Рефераты. Суворов Александр Васильевич 1730-1800 гг.






|Павлом I прусских | | |

|палочных порядков в | | |

|русской армии, что | | |

|вызвало враждебное | | |

|отношение к нему со | | |

|стороны придворных | | |

|кругов. В феврале 1797 | | |

|года Суворов был уволен| | |

|в отставку и выслан в | | |

|свое имение - село | | |

|Кончанское. | | |

|В 1798 году Россия | | |

|вступила во 2-ю | | |

|антифранцузскую | | |

|коалицию | | |

|(Великобритания, | | |

|Австрия, Турция, | | |

|Королевство обеих | | |

|Сицилий). По настоянию | | |

|союзников Павел I | | |

|вынужден был назначить | | |

|А.В.Суворова | | |

|главнокомандующим | | |

|русскими войсками в | | |

|Северной Италии. В его | | |

|ведение передавались и | | |

|австрийские войска. В | | |

|ходе Итальянского | | |

|похода Суворова 1799 | | |

|года союзная | | |

|русско-австрийская | | |

|армия под его началом | | |

|одержала блестящие | | |

|победы в сражениях на | | |

|реке Адда, реке | | |

|Треббия, и при Нови, | | |

|разгромив три | | |

|французские армии. В | | |

|короткий срок Северная | | |

|Италия была освобождена| | |

|от французского | | |

|господства. Победы | | |

|союзников были | | |

|обусловлены главным | | |

|образом высокими | | |

|морально-боевыми | | |

|качествами русских | | |

|войск и выдающимся | | |

|полководческим | | |

|искусством Суворова. | | |

|После освобождения | | |

|Северной Италии Суворов| | |

|предполагал развернуть | | |

|наступление на Францию,| | |

|нанося главный удар в | | |

|направлении | | |

|Гренобль-Лион-Париж. Но| | |

|этот план был сорван | | |

|союзниками, | | |

|опасавшимися усиления | | |

|влияния России в районе| | |

|Средиземного моря и | | |

|Италии. Великобритания | | |

|и Австрия решили | | |

|удалить русскую армию | | |

|из Северной Италии. | | |

|Суворову было | | |

|предписано, оставив в | | |

|Италии австрийские | | |

|войска, во главе | | |

|русских войск | | |

|направиться в | | |

|Швейцарию, соединиться | | |

|с действующим там | | |

|корпусом | | |

|А.М.Римского-Корсакова | | |

|и оттуда наступать | | |

|против Франции. В | | |

|сентябре 1799 года | | |

|проходил героический | | |

|Швейцарский поход | | |

|Суворова, ставший | | |

|крупным достижением | | |

|военного искусства. | | |

|Русская армия показала | | |

|невиданный героизм, дав| | |

|поучительные примеры | | |

|авангардных и | | |

|арьергардных боев, | | |

|искусных обходов | | |

|вражеских позиций, | | |

|тактического окружения | | |

|и полного уничтожения | | |

|окруженного противника.| | |

| | | |

|В октябре 1799 года | | |

|Россия разорвала союз с| | |

|Австрией. Суворову было| | |

|приказано возвратиться | | |

|в Россию, где его ждала| | |

|новая опала. Жестокая | | |

|несправедливость | | |

|надломила силы | | |

|полководца и ускорила | | |

|его кончину. Суворов | | |

|умер в Петербурге 19 (6| | |

|мая) 1800 года. | | |

|Похоронен в | | |

|Александро-Невской | | |

|лавре. На надгробной | | |

|плите высечена краткая | | |

|надпись: "Здесь лежит | | |

|Суворов". | | |

|А.В.Суворов вошел в | | |

|мировую историю как | | |

|гениальный полководец и| | |

|военный мыслитель. Был | | |

|одним из образованных | | |

|людей своего времени. | | |

|Оставил огромное | | |

|военно-теоретическое и | | |

|практическое наследие. | | |

|Дал за свою жизнь более| | |

|60 сражений и боев и | | |

|все выиграл. Стратегия | | |

|Суворова отличалась | | |

|исключительной | | |

|активностью и | | |

|решительностью. Главной| | |

|целью военных действий | | |

|ставилось уничтожение | | |

|армии противника в | | |

|открытых полевых | | |

|сражениях. Основным | | |

|способом стратегических| | |

|действий считалось | | |

|наступление. В | | |

|отдельных случаях | | |

|Суворов считал | | |

|возможным прибегнуть и | | |

|к обороне и даже к | | |

|отступлению в интересах| | |

|сохранения войск от | | |

|удара превосходящего | | |

|противника. Большое | | |

|значение Суворов | | |

|придавал массированию | | |

|сил и средств на | | |

|важнейших направлениях.| | |

| | | |

|Суворов был не только | | |

|великим стратегом, но | | |

|также и непревзойденным| | |

|тактиком. Особой его | | |

|заслугой было | | |

|совершенствование | | |

|тактики колонн в | | |

|сочетании с рассыпным | | |

|строем. При этом | | |

|рационально сочетались | | |

|огонь и штыковой удар. | | |

|Суворовская тактика | | |

|основывалась на | | |

|тщательном учете | | |

|обстановки, быстроте и | | |

|внезапности действий. | | |

|Дошла до нашего времени| | |

|разработанная Суворовым| | |

|система обучения и | | |

|воспитания войск. В ее | | |

|основе лежало | | |

|убеждение, что человек | | |

|является решающим | | |

|фактором победы. | | |

|Суворов был врагом | | |

|бессмысленной муштры, | | |

|стремился пробудить в | | |

|солдатах патриотическую| | |

|гордость за свое | | |

|Отечество, приучить к | | |

|смелым, инициативным и | | |

|искусным действиям в | | |

|самых разнообразных | | |

|условиях боевой | | |

|обстановки. Требовал | | |

|обучать тому, что нужно| | |

|на войне. Добивался от | | |

|подчиненных ясного | | |

|понимания существа | | |

|стоящих перед ними | | |

|задач. «Каждый воин»,- | | |

|учил он,- «должен | | |

|понимать свой маневр». | | |

|Проявлял неустанную | | |

|заботу о солдатах, их | | |

|быте и нуждах, разделял| | |

|с ними все тяготы | | |

|походной жизни, питался| | |

|из одного котла. | | |

|Завоевал безграничное | | |

|доверие и любовь солдат| | |

|и офицеров. | | |

|Полководческая | | |

|деятельность Суворова | | |

|оставила глубокий след | | |

|в истории русской | | |

|армии. Последователь | | |

|Петра I и ученик | | |

|П.А.Румянцева, | | |

|А.В.Суворов воспитал | | |

|плеяду замечательных | | |

|русских полководцев и | | |

|военачальников, среди | | |

|которых наиболее | | |

|выдающимися были | | |

|М.И.Кутузов и | | |

|П.И.Багратион. На | | |

|передовых идеях | | |

|Суворова воспитаны | | |

|Д.А.Милютин, | | |

|М.И.Драгомиров, | | |

|А.А.Брусилов и другие | | |

|известные русские | | |

|военные деятели. | | |

|В период Великой | | |

|Отечественной войны | | |

|Президиум Верховного | | |

|Совета СССР своим | | |

|Указом от 29 июля 1942 | | |

|года учредил военный | | |

|орден Суворова трех | | |

|степеней. Состоялось | | |

|свыше 7 тысяч | | |

|награждений этим | | |

|орденом. Постановлением| | |

|СНК СССР и ЦК ВКП(б) 21| | |

|августа 1943 года | | |

|созданы суворовские | | |

|военные училища. В | | |

|России есть музеи | | |

|Суворова, в его честь | | |

|воздвигнуты памятники, | | |

|его именем названы | | |

|населенные пункты, | | |

|площади и улицы во | | |

|многих городах. В | | |

|системе государственных| | |

|наград Российской | | |

|Федерации сохраняются | | |

|военный орден Суворова,| | |

|а также вновь | | |

|учрежденная медаль | | |

|Суворова. А.В.Суворов -| | |

|один из наиболее | | |

|любимых национальных | | |

|героев русского народа.| | |

| | | |

|В 1994 г. Указом | | |

|Президента Российской | | |

|Федерации учреждена | | |

|медаль Суворова. | | |

Далее, я более подробнее опишу заслуги А.В. Суворова как стратега,

тактика и основоположника военной доктрины.

2.ТАКТИКА

Наиболее важной особенностью в тактике Суворова являлось широкое

применение маневра. Линейный боевой порядок западноевропейских армий

исключал возможность маневрировать на поле боя. Длинные линии боевого

порядка требовали для боя ровной открытой местности, а в ночных они были

совершенно не пригодны. В последующей своей деятельности Суворов силою

отбросил все старые формы боевого порядка и ввел новые - в виде ротных и

батальонных каре и колонн. Он с блестящим результатом использовал их. при

таком строении войска были способны вести боевые действия в любой

местности, в любое время года, днем и ночью. Так же для Суворова

наступление или оборона, встречный бой или штурм крепости не мыслились без

маневра. О тактике Суворова часто писали, что она основывается на штыковом

ударе и отрицании огня. Такой взгляд основан на некритичной оценке

отдельных высказываний полководца: "Пуля - дура, а штык-молодец". Суворов,

будучи настойчивым сторонником наступательного боя, считал главным его

моментом штыковую атаку, но он не забывал и о важности огня. В тактике боя

Суворов тесно сочетал огонь, маневр и удар холодным оружием. Он

подчеркивал, что "пехотные огни открывают дорогу к победе", и, вместе с

тем, внедрял в войска высокое мастерство сокрушительного штыкового удара.

Именно не были в состоянии достигнуть полководцы западноевропейских армий,

когда они пытались перенять тактические основы Суворова. Как известно, при

построении войск для боя в форме линии признавалось только равномерное

распределение сил по фронту. Но Суворов же в зависимости от

противника и обстановки сосредотачивал силы на решающем участке поля

сражения. Отличие тактики Суворова от взглядов на ведение боя,

существовавших в то время, с еще большей силой выражено в той роли, которая

отводилась резерву. В то время, как в линейном боевом порядке резерв

недооценивался, у Суворова он являлся постоянным элементом боевого порядка.

Резерв Суворов рассматривал как средство, с помощью которого полководец

имеет возможность влиять на ход боя. Резерв и глубокое построение

боевого порядка позволили Суворову не опасаться за свои фланги и отбросить

шаблонное правило западноевропейских тактиков, которые, по словам

полководца, "непременно притыкали фланги к чему-нибудь, хоть в навозной

куче и луже, не справившись, достаточно ли в луже воды для плаванья

лягушек." Суворов был одним из первых создателей тактики горной войны.

Искусство суворовской тактики горной войны строилось на сочетании

фронтальной атаки с глубокими обходами и охватами в борьбе за перевал или

командную высоту. Так же Суворов внес много ценного и нового в практику

овладения крепостями противника. Не меньшее значение в тактике Суворова

имеет внезапность действий. Добиться того, чтобы умелой маскировкой,

ночными маршами, искусным маневрированием ввести противника в заблуждение и

тем самым создать элемент внезапности, означало в оценке Суворова поражение

врага. Большое значение для внезапности действий имели стремительные марши.

Войска Суворова в любое время года, по бездорожью, проходили свыше 40 км в

сутки, и, как правило, такой марш позволял достигнуть внезапности. Марш

Суворова всегда был тщательно продуман и обеспечивался высылкой вперед

рабочих команд для наведения мостов и исправления дорог. Марш совершался

скрытно, преимущественно, в ночное время. Войскам категорически запрещалось

брать излишние вещи, которые могли бы затруднять движение. Суворовские

методы управления войсками отличались от принятых западноевропейских

армиях, в которых разумная инициатива подчиненных не только не поощрялась,

но и считалась серьезным нарушением дисциплины. Суворов же добивался от

своих подчиненных начальников инициативы и частного почина. В своих

приказах он указывал общую идею боя, ставил задачу отдельным частям, давал

подробные указания и предупреждал возможные ошибки. Даже от солдат он

требовал осмысленного отношения к тому, что происходит на поле битвы.

Тактика Суворова была основана на глубоком знании природы боя, боевых и

моральных качеств русского солдата. Она исходила из стремления внезапным

ударом нанести противнику решительное поражение. Быстрота действий, широкий

маневр, инициатива подчиненных были характерными чертами суворовской

тактики. Этим, прежде всего, объясняются ее жизненность и сила, ее

передовой характер.

3. ВОСПИТАНИЕ

Во всей воспитательной системе Суворова чрезвычайно отчетливо виден ее

национальный характер. Суворов пытался внедрить в солдат национальный дух,

требовал, чтобы каждый солдат своими делами оправдывал воинские традиции

русского народа и преумножал их. В решающие моменты сражений, а чаще всего

перед их началом Суворов взывал, прежде всего, к национальным чувствам

солдат. Суворов был тесно связан с солдатской массой. Долгие годы находясь

в солдатской среде, разделяя с ним все опасности и трудности войны, он

изучал быт, нравы, характер русского солдата и сумел найти доступ к его

лучшим человеческим чувствам. Полководец с особой силой боролся в русской

армии прусских порядков. Это была борьба за русское национальное военное

искусство. Суворов высоко ставил значение солдата как защитника Отечества.

Через его воспитательную систему проходит основная идея, что солдат

является главной силой русской армии, что, проявляя заботу о солдате,

завоевав его доверие и любовь, можно требовать от войск высшего напряжения

на войне и побеждать любого противника. Для Суворова солдат был, прежде

всего, человеком, в котором необходимо воспитать и развить такие качества,

как стремление к победе, выносливость, решительность, храбрость,

инициативность. Вся система подготовки войск к войне - утомительные дневные

и ночные марши, проводившиеся по бездорожью и в любую погоду, проведение

стремительных сквозных атак, похожих на настоящие баталии, штурм

"крепостей" на учебных полях - все это приучало солдат быть "и в мирное

время как на войне"

Суворов развивал у подчиненных, и, прежде всего, у солдат, осознанное

отношение к своим обязанностям: не только офицер, но и солдат должен

понимать смысл сражения. Полководец так же заботился и о быте солдат. Он

требовал, чтобы у солдат простая, но здоровая пища, простая одежда и обувь,

чистота тела и белья. Суворов отличался чрезвычайной простотой в своих

отношениях с солдатами, часто беседовал с ними на житейские темы, знал их

нужды, а в тяжелые времена переносил вместе с ними тяготы войны. Солдаты

видели в Суворове не только знаменитого полководца, но и близкого им

заботливого и чуткого начальника и друга.

4. СТРАТЕГИЯ

Суворов оказал сильное влияние на развитие военного искусства в России

и на Западе не только как талантливейший мастер тактики, но и как

выдающийся стратег своего времени. Несмотря на все подвиги, Суворов был

лишен свободы действий. Он с настойчивостью добивался самостоятельности в

командовании войсками. Однако полной власти Суворов так и не получил, ему

всегда мешали то Потемкин, то Екатерина I, то Павел. Во многих победах,

которые были одержаны по плану и под руководством Суворова, его пытались

представить как тактика, но не как стратега. В период рассвета

полководческого таланта Суворова во всех европейских армиях господствовала

кордонная стратегия. Она характеризовалась равномерным развертыванием сил и

средств на театре военных действий с целью одновременного обеспечения своих

коммуникаций и направлений, имевших какое-либо военное назначение. Суворов

считал, что линейная тактика и кордонная стратегия являются прямым тормозом

в развитии военного искусства. Роль Суворова в том, что он создал новые,

более эффективные, формы стратегической борьбы, которые потом были переняты

многими полководцами Западной Европы.

5. УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ

Важной особенностью полководческого искусства является управление

войсками. Суворов считал за правило: чтобы ставить войскам задачи, нужно

точно знать, на что они способны. Полководец требовал от военачальников

представлять документальные данные о положении своих частей. Не менее

важное условие для управления военными действиями Суворов видел в знании

противника. "Никогда не пренебрегайте вашим противником, - говорил Суворов,

- но изучайте его войска, его способы действий; изучайте его сильные и

слабые стороны". Полководец считал за правило изучать противника непрерывно

и знать его верно. Особенно досконально изучал он неприятельские войска при

подготовке к операции. Причем интересен тот факт, что Суворов для полноты

знания противника требовал сообщать: фамилии командиров дивизий и

приблизительную их численность с тем, чтобы иметь возможность более точно и

более правильно оценить неприятеля. Суворов управлял войсками на военном

театре посредством общего приказа, который впоследствии получил название

директивы.

Новый метод управления предполагал предоставление починенным

военачальникам максимума самостоятельности. Суворов обосновал это тем, что

частный начальник знает местные условия. При предоставлении

самостоятельности Суворов исходил из не из особых качеств того или иного

подчиненного, а из лучшего знания им местных условий. Суворов предоставлял

самостоятельность в рамках приказа даже командирам частей и даже

подразделений, от которых требовал: "Держась повелением моих… поступать по

рассуждению своему, что лучше и полезнее может быть". Управление боем

Суворов основывал на решении командира, оформленном диспозицией (перед

боем) или приказанием (в ходе боя). От решений он требовал обоснованности,

а от приказаний - ясности и краткости. Творческое использование суворовских

идей в области управления войсками не потеряло своего значения и в наше

время.

6. ОБОРОНА

Признавая наступление в качестве основного способа ведения войны,

Суворов не отрицал и оборону. Оборона, по его взглядам, была связана с

недостатком сил для наступления, и оценивалась как слабая форма борьбы. В

обороне, по словам Суворова, "одно название уже доказывает слабость". В

расширенном виде оборона системой боевых участков нашла применение в конце

60-х годов в Крыму. Суворов разделил территорию на бригадные оборонительные

районы, по четыре боевых участка в каждом. Боевой участок, как правило,

занимался полком, усиленным от 6 до 18 орудий. Боевой участок состоял из

опорных пунктов, оборудованных инженерными сооружениями: фельдтажеми,

рентранжаментами, редутами и гарнизонами силой до роты. При недостатке

войск для занятия нескольких пунктов, полководец оборудовал позиции вблизи

них, чтобы не дробить силы. Так, не располагая достаточными силами для

прикрытия Старого Крыма Карасу-Базара, он приказал построить танец на пол

пути между ними и деревней Елбуза, расположив в нем роту пехоты

артиллерией, а в резерве за ней - пехотный батальон с кавалерией.

Суворов был того мнения, что в обороне вторжение противника - вполне

допустимое явление, которого не следует бояться, но которое следует

использовать в интересах обороняющегося. В принципе, Суворов не отрицал

также и отступления. При встрече с превосходящими силами противником он

считал, что "в том и состоит искусство, чтобы вовремя отступить без потери,

между тем как впоследствии пришлось бы все-таки уступить пост

превосходящему неприятелю". В отступлении полководец видел избежание

крупных потерь. Признавая равномерность применения всех видов борьбы в

теории, Суворов в личной практике предпочитал наступление, поэтому на

склоне своих лет говорил, что отступления не знал, как и не знал обороны

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Александр Васильевич Суворов не проиграл ни одного сражения. Прошел

путь от солдата лейб-гвардии Семеновского полка до генералиссимуса.

Суворовская Наука побеждать величайший памятник русского военного гения

остается удивительно актуальным и поныне. Она написана не просто для

военных, а для чудо - богатырей. И не важно, вооружены ли эти чудо -

богатыри кремниевыми ружьями или самым современным оружием. А. В. Суворов

завершил разработку русской военной доктрины и сформулировал ее основные

принципы: самобытность, преобладание качественного элемента над

количественным, национальная гордость, сознательное отношение к своему

делу, инициатива, использование успеха до конца. А венец всему победа,

малой кровью одержанная. Благодарные потомки с глубоким уважением и

любовью произносят имя генералиссимуса Суворова, составляющее честь и славу

России.

Литература:

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.