

"закономерных", если правительства в своей законодательной деятельности

считаются с ними, и в формах эксцессов, если этим тенденциям не придать

нужного направления и выхода. Но верно оценив сущность и направление

современного исторического процесса, Витте делал из этого весьма

своеобразный вывод. По его мнению, перед Европой в целом и перед Россией в

частности стоял выбор - самодержавие или социализм. Только эти две

государственные формы могут удовлетворить массы. И по его убеждению,

наилучшей из них в этом плане является самодержавие, но "самодержавие,

сознающее свое бытие в охране интересов масс, сознающее, что оно зиждется

на интересах общего или социализма, существующего ныне лишь в теории".

Буржуазный парламентарный строй он считал нежизнеспособным, видел в нем

лишь переходную стадию развития к более совершенному общественному строю -

монархическому или социалистическому.

В конце XIX - начале XX века особое место во внутренней политике

правительства заняла земская тема, которая стала предметом самых острых

споров в правящих верхах в связи с поисками выхода из обострявшегося

политического кризиса. Витте выступил решительным противником проектов по

децентрализации управления и расширению местного самоуправления. Он

предлагал реорганизовать местное хозяйственное управление, усилив

бюрократический аппарат и допустив лишь некоторое представительство местной

общественности. В специальной записке, предназначенной для

внутреправительственного использования, но впоследствии опубликованной, он

писал, что его предложения сводятся в основном к реформированию местной

правительственной администрации. Наряду с этим он утверждал, что в

настоящее время Россия не представляет еще окончательно сложившегося

государства и целостность се может поддерживаться только сильной

самодержавной властью. Такой взгляд на самодержавие вполне соответствовал

честолюбивому характеру могущественного министра, влиятельное положение

которого в период расцвета его карьеры во многом основывалось на личном

расположении к нему Александра III. Положение всесильною визиря при

неограниченном деспоте вполне его устраивало и, видимо, подпитывало его

политические пристрастия. Ситуация начала меняться с восшествием на престол

Николая II. Последнему не могли импонировать манеры министра финансов, его

настойчивость, некоторое менторство и наставительность тона в разговорах,

частое упоминание о воле его отца при решении тех или иных вопросов.

Охлаждение к Витте и даже враждебность к нему императорской четы в какой-то

мере, видимо, было усугублено его поведением во время серьезной болезни

Николая II осенью 1900 года, когда в придворной среде даже возник вопрос о

его преемнике. Тогда Витте высказался за брата царя - Михаила, чем кровно

обидел императрицу, в пользу которой были расположены некоторые сановники.

К тому же рост его влияния серьезно обеспокоил царское окружение, которое

стремилось повлиять на мнение Николая II о Витте.

Отставка с поста министра финансов. Дипломатическая деятельность

Все это наряду с нараставшими расхождениями по ряду важных аспектов

внутренней и внешней политики, особенно по поводу дальневосточных дел,

русско-японских отношений, а также в связи с установившейся в правых кругах

репутацией "красного", "социалиста", "опасного масона" привело в августе

1903 года к отставке Витте с поста министра финансов. Одной из основных

причин стало то, что он не хотел воевать с Японией, но идея маленькой

победоносной войны грела душу министра внутренних дел В.К.Плеве. Николай II

оказался на стороне партии войны - и Витте был смещен.

Учитывая, однако, его высокую международную репутацию, необходимость

иметь под рукой компетентного советника но сложнейшим проблемам, Николай II

обставил свое решение внешне вполне благопристойно: Витте получил крупное

единовременное вознаграждение (около 400 тысяч рублей) и был назначен

председателем Комитета министров. Должность эта была почетная, но

фактически маловлиятельная, так как Комитет занимался в основном мелкими

текущими делами.

Потерпев поражение в политической борьбе, Витте не вернулся к частному

предпринимательству. Он поставил себе целью отвоевать утраченные позиции.

Оставаясь в тени, он добивался того, чтобы не потерять окончательно

расположения царя, почаще привлекать к себе "высочайшее внимание", укреплял

и налаживал связи в правительственных кругах. Начать активную борьбу за

возвращение к власти позволила подготовка к войне с Японией. Однако надежды

Витте на то, что с началом войны Николай II призовет его, не оправдались.

Летом 1904 г. эсером Е. С. Созоновым был убит давний противник Витте

министр внутренних дел Плеве. Опальный сановник приложил все усилия, чтобы

занять освободившееся место, но и здесь его ждала неудача. Несмотря на то,

что Сергей Юльевич успешно выполнил возложенную на него миссию - заключил

новое соглашение с Германией, - Николай II назначил министром внутренних

дел князя Святополка-Мирского.

Пытаясь обратить на себя внимание, Витте принимает самое активное участие

в совещаниях у царя по вопросу о привлечении выборных от населения к

участию в законодательстве, пытается добиться расширения компетенции

Комитета министров. Он использует даже события "Кровавого воскресенья",

чтобы доказать царю, что без него тому не обойтись, что если бы Комитет

министров под его председательством был наделен реальной властью, то такой

поворот событий был бы невозможен.

Наконец 17 января 1905 г. Николай II, несмотря на всю свою неприязнь, все-

таки обращается к Витте и поручает ему организовать совещание министров по

"мерам, необходимым для успокоения страны" и возможным реформам. Сергей

Юльевич явно рассчитывал на то, что это совещание ему удастся преобразовать

в правительство "западноевропейского образца" и стать во главе его. Однако

в апреле того же года последовала новая царская немилость: Николай II

совещание закрыл. Витте вновь оказался не у дел.

Правда, на сей раз опала длилась недолго. В конце мая 1905 г. на

очередном военном совещании окончательно прояснилась необходимость

скорейшего прекращения войны с Японией. Вести нелегкие переговоры о мире

было поручено Витте, который неоднократно и весьма успешно выступал в

качестве дипломата (вел переговоры с Китаем о постройке КВЖД, с Японией - о

совместном протекторате над Кореей, с Кореей - о русском военном

инструктаже и русском управлении финансами, с Германией - о заключении

торгового договора и др.), проявляя при этом недюжинные способности.

На назначение Витте чрезвычайным послом Николай II пошел с большой

неохотой. Витте давно подталкивал царя начать мирные переговоры с Японией,

чтобы "хотя немного успокоить Россию".

23 августа 1905 г. был подписан Портсмутский мир. Это была блестящая

победа Витте, подтверждавшая его выдающиеся дипломатические способности. Из

безнадежно проигранной войны талантливому дипломату удалось выйти с

минимальными потерями, добившись при этом для России "почти

благопристойного мира". Несмотря на свое нерасположение, царь по

достоинству оценил заслуги Витте: за Портсмутский мир ему был присвоен

графский титул (кстати, Витте тут же издевательски прозовут "графом

Полусахалинским", обвинив тем самым в уступке Японии южной части Сахалина).

Вернувшись в Петербург, Витте с головой погрузился в политику: принимает

участие в "Особом совещании", где разрабатывались проекты дальнейших

государственных преобразований. По мере нарастания революционных событий

Витте все настойчивее показывает необходимость "сильного правительства",

убеждает царя, что именно он сможет сыграть роль "спасителя России", В

начале октября он обращается к царю с запиской, в которой излагает целую

программу либеральных реформ. В критические для самодержавия дни Витте

внушает Николаю II, что у того не осталось иного выбора, кроме как-либо

учредить в России диктатуру, либо - премьерство Витте и сделать ряд

либеральных шагов в конституционном направлении.

Наконец, после мучительных колебаний, царь подписывает составленный Витте

документ, который вошел в историю как Манифест 17 октября. 19 октября царь

подписал указ о реформировании Совета министров, во главе которого был

поставлен Витте. В своей карьере Сергей Юльевич достиг вершины. В

критические дни революции он стал главой правительства России.

На этом посту Витте продемонстрировал удивительную гибкость и способность

к лавированию, выступая в чрезвычайных условиях революции то твердым,

безжалостным охранителем, то искусным миротворцем. Под председательством

Витте правительство занималось самыми разнообразными вопросами:

переустраивало крестьянское землевладение, вводило исключительное положение

в различных регионах, прибегало к применению военно-полевых судов, смертной

казни и других репрессий, вело подготовку к созыву Думы, составляло Проект

Основных законов, реализовывало провозглашенные 17 октября свободы.

Однако возглавляемый С. Ю. Витте Совет министров так и не стал подобным

европейскому кабинетом, а сам Сергей Юльевич пробыл на посту председателя

всего полгода. Все более усиливавшийся конфликт с царем вынудил его подать

в отставку. Это произошло в конце апреля 1906 г. С. Ю. Витте пребывал в

полной уверенности, что выполнил главную свою задачу - обеспечил

политическую устойчивость режима. Отставка по сути стала концом его

карьеры, хотя Витте и не отошел от политической деятельности. Он все еще

являлся членом Государственного совета, часто выступал в печати.

С обострением в последние предвоенные годы внутриполитической ситуации

отставной сановник вновь пытается напомнить о себе. Он активно работает над

мемуарами, переиздает свои основные ранние работы, активизирует свои

нападки на В.Н. Коковцова, бывшего в то время председателем Совета

министров и министром финансов и с которым он до того был в неплохих личных

отношениях. Используя первые признаки надвигавшегося экономического спада,

он резко критикует его, обвиняя в извращении разработанного им финансово-

экономического курса, в злоупотреблении винной монополией и т. п. Премьер

вынужден был подать в отставку. Но преемником ею на этом посту стал И. Л.

Горемыкин, министерство финансов возглавил П. Л. Барг. Витте был настолько

разочарован и растерян, что попытался даже обратиться за покровительством к

Г. Распутину, пользовавшемуся влиянием на царя и царицу. Тот пытался

говорить о нем в "высших сферах", но, видимо, почувствовав твердую

антипатию императорской четы, не рискнул настаивать .

В феврале 1915 года Витте простудился и заболел. Началось воспаление уха,

которое перешло на мозг. В ночь на 25 февраля он скончался, немного не

дожив до 65 лет. На его надгробии в Александро-Невской лавре высечено

золотом: "17 октября". Хоронили его скромно, "по третьему разряду". Никаких

официальных церемоний не было. Более того, рабочий кабинет покойного был

опечатан, бумаги конфискованы, на вилле в Биаррице произведен тщательный

обыск.Вскоре после его похорон Николай II записал: "Смерть графа Витте была

для меня глубоким облегчением".

В наследство супруге Сергей Витте оставил три дома - в Петербурге (на

Каменном острове), в Брюсселе и Биаррице, а также десятки миллионов рублей

в банках Берлина и Лондона. После 1917-го семья Витте эмигрировала.

После смерти его кабинет тотчас был опечатан, бумаги просмотрены и

увезены чиновниками МВД. Однако рукописи мемуаров, которые так интересовали

Николая II, не были обнаружены ни в России, ни на вилле в Биаррице, где

Витте обычно над ними работал. Опубликованы они были позднее, когда

династия Романовых и сам царский режим уже пали под напором революционных

волн 1917 года.

Заключение

В истории России конца ХIХ - начала ХХ в. фигура Сергея Юльевича Витте

занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения,

многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава

Совета министров, член Государственного совета - таковы основные служебные

посты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановник

оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные

направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став

своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности мощной

государственной системы.

"Витте за короткое время так много сделал, что Россия за какие-то два

десятилетия шагнула вперед и стала вровень с ведущими государствами мира

рубежа 19-20 веков, рассказывает доктор исторических наук Владимир Федоров.

- С Россией стали считаться все государства, с Россией заключали договоры

Франция, Англия, Япония. Россия не могла бы подняться до таких высот, если

бы не было у нее таких умных руководителей, государственных деятелей, как

Витте. Экономика была на взлете, культура - тоже, то была эпоха

"серебряного века". Мы не только не покупали хлеб, но кормили хлебом

Европу, и не только Европу. Но какие-то злые силы буквально на подъеме

"подстрелили" нашу страну. Грянула I мировая война, а затем и революция".

Витте хорошо разбирался и в тонкостях интриг российского императорского

двора, и в хитросплетениях мировой экономической политики, умело балансируя

между привлечением западных инвестиций и протекционистской поддержкой

отечественных производителей. Точной мерой такой балансировки и стала

введенная им золотая валюта. Сам Витте не без гордости ставил себе в

заслугу, что "благодаря этой реформе мы выдержали несчастную японскую

войну, смуты, разыгравшиеся после войны, и все тревожное положение, в каком

доныне находится Россия".

Провозглашенная Лениным новая экономическая политика (НЭП) пункт за

пунктом повторяла программу индустриализации Витте. Советником наркомфина

Григория Сокольникова и одним из создателей Государственного банка СССР

стал Николай Кутлер - человек из команды Витте. Денежная реформа

большевиков даже в деталях - вплоть до чеканки золотых, серебряных и медных

монет - напоминала план Витте. Введя рубль, обеспеченный золотом,

большевики за два года победили инфляцию. Как и Витте, Ленин добивался

внешних займов. Большевики установили винную монополию. Витте выступал

сторонником государственного капитализма - в советской России была создана

целая система государственных органов, ведающих индустриализацией.

29 июня 1999 г. в России отмечалось сто пятьдесят лет со дня рождения

Сергея Юльевича Витте. Юбилей прошел скромно, особенно на фоне пушкинских

торжеств, но все-таки состоялось несколько симпозиумов и конференций,

посвященных этому выдающемуся государственному деятелю. Во всех докладах,

произнесенных по этому случаю, красной нитью проходила мысль о том, что

Витте, в сущности, приходилось решать те же самые экономические, финансовые

и политические проблемы, которые и доныне стоят перед Россией.

Список литературы

1. Витте С.Ю. Избранные воспоминания. М., "Мысль", 1991

2. Россия на рубеже веков: исторические портреты. //под ред. Карелина

А.П. М., Издательство политической литературы, 1991

3. История России XIX-начало XX вв. //под ред. Федорова. М. "Зерцало".

1998

4. История России в портретах, т.1. Смоленск. "Русич". 1996

5. Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. С.Ю. Витте. "Вопросы истории", 1990, №8, с.

32-53

6. Граф Витте. Бюрократ №1. "Профиль", 21 апреля 1997, № 15 (37)

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.