Рефераты. Столыпин жизнь и реформы






народного представительства большее значение для укрепления и

возвеличивания государства. Вот некоторые самые существенные, положения

этой речи: "Только то правительство имеет право на существование, которое

обладает зрелой государственной мыслью и твердой государственной волей"...

"Пока крестьянин беден, пока он не обладает личной земельной

собственностью, пока он находится насильно в тисках общины, он остается

рабом, и никакой писаный закон не дает ему блага гражданской свободы ..."

Мелкий земельный собственник, несомненно, явится ядром будущей мелкой

земской общины; он, трудолюбивый, обладающий чувством собственного

достоинства, внесёт в деревню и культуру, и просвещение, и достаток......"

Вот тогда, тогда только писанная свобода превратится и претворится в

свободу настоящую, которая, конечно, слагается из гражданских вольностей и

чувства государственности и патриотизма. При этих условиях будет иметь

успех идея местного суда, будет иметь успех и идея суда административного,

который необходим как основа всякого успеха в местном управлении. ..." Ведь

верховная власть является хранительницей идеи русского государства, она

олицетворяет собой её силу и цельность, и если быть России, то лишь при

усилии всех сынов её охранять, оберегать эту Власть, сковавшую Россию и

оберегающую её от распада. Самодержавие московских Царей не подходит на

самодержавие Петра, точно так же как и самодержавие Петра не походит на

самодержавие Екатерины Второй и Царя-Освободителя. Ведь русское государство

росло, развивалось из своих собственных русских корней, и вместе с ним,

конечно, видоизменялась и развивалась и Верховная Царская Власть. Нельзя к

нашим русским корням, к нашему русскому стволу прикреплять какой-то чужой,

чужестранный цветок.(бурные рукоплескания в центре и справа.)

Пусть расцветает наш родной русский цвет, пусть он расцветает и развернется

под влиянием взаимодействия Верховной Власти и дарованного Ею нового

представительного строя. Вот, господа, зрело обдуманная правительственная

мысль, которой воодушевлено правительство"...

Плодотворная работа 3-ей Думы чуть было не была прервана событием, которое

взволновало всех депутатов. Депутат кадетов Ф.И. Родичев, потерявший во

время неудачного выступления самообладание, допустил оскорбительное

выражение "Столыпинский галстук", как откровенную аналогию с виселицей...

Решением подавляющего большинства Думы по отношению к зарвавшемуся депутату

была применена крайняя мера наказания – исключение на 15 заседаний.

Премьер-министра, проявивший во время инцидента предельную выдержку,

потребовал от Родичева удовлетворения – шаг, свидетельствующий о высоком

представлении о чести, ради сохранения которой Столыпин мог пожертвовать

жизнью; подавленный Родичев принес публично свои извинения. Столыпин принял

их, что внесло некоторое успокоение в Думу. По предложению многих членов

Государственной думы, депутат Крупенский /от Бессарабской губернии/ выразил

чувства глубокого уважения главе русского правительства и негодования к

оскорбительному выпаду Родичева, поддержанный аплодисментами подавляющей

части Думы

Смерть П.А. Столыпина

27 августа П.А. Столыпин приезжает в Киев и поселяется в генерал-

губернаторском доме. Он принимает различные депутации, отдельных лиц – как

штатских, так и крестьян. Пропуск был свободный для всех являющихся, хотя

охранному отделению к тому времени было известно о готовящемся на Столыпина

покушении.

29 августа начались торжества. Примечательно, что помимо отсутствия

надлежащей охраны главы правительства, должностные лица, ответственные за

обеспечение порядка и неприкосновенности высоких гостей, по сути,

демонстрировали пренебрежение опекой П.А. Столыпина. Ему даже не был

предоставлен экипаж, и он разъезжал в коляске городского главы, отчего

охрана вообще теряла его из вида. Бывшие в стане оппозиционных Столыпину

придворных кругов дворцовый комендант Дедюлин, его приятель генерал Курлов,

ставшие во главе охраны лиц Императорского Дома и министров, манкируя,

подтверждали слухи о его скорой отставке. По свидетельству участника

киевских торжеств профессора Рейна, знакомого со Столыпиным лично, тот был

подавлен, удручен таким положением и говорил: "Я едва ли вернусь в

Петербург председателем Совета Министров и Министром внутренних дел"...

1-ого сентября 1911 года в киевском городском театре был назначен парадный

спектакль "Сказка о царе Салтане". Во втором антракте оперы в стоящего у

рампы Председателя Совета министров, приблизившись на расстояние двух-трех

шагов, выстрелил дважды из браунинга неизвестный во фраке. Раненый в грудь

и руку Столыпин опустился в кресло. Доставленный вскоре в больницу он

просил передать Государю, что готов умерет

ь за него, просил успокоить жену и пригласить священника.

Известие о злодействе, происшедшим на глазах у многих людей - участников

торжеств, быстро распространилось по Киеву, а вскоре по всей России, и

миру.

После незначительного улучшения, самочувствие П.А. Столыпина ухудшилось, но

до 4 сентября не признавалось докторами безнадежным. В этот день в Киев к

нему приехала жена, навестить своего верного слугу приезжал Государь. Но

потом началось резкое ухудшение, повысилась температура, раненый стал

впадать в забытье. Тяжело прошло и утро 5 сентября, в течение которого он,

теряя сознание, пытался дать последние наставления. Вечером того же дня

Столыпин скончался. Судебно-медицинское вскрытие установило, что П.А.

Столыпин погиб от огнестрельной раны, нанесенной преступником. Пуля

браунинга имела перекрещивающиеся надрезы и действовала как разрывная.

6 сентября Император Николай II вернулся из Чернигова и приехал в больницу

попрощаться с усопшим. По воспоминаниям дочери П.А. Марии Бок /Столыпиной/

государь "преклонил колени перед телом верного слуги, долго молился, и

присутсвующие слыхали, как он много раз повторил слово. "Прости". Потом

была отслужена панихида".

Во вскрытом завещании Столыпина, написанном задолго до смерти, в первых

строках было наказано: "Я хочу быть погребенным там, где меня убьют".

9 сентября 1911 года Столыпин был похоронен в Киевско - Печерской лавре

возле могилы Искры и Кочубея. Его проводы и погребение вылились в траурное

шествие, собравшие огромную массу народа: помимо киевлян простится со

стойким защитником национальных интересов прибыли различные депутации. В

храме, где отпевали П.А. Столыпина оказалось около трехсот венков,

трапезная церковь была полна богомольцами. Народ заполонил двор Лавры.

В прочувственном слове владыки Евлогии справедливо отмечалось, что великий

покойник, хотя и понимал, и признавал начала веротерпимости, но на первом

месте у него, как верного сына Православной церкви, были ее интересы. И в

ряду реформ стоял созыв Поместного Собора - для оживления жизни Русской

Православной Церкви. В заключение он также сказал: "Глубоко проникая в

сущность русской жизни, он не мог не видеть того огромного значения, какое

имело православие в русском быте и русской истории. И вот этот

проникновенный государственный подход к вопросу родной русской церкви без

излишества и неискренней черты ханжества - дорисовывает прекрасный облик

великого русского государственного деятеля и кристаллически чистого

человека, Петра Аркадьевича Столыпина"...

Схваченный после выстрелов неизвестный, пытавшийся скрыться бегством, был

едва вырван из рук публики. Преступником оказался помощник присяжного

поверенного Дмитрий Богров - сын богатого киевского домовладельца. По

материалам следствия имя преступника - Мордко Гершович Богров, иудейского

вероисповедания. Это обстоятельство стало причиной возникших в Киеве крайне

возбужденных настроений в среде правых и националистов, а также в еврейской

среде, ожидавшей погромов. Лишь усиленными действиями властей, решительными

мерами удалось сохранить порядок и восстановить общественное спокойствие.

В течении следствия выяснилось, что задержанный злоумышленник, тот самый

агент киевского охранного отделения, который предупреждал о готовившихся в

период Киевских торжеств покушениях. Еще в студенческие годы Богров был

замешан в революционной деятельности, несколько раз арестован, но быстро

получал освобождение. В разгар революционных волнений в Киеве он состоял

членом революционного совета студенческих представителей и одновременно вел

агентурную работу. По свидетельству начальника охранного отделения

подполковника Кулябко, Богров выдал много политических преступников,

предупредил террористические акты и тем самым заслужил доверие. Это стало

официальной причиной того, что, в нарушение существующей инструкции, ему

был дан билет на парадный спектакль на киевских торжествах для

предупреждения возможного покушения.

История этого чрезвычайно сложного дела до сих пор имеет массу неясностей.

Ни одна политическая партия не взяла на себя ответственность за это

убийство, хотя большинство исследователей склонялось к тому, что Богров

действовал по поручению социалистов-революционеров. Самая распространенная

версия такова: агент охранки после разоблачения революционерами вынужден

был пойти на убийство главы правительства. Вместе с тем обстоятельства

покушения говорят о том, что оно стало возможным благодаря преступной

халатности охранки и ее покрывающих высших чинов – халатности, которая

сродни злому умыслу.

Бытовавшее мнение о том, что Богров пошел на убийство, запутавшись в

долгах, не выдерживает серьезной критики: сын богатого человека не мог

таким образом разменять свою жизнь, тем более что никакими деньгами он не

смог бы воспользоваться. Загадке убийства П.А. Столыпина посвящены целые

книги, вышедшие в России и зарубежье, но обширная информация не открывает

завесы над тайной. В публикации пытливого зарубежного русского историка

Н.Ю. Пушкарского указывается на масонский след, но серьезных доказательств

тому также нет. Похоже тайну главного для России убийства Богров унес с

собою в могилу.

Он был казнен. Поспешность суда над ним и его скорая казнь породили массу

естественных подозрений, которые не рассеяны и поныне.

Любопытно, что укрывающийся за множеством псевдонимов двоюродный брат

Дмитрия Богрова - Сергей /Вениамин/ Евсеевич Богров, более известный как

Николай Валентинов был добрый знакомец другого российского псевдонима -

Ленина. Но довольно щедрый в своих литературных жизнеописаниях С. Богров -

Н. Валентинов ни слова не проронил о такой примечательной родственной

связи. А между тем, из различных источников следует, что его влияние на

Дмитрия Богрова в бытность их совместного проживания на Петербургской

квартире было достаточно велико. Интересно и то, что пришедший к власти

Ленин в 1918 году лично помогает родственнице Дмитрия Богрова - Валентине

Львовной Богровой и родному брату Богрова - Владимиру Богрову уехать из

России в Германию, а потом терпит в своем правительстве на дипломатической

службе Богрова - Валентинова, несмотря на прежнюю с ним размолвку, о

которой последний обстоятельно написал в своих "Встречах с Лениным", широко

известных в России.

Таким странным образом переплетались влияния и судьбы двух самых

значительных людей XX века - Ленина и Столыпина, за каждым из которых

стояли надежды миллионов людей на лучшее устройство мира. До сих пор мало

известно выделял ли из зарубежной революционной среды премьер-министр

фигуры Ульянова-Ленина, но вослед заграничной леворадикальной прессе, не

скрывавшей восторга убийством Столыпина, будущий вождь в своей статье

"Столыпин и революция" откровенно выражает надежды на поворот в русской

истории и навешивает на покойного одиозные ярлыки.

Столыпин говорил, что для успеха реформ нужны лет двадцать покоя. Этого

времени историей отпущено не было: внутренние и внешние силы довели Россию

до I Мировой войны, революции 1917 года, и всего того, что было потом.

Многие видные государственные деятели считали, что Столыпин бы не допустил

этой трагедии, обернувшейся страшной потерей. Но террористическим актом

была прервана плодотворная эволюция жизни России. Трагедия великого

государственного деятеля, убитого в расцвете сил, вылилась в трагедию

народов России и самого крупного государства.

Характер. Убеждения. Мировоззрение.

П.А. Столыпин, по многочисленным свидетельствам родственников, близких,

сослуживцев и просто современников - знакомцев по Государственной Думе и

Государственному Совету, представлял собой богатую уверенную натуру, в

которой редкостное самообладание, выдержка и терпение сочеталось с сильными

волевыми импульсами, поступками, когда нужно было сломить противостояние

самых невыгодных обстоятельств, когда только решимость могла остановить

анархию, хаос, и восстановить порядок. Эти замечательные свойства сами по

себе были притягательными, внушали уважение даже у врагов.

Наиболее известным и характерным эпизодом, снискавшим огромную известность

Столыпину, стало его первое выступление во Второй Государственной Думе в

качестве Председателя Совета Министров, где в критический момент, усмиряя

думские страсти, он сказал ставшими теперь крылатыми слова: "Не запугаете!"

- великолепный ответ, брошенный всем "недоумкам политической мысли". Этот

ответ - не просто звонкая фраза; которой охотно швырялись с думской трибуны

его оппоненты, - это следствие, продукт настроений, убеждений, которыми жил

реформатор. Из всех описаний известных в литературе этого исторического

момента, наиболее ярко и образно это удалось сделать известному писателю,

видному политическому деятелю В.В. Шульгину. Очерк Шульгина, написанный под

впечатлением известия о смерти Столыпина, прекрасным образом передает

атмосферу, в которой торил свой государственный путь бесстрашный премьер.

Постоянно подвергая себя опасности, рискуя жизнью своей и своих близких,

Столыпин как бы свыкся со своим положением, с той обязательной жертвой,

которую он должен принести ради умиротворения, укрепления и возвышения

горячо любимой им России. "Каждое утро творю молитву и смотрю на

предстоящий день как на последний в жизни Я понимаю смерть как расплату за

убеждения ". В наш суетный, лицемерный и циничный век такой образ мысли

многим покажется невероятным, почти фанатичным, но вне всяких сомнений так

думать, так говорить и так делать мог лишь человек исключительный и

сильный.

Мы знаем, что на него было совершено множество покушений: по разным данным

от 10 до 18. Но если в большинстве случаев поведение Столыпина было как бы

безотчетным и в критический момент не могло повлиять на результат

злодеяний, то тем более для познания характера этого человека интересен

следующий случай, описанный Вл. Маевским в его книге "Борец за благо

России", изданной в Мадриде 1962 году - случай, неоднократно подтвержденный

другими свидетельствами. Приводим цитату из этой замечательной книги безо

всяких купюр .

В этом эпизоде видится отблеск одного характерного свойства служивого

русского человека - отваги, той самой русской отваги, которой отбивались

половецкие набеги, брались малыми силами турецкий крепости, громились

тевтонские рыцари.

С мужеством и отвагой встретил он страшный взрыв на Аптекарском острове,

унесший в общей сложности жизни тридцати человек, сделав калеками столько

же, изувечивший и ранивший детей неустрашимого премьер-министра, которого

чудом обошла тогда смерть. Здесь можно высказывать очень спорную, но,

кажется, после взрыва на Аптекарском острове волна покушений на П.А.

Столыпина пошла на убыль. И возможно, здесь проявилось некое сложное

чувство, которое нельзя назвать симпатией или уважением, но которое им

сродни, - у тех террористов, которые может, поняли, оценили, что перед ними

не "царский сатрап", "держиморда", но убежденный в своей правоте человек.

Возможно, этим живым, но заблудшим душам Столыпин показался другой стороной

они увидели в нем бесстрашного рыцаря с высокими понятиями чести и долга.

В пользу этой версии говорит и то обстоятельство, что ни одна из

противоборствующих политических сил не взяла на себя ответственности за

убийство Столыпина, хотя этот политический акт, если так можно выразиться,

делал честь его исполнителям - по глубине последствий для власти России.

И тем более бесстрашие, отвага Столыпина придали к нему много симпатий со

стороны самых разных людей и даже целых сословий. "Последний витязь",

"Рыцарь без страха и упрека", "Борец за благо России", "Железный Бисмарк

России" - такими звучными эпитетами чествовали его при жизни и особенно

после нее политические деятели самых разных ориентаций, литераторы и

историки.

Видимо, так мог жить только человек, для которого сама жизнь в ее

физическом проявлений не есть высшая ценность, в котором он мог черпать

силы, надежды. И в самом деле П.А. Столыпин был человек глубоко верующий,

православный, сочетавший свойственный своим предкам аскетизм с готовностью

идти ради этой веры на крайние жертвы. Уважительно относившийся к другим

вероисповеданиям, он, сознавая значение религии русских людей, ратовал за

то, чтобы возвысить и оградить от нападок Русскую Православную церковь,

испытывающую уже в те времена страшный прессинг со стороны интеллигенции,

проникнутой духом нигилизма и воинствующего атеизма. В то время, когда

антимонархически и антицерковно настроенная интеллигенция "шла в народ"

совращая его, Столыпин выступал за скорейшее проведение Вселенского собора.

Главное, что разводило в разные стороны леворадикальную в основной своей

массе интеллигенцию и премьера - это представление о способах улучшения

общественной жизни, государственного устройства. Смене векового уклада

русской государственности, свержения монархии он предпочитал медленную,

точнее плавную без потрясений, эволюцию государственной жизни, от которой в

конечном счете выиграли бы все народы и сословия Российской Империи... Уже

позже Столыпина один китайский политик, заметил, что наибольшую опасность

приносит не сам строй, а резкая перемена этого строя, вызывающая гибельные

для общества катаклизмы. Столыпин был высокообразованный человек, способный

ученик самого Менделеева, и хорошо разбирался в законах естествознания,

которым зачастую следует и человеческая жизнь и развитие общества.

Успешная деятельность Столыпина на государственном посту во многом

объясняется и его исключительной бескорыстностью, умением ставить народные

интересы выше всех личных расчетов. И его друзья, и даже враги признавали,

что стремление к личной выгоде было совершенно чуждо его честной и

неподкупной натуре. "родина требует себе служения настолько жертвенно

чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует

работу" ... - эта фраза Столыпина - укор нашим культурным и образованным

согражданам, обратившим свое образование и культуру исключительно на личную

выгоду, пользу...

Если же обратиться к прочим истинным душевным качествам П.А. Столыпина, к

настоящим свойствам этой натуры, то также важным и приметным, по

многочисленным воспоминанием, будет внимательное и душевное отношение к

людям, стремление их выслушать, понять, по возможности помочь в их нуждах;

пренебрежение к низшим сословиям, к подчиненным, манкирование своими

служебными обязанностями, высокомерие были ему чужды. "Необходимо думать и

о низах, нельзя уходить от черной работы, нельзя забывать, что мы призваны

освободить народ от нищенства, от невежества, от бесправия"...- эпизоды,

которые у всех на виду и которые трудно оспорить подтверждают глубокую

искренность Столыпина.

Облик этого человека станет яснее, если добавить, что Столыпин старался

держаться здорового образа жизни. Он не курил, употреблял спиртное только в

исключительных случаях, не любил игры в карты, считая это занятие пустым и

даже вредным, чем зачастую ставил в затруднительное положение своих

сослуживцев и подчиненных. Возможно, в этом умеренном аскетизме, наряду с

крепкой породой кроется секрет трудоспособности премьер-министра, рабочий

день которого нередко завершался за полночь и начинался ранним утром.

В довершение этой главы приведем портрет Столыпина, нарисованный его

близким сотрудником князем А.В. Оболенским в книге "Мои воспоминания и

размышления" : "Высокий, представительный, великолепно воспитанный,

всесторонне образованный; говорил громко, убедительно. Большим

благородством веяло от его слов и поступков, что располагало к нему даже

его политических противников. В нужных случаях он действовал решительно...

Был он примерным семьянином. Гостеприимный, радушный, веселый и остроумный,

когда не был чем-то озабочен; он был образцом всех мужских добродетелей.

Строгий к себе и снисходительный к ошибкам подчиненных. Он не был

честолюбив, и все неблагородное и нечистое было противно его высокой

душе"...

Нам будет небезынтересно узнать, как воспринимали Столыпина его неприятели

или люди, которых никак нельзя заподозрить в симпатиях к главе

"реакционного" правительства. Среди разных оценок приведем здесь только

одну, но, по нашему мнению, самую важную, высказанную А.Ф. Керенским,

главой самого недолговечного Временного правительства России: "За его

словами никогда не бывает пустоты"...

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1. " Нам нужна великая Россия " П.А.Столыпин

(полное собрание речей в государственной думеи

государственном совете 21906-1911) Москва 1991

2. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России " А.Я.Аврех

Москва 1991

3. О Петре Аркадьевиче Столыпине "В.В.Казарезов

Москва 1991

4. История СССР. Москва 1984

под редакцией Кузнецова

5. История СССР. Москва 1987

под редакцией Федосова

6. Экономическая история СССР. Москва 1987

под редакцией Чунтулова

7. П.А.Столыпин воспоминания о моем отце " 0М.П.Бок

Москва 1992

8. Столыпин без легенд" П.Н.Зырянов

Москва 1991

9. Наш современник 30 2-1990

СОДЕРЖАНИЕ

1. Биография П.А.Столыпина и его Государственная деятельность

2. Самый молодой губернатор

3. Столыпин в Саратове

4. Новое назначение Столыпина в Петербурге

5. Столыпинские реформы

6. Смерть П.А. Столыпина

7. Характер. Убеждения. Мировоззрение

8. Литература

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.