дороги более эффективными. Если к моменту появления Витте в Петербурге
частным акционерным обществам принадлежало более 70 % российских железных
дорог, то к концу его министерства соотношение изменилось в прямо
противоположную сторону и уже почти 70 % дорог были казенными.
Витте считал, что только государство может сконцентрировать огромные
ресурсы для воплощения самых дерзких замыслов. Ярким примером была
Транссибирская магистраль, построенная в кратчайшие для того времени сроки.
Она должна была открыть ворота на Азиатский Восток, и Россия, стоя на
страже у этих ворот, могла воспользоваться всеми преимуществами посредника.
Магистраль, построенная в конце XIX в., и в канун наступления века XXI
остается главным связующим звеном между Европейской Россией, Сибирью, и
Дальним Востоком. Однако расчеты Витте на то, что через российскую
территорию удастся направить транзитный грузопоток, шедший через Суэцкий
канал, не оправдались из-за внешнеполитических осложнений.
Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он как ни один
из царских министров финансов, широко использовал исключительную
экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями
государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения
министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.
Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено было осуществиться.
Первый удар по ним нанес мировой экономический кризис, резко затормозивший
развитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов,
нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Дальнем и
Среднем Востоке, сама по себе связанная с большими расходами, еще и
обострила русско-английские противоречия и приблизила войну с Японией. С
началом же военных действий ни о какой последовательной экономической
программе не могло уже быть речи. Ускоренная индустриализация России не
могла быть успешной при сохранении традиционной системы власти и
существовавших экономических отношений в деревне. Развитие промышленности
во всех странах шло за счет средств, накопленных первоначально в сельском
хозяйстве. Там, где этот процесс шел естественным и неспешным темпом, он не
был болезненным. Необходимость быстрого скачка оказалась чувствительной.
Россия была догоняющей страной и расплачивалась за это.
Все эти факторы, вместе взятые, действительно привели сельское
хозяйство на рубеже XIX - XX веков к глубокому кризису. К концу XIX века и
Витте, и его противники заговорили о "перенапряжении платежных сил
сельского населения". На платежеспособности крестьян держались и развитие
промышленности, и государственный бюджет. Противники Витте усилили нападки
на политику индустриализации. Объединенными усилиями противники Витте при
очевидном сочувствии императора начали оттеснять министра финансов и от
рычагов управления дальневосточной политикой, находившихся до того в его
почти исключительном владении. Каковы бы ни были в совокупности причины
увольнения Витте с должности министра, отставка в августе 1903 года
нанесла ему удар: пост председателя комитета министров, который он
получил, был неизмеримо менее влиятелен.
5. Политические взгляды
Еще более противоречивыми, сложными, во многом эклектичными
представляются политические воззрения Витте, тяготевшие к откровенно
консервативным и даже реакционным общественно-политическим устоям. Как уже
отмечалось, с детских лет он был воспитан в духе строгого монархизма.
Действительно, идея монархизма, своеобразно проэволюционировав под влиянием
внешних обстоятельств, продолжала главенствовать в его общеполитических
представлениях о формах государственного устройства.
Анализируя причины активизации массовых социальных движений в мире,
Витте главную из них видел в естественном стремлении человека к
справедливости, в борьбе с неравенством. Процессы эти неотвратимы, но
общественные перевороты, являющиеся их следствием, могут проявляться и в
формах "закономерных", если правительства в своей законодательной
деятельности считаются с ними, и в формах эксцессов, если этим тенденциям
не придать нужного направления и выхода. Но верно оценив сущность и
направление современного исторического процесса, Витте делал из этого
весьма своеобразный вывод. По его мнению, перед Европой в целом и перед
Россией в частности стоял выбор - самодержавие или социализм. Только эти
две государственные формы могут удовлетворить массы. И по его убеждению,
наилучшей из них в этом плане является самодержавие, но "самодержавие,
сознающее свое бытие в охране интересов масс, сознающее, что оно зиждется
на интересах общего или социализма, существующего ныне лишь в теории".
Буржуазный парламентарный строй он считал нежизнеспособным, видел в нем
лишь переходную стадию развития к более совершенному общественному строю -
монархическому или социалистическому.
В конце XIX - начале XX века особое место во внутренней политике
правительства заняла земская тема, которая стала предметом самых острых
споров в правящих верхах в связи с поисками выхода из обострявшегося
политического кризиса. Витте выступил решительным противником проектов по
децентрализации управления и расширению местного самоуправления. Он
предлагал реорганизовать местное хозяйственное управление, усилив
бюрократический аппарат и допустив лишь некоторое представительство местной
общественности. В специальной записке, предназначенной для
внутреправительственного использования, но впоследствии опубликованной, он
писал, что его предложения сводятся в основном к реформированию местной
правительственной администрации. Наряду с этим он утверждал, что в
настоящее время Россия не представляет еще окончательно сложившегося
государства и целостность се может поддерживаться только сильной
самодержавной властью. Такой взгляд на самодержавие вполне соответствовал
честолюбивому характеру могущественного министра, влиятельное положение
которого в период расцвета его карьеры во многом основывалось на личном
расположении к нему Александра III. Положение всесильного визиря при
неограниченном деспоте вполне его устраивало и, видимо, подпитывало его
политические пристрастия. Ситуация начала меняться с восшествием на престол
Николая II. Последнему не могли импонировать манеры министра финансов, его
настойчивость, некоторое менторство и наставительность тона в разговорах,
частое упоминание о воле его отца при решении тех или иных вопросов.
Охлаждение к Витте и даже враждебность к нему императорской четы в какой-то
мере, видимо, было усугублено его поведением во время серьезной болезни
Николая II осенью 1900 года, когда в придворной среде даже возник вопрос о
его преемнике. Тогда Витте высказался за брата царя - Михаила, чем кровно
обидел императрицу, в пользу которой были расположены некоторые сановники.
К тому же рост его влияния серьезно обеспокоил царское окружение, которое
стремилось повлиять на мнение Николая II о Витте.
6. Отставка с поста министра финансов. Дипломатическая деятельность
Все это наряду с нараставшими расхождениями по ряду важных аспектов
внутренней и внешней политики, особенно по поводу дальневосточных дел,
русско-японских отношений, а также в связи с установившейся в правых кругах
репутацией "красного", "социалиста", "опасного масона" привело в августе
1903 года к отставке Витте с поста министра финансов. Одной из основных
причин стало то, что он не хотел воевать с Японией, но идея маленькой
победоносной войны грела душу министра внутренних дел В.К.Плеве. Николай II
оказался на стороне партии войны - и Витте был смещен.
Учитывая, однако, его высокую международную репутацию, необходимость
иметь под рукой компетентного советника но сложнейшим проблемам, Николай II
обставил свое решение внешне вполне благопристойно: Витте получил крупное
единовременное вознаграждение (около 400 тысяч рублей) и был назначен
председателем Комитета министров. Должность эта была почетная, но
фактически маловлиятельная, так как Комитет занимался в основном мелкими
текущими делами.
Потерпев поражение в политической борьбе, Витте не вернулся к частному
предпринимательству. Он поставил себе целью отвоевать утраченные позиции.
Оставаясь в тени, он добивался того, чтобы не потерять окончательно
расположения царя, почаще привлекать к себе "высочайшее внимание", укреплял
и налаживал связи в правительственных кругах. Начать активную борьбу за
возвращение к власти позволила подготовка к войне с Японией. Однако надежды
Витте на то, что с началом войны Николай II призовет его, не оправдались.
Летом 1904 г. эсером Е. С. Созоновым был убит давний противник Витте
министр внутренних дел Плеве. Опальный сановник приложил все усилия, чтобы
занять освободившееся место, но и здесь его ждала неудача. Несмотря на то,
что Сергей Юльевич успешно выполнил возложенную на него миссию - заключил
новое соглашение с Германией, - Николай II назначил министром внутренних
дел князя Святополка-Мирского.
Пытаясь обратить на себя внимание, Витте принимает самое активное
участие в совещаниях у царя по вопросу о привлечении выборных от населения
к участию в законодательстве, пытается добиться расширения компетенции
Комитета министров. Он использует даже события "Кровавого воскресенья",
чтобы доказать царю, что без него тому не обойтись, что если бы Комитет
министров под его председательством был наделен реальной властью, то такой
поворот событий был бы невозможен.
Наконец 17 января 1905 г. Николай II, несмотря на всю свою неприязнь,
все-таки обращается к Витте и поручает ему организовать совещание министров
по "мерам, необходимым для успокоения страны" и возможным реформам. Сергей
Юльевич явно рассчитывал на то, что это совещание ему удастся преобразовать
в правительство "западноевропейского образца" и стать во главе его. Однако
в апреле того же года последовала новая царская немилость: Николай II
совещание закрыл. Витте вновь оказался не у дел.
Правда, на сей раз опала длилась недолго. В конце мая 1905 г. на
очередном военном совещании окончательно прояснилась необходимость
скорейшего прекращения войны с Японией. Вести нелегкие переговоры о мире
было поручено Витте, который неоднократно и весьма успешно выступал в
качестве дипломата (вел переговоры с Китаем о постройке КВЖД, с Японией - о
совместном протекторате над Кореей, с Кореей - о русском военном
инструктаже и русском управлении финансами, с Германией - о заключении
торгового договора и др.), проявляя при этом недюжинные способности.
На назначение Витте чрезвычайным послом Николай II пошел с большой
неохотой. Витте давно подталкивал царя начать мирные переговоры с Японией,
чтобы "хотя немного успокоить Россию".
23 августа 1905 г. был подписан Портсмутский мир. Это была блестящая
победа Витте, подтверждавшая его выдающиеся дипломатические способности. Из
безнадежно проигранной войны талантливому дипломату удалось выйти с
минимальными потерями, добившись при этом для России "почти
благопристойного мира". Несмотря на свое нерасположение, царь по
достоинству оценил заслуги Витте: за Портсмутский мир ему был присвоен
графский титул (кстати, Витте тут же издевательски прозовут "графом
Полусахалинским", обвинив тем самым в уступке Японии южной части Сахалина).
Вернувшись в Петербург, Витте с головой погрузился в политику:
принимает участие в "Особом совещании", где разрабатывались проекты
дальнейших государственных преобразований. По мере нарастания революционных
событий Витте все настойчивее показывает необходимость "сильного
правительства", убеждает царя, что именно он сможет сыграть роль "спасителя
России", В начале октября он обращается к царю с запиской, в которой
излагает целую программу либеральных реформ. В критические для самодержавия
дни Витте внушает Николаю II, что у того не осталось иного выбора, кроме
как-либо учредить в России диктатуру, либо - премьерство Витте и сделать
ряд либеральных шагов в конституционном направлении.
Наконец, после мучительных колебаний, царь подписывает составленный
Витте документ, который вошел в историю как Манифест 17 октября. 19 октября
царь подписал указ о реформировании Совета министров, во главе которого был
поставлен Витте. В своей карьере Сергей Юльевич достиг вершины. В
критические дни революции он стал главой правительства России.
На этом посту Витте продемонстрировал удивительную гибкость и
способность к лавированию, выступая в чрезвычайных условиях революции то
твердым, безжалостным охранителем, то искусным миротворцем. Под
председательством Витте правительство занималось самыми разнообразными
вопросами: переустраивало крестьянское землевладение, вводило
исключительное положение в различных регионах, прибегало к применению
военно-полевых судов, смертной казни и других репрессий, вело подготовку к
созыву Думы, составляло Проект Основных законов, реализовывало
провозглашенные 17 октября свободы.
7. Отставка Витте и его смерть.
В середине апреля 1996 г.были опубликованы результаты выборов в Думу, а
в конце апреля, перед открытием Думы, Витте вышел в отставку. Он считал,
что обеспечил политическую устойчивость режима, исполнив две свои главные
задачи: возвращение войск с Дальнего Востока в Европейскую Россию и
получение большого займа в Европе. А по А.Ф. Керенскому: "Для Витте,
который проявил себя как величайший государственный деятель в истории
России, эти свободные выборы оказались "лебединой песней".[1] Перед самым
открытием Думы (27 апреля 1906 г.) его выбросили из правительства. Реформы,
которые он разрабатывал, были преданы забвению, а его место занял типичный
представитель Санкт-Петербургской бюрократии И.Л. Горемыкин. У Горемыкина,
опиравшегося на поддержку царя, не было ни малейшего желания сотрудничать с
избранным составом Думы".
Отставка с поста председателя Совета министров стала для Витте концом
политической карьеры. Однако, сидеть, сложа руки, он не собирался и не
терял надежды вернуться к власти. Оставались еще такие средства
политической борьбы, как трибуна Государственного совета и печать.
С присущей ему энергией Витте использовал их для того, чтобы снять с
себя ответственность за происхождение русско-японской войны и революции и
вообще представить свою государственную деятельность в выгодном свете.
Витте не терял надежды на возвращение к государственной деятельности до
последнего дня своей жизни. В начале первой мировой войны, предсказывая,
что она окончится крахом для самодержавия, Витте заявил о готовности взять
на себя миротворческую миссию и попытался вступить в переговоры с немцами.
Но он уже был смертельно болен и скончался 28 февраля 1915 года. Несмотря
на войну, имя бывшего премьера в течение нескольких дней не сходило со
страниц газет.
Царская чета встретила известия о смерти Витте, как подарок судьбы. «Я
уезжаю с таким спокойствием на душе, - писал Николай жене, - что даже сам
удивляюсь. От того ли это происходит, что я беседовал с нашим Другом
(Распутиным, авт.) вчера вечером, или же от газеты, которую Бьюкенен дал
мне, от смерти Витте, а может быть, от чувства, что на войне случится что-
то хорошее, - я не могу сказать, но в сердце моем царит истинно пасхальный
мир»[2]. Витте был единственным из министров Николая II, не просто усердно
работавшем в тени императорской власти, но вышедшим из этой тени, непомерно
возвысившимся в дни своего короткого премьерства. Что бы он не писал и не
печатал о русско-японской войне и революции, доказывая свою непричастность
к их происхождению, выставляя себя спасителем царской власти, для Николая
II события ненавистной ему революции были, прежде всего, связаны с именем
Витте. Царь не мог простить ему унижений, пережитых в трудные дни осени
1905 года, когда Витте вынудил его сделать то, чего он не хотел, и что
противоречило прочно сложившимся в его сознании представлениям о
самодержавной власти. Среди государственных деятелей последних лет
существования Российской империи Витте выделялся необычным прагматизмом,
граничившим с политиканством. Прагматизм Витте был не только отражением
свойств его личности, но и явлением времени. Витте показал себя выдающимся
мастером латать расползшийся политический режим, ограждая его от
радикального обновления.
8. Заключение.
В России путь преобразователя всегда был извилистым и тернистым. В
данном случае парадокс состоял в том, что, хотя объективные достижения
экономической стратегии Витте, казалось бы, трудно было оспаривать,
противодействие ей постепенно и отовсюду нарастало.
В начале XX в. Российская империя была среднеразвитой аграрно-
индустриальной страной с крайне многоукладной экономикой. Это было
следствием особенностей капиталистической модернизации страны:
1) сжатые сроки (Россия за полвека прошла путь, на который ведущим
странам Запада потребовались века) не могли привести к сосуществованию
различных форм хозяйства - от передовых промышленно-капиталистических до
разного рода раннекапиталистических и полуфеодальных (мануфактурных,
мелкотоварных, патриархально-натуральных);
2) смещение в связи с этим некоторых основных стадий (этапов) складывания
крупнокапиталистической индустрии и модернизации аграрного сектора
(промышленный переворот завершился в России до победы буржуазной революции,
аграрная капиталистическая перестройка не завершилась и после этого
переворота;
3) противоречивая роль государства, форсировавшего развитие отдельных
отраслей промышленности и вместе с тем тормозившего проявление частного
предпринимательства, оказывавшего всемерное содействие сохранению
латифундиального помещичьего землевладения и отвлекавшего громадные
средства от производительного использования.
Российская деревня оставалась средоточием феодальных пережитков.
Важнейшими их проявлениями были, с одной стороны, помещичьи латифундии,
практиковавшие отработки (прямой пережиток барщины), а с другой стороны -
крестьянское малоземелье, средневековое надельное землевладение, община с
ее переделами, тормозившими модернизацию крестьянского хозяйства. Пережитки
крепостничества пагубно влияли на все стороны жизни страны. Они
консервировали низкий уровень агрокультуры, обрекая на периодические
голодовки огромные массы населения; снижали его покупательную способность,
что вело к ограничению рынка сбыта и для промышленности; удерживая низкий
жизненный уровень народных масс, они обусловили дешевизну рабочей силы и
тормозили техническое перевооружение предприятий и т.п. Наконец, они
служили питательной средой для сохранения феодальной по своей природе
политической надстройки - российского абсолютизма. В целом аграрный сектор
разительно отставал от промышленности, и это отставание все более
приобретало форму острейшего противоречия между потребностями буржуазной
модернизации страны и тормозящим влияние феодальных пережитков.
Основные реформы Витте - это, во-первых, денежная реформа 1897 г.,
которая позволила накопить достаточный золотой запас для сбережения размена
государственных кредитных билетов; во-вторых, введение винной монополии для
увеличения государственных доходов и сократить дефицит» госбюджета; затем
строительство крупной сети железных дорог, начатое с 1891 г.; а также
разработка и внедрение покровительственного тарифа. Они помогли развитию
крупной фабрично - заводской промышленности. Выплавка чугуна в России в
1887 г. составляла 35,6 млн. пудов, а в 1904 г. -152,6 млн. пудов. Добыча
каменного угля в Донецком бассейне в 1887 г. составляла 125,6 млн. пудов, а
в 1904 г. - 798,6 млн. пудов. Оборот внешней торговли составлял в 1881 г.
1024 млн. руб. (вывоз 506 млн., ввоз 518 млн.), в 1903 г. - 1683 млн. руб.
(вывоз 1001 млн., ввоз 682 млн.).[3] Однако они не нравились всем слоями
общества, все находили в них что-то неудовлетворительное.
Хор критиков звучал все громче. Значительная часть купечества была
недовольна конкуренцией со стороны иностранного капитала. Владельцы -
аграрии утверждали, что введение золотого рубля понизило цены на зерно.
Деятели правого толка обвиняли Витте в том, что он продает Россию
иностранцам. Не менее резко отзывалась и левая пресса. Достаточно
характерна, например, оценка В.И. Ленина, данная в "Искре" 1902 г.: Витте
ведет "хищническое хозяйство" при помощи "увеличения займов и повышения
налогов".
Нельзя сказать, что критики были совсем неправы. "Система Витте"
действительно не была» свободна от хозяйственных диспропорций и достаточно
острых противоречий. Если тяжелые отрасли индустрии росли быстро, то легкая
промышленность заметно отставала. По пищевой промышленности, например темпы
роста были ниже прироста населения. В текстильной же промышленности средний
годовой прирост оказался в принципе неплохой, но в значительной мере - за
счет экспорта в Персию, Китай и другие страны Внутреннее же потребление
хлопка на душу населения было более чем скромное - в 4 раза уступало США, и
почти в 8 раз - Англии. Точно также, несмотря на весьма высокий уровень
добычи нефти и производства нефтепродуктов (сейчас в это трудно поверить,
но в ту раннюю эпоху освоения "черного золота" на Россию приходилось почти
половина мировой нефтедобычи), керосина в стране на душу населения
потреблялось почти в 4 раза меньше, чем, например, в Германии. Явно ниже
возможностей производства было непромышленное потребление угля, листового
железа и подобных предметов широкого спроса. Низкая покупательная
способность основной массы населения, таким образом, выступала лимитирующим
фактором.
Ограничение массового потребления обусловливалось и фискальными мерами.
Например, акциз на сахар приводил к тому, что внутренняя цена его
оказывалась почти в 3 раза меньше той, по которой экспортированный
российский сахар продавался в Лондоне. Короче говоря, "цепочка
индустриализации" наталкивалась на узость внутреннего рынка.
Видел ли Витте это противоречие? Не только видел, но и пытался его
разрешать. В ходе реализации своей программы развития он буквально "уперся"
в крестьянский вопрос. Тогда он становится инициатором нового этапа
крестьянской реформы. Главная идея, сформулированная в итоговой записке
Витте на высочайший адрес, фактически предвосхищала столыпинские
мероприятия: переход от общинной к личной собственности, переселение
крестьян на свободные земли, стимулирование государством фермерских
хозяйств. Различие состояло в том, что Витте предупреждал о недопустимости
насильственной ликвидации общины. Предлагалось также отменить выкупные
платежи. Однако эта программа не встретила поддержки наверху. Под давлением
министра внутренних дел В.К. Плеве и других консервативных чиновников (за
которыми стоял сам царь) Совещание в 1902 г. было закрыто.
Данная акция была симптомом менявшегося отношения к министру финансов
и его деятельности со стороны тогдашних российских верхов. Противодействие
нарастало, и его все труднее было обходить. Можно предположить, что при
более или менее нормальном, благоприятном течении событий (мирной эволюции
страны) Витте скорее всего удалось бы произвести необходимые коррективы в
своей экономической политике - не только облегчить положение крестьянства,
расширить емкость внутреннего рынка и пр., но и устранить другие
диспропорции (например, уже проявляющуюся тенденцию монополистического
поведения крупных промышленников, поставленных государством в “тепличные”
условия государственной опеки). Во всяком случае, профессиональные качества
Витте предполагали, что он способен был справиться с этими проблемами. Но в
том-то и дело, что в начале XX в, в России - и прежде всего усилиями
консервативных вдохновителей самодержавия - события стали развиваться
"ненормально". Соответственно усиливались расхождения министра -
реформатора с большими сановниками и самим царем. Здесь заключался другой
парадокс реформ Витте: он натолкнулся на сопротивление режима, которому он
искренне служил и во имя поддержки которого, собственно говоря, и проводил
свои экономические реформы.
По мере того, как обнаруживались расхождения Витте с высшей
бюрократией и самим царем, становилось все более очевидным его положение
"белой вороны" в структуре власти. В результате его вынужденная отставка с
поста министра финансов стали закономерным финалом, который одновременно
фактически означал и конец его планов.
В качестве премьер-министра Витте суждено было принять на себя
революционный удар 1905 г. В последний раз им была предпринята попытка
послужить "царю и отечеству". Он делал все, чтобы защитить монархию. Но,
увы, это не имело результатов, но показало лишь, что в политике Витте
чувствовал себя менее уверенно, чем в хозяйственной деятельности. Им опять
были недовольны все - и справа и слева. Либералы упрекали его за защиту
прерогатив царя перед Государственной думой. Консерваторы - за то, что
закон о выборах в Государственную думу, автором которого он был, привел к
тому, что Дума оказалась чересчур левой. О политических радикалах и
говорить нечего - их не устраивало в премьере все. В 1906 г. С.Ю. Витте
пришлось уйти в отставку - на этот раз окончательно.
И еще один урок можно извлечь из опыта деятельности Витте -
необходимость четкой "адресации" проводимых преобразований, социальной
опоры реформ. Как демократия должна уметь себя защитить, так и реформы, в
том числе экономические, нуждаются в поддержке тех слоев населения, в
интересах которых они проводятся. Отсутствие же такой поддержки,
неспособность обеспечить ее могут стать преградой преобразованиям, которые
в принципе, объективно отвечают интересам многих, и даже общества в целом.
Историки считают, что Витте действовал вполне адекватно той
хозяйственной и социально - культурной реальности России конца XIX - начала
XX в., которая его окружала. Именно поэтому он достиг столь значительных
успехов в своей политике экономического реформирования российского
общества. И пусть даже его реформы отвергались обществом, но главное, что
они помогли развитию России, хотя не все шло гладко, но ведь никто не
застрахован от ошибок.
Литература
1. Дякин В. С. Был ли шанс у Столыпина?, Звезда, 12, 1990.
2. Корелин А. П. Краткое пособие по истории, Москва: "Высшая школа",
1992.
3. Эйдельман Н. "Революция сверху" в России, Москва: "Книга", 1989.
4. Бок. П. А. Столыпин, Москва: "Современник", 1992.
5. Попов Г. О столыпинской реформе, Наука и жизнь, N , 199 .
6. Отечественная История (История России с древнейших времен до
1917 г.), Москва: "Большая российская энциклопедия", 1994.
7. Ананьин Б. В., Р. Ш. Ганелин. Сергей Юльевич Витте, Вопросы истории,
8, 1990.
8. Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте, Вопросы истории, 6 -
9. Столыпин П. A. Нам нужна великая Россия, сборник речей, Москва:
"Молодая Гвардия", 1991.
10. С.Ю.Витте, Избранные воспоминания, 1849-1991 гг., М.: Мысль, 1991,
с.197
11. Переписка Николая и Александры Романовых, т.III. М.-Пгр., 1923.
12. А.Ф. Керенский. Россия на историческом повороте; Вопросы истории N7,
1990
13. Хорос В. С.Ю. Витте: судьба реформатора // Мировая экономика и
международные отношения. №10, М., 1998
-----------------------
[1]А.Ф. Керенский Россия на историческом повороте; Вопросы истории N7,
1990, с. 7.
[2] Переписка Николая и Александры Романовых, т.III. М.-Пгр., 1923, с.116.
[3] Хорос В. С.Ю. Витте: судьба реформатора // Мировая экономика и
международные отношения. №10, М., 1998, с. 98.
Страницы: 1, 2, 3